Устав

«Устав
о ссыльных» М. Сперанского

Вадим ШАХЕРОВ,
доцент ИГУ

История
ссылки и каторги в Сибири
начинается едва ли не с начала ее
присоединения к России. Еще в 1586 г. в
Тобольске был учрежден Разбойный
приказ, занимавшийся ссылкой в
новый край беглых крестьян,
участников народных волнений и
уголовных преступников.
Окончательно ссылка в Сибирь была
узаконена Соборным уложением 1649 г.,
по которому основными местами
ссылки определялись отдаленные и
малозаселенные районы Восточной
Сибири. Сюда направлялись как
«государственные
преступники», состав которых
расширялся за счет участников
антиправительственных заговоров,
изменников и шпионов,
военнопленных, ревнителей старой
веры — старообрядцев, так и
уголовные элементы — «воры»,
«тати», «душегубы» и
другие «неблагонадежные
элементы». Вообще круг деяний, за
которые следовала ссылка, был
необычайно широк и постоянно
пополнялся: незаконное
изготовление и продажа вина и
табака, фальшивомонетничество,
оказание неповиновения властям и
помещикам, разбой и мошенничество,
воровство, прошение милостыни и т.д.
Следует отметить, что государство
использовало ссылку не только как
карательную меру с целью
обеспечения внутренней
безопасности, но и как средство
заселения отдельных сибирских
территорий, направляя тысячи
ссыльных на строительство и
эксплуатацию путей сообщения,
разработку природных богатств
края. Штрафная колонизация была
одним из постоянных источников
роста российского населения в
Сибири и формирования местного
крестьянства.

Уже в XVIIв.
оформилось несколько видов ссылки.
Массовой была ссылка провинившихся
казаков, стрельцов, военнопленных в
службу для пополнения служилого
населения Сибири. Крестьян
посадских, гулящих людей ссылали,
как правило, на поселение в посад
или в пашню. Само правительство в 1698
г. констатировало, что «такими
многими ссыльными людьми сибирские
городы и слободы и деревни везде
полнятся». В XVIIIв. ссылка на
поселения становится ведущей.
Указами 1760-х годов помещики
получили право ссылать своих
крепостных за «непристойные и
предерзновенные поступки».
Однако разрешалось ссылать только
здоровых мужчин не старше 45 лет,
пригодных к хлебопашеству, а
семейных — с семьями. Как бы то ни
было, эта была ссылка без суда, и
подвергшиеся ей не являлись
настоящими преступниками, а само
наказание представляло собой
административную высылку.

Еще одним
видом ссылки была ссылка в
заключение, когда преступников не
только ссылали в Сибирь, но и
заточали их здесь в острог или
монастырь. Ссылка в заключение
применялась в основном к опальным
представителям власти, изменникам,
противникам официальной церкви и
религиозным вольнодумщикам. Всех
их предписывалось держать в
темницах скованными, за крепким
караулом, «чтоб к ним никто не
приходил и злого ученья у них не
принимал». В начале XVIII в.
появился новый вид ссылки — ссылка
на каторгу, т.е. на принудительные
работы. Каторжан в основном
направляли на горные заводы и
рудники, где использовали как
даровую рабочую силу. Со второй
половины XVIIIв. основным местом
каторги стали горнозаводские
предприятия Нерчинского горного
округа, принадлежащие кабинету ея
императорского величества. Кроме
закоренелых уголовников в
каторжные работы стали направлять
«секретных арестантов» за
разного рода политические
преступления. Указом от 13 сентября
1797 г. предписывалось «…
произносителей дерзких слов против
императорского величества, равно
возмутителей народа и
пристанодержателей (т.е.
укрывателей — В.Ш.) отсылать в
Нерчинск на работу». В округе
находилось до 3-4 тыс. каторжан,
среди которых на особом положении
содержались «секретные
арестанты», о которых
составлялись для иркутского
губернатора именные ведомости.

Сроки ссылки
в рассматриваемый период никак не
оговаривались. Фактически она была
пожизненной. Только каторга, как
особо тяжелый вид ссылки, с
течением времени получает
ограничение во времени. С 1822 г. ее
максимальный срок определяется в 20
лет. Но и отбывшие ее не получали
свободу, а переводились на
пожизненное поселение в то место,
которое определяли местные власти.
Не имея средств к существованию,
без какой бы то ни было поддержки
властей, очень немногие их них
могли встать на ноги и влиться в
состав старожильческого
крестьянского населения Сибири.
Большинство же было вынуждено
наниматься в работники к
хозяевам-старожилам, уходить на
различные промыслы и отхожие
заработки, а с середины XIX в. — на
золотые прииски.

Определить
численность людей, сосланных на
протяжении XVIII — первой четверти XIX
вв., практически невозможно, так как
общей статистики ссыльных не
велось. Партии ссыльных
препровождались без всякого
порядка. Начальство не знало, кто,
за что был отправлен и куда
направляется. До 1822 г. практически
не было специальных местных
учреждений управления ссыльными.
Они полностью зависели от
произвола местных властей. Лишение
прав состояния и бессрочная ссылка
распространялись и на детей
ссыльных. Россия не имела четкого
правового определения ссылки и
каторги. Одновременно действовали
десятки указов и манифестов о
ссылке, нередко противоречащих
друг другу. Между тем количество
ссыльных в Сибири постоянно
возрастало. Только в 1800-1825 гг. в нее
поступило более 80 тыс.
ссыльнопоселенцев. Местные власти
просто не справлялись с таким
потоком. Те немногочисленные суммы,
которые отпускались на устройство
ссыльных в новых местах, просто
разворовывались чиновниками. Так
плачевно закончилась попытка
правительства ускорить заселение
Восточной Сибири в конце XVIII в.

Тяжелое
положение каторжан и отсутствие
порядка в их препровождении и
устройстве приводили к массовым
побегам. Вместе с неустроенными
поселенцами они промышляли любой
работой, просили милостыню, а более
решительные сбивались в
разбойничьи шайки и грабили на
большой дороге. Побеги с заводов в
конце XVIIIв. приняли массовый
характер. Только на Тельминской
казенной мануфактуре в начале XIX в.
в бегах числилось до 1034 человек.

В отличие от
властей местное население
сочувственно относилось к
ссыльным, по мере своих
возможностей помогало им. Когда
колодники проходили мимо
какой-нибудь деревни, ее жители
выходили к дороге и передавали им
продукты, одежду, деньги. Нередко
были случаи помощи сибиряков
беглым каторжникам и их
укрывательство. «Сибирь
принимала всех без разбора, — писал
декабрист Н.В. Батеньков, — когда
ссыльный вступал в ее границы, его
не спрашивали, за что и почему он
подвергся каре законов». Другой
современник, А.П. Степанов, замечал
о сибирских крестьянах: «Главные
добродетели их — гостеприимство и
сострадание, они и ссыльных
называют не иначе, как несчастными,
и готовы помогать бедным,
бесприютным».

Состояние
сибирской ссылки, слабый надзор за
препровождением и размещением
ссыльных, многочисленные
злоупотребления не могли не
волновать правительство. М.М.
Сперанский, проводя общую ревизию
сибирского края, обратил на
состояние ссылки и каторги особое
внимание. Объехав основные места
поселения, осмотрев тюрьмы и горное
производство Нерчинской каторги,
он принял решение о систематизации
законодательства и подготовки
новых нормативных актов,
регулирующих положение ссыльных и
самой ссылки. Их подготовка была
поручена Г.С. Батенькову.

Уставы 1822 г.
явились первыми кодексами
сибирской ссылки. Они не только
объединили все существующие акты
по вопросам ссылки, но и выделили в
особый институт полицейского права
законодательство о ссылке в Сибирь,
детально регламентируя
деятельность губернской
администрации по данному предмету.
Устав определял, что ссылка в
Сибирь могла быть двоякой: в
каторжные работы и на поселение.
Причем обе они определялись только
решением судебных инстанций. Таким
образом, отменялась
административная ссылка. Впервые
создавались специальные органы
управления ссылкой — Приказ о
ссыльных в Тобольске и экспедиции о
ссыльных в губернских городах.
Нормы устава регулировали порядок
отправления, устанавливали
необходимую для этого документацию
и определяли правовое положение
ссыльных на каторге и поселении.
Была ликвидирована величайшая
несправедливость в отношении детей
осужденных. Сперанский считал этот
шаг едва ли не главной своей
заслугой. Дети каторжников и
ссыльных получили право вступать в
свободные сельские и городские
сословия, тогда как до этого они
зачислялись «в состояние
отцов», то есть ссыльных и
каторжан с момента рождения.

«Устав об
этапах» предусматривал создание
по всему маршруту движения
ссыльных особых этапов — пунктов
отдыха, регламентировал порядок
отправления и движения ссылочных
партий, состав и функции этапной
стражи, обязывал местные власти
обеспечивать ссыльных
«нормальными» условиями жизни
на каторге и поселении, вводил
строгий учет ссыльных. Вдоль
Сибирского тракта была устроена 61
этапная тюрьма, где ссыльных
обеспечивали питанием и одеждой.
Партии должны были состоять из 60
человек летом и 100 зимой и
охраняться этапными командирами
корпуса внутренней стражи.

Реформа
сибирской ссылки явилась составной
частью широкого плана
государственных преобразований в
Сибири. Была создана система
административных мер, вводящая в
хаос временных положений о ссылке
строгий порядок. Но изменить
правовую сущность ссылки как меры
уголовной репрессии, направленной
в основном против угнетаемых слоев
населения России, эти документы не
смогли. Уже первые годы применения
уставов 1822 г. о ссылке показали, что
надежды Сперанского и Батенькова
на решение всех сложных вопросов
ссылки и каторги чисто
административными средствами
оказались тщетны. Продолжались
злоупотребления местных властей.
Отпускаемые на строительство
этапов и устройство ссыльных на
местах средства расхищались.
Многие нормы уставов оказались
преждевременны или просто
ненужными для правительства, а ряд
вопросов не был определен и
потребовал дополнительных
постановлений. Органы управления
ссылкой не справлялись со своими
обязанностями. Административная
ссылка продолжала существовать и
законодательно была быстро
восстановлена.

Устав учреждения — это свод правил, регулирующих деятельность организа­ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру­гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Уставы, общие для какой-либо сферы деятель­ности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав желез­ных дорог» и др. Уставы общественных организаций принима­ют и утверждают на съездах этих организаций.

Уставы пред­приятий, учреждений и организаций утверждаются их выше­стоящими органами управления (министерствами, ведомства­ми) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участни­ками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*.

Общие требования к порядку составления и оформ­ления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

* Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управле­ния), — с. 107.

Устав предприятия — это правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок рабо­ты. Это основной организационный документ в деятельности учреждений, организаций и предприятий различных организа­ционно-правовых форм собственности. Он регулирует взаимо­отношения данной организации с другими организациями, с физическими лицами, права и обязанности в сфере, соответст­вующей направлениям ее деятельности.

Устав является обязательным документом, его содержание и соответствии с законодательством РФ должно включать:

• наименование учреждения, организации, предприятия, его вид;

• местонахождение (почтовый адрес);

• предмет и цель деятельности;

• порядок образования имущества (или уставного капитала, выпуска и распределения акций и т.д.);

• порядок распределения прибыли;

• порядок образования учреждения (организации, пред­приятия), порядок управления и прекращения деятель­ности;

• органы управления (внутренняя организационная структура).

В зависимости от вида организации (учреждения) в типовой устав могут быть добавлены другие сведения:

• для банков — перечень проводимых банком операций и его функции;

• для бирж — сведения о максимальном составе членов, по­рядке их приема, правах и обязанностях, порядке разре­шения споров;

• для акционерных обществ — сведения о категории выпус­каемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др.*

* Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. — М.,1995, ст.52.

Устав как учредительный документ юридического лица

Нормы об уставах юридических лиц регламентируются Статьёй 52 Гражданского кодекса, а также законами о различных видах юридических лиц, например, Федеральным законом № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 февраля 1998 года (с изменениями и дополнениями).

Прежде чем организовать предприятие, необходимо определиться с его организационно-правовой формой и подготовить учредительные документы.

Российские предприниматели чаще отдают предпочтение такой форме предпринимательства, как общество с ограниченной ответственностью.

Она позволяет начать бизнес с нуля, а ее деятельность основывается на одном единственном учредительном документе — уставе.

Устав является учредительным документом и для унитарных предприятий.

Что такое устав предприятия?

Устав предприятия являет собой свод правил, регламентирующих деятельность предприятия.

Его составление – трудоемкая работа для учредителей. Основные правила оформления выглядят следующим образом:

  • документ не может противоречить законам, действующим в Российской Федерации;
  • содержание документа должно быть согласовано со всеми участниками вновь образуемого предприятия;
  • принятие устава происходит на общем собрании участников;
  • текстовое содержимое устава приводится на русском языке; если предприятие представлено на международных рынках, его наименование переводится на несколько языков.

С 2009 года данный документ считается единственной бумагой, необходимой для регистрации общества с ограниченной ответственностью.

В нем должны содержаться базовые моменты, имеющие отношение к повседневной деятельности компании. Вот некоторые из них:

  • полное наименование, ФИО руководителя;
  • размер уставного капитала, его процентное соотношение между участниками организации;
  • срок полномочий руководящего звена;
  • порядок организации внеочередного и очередного собрания;
  • распределение прибыли;
  • очередность ликвидации, реорганизации.

Цель любого организационного объединения – получение прибыли, производство конкурентоспособных товаров и услуг, приемлемых в категории «цена-качество» и удовлетворяющих запросы конечного потребителя.

Организаторам компании следует продумать логотип фирмы, фирменные цвета и другие отличительные особенности бизнес-инициативы.

При превышении числа работников предприятия планки в 50 человек, потребуется реорганизовать его в акционерное общество.

Преобразованному хозяйственному обществу потребуется разработка нового устава, содержащего специфические положения, обусловленные новым статусом компании. К примеру, актуальную информацию о выпускаемых акциях, их стоимости, номинале, составе акционеров и проч.

Структура устава предприятия

Чем полнее и точнее документ, регламентирующий основные «вехи» деятельности организации, тем меньше недоразумений и разногласий будет между участниками общества в процессе налаживания производства, дележки дивидендов (прибыли) и разделения ответственности.

Продуманный и юридически безупречный документ гарантирует отсутствие оттока прибыли, приумножение основного уставного капитала за счет привлечения новых участников.

Шаблонный вариант устава предприятия обычно включает нижеприведенные разделы.

. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вводная часть содержит данные о сокращенном и полном наименовании компании, фактический и юридически адрес, информацию по ОКЭВД (коды деятельности), федеральные законы и кодексы, в соответствии с которыми планируется осуществлять реализацию (производство) товаров и услуг.

. СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО СОУЧРЕДИТЕЛЯ

Здесь определяется состав участников, форма собственности компании, роль каждого члена в руководстве компании.

Также учитывается право каждого дольщика уставного капитала объявить о выходе из ООО.

. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Совещательный орган ООО собирается ежеквартально. Каждое решение оформляется протокольным образом.

При форс-мажорных обстоятельствах возможна организация внеочередного совещания.

. ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИИ

В учредительных документах перечисляется порядок ведения бухгалтерского учета, необходимость образования резервных фондов и принципы распределения финансов, полученной прибыли.

. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ

В подобных документах указываются персональные данные руководителя фирмы. Должностные лица – директор, его заместители, главный бухгалтер, члены ревизионной комиссии — избираются на общем собрании соучредителей ООО.

Если генеральный директор является единоличным управленцем капитала, в уставе предприятия прописывается его адрес по месту постоянной регистрации.

. РЕВИЗИЯ

Раз в год планируется проведение ревизии. Ревизор назначается согласно описанному выше порядку (на общем собрании участников).

. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ

В данном разделе уточняется, при каких обстоятельствах и каким образом ликвидируется или реорганизуется предприятие.

Пункт предполагает преобразование одной формы собственности в другую, более перспективную с точки зрения учредителей.

Особенности составления устава предприятия

Типовые формы учредительных документов распространяются в сети Интернет. С 2017 года шаблонный вариант написания подходит для регистрации в УФНС.

Налоговики принимают как бумажные, так и электронные формы учредительных документов предприятий.

При представлении письменной формы устава необходимо следовать установленным правилам:

  • все страницы нумеруются;
  • документ сшивается, а на последней чистой странице нити скрепляются печатью организации;
  • в конце документа ставится подпись учредителя организации и дата составления.

На практике возможны вариации изложения тех или иных положений устава в зависимости от производственной специфики конкретного предприятия. Часть их них систематизирована в таблице ниже.

Таблица 1.

Раздел устава Обычная редакция Возможные отклонения от нормы
Основные положения Организация создается на неопределенный срок Период функционирования ограничивается на определенный срок
Права и обязанности участников Участник ООО вправе распоряжаться долей по своему усмотрению Запрет на продажу доли третьим лицам (продавать долю разрешено только другим членам ООО).

Запрет передавать долю в качестве наследственной массы

Актуальный устав 2017 не предусматривает выхода участника из ООО Организация выхода из состава ООО легализована в учредительном документе
Порядок принятия резолюций при организации очередного и внеочередного совещания Изменения в уставном капитале проводятся с одобрения 2/3 участников Изменения в устав предприятия вносятся единогласно

Без устава ни одно предприятие функционировать не сможет. Создание юридического лица приурочивается к моменту его государственной регистрации.

УФНС включает компанию в государственный реестр после рассмотрения устава организации. Отметка о регистрации ставится на титульном листе документа, в правом верхнем углу.

К числу коммерческих и некоммерческих организаций, обязанных в соответствии с законодательством обзавестись собственным уставом, относят:

  • ПАО, ОАО, АО, действующие на основе ФЗ «Об акционерных обществах» от 1995 г.;
  • ООО, структура которых описана в п. 3 статьи 89 ГК РФ и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • фонды, ассоциации и союзы;
  • унитарные предприятия — ФГУП и ГУП, осуществляющие деятельность при оперативном управлении муниципальной, государственной собственности.

Содержание отдельных блоков типового устава унитарного предприятия приведено ниже.

Таблица 2.

Раздел Описание
Общие положения Полное и сокращенное название объединения
Место дислокации
Виды осуществляемой деятельности
Права и обязанности руководства Полномочия единоличного собственника
Назначение на должность
Порядок расторжения трудового договора с начальником
Финансовая составляющая Создание и управление фондами

Порядок внесения изменений в устав предприятия

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании уставных положений.

Предметный анализ устава предприятия позволит участникам хозяйственного общества или иного предприятия внести изменения, дополнить или исключить определенные пункты. Все эти поправки должны быть зарегистрированы.

Фиксации подлежат:

  • изменение наименования, юридического адреса;
  • открытие филиалов;
  • увеличение (уменьшение) размера уставного капитала;
  • изменение сфер деятельности;
  • другие перемены.

Любые поправки в устав обсуждаются на общем собрании собственников. Протокол заседания со всеми подписями сдается в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней. При этом уплачивается пошлина в размере 800 рублей.

Руководители предприятия при обращении в УФНС предоставляют пакет документации:

  • паспорт руководителя и его ксерокопия;
  • копии ИНН, свидетельства о регистрации, КПП, ОГРН;
  • заявление о внесении изменений;
  • протокол решения собрания.

Контролирующие органы следят за правомерностью каждого изменения, вносимого в учредительные документы.

Поправок без регистрации не допускается. Иначе – не избежать штрафа, размер которого достигает 5000 рублей.

Начинающие предприниматели вправе составить устав на основе шаблонных вариантов, внеся собственные оговорки и положения.

Видео об особенностях составления устава предприятия:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх