Уголовная ответственность в сфере закупок

Не так давно Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), а именно были введены две новые статьи – 200.4 и 200.5 УК РФ. Данные статьи предусматривают меры ответственности как для самих должностных лиц государственного и муниципального заказчика (работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг), так и для участников государственных закупок.

Конкретный вид наказания, к которому будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Закон устанавливает уголовную ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и предусматривает санкцию в виде штрафа в размере до 200 000 рублей либо лишение свободы на срок до 3 (трех) лет. Также статья устанавливает ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок в виде штрафа в размере до 500 000 рублей либо лишения свободы на срок до трех лет. При этом срок лишения свободы может составить вплоть до 12 лет в случае причинения крупного ущерба. Закон предусматривает основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в конце прошлого года Федеральным законом от 27.12.2018 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» была введена статья 200.6 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Новые уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в контрактной системе должны соотноситься с современным механизмом функционирования государства и вписываться в структуру УК РФ. Принимая во внимание указанные обстоятельства, требуют осмысления заданный законодателем видовой объект и содержание норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего (ст. 200.5 УК РФ).

Рассмотрим новые составы преступлений более подробно.

Содержание

Ст. 200.4 УК РФ (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд)

Статья 200.4 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.

Законодатель специально отметил то, что исследуемое преступление совершают работники контрактной службы, которые не являются должностными лицами. Они не уполномочены принимать административно-хозяйственные решения по распоряжению бюджетными средствами, но могут причинить ущерб незаконными действиями при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Указанные действия наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 200.4 УК РФ, (а) совершенное группой лиц по предварительному сговору и/или (б) причинившее особо крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок)

Подкупом следует считать незаконную передачу работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупками по Закону № 44-ФЗ.

Деятельность государства по решению стоящих перед ним задач требует определенное материальное обеспечение и связана с расходованием огромных сумм бюджетных средств. Эта область больше других подвержена коррупции, по этой причине вопросы совершенствования ее уголовно-правовой охраны имеют существенное значение. О размерах причиняемого государству ущерба говорят суммы незаконного вознаграждения, которые получают представителями государственных организаций – заказчиков за действия в интересах подрядчиков. Можно привести в качестве примера следующую публикацию: «заместитель начальника Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта — обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта — филиала ОАО «РЖД» получил от представителя коммерческих организаций 35 млн 500 тыс. рублей за оказанное содействие в заключении договора по очистке территории объекта предстоящего строительства железной дороги на участке Журавка-Миллерово без конкурсных процедур, а также в беспрепятственном подписании актов выполненных работ и их своевременной оплате…»1. И такие ситуации встречаются нередко.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

• штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или

• штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до 3 лет, или

• исправительными работами на срок до 2 лет, или

• принудительными работами на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или

• лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

• штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или

• штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо

• принудительными работами на срок до 5 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового, либо

• ишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

• штрафом в размере от 1 миллиона до 2 миллионов 500 тысяч рублей или

• штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо

• лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Следует отметить то, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности в случае, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, или же в отношении указанного лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Помимо всего прочего, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

• штраф в размере от 400 тысяч до 1 миллиона рублей или

• штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо

• принудительные работы на срок до 3 лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо

• лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

• штрафом в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или

• штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо

• лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

• штрафом в размере от 2 миллионов до 5 миллионов рублей или

• штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового либо

• лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 миллион рублей.

Избежать уголовной ответственности можно, если нарушитель будет активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Ст. 200.6 УК РФ (заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)

Относительно недавно (в декабре 2018 г.) ввели новую статью в УК РФ, касающуюся уголовной ответственности за нарушения в области госзакупок, а именно ст. 200.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанной статьей установлена уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основным квалифицирующим признаком преступления в виде дачи заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отграничивающим данный состав от состава административного правонарушения, является нанесение крупного ущерба (на сумму более 2 250 000 рублей).

Такое деяние наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При этом более строгое наказание предусмотрено в случае, если то же деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо смерть двух и более лиц (наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового).

Судебная практика

В связи с тем, что статьи 200.4 – 200.6 УК РФ введены сравнительно недавно, судебная практика применения указанных статей в настоящее время находится на стадии формирования. Тем не менее, это не означает, что ранее должностные лица, уполномоченные на проведение закупок, либо недобросовестные участники закупок не привлекались к уголовной ответственности. В основном подобные деяния, перечисленные в статьях 200.4 – 200.6 УК РФ, квалифицировались в качестве мошенничества, злоупотребления должностными полномочиями, получения и дачи взятки.

Например, достаточно распространенной является ситуация «заточки» закупок под конкретного участника закупки.

Так, в Хакасии был вынесен приговор по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере). По данным следствия, организованной группой, в состав которой входил осужденный, в аукционную документацию при проведении закупок на поставку медицинского оборудования и медицинских изделий для оснащения объектов вносились требования к товарам, которые привели к ограничению конкуренции, неправомерному исключению возможности участия в аукционах коммерческих организаций, созданию преимущественных условий для определенных коммерческих структур по закупке и последующего заключения государственных контрактов по выгодной цене. В дальнейшем от каждого заключенного таким образом государственного контракта руководителям преступного сообщества передавались «откаты» в размере от 10 до 20%.

В результате реализации этой преступной схемы, путем обмана были похищены внебюджетные и бюджетные средства в особо крупном размере на сумму более 90 миллионов рублей. При этом преступный умысел, направленный на хищение более 138 миллионов рублей не был доведен до конца по независящим обстоятельствам, поскольку обязательства по государственным контрактам об оплате исполнены не в полном объеме, а активная преступная деятельность структурированной организованной группы пресечена правоохранительными органами республики.

Судом было назначено наказание в виде лишения свободы. Учитывая, что обвиняемый ранее не был судим и полностью признал себя виновным в совершении преступления, активно способствовал своими признательными показаниями раскрытию и расследованию преступления, а также изобличению соучастников, в ходе предварительного следствия заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и полностью выполнил его условия, наказание признано условным с испытательным сроком года2.

Уголовная ответственность за нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

К административной ответственности за нарушение требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ» (далее – Закон № 223-ФЗ) привлекают как заказчика, так и должностных лиц. Должностное лицо – это работник, который отвечает за закупки: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий. Сотрудник будет отвечать, если обязанности по закупкам прописаны в должностной инструкции или другом локальном нормативном акте (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). К уголовной ответственности привлекают за нарушение УК РФ, а не законодательства о закупках. Ответственность несут сотрудники, которые нарушили должностные обязанности или совершили другие преступления. УК РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере закупок в рамках названого выше закона. Таким образом, гипотетически возможно наступление ответственности по «общим» нормам УК РФ о мошенничестве, присвоении, растрате, подлоге документов, халатности и проч., разумеется, при условии совершения предусмотренных этими статьями деяний.

Так, например, в одном из судебных дел директор ООО препятствовал участию компании потерпевшего в электронном аукционе на закупку 24 автомобилей. При этом осужденный выдвинул в адрес потерпевшего, желавшего участвовать в аукционе, незаконные требования о передаче 2,5 миллионов рублей взамен на прекращение своих действий по срыву аукциона и затягиванию его проведения. Желая избежать ущерба своим законным интересам и получить прибыль от деятельности возглавляемых юридических лиц потерпевший вынужденно согласился с требованиями подсудимого. После получения первой части коммерческого подкупа в размере 1,5 миллионов рублей осужденный был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

По результатам рассмотрения уголовного дела в суде он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 8 ст. 204 УК РФ (получении коммерческого подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством)3.

Конкретный вид ответственности, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

14 июня 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

________________________

1 Сайт Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. В Ростове-на-Дону окончено предварительное следствие в отношении бывшего заместителя начальника Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» за получение взятки в особо крупном размере. 24 Апреля 2018 17:40.

2 Приговор Абаканского городского суда от 04.05.2018.

3 Приговор Устиновского районного суда г. Ижевска от 05.03.2018.

Подробно итоги контрольных мероприятий описаны в приложении к письму Казначейства под названием «Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в первом полугодии 2018 года».

Отмеченные в документе нарушения помогут федеральным заказчикам правильно определить бюджетные риски, подготовиться к проверкам органов внешнего контроля, а также будут полезны работникам заказчиков, на которых возложены внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Ошибки заполнения плана-графика госзакупки

В конце каждого года заказчики формируют планы-графики с подробной информацией о закупках. Планы-графики создаются на основе планов закупок, в которых содержится общая информация о проводимых процедурах. Часть сведений в плане-графике заполняется автоматически из плана закупки, остальную часть заказчик вносит вручную. Некоторые данные можно редактировать.

Форма плана-графика и требования к её заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Если в закупку включены товары с одинаковыми единицами измерения, в плане-графике нужно указать их количество (объём) и единицу измерения из перечисленных в ОКЕИ. Если приобретаются товары с разными единицами измерения, заполнять эту графу в описании объекта закупки не нужно.

Заказчики нередко нарушают это правило и в плане-графике не указывают единицу измерения объекта закупки и соответствующий код по ОКЕИ.

Также выявлялись случаи, когда количество закупаемого товара могло быть подсчитано (например, в литрах, в киловатт-часах и т.д), но в плане-графике вместо этого указывалась «условная единица» в качестве единицы измерения.

Казначейство отметило нарушение правил заполнения, при котором в плане-графике указывалось наименование и описание лекарственных препаратов без информации об их международных непатентованных наименованиях или (при отсутствии таких наименований) химических, группировочных наименований и характеристик.

Ошибки заполнения формы обоснования закупок

Обоснование закупки — это таблица, которая содержит пояснения заказчика о причинах выбора определенных условий закупки. Форма обоснования закупок установлена постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта и способ определения процедуры. Если проверяющие сочтут, что обоснование отсутствует или не соответствует законодательству о контрактной системе, виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Казначейство выявило, что заказчики включают в планы-графики закупки без обоснования выбранного способа определения поставщика либо не указывают обоснование выбранного способа в форме обоснования закупок, установленной постановлениемПравительства РФ от 05.06.2015 № 555.

В указанной форме заказчики не заполняют отдельные графы либо вносят информацию, не соответствующую наименованию графы. Казначейство выделило случаи, при которых:

  • указывалась недействующая государственная программа Российской Федерации;
  • не указывался правовой акт, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), в соответствии с которым проводилась закупка.

Ошибкой является указание заказчиком в форме начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), не соответствующей НМЦК, которая отражена в плане-графике, а также произведённому заказчиком расчету НМЦК согласно представленным документам.

Еще одно выявленное нарушение при заполнении формы заключается в указании методов определения и обоснования НМЦК, не соответствующих представленным документам.

Также были выявлены случаи несоблюдения заказчиками сроков размещения правовых актов об утверждении нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров (в том числе предельных цен).

Ошибки в определении начальной (максимальной) цены контракта

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это максимальная сумма, которую готов заплатить заказчик, она указывается в планах-графиках закупки. В ходе выбора поставщика цена может уменьшаться, именно поэтому она называется начальной. Для определения НМЦК в законодательстве существуют определенные правила. Выбранную НМЦК необходимо обосновать.

Среди нарушений в госзакупках, связанных с НМЦК:

  • отсутствие обоснования НМЦК, включённой в план-график закупок;
  • несоответствие НМЦК, указанной в плане-графике, значению НМЦК, указанной в представленном обосновании;
  • обоснование НМЦК, произведённое после включения закупки в план-график;
  • обоснование, произведённое с арифметическими ошибками в расчётах или округлением (увеличением) цены до объёма финансирования по данному виду закупки.

Казначейство отметило как нарушения случаи, когда для обоснования НМЦК использовалась информация о ценах из контрактов, которые не были исполнены или по которым взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Также Казначейство относит к нарушениям случаи, когда для обоснования НМЦК использовались источники информации, в том числе коммерческие предложения, не являющиеся публичными офертами.

Противоречит требованиям закона о контрактной системе установление НМЦК на основании информации о ценах поставщиков, не осуществляющих поставку идентичных планируемых к закупке товаров.

Нарушения государственных закупок на этапе исполнения контракта

Заказчики допускают ошибки и в ходе исполнения контракта. Например, не всегда проводят экспертизу поставленных поставщиком товаров, результатов работ или услуг.

По наблюдениям Казначейства за первую половину 2018 года, заказчики также не начисляли пени и штрафы и не направляли требования об их уплате в адрес поставщика за то, что он ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в том числе не соблюдал сроки исполнения контракта.

Выявлены случаи занижения суммы пеней, начисленных за нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по контракту.

Заказчики принимали работы, не соответствующие контрактам, при этом выявленные несоответствия не были устранены подрядчиками в соответствии с законом о контрактной системе.

Казначейство отметило случаи, когда поставленные товары и выполненные работы отражались заказчиками в регистрах бухгалтерского учёта несвоевременно либо неполно.

Ошибки в отчётности об исполнении контракта

После исполнения или расторжения контракта заказчик обязан составить отчёт о его исполнении и разместить этот отчёт в ЕИС. Отчёт подготавливается на основании документов о приёмке и оплате и содержит подробные сведения как о самом контракте, так и о том, как стороны его выполняли. Порядок заполнения отчёта подробно регламентирован постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, однако заказчики допускают нарушения в отчётности.

Так, Казначейство выявило, что нередко отчёты вообще не размещаются в ЕИС либо размещаются несвоевременно.

Кроме того, в отчётах заказчики часто не отражают информацию о том, что вносились изменения в контракт в ходе его исполнения.

В некоторых случаях информацию о результате исполнения контрактов отражают недостоверно. Например, указывают размер авансового платежа, не соответствующий условиям контракта, или отражают ошибочную информацию о реквизитах документа, подтверждающего оплату.

К нарушениям требований законодательства о контрактной системе Казначейство также относит отсутствие в отчёте об исполнении контракта информации о ненадлежащем его исполнении (с указанием допущенных нарушений) либо о санкциях, которые были применены в связи с этим нарушением.

По наблюдениям Казначейства, в некоторых случаях к отчёту об исполнении контракта не прилагалось заключение по результатам экспертизы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх