Валютный контроль и валютное регулирование

Опубликован Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»

Документом внесены изменения сразу в несколько нормативных актов:

  • Закон РБ от 05.01.2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг»;

  • Банковский кодекс РБ;

  • Закон РБ от 22.07.2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании, Закон).

Наиболее масштабные перемены коснулись именно Закона о валютном регулировании — он полностью изложен в новой редакции.

Как отметил в своем решении Конституционный Суд, принятие Закона № 36-З обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, согласования норм Закона о валютном регулировании с положениями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Рассмотрим основные новации Закона о валютном регулировании:

1. Понятийный аппарат.

2. Полномочия Нацбанка.

3. Валютные ограничения.

4. Валютный договор.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

9. Репатриация денежных средств.

1. Понятийный аппарат.

Новая редакция Закона изобилует терминами, которые в прежней не встречались: «валютный договор», «внутренний валютный рынок», «мониторинг валютных операций», «репатриация денежных средств» и пр. Отдельные же, ранее знакомые понятия получили новое развитие и значение.

Так, например, обновленный Закон не содержит привычного разделения валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

2. Полномочия Нацбанка.

Совмин и Нацбанк сохранят статус органов валютного регулирования, как это предусмотрено действующей редакцией Закона. Однако после ее обновления Нацбанк будет наделен новыми функциями и полномочиями, например:

  • установление порядка регистрации валютных договоров, перечня валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, а также предельного размера суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации;

  • установление порядка совершения операций с электронными деньгами;

  • проведение мониторинга валютных операций, включая сбор, регистрацию и анализ информации о проводимых на внутреннем валютном рынке валютно-обменных операциях, проводимых резидентами валютных операциях по зарегистрированным валютным договорам, а также о полученных (переданных) товарах. Для этих целей Нацбанком будет формироваться специальная база данных на основании информации, получаемой в рамках обмена с иными органами валютного контроля, от государственных органов и иных организаций, а также от банков Республики Беларусь, Банка развития и иных резидентов.

В то же время исключается функция Нацбанка по выдаче разрешений на осуществление валютных операций.

3. Валютные ограничения.

Статьей 7 Закона о валютном регулировании, изложенного в новой редакции, предусматриваются условия введения и виды валютных ограничений.

Так, они могут вводиться в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.

К валютным ограничениям относятся:

  • установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;

  • установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютнообменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

  • требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;

  • требование обязательной продажи полученной юридическими лицами — резидентами иностранной валюты;

  • ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Валютные ограничения вводятся Нацбанком совместно с Совмином на срок не более одного года.

Конституционный Суд в упомянутом выше решении указал на то, что считает условия введения валютных ограничений и их виды конституционно допустимыми. По мнению Суда, они служат интересам защиты экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы, защиты прав и свобод других лиц и соотносятся с принципами и нормами Конституции.

4. Валютный договор.

Действующей редакцией Закона такой термин не предусмотрен, в новой же он будет звучать следующим образом:

Валютный договор — это договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.

К валютному договору Законом предъявляется ряд требований:

1) он должен регистрироваться в определенных случаях, установленных Нацбанком;

2) резиденты обязаны представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам;

3) договор должен предусматривать сроки исполнения обязательств контрагентами-нерезидентами:

  • по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;

  • по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции, проводимые в безналичной форме через счета, открытые в белорусских или иностранных банках:

  • операции, связанные с внесением валютных ценностей в депозит нотариуса;

  • операции, связанные с залогом, изъятием, арестом, конфискацией, обращением в доход государства иным способом валютных ценностей;

  • операции, связанные с перечислением, возвратом иностранной валюты на основании исполнительных документов по неисполненным денежным обязательствам плательщика, выраженным в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте по договорам перестрахования в случаях, когда по договорам страхования, сострахования, требующим в соответствии с законодательством о страховании их дальнейшей передачи в перестрахование, использование иностранной валюты установлено валютным законодательством;

  • операции, связанные с перечислением валютных ценностей на счета правопреемников в связи с реорганизацией юридического лица;

  • операции, связанные с перечислением, распределением иностранной валюты, полученной по договорам предоставления международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, при условии ее дальнейшего использования для приобретения товаров, работ, услуг у нерезидентов;

  • операции по возврату валютных ценностей в случае изменения или расторжения валютных договоров; по сделкам, являющимся недействительными, и др.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции с физическими лицами — резидентами:

  • операции, связанные с перечислением иностранной валюты, поступившей на счет юридического лица — резидента из-за пределов РБ и причитающейся физлицу в качестве наследства, в том числе полученной от реализации наследственного имущества, стипендий, грантов, алиментов, государственных пособий, безвозмездной помощи, пожертвований, компенсаций, страховых выплат, страховых премий, возмещения вреда и иных социальных выплат, а также выплат на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • операции в иностранной валюте между ФСЗН и физлицом в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предусматривающими выплату пенсий и пособий в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте, связанные с реализацией физлицу товаров в магазинах беспошлинной торговли и на борту воздушных судов белорусских авиационных организаций, а также с реализацией товаров и оказанием услуг в поездах государственного объединения «Белорусская железная дорога», выполняющих международные перевозки пассажиров;

  • операции в иностранной валюте между юридическим лицом — резидентом, являющимся транспортной организацией, и физлицом на территории иностранного государства по договорам перевозки пассажиров и их багажа, грузов, перевозимых физлицом для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • операции в иностранной валюте, связанные с оплатой или возмещением физлицу расходов, связанных со служебными командировками, с направлением на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации), разъездами индивидуального предпринимателя за пределы Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, из-за пределов Республики Беларусь, выплатой компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) на территории иностранного государства;

  • операции в иностранной валюте, связанные с выплатой физлицу вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей на территории иностранного государства, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), и др.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

Новой редакцией Закона расширен перечень допустимых валютных операций между физлицами-резидентами:

  • операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме физлицом в пользу иных физлиц, являющихся его супругом (супругой) или родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными), родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, прадедом, прабабкой, правнуками и такими же родственниками супруга (супруги), в том числе на счета указанных лиц, открытые в белорусских или иностранных банках;

  • дарение (пожертвование) валютных ценностей;

  • предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и уплата процентов за пользование ими;

  • передача валютных ценностей на хранение и их возврат;

  • приобретение валютных ценностей в порядке наследования;

  • приобретение, отчуждение за белорусские рубли в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) в единичном экземпляре денежных знаков в виде монет, банкнот в иностранной валюте (отличающихся друг от друга наименованием валюты и номиналом), по отношению к которой официальный курс белорусского рубля Нацбанком не устанавливается либо устанавливается не на ежедневной основе, а также приобретение, отчуждение единичных экземпляров указанных денежных знаков посредством обмена друг на друга в тех же целях.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

Новой редакцией Закона закрепляется право резидентов (физлица, юрлица, ИП):

1) без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами;

2) без ограничений переводить белорусские рубли и иностранную валюту:

  • на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, или другие свои счета, открытые в иностранных банках;

3) получать на счета, открытые в иностранных банках, белорусские рубли и иностранную валюту, в том числе:

  • переводимые резидентами со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • внесенные наличными денежными средствами физическим лицом — резидентом на свой счет;

  • полученные от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом;

  • полученные по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом;

  • полученные по кредитному договору, договору займа, заключенным с нерезидентом;

  • полученные от нерезидентов при продаже, сдаче в аренду имущества резидента, находящегося на территории иностранного государства и относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

  • полученные от нерезидентов в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения);

  • полученные от нерезидентов на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • полученные от нерезидентов в виде грантов и др.

9. Репатриация денежных средств.

Очевидно, этим понятием законодатель заменит сроки завершения внешнеторговых операций. В новой редакции Закона сказано, что юридические лица — резиденты при экспорте и импорте обязаны обеспечить зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусских рублей и (или) иностранной валюты.

При этом срок репатриации определяется юридическим лицом — резидентом самостоятельно, исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Нацбанком.

***

Новая редакция Закона о валютном регулировании вступит в силу 9 июля 2021 года. За этот год Нацбанку и Совмину поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Законом.

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 июля 2020 года и одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом определяются правовые основы деятельности операторов финансовых платформ, а также регулируются отношения в области финансовых сделок между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами с использованием финансовых платформ.

К финансовым сделкам, которые могут быть совершены с использованием финансовой платформы, Федеральным законом относятся сделки по предоставлению банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделки с финансовыми инструментами, а также сделки по предоставлению иных предусмотренных правилами финансовой платформы услуг финансового характера, за исключением договоров банковского счёта (вклада), заключаемых в связи с осуществлением потребителями финансовых услуг предпринимательской деятельности.

Оператор финансовой платформы предоставляет сторонам сделки возможность осуществить расчёты по совершённым с использованием финансовой платформы сделкам с помощью специального счёта оператора такой платформы.

Федеральным законом устанавливается обязанность оператора финансовой платформы предоставлять регистратору финансовых транзакций информацию о совершённых с использованием финансовой платформы сделках.

Доступ к информации о сделках, совершённых с использованием финансовой платформы, предоставляется регистратором финансовых транзакций. Эта информация считается достоверной, пока в судебном порядке не доказано иное.

Финансовый контроль

Контроль

Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс

Бухгалтерский учёт

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение (по 4 изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Типы сделок

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

  • С участием резидентов и нерезидентов;
  • С внутренними и внешними ценными бумагами;
  • При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.

Этапы валютного контроля

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

  • Сбор документов;
  • Открытие специального счета (в случае необходимости);
  • Контрольные процедуры;
  • Открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
  • Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
  • Исполнение сделки, процедура резервирования;
  • Возврат суммы зарезервированных средств;
  • Закрытие сделки;
  • Подготовка отчетности.

Примечания

  1. А. Турбанов, А. Тютюнник , 2010, с. 145
  2. А. Турбанов, А. Тютюнник , 2010, с. 148

Литература

Ссылки

  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Валютное регулирование – это, с одной стороны процесс, а с другой стороны – порядок государственного управления валютной сферой в экономике России. Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов; сферу и порядок осуществления валютного контроля.

В России действует Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 04.11.2014).

Основные цели Закона 173-ФЗ — это обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное регулирование осуществляется на трёх уровнях:

1) национальном;

2) межгосударственном;

3) региональном (международном )

и делится на:

— Прямое, которое включает в себя законодательные акты и действия исполнительной власти;

— Косвенное, которое предполагает использование экономических, в частности валютно- кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка;

— Рыночные — основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию;

— Государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Задачами валютного регулирования являются:

1) управление обращением валюты;

2) контроль, за валютными операциями;

3) воздействие на валютный курс национальной валюты;

4) ограничения использования валюты;

5) порядок проведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования в рф.

К органам валютного регулирования, в соответствии с п.1 ст. 5, относятся Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ.

Также Центральный Банк Российской Федерации как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию по валютным операциям.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Регулирование валютных операций движения капитала.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Порядок проведения валютных операций установлен статьями 6, 9, 10, 11, 13, 15 Закона 173-ФЗ.

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе­раций. Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валюте подразделяются на: текущие валютные операции;

и валютные операции, связанные с движением капитала. Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке, определяемом Правитель­ством РФ и ЦБ РФ. Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов; резких колебаний курса валюты РФ; поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавли­вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва­лютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной — валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов); операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов); — операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг; — операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентами запрещены, за исклю­чением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные: — с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; — внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов); — банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; — приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам; — с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности; — с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения; иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.

5. Нерезиденты вправе: • без ограничений осуществлять между собой переводы иностран­ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках; • осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

Статья 9. Валютные операции, связанные с движением капитала.

1. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются международные валютные операции, не относящиеся в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона к текущим валютным операциям, включая любые платежи по таким операциям с использованием валютных ценностей, передачу права собственности и валютных ценностей в результате совершения сделок, указанных в настоящей статье.

К указанным валютным операциям относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные операции, гарантийные операции, депозитные операции, неэкономические операции, другие валютные операции, указанные в настоящем пункте. 1) К прямым инвестициям относятся операции, заключающиеся в осуществлении вложений (несении расходов) в денежной и неденежной форме с целью установления постоянных и прямых экономических связей, проявляющихся в эксплуатации предприятия лицом, осуществившим такие вложения (несущим такие расходы), или в оказании этим лицом влияния на эксплуатацию предприятия другим лицом, а также в распоряжении активами, имеющимися во владении в результате эксплуатации предприятия или в результате сделанных вложений (понесенных расходов), за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе операций, предметом которых является: а) приобретение предприятия или его организованной части, создание или эксплуатация предприятия или осуществление расходов с целью расширения существующего предприятия; б) приобретение голосующих акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в том числе при учреждении компании, если количество приобретаемых акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные приобретаемые ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций; в) платежи, производимые учредителями от имени компании до ее регистрации, а также расходование средств компанией в форме вознаграждения в обмен на произведение таких платежей; г) осуществление дополнительных платежей и предоставление займов и кредитов компании акционерами, которые владеют голосующими акциями или иными ценными бумагами, конвертируемыми в голосующие акции, если количество таких акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций, а также привлечение таких займов и кредитов компанией и их погашение; д) приобретение права собственности и иных прав на недвижимость в связи с эксплуатацией предприятия; е) предоставление, получение и выплата кредитов и займов со сроком погашения не менее трех лет;

ж) получение доходов от: — ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа; — отчуждения предприятия или его организованной части, а также ликвидации предприятия; — отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость, упомянутых в подпункте «д».

2) К портфельным инвестициям относятся операции с ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов, а также производными финансовыми инструментами (деривативами), за исключением операций с акциями и ценными бумагами, конвертируемыми в акции, указанных в подпункте «б» пункта 1) настоящей статьи, в том числе: а) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) на организованном рынке; б) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, которые были размещены или приобретены на организованном рынке; в) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных в настоящем подпункте ценных бумаг и производных финансовых инструментов на внебиржевом рынке; г) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, кроме указанных в подпункте «б». В целях настоящего Федерального закона: ценные бумаги — акции и облигации, а также другие ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, а также связанные с ними отчуждаемые права, за исключением паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов (деривативов); краткосрочные ценные бумаги — облигации и иные долговые ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, со сроком погашения менее одного года; федеральные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации; пай в паевом инвестиционном фонде — право на долю активов фонда, управляемого лицом (управляющей компанией), имеющим право инвестировать доверенные ему деньги в ценные бумаги или иные активы в соответствии с правилами страны, в которой это лицо (управляющая компания) действует; производные финансовые инструменты (деривативы) — права, цена на которые прямо или косвенно зависит от цен на базовые активы: товары, ценные бумаги, иностранную или российскую валюту, драгоценные металлы и драгоценные камни, включая золото из состава золотовалютных резервов Российской Федерации, либо от значения индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на соответствующие базовые активы (фондовых и иных индексов); организованный рынок — биржевой или иной рынок, на котором ведется торговля ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов и производными финансовыми инструментами (деривативами) в соответствии с правилами страны, в которой функционирует такой рынок. 3) К кредитным операциям относятся: предоставление и получение, а также выплата финансовых (банковских) кредитов и займов, за исключением операций кредитного характера, относящихся в соответствии с настоящей статьей к прямым или портфельным инвестициям, операциям неэкономического характера, а также кредитных операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи; предоставление и получение, а также выплата целевых финансовых (банковских) кредитов и займов, а также предоставление и получение коммерческого кредита в форме отсрочки платежа или авансовых платежей по операциям, указанным в подпункте «а» пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, на сроки, превышающие сроки, установленные названной нормой. 4) К гарантийным операциям относятся операции, предметом которых являются предоставление поручительства, в том числе в форме банковских гарантий, страхование по финансовым (банковским) кредитам и займам, в том числе страхование по экспортным кредитам, и по международным перевозкам, а также предоставление иных видов личного или имущественного обеспечения в отношении прав требования. 5) К депозитным операциям относятся операции, предметом которых являются сделки, относящиеся к вкладам и счетам, которые совершаются банками и иными уполномоченными финансовыми учреждениями. 6) К неэкономическим операциям относятся операции физических лиц, не являющиеся портфельными инвестициями, кредитными, гарантийными или депозитными операциями, которые никак не связаны с осуществляемой этими физическими лицами предпринимательской деятельностью, при условии, что сумма одной операции не превышает суммы, эквивалентной 1 млн. рублей, или предметом таких операций являются: а) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации; б) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество вне пределов Российской Федерации; в) наследование имущества по завещанию или по закону; г) предоставление и получение займов между членами семьи; д) ликвидация или передача активов в связи с изменением валютного статуса резидента или нерезидента. 7) К другим валютным операциям относятся валютные операции, связанные с движением капитала, не относящиеся к прямым или портфельным инвестициям, кредитным, гарантийным, депозитным или неэкономическим операциям, в том числе валютные операции, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. 2. Отношения, связанные с осуществлением прямых и портфельных инвестиций резидентов и нерезидентов в банковском секторе, а также получением и предоставлением, выплатой и погашением межбанковских кредитов и займов, регулируются федеральными законами о банках и банковской деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 3. Валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются с соблюдением правил валютного контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такие валютные операции осуществляются резидентами и нерезидентами в разрешительном или уведомительном порядке.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх