Зачем нужна справка о судимости?

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 12

КОГДА НУЖНА СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ

О так называемой справке об отсутствии судимости ходит немало толков среди кадровиков и других специалистов, оформляющих на работу новых сотрудников. Возникает много вопросов, от ответов на которые зависит правильность оформления трудовых отношений. В статье мы разберемся, кто должен представлять справку при поступлении на работу, в каких случаях, а также поговорим о последствиях отсутствия справки.

Когда нужна справка

Трудовое законодательство (ст. 65 ТК РФ) обязывает работника при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка).

Порядок выдачи такой справки предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Административный регламент).

Иными словами, работодатель запрашивает у работника справку при приеме на работу, к выполнению которой по закону не допускаются судимые лица или лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, в частности:

— лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

— лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ);

— специалисты авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);

— судебные приставы (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»);

— сотрудники таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);

— прокуроры (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

— лица, обеспечивающие безопасность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

По общему правилу для получения справки работнику нужно подать соответствующее заявление (Приложение N 2 к Административному регламенту). В Москве — в Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 67 (п. 5 Административного регламента); в других субъектах — в информационные центры территориальных органов МВД России (п. 15 Административного регламента), контактная информация о которых приведена в Приложении N 1 к Административному регламенту.

Образец заполнения заявления см. в примере 1.

Пример 1.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ИЦ ГУ МВД России по Московской области │

│ В —————————————— │

│ (ФКУ «ГИАЦ МВД России», │

│ ИЦ территориального органа МВД России │

│ на региональном уровне) │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ От —————————————- │

│ (фамилия, имя, отчество) │

│ ___________________________________________ │

│ ___________________________________________ │

│ (-лично-, по доверенности, либо иной │

│ ___________________________________________ │

│ документ, подтверждающий родство или │

│ ___________________________________________ │

│ факт усыновления (удочерения), │

│ ___________________________________________ │

│ установления опеки или попечительства) │

│ ___________________________________________ │

│ Московская область, │

│ Адрес места жительства: ——————- │

│ г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ ——————————————- │

│ │

│ ЗАЯВЛЕНИЕ │

│ │

│ Прошу выдать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта │

│ уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на │

│ гражданина (гражданку) │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ ———————————————————————— │

│ (фамилия, имя, отчество, в том числе ранее имевшиеся) │

│ _______________________________________________________________________ │

│ 15.06.1980, г. Москва │

│ ———————————————————————— │

│ (число, месяц, год и место рождения) │

│ 45 00 N 123456, выдан ОВД «Коньково» 07.09.2000 │

│ ———————————————————————— │

│ (серия, N паспорта, когда и кем выдан) │

│ Московская область, г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ ———————————————————————— │

│ (место жительства или пребывания) │

│ _______________________________________________________________________ │

│ г. Москва │

│ ———————————————————————— │

│ (указать регионы Российской Федерации, в которых проживал(а) ранее) │

│ копии с. 2, 3, 5 паспорта гражданина РФ │

│ Приложение: ———————————————————— │

│ _______________________________________________________________________ │

│ 23 декабря 13 Марков │

│ «—» —————- 20— г. —————- │

│ (подпись) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

К заявлению нужно приложить копии следующих документов:

1) всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ; паспорта либо иного документа иностранного гражданина; документа, удостоверяющего личность лица без гражданства либо разрешения на временное проживание, вида на жительство и др.);

2) доверенности на право получения справки, выданной в порядке, предусмотренном ст. 185 ГК РФ, — при подаче заявления доверенным лицом;

3) документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), — при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

4) документа, подтверждающего факт установления опеки, — при подаче опекуном заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его опекой;

5) документа, подтверждающего факт установления попечительства, — при подаче попечителем заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его попечительством.

Работнику придется взять подлинники перечисленных документов с собой, поскольку уполномоченный сотрудник госоргана, принимающий документы, может потребовать их предъявить.

Срок получения справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в соответствующем госоргане. Данный срок может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации в иных организациях, но не более чем на 30 дней. Справка выдается в количестве не более двух подлинных экземпляров, а копия справки подшивается в дело. Образец справки см. в примере 2.

Пример 2.

│ МВД России N 0001234 │

│ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА │

│КОРЕШОК СПРАВКИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ┌─ ─┐│

│N __________________ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ (ГУ МВД РОССИИ по г. Москве) │ С. П. Рукавишев, Россия, ││

│ (регистрационный ул. Петровка, 38, Москва, 127994 г. Москва, ул. Строителей, │

│ номер заявления) Тел. (495) 694-97-23, факс (495) 698-64-14 д. 1, кв. 4 │

│ 09 12 2013 13/5-И12-345 │

│ —/—/—- N ———— │

│ │

│ СПРАВКА │

│ ГУ МВД России │

│N 000000 В ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ——————│

│Справка в отношении: по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области │

│____________________ ——————————————————————————-│

│ (фамилия, имя, (ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне) │

│ отчество) _______________________________________________________________________________│

│____________________ Рукавишева Сергея Петровича, │

│ в отношении ——————————————————————-│

│ (фамилия, имя, отчество (при наличии), в том числе имевшиеся ранее,│

│ _______________________________________________________________________________│

│ 01.09.1978, г. Москва │

│ ——————————————————————————-│

│Справку получил: дата и место рождения) │

│____________________ _______________________________________________________________________________│

│ (фамилия, имя, имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на │

│ отчество) территории Российской Федерации: │

│ не имеются │

│»__» _______ 20__ г. ——————————————————————————-│

│ (дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер пункта, части, │

│Справка направлена _______________________________________________________________________________│

│по почте: статьи УК, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или │

│исх. N _____________ _______________________________________________________________________________│

│от «__» ____ 20__ г. снятия судимости) │

│ _______________________________________________________________________________│

│Справка списана в _______________________________________________________________________________│

│дело: имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о│

│»__» _______ 20__ г. прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации: │

│ не имеются │

│ ——————————————————————————-│

│ (дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, │

│ _______________________________________________________________________________│

│ номер пункта, части статьи УК РФ, дата и основание прекращения уголовного дела)│

│ _______________________________________________________________________________│

│ не имеется │

│ Дополнительная информация: —————————————————-│

│ _______________________________________________________________________________│

│ │

│ Начальник ЗИЦ │

│ (подпись) (фамилия и инициалы) │

│ (М. П.) │

Кстати, за получение справки работник ничего платить не должен, поскольку государственная услуга по выдаче справок предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы (п. 28 Административного регламента).

В результате работник получит либо справку о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п. 17.1 Административного регламента), либо письмо об отказе в ее выдаче (п. 17.2 Административного регламента).

Кто несет ответственность

На практике нередко возникают вопросы, самостоятельно ли работник должен представить справку, или работодатель должен ее затребовать у кандидата, и, соответственно, кто несет ответственность за ее отсутствие.

По закону за отсутствие справок работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере до 50 000 руб. либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Кроме того, при повторном нарушении руководитель юридического лица может быть подвергнут дисквалификации на срок от года до трех лет. Однако случаи привлечения к ответственности в подобных ситуациях скорее редкость.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo-press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Нужно ли работникам, заключившим трудовой договор ранее вступления в силу изменений в ст. 65 ТК РФ, представлять работодателю справку?

Думается, что, с учетом того что в ст. 65 ТК РФ обязанность представлять справку связана с заключением трудового договора, требовать ее с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не правомочен. Хотя среди специалистов высказывалась и противоположная точка зрения.

Работа в сфере образования

Тем не менее даже получение работодателем от работника справки не всегда может уберечь работодателя от последствий действительного наличия судимости у работника. Подобная ситуация складывается в отношении сотрудников, работающих в сфере образования <1>.

<1> Здесь и далее имеются в виду сфера образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, сфера детско-юношеского спорта, культуры и искусства.

К сведению. Часть 2 ст. 331 ТК РФ была изменена 07.01.2011. В частности, запрет на занятие педагогической деятельностью был установлен для лиц, имеющих или имевших судимости, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:

— жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);

— половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— семьи и несовершеннолетних;

— здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства;

— общественной безопасности.

Возникает вопрос, нужно ли в случае выявления наличия судимости, например, у работника, трудящегося в сфере образования, расторгать с ним трудовой договор. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, указано, что трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 г. с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, т. е. при возникновении установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности: в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Между тем в отношении педагогов работодателями учитывается неснятая (непогашенная) судимость и за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Хотя Конституционный Суд РФ на этот счет имеет свою точку зрения.

Судебная практика. В Постановлении от 18.07.2013 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» КС РФ отметил, что:

1) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения означают, что к занятию профессиональной деятельностью в сфере образования не допускаются (а работающие на момент вступления в силу соответствующих поправок в закон подлежат увольнению):

— лица, имеющие судимость за преступления, указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям;

однако:

2) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ:

— не соответствуют ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (включая лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям) за совершение иных среди указанных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимости учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 49 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Конституционный Суд РФ обязал законодателя внести соответствующие изменения в ТК РФ с учетом данного Постановления. До внесения изменений лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не могут допускаться к работе в сфере образования. Что касается лиц, совершивших иные из указанных выше преступления, притом, что их судимость снята или погашена, либо лиц, в отношении которых уголовное преследование по данным преступлениям прекращено по не реабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Как видите, ранее для работодателя представляла интерес только неснятая или непогашенная судимость. В настоящее же время пристальное внимание уделяется «имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию».

Следует отметить, что на основании ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Кроме того, по существу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Тем не менее, принимая во внимание требования ТК РФ, работодатели должны учитывать для работников образовательной сферы факт наличия судимости в прошлом даже в случае ее погашения или снятия, тогда как никаких правовых последствий погашенная или снятая судимость не имеет.

К сведению. При поступлении на работу по совместительству в организации соответствующих сфер деятельности может потребоваться несколько экземпляров справки.

Справки нет: вина работника или работодателя?

Возможна ситуация, когда работник представляет работодателю справку, содержащую недостоверную информацию. К примеру, в справке может быть указано, что данное лицо не было судимо, а впоследствии, при проведении проверки, выявляется обратное. Тем не менее трудовой договор с лицом уже заключен.

На этот счет в п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечается, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и сотрудник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с ним расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Аналогичная ситуация может возникнуть и в случаях, если:

— работодатель по невнимательности не запросил справку у работника, в отношении которого впоследствии была выявлена судимость;

— работник по требованию работодателя не представил справку и впоследствии выяснилось, что он имеет судимость.

Однако, несмотря на то что в обоих перечисленных случаях трудовой договор прекращается по одному основанию — п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, последствия все же различны. В соответствии со ст. 84 ТК РФ если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.

В заключение отметим, что работодателю следует более внимательно относиться к проверке документов, предъявляемых при заключении трудовых договоров с работниками, в частности справки об отсутствии судимости, поскольку последствия безответственного отношения к приему персонала на работу могут быть негативными не только для работодателя, но и для лиц, имеющих дело с недобросовестными работниками.

И. Куролес

Юрист,

эксперт журнала

«Кадровая служба

и управление персоналом предприятия»

Подписано в печать 18.11.2013

Отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка об отсутствии судимости) (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Эта справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121; далее — Административный регламент).

Справку можно передать работодателю как в бумажном виде, так и в электронном. Электронный документ должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России (п. 83 Административного регламента).

Такую справку необходимо представлять при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Это следует из абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять:

на работу, предполагающую осуществление педагогической деятельности. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;

на должность специалиста авиационного персонала. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ;

на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ;

на службу в таможенные органы (следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ);

на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Данный вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ;

на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.

За получением справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ необходимо обращаться в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» или информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее — ИЦ). Это следует из п. 3, абз. 2 п. 15 Административного регламента.

За справкой об отсутствии судимости может обратиться сам работник или его уполномоченный представитель (п. 2 Административного регламента).

Полномочия представителя подтверждаются нотариально заверенной доверенностью (ст. 185 ГК РФ).

При проверке одного из образовательных учреждений прокуратурой было сделано замечание, что справки об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должны обновляться ежегодно.
Правомерно ли это требование?

25 октября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требования к образовательной организации о ежегодном обновлении справок об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям не являются правомерными.

Обоснование позиции:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также — Справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять Справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников «ежегодного обновления» Справки, законодательство не содержит (смотрите также ответ на вопрос с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Аналогичную позицию занимают и судебные органы (смотрите, например, решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N 2-998/2017)*(1).
Форма и порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Приказ N 1121). Как следует из п. 2 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом N 1121, указанную справку получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель). Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной Справки связана с устройством на работу, и получить такую Справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Документ был зарегистрирован в Министерстве юстиции 29 января 2020 года.

По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, теперь выдача справок о судимости будет осуществляться на бланках нового образца. Она пояснила, что новые справки будут изготавливаться типографским способом и содержать элементы защиты от подделок — двухстороннюю фоновую защитную сетку на подложке, фоновое изображение герба МВД России и микротекст «МВД России».

Отмечается, что круг органов, требующих от граждан справки о наличии (отсутствии) судимости, постоянно расширяется. «Подобный документ предоставляется в различные организации, в том числе при трудоустройстве на работу в государственные и частные учреждения в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, в военные комиссариаты при оформлении службы по контракту и другие органы», — перечислили в пресс-центре МВД России.

Изображение справки нового образца можно посмотреть на официальном интернет-портале МВД России.

По данным полицейских, в 2019 году за получением справок о судимости обратились более 6 миллионов граждан.

Из изменений еще — положение об обязательном документировании факта выдачи справки в имеющихся журналах, в том числе о лицах ее выдавших и получивших данную справку.

«При этом у граждан остается возможность получить справку в режиме «одного окна» — через многофункциональные центры оказания госуслуг соответствующих территориальных образований (МФЦ), а также удаленно — через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в своем «личном кабинете»», — уточнили в МВД России.

В МВД пояснили, что юридическая значимость справки о судимости в электронной форме и на бумажном носителе одинакова. Кроме того, возможно отправить из «личного кабинета» гражданина справку на адрес электронной почты работодателя. Отмечается, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг реализованы механизмы проверки подлинности электронного документа и действительности его подписи. И данная госуслуга предоставляется МВД бесплатно.

«МВД России планирует в перспективе предоставить работодателю возможность проверки подлинности справки о наличии (отсутствии) судимости посредством специального приложения для считывания QR-кода, установленного в мобильном телефоне. Данный механизм позволит за секунды в режиме реального времени получить из специального реестра МВД достоверную информацию по каждой выданной справке», — заключила Ирина Волк.

Мнение

Дмитрий Краснов, эксперт движения «Сильная Россия» по правовым вопросам, адвокат:

— В настоящее время практически повсеместно вводится требование о предоставлении при трудоустройстве справки об отсутствии судимости. Безусловно, так как расширяется количество организаций, которые будут требовать эту справку, необходимость получения этой справки будет расти. Спрос же рождает предложение, поэтому на рынке появляется, как в истории с липовыми трудовыми и медицинскими книжками, большое количество мошенников, которые начинают подделывать эти справки. Потому что большое количество людей, тем более осужденных, или которые привлекались к уголовной ответственности, что не позволяет им занимать определенные должности, захотят воспользоваться услугами таких мошенников. Люди, которые ранее хотели устроиться на работу, могли пользоваться поддельными справками, и перепроверить это было достаточно сложно. Организация не могла самостоятельно запросить у МВД и узнать, был ли человек судим или нет. Следственные органы, суд мог запросить, другие силовые ведомства. У частных организаций это было недоступно. Новые требования, которые позволят ввести более строгие бланки отчетности, которые будут защищены водяными знаками, определенными реквизитами, которые будет сложно подделать, я думаю, сократят этот черный рынок поддельных документов в этой части. Не думаю, что они убьют его, но сократят серьезно. Второе, они позволят организациям, которые будут брать на работу людей, более серьезно отслеживать их историю, прошлое, и выяснять, лицо было судимо или нет, можно ему доверять ту или иную должность и рассчитывать на них, как на тех лиц, которые соблюдали закон всегда, или нет. Думаю, этот приказ МВД совершенно логичен и своевременен.

Любой гражданин, получивший срок за преступление, переживает о наличии судимости. Это действительно проблема, так как она мешает жить полноценно. Поэтому важно, что будет написано в справке о судимости если она погашена. Ведь такие документы нередко требуют работодатели, консульства и т. д.

Какая судимость считается погашенной

Для того чтобы избавиться от судимости, гражданину необходимо время. Только так в большинстве стран, включая Россию и Украину, она снимается. И неважно, условное было наказание или нет. Рано или поздно человек снимается с учета. Срок устанавливается Уголовным кодексом (ст. 86). В соответствии с этим нормативным актом для погашения потребуется:

  • если наказание не связано с реальным тюремным сроком, то 1 год;
  • при совершении преступления легкой или средней тяжести – 3 года;
  • при наказании за тяжкое деяние – 8 лет;
  • при особо тяжком преступлении – 10 лет.

Если человек был осужден условно, то судимость снимается после окончания испытательного срока. При досрочном освобождении или определении более мягкого наказания исчисление начинается после выхода лица на свободу. Делать для снятия ничего не нужно, так как процедура осуществляется автоматически.

Справка: для несовершеннолетних установлены другие сроки. Даже при совершении особо тяжкого деяния судимость снимается через 3 года, а не через 10 лет.

Человек, имеющий в прошлом уголовное наказание, не обладает всеми гражданскими правами, как законопослушные члены общества. Например, он не может служить в армии, быть кандидатом на выборах, получить другое гражданство, усыновить ребенка и т. д. Поэтому многие стараются снять судимость как можно раньше.

Это можно сделать через суд, не дожидаясь окончания срока давности. Но для этого должны быть веские основания. Также должно писаться исковое заявление, где нужно указать свою просьбу. Но истцу придется дать доказательства своего примерного поведения и т. д.

Что может быть указано в справке о судимости

Если человеку понадобилась соответствующая справка, необходимо писать заявление и просить оформление. Обычно документ готовится в течение нескольких дней. Если гражданин не привлекался к ответственности, ему нет нужды переживать. Другое дело, когда в прошлом была судимость. Даже если он успел ее погасить, информация может указываться в справке. То есть, даже погашенная судимость отражается в справке о несудимости. Указывается также и условный срок.

Примерный образец

Документ о судимости (несудимости) имеет установленную форму. И она может отражать наличие наказания за уголовное преступление. Оформляется справка следующим образом:

  1. Сначала указывается «шапка документа», которая содержит сведения о номере документа и адресе заявителя.
  2. Затем пишется название органа, который выдает документ.
  3. Ф. И. О. заявителя.
  4. Дата рождения.
  5. Наличие или отсутствие уголовного наказания. Например, Никифоров Т. П. был осужден 10 лет назад (2008 г.) по ст. 228, ч. 1 УК РФ.
  6. Дата и подпись лица, оформившего справку.

Сотрудник информационного центра обязан написать всю имеющуюся информацию, даже если речь идет о снятой судимости. Но тогда он обязательно должен отразить тот факт, что по закону судимость с заявителя снята.

По закону в такой справке должно отражаться уголовное прошлое заявителя. Но никто не отменял человеческий фактор, сбой в системе и другие причины, по которым бывшие преступники оказываются абсолютно «чистыми» перед обществом. Но даже если подобная информация будет указана, это не всегда приводит к серьезным проблемам. Особенно если было условное наказание или «легкая» статья.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх