Ввод в эксплуатацию объекта недвижимости

У любого объекта строительства есть своя роль. В социальном плане акцент ставится на удовлетворении всех имеющихся потребностей человека. В экономике объект строительства рассматривается как материальный актив, поэтому вопрос о том, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию, довольно актуальный, требующий разъяснений. В публикации мы постараемся максимально точно объяснить, каким образом объект строительства становится частью конкретной инфраструктуры, как его использование затрагивает интересы градостроительных организаций, и, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию.

В процессе работы над проектом любой объект строительства подвергается экономическим, физическим, правовым изменениям, которые называются жизненным циклом проекта. Формирование проектной документации, ввод в эксплуатацию объекта строительства, его эксплуатация и полное прекращение существования подчинены определенным закономерностям. Показатель этих закономерностей может быть нормативным, расчетным или фактическим, уменьшаться или увеличиваться: за счет улучшения условий эксплуатации, за счет модернизации, за счет реконструкции, за счет завершения незавершенного строительства.

  • Все стадии жизненного цикла связаны между собой правовыми аспектами. В России существуют свои законодательные особенности, в которых не предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства.

В случае, если клиент задает конкретный вопрос о том, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию, отвечать ему нужно четко, ссылаясь на ст.55 ГрК РФ, согласно которой ввести в эксплуатацию можно только фактически построенный объект.

Часто вопрос о том, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию, задается конкретным градостроительным органам, которые выдают разрешение на строительство в определенной местности. В этом случае, ответ останется неизменным. И вот почему.

Посредством регулирования федеральных законов, работают городские и региональные градостроительные органы, которые могут устанавливать, изменять или отменять соответствующие правовые нормы, заниматься принятием законодательных актов, в которых обоснуются экономические или природные условия, учитываемые в местной правовой базе. Однако возможности властей конкретного города, области или края ограничены основами российского законодательства, обязательными к исполнению. Связи с чем, все принимаемые акты на уровне органов местного самоуправления должны полностью соответствовать Конституции РФ, Гражданскому и Градостроительному кодексу Российской Федерации (ГК РФ и ГрК РФ).

  • Поэтому неважно, где находится клиент, интересующийся, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию — в Красноярске, Москве, Калининграде или Тюмени, одной из значимых составляющих в ответе на данной вопрос является ст.55 ГрК РФ, в которой четко прописано, что в эксплуатацию вводится фактически построенный объект.

Государство управляет процессом активизации права собственности и завершения незавершённого строительства. Законом N 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества, как для объектов недвижимости, законченных строительством, так и нет.

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает особых требований к документам, по которым оформляется ввод в эксплуатацию капитального объекта строительства, завершенного, вновь построенного, реконструированного или отремонтированного. Все условия в договоре составляются произвольно в письменной форме и подписываются заказчиком (застройщиком) и компанией (лицом), осуществляющими строительство.

В СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», утвержденным Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004г. N 70 содержится рекомендуемая форма свидетельства о соответствии законченного строительством объекта назначению, согласно которой на схеме отображаются:

  • расположение завершенного, вновь построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства,
  • расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, планировочная организация земельного участка.

Существует взаимосвязь между завершением строительства, для которого понадобится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в порядке, определенном ст.55 ГрК РФ и заявлением застройщика или уполномоченной организации, которая обращается в органы исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором есть перечень необходимых документов, указанных в ч.3 ст.55 ГрК РФ. Среди них:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка ГПЗУ. В некоторых случаях будут обязательны проект планировки территории (ППТ) и проект межевания территории (ПМТ);
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • документ, подтверждающий соответствие завершенного, вновь построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, с подписью стороны, осуществляющей строительство;
  • документ, подтверждающий соответствие параметров завершенного, вновь построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанный застройщиком или техническим заказчиком, осуществляющим строительство, строительный контроль, за исключением случаев осуществления строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • схема, на которое отображены расположение завершенного, вновь построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, подписанная застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства на основании договора, за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
  • заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если это предусмотрено) о соответствии завершенного, вновь построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ.

Экономико-правовые отношения, которые создаются между участниками проекта в процессе завершения незавершенного строительства, очень сложны. Конечно, очень важно, когда заказчик знает, как ввести объект незавершенного строительства в эксплуатацию. Но не менее важным будет участие в проекте грамотного исполнителя, который контролирует исполнение законодательных актов, регулирует градостроительное развитие и регистрацию прав собственности на определенные объекты незавершенного строительства, ввод в эксплуатацию которых еще только предстоит.

В настоящее время ключевой схемой сотрудничества в нашей компании является обслуживание клиента «под ключ». Мы готовы организовать строительное производство, с вводом объекта незавершенного строительства в эксплуатацию на максимально выгодных условиях. По всем вопросам сотрудничества обращайтесь к консультантам компании по телефону 209-09-40. Будем рады вас слышать!

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.
5. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При строительстве или реконструкции зданий компании зачас­тую получают разрешение на строительство (реконструкцию) не отдельно по каждому корпусу, а сразу на несколько корпусов. В результате может возникнуть ситуация, что по каким-то корпусам работы будут выполнены раньше и возникнет необходимость использовать эти объекты в деятельности (ввести в эксплуатацию). В такой ситуации у бухгалтеров возникают вопросы о моменте включения стоимости работ по оконченной реконструкции эксплуатируемого корпуса в состав основных средств, а также об исчислении налога на имущество и налога на прибыль до получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

В отношении объектов капитального строительства градостроительным законодательством предусмотрены особые требования для ввода в эксплуатацию, а именно необходимо получить разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Этот документ удостоверяет выполнение реконструкции объекта капстроительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие реконструированного объекта проектной документации. Данное разрешение является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капстроительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ). Основанием для отказа в выдаче названного документа может стать в том числе несоответствие объекта капстроительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (подп. 3 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ).

В ситуации, когда объектом капстроительства является совокупность корпусов, указанных в разрешении на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта реконструкции будет получено, только когда все корпуса будут реконструированы и готовы к вводу в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим в том числе акт приемки объекта капитального строительства — в случае осуществления строи­тельства, реконструкции на основании договора (подп. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ). Согласно ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация реконструированного здания, сооружения, в отношении которых требуется получение разрешения на строительство, допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, ввод объекта в эксплуатацию с подписанием акта по форме № КС-14 возможен после выполнения всех работ, предусмотренных проектной документацией, то есть после проведения строительства (реконструкции) всех корпусов, указанных в разрешении на строительство. По окончании работ Ростехнадзор выдает заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Данное заключение необходимо для представления в федеральный орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство, после чего возможно получение разрешения на ввод объекта в действие.

Важно!

Эксплуатация объекта капстроительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, когда такое разрешение требуется в соответствии с законом, согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ является административным правонарушением. Размер административного штрафа составляет:

— для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;

— для юридических лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Налог на имущество

Рассмотрим, в какой момент необходимо включить стоимость работ по оконченной реконструкции эксплуатируемого корпуса в состав основных средств и с какого момента исчислять налог на имущество.

Объектом налогообложения по налогу на имущество в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ1.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г. не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2013 г. до 1 января 2015 г. согласно упомянутому подпункту не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. Теперь в отношении такого имущества установлена льгота. Согласно п. 25 ст. 381 НК РФ с 1 января 2015 г. освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Изменения в главу 30 НК РФ внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

Исходя из буквального прочтения нормы п. 1 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество является учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, то есть имущество, учтенное на счете 01 «Основные средства»1. Объект недвижимости, учтенный на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», не подлежит включению в налоговую базу по налогу на имущество, поскольку данный счет предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Бухгалтерский учет и разрешительная документация

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— будет использоваться в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

— не предполагается последующая перепродажа объекта;

— объект способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

В общем случае, если объект основных средств предназначен для использования (имущество готово к эксплуатации в тех целях, для которых оно предназначено, независимо от ввода в эксплуатацию), он подлежит включению в состав основных средств (принятию к бухгалтерскому учету). Соответственно, если капвложения в объект недвижимости закончены и объект готов к эксплуатации, он подлежит учету в составе основных средств независимо от того, получено разрешение на ввод в эксплуатацию или поданы документы на госрегистрацию права собственности, а также независимо от фактического начала использования.

В рассматриваемом случае возникает спорная ситуация.

С одной стороны, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию (которое будет получено после завершения реконструкции всех корпусов) эксплуатация конкретного корпуса не допускается согласно нормам ГрК РФ. Возможность использования реконструированного объекта также не подтверждена службами надзора (например, противопожарной службой) в акте по форме № КС-14. С другой стороны, работы по реконструкции в отношении отдельного корпуса закончены, и стоимость его полностью сформирована, а принятие на учет объекта основных средств не зависит от получения разрешения на ввод в эксплуатацию или от фактической эксплуатации. Вопрос о том, когда следует учитывать в составе основных средств объект, фактически приведенный в состояние, пригодное для использования, но не введенный в эксплуатацию по правилам, установленным градостроительным законодательством, напрямую нормативными актами по бухгалтерскому учету не регламентирован.

Судебная практика

В пункте 8 информационного письма от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федераци» Президиум ВАС РФ указал, что имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения при наличии следующих главных условий:

— объект может эксплуатироваться (доведен до состояния готовности и возможности эксплуатации);

— первоначальная стоимость объекта сформирована. Если объект без соответствующей доработки (например, проведение отделочных работ) не может использоваться в производственной деятельности, значит, первоначальная стоимость имущества не сформирована и его нельзя учесть в качестве основного средства.

Контролирующие органы и суды указывают, что принятие объекта капстроительства к учету в качестве основного средства зависит от того, проводилась ли доработка объекта до состояния пригодности к эксплуатации, осуществлялось ли фактическое его использование. При этом отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и актов по формам № КС-11 и КС-14 не всегда освобождает организацию от уплаты налога на имущество. Все зависит от конкретной ситуации и набора доказательств.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 20.08.2013 по делу № А41-46795/12 (Определением ВАС РФ от 04.10.2013 № ВАС-13896/13 отказано в передаче дела № А41-46795/12 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления) рассмотрена аналогичная ситуация.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что организация использует объект строительства (завод), который фактически обладает всеми признаками основного средства. Фактическое использование объекта подтверждалось наличием на заводе производственного персонала, оплатой коммунальных расходов, постановлением по делу об административном правонарушении, согласно которому предприятие было признано виновным в совершении административного правонарушения «эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию».

Между тем в бухгалтерском учете в качестве объекта основных средств завод не отражен ввиду отсутствия актов приемки законченного строительством объекта по формам № КС-11, КС-14, и налог на имущество с его стоимости предприятие не платит.

Налоговая инспекция сочла, что завод полностью готов к эксплуатации по назначению, используется в хозяйственной деятельности и является объектом обложения по налогу на имущество. Суд поддержал эту позицию в и указал, что факт непринятия объекта к учету в качестве основного средства не исключает возможности ведения хозяйственной деятельности на территории завода. При этом обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента начала использования актива в хозяйственной деятельности, а отсутствие актов приемки законченного строительством объекта (формы № КС-11 и КС-14) при его фактическом использовании не является основанием для непринятия актива на учет как основного средства.

Аналогичную позицию поддержали судьи в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 27.08.2012 № Ф03-3703/2012, Поволжского округа от 19.07.2012 № А55-22505/2011 (Определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14437/12 отказано в передаче дела № А55-22505/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора данного постановления). Основанием служил факт отсутствия расходов в период формирования стоимости объекта капстроительства до момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию и использование объекта в данный период в основной производственной деятельности налогоплательщика.

Другими словами, если ввод объектов в эксплуатацию осуществ­лен без получения заключений органов экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, а также органов государственного строительного надзора, имеет место нарушение соответствующих требований в области безопасности и технических требований, что влечет наложение административного взыскания, но не влечет признания неправомерности ввода объектов в эксплуатацию.

Рекомендации

Стоимость работ по реконструкции отдельного корпуса может быть включена в состав основных средств после того, как будет полностью сформирована на счете 08 и объект будет полностью готов к эксплуатации (работы по реконструкции данного корпуса будут закончены). С учетом сказанного, если до получения разрешения на ввод в эксплуатацию компания фактически использует корпус в производственной деятельности и стоимость работ по реконструкции данного корпуса полностью сформирована на счете 08, на наш взгляд, в периоде начала использования целесообразно уплачивать налог на имущество с данной стоимости. Иначе высок риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Кстати

Для правомерного формирования затрат в бухгалтерском и налоговом учете необходим документ о приемке реконструированного объекта.

Целесообразно предусмотреть в договоре генерального подряда возможность оформления акта готовности реконструированного объекта (по самостоятельно разработанной форме), который будет свидетельствовать об окончании расчетов с подрядчиком. Также для оформления ввода объекта в эксплуатацию необходим документ, которым может быть приказ руководителя о вводе объекта в эксплуатацию либо (в зависимости от принятой системы документооборота) акт о приеме-сдаче реконструированных объектов основных средств (документ на основе формы № ОС-3). После завершения реконструкции всех объектов оформляется № КС-14. Этот порядок применим и в ситуации, когда компания заключает несколько договоров подряда с разными подрядчиками.

Начисление амортизации в налоговом учете

Второй вопрос, который возникает у бухгалтера: нужно ли начислять амортизацию по данному реконструированному объекту до получения разрешения на ввод в эксплуатацию?

Первоначальная стоимость основных средств изменяется, в частности, в случае реконструкции соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Некоторые суды делают вывод, что право налогоплательщика на отражение в составе расходов по налогу на прибыль начисленной амортизации по эксплуатируемым объектам основных средств не поставлено в зависимость от получения и (или) представления в налоговый орган разрешений на строи­тельство (реконструкцию) или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, госрегистрации изменений, произошедших с объектами основных средств в результате выполненных работ по реконструкции (модернизации) или факта подачи документов для осуществления такой регистрации, проведения технической инвентаризации и внесения изменения в кадастровые паспорта реконструированных основных средств (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24.12.2010 № КА-А40/16460-10 по делу № А40-26669/10-99-142).

Статьей 259 НК РФ установлен только момент времени, с которого начисляется амортизация, — он определяется моментом ввода объекта в эксплуатацию. В свою очередь, моментом ввода объекта в эксплуатацию признается момент, с которого начинают использоваться средства труда в целях извлечения выгоды. Ввод в эксплуатацию основных средств с нарушением установленных правил (отсутствие разрешений на строительство (реконструкцию), документов о регистрации факта ввода объектов в эксплуатацию, заключений контролирующих органов) не может служить основанием для отказа в отнесении на затраты при исчислении налога на прибыль сумм начисленной амортизации по этим основным средствам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2008 № А29-2210/2007).

Что касается актов по форме № КС-11 и КС-14, они подтверждают завершение работ по строительству объекта (жилого, нежилого здания, сооружения) и приемку результатов работ заказчиком. Акт приемки объекта капитального строительства (по форме № КС-11 или КС-14) также необходим для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 3 ст. 55 ГрК РФ).

С точки зрения налогообложения прибыли акты приемки объекта капитального строительства являются документами, подтверждающими расходы организации на осуществление реконструкции объекта (наравне с иными документами, к примеру, актами по форме № КС-2, оформляемыми на каждый этап работ).

Таким образом, акт по форме № КС-11 и КС-14 будет подтверждать правомерность включения в первоначальную стоимость объекта основных средств (здания, сооружения) затрат на его реконструкцию по договору с подрядчиком, а также реальность понесенных затрат. При этом, как сказано ранее, эксплуатация реконструированного здания допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Следовательно, нельзя полностью исключить риск возникновения претензий со стороны контролирующих органов в случае учета компанией амортизационных отчислений по данному объекту до подписания акта по форме
№ КС-14 и получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства после его реконструкции.

Надо констатировать, что законодательством по налогам и сборам данная ситуация не урегулирована. Поэтому можно рекомендовать компаниям воспользоваться своим правом налогоплательщика и получить по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о порядке исчисления налога на имущество и налога на прибыль в рассматриваемой ситуации (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). В частности, о возможности учета амортизационных исчислений до оформления акта по форме № КС-14 и получения разрешения на ввод в эксплуа­тацию реконструированного объекта.

1 Упомянутые статьи НК РФ регулируют особенности обложения имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378), при исполнении концессионных соглашений (ст. 378.1) и в отношении отдельных объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость (ст. 378.2).

Здравствуйте, Марта.

В соответствии с установленной формой разрешения на строительство указывается этажность и площади.

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 февраля 2015 г. N 117/пр
ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Кому _________________________________
(наименование застройщика
______________________________________
(фамилия, имя, отчество — для граждан,
______________________________________
полное наименование организации — для
______________________________________
юридических лиц), его почтовый индекс
______________________________________
и адрес, адрес электронной почты) <1>
РАЗРЕШЕНИЕ
на строительство
Дата ________________ <2> N ________________ <3>
___________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного федерального органа исполнительной
власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
___________________________________________________________________________
или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на
строительство. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»)
в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской
Федерации, разрешает:

Строительство объекта капитального строительства <4>
Реконструкцию объекта капитального строительства <4>
Работы по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта <4>
Строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) <4>
Реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) <4>

Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией <5>
Наименование организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизиты приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы
Регистрационный номер и дата выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизиты приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы <6>

Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства <7>
Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства <7>
Кадастровый номер реконструируемого объекта капитального строительства <8>
3.1.
Сведения о градостроительном плане земельного участка <9>
3.2.
Сведения о проекте планировки и проекте межевания территории <10>
3.3.
Сведения о проектной документации объекта капитального строительства, планируемого к строительству, реконструкции, проведению работ сохранения объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта <11>

Краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта: <12>
Наименование объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса, в соответствии с проектной документацией: <13>
Общая площадь (кв. м):
Площадь участка (кв. м):
Объем (куб. м):
в том числе
подземной части (куб. м):
Количество этажей (шт.):
Высота (м):
Количество подземных этажей (шт.):
Вместимость (чел.):
Площадь застройки (кв. м):
Иные показатели <14>:

Адрес (местоположение) объекта <15>:

Краткие проектные характеристики линейного объекта <16>:
Категория:
(класс)
Протяженность:
Мощность (пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения):
Тип (КЛ, ВЛ, КВЛ), уровень напряжения линий электропередачи
Перечень конструктивных элементов, оказывающих влияние на безопасность:
Иные показатели <17>:
Срок действия настоящего разрешения — до «__» ___________________ 20__ г. в
соответствии с _______________________________________________________ <18>
____________________________________ _________ _____________________
(должность уполномоченного лица (подпись) (расшифровка подписи)
органа, осуществляющего выдачу
разрешения на строительство)
«__» _____________ 20__ г.
М.П.
Действие настоящего разрешения
продлено до «__» ____________ 20__ г. <19>
____________________________________ _________ _____________________
(должность уполномоченного лица (подпись) (расшифровка подписи)
органа, осуществляющего выдачу
разрешения на строительство)
«__» _____________ 20__ г.
М.П.

В заявлении не указываются сроки (этапы) сдачи дома, указывается конечный срок окончания строительства.

Приложение N 1
к Приказу Министра
регионального развития
Российской Федерации
от 2 июля 2009 г. N 251
кому: Министерство регионального развития Российской
Федерации
от кого: _______________________________________________
(наименование юридического лица — застройщик),
________________________________________________________
планирующего осуществлять строительство, капитальный
________________________________________________________
ремонт или реконструкцию;
________________________________________________________
ИНН; юридический и почтовый адреса;
________________________________________________________
ФИО руководителя; телефон;
________________________________________________________
банковские реквизиты (наименование банка, р/с, к/с, БИК)
Заявление
о выдаче разрешения на строительство
Прошу выдать разрешение на строительство/капитальный ремонт/
(нужное подчеркнуть)
реконструкцию _____________________________________________________________
(наименование объекта)
на земельном участке по адресу: ___________________________________________
(город, район, улица, номер участка)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
сроком на ____________ месяца(ев).
Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) будет осуществляться
на основании ________________________ от «__» ____________ г. N ___________
(наименование документа)
Право на пользование землей закреплено ________________________________
(наименование документа)
_______________________________ от «__» ____________________ г. N _________
Проектная документация на строительство объекта разработана ___________
___________________________________________________________________________
(наименование проектной организации, ИНН, юридический и почтовый адреса,
___________________________________________________________________________
ФИО руководителя, номер телефона, банковские реквизиты
___________________________________________________________________________
(наименование банка, р/с, к/с, БИК))
имеющей право на выполнение проектных работ, закрепленное _________________
___________________________________________________________________________
(наименование документа и уполномоченной организации, его выдавшей)
от «__» ________________ г. N ______, и согласована в установленном порядке
с заинтересованными организациями и органами архитектуры и
градостроительства:
— положительное заключение государственной экспертизы получено за N ___
от «__» ______________ г.
— схема планировочной организации земельного участка согласована

_______________________________ за N ___________ от «__» _______________ г.
(наименование организации)
Проектно-сметная документация утверждена ______________________________
_______________________________ за N ___________ от «__» _______________ г.
Дополнительно информируем:
Финансирование строительства (реконструкции, капитального ремонта)
застройщиком будет осуществляться _________________________________________
(банковские реквизиты и номер счета)
Работы будут производиться подрядным (хозяйственным) способом в
соответствии с договором от «__» __________________ 20__ г. N _____________
___________________________________________________________________________
(наименование организации, ИНН,
___________________________________________________________________________
юридический и почтовый адреса, ФИО руководителя, номер телефона,
___________________________________________________________________________
банковские реквизиты (наименование банка, р/с, к/с, БИК))
Право выполнения строительно-монтажных работ закреплено _______________
___________________________________________________________________________
(наименование документа и уполномоченной организации, его выдавшей)
___________________________________________________________________________
от «__» ______________________ г. N ___________
Производителем работ приказом ____________ от «__» __________ г. N ____
назначен __________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
имеющий _____________________________ специальное образование и стаж работы
(высшее, среднее)
в строительстве ______________ лет
Строительный контроль в соответствии с договором от «__» ___________ г.
N ______________ будет осуществляться
___________________________________________________________________________
(наименование организация, ИНН, юридический и почтовый адреса,
___________________________________________________________________________
ФИО руководителя, номер телефона, банковские реквизиты
___________________________________________________________________________
(наименование банка, р/с, к/с, БИК))
право выполнения функций заказчика (застройщика) закреплено _______________
___________________________________________________________________________
(наименование документа и организации, его выдавшей)
N _______________ от «__» ________________ г.
Обязуюсь обо всех изменениях, связанных с приведенными в настоящем
заявлении сведениями, сообщать в __________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
___________________________________________________________________________
________________________ __________________ _________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Ввод объекта в эксплуатацию: как получить разрешение

Ввод объекта в эксплуатацию – завершающий момент строительства или реконструкции.

Каковы требования при получении разрешения по окончании строительства, читайте в нашей статье.

Правовая основа, регулирующая строительство

Главные принципы, регулирующие строительство, устанавливает Градостроительный кодекс, а иные нормативно правовые акты разрабатываются на его основе.

При реализации законодательства по подготовке разрешительной документации для объектов капитального строительства (ОКС) в регионах обычно разрабатываются местные регламенты, однако они не могут противоречить ГрК РФ (№190-ФЗ от 29.12.2004 г.).

Согласно поправкам, внесенным в Градостроительный кодекс, с 4 августа 2018 года упрощена оформительская процедура при строительстве индивидуальных и садовых домов.

Вместо разрешений подается уведомление о начале и завершении строительства.

Для всех других построенных объектов требуются разрешительные бумаги.

Об изменениях в области строительства на земельных участках садовых (дачных) и индивидуальных жилых домов прочитайте в публикации.

Список документов, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию

Документом, на основании которого оформляется ввод, является разрешение на проведение работ.

Ниже приведен список необходимых документов, который надлежит подготовить для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

  1. Заявление на ввод объекта по завершению работ (заполняется с указанием реквизитов уже действующего решения на строительство либо реконструкцию).
  2. Разрешение на строительство.
  3. Градостроительный план.
  4. Подтверждение права на земельный участок (если в реестре недвижимости нет такой информации).
  5. Документы о том, что ОКС отвечает техническим условиям подключения к коммуникациям (света, газа, воды, связи и т.д.), как правило, это договора.
  6. Схема с расположением объекта, вводимого в эксплуатацию, в том числе, сетей в границах земельного участка (должна быть подписана лицом, осуществлявшим строительство).
  7. Технический план объекта, подготовленный по результатам замеров построенного объекта.

На последнем пункте мы остановимся более подробно.

Технический план, как и привычный для всех технический паспорт, содержит описание объекта, но это разные документы.

На сегодня законом предусмотрено: разрешение на ввод объекта после строительства недействительно именно без технического плана.

Однако многие заказывают еще и технический паспорт, а для целей ввода объекта после строительства (реконструкции) он вам не пригодится.

В чем отличие технического плана от технического паспорта .

Часто проводится реконструкция помещения в многоквартирном доме.

В этом случае еще понадобится согласие жильцов, а также уведомление о переводе жилого в нежилое (например, при реконструкции квартиры в коммерческий объект).

Обязательность акта приемки ОКСа

Также наиболее часто задаваемый вопрос наших читателей: обязательно ли привлекать для строительства подрядную организацию.

Вопрос возникает, потому как в списке необходимых документов для принятия решения на ввод объекта в эксплуатацию имеется акт приемки объекта капитального строительства от подрядной организации (ст.55 ГрК РФ).

Исходя из общего смысла Градостроительного кодекса, осуществлять строительство должны индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, реконструкции и т.д.

Вместе с тем, в случае, если размер обязательств по договору на строительство не превышает трех миллионов рублей, это могут быть лица, не являющиеся членами СРО.

Когда строятся объекты, требующие экспертизы и надзора, обязательное требование, чтобы подрядчики имели специальное разрешение.

Экспертиза не проводится в отношении объектов капитального строительства:

«Отдельно стоящих с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ст. 49 ГрК РФ).

Таким образом, если вы строите здание с характеристиками, не превышающими указанные параметры, возможно осуществлять строительство самостоятельно.

Поэтому, подавая бумаги для принятия решения на ввод в эксплуатацию, заполняете заявление о личной ответственности за то, что не нарушены строительные нормы и правила, а также техническая оснащенность объекта соответствует проекту и государственным стандартам.

Изменения в ЕГРН после разрешения на ввод в эксплуатацию

Очень важно не только получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а еще учесть в реестре недвижимости (ЕГРН) сведения о законченном строительстве (реконструкции).

Изменения в отношении объекта, которые будут внесены в ЕГРН, орган регистрации прав подтверждает выпиской.

Не путать со «Свидетельством о государственной регистрации права собственности», такой документ не выдается с 15 июля 2016 года.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх