Уставы утверждаются

Устав

Устав– свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Н-р, «Устав добровольного спортивного общества», «Устав ж/дорог» и т.п.

— правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности.

Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются их съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов Федерации); устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций. Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава ЮЛ даны в части первой ГК РФ.

Структура текста устава меняется в зависимости от его разновидности.

Основными видами являются:

Ø Устав государственной организации (утверждается вышестоящим органом (министерством, комитетом);

Ø Устав муниципальной организации (утверждается городской или районной администрацией);

Ø Устав коммерческой организации (утверждается общим собранием (учредителями, собственником имущества) и регистрируется государственным органом;

Ø Устав общественной организации (утверждается общим собранием, (съездом) участников организации).

Уставы оформляются на стандартных листах бумаги.

Устав должен иметь следующие реквизиты:

· наименование организации

· наименование вида документа

· дату (утверждения)

· гриф утверждения

· отметку о регистрации устава (для коммерческих организаций)

· место издания (город)

· текст

· подписи учредителей или лиц, занимающих выборные должности (председателя, секретаря)

Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумерацию (раздел, пункт, подпункт):

  1. Общие положения.
  2. Цели, задачи, предмет деятельности.
  3. Правовой статус.
  4. Организационная структура (органы управления, структурные подразделения и их взаимосвязи)
  5. Финансово-материальная база (уставный капитал, акции, основные и оборотные средства, порядок распоряжения ими).
  6. Учет и отчетность.
  7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
  8. Порядок ликвидации и реорганизации.

Например, Устав акционерного общества содержит следующие разделы:

· Общие положения

· Акционерный капитал

· Порядок деятельности

· Права

· Управление

· Учет и отчетность

· Распределение прибыли

· Прочие накопления

· Прекращение деятельности

Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии).

· нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства (н-р: «Общие положения о министерствах»), одного органа (н-р: «Положение о государственной автомобильной инспекции»), структурного подразделения (комиссии, группы).

Положения могут регламентировать деятельность должностного лица.

Отдельная группа – положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Н-р: «Положение по ведению бухгалтерского учета и бух отчетности в РФ». Наиболее многочисленны разновидности положений, составляемых при создании новых организаций, структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.

Часто индивидуальные положения создаются на основе типовых, которые, как правило, разрабатываются и утверждаются вышестоящими органами управления.

Положения утверждаются в установленном порядке.

Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.

Положения и уставы учреждений (предприятий) входят в состав УС ОРД и имеют установленную структуру текста, как и положения о структурных подразделениях. В организации (фирме) должны быть Положения о каждом структурном подразделении. Они оформляются на общем бланке, подписываются руководителем структурного подразделения и утверждаются главой организации (фирмы).

Положения бывают двух видов:

· типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений, комиссий, н-р, Типовое положение об отделе кадров);

· индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения, комиссии, н-р, Положение о персонале ЗАО «ЭРА»).

Отдельную группу составляют положения о проведении каких-либо конкретных мероприятий: смотров-конкурсов, аукционов, тендеров, Положение ООО «АиТ» о конкурсе «Лучший программист».

Положение составляется на общем бланке организации.

Положение должно иметь:

Ø наименование вида документа;

Ø дату;

Ø заголовок к тексту;

Ø гриф утверждения;

Ø текст;

Ø подписи составителей;

Ø печать (при необходимости).

Датой положения является дата его утверждения руководителем или вышестоящим органом.

Заголовок положения отвечает на вопрос «о чем?», н-р, «Положение о государственном реестре…».

Текстможет состоять из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. задачи и функции.

3. управление и структура.

4. права и обязанности.

5. контроль деятельности.

6. служебные контакты.

7. Ответственность

2. Устав государственного (муниципального) унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Устав казенного предприятия утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Устав унитарного предприятия должен содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
место нахождения унитарного предприятия;
предмет и цели деятельности унитарного предприятия;
наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
перечень фондов, создаваемых предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4. Устав государственного (муниципального) предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере уставного фонда предприятия, а также о размере части прибыли от использования имущества, подлежащей перечислению собственнику.
5. Устав казенного предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
7. По требованию уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, кредитора или иного заинтересованного лица унитарное предприятие обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом унитарного предприятия, включая изменения и дополнения к нему.
8. Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению государственного органа или органа местного самоуправления, уполномоченного утверждать устав унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона для регистрации унитарного предприятия.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Следующая статья «
К тексту закона «

Виталий Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Предметом рассмотрения настоящего материала являются нормы, закрепляющие положения, касающиеся типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом.
Прежде напомним, что согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Устав — это зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности общества, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.
Устав — это учредительный документ, на основании которого общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) осуществляют свою деятельность (п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ)). Основным учредительным документом акционерного общества также является устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ)).
Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» закрепляет право действовать на основании типового устава только для ООО, акционерные общества применять типовой устав в своей деятельности не смогут. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон № 208-ФЗ.
Итак, ООО представляют собой наиболее распространенную организационно-правовую форму коммерческих организаций, действующих сегодня в России. Правовое положение ООО, их права и обязанности его участников определяются ГК РФ и Законом № 14-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 87 ГК РФ ООО признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. При этом участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Участники общества, не полностью оплатившие свои доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО. По правилам п. 1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ учредительным документом общества является устав общества.
Общество вправе осуществлять свою деятельность на основании одного из двух видов учредительных документов:
• устава общества, утвержденного его учредителями (участниками);
• типового устава.
Например, для вновь создаваемых организаций (в том числе, путем реорганизации) с вопросом о выборе устава нужно определиться еще на этапе создания. Если учредители решат, что общество будет действовать на основании типового устава, то они должны сообщить об этом в решении об учреждении ООО и в заявлении о государственной регистрации.
Сведения о том, что общество действует на основании типового устава, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, определенном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для этого необходимо направить в регистрирующий орган заявление по форме Приложения № 6 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и решение участников юридического лица.
Типовой устав утверждается нормативным правовым актом, вступающим в силу не ранее чем по истечении 15 дней со дня его официального опубликования, если самим актом не предусмотрен более поздний срок вступления в силу. В течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования названного нормативного правового акта типовой устав направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для размещения на его официальном сайте. Отметим, что такой же порядок предусмотрен для внесения изменений в типовой устав. Регистрирующий орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти типового устава, размещает такой типовой устав на своем официальном сайте и обеспечивает его открытость и общедоступность. Об этом сказано в п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. С введением типовых уставов изменилась и процедура создания, т. е. учреждения ООО.
При учреждении общества учредители в своем решении должны определить не только название, юридический адрес, размер уставного капитала, распределение долей, но и номер типового устава, на основании которого общество будет действовать.
Кроме того, решение об утверждении устава общества либо о том, что общество действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, принимается учредителями общества единогласно (п. 3 ст. 11 Закона № 14-ФЗ). Определенный перечень информации, которая должна быть отражена в типовом уставе, утвержденном учредителями общества содержит п. 2.1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ, а также п. 4 ст. 52 ГК РФ.
В частности, в уставе нужно прописать следующую информацию:
• сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• права и обязанности участников общества;
• сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
• сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
• сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
• иные сведения, предусмотренные Законом № 14-ФЗ.
Данный список является открытым, поскольку в уставе могут быть указаны и иные сведения, не противоречащие Закону № 14-ФЗ и иным федеральным законам. В целом, типовой устав содержит такие же сведения, что и уставы, утвержденные учредителями (участниками) общества (перечень закреплен в п. 2 ст. 12 Закона № 14-ФЗ), за исключением следующих «персональных» данных общества:
• полного и сокращенного фирменного наименования общества;
• сведений о месте нахождения общества;
• сведений о размере уставного капитала общества.
Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
По требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями, либо просто уведомить заинтересованное лицо о том, что общество действует на основании типового устава. В этом случае, ознакомиться с уставом можно бесплатно в открытом доступе на официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (п. 3 ст. 12 Закона № 14-Ф3).
Также общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом запредоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление. Участники общества, действующего на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками) могут в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава. С этой целью в регистрирующий орган следует направить соответствующее решение участников общества и заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
И наоборот, общество может перейти с типового устава на индивидуальный в любой момент своей деятельности. В этом случае изменения, внесенные в устав, необходимо зарегистрировать. Для этого необходимо подать документы, перечисленные в п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, и заплатить госпошлину.
01.08.2018 Министерством экономического развития РФ были утверждены формы типовых уставов, на основании которых может действовать ООО (Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» (далее — Приказ № 411)).
Основные преимущества использования типового устава — это экономия времени на составлении и утверждении устава ООО, на его регистрации в налоговом органе.
Каждый из типовых уставов состоит из 8 разделов, в которых имеются одинаковые положения (отсылочные нормы к Закону № 14-ФЗ) в части создания, прав и обязанностей участников и исполнительного органа, порядка созыва и проведения общего собрания участников, хранения документов, совершения крупных сделок, реорганизации и ликвидации. В типовом уставе нет сведений о наименовании ООО, месте нахождения и размере уставного капитала, поэтому при их изменении не придется вносить изменения в устав ООО.
Типовой устав ООО не требуется представлять в налоговый орган, он является электронным документом, распечатывать его на бумаге не нужно. При этом бумажный устав, утвержденный учредителями, также будет иметь силу.
36 типовых уставов отличаются друг от друга сочетанием следующих условий:
• возможность выхода участника из ООО;
• необходимость получения согласия участников ООО на отчуждение доли третьим лицам;
• наличие преимущественного права покупки доли;
• возможность отчуждения доли участнику ООО без согласия других участников;
• возможность перехода доли к наследникам и правопреемникам участника ООО без согласия других участников;
• порядок образования единоличного исполнительного органа ООО: таким органом является один директор или каждый участник ООО — самостоятельный директор, или все участники — совместно действующие директора;
• способ подтверждения принятия общим собранием ООО решения и состава участников ООО, присутствующих при его принятии: нотариальное заверение или подписание протокола всеми участвующими в общем собрании участниками.
На основании типового устава могут действовать как вновь созданные, так и уже действующие ООО. Приказ № 411 вступит в силу по истечении 9 месяцев со дня опубликования — 25.06.2019.
Отметим, что ФНС России разрабатывает специальный сервис по поиску типового устава для ООО. В нем будут размещены 36 типовых уставов, которые утверждены Приказом № 411.Сервис же поможет налогоплательщикам быстро подобрать тот устав, который подходит именно им.

Процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав детально урегулирована нормами статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

При этом процедура принятия включает в себя последовательный ряд действий: принятие проекта правового акта, его обнародование, проведение публичных слушаний по нему и, наконец, принятие акта на заседании представительного органа муниципального образования.

Указанные этапы должны следовать друг за другом в строгой последовательности (проведение публичных слушаний до обнародования проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав недопустимо).

Процедуру принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (далее — МПА) условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

1. Принятие представительным органом муниципального образования решения о проекте устава муниципального образования или проекта МПА, а также опубликование (обнародование) проекта устава муниципального образования или проекта МПА.

Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на заседании представительного органа должен быть не менее 30 дней.

Например, в случае, если проект устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) был опубликован (обнародован) 10 сентября, то его рассмотрение на заседании представительного органа должно быть не ранее 10 октября.

Несоблюдение тридцатидневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия.

Проект устава муниципального образования или проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования может быть опубликован в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий относятся районные газеты. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность создания муниципальным образованием своего периодического печатного издания.

Как следует из пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Действующее законодательство также предусматривает возможность обнародования проекта устава (МПА).

В данном случае в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок и процедура обнародования проекта устава (МПА).

Например, уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что проект устава (МПА) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений в устав муниципального образования подлежит официальному обнародованию в местах общего пользования, к числу которых относятся: больницы, библиотеки, Дом культуры, магазины, школы, доски объявлений и другие.

2. Вместе с проектом устава муниципального образования (МПА) одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

Согласно положениям части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, если в устав муниципального образования вносятся изменения, предусматривающие приведение устава в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то опубликование названного порядка не требуется.

В случае если в устав муниципального образования вносятся изменения, касающиеся приведения устава муниципального образования в соответствие не только с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но в соответствие с законодательством Карачаево-Черкесской Республики, то опубликование названного порядка обязательно.

Обращаем также внимание, что опубликование (обнародование) проекта решения о внесении изменений в Устав муниципального образования требуется во всех без исключения случаях, даже если в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не требуется опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

3. Кроме того, также должна быть опубликована (обнародована) информация о назначении публичных слушаний (статья 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения срока заблаговременного извещения граждан о назначении публичных слушаний.

В соответствии с положениями части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Как правило, в уставах муниципальных образований закрепляются положения, в соответствии с которыми жители муниципальных образований должны быть извещены о проведении публичных слушаний не позднее, чем за 10 дней до даты проведения слушаний. Извещение о проведении публичных слушаний должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения слушаний, о вопросе, выносимом на публичные слушания, о порядке ознакомления с проектом правового акта, выносимого на публичные слушания, либо с иными материалами, знакомство с которыми необходимо для эффективного участия граждан в публичных слушаниях.

Несоблюдение указанного срока является нарушением процедуры принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования ) и влечет принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.

Второй этап

Проведение публичных слушаний.

По итогам проведения публичных слушаний по проекту устава или (МПА) составляется протокол, который подписывается председательствующим лицом на публичных слушаниях и секретарем.

Данный протокол или результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

Третий этап

После проведения публичных слушаний проект устава или проект МПА выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Проведение заседания представительного органа муниципального образования в целях принятия устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав осуществляется в соответствии с регламентом представительного органа муниципального образования, и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения названных муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола заседания.

Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования, независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета или нет.

Кроме того, в протоколе необходимо отражать установленное уставом количество депутатов представительного органа муниципального образования и отдельно количество депутатов, принявших участие в заседании представительного органа, поскольку устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Например, уставом предусмотрено, что представительный орган муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе прямого тайного голосования.

В данном случае устав (МПА) считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 10 депутатов.

В случае если за принятие устава (МПА) проголосовало менее 2/3 от установленной уставом численности депутатов (независимо от того, по каким причинам депутаты не принимали участие в голосовании), то в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» нарушение процедуры принятия устава (МПА) является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА).

Также обращаем внимание, что протокол заседания представительного органа, представляемый в составе документов на государственную регистрацию, составляющий более одной страницы должен быть прошит, страницы его пронумерованы и скреплены печатью представительного органа и заверены подписью председателя представительного органа.

Четвертый этап

Представление документов на государственную регистрацию.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предъявляется ряд требований к оформлению документов на регистрацию.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования (МПА) на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня их принятия. В случае если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.

Представление указанных документов лицами без соответствующей доверенности не допускается.

Согласно частям 2 и 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования или новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования или изменений в устав, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования на котором были приняты устав муниципального образования или изменения в устав,

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования или проекта МПА, и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования или по проекту МПА.

При этом следует обращать внимание на следующее:

1. Указанные документы представляются на государственную регистрацию сопроводительным письмом на имя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее- Управление).

Устав муниципального образования или новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями (редакции статей) представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.

Поскольку положения части 4 статьи 28, части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязывают регистрирующий орган проверять правомерность процедуры принятия устава муниципального образования (акта о внесении в него изменений) к вышеперечисленным документам необходимо также прикладывать опубликованный одновременно с проектом устава (решения) порядок учета и участия граждан в его обсуждении.

На последней странице устава (МПА) должна быть подпись главы муниципального образования, так как в соответствии с частью 13 статьи 35, частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подписание и опубликование (обнародование) нормативных актов представительного органа муниципального образования отнесено к полномочиям главы муниципального образования.

2. Протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав или МПА о внесении изменений в устав (оформленный в соответствии с вышеуказанными требованиями);

3. Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования представляются обязательно.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава или МПА о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции КЧР, законам КЧР;

2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава (МПА).

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства.

Пятый этап

Опубликование (обнародование) устава (МПА) после государственной регистрации.

Часть8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган (т.е. в Управление) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В качестве указанных сведений главами муниципальных образований может быть представлено следующее:

источник опубликования с сопроводительным письмом (газета или брошюра, либо любое печатное издание);

информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 19.7. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, — влечет административную ответственность.

По всем вопросам, связанным с государственной регистрацией уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений), Вы можете обращаться в отдел законодательства субъекта Российской Федерации ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований (вторник, четверг), а также по телефонам 25-32-16, 26-65-51, а также на официальном Интернет-сайте Управления — www.to09.minjust.ru

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх