Управление налогами

НУ нельзя рассматривать в отрыве от процесса исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, так как НУ своей основной целью имеет определение точного размера залогового обязательства.

В этой связи несовпадение налогового и БУ дает основание предположить, что НУ можно рассматривать с двух точек зрения:

1. НУ в широком смысле слова;

2. НУ в узком смысле слова.

НУ в широком смысле слова выступает в каче­стве процесса фиксации имущества налогоплательщика, со­вершаемых им хозяйственных операций и их результатов для распределения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. То есть, рассма­тривая НУ с таких позиций, можно утверждать, что в качестве такового можно рассматривать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе статистиче­ский и бухгалтерий учет, если он так или иначе связан с на­логообложением.

Иными словами, в случае, когда БУ ис­пользуется для исчисления суммы налога, подлежащей взно­су бюджет, то он начинает выполнять две функции: учетно-финансовую (основная функция) и учетно-налоговую (вспо­могательная функция).

В то же время НУ в узком смысле слова есть специализированная система, применяемая исключитель­но в случае, когда БУ неприменим для расчета сумм налогов, причитающихся взносу в бюджет. Представляется, что именно такой подход позволяет выде­лить НУ в чистом виде, то есть в качестве само­стоятельной и независимой системы финансовых отноше­ний.

Однако представляется, что рассмотрение НУ только в узком смысле не обосновано, так как, во-первых, подобный подход исключает из рассмотрения и анализа це­лый блок бухгалтерско-учетных отношений, непосредствен­но применяемых для исчисления налога, а во-вторых, в лю­бом случае исторически НУ сформировался че­рез отмежевание от учета бухгалтерского, который и является для него первичным.

Кроме того, необходимо отметить, что в чистом виде НУ применяется достаточно редко, в то время как методология НУ практически везде основана на учете бухгалтерском.

Иными словами, в тех случаях, когда для исчисления на­лога, причитающегося взносу в бюджет, применяется БУ, последний перестает выполнять свои чисто финансово-учетные задачи и трансформируется в учет нало­говый.

Таким образом, НУ представляет собой систе­му сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансо­вой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика.

Положения и нормы, регламентирующие порядок и усло­вия ведения НУ, содержатся в налоговом законодательстве.

В нормативных актах по налогообложению регламентация отношений по НУ, как правило, выделяется «для целей налогообложения», тем самым подчеркивается, что то или иное положение применяется в строго ограничен­ных случаях, когда осуществляется расчет тех или иных нало­говых показателей.

Предметом НУ в обобщенном виде выступает производственная и непроизводственная деятельность пред­приятия, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.

Кроме того, предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпри­нимателей, удерживающие подоходный налог, обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году.

Веление НУ позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, решение кото­рых с использованием только системы БУ просто невозможно.

Главная задача НУ — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей на­логообложения каждая хозяйственная операция.

Из данных НУ должно быть ясно:

ü как определяются доходы и расходы;

ü как определяется доля расходов, учитываемых для це­лей налогообложения в конкретном отчетном периоде;

ü какова сумма расходов (убытков), подлежащих отнесе­нию на расходы в следующих налоговых периодах;

ü каким образом на предприятии формируются резервы;

ü какова задолженность по расчетам с бюджетом по на­логам.

Подтверждением данных НУ согласно ст. 313 НК РФ являются:

ü первичные учетные документы (включая справку бух­галтера);

ü аналитические регистры НУ;

ü расчет налоговой базы.

Порядок ведения НУ устанавливается в учет­ной политике для целей налогообложения и утверждается со­ответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, предприятие должно сформировать учетную политику для НУ.

5. Налоговое планирование и управление прибылью предприятия. (дополнительный материал)

На сегодняшний день нет нормативного документа, кото­рый предусмотрел бы все МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НУ. Однако исходя из анализа действующего законодатель­ства можно выделить семь основных методов.

1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных БУ и используются исключительно для целей налогообложения.

Фактически речь идет о выработке в налоговом учете свое­го категориально понятийного аппарата, посредством кото­рого он и реализуется внешне как самостоятельная отрасль системы финансовых отношений.

2. Вторым по значению методом НУ необходимо назвать установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтер­ских учетно-финансовых правил и методик.

Основной особенностью данного метода является его на­правленность исключительно на налогообложение.

Так, все затраты организации, связанные с производством продукции (работ, услуг), в полном объеме формируют фак­тическую производственную себестоимость продукции (ра­бот, услуг). Однако для целей налогообложения произведен­ные предприятиями и организациями затраты корректиру­ются с учетом утвержденных в установленном порядке лими­тов, норм и нормативов.

Таким образом, в налоговом законодательстве установлен особый порядок для расчета специальной «налоговой» себе­стоимости, которая применяется исключительно для опреде­ления прибыли, подлежащей налогообложению.

3. Определение метода учета формирования налогообла­гаемой базы.

Традиционно до октября 1995 г. порядок определения нало­гооблагаемой базы рассматривался как бухгалтерский вопрос, имеющий к проблемам налогообложения лишь косвенное от­ношение. Это оборачивалось существенным пробелом некото­рых законов о налогах, а в ряде случаев выступало причиной неоправданной запутанности при исчислении налогов.

Первый метод учитывает момент получения средств и про­изводства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, л расходами — реально выплаченные суммы.

Этот метод называется кассовым, а также методом при­своения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме (получены в кассе наличными, переда­ны в собственность посредством оформления определенных документов и т. д.). В соответствии с этим методом прирост стоимости имущества не является доходом до того момента, пока этот прирост тем или иным образом не объективирован: проценты по вкладу в банке получены, акции проданы по це­не большей, чем цена их приобретения, и др.

При применении второго метода важен момент возник­новения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возник­ло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне за­висимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном перио­де, независимо от того, произведены ли по этим обязатель­ствам выплаты. Этот метод называется накопительным, или методом чистого дохода.

По целому ряду налогов метод учета налогооблагаемой ба­зы напрямую зависит от метода определения выручки для це­лей налогообложения. Так, при исчислении облагаемой базы налогов на прибыль, добавленную стоимость, пользователей автомобильных дорог и др. выручка от реализации продук­ции (работ, услуг) определяется:

— либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами -по поступлению средств в кассу);

— либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных докумен­тов.

При этом метод определения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг) для целей налогообложения устанав­ливается предприятием на длительный срок (ряд лет). Выбор того или иного метода определения выручки от реализации зависит от условий хозяйствования предприятия и характера взаимоотношений с партнерами.

Первый метод — формирование выручки по мере оплаты — применяется предприятиями давно и действовал все предше­ствующие периоды. Преимущество данного метода в том, что предприятие распоряжается денежными средствами, фактиче­ски поступившими на расчетный счет или в кассу предприятия. Определяемый финансовый результат получается реальным и основан на конкретно полученных денежных средствах.

Второй способ определения выручки от реализации про­дукции был разрешен в России к применению в 1992 г. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки предпри­ятие теряет право собственности на нее. Определяемый фи­нансовый результат от реализации продукции является по своей сути потенциально полученной прибылью, так как ре­ально предприятие еще не получило денежных средств.

При определении выручки от реализации по мере отгруз­ки, а значит, и конечного финансового результата, у предприятия возникает обязанность исчислить и уплатить все налоги. Возникает ситуация, когда реально денежные средства на счет предприятия еще не поступили, а налоги, которые ис­числены с выручки и положительного финансового результа­та, уже необходимо уплатить в бюджет.

При сопоставлении двух методов определения выручки от реализации можно сделать вывод, что при прочих равных условиях получится различная величина прибыли за отчет­ный период. При определении выручки по мере оплаты за продукцию прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении выручки по моменту отгрузки. Величина финан­сового результата, определенная но второму способу, будет больше. Однако использование этого метода приводит к недостатку реальных денежных ресурсов, так как признание продукции реализованной и объявленная прибыль не подтверждены фактически полученными денежными средствами. В то же время объявленная прибыль влечет за собой уплату всех обязательных налогов.

4. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения.

Вышеуказанный метод в чистом виде реализует фискаль­ную функцию НУ и в своей основе служит для специального обозначения некоторых явлений из других от­раслей (права, экономики, БУ и т. д.).

Суть этого метода заключается в том, что для целей налогообложения налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему со­держанию не совпадает с общепринятым.

Так, к посредническим операциям и сделкам для целей налогообложения относится деятельность предприятия, вы­ступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения, хотя с экономической точки зрения к посреднической деятельности непосредственно относятся и деятельность по оптовой перепродаже товарно-материальных ценностей (снабженческо-сбытовая и заготовительная дея­тельность), и деятельность по розничным продажам (торго­вая деятельность). Однако для целей налогообложения эта деятельность посреднической не является.

5. Установление налогового дисконта («фиктивного» дохода для целей налогообложения).

Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы.

Данный метод является самым характерным и распростра­ненным способом НУ, который применяется при исчислении многих налоговых платежей. Так, помимо налога на добавлен ну ю стоимость метод налогового дисконта применяется:

— по налогу на прибыль предприятий и организаций;

— по акцизам и др.

6. Определение для каждого вида налогов своего налогового периода.

Налоговый период — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно опре­деляется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно-налогового элемента определяется тем, что мно­гим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и т. д.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходи­мо систематически вести учет совершаемых операций и пе­риодически подводить итог.

В этой связи следует различать понятия «налогово-учетный период» и «отчетный период», то есть срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и пред­ставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности. В ря­де случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, при уплате налога на добавленную стоимость ма­лыми предприятиями налоговый и отчетный периоды равны трем месяцам, то есть одному кварталу. Однако иногда отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода. Это вызвано, как правило, потребностью равномерного внесения налога в бюджет, что не всегда может быть обеспечено уплатой авансовых платежей, рассчитанных па основе какого-либо периода.

В зависимости от установленного налогового периода раз­личают налоги срочные и периодично-календарные.

Срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый но сроку с момента возникновения объекта налогообложе­ния.

Периодично-календарные налоги исчисляются в тече­ние определенного срока, установленного календарно, и их и свою очередь можно разделить на ежемесячные, кварталь­ные, годовые.

Ежеквартальные налоги исчисляются по окончании квар­тала.

Ежегодные налоги исчисляются по окончании года. К еже­годным можно отнести налог на доходы физических лиц.

7. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации.

Ведение специальной налоговой документации является формально-техническим приемом методологии НУ. Налоговая документация состоит из трех разновидностей документов:

— налоговые расчеты;

— документация, обосновывающая показатели налоговых расчетов;

— налоговые регистры.

Особенностью налоговой документации является то, что к ее составе отсутствуют специализированные «налоговые» первичные документы, поскольку основанием для ведения НУ являются первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Налоговые расчеты представляют собой специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отра­жает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства (расчеты, декларации, специальные расчеты по некоторым видам налогов).

Необходимо отметить, что практически по каждому виду налогов существует единственный расчетный документ, ко­торый предоставляется налоговым органам в порядке, уста­новленном законодательством. Причем в каждом конкретном случае налоговые расчеты могут иметь свое наименование. Документация, обосновывающая показатели налоговых рас­четов, играет роль справочных материалов, которые расшиф­ровывают или обосновывают данные из налоговых расчетов. Данная документация бывает двух типов:

1) документация, необходимая для исчисления налога;

2) документация, не влияющая непосредственно на исчисление сумм налогового платежа.

Налоговые регистры представляют собой сводные формы НУ на предприятии.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ВЕДЕНИЮ НУ НА ПРЕДПРИЯТИИ:

1. Забалансовые счета НУ используются для учета налоговых доходов и расходов, порядок признания ко­торых для целей НУ отличается от БУ.

Для учета каждого вида доходов и расходов, порядок при­знания которых для целей НУ отличен от бух­галтерского, организуется синтетический налоговый счет.

К каждому счету плана счетов забалансового НУ прикрепляются необходимые для формирования по­казателей декларации по налогу на прибыль аналитические справочники, формы и справочники-перечисления. Для ве­дения аналитического учета используются аналитические справочники. В справочниках применяются шифры анали­тического учета 1, 2 и 3 уровня.

Кодирование счетов НУ начинается с буквы «Н». Относительно формирован и я показателей бухгалтерско­го баланса счета НУ являются забалансовыми. Учет операций на счетах НУ ведется с примене­нием двойной записи.

Поскольку с бухгалтерских счетов переносится не вся ин­формация, а только необходимая для дальнейшей обработки. В случае отсутствия корреспондирующего налогового счета может использоваться специальный счет. Рабочий план счетов и субсчетов НУ разрабатывается с учетом дополнительной детализации доходов и расходов в соответствии с требованиями НК РФ.

2. Информационной базой для обработки информации счетах НУ являются данные БУ. К плану счетов БУ прикрепляются необходимые для формирования входящих данных НУ аналитические справочники. БУ и НУ максимально сближены между собой.

3. Корректировка данных БУ основана на следующих правилах:

3.1. При оценке объектов учета:

— если в БУ оценка объектов учета совпадает с оценкой для целей налогообложения, то данные из БУ без изменения переносятся в регистры НУ и налоговую декларацию;

— если в налоговом учете стоимостная оценка объектов учета признана большей, чем в БУ, то сум­мы фиксируются на специальных забалансовых счетах НУ после предварительного расчета;

— если в налоговом учете стоимостная оценка объекта уче­та признана меньшей, чем в БУ, то построе­нием аналитики в БУ можно обеспечить раздельный учет принимаемых и не принимаемых для целей налогообложения сумм;

— если выделение объектов учета влечет за собой значи­тельное увеличение аналитики и неудобства для пользова­телей программы компьютерного учета, то данные объектов учета отражаются на счетах НУ.

3.2. При различиях в группировке объектов учета:

— если для целей бухгалтерского и НУ предусмотрена различная группировка объектов учета, то данные НУ по указанным объектам учета отражаются на забалансовых налоговых счетах.

3.3. При совпадении или различиях в определении даты признания доходов и расходов при методе начисления:

— при совпадении дат признания событий в налоговом и БУ, данные БУ могут быть перенесены в регистры НУ и налоговую декла­рацию;

— если операции признаются в БУ раньше или позже, то данные НУ по таким операциям отражаются на счетах НУ, а данные бухгалтер­ских счетов имеют отметку «Не для целей налогообложения».

Литература

1. НУ: учеб. пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, Е.Л. Малкина. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 368с. ISBN 978-5-8018-0529-0

3.4.1 Основная литература

1. Налоговый учет: учеб. пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, Е.Л. Малкина. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 368с. ISBN 978-5-8018-0529-0

2. Налоговый учет / Н.А. Нестеренко, Е.С. Цепилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 412с. ISBN 978-5-222-14425-1

4. Налоговый учет: учеб. пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов.: Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80с. ISBN 978-5-8265-0811-4

5. Бодрова, Т.В. Налоговый учет на предприятиях и в организациях / Бодрова, Т.В. , . — М.: Дашков и К , 2008 . — 304 с.

6. Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет : учеб. / Вещунова, Н.Л. — М.: Проспект, 2009 . — 848с.

3.4.2 Дополнительная литература

1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. I и II. – М.: Книга-сервис, 2007.

3. План счетов бухгалтерского учета. Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации №34н от 29.07.98.

5. ПБУ 1/08 «Учетная политика организации». Приказ Минфина РФ №106н от 06.10.08.

6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.99.

8. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет – М.: Финансы и статистика, 2005, 592с.

10. Бухгалтерский учет. / Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. – 4-е изд. Перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 858с.

3.5. Перечень методических указаний

3.6. Другие учебно-методические материалы

3.6.1 Задачи по соответствующим темам курса.

3.6.2 Тестовые задания по соответствующим темам курса.

Приложение

Управление налогообложением

Управление налогообложением играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики. От него зависит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рыночной экономики.

Управление налогообложением — комплексное понятие. С одной стороны, это целенаправленная деятельность работников налогового и финансового аппаратов (формы, методы, приемы) но управлению процессами формирования денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами. С другой стороны, это система, охватывающая налоговые органы, возглавляемые Федеральной налоговой службой (ФНС России), и федеральные и территориальные финансовые органы по контролю и надзору в области налогов и сборов во главе с Минфином России.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы как основное звено управления представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют помимо федеральных и территориальных органов с Федеральной таможенной службой (ФТС России) и ее территориальными подразделениями (таможенными органами), а также с органами внутренних дел.

Управление налогообложения охватывает в целом:

  • • управление налоговыми отношениями в обществе;
  • • управление контролем за сбором налогов;
  • • управление финансово-налоговым аппаратом.

В процессе изменения экономической ситуации н стране управление налоговой системой постоянно модифицируется. В условиях государственной собственности, когда преобладали централизованные методы управления экономикой, налоговые формы изъятия доходов в бюджет не имели решающего значения. С переходом к рыночным отношениям управление налогообложением выдвигается на передний план, поскольку налоги становятся важным рычагом регулирования социально-экономического развития страны, повышения эффективности хозяйствования.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач — па микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

  • • образование централизованных бюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • • установление оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • • составление общих планов и прогнозов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

  • • определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета (при этом не должно быть допущено их переобложение, чтобы не затруднить процесс производств и в то же время не нанести ущерб бюджету);
  • • разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;
  • • осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Хорошо известны негативные стороны действующего налогового законодательства: недостаточный уровень юридической проработки издаваемых нормативных актов; сложность, нечеткость, противоречивость нормативно-правового оформления содержания налоговой системы. Это серьезно затрудняет понимание налогового законодательства, а следовательно, и практическое его применение. Принятый Налоговый кодекс РФ обеспечил создание в рамках РФ целостной налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения. Кодекс систематизировал действовавшие ранее нормы и положения, регулирующие процесс налогового производства, приведя их в формализованную, единую, логически цельную и согласованную систему. Устранены также недостатки налоговой системы, существующие до принятия Налогового кодекса РФ, такие как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные функции налогов: фискальная (обеспечения государства финансовыми ресурсами) и регулирующая (нацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства).

Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов предприятия. Если налоговое бремя предприятия чрезмерно велико, утрачиваются стимулы к предпринимательской деятельности.

Налогообложение предприятий в России регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

В соответствии с данным документом ксущественным элементам налогообложения относятся:

1. Объект налогообложения,

2. Налоговая база,

3. Налоговый период,

4. Налоговая ставка,

5. Порядок исчисления налога,

6. Порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения – это реализация товаров, (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство по налогам и сборам связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная физическая или другая характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – период, по окончании которого определяется налоговая база. Налоговый период может состоять из ряда отчетных периодов, по итогам которых устанавливаются авансовые платежи. Налоговым периодом как правило является год.

Налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики (субъекты налогообложения) и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).

К факультативным элементам налога относят те, отсутствие которых существенно не влияет на степень определенности налогового обязательства. Это налоговые льготы, ответственность за налоговые правонарушения, порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, формы изменения срока уплаты налога и т.д.

К формам изменения срока уплаты налога относятся отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

Налогоплательщик обязан составлять отчетность. К ней относится, в частности, налоговая декларация.

Налоговый агент – лицо (физическое или юридическое), на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Федеральная налоговая служба (ФНС) проводит камеральные (по месту нахождения налогового органа) и выездные (по месту нахождения налогоплательщика) проверки налогоплательщиков.

Мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция в виде денежный взысканий — штрафов. Уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере. Субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики (юридические и физические лица), сборщики налогов, кредитные учреждения, ответственные за перечисление налогов.

К способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога относят:

— залог имущества;

— поручительство;

— пеню;

— приостановление операций на счетах в банках;

— арест имущества (ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества).

В состав налогов, взимаемых на территории РФ, входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Классификация налогов по уровню управления

Федеральные Региональные Местные
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 1. Налог на имущество организаций 1. Налог на имущество физических лиц
2. Налог на прибыль (дохо-ды) организаций 2. Транспортный налог 2. Земельный налог
3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 3. Налог на игорный бизнес
4. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) Специальные налоговые режимы:
5. Единый социальный налог (ЕСН) Единый налог на вмененный доход
6. Государственная пошлина Упрощенная система налогообложения
7. Налог на добычу полезных ископаемых Единый сельско-хозяйственный налог
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
9. Водный налог

Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемым предприятиями, представлена в таблице 7.3

Специальные налоговые режимы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. При применении специальных режимов уплата налога на прибыль для организаций, НДС, налога на имущество, ЕСН, заменяется уплатой единого налога. Кроме того, освобождение налогоплательщиков от уплаты НДС производится в случае, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. р.

Таблица 7.3

Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями

Налог Объект налогообложения Налоговые ставки Налоговый период Источник уплаты
Налог на добавленную стоимость Выручка от реалиизации 18 %, 10 %, 0 % квартал выручка
Налог на прибыль Налогооб-лагаемая прибыль 20 %, 9 %, 15 % год Финансовый результат
Единый социальный налог Вознаграждения работникам 26 % и регрессивная шкала год расходы
Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества 2,2 % (может понижаться региональными органами власти) год расходы

Переход на упрощенную систему налогообложения может существенно снизить налоговое бремя предприятия. Налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов: уплачивать 6 % от дохода или 15 % от разницы доходов и расходов. Однако, законодательством наложены достаточно жесткие ограничения для перехода на этот режим налогообложения, перечисленные в ст.346.12 НК РФ .

Например, не вправе применять УСН:

— организации, имеющие филиалы или представительства,

— организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%,

— организации, средняя численность работников которых превышает 100 человек,

— организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб. и др.

Также установлено ограничение по выручке. Переход на упрощенную систему возможен, если доход за 9 месяцев до перехода не превышал 15 млн. р. с учетом коэффициента дефлятора (в 2008 году – 1,34). В течение года при УСН доход не должен превышать 20 млн. р. с дефлятором.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) – специальный налоговый режим в отношении следующих видов деятельности: бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли; услуг платных автостоянок; услуг общественного питания; автотранспортных услуг; распространения или размещения наружной рекламы. Размер ЕНВД фиксирован и не зависит от полученного дохода.

В зависимости от объекта налогообложения налоги делят на прямые и косвенные.

Косвенные налоги – налоги, взимаемые со стоимости реализованных товаров. К косвенным относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

НДС, подлежащий уплате в бюджет, уменьшается на суммы НДС по приобретенным ценностям, оказанным работам и услугам.

Пример. Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость, полученную предприятием и уплаченную в бюджет. Выручка от реализации продукции (без НДС) составила 300 тыс. р. НДС, уплаченный за приобретенные сырье, материалы и комплектующие – 30 тыс. р. Ставка НДС – 18 %. Решение: полученный НДС: 300 х 0,18 = 54 тыс. р. Таким образом, выручка с учетом НДС составила 300 + 54 = 354 тыс. р. Сумма НДС, уплаченного в бюджет: 54 – 30 = 24 тыс. р.

Некоторые налоги включаются в состав расходов на производство и реализацию и увеличивают себестоимость продукции. К ним относятся единый социальный налог (ЕСН), транспортный налог, земельный налог и ряд ресурсных налогов.

Учетная политика предприятия влияет на размер уплачиваемых налогов. Например, использование нелинейного метода амортизации уменьшает налог на прибыль в первые месяцы эксплуатации объекта.

Время чтения ~3 мин Татьяна Черницкая Опубликовано: 01 Авг 2019 Просмотров: 1066 Комментариев: 0

Компании, ведущие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, ежемесячно отчисляют фиксированный процент от прибыли в государственную казну. Налоговые обязательства организаций строго регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. В нем сформированы и описаны все существующие системы налогообложения, условия совершения выплат и наказания за их просрочку.

В жизни нельзя избежать только двух вещей смерти и налогов. Причем современная медицина позволяет во многих случаях избежать первого.

Б. Франклин

Что такое налог и кто обязан его платить

Прежде чем приступить к рассмотрению систем налогообложения, следует определиться с базовой терминологией. Налогом называют обязательный, регулярный взнос в государственную казну. Выплатить налог может как физическое, так и юридическое лицо. В случае отсрочки выплаты, данное лицо понесет ответственность. В случае с организациями, налоговое обязательство делят на три составляющие:

  • объект обложения налогом — доход, прибыль, действующие активы;
  • база налогообложения — численный показатель, характеризующий сумму выплаты;
  • процентная ставка — соотношение базы налогообложения к реальной стоимости объекта.

Под термином «фирма» или «организация» в случае с налогообложением понимаются все виды юридических лиц.

Важно!

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом называется компания, владеющая обособленными имущественными объектами.

Таким образом, под определение «организация» попадают и крупные ИП, которые нанимают дополнительных сотрудников, арендуют помещение для ведения дел или владеют иными формами обособленных имущественных объектов.

Виды налогового обязательства

Учредители организации обязаны выплачивать налоги с момента официальной регистрации компании. НК РФ выделяет четыре формы налоговых обязательств организации:

  • налог на чистую прибыль и его аналоги;
  • НДФЛ за служащих, нанятых на работу;
  • платежи, связанные с НДС;
  • налоги на акцизы, пошлины.

Систему выплаты сборов владелец компании может выбрать самостоятельно.

Какие бывают налоговые системы

Чем больший доход приносит компания, тем больше налогов выплачивает ее владелец. Впрочем, столь оптимистического взгляда на государственные сборы придерживаются далеко не все бизнесмены. Каждый владелец организации стремиться выбрать такой вид налогового обязательства, который позволит минимизировать обязательные выплаты. В зависимости от специфики работы предприятия, можно придерживаться одной из систем:

  • УСН — обязывает к выплате фиксированных 6% от чистого дохода или 15% от прибыли. Сбор за найм рабочей силы выражен в 13% за граждан РФ и 30% за граждан других государств.
  • ЕНВД (будет отменен с 2021 года) — единый налог, выраженный в фиксированной процентной ставке в зависимости от доходности предприятия. Сопровождается разовыми отчислениями за нанятый персонал. Подходит для организаций с высоким уровнем регулярного оборота.
  • ОСНО — организация облагается фиксированным налогом на прибыль. Выплаты в государственную казну составляют 2%, в казну субъекта РФ — 18%. НДС 0-20%. Налог на имущество до 2.2%.
  • ЕСХН — режим, разработанный специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Фиксированная ставка составляет 6% от базы.

От того, какую систему предпочтет владелец компании, зависит ставка, объект и конечная сумма отчисления. Чтобы рассчитать сумму сбора по каждому режиму, стоит обратиться к профессиональному бухгалтеру.

Выплата сборов и наказание за просрочку

Согласно НК РФ, представитель организации обязан самостоятельно осуществить выплату сбора. Для этого бухгалтер рассчитывает сумму по выбранному режиму, формирует декларацию и обращается в уполномоченный орган. В случае, если расчеты сотрудника ошибочны и платеж окажется меньше требуемой суммы, компании придется выплатить штраф.

Отказ от выплаты сборов, их задержка или выплата меньшей суммы, влекут за собой ответственность. В первую очередь уполномоченный орган предпримет попытку связаться с представителями организации и сообщить о существующем долге. Если реакции на уведомления не последует, с расчетных счетов компании может быть списана требуемая сумма. Последним этапом взыскания является реализации имущества организации. Такую меру владелец организации может оспорить в суде.

Ответственностью за неуплату сбора облагаются все учредители организации. Каждого из них ожидают следующие санкции:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере прибыли учредителя за период от одного года до трех лет;
  • арест на срок до полугода;
  • выполнение исправительных работ в течение двух лет;
  • введение ограничения на занимаемый пост на срок до трех лет.

Способы уменьшения налогового сбора

Несмотря на строгость системы налогообложения, учредитель может использовать законные меры уменьшения суммы обязательного сбора.

Уменьшить налог на доход можно двумя путями: снизить прибыль или увеличить расходы. В первом случае предпринимателю придется прибегать к незаконным махинациям, в то время как второй можно осуществить без риска. Для этого следует превратить капитальные затраты в текущие.

Способы уменьшения других категорий сборов зависят от выбранной схемы налогообложения. Основной их секрет кроется в грамотном администрировании расходов, ответственном ведении документации и совершении регулярных отчислений во избежание образования штрафов.

Необходимость регулярного совершения отчислений в государственную казну строго регламентирована законом. При условии верного выбора системы налогообложения, своевременного проведения выплат и эффективного управления предприятием, эти траты не ударят по доходности компании.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх