Водитель туристического автобуса

ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Часть 1

Основные требования

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 1. Basic requirements

ОКС 13.180
43.080.20

Дата введения 2012-12-01

Предисловие

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-1:2005* «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования» (ISO 16121-1:2005 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements», IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 . В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве (-).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1-4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение эргономичности и комфорта посадочного места водителя, способствующих сохранению здоровья водителя. Тщательный подбор размеров и установочных положений сиденья водителя, педалей и рулевого управления позволяет обеспечить водителю эргономичное рабочее положение (с углами, соответствующими приведенным диапазонам комфорта) и возможность несколько изменять свое положение.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ISO 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнальных устройств)
ISO 6549, Road vehicles — Procedure for H- and R-point determination (Транспорт дорожный. Процедура определения точек Н и R)
ISO 10326-1, Mechanical vibration — Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration — Part 1: Basic requirements (Вибрация механическая. Оценка вибрации сидений транспортного средства по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования)
________________
Отменен.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

3.2 требуемые значения (required): Значения, соответствующие современному техническому уровню, применение которых позволяет достигать приемлемого уровня эргономичности конструкции.

3.3 рекомендуемые значения (recommended): Значения, характеризующие предпочтительные эргономические условия рабочего места водителя, к обеспечению которых следует стремиться при разработке транспортных средств.

3.4 нулевая плоскость X (zero-X-plane): Вертикальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя, перпендикулярная продольной срединной плоскости автобуса.

3.5 нулевая плоскость Y (zero-Y-plane): Срединная плоскость водителя (находящегося в позе управления), параллельная продольной срединной плоскости автобуса.

3.6 нулевая плоскость Z (zero-Z-plane): Горизонтальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя.

3.7 пяточная точка водителя, ПТВ (Operator Heel Point, ОНР): Место касания правой пятки водителя поверхности пола или другой опоры для пятки.

3.8 линия пяточной точки (heel point line): Линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z.

4 Основные требования

4.1 Размеры

4.1.1 Исходная система координат
Все размеры на рабочем месте водителя относятся к системе координат, привязанной к водителю (см. рисунок 1).
Исходная система координат образована нулевой плоскостью X, нулевой плоскостью Y и нулевой плоскостью Z, перпендикулярными друг к другу.
Точка пересечения всех трех плоскостей (начало координат) соответствует ПТВ, линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z является линией пяточной точки.
Оси X, Y и Z имеют такую ориентацию, что диапазон отрицательных координат лежит перед нулевой плоскостью X, слева от нулевой плоскости Y и ниже нулевой плоскости Z, относительно направления взгляда водителя при управлении транспортным средством.

1 — нулевая плоскость X; 2 — нулевая плоскость Y; 3 — нулевая плоскость Z; 4 — линия ПТВ
Рисунок 1 — Система координат, привязанная к водителю

4.1.2 Допуски
Если не установлено иного, для линейных измерений считается приемлемым допуск ±10 мм. Этот допуск неприменим, если размеры установлены в виде диапазона значений (то есть 10-30 мм).

4.1.3 Пяточная точка водителя
Для трех основных типов конструкции педали газа ПТВ определяют следующим образом:
— для педалей нажимного типа ПТВ — это точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки с плоскостью верхней поверхности педали газа и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали;
— для педалей подвесного (маятникового) типа ПТВ — точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки, используемой при нажатии педали с дугой окружности радиусом 200 мм и центром, расположенным в центре педали;
— для педалей нажимного типа с фиксированным упором для пятки за ПТВ следует брать точку пересечения упора для пятки с поверхностью педали и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали газа.
Во всех случаях ПТВ должна лежать на вертикальной плоскости, проходящей через середину педали.

a) Педаль нажимного типа без упора для пятки

b) Педаль подвесного (маятникового) типа

c) Педаль нажимного типа с упором для пятки
Рисунок 2 — Определение пяточной точки водителя, ПТВ

4.2 Рабочее место водителя, общая информация
Рекомендуется позади водителя разместить стенку.

4.2.1 Размеры рабочего места водителя

4.2.1.1 Длина рабочего места водителя
Длина рабочего места водителя (внутренний размер) должна быть такой, чтобы водитель мог произвести все регулировки (см. таблицу 1) своего рабочего места (включая регулировку поворотного механизма сиденья, если он установлен). Пространство для ног спереди от ПТВ должно быть не менее 350 мм (см. рисунок 3).

1 — таблица 1, пункт 1; 2 — таблица 1, пункт 10; 3 — передняя стенка; 4 — ПТВ
Рисунок 3 — Кабина водителя, вид сбоку

4.2.1.2 Ширина рабочего места водителя
Ширина рабочего места водителя должна быть выбрана так, чтобы имелось достаточное расстояние до обивки кабины и достаточное пространство для ног с учетом возможности поворота сиденья. Для защиты пальцев должен быть предусмотрен зазор в 25 мм от внешних краев сиденья.
Минимальное свободное пространство () на уровне плеч должно составлять 800 мм на высоте не менее 900 мм от линии пяточной точки.

4.2.2 Доступ к рабочему месту водителя
В автобусах с низким расположением пола рабочее место водителя должно быть расположено на платформе. Рекомендуется, чтобы платформа имела высоту (200±50) мм над уровнем пола и водитель мог подняться на нее, сделав один шаг. Если высота платформы более 250 мм, то необходимо предусмотреть ступеньки с максимальной высотой 250 и минимальной высотой 125 мм.
Необходимо обеспечить свободный доступ к рабочему месту водителя с шириной прохода не менее 500 мм.
Эти требования предусмотрены для нормального прохода к рабочему месту водителя, но их не обязательно применять к дополнительным дверям аварийного выхода.

4.2.3 Место для ручной клади
На рабочем месте водителя (например, на двери кабины) должно быть предусмотрено место для сумки или других вещей водителя. Размеры места для ручной клади (длинавысоташирина) для сумки водителя должны быть не менее 480 мм 330 мм 170 мм (желательно 240 мм, по возможности).
Необходимо обеспечить возможность открыть сумку и достать необходимые предметы, не выходя из кабины. Для личных вещей, которые могут понадобиться во время управления транспортным средством (например, солнечные очки), должно быть предусмотрено дополнительное легкодоступное нескользкое место.
Внутри кабины водителя должен быть предусмотрен крючок для одежды. Одежда (например, куртка), висящая на крючке, не должна мешать работе с элементами управления и уменьшать водителю обзор. Может быть предоставлена вешалка, но ее наличие не является обязательным.
Для ценных вещей должен быть предусмотрен запирающийся отсек.

4.3 Сиденье водителя

4.3.1 Расположение, размеры и диапазоны регулировки сиденья
Ось рулевого колеса должна быть расположена в нулевой плоскости Y (срединной плоскости водителя). Допустимо смещение не более 25 мм.
Для возможности поддерживать безопасную для здоровья и комфортную позу должны быть предусмотрены размеры сиденья и диапазоны регулировки, указанные в столбце «Требуемые значения» таблицы 1 (см. также рисунок 4). Упоминаемая там точка H является точкой H, определяемой в соответствии с ИСО 6549.
Таблица 1 — Размеры сиденья и диапазоны регулировки

Размеры в миллиметрах

Характеристика сиденья

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

1 Расположение сиденья (точка Н в соответствии с ИСО 6549)

650
0
510

2 Диапазон регулировки по горизонтали

100 вперед и назад

3 Диапазон регулировки по вертикали

50 вверх и вниз

4 Глубина сиденья

390-500 регулируемая

5 Ширина сиденья (общая)

6 Наклон сиденья

5°±5°

5°±10° регулируемый

7 Высота спинки сиденья

8 Ширина спинки сиденья (общая)

9 Ширина спинки сиденья (поясничная область)

10 Диапазон наклона спинки сиденья (от вертикали)

от +10° до +25° регулируемый

от 0° до 30° регулируемый

11 Высота верхнего края подголовника (над подушкой сиденья)

12 Высота подголовника

13 Ширина подголовника

14 Регулировка по весу для амортизации сиденья

45-130 кг

Для целей настоящего стандарта точку Н следует рассматривать как среднее положение в продольном направлении. Среднее положение означает середину продольного и вертикального диапазонов регулировки.
Угол является положительным, когда передний край подушки сиденья расположен выше.
При наличии подголовника.

4.3.2 Регулировка сиденья
Водитель должен иметь возможность регулировать сиденье вручную (без использования инструментов) из положения сидя. Функциями регулировки должны быть: продольная регулировка сиденья и регулировка сиденья по высоте. Рекомендуется обеспечить возможность регулировки наклона спинки сиденья, наклона подушки сиденья, глубины подушки сиденья, опоры для поясницы по высоте и изогнутости, подголовника (если имеется) по высоте и наклону. Возможно использование сиденья с приводом, с памятью основных настроек.

4.3.3 Поворотный механизм сиденья (при наличии)
Если существует необходимость поворота сиденья, например для возможности продажи водителем билетов с помощью специального оборудования, то необходимо обеспечить достаточное пространство для ног водителя. Диапазон поворота сиденья должен быть ограничен встроенными концевыми упорами. Сиденье должно автоматически блокироваться в положении вождения. Элементы управления для разблокирования сиденья должны быть легкодоступны.

4.3.4 Подвеска сиденья
Сиденье должно быть снабжено подвеской. Частота собственных колебаний этой подвески должна соответствовать частоте собственных колебаний всего транспортного средства. Система должна быть настроена таким образом, чтобы при обычной работе сохранялся коэффициент передачи менее 1.
Примечание — Для определения коэффициента передачи см. ИСО 10326-1.

4.3.5 Обивка сиденья
Сиденье должно иметь воздухопроницаемую обивку. Как вариант может быть установлено сиденье с подогревом и/или внутренней вентиляцией.

4.3.6 Инструкция по эксплуатации
Элементы управления сиденьем должны иметь четкую маркировку в соответствии с ИСО 2575, водителю должна быть предоставлена дополнительная инструкция для правильной регулировки сидения.

4.4 Педали

4.4.1 Конструкция педалей
Педали газа и тормоза следует размещать таким образом, чтобы для смены педали во время управления достаточно было повернуть стопу, не отрывая пятки.

4.4.2 Расположение и компоновка
Необходимо, чтобы расположение, компоновка и рабочие усилия соответствовали значениям, приведенным в таблице 2 (см. рисунок 5).
Рабочие усилия соответствуют рычагу с плечом 200 мм (расстояние от пяточной точки до центра поверхности педали).

Таблица 2 — Расположение и компоновка педалей

Размеры в миллиметрах

Характеристика педали

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Педаль газа

Координаты пяточной точки (, , )

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

8°-15°

12°

Нерабочее положение

32°-60°

43°-49°

Рабочий угол

20°-30°

20°

Рабочее усилие

25-40 Н

30-35 Н

Продольный зазор между педалью газа и кузовом в направлении Y

Продольный зазор между педалью газа и кузовом в направлении X

Педаль тормоза

Координаты пяточной точки (, , )

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

0°-8°

Нерабочее положение

43°-60°

43°-49°

Рабочий угол

20°-30°

25°

Усилие при максимальном торможении

250 Н

Педаль сцепления (если имеется)

Расстояние от продольной оси педали до нулевой плоскости Y

от -115 до -165

Угол поворота педали относительно нулевой плоскости Y

Высота центра педали над полом (Z)

150±50

Рабочий ход педали в направлении движения педали

170 максимально

Усилие для выключения сцепления

150 Н

20-120 Н

Поперечное расстояние между сцеплением и кузовом

Педаль газа не должна быть расположена выше педали тормоза.
Максимальное усилие должно соответствовать национальным требованиям.

4.4.3 Упор для левой ноги
Для опоры левой ноги необходимо предусмотреть упор, расположенный слева от рулевой колонки или слева от педали сцепления. Характеристики упора указаны в таблице 3.
Таблица 3 — Расположение и компоновка упора для левой ноги

Размеры в миллиметрах

Характеристика упора

Обязательные значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Угол с горизонтальной плоскостью

25°-30°

Длина

Ширина

Боковой зазор с педалью сцепления (при наличии)

4.5 Рулевое управление
Необходимо обеспечить возможность регулировки, позволяющей изменять и блокировать положение рулевого колеса без изменения нормального положения водителя при вождении и освобождения ремня безопасности. Расположение и размер рулевого колеса должны соответствовать значениям, указанным в столбце «Требуемые значения» таблицы 4.
Таблица 4 — Расположение и размер рулевого колеса

Характеристика рулевого колеса

Требуемые значения

Рекомендуемые значения

Замечания

Положение центра рулевого колеса в плоскости рулевого колеса

220
0±25
770
27°

Диаметр

450±25

Диапазон осевой регулировки

Диапазон угловой регулировки

10°

— угол наклона обода рулевого колеса к горизонтали.
Минимальный диаметр определяется национальными требованиями на усилие при рулевом управлении.

Перекладины рулевого колеса должны быть расположены таким образом, чтобы требования к приборам, расположенным в зоне А, определенные в ИСО 16121-3, были выполнены.

Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего международного национального стандарта

ISO 2575

*

ISO 6549

ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-78, ИСО 6549-80 «Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров»

ISO 10326-1

ГОСТ ИСО 10326-1-2002 «Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования»

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия
рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.
Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:
— IDT — идентичные стандарты.
— MOD — модифицированные стандарты.

Библиография

ISO 6385, Ergonomic principles in the design of work systems
________________
Международному стандарту ИСО 6385:2004 соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 6385-2007 Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем.
ISO 10075-2, Ergonomic principles related to mental workload — Part 2: Design principles
________________
Международному стандарту ИСО 10075-2:1996 соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 10075-2-2009 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 2. Принципы проектирования
VDV 234, Driver’s work place in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997
STRP Report #6, Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association
NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — summary
Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000

УДК 331.41:006.354

ОКС 13.180
43.080.20

Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, рабочее место водителя, транспортное средство с низким расположением пола, рекомендуемые значения, требуемые значения, пяточная точка водителя, линия пяточной точки

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Ежедневно совершается множество автобусных рейсов. В отличие от других транспортных средств, этот тип отличается тем, что следует по заданному маршруту и подчиняется конкретному графику. Существуют три основных вида автобусных рейсов, они бывают внутригородскими, междугородними и международными. Помимо этого, есть маршруты специального назначения, это рейсы туристические, экскурсионные маршруты, перевозка детей в школы и места отдыха, развоз сотрудников предприятий, эвакуация людей и прочее.

В наши дни работа водителем автобуса востребована на рынке труда. Хотя это и очень сложная профессия. И самое неприятное в ней – постоянный контакт с разными людьми. Многие грубят, портят автобус, ведут себя вызывающе, а водителю нужно быть учтивым и приветливым, иначе он рискует получить штрафы и жалобы. Кроме того, он должен спокойно отвечать на любые вопросы и не вступать в дискуссии с пассажирами. Также его обязанности затрагивают и техническую сторону обслуживания транспортного средства. Он должен контролировать исправность автобуса, внимательно вести его, избегая аварийных ситуаций и нарушения правил дорожного движения.

Общие положения

Водитель автобуса является рабочим и подчиняется приказам диспетчера и высшего руководства. Чтобы получить эту работу, достаточно иметь среднее образование, стаж вождения не менее трех лет. Также требуется иметь права на управление автобусом. Нанять или уволить сотрудника может только директор автопарка.

Знания

Сотрудник, принимаемый на эту должность, обязуется получить знания, касающиеся устройства и правил технической эксплуатации доверенного ему транспортного средства. Он обязан разбираться в технических характеристиках автобуса, знать, сколько расходуется топлива и смазочных материалов, понимать, как работают устройства и системы в автобусе, а также при необходимости уметь определять и устранять поломки, устанавливать запасные части

Водитель автобуса обязан досконально знать правила дорожного движения. Он должен выучить маршрут, его особенности, владеть информацией, где расположены опасные участки на дороге. Сотрудник должен уметь вызывать в случае необходимости техническую помощь, оформлять заявки на проведение ремонтных работ и заполнять документацию, в случае если рейс отменили из-за технического состояния транспортного средства.

Другие знания

Работа водителем автобуса также предполагает, что он знает, как обращаться с микрофоном и когда нужно делать специальные объявления. В знания сотрудника должны входить формы оплаты проездного в городском наземном общественном транспорте, он обязан уметь связываться с персоналом оперативного реагирования и автопарком в случае необходимости. Сотрудник должен знать, как оформляются путевые листы и прочая билетно-учетная документация.

Он должен понимать, как правильно использовать доверенное ему транспортное средство в холодное время года. Водитель автобуса должен предупреждать террористические акты и выучить памятку. Кроме того, важно владеть информацией, как именно погодные условия влияют на безопасность вождения автобуса, какие существуют способы предотвратить аварии в дороге.

Этот сотрудник обязан знать, когда проводится техническое обслуживание транспортного средства, как починить поломки незначительного характера. Водитель должен выучить основы Трудового кодекса, внутренний распорядок организации, охрану труда, противопожарную защиту, технику безопасности, а также уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

Функции

Типовая инструкция водителя автобуса предполагает, что он подготавливает транспортное средство перед началом следования по маршруту и приводит его в порядок по завершении работы. Сотрудник каждый раз, перед тем как поступить в рейс, должен пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить, что его состояние допустимо для выполнения обязанностей, возложенных на него.

Далее он должен провести техническую проверку транспортного средства, его устройств и инструментов, проконтролировать внешний вид и все ли в порядке в салоне, работает ли освещением, оборудование связи и экипировка на месте. Если в процессе этой проверки сотрудник выявил какие-либо неисправности, он обязан сообщить о них диспетчеру, а также составить специальный документ с запросом на проведение ремонтных работ.

Обязанности

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

Работник должен сообщать пассажирам о пунктах остановок и о том, как должна осуществляться оплата проезда. Кроме того, сотрудник должен обеспечить удобный выход через передние двери автобуса для инвалидов, детей до десяти лет, матерей с малышами и беременных женщин. Водитель автобуса должен контролировать, чтобы люди придерживались правил использования общественного городского транспорта. Начинать дальнейший путь он может только после того, как убедится, что все пассажиры вышли и зашли в транспорт, а двери автобуса закрылись.

Другие функции

Водитель должен вежливо обращаться со своими пассажирами и останавливать транспортное средство, если об этом его просит кондуктор, пассажиры, полиция и другие органы, выполняющие контроль в соответствии с правилами дорожного движения. Он должен включать полное освещение салона во время вечерних и ночных рейсов.

Если водитель был вынужден осуществить длительную остановку, то он обязан предупредить об этом диспетчера либо же, если таковой возможности нет, передать информацию через водителя следующего автобуса, который едет по тому же маршруту. Каждый раз, когда водитель по маршруту осуществляет оборотный рейс, он должен проверять состояние шин в автобусе, крепления колес. Также он проверяет салон и отсеки автобуса, чтобы там не находились посторонние предметы. Если же такие были выявлены, и они выглядят подозрительно, то он должен действовать согласно инструкции по предупреждению террористических актов. Вещи, которые не представляют опасности, работник должен в конце маршрута сдать диспетчеру.

Другие обязанности

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

Прибыв туда, он должен сдать автобус мастеру и также получить роспись в путевом листе. Потом ему нужно направиться в кассу и сдать вырученную сумму, согласно проданным билетам.

Водитель автобуса график должен соблюдать неукоснительно, поддерживать порядок в кабине, если от высшего руководства или диспетчера поступают указания, он их выполняет согласно инструкции. Если температура на улице ниже положенной, водитель должен включать отопительную систему в салоне. Во время всего следования маршрута он обязан соблюдать правила дорожного движения, стандарты перевозки багажа и пассажиров, а также другие правила, указанные в должностной инструкции.

Права

Сотрудник, получивший эту должность, имеет право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством страны. Он может отказаться от рейса, если транспортное средство находится в неисправном состоянии или была нарушена инструкция по охране труда для водителя автобуса. Он может ограничить вход пассажиров, если транспортное средство переполнено. По правилам технической эксплуатации увеличение количества пассажиров может повлиять на безопасность поездки и исправность автобуса.

Если погодные условия значительно ухудшились, и автобус не может продолжать маршрут с той же скоростью из-за снега, тумана, гололеда и прочее, то сотрудник может запросить у диспетчера изменения расписания следования рейса. Работник вправе остановить транспортное средство, если это не противоречит правилам дорожного движения.

Другие права

Инструкция водителя автобуса предполагает, что он вправе потребовать, чтобы компания, где он трудоустроен, оплатила полис ОСАГО, чтобы были документы о своевременном страховании гражданской ответственности. У компании должно быть право владения доверенным сотруднику транспортным средством. Сотрудник имеет право передать управление транспортным средством только тем лицам, что указаны в документах, это могут быть сменщики, стажеры, слесари и буксировщики. Главное, чтобы у них был документ, подтверждающий, что они могут вести автобус.

Помимо этого, он вправе получать сведения о решениях руководства, которые непосредственно затрагивают его деятельность. Он может в пределах своей компетенции предложить мероприятия, позволяющие сделать выполнение его обязанностей более эффективными. Также может повышать свою квалификацию в соответствии с трудовым законодательством страны.

Ответственность

Сотрудник, принимаемый на должность водителя, ответственен за неисполнение своих обязанностей или их некачественное выполнение. Также его могут привлечь к ответственности, если он нарушил административное, трудовое или уголовное законодательство в ходе выполнения своей работы. Помимо этого, работник ответственен за причинение компании материального ущерба в рамках действующего законодательства страны.

О водителе автобуса можно говорить много, но главное, что стоит учитывать, это то, что данная профессия очень сложная. Сотруднику нужно обладать большим объемом знаний, на нем постоянно лежит ответственность за транспортное средство, которое ему доверено, за пассажиров и их багаж. Это сидячая работа, где постоянно сквозняки, поэтому есть риск получения профессиональных заболеваний и частой простуды. Это не считая того, что в общественном транспорте могут ехать больные люди, распространяющие микробы в салоне. Поэтому, прежде чем выбрать эту профессию, стоит серьезно подумать, готов ли человек выполнять данную работу.

Но если водить автобус и развозить пассажиров по маршруту нравится человеку, то он никогда не останется без работы. Ведь это очень востребованная профессия, и в большинстве случаев автобусы водят старые специалисты, и любая компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, с радостью примет к себе в штат молодого специалиста. Единственный недостаток, из-за чего данная работа не такая популярная, это низкий уровень заработной платы и отсутствие карьерного роста как такового. Кроме того, человек должен обладать большим запасом знаний, навыков и крепким здоровьем, чтобы выполнять эту работу.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх