Все об исполнительном производстве

В результате изучения материалов гл. 8 обучающиеся должны:

знать виды исполнительных действий, условия и порядок их совершения, особенности совершения исполнительных действий при исполнении различных видов исполнительных документов;

уметь разграничивать исполнительные действия и меры принудительного исполнения, определять нормы законодательства, подлежащие применению к совершению определенных видов исполнительных действий, устанавливающие пределы полномочий судебного пристава-исполнителя по их совершению;

владеть навыками анализа документов, предусматривающих совершение исполнительных действий, на предмет их законности и обоснованности.

Содержание

Общая характеристика исполнительных действий

В соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

  • 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • 8) в порядке и пределах, которые установлены Законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;
  • 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;
  • 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • 13) взыскивать исполнительский сбор;
  • 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
  • 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве;
  • 17) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств.

Перечень исполнительных действий не является исчерпывающим. Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Как мы видим, в ст. 64 Закона об исполнительном производстве законодателем объединены в единый перечень совершенно разные по своему содержанию действия судебного пристава-исполнителя (адресатами которых являются как стороны исполнительного производства, так и иные лица), которые с трудом могут быть категоризированы. Часть исполнительных действий по своей правовой природе представляет собой обеспечительные меры (арест имущества), другие — процессуальные действия, направленные на получение информации, необходимой в исполнительном производстве (запрос сведений, розыск должника, его имущества), акты судебного пристава по санкционированию действий сторон в исполнительном производстве (рассмотрение заявлений и ходатайств, производство зачета встречных требований), действия по контролю за правильностью исполнения исполнительного документа третьими лицами и т.д.

Исполнительные действия в отношении должника представляют собой меры государственного принуждения, т.е. действия, совершаемые в отношении личности должника или его имущества вопреки или независимо от его воли. Именно поэтому монопольное право на применение таких мер законом передано государственным органам принудительного исполнения. Ряд исполнительных действий представляет собой ограничение конституционных прав должника. Так, например, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель (в отличие от многих иных представителей публичной власти) имеет право без специальной судебной санкции, лишь с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником.

Взыскатель и иные лица, кроме должностных лиц ФССП России, совершать исполнительные действия не могут.

Необходимо различать исполнительные действия и меры принудительного исполнения. Исполнительные действия не могут подменять собой меры принудительного исполнения, и наоборот. Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В отличие от исполнительных действий меры принудительного исполнения представляют собой не просто действия по созданию условий для принудительного исполнения, но собственно принудительное исполнение.

Все ли процессуальные действия судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве являются исполнительными действиями? Очевидно, что нет. Как представляется, сознательно законодатель не отнес к исполнительным действиям в ст. 64 Закона об исполнительном производстве возбуждение, приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства. Не является исполнительным действием и обращение судебного пристава-исполнителя с заявлением к органу, выдавшему исполнительный документ, о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Несмотря на то что, например, обращение к суду за разъяснением выданного им исполнительного документа также имеет своей конечной целью создание условий для применения мер принудительного исполнения, такая связь является косвенной. В связи с указанным, при квалификации того или иного процессуального действия как исполнительного, определение исполнительного действия в ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве должно толковаться ограничительно, действие судебного пристава-исполнителя должно иметь прямую, а не косвенную связь с последующим применением мер принудительного исполнения и (или) понуждать должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве не предоставляет судебному приставу-исполнителю права совершать действия, не предусмотренные федеральным законом. Как мы уже отмечали, принцип процессуального формализма предполагает, что в исполнительном производстве органами принудительного исполнения совершаются не любые действия, а только те, совершение которых прямо предусмотрено законом.

Какое значение имеет отнесение того или иного действия к исполнительному действию в соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве? Законодатель об этом умалчивает, однако совершенно очевидно, что исполнительные действия могут совершаться только при соблюдении определенных условии, требований к процедуре их совершения. Полномочия судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительного действия не безграничны, должен существовать определенный юридический режим исполнительного действия, ограничивающий усмотрение должностных лиц ФССП России. Необходимость установления законом условий и порядка совершения исполнительных действий обусловлена тем, что, как следует из их назначения, они связаны с ограничением прав и свобод должника и иных лиц (не только имущественных, но и личных).

Позиция высших судов

ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя, которым ОАО (должник) как единственному акционеру запрещено принимать решения об одобрении крупных сделок общества. Суд признал такое постановление незаконным на том основании, что, несмотря на то что перечень исполнительных действий является открытым и судебному приставу- исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению, исходя из конкретных обстоятельств, запрещение обществу как единственному акционеру одобрять крупные сделки другого общества является чрезмерным, что необоснованно ущемляет права должника (определение ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-2785/13 по делу № А11-239/2012).

Примечательно, что в указанном выше деле ВАС РФ, оценивая правомерность действий судебного пристава-исполнителя, указал на п. 5 ст. 4 Закона об исполнительном производстве, устанавливающий принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Арбитражный суд первой инстанции, в качестве причины признания примененной судебным приставом-исполнителем меры чрезмерной, ущемляющей права и законные интересы должника, указал на ее бессрочный характер, однако не признал ее неправомерной саму по себе*67. Как следует же из позиции ВАС РФ, процитированной выше, примененная мера, ограничивающая корпоративные права должника, является неправомерной независимо от срока ее применения. Также следует учитывать, что в рассмотренном деле судебный пристав-исполнитель попытался совершить исполнительное действие, прямо не предусмотренное законом (не арест имущества должника, а запрет осуществления его субъективных прав на участие в юридическом лице).

*67: {См.: решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.03.2012 по делу

№ А11-239/2012.}

Ни ст. 64, ни иные нормы Закона об исполнительном производстве не устанавливают общих условий и порядка совершения исполнительных действий (в Законе об исполнительном производстве нет и прямого нормативного запрета чрезмерных или ущемляющих права иных лиц мер). Отдельными статьями Закона об исполнительном производстве предусматривается порядок совершения лишь некоторых исполнительных действий (например, ст. 64.1—67 Закона об исполнительном производстве). В гл. 4, обсуждая принципы исполнительного производства, мы пришли к выводу о том, что закрепленный нормативно принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения не подлежит применению к исполнительным действиям, как следует из его наименования. Необходим общий принцип соразмерности исполнительных действий, в соответствии с которым при совершении исполнительных действий, выборе конкретного исполнительного действия судебный пристав-исполнитель в целях экономии репрессии, обеспечения прав и законных интересов должника и иных лиц и, одновременно, правильного и своевременного исполнения исполнительного документа должен принимать во внимание всю совокупность обстоятельств исполнительного производства.

Особое значение приобретают установленные законом гарантии при совершении исполнительных действий в тех случаях, когда такие действия затрагивают не только имущественную сферу, но и личность должника. Так, по мнению руководства ФССП России, активное применение судебными приставами-исполнителями предоставленных полномочий по временному ограничению на выезд должника из Российской Федерации способствует повышению фактического исполнения требований исполнительных документов и, следовательно, защите прав и законных интересов граждан, нередко только за счет применения данной меры недобросовестные должники погашают задолженность. В связи с указанным ставится вопрос, в том числе с учетом зарубежного опыта (США, Канада, Израиль, Польша), о введении новых полномочий судебных приставов, направленных на ограничение неимущественных прав должников (лишение специальных прав, установленных разрешением или лицензией, в том числе

водительских прав*68, профессиональных лицензий, разрешений на охоту, рыбалку, занятие водным спортом и т.д.)*69.

*68: { 27 я и паря 2015 г. Государственной Думой в нервом чтении был принят внесенный рядом парламентариев проект федерального закона № 661379-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность введения для недобросовестных должников временного ограничения на управление транспортным средством. См.: URL: asozd.duma. gov.ru/main.nsf/ (Spravka)? OpenAgent&RN-661379—6. Конституционность предложенного авторами проекта механизма установления ограничения вызывает определенные сомнения.}

*69: { См.: Парфенчиков А. О. Принудительное исполнение судебных и иных актов в Российской Федерации. Перспективы развития // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, Н. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М» 2013. С. 13—14.}

Зарубежный опыт

В Израиле судья исполнительного производства может оформить приказ о наложении следующих ограничений:

  • — ограничение на обладание заграничным паспортом или на его продление;
  • — запрет на выезд из страны;
  • — ограничение на пользование банковскими счетами;
  • — ограничение на использование кредитных карточек;
  • — ограничение на учреждение юридического лица;
  • — ограничение на обладание водительскими правами или на их получение*70.

*70: { См.: Драюнецкая И. Израильская система исполнения судебных решений: текущая ситуация и перспективы развития // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, П. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М., 2013. С. 58.}

В гл. 2, анализируя историю развития законодательства об исполнительном производстве, было отмечено, что смена парадигмы принудительного исполнения в России (как и в других европейских странах) в XIX в. была обусловлена переходом от мер принудительного исполнения, преимущественно направленных на саму личность должника, к мерам имущественного характера, побуждающим должника самого передать присужденное имущество взыскателю либо предусматривающим обращение взыскания на имущество должника помимо его воли специальными должностными лицами, действующими в соответствии с законом. Трудно не согласиться с тем, что меры, направленные на саму личность должника, как правило, намного более эффективны, чем меры имущественного характера, что было продемонстрировано опытом применения в российском исполнительном производстве ограничения на выезд должника за рубеж. Применение таких мер, как правило, требует от государства меньше временных и материальных затрат. Но, как известно, и в уголовном праве смертная казнь — единственное наказание, на 100% гарантирующее, что осужденный не совершит преступление вновь. Указанное, однако, не останавливает многие современные государства от отказа от смертной казни в пользу менее «эффективных» и более затратных видов наказаний.

Вряд ли сами по себе доводы об эффективности должны стать основным обоснованием расширения личных ограничений прав должника и иных лиц в исполнительном производстве. Намного важнее найти действительный конституционный баланс частных и публичных интересов, интересов должника и взыскателя в исполнительном производстве, юридические пределы вмешательства государства в частную жизнь на определенном этапе развития политической, правовой и социально-экономической системы государства. Таким образом, принцип соразмерности исполнительного действия, основанный на положениях Конституции РФ, должен применяться как в конкретных ситуациях, при оценке правомерности и обоснованности конкретного исполнительного действия, так и при определении направлений развития исполнительного производства, создании новых механизмов принудительного исполнения. Указанное относится не только собственно к ограничениям личных прав должников, но и к любым исполнительным действиям, которые затрагивают права должника и иных лиц на честь, достоинство, личную и семейную жизнь, тайну переписки и т.д. Должник в исполнительном производстве не является персоной «вне закона», его права и законные интересы подлежат защите и в исполнительном производстве.

Пример из практики

В одном из субъектов РФ детям, чьи родители являются должниками по алиментным обязательствам, судебные приставы предложили написать письма Деду Морозу, которые судебными приставами-исполнителями будут вручены родителям, которые являются должниками по исполнительным документам. В рейды по адресам злостных неплательщиков алиментов вместе с судебными приставами также были приглашены репортеры ведущих телерадиокомпаний региона, а также корреспонденты печатных изданий*71.

*71: { URL: fssprus.ru/news/documcnt22081709. О «нестандартных» исполнительных действиях см. подробнее: письмо ФССП России от 27.05.2009 № 12/02-7646-АП «О практике применения территориальными органами ФССП России нестандартных методов сбора сведений о должниках и их имуществе».}

Несмотря на объективно аморальное поведение многих должников, с точки зрения принципов правового государства вряд ли допустимо побуждать должника к выполнению его имущественных обязательств посредством освещения в СМИ его личной жизни, раскрытия неопределенному кругу лиц сведений о его семейных отношениях*72. Как верно отмечает А. В. Юдин, анализируя новые «экзотические» способы исполнения требований исполнительных документов, такие меры (например, лишение специального права должника), в отличие от исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона об исполнительном производстве, непосредственно на исполнение требований исполнительного документа не направлены, никакой прямой юридической связи между данными действиями и исполнением судебного акта нет. Такие меры, как правило, имеют личный характер и направлены не столько на исполнение требований исполнительного документа, сколько на иные, чем имущественные, мотивы и доминанты поведения должника, на лишение его душевного спокойствия и комфорта*73. Именно отсутствие юридически значимой связи между содержанием соответствующих мер и обязанностью должника, предусмотренной исполнительным документом, вызывает сомнения относительно правомерности введения личных ограничений в отношении должника по имущественным требованиям. Представляется, что в системе государственного принуждения отсутствие прямой юридической связи между объективной стороной поступка и содержанием реакции на него государства возможно только при применении мер юридической ответственности. Так, очевидно отсутствие прямой связи содержания такой меры наказания, как лишение свободы, с объективной стороной конкретного преступления (например, получение взятки), поскольку цель юридической ответственности не «отражение» преступления наказанием, а воздействие на психическую сферу правонарушителя правовыми методами. Многие государства давно отказались от наказаний, «отражающих» преступление, например отрубание руки за кражу, которой она была совершена, или нанесение преступнику точно таких же увечий, какие он нанес потерпевшему*74.

*72: { Так, обнародование ФССП России посредством передачи телерадиокомпании видеосъемки исполнительных действий по вселению взыскателя и выселению должника из жилого помещения стало основанием для признания судом соответствующих действий должностных лиц ФССП России нарушающими нрава и законные интересы граждан, причиняющими им моральный вред, поскольку в силу ст. 152.1 ГК РФ использование изображение гражданина допускается только с его согласия. См.: письмо ФССП России от 23.12.2011 № 12/01-31392-АП «О порядке проведення видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения».}

*73: { Юдин Л. В. Опыт юридической оценки «экзотических» способов исполнения судебных актов органами принудительного исполнения // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков, Д. X. Валеев. М., 2011. С. 216—223.}

*74: { Указанное не исключает в принципе применения мер ответственности, соответствующих по содержанию проступку, например штрафа как наказания за хищение.}

Иная, чем воздействие на психику преступника, основная цель у других, чем ответственность, мер принуждения, например обеспечительных мер, мер защиты (правовосстановительных), профилактических мер и т.д.*75 Указанные меры по своему содержанию должны всегда соответствовать объективной стороне деяния, которое они предотвращают, пресекают либо последствия которого устраняют. Например, арест имущества как мера обеспечения направлен на предотвращение его отчуждения.

*75: { О вилах государственного принуждения см., например: Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. М., 2011. С. 194—205.}

В гл. 5 все обязанности должника в исполнительном производстве предлагалось разделить на пассивные обязанности (по претерпеванию применения в отношении его принудительных действий), к которым относятся, например, обязанности допускать судебного пристава-исполнителя в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов (п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать наложенные аресты на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги (п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), соблюдать временное ограничение на выезд за рубеж (л. 15 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), и активные (по совершению должником действий) обязанности, например по предоставлению по запросу судебного пристава-исполнителя информации (п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), явке по вызову судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве) и т.д..

Очевидно, что в качестве санкции за противоправное поведение (уклонение от исполнения обязанности, подтвержденной исполнительным документом или правовым актом, на основании которого он выдан) государство может применить в конституционных пределах к должнику меры принуждения, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Однако возложена ли на должника обязанность не только не препятствовать, но и активно содействовать государству в совершении в отношении него исполнительных действий?

А. В. Юдин обращает внимание на отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания на юридическую обязанность должника по исполнению судебного решения по имущественному спору, а также на то, что состав принципов исполнительного производства не обнаруживает принципа, который обязывал бы должника к своевременному и реальному исполнению судебного акта. Многочисленные нормы об обязательности исполнения судебных постановлений (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ) и законных требований судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве) имеют неконкретный характер и «растворяются» во множестве разноотраслевых предписаний*76. Согласимся с тем, что в самом законодательстве об исполнительном производстве нет общей обязанности должника содействовать исполнению требований исполнительного документа, а Закон об исполнительном производстве в ст. 6 предусматривает лишь обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя.

В связи с указанным должник, даже имея возможность исполнить требования исполнительного документа, по известным только ему одному причинам (например, неприязненное отношение к взыскателю, отказ воспринимать исполнительный документ как легитимный) в настоящее время может вести себя в исполнительном производстве пассивно. Как отмечает М, 3. Шварц, обязанность по исполнению исполнительного документа не может трактоваться как обязанность личного совершения действий по исполнению в исполнительных производствах по взысканию денежных средств или передаче имущества. Мотивы, по которым даже платежеспособный должник не платит долг добровольно, могут быть различными. При этом такой должник не препятствует совершению исполнительных действий (что является самостоятельным правонарушением), но лишь отказывается лично платить долг. Применение в отношении такого должника личных ограничений не только поощряло бы пассивность пристава-исполнителя, но и означало бы смену всей современной парадигмы исполнительного производства, основанной на системе имущественных, но не личных ограничений должника, состоящей из предусмотренных законом мер принудительного исполнения. При всей привлекательности и эффективности личных ограничений, они ни в коей мере не могут стать заменой деятельности судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения*77.

*77: { См.: Шварц М. 3. К вопросу о правовой природе личных ограничений в исполнительном производстве // Принудительное исполнение актов судов и иных органов. Полномочия должностных лиц при осуществлении исполнительных действий: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. О. Парфенчиков. Н. М. Кропачев, Д. X. Валеев. М» 2013. С. 182-183.}

Органами принудительного исполнения в целях облегчения работы судебного пристава по выявлению имущества должника ставится вопрос о введении в законодательство специального механизма самостоятельного декларирования (раскрытия) по требованию судебного пристава-исполнителя должником всего своего имущества и об установлении уголовной ответственности за уклонение от подачи такой декларации либо сообщение в ней заведомо ложных сведений.

В гражданском процессе с учетом принципа состязательности отсутствует ответственность не только за отказ стороны от объяснений и представления доказательств против себя, но даже за заведомо ложные объяснения. Статья 51 Конституции РФ прямо устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Несмотря на то что соответствующее конституционное право предоставляется, прежде всего, подозреваемому, обвиняемому и подсудимому в уголовном процессе, возложение в исполнительном производстве на должника обязанности раскрыть свое имущественное положение, совершать иные активные действия для облегчения взыскателю и органам принудительного исполнения процесса взыскания (с учетом того, что исполнение такой обязанности обеспечивается уголовно-правовой санкцией) вряд ли будет соответствовать смыслу конституционных норм. Очевидно, что законодательство об исполнительном производстве должно идти по пути поощрения активности взыскателя, установления новых полномочий судебного пристава-исполнителя (в том числе по получению достоверной информации об имущественном положении должника) и лишь в последнюю очередь возлагать соответствующие обязанности по активному содействию исполнительному производству на должника.

Однако, как представляется, «безответственность» должника не безгранична, меры публично-правовой ответственности подлежат применению в случае, если его пассивность станет не просто «неудобной» для взыскателя и судебного пристава, вынужденного применять меры принудительного исполнения и совершать исполнительные действия, но и общественно опасной.

Пример из практики

На основании исполнительного листа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка возбуждено исполнительное производство. Должник — трудоспособный гражданин не имеет постоянного заработка, задолженность по алиментам не погашает. Судебный пристав-исполнитель обратился в службу занятости с просьбой представить информацию о возможности трудоустройства должника с учетом его квалификации и затем направил ее должнику. Однако должник от всех вариантов трудоустройства отказался.

Безусловно, с этической точки зрения действия должника в рассматриваемой ситуации являются недопустимыми, однако очевидно, что в правовом государстве понудить кого-либо к труду для исполнения своих обязательств нельзя. Вместе с тем систематическое умышленное уклонение от исполнения своих обязанностей не только нарушает права взыскателя в исполнительном производстве, но и может быть квалифицировано как общественно опасное деяние, которое в определенных законом случаях, при соблюдении установленных уголовно-процессуальных гарантий влечет уголовную ответственность уже перед государством (например, ст. 157,177,315 УК РФ).

В результате вынесенного постановления в отношении должника (взыскателем или канцелярией суда) в ФСПП отправляется исполнительный лист. Пристав в течение 3 дней возбуждает производство (ИП) (ст. 30 п. 7 ФЗ-229), при этом устанавливается срок для добровольного погашения долга.

Максимально допустимый срок

Согласно ст. 30 п.12 ФЗ №229, срок добровольного исполнения составляет 5 дней с момента получения уведомления об открытии ИП. Период установлен законом, если дело возбуждается впервые (30 п.11 ФЗ 229).

Многие, получив извещение, не идут на почту за получением постановления, ошибочно полагая, что раз нет подписи о получении, то и к ответственности привлечь не смогут. Однако, ст. 29 ФЗ-229 гласит, что лицо передающее уведомление, должно самостоятельно сделать отметку о доставке, даже при отсутствии адресата или отказа принять повестку.

Именно от даты, которую проставит почтальон и будет исчисляться срок добровольного исполнения требований. Исчисление начнется на следующий день. Например, письмо получено третьего числа, отсчет начнется со следующего дня, т. е. с четвертого числа.

В уведомлении будет находиться ксерокопия ИП, с указанием:

  • срока добровольного исполнения;
  • последствий, ожидающих должника в случае нарушения;
  • данных пристава;
  • обязанностей ответчика о предоставлении сведений касательно счетов, имущества, доходов, ответственность, наступающая при их сокрытии,
  • мер и действий, которые применяются к неплательщику при невыполнении требований взыскания.

Последствия нарушения

Если срок добровольного исполнения истек, то:

  1. К общей задолженности добавится сумма исполнительного сбора. которая составит минимум 1 тыс. рублей или 7% от сумы долга.
  2. Если осуществление принудительных мер по взысканию повлечет за собой финансовые затраты на должника будет возложена обязанность их возместить (112,116 ФЗ-229).
  3. Возможен арест имущества и счетов.
  4. Ограничен выезд из страны.
  5. Принудительное удержание средств из доходов (зарплата, получение арендной платы).

Причины невозможности предоставления срока для оплаты долга в добровольном порядке:

ИП окончено, но исполнительный сбор не уплачен.
ИП открыто повторно по обращению взыскателя или по изменившимся обстоятельствам.
Дело по решению суда подлежит незамедлительному исполнению.
Если ИП связано с поиском несовершеннолетнего ребенка, изъятием имущества, восстановлением на рабочем месте.
Срок выполнения установлен законом.

Немедленному исполнению подлежит ИП на основании решения законодательного органа согласно ст. 211 ГПК.

Под нее подпадают:

  • алименты, их взыскание;
  • заработная плата, не выплачиваемая в течение трех месяцев.

Требование должно быть исполнено на следующий день после вынесения определения судебной инстанции.

По просьбе взыскателя суд может вынести решение о немедленном исполнении требований (212 ГПК). Данное действие обжалуется, однако, на время выполнения не влияет (212 п. 3 ГПК).

Если заявитель докажет, что предоставленное время повлияет на возможность осуществления взыскания, суд имеет право вынести решение о незамедлительном исполнении (182 п. 3 АПК).

Изменение срока судом

Срок свершения решения устанавливается судом. Производство может быть отложено на неопределенный или конкретный период по ходатайству самого должника, взыскателя или пристава в случае если:

  1. Взыскание связано с возникновением затруднений ст. 434 ГПК РФ, 358 КАС, 324 АПК. Процедура откладывается до момента устранения, например, в случае болезни, бедственном имущественном положении, длительной командировке должника. Бланк заявления можно скачать здесь.
  2. Если взыскатель или ответчик умер, до того момента пока не будет установлен правопреемник.

Если должник получил отсрочку или рассрочку, то в течение этого периода к нему не применяются меры принудительного взыскания, а также не налогается исполнительный сбор.

Чтобы суд вынес положительное решение о рассрочке, следует правильно оформить документы:

  • заявление — образец;
  • предоставить бумаги, подтверждающие доходы (справка 2НДФЛ, о получении пособия, пенсии, зарплаты),
  • документы, указывающие на величину расходов (коммунальные платежи, оплата учебы, наличие иждивенца),
  • подтверждение причины для получения рассрочки (справка из лечебного учреждения, органов социального обеспечения).

Потребуется сделать ксерокопии для всех заинтересованных лиц.

Любое решение суда подлежит обжалованию в вышестоящей инстанции одной из сторон процесса в течение 15 дней.

Должник имеет право подать иск повторно учтя все допущенные ошибки при предыдущем обращении.

Следует отметить, одобренная рассрочка отменяется, если человек хотя бы дважды нарушит график платежей.

Изменение срока приставом

Изменить срок действия ИП может пристав, но в этом случае время, добровольной оплаты, уже истечет.

Следует отметить, что в исчисление срока не входят рабочие дни и счет начинается после дня календарной даты ст.15 ФЗ-229. Например, если срок окончания выпадает на 5 число календарного месяца, то на следующий день, шестого числа, приставом будет вынесено постановление о предъявлении к взысканию назначенного сбора. В том случае, когда 5 число окажется выходным днем, в расчет брать не следует и датой окончания добровольной оплаты следует считать 7 число (16 ФЗ-229).

Сотрудник ФСПП самостоятельно устанавливает срок в пределах определенных законом (5 дней). Но он может быть сокращен и до одного, трех дней, если пристав посчитает нужным сделать это в интересах дела.

Решение пристава обжалуется у вышестоящего по должности лица или в суде (19 ФЗ-229). В последнем случае это является основанием для приостановления ИП до рассмотрения дела и принятия решения, которое также обжалуется в арбитражном суде, отложив, таким образом, взыскание на несколько месяцев.

Образец жалобы можно скачать .

Что делать если должник хочет исполнить требования, но не может

Обратиться в суд

Если ответчик хочет выполнить требование, но у него нет возможности это сделать он обращается с ходатайством в суд и просить изменить сроки.

Это возможно в случае несогласия:

  • с описью имущества, человек просит исключить из списка какую-либо часть (39 п.1 ФЗ-229);
  • с указанной оценщиком стоимостью имущества;
  • с размером исполнительного сбора;
  • с определением суда;
  • если гражданин вынужден долго отсутствовать в связи с выполнением должностных обязанностей;
  • при оспаривании действия должностного лица, считая их неправомерными;
  • ответчик просит внести ясность в положения ИП, порядок, способ выполнения.

Заявление подается с указанием одной из вышеперечисленных причин.

Согласно ст. 440 ГПК суд в течение 10 дней рассматривает ходатайство и выносит определение, с которым будут ознакомлены все участники процесса. Копия решения высылается всем сторонам. Присутствовать на заседании необязательно. Чье-либо отсутствие не повлияет на законность решения.

При наличии несогласия с решением следует обратиться в арбитражный суд (265.1 АПК).

Обратиться к приставу

Согласно статье 64.1 лицо, в отношении которого открыто ИП, обращается с ходатайством о прекращении или приостановлении дела к приставу, в ведении которого находится производство. В течение 10 дней оно должно быть рассмотрено (64.1 п. 5 ФЗ-229).

Основанием для обращения служит:

  • признание человека умершим или безвестно пропавшим, находящимся в розыске;
  • признание недееспособным;
  • если должник проходит процедуру банкротства ст. 69 ФЗ-229;
  • суд принял к рассмотрению заявление о рассмотрении спорных и неясных вопросов дела;
  • ходатайство о внесении судебной инстанцией изменений в способ, сроки и порядок уплаты денежного взыскания за несвоевременное исполнение требований.
  • ответчик вынужден по состоянию здоровья находиться на лечении (40 ФЗ-229);
  • проходит срочную службу в воинской части;
  • принимает или принимал участие в военных действиях.

Важно! Пока срок добровольной оплаты не истек ответчику будет проще найти общий язык с приставом по поводу рассрочки выплат.

Осуществление принудительных мер и действий используется приставом как крайняя мера.

Однако, на практике случается, что предоставленное для добровольной оплаты время используется в корыстных целях. Арестованное имущество продается, а ответчик скрывается от взыскания.

Такие деяния попадают под действия Уголовного кодекса и ни к чему хорошему не приводят.

Правильнее было бы продать имущество, пока на него не наложен арест, а вырученные деньги направить на уплату долга, тем самым максимально избежав финансовых потерь, которые могут возникнуть при уплате сбора или возможной конфискации. Ведь на торгах стоимость снижается в два раза ниже рыночной, да и сумма сбора, возможно, будет существенной.

Исполнительный сбор

Когда основное ИП закрывается, но исполнительный сбор не выплачен, пристав открывает новое дело. Срок, для добровольной уплаты не устанавливается. Должнику желательно с этим не затягивать и быстрее выполнить требование.

Дело в том, что по ст. 17.14 п 1 КоАПФ он может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа от 1-2.5 тыс. рублей. В худшем случае такие деяния могут попасть под действие ст. 315 УК с более существенными штрафными санкциями (до 200 тыс. рублей) на основании статьи 113 ФЗ-229.

Постановление о возбуждении ИП, в отношении уплаты сбора отправляется по почте. Поэтому во избежание лишних расходов, следует отслеживать корреспонденцию или вовремя уплачивать штрафы.

Если, по мнению ответчика, он является завышенным, следует обратиться в суд с ходатайством о уменьшении.

На основании ст. 112 п. 7 ФЗ-229 сумма сбора может быть уменьшена на 25%, а период выплаты отсрочен или растянут по времени.

Суд отменяет решение пристава о денежном взыскании, наложенного за несвоевременное выполненние требований, основываясь на 112 п. 6 ФЗ-229

Если ответчик предоставит должностному лицу документ, который подтверждает невозможность добровольной оплаты в указанный срок, то сбор не будет применим (112 п.2 ФЗ 229).

Для проведения торгов закон предусматривает порядок, который позволяет определить стоимость имущества, подлежащего принудительной реализации, и покупателя такого имущества.

Цель продажи на торгах – привлечь наибольшее количество заинтересованных лиц. Поэтому подробно урегулировано, в каком объеме и где публикуется информация о будущих торгах и реализуемом имуществе, а торги обычно проводят в форме открытого аукциона.

Они должны быть проведены в течение двух месяцев со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

При проведении публичных торгов по продаже земельных участков, которые являются предметом ипотеки, есть особенности практически на всех этапах их проведения.

Кто и при каких условиях проводит торги

Их проводят территориальные органы Росимущества самостоятельно или привлекают специализированную организацию ( ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве).

Для проведения торгов нужно, чтобы судебный пристав-исполнитель:

  • вынес постановление о передаче имущества должника на реализацию;
  • передал это имущество территориальному органу Росимущества или привлеченной специализированной организации. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней со дня, когда пристав вынес указанное постановление. Передача имущества оформляется актом, оно считается переданным со дня, когда подписан акт передачи.

Если нет законных оснований для проведения торгов, их могут признать недействительными.

Какое имущество реализуется на торгах

Это имущество перечислено в законе, а именно ( ч. 3, 4 ст. 87 Закона):

  • недвижимость, в том числе заложенная (п. 1 ст. 56 Закона об ипотеке);
  • вещи стоимостью выше 500 000 руб., в том числе неделимые, сложные вещи, главные вещи и их принадлежности;
  • имущественные права (например, право аренды);
  • ценные бумаги, за исключением некоторых инвестиционных паев. Обратите внимание, что если ценные бумаги обращаются на организованных торгах (например, на бирже), то они реализуются на этих же торгах, а не на публичных ( ч. 3 ст. 89 Закона);
  • заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требования взыскателя – не залогодержателя;
  • предметы, которые имеют историческую или художественную ценность;
  • дебиторская задолженность при определенных условиях.

По какой цене реализуется имущество

По общему правилу начальная цена, по которой организатор торгов выставляет имущество на торги, должна быть не ниже, чем та, которая указана в постановлении пристава об оценке этого имущества ( ч. 2 ст. 89 Закона).

Цена должна быть снижена на 15 процентов при проведении вторичных торгов, если первоначальные не состоялись. Однако цена не снижается, если вторичные торги проводятся из-за того, что победитель первоначальных не оплатил полную стоимость имущества в течение пяти дней со дня их проведения (ч. 2 ст. 92 Закона, п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).

Как публикуется информация о торгах и реализуемом имуществе

Ее публикует организация, которая проводит торги. По общему правилу информация об имуществе размещается в 10-дневный срок со дня его получения такой организацией, а извещение о торгах публикуется не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Исключение – торги заложенным недвижимым имуществом. Об их проведении извещают не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения ( ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве, п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ).

После публикации информация должна сохраняться на сайте организатора торгов с даты ее размещения и до окончания приема заявок участников торгов .

Где публикуется информация

Извещение о торгах и информация о реализуемом имуществе публикуется ( ч. 3 ст. 90 Закона, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ):

  • на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru;
  • на официальном сайте ФССП России – http://www.fssprus.ru/torgi/;
  • в печатных средствах массовой информации, которые распространяются в том числе по месту нахождения реализуемого имущества.

Конкретное печатное издание не определено. По мнению ФАС России, его нужно выбирать исходя из характера имущества, круга объективно заинтересованных в нем лиц, тиража издания и способа его распространения.

При этом, по мнению некоторых судов, публикация информации в сети Интернет имеет первоочередное значение, а в печатных средствах массовой информации – дополнительное. Это значит, что, если информация о торгах и имуществе будет размещена только в печатном издании, торги могут быть признаны недействительными в связи с нарушением порядка их проведения, особенно если печатное издание не широко распространено и не является специализированным. Если же будет сделана публикация информации только в сети, вероятность, что торги признают недействительными, ниже.

Если реализуется заложенное недвижимое имущество, то помимо опубликования извещения о торгах в сети Интернет нужно также опубликовать его в периодическом издании, которое является официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения недвижимости (п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке). Например, в Москве извещения публикуются в официальном издании Мэра и Правительства Москвы «Бюллетень оперативной информации «Московские торги”.

Какие сведения должны быть в извещении о проведении торгов

Извещение о проведении торгов должно содержать сведения (п. п. 2, 3, 5 ст. 448, п. 4 ст. 449.1 ГК РФ):

  • о времени и месте торгов;
  • форме торгов. В рамках исполнительного производства это, как правило, открытые публичные торги в форме аукциона (п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве);
  • имуществе, которое будет продаваться на торгах. Если это недвижимость, то должны быть учтены требования ст. 554 ГК РФ, то есть указаны данные, которые позволяют определенно ее установить, в том числе расположение на земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. В частности, нужно указать кадастровый номер недвижимости;
  • существующих обременениях продаваемого имущества. Например, залоге или праве аренды;
  • порядке проведения торгов, в том числе о том, как оформляется участие в торгах и как определяется их победитель;
  • начальной цене;
  • собственнике (правообладателе) имущества;
  • условиях договора, который заключается по результатам торгов;
  • размере задатка, сроках и порядке, в котором его должны внести участники торгов.

Для заложенного недвижимого имущества есть еще одно требование. В извещении о проведении торгов, которое публикуется на сайте www.torgi.gov.ru, дополнительно нужно указать наименование и номер периодического печатного издания, в котором организатор торгов опубликовал извещение об их проведении, и дату этой публикации.

Кто может участвовать и присутствовать на торгах

Участвовать в открытых торгах может любое лицо, кроме (п. 1 ст. 448, п. 5 ст. 449.1 ГК РФ):

  • должника;
  • организаций, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, работников этих организаций;
  • должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов;
  • членов семей указанных физических лиц.

Присутствовать на торгах могут (п. 3 ст. 449.1 ГК РФ, п. 5 ст. 57 Закона об ипотеке):

  • пристав;
  • должник;
  • взыскатель;
  • лица, которые имеют права на продаваемое имущество, например, арендаторы или собственники;
  • залогодержатели по последующим ипотекам реализуемой на торгах недвижимости.

Обратите внимание, что орган местного самоуправления вправе в интересах поддержания общественного порядка ограничить присутствие других лиц на торгах заложенной недвижимостью.

Что нужно сделать, чтобы участвовать в торгах

Для этого вам нужно:

  • подать заявку на участие в торгах по правилам, которые опубликовал организатор торгов в извещении об их проведении. Если торги проводятся в электронной форме, вам может потребоваться регистрация на соответствующей электронной площадке;
  • внести задаток в размере, в сроки и в порядке, которые организатор торгов указал в извещении об их проведении (п. 5 ст. 448 ГК РФ, п. 4 ст. 57 Закона об ипотеке);
  • явиться на торги. Обратите внимание, что торги заложенной недвижимостью проводятся по месту ее нахождения (п. 2 ст. 57 Закона об ипотеке);
  • сделать надбавку к цене. Если ни один участник не сделает надбавку, торги не состоятся и вы не сможете приобрести имущество ( п. 3 ст. 91 Закона об исполнительном производстве, пп. 2 п. 1 ст. 58 Закона об ипотеке).

Кто выигрывает торги и как оформляется их результат

Выигрывает торги на аукционе тот участник, кто предложил наибольшую цену (п. 4 ст. 447 ГК РФ, п. 6 ст. 57 Закона об ипотеке).

По итогам торгов оформляется протокол об их результатах, где указываются все участники, а также предложения о цене, которые они вносили (п. 6 ст. 449.1 ГК РФ).

Далее победитель оплачивает стоимость имущества в полном объеме в течение пяти дней со дня проведения торгов. Ранее внесенный задаток засчитывается в стоимость. Если не оплатить в срок, торги признаются несостоявшимися ( п. 4 ст. 91 Закона, п. 7 ст. 57, пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона об ипотеке, п. 5 ст. 448 ГК РФ).

Затем заключается договор купли-продажи или уступки (в случае реализации заложенного права аренды). Организатор заключает договор с победителем не ранее, чем через десять дней со дня, когда был подписан протокол о результатах торгов, или с момента его размещения в сети Интернет, если такое размещение было предусмотрено (п. 3 ст. 56 Закона об ипотеке, ч. 11 ст. 89 Закона).

Другой срок заключения предусмотрен для договора купли-продажи заложенного недвижимого имущества – пять дней после того как победитель торгов внес покупную цену. Подписанный договор и протокол о результатах торгов понадобится представить в регистрирующий орган для внесения сведений в ЕГРН (п. 8 ст. 57 Закона об ипотеке).

Когда торги считаются несостоявшимися и какие последствия это влечет

Торги считаются несостоявшимися, если ( ст. 91 Закона, п. 7 ст. 449.1 ГК РФ):

  • заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
  • на торги не явились участники торгов либо явился только один участник;
  • из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
  • победитель торгов не оплатил стоимость имущества в полном объеме в установленный срок.

Торги заложенной недвижимостью считаются несостоявшимися в тех же случаях, за исключением первого (п. 1 ст. 58 Закона об ипотеке).

Последствия объявления торгов несостоявшимися:

  • организатор торгов назначает вторичные торги не ранее 10 дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися (ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве).Если не состоялись торги заложенной недвижимостью, повторные публичные торги проводятся не позднее, чем через один месяц после первых торгов. Но это возможно только при условии, что залогодатель и залогодержатель после несостоявшихся торгов не заключили соглашение о том, что последний приобретает заложенное имущество по его начальной цене и зачитывает в счет покупной цены свои требования (п. п. 2, 3 ст. 58 Закона об ипотеке);
  • как правило, снижается начальная цена имущества;
  • организатор торгов вправе требовать от победителя возмещения причиненных ему убытков, если торги признаны несостоявшимися из-за того, что тот не внес деньги (п. 7 ст. 449.1 ГК РФ).

Как арестованное имущество реализуется на торгах

Арестованное имущество реализуется на публичных торгах, которые проводятся в рамках исполнительного производства.

Реализуют его территориальные органы Росимущества или специализированные организации, которые привлекает Росимущество.

Деньги от продажи имущества перечисляются на депозитный счет территориального отдела ФССП России. После этого Росимущество / специализированная организация составляют отчет и также направляют его приставам .

Пристав может отозвать имущество с реализации в следующих случаях:

1) есть основания для окончания исполнительного производства. Например, когда требования исполнительного документа фактически исполнены ( п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

2) срок реализации арестованного имущества меньше срока, на который:

  • приостановлено исполнительное производство,
  • отложены исполнительные действия либо
  • предоставлена отсрочка или рассрочка исполнительных документов.

В случае отзыва реализация прекращается и Росимущество / специализированная организация возвращают имущество и/или документы на него приставу.

Особенности реализации ценных бумаг

Ценные бумаги, если они обращаются на организованных торгах, подлежат реализации только на таких торгах.

Их продает брокер или управляющий, которому они переданы в управление. Торги проводят организаторы торговли, например биржи.

К этим торгам применяются далеко не все правила Закона об исполнительном производстве ( ч. 3, 4 ст. 89 Закона, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах).

Особенности реализации доли в праве общей собственности

Доля в праве общей собственности на имущество передается на торги только после того, как сособственники отказались от своего преимущественного права покупки.

Если же они не были извещены об обращении взыскания на долю должника и имущество было реализовано на публичных торгах иным лицам, сособственники могут восстановить преимущественное право в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 250 ГК РФ.

Особенности принудительного исполнения в отношении организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей

1. Исполнение в отношении индивидуальных предпринимателей

Принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда в отношении граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, и организаций (должников в соответствии с судебными актами арбитражных судов) происходит по общим правилам исполнительного производства.
В отношении граждан-предпринимателей исполнение судебных актов возможно путем обращения взыскания на денежные средства, а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 Семейного кодекса кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, полученных одним из супругов преступным путем, взыскание может быть обращено соответственно на общее имущество супругов или на его часть.
Следует иметь в виду, что в ст. 446 ГПК РФ приводится перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. На указанное в данном Перечне имущество взыскание не может быть обращено в любом случае, даже если исполнительный лист исполнен неполностью.

2. Принудительное исполнение в отношении организаций

При погашении задолженности взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника, которые находятся на счетах организаций либо хранятся в наличном виде. Только при отсутствии денежных средств взыскание обращается на имущество с целью удовлетворения требований взыскателя. Возможно исполнение и путем совершения юридических действий должником в интересах взыскателя и другим способом в зависимости от того, какой порядок исполнения установлен в исполнительном листе.
Обращение взыскания на имущество представляет собой основной способ исполнения судебных актов, поскольку в отличие от денежных средств имущество должнику гораздо сложнее скрыть, особенно недвижимость и иное имущество, так или иначе подлежащее регистрации. Разберем основные этапы обращения взыскания на имущество должника и различные фактические ситуации, которые могут встретиться в процессе принудительного исполнения, а также правовые способы их решения.
В основном деятельность по обращению взыскания на имущество сводится к его розыску и обнаружению, наложению на него ареста, изъятию в той либо иной форме и принудительной реализации с целью удовлетворения требований взыскателя. Указанные исполнительные действия в ряде случаев различны по содержанию в зависимости от того, на какое имущество обращается взыскание (движимое или недвижимое, конкретные их разновидности).
Следует также различать процедуры обращения взыскания на имущество, во-первых, когда в решении суда содержится предписание о передаче определенного имущества от должника взыскателю (например, при признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной) и, во-вторых, когда обращение взыскания на имущество не связано с его передачей имущества конкретному лицу, а является лишь способом получения денежных сумм для возмещения убытков взыскателя. При этом взыскатель не обязан предоставлять перечень имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, поскольку последнее обязан сделать должник по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 94 ФЗИП взыскание обращается на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота или ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Соответственно, на это имущество и может быть наложен арест и обращено взыскание.
Несколько другой порядок действует в отношении учреждений. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

3. Арест имущества должника

Для принудительного исполнения судебного акта первоначально производится розыск имущества, а после его обнаружения на него налагается арест. Решение об удовлетворении заявления об аресте или об отказе в нем принимается судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления.
Выявление и определение принадлежности имущества должнику производится судебным приставом-исполнителем при осуществлении исполнительных действий.
Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов. Арест должен налагаться на имущество должника в тех пределах, которые необходимы для погашения присужденной взыскателю суммы и расходов по исполнению.

4. Очередность наложения ареста и обращения взыскания на имущество должника-организации

При обращении взыскания на имущество должника-организации арест и реализация данного имущества осуществляется в следующей очередности:
— в первую очередь — на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
— во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
— в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
— в четвертую очередь — на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Следует знать, что при возбуждении дела о банкротстве исполнительные действия в исполнительном производстве не производятся, поскольку целью рассмотрения дела о банкротстве является учет требований всех кредиторов по отношению к должнику.

5. Оценка имущества должника

Важным вопросом практики исполнительного производства является оценка имущества, поскольку от его стоимости зависит и результативность мер исполнения, полнота реализации исполнительного документа. Должник, как правило, заинтересован в высокой оценке, а взыскатель и судебный пристав-исполнитель — в той, которая позволит максимально быстро реализовать имущество.
Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 85 ФЗИП).
Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30000 рублей.
Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее — организатор торговли на рынке ценных бумаг), а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

6. Реализация арестованного имущества должника. Проведение торгов

Реализация арестованного имущества должника, на которое обращается взыскание (за исключением имущества, изъятого по закону из оборота) осуществляется путем его продажи (ст. 87 ФЗИП).
Сам судебный пристав-исполнитель не вправе проводить продажу имущества должника. Такая продажа должна осуществляться только соответствующей специализированной организацией, имеющей право торговли соответствующим видом продукции и товаров, что должно повысить профессиональный уровень данной деятельности. Право отбора таких специализированных организаций предоставлено только Российскому фонду федерального имущества.
Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, производится на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом, специализированной организацией.
Необходимо исходить из общего порядка такой продажи в соответствии с правилами торговли определенными видами продукции. Так, для продажи автомототранспорта необходима организация, имеющая лицензию на право комиссионной торговли автомото-транспортом, для продажи ювелирных изделий — организация, имеющая право торговли указанными изделиями. Если у должника будет описан слиток золота, то поскольку право их продажи и покупки предоставлено банкам, необходимо осуществлять такую продажу через банк, имеющий лицензию на право работы с драгоценными металлами.
Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения публичных торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК РФ. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
На основании ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, например, при проведении торгов ранее объявленного срока, если были допущены злоупотребления судебного исполнителя, взыскателя или покупателя в ходе торгов.
Если после удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по исполнению решения остаются какие-либо средства, то они направляются должнику.

7. Реализация заложенного имущества

При реализации заложенного имущества имеются некоторые особенности (ст. 78 ФЗИП). В частности, допускается за отдельными исключениями обращение взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса. Заложенное имущество продается на публичных торгах. Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену.
При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.
При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах. Таким образом, только в указанном случае взыскатель вправе оставить у себя реализуемое имущество в собственности в зачет задолженности по исполнительному листу. При этом если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение 1 месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.
ФЗИП предусматривает также специальные правила для исполнения решений о вселении и о выселении, обязывающих должника совершить определенные действия и связанных с передачей взыскателю определенных предметов.*(284)

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх