Воинская обязанность

Воинская обязанность

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества, в соответствии с ч.1 ст.59 Конституции РФ. Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает:

7. призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
8. прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
9. военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

6.2. Воинская обязанность и ее содержание. Понятие о воинской обязанности

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Воинский учет

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
1. освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
2. проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3. отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4. женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
5. постоянно проживающих за пределами РФ.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
1. военный комиссар соответствующей территории либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
2. представитель местной администрации;
3. специалист по профессиональному психологическому отбору;
4. секретарь комиссии;
5. врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ, — в указанных органах;
2. явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
6. бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

Тест: порядок прохождения военной службы

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ТЕСТ: ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРОГРАММА: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел: Основы военной службы

для учащихся 11 классов

подготовил

учитель ОБЖ и физкультуры

Обухов Александр Михайлович

Санкт-Петербург

Вариант 1

Выберите правильный ответ

1. Под воинской обязанностью понимается:

а) установленный законом почетный долг граж­дан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять дру­гие связанные с обороной страны обязанности;

б) прохождение военной службы в мирное и во­енное время, самостоятельная подготовка к службе в Вооруженных Силах;

в) долг граждан нести службу в Вооруженных Силах в период военного положения и в военное время.

2. Первичный учет призывников и военнообя­занных, проживающих в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военкоматов, возлагается на:

а) военно-учетные столы при органах местного самоуправления;

б) специальное уполномоченное лицо от во­инского подразделения, расположенного в реги­оне;

в) заместителя руководителя органа местного самоуправления.

3. Определите, какая из нижеперечисленных причин не является уважительной при неявке гражданина по повестке военкомата:

а) утеря повестки военного комиссариата;

б) заболевание гражданина, связанное с утратой трудоспособности;

в) препятствие, не зависящее от воли граждани­на.

4. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освиде­тельствованию врачами-специалистами:

а) терапевтом, хирургом, невропатологом, пси­хиатром, окулистом, отоларингологом, стоматоло­гом, а в случае необходимости — врачами других специальностей;

б) терапевтом, физиотерапевтом, травматологом, психиатром, окулистом, эндокринологом и др.;

в) хирургом, терапевтом, кардиологом, физиотерапевтом, пульмонологом, стоматологом, окулистом и др.

5. Заключение по результатам освидетельство­вания категории «Г» означает:

а) временно не годен к военной службе;

б) не годен к военной службе;

в) годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Вариант 2

Выберите правильный ответ

1. Военная служба исполняется гражданами:

а) только в Вооруженных Силах Российской Фе­дерации;

б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной погра­ничной службы Российской Федерации и в вой­сках гражданской обороны;

в) в Вооруженных Силах Российской Федера­ции, других войсках, органах и формированиях.

2. Персональный воинский учет ведется:

а) районными (городскими) военными комисса­риатами;

б) управлениями (отделами) кадров военных ок­ругов;

в) специально уполномоченным сотрудником органа управления образованием района (города).

3. Уклонившимся от исполнения воинской обя­занности считается гражданин:

а) не явившийся по вызову военного комиссариа­та в указанный срок без уважительной причины;

б) явившийся по вызову военного комиссариата без необходимых документов;

в) не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок, имея уважительную причину.

4. Под увольнением с военной службы понимается:

а) установленное законом освобождение от даль­нейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воин­ских формированиях и органах;

б) снятие военнослужащего со всех видов до­вольствия;

в) убытие военнослужащего в краткосрочный отпуск.

5.

Воинская обязанность, её основные составляющие.

Заключение по результатам освидетельство­вания категории «А» означает:

а) годен к военной службе;

б) ограниченно годен к военной службе;

в) не годен к военной службе.

Вариант 3

Выберите правильный ответ

1. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

а) по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

б) только в добровольном порядке (по контрак­ту);

в) только по призыву, по достижении опреде­ленного возраста.

2. В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» пер­воначальная постановка на учет осуществляется:

а) в период с 1 января по 31 марта в год дости­жения гражданами возраста 17 лет;

б) в период с 1 июня по 30 августа в год достиже­ния гражданами возраста 16 лет;

в) в период с 1 сентября по 30 ноября в год до­стижения гражданами возраста 18 лет.

3. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

а) подготовку граждан, не достигших возраста 18 лет, по основам военной службы, в течение од­ного месяца на базе одной из воинских частей;

б) подготовку по основам военной службы в обще­образовательных учреждениях и обучение в учебных пунктах органов местного самоуправления;

в) участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических молодежных объединениях;

г) овладение одной или несколькими военно-учетными специальностями;

д) прохождение медицинского освидетельство­вания, а при необходимости амбулаторного или стационарного обследования и лечения в медицин­ском учреждении.

Найдите ошибку в данной цепочке.

4. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для:

а) развертывания армии при мобилизации и ее пополнения во время войны;

б) создания резерва дефицитных военных специалистов;

в) развертывания в военное время народного ополчения.

5. Заключение по результатам освидетельство­вания категории «Б» означает:

а) годен к военной службе с незначительными ограничениями;

б) временно не годен к военной службе;

в) ограниченно годен к военной службе.

Вариант 4

Выберите правильный ответ

1. Составная часть воинской обязанности граж­дан Российской Федерации, которая заключается в специальном учете всех призывников и военно­обязанных по месту жительства, — это:

а) воинский учет;

б) воинский контроль;

в) учет военнослужащих.

2. Комиссия по постановке граждан на воин­ский учет утверждается главой органа местного са­моуправления (местной администрации) в следую­щем составе:

а) военный комиссар района (города) либо за­меститель военного комиссара, специалист по про­фессиональному психологическому отбору, секре­тарь комиссии, врачи-специалисты;

б) представитель командования военного окру­га, представитель органа местного самоуправле­ния, врачи-специалисты;

в) военный комиссар района (города), руководи­тель (заместитель руководителя) органа внутрен­них дел, секретарь комиссии, врачи (хирург, тера­певт, невропатолог).

3. С какой целью осуществляется професси­ональный психологический отбор граждан, призы­ваемых на военную службу:

а) с целью обеспечения соответствия индивиду­ально-психологических качеств граждан, призывае­мых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации;

б) с целью создания воинских коллективов из военнослужащих с одинаковыми индивидуально-психологическими качествами;

в) с целью выявления граждан, индивидуально-психологические качества которых могут стать препятствием для прохождения службы.

4. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до двух месяцев, но не чаще одного раза в три года;

б) до одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;

в) до трех месяцев, но не чаще одного раза в четыре года.

5. Заключение по результатам освидетельство­вания категории «В» означает:

а) ограниченно годен к военной службе;

б) годен к военной службе;

в) временно не годен к военной службе.

К Л Ю Ч

варианты

I II III IV

1- а 1- в 1-а 1-а

2- а 2- а 2- а 2- а

3- а 3- а 3- а 3- а

4- а 4- а 4- а 4- а

5- а 5- а 5- а 5- а

Список использованной литературы

1. Гусак П.А., Рогачев А.М. Начальная военная подготовка М.: «Просвещение», 1981 г.

2..Криво В.М., Логинов В.С., Лодяев Н.Ф. Военно-спортивная подготовка молодежи допризывного возраста, Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург: Комитет по физической культуре и спорта, 2007 г.

3. Положение о воинском учёте, 2007 г.

4.Положение о порядке прохождения военной службы, 2008 г.

4. ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», 2008 г.Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

медицина

d.120-bal.ru

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Воинская обязанность

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 15
Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.

Воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Она предусматривает:

• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).

Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.

Основные из них заключаются в следующем:

• во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
• во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
• в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
• в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
• в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Вопросы

1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?

2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?

4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?

ЗАКОНЫ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

норматино-праоые акты органо гос. ласти, принимаемые разитие конституц. положений и регламентирующие услоия и порядок исполнения гражданами оинской обязанности.

СССР такие законы принимались 1925, 1930, 1939 и 1967, РФ — 1993 и 1998.
Закон об обязат. оенной службе 1925, перый общесоюз. закон о оинской обязанности со. граж-дан. Устаноил осноы смешанной (сочетание кадро-ой с тер.-милиц.) системы устройста С на мир. ремя, порядок их комплектоания и прохождения оен. службы кадроых частях и перемен. состае тер. частей. Им определялось, что оборона гос-а с оружием руках осущестляется только трудящимися. 1930 утерждн уточннной редак-ции.
Закон о сеобщей оинской обязанности 1939 яился дальнейшим соершенстоанием законодатель-ста об обороне (защите СССР) и приедением его соотетстие с Конституцией страны, принятой 1936. Снимал имешиеся ранее клас. ограничения оинской службе, определял защиту течеста как сящ. долг каждого гражданина СССР. Закреплялся переод С на единую кадроую систему их устройста, определялся порядок проедения призыа граждан по мобилизации.
Закон СССР о сеобщей оинской обязанности 1967 закрепил качестенно ноый этап разития С СССР. Закон предусматриал посеместное проедение с юношами допризыного и призыного озрасто без отрыа от произ-а и учбы нач. оен. подготоки. Устаналиались единый призыной озраст (18 лет), ноые сроки дейстит. оен. службы (перые одились 2 призыа год) и т.д.
Закон о оинской обязанности и оенной службе 1993 конкретизироал содержание оинской обязанно-сти и отетстенность органо гос. ласти, местной администрации и граждан по е исполнению. Силу за-кона приобрели многие положения, касающиеся прохождения оен. службы (принятие оен. присяги, назначение на оинские должности и др.). Устанолено прохождение оен. службы по призыу или доброольном порядке (по контракту). едена альтернатиная служба. ребыание запасе исключено из оен. службы, соотетстенно отменены понятия "дейстит. оен. служба" и "оеннообязан-ный".
Федеральный закон о оинской обязанности и оенной службе 1998 уточнил ряд положений, регламентир. обязанности граждан, должностных лиц органо гос. ласти, местного самоупраления и орг-ций. Устаноил соста запаса, продолжительность оен. сборо и др.

< НазадВперёд >

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх