Водитель служебного автомобиля

Электромобиль от Renault, гибрид от Citroen, раритетный Rolls-Royce и другие машины, которые возят избранных глав государств
«Престиж страны определяется наличием ракет, числом золотых олимпийских медалей и лимузином президента» — эти слова принадлежат младшему брату Джона Кеннеди — Роберту Кеннеди, занимавшему пост генерального прокурора США. Американские президенты пересели на четырехколесный транспорт в начале XX века. Первым использовать машину в служебных целях начал Уильям Тафт (27-й президент США), который передвигался на автомобиле марки Model M компании White Motor, а затем на Cadillac model G. Сегодня служебный транспорт есть у лидеров даже самых бедных стран, причем именно президентский или премьерский кортеж является одним из самых заметных атрибутов власти. В ряде стран первые лица государства передвигаются на специально созданных для них лимузинах, а в других, наоборот, используют модели серийного производства. Мы изучили, на каких машинах ездят лидеры десяти ведущих стран мира.
Ангела Меркель — Audi A8

audi a8l w12

Цена: от €160 500 (серийная версия Audi A8L W12); стоимость бронированной версии — по запросу

Самая влиятельная женщина мира, немецкий канцлер известна тем, что отдает предпочтение политике экономии как в государственных вопросах, так и в частной жизни. Ангела Меркель живет в многоквартирном доме и не стесняется появляться в одних и тех же вечерних нарядах по несколько раз. Что же касается служебного автомобиля, то она передвигается не на специально созданном для нее лимузине, а на седане немецкого концерна Audi. Известно, что бронированная версия Audi A8L способна уберечь высокопоставленную пассажирку от выстрелов из огнестрельного оружия и взрыва гранаты под днищем. Кроме этого, благодаря 6-литровому двигателю мощностью 450 л.с. машина может уйти от практически любой погони. Что касается внутреннего оснащения служебного Audi A8 канцлера, то оно вполне стандартно для автомобиля класса люкс и состоит из мобильного офиса и мини-бара с холодильником.

Франсуа Олланд — Citroen DS5

citroen ds5

Цена: от €40 200 (серийная гибридная версия)

В отличие от своего предшественника Николя Саркози, отдававшего предпочтение автомобилям марки Renault, нынешний президент Франции Франсуа Олланд в качестве служебной машины выбрал Citroen DS5. Именно на нем 15 мая он приехал в Елисейский дворец на свою инаугурацию. До Олланда на Citroen DS ездил Шарль де Голль и даже перенес в этой машине покушение 1962 года. Новый глава государства отказался от лимузина в пользу хэтчбека с гибридной установкой, чем продемонстрировал заботу об окружающей среде. Кроме того, для Citroen DS5 Олланда, выполненного на заказ, был выбран тип кузова ландо с открывающимся верхом. Стоит отметить, что на смене служебной машины автомобильные метаморфозы первого лица Франции не завершились: Франсуа Олланд сократил до двух число своих водителей, а также велел им соблюдать правила дорожного движения и останавливаться на красный сигнал светофора.

Джорджо Наполитано — Lancia Thema

lancia thema

Цена: от €39 900 (серийная версия)

Итальянская автомобильная промышленность сейчас переживает непростые времена: продажи машин падают, итальянцы отказываются от четырехколесных транспортных средств в пользу двухколесных. Правда, президент страны Джорджо Наполитано пока не пересел на велосипед и остается верен итальянскому автопрому. В качестве служебного автомобиля он использует темно-синюю Lancia Thema, которая была представлена в Женеве в 2011 году и является двойником модели Chrysler 300С. Итальянские президенты отдают предпочтение машинам марки Lancia уже на протяжении нескольких десятилетий. На инаугурацию главы государства приезжали на Lancia Flaminia, а к услугам президента Карло Адзелио Чампи был роскошный лимузин Lancia Thesis. Правда, в 2004 году Чампи пересел с него на бронированный Maserati Quattroporte, на котором передвигался до окончания срока своих полномочий.

Дилма Руссефф — Rolls-Royce Silver Wraith 1952 года выпуска

Rolls-Royce Silver Wraith

Цена: коллекционная модель

В гараже Дилмы Руссефф, первой женщины-президента Бразилии, стоят два служебных автомобиля. Для важных официальных выездов используется роскошный Rolls-Royce Silver Wraith с открывающимся верхом — первая модель, выпущенная британским автопроизводителем после Второй Мировой войны. Именно на раритетном Rolls-Royce Silver Wraith 1952 года выпуска Дилма Руссефф прибыла на свою инаугурацию в 2011 году. В качестве автомобиля для повседневных поездок президент Бразилии использует бронированный Ford Fusion Hybrid. Седан позиционируется американским производителем как семейная машина, но в случае с Дилмой Руссефф она стала машиной президентской. Странный на первый взгляд выбор транспортного средства имеет логическое объяснение: довольно скромная для первого лица государства марка автомобиля (серийная версия Ford Fusion Hybrid стоит $27 995) не вызывает раздражения у малообеспеченных бразильцев.

Си Цзиньпин — FAW Hong Qi HQE

FAW Hong Qi HQE

Цена: по разным данным, от $600 000 до $1,2 млн (точная стоимость не разглашается)

Чтобы повысить спрос на автомобили отечественного производства, правительство Китая в феврале 2012 года запретило местным чиновникам ездить на иномарках, цена которых превышает $28 500. Впрочем, лидеры КПК и без этого давно передвигаются на машинах, изготовленных на китайских заводах. Нынешний глава государства Си Цзиньпин, как и его предшественник Ху Цзиньтао, в качестве служебного автомобиля использует лимузин FAW Hong Qi HQE. Дебют машины состоялся в октябре 2009 года на торжествах в честь 60-летия образования КНР. Дизайн бронированного лимузина был навеян традиционными китайскими мотивами: так, решетка его радиатора напоминает старинный веер. Что же касается технических характеристик, то под капотом служебной машины председателя КНР разместился бензиновый двигатель мощностью 400 л.с.

Дэвид Кэмерон — Jaguar XJ Sentinel

Jaguar XJ Sentinel

Цена: от $110 000 (базовая версия), стоимость бронированной версии — по запросу

На протяжении вот уже нескольких десятилетий премьер-министры Великобритании в качестве служебных используют машины марки Jaguar. Началось все с Маргарет Тэтчер, которая пересела на автомобиль с эмблемой застывшего в прыжке ягуара с нравившегося ей меньше «Ровера». В гараже нынешнего главы кабинета министров Дэвида Кэмерона стоит Jaguar XJ Sentinel темно-синего цвета. Стоит отметить, что от машин официального черного цвета отказывались и предшественники Кэмерона. Так, Тони Блэр ездил на серебристом «Ягуаре», а Гордон Браун — на автомобиле зеленого цвета. Внешне премьерский Jaguar почти не отличим от серийных образцов, но на деле имеет скрытую броню. Кстати, еще один, правда, уже личный автомобиль Кэмерона привлек повышенное внимание в начале ноября: «малютка» Fiat 500L 1971 года выпуска был продан на аукционе Silverstone Auctions за $29 400.

Папа Римский Бенедикт XVI — Renault Kangoo Maxi Z.E.

Renault Kangoo Maxi Z.E.

Цена: от €15 600 (базовая версия), цена «папамобиля» не разглашается

Папа Римский, глава Католической церкви и государства Ватикан, в качестве служебного транспорта использует машины, за которыми закрепилось название «папамобиль». Недавно в гараже Бенедикта XVI появилась новинка — электрический Renault Kangoo Maxi Z.E. белого цвета, который представители французского автоконцерна подарили понтифику в сентябре 2012 года (примечательно, что тогда же точно такую же машину получила ватиканская полиция). Новый электрический «папамобиль» приводится в движение при помощи мотора мощностью 60 л.с. Аккумуляторов Renault Kangoo хватит, чтобы без подзарядки проехать 170 км — более чем достаточно, чтобы преодолеть расстояние между Ватиканом и летней резиденцией Папы в Кастель Гандольфо. Задние двери электромобиля не сдвигаются, как у классической модели Kangoo, а открываются назад, а посадку в машину облегчает выдвижная подставка д

Есихико Нода — Toyota Century

Toyota Century

Цена: собирается на заказ, цена по запросу

Япония является одной из ведущих стран-автопроизводителей в мире, поэтому нет ничего удивительного в том, что премьер-министр Страны восходящего солнца Есихико Нода отдает предпочтение отечественным машинам. В его гараже находятся два служебных автомобиля. Первый — Toyota Century — уже на протяжении нескольких десятилетий является главным транспортным средством высшего руководства Японии и императорской семьи. Выпуск Toyota Century начался в 1967 году и был приурочен в 100-летнему юбилею основателя компании Сакичи Тойоды. Седан представительского класса собирался и собирается вручную, а его дизайн почти не изменился за более чем 40 лет. Еще один служебный автомобиль в гараже Есихико Ноды — гибридный Lexus LS 600h L (цена серийной версии — от €153 600), выбранный премьер-министром как возможность продемонстрировать достижения японского автопрома и заботу об окружающей среде.

Барак Обама — Cadillac One

Cadillac One

Цена: по разным данным, от $300 000 до $1 млн

Большинство президентов Америки не ездили на машинах серийного производства. Первым специально созданным для главы США автомобилем стал Ford Lincoln 413B. Машину, которая первой в Америке была оборудована радиотелефоном, компания Ford сдавала правительству за $500 в год. Нынешний президент США Барак Обама в качестве служебного автомобиля использует роскошный лимузин Cadillac One, который называют «Овальным кабинетом на колесах». Многие технические характеристики машины не разглашаются по соображениям безопасности, но известно, что Cadillac One имеет усиленную броню, способную выдержать взрыв гранаты, и оборудован специальным устройством для постановки непроницаемой дымовой завесы, а в салоне имеются все необходимые средства связи и даже запас донорской крови.

Владимир Путин — Mercedes Pullman

Mercedes Pullman

Цена: около $1 млн

Весной 2012 года Владимир Путин предложил пересадить российских чиновников на автомобили отечественного производства. Чтобы показать им пример, сам президент в скором времени собирается пересесть на уже собранный и проходящий испытания лимузин марки ЗИЛ, а пока передвигается на автомобиле немецкого производства. С середины 90-х годов российские президенты ездили исключительно на бронированных Mercedes Pullman, и Владимир Путин не стал исключением. Его служебный Mercedes Pullman S600 Guard имеет длину более 6 м, его бронирование защищает от стрелкового оружия и гранат, он оснащен системами тушения огня и защиты от газовой атаки, а оборудованный по последнему слову техники салон представляет собой комфортный офис на колесах.

ИА ГАРАНТ

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

2. Обязана ли организация обеспечить прохождение предрейсового медицинского осмотра заместителя директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист следует оформлять на срок, не превышающий одного месяца.

По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров. Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

1. Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее — ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

2) регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

3) в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Кроме этого, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид», водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Как видно в отношении обязательности наличия путевого листа в составе документов, предъявляемых водителем организации сотрудникам органов полиции, в п. 2.1.1 ПДД указано, что такой документ должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.

Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее — Обязательные реквизиты). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. При этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). В свою очередь, нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем УАТ РФ, а призваны лишь развивать и дополнять его положения.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем отсутствие в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об обязанности работника управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры и работника от прохождения таких осмотров, если исходя из фактических обстоятельств следует, что работник выполняет функции по управлению транспортным средством. Так, в постановлении от 19.12.2016 N 18-АД16-173 Верховный Суд РФ принял во внимание, что в обязанности работников, занимающих должность торгового представителя, входило в том числе посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом, а также то обстоятельство, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее одного года. В результате суд пришел к выводу о том, что работники осуществляли функции водителей и, следовательно, подлежали предрейсовым медосмотрам. Анализ судебной практики показывает, что на вывод суда о распространении на работника и работодателя норм, регламентирующих проведение предрейсовых медицинских осмотров, могут повлиять и другие обстоятельства, а именно: наличие путевых листов, оформленных на работников, факт заключения работодателем в прошлом договоров с медицинскими организациями на проведение предрейсовых осмотров работников и т.д. (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.).

Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в суд при рассмотрении спора о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра указал, что положения ст. 20 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 212 ТК РФ не ставят выполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению периодических медицинских осмотров в зависимость от конкретной должности (рода занятий) работника, а указывают на вид осуществляемой деятельности данным работником, а именно деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, и, как следствие, признал правомерным привлечение работодателя к ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, не занимающий фактически должности водителя (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

7 сентября 2017 г.

*(1) Смотрите: Вопрос: Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

Если со списком документов на машину, когда за рулём сидит собственник автомобиля, многим автолюбителям всё предельно понятно, то у других водителей с этим почему-то возникают вопросы. Однако, и в таком случае всё просто, за исключением ряда тонкостей. В данной статье мы рассмотрим полный перечень документов на авто в 2020 году для езды за рулём не хозяином транспортного средства, штрафы за их отсутствие и различные ситуации – когда автомобиль недавно куплен, если речь идёт, не только о легковом, а о грузовом авто, бумаги на прицеп.

В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

  • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
  • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
  • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

Итак, для не собственника легкового авто, использующегося в данный момент времени для личных нужд, нужен стандартный комплект документов – ровно такой же, как если бы управлял собственник. Все они перечислены в пункте 2.1.1 ПДД.

Здесь всё просто. Это основной документ, подтверждающий, что вы можете ехать в принципе вне зависимости от того, кому принадлежит управляемое вами транспортное средство. В правах у вас должна быть действующая категория именно на данный автомобиль или мотоцикл.

Это вторая нужная в машине бумага. По практике 2020 года считается, что фактически выдача права доверия собственником владельцу автомобиля производится путём передачи ему основного документа из списка – СТС, розового пластика, подтверждающего регистрационный учёт и содержащего регистрационные данные о машине.

Вот так оно выглядит:

Свидетельство о регистрации (его называют сокращённо также «СТС» или «СоРТС») по состоянию на 2020 год не может быть электронным документом, поэтому его надо возить всегда с собой.

Это третий основной документ. Он подтверждает исполненную автовладельцем обязанность по страхованию ответственности в случае виновности в ДТП.

В зависимости от вида полиса, у вас может быть 2 варианта для наличия права управления данным автомобилем:

  • если ОСАГО ограниченный, то вы как водитель и ваше действующее водительское удостоверение должны быть вписаны в полис (в поле №3),
  • если страховка неограниченная, то никто не вписывается в список допущенных водителей, и это значит, что ездить на машине может любое лицо.

Таким образом, когда хозяин автомобиля вам передаёт страховку, вам нужно убедиться, что либо в пункте 3 отмечено галочкой, что полис неограниченный, либо ваши данные вписаны в таблицу ниже галочки об ограниченности ОСАГО. Это помимо того, что нужно ещё, конечно же, посмотреть период действия страховки.

Но данный документ, в отличие от вышеуказанных, может быть электронным. И в этом случае по букве ПДД вы должны передать при остановке ГИБДД либо его распечатанную копию, либо показать на экране смартфона (пункт 2.1.1(1) ПДД). Однако, если у вас не будет ни того, ни другого, то наказания за это нет.

Но мы рекомендуем проверить ещё одну важную тонкость – действительность полиса ОСАГО. Это необходимо для уверенности в том, что в случае ДТП за вас заплатит страховая компания, а не вы из собственного кармана. Делается это через официальный сайт РСА – просто выберите серию полиса и введите его номер. В появившейся в результате проверки таблице в колонке статуса должно быть «находится у страхователя». Если же вам выдало, что страховой полис «находится у страховщика» или вовсе не нашло данных по номеру, то это может быть липовая страховка. В этом случае она не действует.

За отсутствие каждого из этих документов предусмотрен штраф. Они небольшие, но, помимо них, может быть применена затратная мера обеспечения.

  • За отсутствие с собой водительских прав предусмотрен штраф 500 рублей. На него распространяется скидка, и можно заплатить 250 рублей в первые 20 дней после вынесения постановления. Камеры автофиксации данное нарушение не фиксируют.
  • Если же у вас вовсе нет права управления, они просрочены либо нет соответствующей категории, то штраф будет уже от 5 до 15 тысяч. Но главное – наказанию будет подвергнут и тот, кто передал вам управление автомобилем (чаще всего собственник) – ему выпишут 30 000 рублей по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ.
  • За вождение без СТС штраф небольшой – 500 рублей. Однако, в данном случае предусмотрена эвакуация на штрафстоянку, если документ не успеют привезти раньше приезда эвакуатора.
  • За страховку ОСАГО в 2020 году действуют целых 3 штрафа:
    1. те же 500 рублей, если вы просто забыли дома этот документ,
    2. 800 – если владелец вообще не покупал ОСАГО на данный автомобиль, либо полис просрочился,
    3. 500 рублей, если вы не вписаны в действующую страховку.

Таким образом, если вы забыли дома все эти 3 документа, то суммарный штраф составит 1 500 рублей, при условии, что все эти документы на машину есть, просто вы не взяли их с собой.

Между тем, у многих автолюбителей есть сомнения относительно тех или иных документов на автомобиль. Давайте рассмотрим, какие из них вам точно не потребуются:

  • ПТС – возить его с собой вообще по закону не нужно ни при каких условиях; но если речь идёт о вновь купленной машине, то могут быть нюансы (об этом ниже),
  • договор купли-продажи – это единственный документ, удостоверяющий право собственности на авто, но ПДД не обязывают вас возить его с собой и предъявлять инспектору ни в каких случаях,
  • справка из автошколы – её также не нужно иметь в машине, и даже если вы потеряли водительское удостоверение, такая справка не спасёт от штрафа.

Достаточно двоякая ситуация возникает с главным документом, удостоверяющим личность гражданина. Дело в том, что, с одной стороны, прямой обязанности носить его с собой у вас нет – нигде в законах 2020 года об этом прямо не прописано.

С другой стороны, если вы что-то нарушили, то административный материал составляется при предъявлении именно удостоверяющего личность документа. А вот водительские права таковым не являются.

Но на практике на сегодняшний именно водительского удостоверения бывает достаточно для инспектора ДПС для вынесения штрафа или иного наказания. Хотя формально для этого требуется паспорт, в его отсутствие закон О полиции обязывает сотрудника доставить вас в отдел до выяснения личности.

У многих автолюбителей возникает загвоздка в том, что когда они едут на чужой машине с неограниченной страховкой, по сути они не могут доказать, что этот автомобиль они не угнали. Ведь СТС и полис хозяева нередко оставляют в бардачке!

Отсюда закономерно следует, что должна быть доверенность на право распоряжения транспортным средством. Но такая закономерность не подкреплена законодательно.

Действительно, эта бумага имеет место действовать в законодательстве. Однако, она не обязательна для предъявления инспектору ДПС на дороге, равно как её отсутствие причинит больше проблем.

Есть, конечно, несколько тонкостей с доверенностью:

  • при её наличии среди материалов дела, собственника, доверившего вам автомобиль, могут привлечь за передачу вам управления, когда вы подвергаетесь ответственности по определённым статьям (например, за отсутствие с собой в/у или за опьянение),
  • доверенность бывает не только на управление, но и, к примеру, на право продажи машины или совершение регистрационных действий; и в таких случаях она должна передаваться в письменном виде соответствующим лицам.

В целом же, передавая вам ключи от машины и право владения ей, хозяин по сути выдаёт вам устную доверенность. А вот требовать от вас письменную бумагу сотрудник ГИБДД на дороге не вправе. Он может попросить доказать, что вы не угнали авто, но вы вправе ему отказать.

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2020 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

На деле же инспекторы нередко пытаются наказать водителя и требуют, помимо прав:

  • договор купли-продажи для подтверждения даты покупки авто,
  • ПТС с соответствующей записью.

Причём, возможны варианты, когда сотрудник просит оба документа, либо когда только любой из них. Как быть, решать вам! С одной стороны, если вы хотите потратить на общение с ДПС как можно меньше времени, возите с собой этот комплект документов. В противном случае возможный штраф легко обжалуется, и уже при подаче жалобы вы просто приложите копию ДКП для подтверждения незаконности наказания.

Если же речь идёт о б/у автомобиле, то свидетельство о регистрации на него уже есть, поэтому обязанность передать его для проверки никуда не девается. А вот ОСАГО у вас всё также есть право оформить в течение 10 дней после даты приобретения машины.

…То прицеп должен быть отдельно зарегистрирован в ГИБДД и иметь собственное свидетельство о регистрации, которое также всегда нужно возить с собой. Это в самом простом случае.

Если же речь идёт о грузовом транспорте с прицепом, то требуется также отметка в ОСАГО о том, что машина «используется с прицепом». А вот на легковой автомобиль такой пометки не требуется.

Путевые листы требуются, если выполняются оба следующих условия:

  1. вы осуществляете коммерческую деятельность на транспорте,
  2. в данный момент вы перевозите багаж и/или пассажиров.

Это регулирует ФЗ №259 об Уставе автотранспорта. Его статья 1 предписывает, что закон действует в отношении автомобилей, которые оказывают услуги. А статья 6 обязывает в таких случаях иметь при себе заполненный путевой лист.

Кроме того, для водителя такси обязательно возить лицензию на осуществление этой деятельности.

Автомобили, принадлежащие юридически лицам, также должны быть зарегистрированы в ГИБДД и застрахованы. Поэтому в данном случае стандартный набор документов включает в себя водительские права, СТС и полис ОСАГО. Но, помимо них, вам потребуются:

  • письменная доверенность от организации во всех случаях,
  • путевой лист, если в данный момент вы осуществляете коммерческую перевозку багажа, груза или пассажиров,
  • документы о прохождении планового медосмотра, если являетесь сотрудником юридического лица.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее — Список N 2).
Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам*(1) являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016).
Ну и так, вдогонку, дабы укрепить вас в мысли, что даже если ПФР расстроится, то суды ничего ужасного в действиях работодателя не увидят, и погладят по голове:

«Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее — Список N 2).
Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016).» (с) из ответа Правового консалтинга ГАРАНТ от 08.06.2016 г.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх