Выборная должность

Статья 29. Выборное должностное лицо местного самоуправления

«Органы и должностные лица местного самоуправления»

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Выборным должностным лицом местного самоуправления района является глава муниципального образования, возглавляющий администрацию района, по тексту — глава района. Глава района является высшим должностным лицом района.

3. На главу района распространяются права, обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Амурской области, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления района.

Глава района подконтролен и подотчетен населению и районному Совету. Глава района представляет районному Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом, обязан не реже 1 раза в год отчитываться перед избирателями о своей работе. Районный Совет и глава района взаимодействуют, исходя из принципов народовластия, интересов жителей района, единства целей и задач в решении районных проблем.

4. Выборы главы района производятся в порядке и сроки, установленные федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом.

Главой района может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 21 года, обладающий в соответствии с федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Амурской области избирательным правом.

Глава района не может одновременно исполнять полномочия депутата районного Совета, депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Полномочия главы района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.

Вступление в должность главы района производится не позднее десяти дней со дня официального опубликования результатов выборов на совместном заседании избирательной комиссии и районного Совета, с приглашением руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, представителей общественности.

Глава района приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги перед районным Советом и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой района. Текст присяги утверждается решением районного Совета.

В течение десяти дней производится передача дел в порядке, установленном Регламентом администрации района.

5. Глава района на принципах единоначалия руководит администрацией района и несет ответственность за надлежащее осуществление полномочий администрации района.

Постановления и распоряжения администрации района, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории района органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение указанных актов влечет ответственность должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.

6. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

§ 1. Глава муниципального образования

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Если главу избирает представительный орган, то он является по должности его председателем.

Выборного должностного лица местного самоуправления

Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).
При характеристике правового статуса главы муниципального образования следует обратиться к признакам должностного лица местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положение справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.
Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была факультативной, могла вводиться в структуру органов местного самоуправления, а могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. Авторитетный руководитель муниципального образования, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.
В обыденном сознании глава муниципального образования — главный руководитель, которому подчиняются все структуры муниципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воздействием института назначенных "сверху" глав местных администраций, а затем и избранных глав муниципальных образований в период, когда глава обязательно возглавлял систему местного самоуправления. Отсюда распространенность модели организации местной власти, согласно которой глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления и еще председательствует в представительном органе. В соответствии с законодательством полномочия руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа (администрации) разделены, что нацелено на обеспечение баланса представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Полномочия главы муниципального образования. Глава муниципального образования имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.
Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.
Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в части организации деятельности представительного органа рассмотрены в предыдущей главе.
Рассмотрим полномочия главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, на примере г. Копейска Челябинской области.
Главой Копейска избирается гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городскому Совету депутатов. Полномочия главы города прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законом области.
Глава города: обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; представляет город и органы местного самоуправления внутри Российской Федерации и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов; докладывает Совету депутатов о положении дел на территории муниципального образования, оказывает содействие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.
Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием. Глава обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с постановлениями, принятыми городским Советом; осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы. Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администрации города; назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с городским Советом депутатов; организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок; применяет в соответствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений; организует прием граждан; осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей. Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации города; представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, уставом, а также делегированные ему городским Советом депутатов.
Думается, что при критическом отношении к приведенному примеру можно обнаружить недостатки со стороны нормотворческой техники. Однако приведенный перечень полномочий главы муниципального образования "город Копейск" можно использовать (с определенными уточнениями) при моделировании уставов муниципальных образований.
Подконтрольность главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Как известно, отчетность — один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
К сожалению, в уставах муниципальных образований больше внимания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, говорится лишь в общем виде. Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.
Срок полномочий. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.
В уставах муниципальных образований важно четко устанавливать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в должность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует считать день, в котором он был избран, несмотря на то что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает несколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представительным органом из своего состава, является день вступления в силу решения представительного органа об избрании главы.
Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:
его смерти;
отставки по собственному желанию;
отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;
признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
его отзыва избирателями;
установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

 

Особенности правового регулирования статуса выборного должностного лица местного самоуправления

Пахарукова А.В., заместитель начальника отдела законодательства, регистрации уставов муниципальных образований и ведения регистров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Выборное должностное лицо местного самоуправления определяется федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, как должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Исходя из приведенного определения, выборными должностными лицами местного самоуправления являются глава муниципального образования, депутаты представительных органов муниципальных образований, избираемые населением на муниципальных выборах, члены выборных органов местного самоуправления, т.е.

8. Выборное должностное лицо местного самоуправления

лица, наделенные народом правом действовать от его имени.

Таким образом, вопросы правового регулирования статуса выборных должностных лиц как лиц, представляющих интересы народа, приобретают все большую актуальность в настоящее время.

Правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления в некоторой части определен ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанная статья определяет вопросы установления срока полномочий выборного должностного лица, ограничения при осуществлении его деятельности, основания досрочного прекращения полномочий.

Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Изменение срока полномочий осуществляется путем внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования, однако новый срок полномочий применяется только к тем выборным должностным лицам местного самоуправления, которые избраны после вступления в силу соответствующего решения. Аналогичная ситуация касается и вопросов изменения перечня полномочий.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Однако необходимо отметить, что Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает также случаи досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

  • смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыва избирателями;
  • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
  • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Одним из основных составляющих элементов правового статуса выборных должностных лиц является вопрос об их полномочиях. Основные полномочия указанных лиц определены в том же Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно нормам указанного Федерального закона глава муниципального образования:

  • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Конкретные полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления не закреплены в федеральном законодательстве. Федеральным законом о местном самоуправлении определены исключительные полномочия представительного органа муниципального образования, а именно: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Данный перечень полномочий представительного органа муниципального образования не является исчерпывающим. Иные полномочия устанавливаются в других федеральных законах, а также в принятых в соответствии с ними региональных законах и уставах муниципальных образований.

Замещение выборных должностей местного самоуправления влечет ряд установленных федеральным законодательством ограничений.

Так, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Что касается гарантий неприкосновенности депутатов представительных органов муниципальных образований, то указанный Федеральный закон непосредственно не регламентирует данные вопросы, а отражает лишь те моменты, которые должны быть установлены в федеральном законодательстве в части депутатской неприкосновенности. Так, в Федеральном законе устанавливается, что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Более того, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Вместе с тем в федеральном законодательстве предусмотрены случаи, в которых установленная депутатская неприкосновенность может быть нарушена. Так, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления не могут быть допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

В части установления гарантий, касающихся осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, федеральный законодатель устанавливает необходимость их закрепления в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области принят и действует Закон от 26 декабря 2008 г. N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области", в котором определены гарантии, подлежащие обязательному закреплению в уставах муниципальных образований, и дополнительные гарантии, устанавливаемые на усмотрение муниципальных образований.

Анализ положений федерального законодательства по вопросам правового регулирования статуса выборных должностных лиц показывает, что народные представители, обладающие значительным объемом прав и гарантий, в достаточной мере защищены государством.

Муниципальная служба и муниципальная должность

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д.

Статья 29. Выборное должностное лицо местного самоуправления

Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

  1. это особый вид публичной службы, т.е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;
  2. замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью
  3. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
  4. это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

— должность в государственном аппарате или системе местного самоуправления, занимаемая в результате избрания либо населением, либо представительным органом государственной власти или местного самоуправления. В частности, это должности Президента РФ, президентов, губернаторов и глав администраций субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ. конституциями и уставами субъектов РФ, избираемых населением. Выборными являются должности глав городов, районов и других муниципальных образований, которые согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. избираются населением или соответствующим представительным органом местного самоуправления. Не относятся к числу выборных должности членов Правительства РФ (назначаются Президентом РФ), руководителей федеральных органов исполнительной власти (назначаются либо Президентом, либо Правительством РФ). Судейские должности тоже не являются выборными: судей высших федеральных судов (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ) назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ; остальных судей назначает Президент РФ.(С. А.)

Смотреть значение Выборная Должность в других словарях

Должность — место
пост
Словарь синонимов

Должность — должности, мн. должности, должностей, ж. (офиц.). Служебное место в учреждении или предприятии, связанное с исполнением определенных обязанностей. Штатная должность………
Толковый словарь Ушакова

Должность — Беспокойная, важная, высокая, высокооплачиваемая, завидная, командная, незавидная, низкая, низкооплачиваемая, неприятная, обременительная, ответственная, почетная,……..
Словарь эпитетов

Должность Ж. — 1. Служебное положение, место в каком-л. учреждении, на предприятии и т.п. и связанные с ним служебные обязанности. // Род, вид служебного занятия, работы. // устар. Место……..
Толковый словарь Ефремовой

Должность — -и; мн. род. -е́й; ж. Служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности. Выборная д. Административная, военная, гражданская д. Штатная д. (предусмотренная……..
Толковый словарь Кузнецова

Государственная Должность — — в РФ
должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а т.ж. в иных государственных органах,……..
Экономический словарь

Должность — — штатная единица или рабочее место как основной элемент организационной структуры.

Особенности правового регулирования статуса выборного должностного лица местного самоуправления

В должностной характеристике (инструкции) указывают частные задачи, которые решаются……..
Экономический словарь

Должность Вакантная — См.
Вакансия
Экономический словарь

Должность Государственная — должность в государственных учреждениях. Согласно Реестру должностей государственных служащих РФ, Д.г. делятся на три категории: должности категории А, устанавливаемые……..
Экономический словарь

Принимать, Покупать; Взимать, Снимать; Вступать (в Должность); Вычитать — В общем значении: (1)
Реализовать(получать)
прибыль по сделке. (2) Совокупные
поступления от лотереи или игрового предприятия. (3) Готовый принять взятки, например,……..
Экономический словарь

Должность — Образовано от должный – "обязанный", образованного от дългъ – "долг". Таким образом, первоначальное значение, видимо, – "человек, должный выполнять определенные обязанности". См. также .
Этимологический словарь Крылова

Должность — — функциональные обязанности работника на каждом рабочем месте.
Психологическая энциклопедия

Должность — — англ. post/stand/ position; нем. Dienststellung. Определенная формальная позиция  в институциональной служебной иерархии и связанные с ней права  и обязанности. 
Социологический словарь

Любезность, Услуга, Должность, Обряд — Философский смысл термина: Долг, чувство долга, обязанность (стоики, Цицерон).
Философский словарь

ДОЛЖНОСТЬ — ДОЛЖНОСТЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. Служебная обязанность, служебное место. Д. директора. Штатная д. Делать что-н. по должности (исполняя обязанность). || прил. должностной, -ая, -ое………
Толковый словарь Ожегова

Должность архитектурной экспедиции —    первый русский архитектурный трактат-кодекс об обязанностях и правах (должности архитектурного корпуса Архитектурной Экспедиции), составленный в 1737-1740 гг. Этот……..
Архитектурный словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Выборная Должность

Статья 12. Прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в связи с истечением срока его полномочий или досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом Корякского автономного округа.

2. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления в связи с истечением срока его полномочий прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного на эту должность выборного должностного лица.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

а) представления им письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) самороспуска органа местного самоуправления или упразднения муниципального образования;

в) его смерти;

г) вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим или недееспособным;

д) вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;

е) утраты им гражданства Российской Федерации;

ж) его отзыва избирателями;

з) отрешения от должности выборного должностного лица местного самоуправления выборным органом местного самоуправления, избравшим его на эту должность из своего состава;

и) осуществления им деятельности, несовместимой со статусом выборного должностного лица местного самоуправления;

к) вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых выборное должностное лицо местного самоуправления было избрано, недействительными;

л) вступления в силу закона автономного округа о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе в случае установленного заключением суда фактического неправомерного прекращения деятельности (бездействия более шести месяцев) выборного должностного лица местного самоуправления.

4. Законом Корякского автономного округа может быть установлен порядок досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в случаях:

а) прекращения его деятельности в результате препятствующего осуществлению полномочий выборного должностного лица местного самоуправления выезда на постоянное место жительства за пределы муниципального образования;

б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия выборного должностного лица местного самоуправления.

5. Инициатива отзыва выборного должностного лица местного самоуправления может исходить от группы избирателей, собравших в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с законом Корякского автономного округа, не менее пяти процентов подписей от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа; от представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления не должен нарушать избирательные права граждан и определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Корякского автономного округа.

Отзыв выборного должностного лица местного самоуправления не может быть осуществлен ранее, чем через шесть месяцев со дня его избрания и не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его полномочий.

6. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно со дня вступления в силу решения о прекращении его полномочий, принятого в соответствии с федеральным законом, законом Корякского автономного округа, уставом муниципального образования.

7. Гражданин, чьи полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в пассивном избирательном праве, за исключением случаев прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, предусмотренных в подпунктах "г", "д", "е" пункта 3 настоящей статьи.

8. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, а также с нарушением порядка досрочного прекращения его полномочий, установленного уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами Корякского автономного округа, не допускается.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх