Закон 135

Закрепленный принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской, деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ) обеспечивает существование и развитие рыночных отношений в стране.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Данный принцип предпринимательского права корреспондирует с признаком самостоятельности предпринимательской деятельности и имущественной ответственности по предпринимательско-правовым обязательствам, возникающим в процессе ведения экономической деятельности. Единственным ограничением экономической свободы является запрет на незаконное осуществление предпринимательской деятельности.

Свобода конкуренции и ограничение монополий.

Развитие экономических отношений возможно при обеспечении их правовыми средствами «здоровой» конкуренции, т.е. состязательности хозяйствующих субъектов, при которой каждый пытается эффективно реализовывать свою продукцию посредством повышения качества товара, снижения цены, увеличения потребительских свойств товара, гарантийных сроков обслуживания и сроков службы товара, иными экономическими факторами.

Достижение данных целей обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, которыми поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию рынка. Видится, что не нужно толковать буквально данный принцип. Монополии существуют в определенных сферах экономики, в частности естественные монополии (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии и пр.) и легальные государственные монополии (производство военного оружия, печать денежных банкнот и монет и др.). Однако государство создает правовые механизмы регулирования таких монополий и контролирует исполнение требований в целях недопущения нарушения законодательства и прав третьих лиц.

Согласно ст. 10 ГК РФ запрещено злоупотребление правом, в том числе в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. К примеру, ВАС РФ в п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащегося в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127, применительно к охране промышленной собственности обращает внимание на ст. 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., в силу которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, нротиворечащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента, а также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности предприятия.

Еще до принятия в 1993 г. Конституции РФ в России действовал Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», сфера регулирования которого впоследствии стала предметом Закона о защите конкуренции.

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

ВОПРОСЫ:

1. Содержание и методы антимонопольного регулирования.

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Содержание и методы антимонопольного регу­лирования

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления:

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования:
— поддержка здоровой конкуренции;

— обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

— пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

— недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены: злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

— оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

— антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

— применение ограничительных мер;

— противодействие недобросовестной конкуренции;

— контроль за экономической концентрацией;

— снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

— антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

— запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

— контроль в сфере размещения государственных заказов;

— анализ рынков;

— обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к: установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

— незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией.Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ. Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

АП подразумевает влияние государства как на внутреннее, так и внешнее политическое и экономическое развитие.

На заре становления капиталистических отношений в развитых государствах Европы и Америки огромную роль сыграло развитие монополий в некоторых наиболее значимых отраслях промышленности. Примером может служить сталелитейное производство Круппа в Германии, нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности в Норвегии, предприятия Форда, кланы Рокфеллеров и Ротшильдов в США.

Кроме экономического влияния, монополисты имели огромное воздействие на политическую жизнь страны, выборы, принятие законов. Заключение договоров и торговых соглашений, военное сотрудничество являлось неотъемлемой частью монополистической деятельности.

В настоящее время в большинстве развитых стран правительства ведут антимонопольную политику. Органы власти, работающие в этом направлении, принимают законы, ограничивающие деятельность монополий. Такое регулирование позволяет, по их мнению, развивать свободную конкуренцию, способствует появлению новых предприятий, и, соответственно, увеличению рабочих мест. Это повышает производительность труда и способствует неуклонному росту и оздоровлению экономики государства.

В Правительстве Российской Федерации в 1991 году был создан антимонопольный комитет, который работает и в настоящее время. Этот комитет разрабатывает проекты законов, позволяющих оказывать государственное влияние на крупные предприятия горноперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности. Зачастую органы государственной власти также вмешиваются в средний и малый бизнес, что тормозит их развитие.

Далее рассмотрим плюсы и минусы антимонопольной политики.

Плюсы

  • Влияет на возможность регулирования товарно-денежных отношений и свободной конкуренции во многих отраслях промышленности с участием в этих процессах государственных структур. Примером может служить контроль государства 50% и более акций Сбербанка, Роснефти, Норникеля, Русала.
  • Способствует открытию новых предприятий, созданию дополнительных рабочих мест. Возможно установление свободных и справедливых рыночных цен.
  • Развитие конкурентоспособности расширяет ассортимент производимой продукции.
  • Укрепляются внешнеэкономические связи, заключаются межгосударственные договоры и соглашения. Ярким примером может служить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военное сотрудничество стран Варшавского договора.
  • Открываются возможности создания новых производственных мощностей на территориях этих стран с использованием более дешевой рабочей силы, а значит, и увеличения прибыли.
  • Вышеизложенные моменты позволяют увеличить долю социальных гарантий для населения в собственном бюджете (бесплатная медицинская помощь, увеличение размеров пенсий, пособий, уменьшение безработицы).
  • Создает благоприятные условия для оздоровления политической жизни: демократические свободные выборы, участие большего количества людей в управлении государством.

Минусы

Кроме положительного влияния и поступательного развития страны в целом, имеются и отрицательные стороны:

  • Вмешательство государства в деятельность крупных компаний тормозит их развитие и заложенный потенциал.
  • АП снижает влияние общеизвестных брендов на мировые тенденции в различных отраслях экономики. Все помнят, как развивалось производство джинсов известных марок Levis, Wrangler. В 90-е годы они были монополистами на мировом рынке, а в настоящее время появилось множество подделок низкого качества и своих разработок, мало похожих на начальные образцы.
  • Организация аналогичных производств в других странах, снижение развития основных крупных производств в стране с участием государственных структур зачастую тормозит научно-технические разработки и внедрение новых технологий.
  • Усиление государственного влияния на монополии ослабляет воздействие на другие страны при принятии выгодных для себя соглашений в военной, политической и экономической сферах.
  • Часто длительный союз ведущих промышленников, монополистов, банкиров, который основывался на многолетнем сотрудничестве с госструктурами и способствовал поддержанию и укреплению власти, ослабевает под воздействием антимонопольной политики.
  • Участие госчиновников в управлении крупных монополистических предприятий увеличивает коррупцию.
  • АП укрепляет экономический рост и процветание стран-конкурентов, усиливает их военную мощь и политическое влияние, провоцирует возникновение военных конфликтов. Примером могут служить события в Ираке, Иране, последние события в Сирии.

Вывод

Антимонопольная политика имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые способны влиять на общемировые процессы экономического, политического, военного развития.

Увеличение миграции населения, возникновение межнациональных военных конфликтов – это отрицательные стороны. Вместе с тем, положительным моментом этой политики является укрепление экономики слаборазвитых стран, снижение нищеты и бедности, рост количества рабочих мест в экономически отсталых регионах.

Рекомендации

Из всего вышеизложенного следует: антимонопольную политику надо вести с учетом положительных и отрицательных сторон. Во многом это относится к России.

РФ является сверхдержавой, способной влиять на многие процессы в мировой экономике и политике. Вместе с тем, наша экономика часто однобока и мало дифференцирована, и развиты, в основном, добывающие отрасли промышленности. Поэтому при проведении АП необходимы крайняя осторожность и взвешенный подход.

Мы способны решать важные военные конфликты, но в экономической сфере часто страдаем от отсутствия современных высоких технологий и производственных мощностей. Наличие коррупционной составляющей способствует низкой социальной защищенности всех слоев населения.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Кафедра «экономики»

Реферат

На тему: «История антимонопольного законодательства»

Подготовила студентка гр. 1ФК-21

Бурлаченко Д.Т.

Научный руководитель

Быков Константин Романович

Витебск 2015

Введение

Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных наограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельныхкомпаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмовподдержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличитьвозможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересыпотребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольноезаконодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводитк негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

История антимонопольного законодательства

Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде. Годом позже в США был принят Акт Шермана.

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатахСША. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Ониобъединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных иэффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась какопасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрациясопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями.

Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годамиранее, свинина за 1883—1889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе запять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятияантимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен.Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерманзащищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, отудешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. Вчастности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозкунефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти,сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, окоторых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, ав номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то вноминальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, трестыобеспечивали рост производства и снижение цен.

Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в 1880—1890 гг

Номинальный ВВП

16%

Реальный ВВП

24%

Средний по монополизированным отраслям

62%

Средний по монополизированным отраслям

175%

Хлопковое масло

151%

Сталь

258%

Изделия из кожи

133%

Цинк

156%

Веревки и шпагат

166%

Уголь

153%

Джут

57%

Стальные рельсы

142%

Нефть

79%

Сахар

75%

Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в 1880—1890 гг

Рост цен

%

ИЦП по экономике в целом монополизированные отрасли

Сталь

Очищенный сахар

Свинец

Цинк

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана — в 1990 году .

Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

Азия

Африка

Европа

Северная Америка

Южная

Америка

Афганистан

Ангола

Андорра

Белиз

Боливия

Бангладеш

Ботсвана

Грузия

Доминика

Парагвай

Бахрейн

Габон

Каймановы острова

Суринам

Бирма

Гана

Кюрасао

Эквадор

Бруней

Конго

Куба

Гонконг

Мавритания

Катар

Нигерия

Существуют и примеры отмены антимонопольного законодательства. Так, принятый при М. Саакашвили в Грузии закон «О свободе торговли и конкуренции» в отличие от прежде действовавшего закона «О монополистической деятельности и конкуренции» содержит исключительно запреты на действия органов власти, но не частных компаний. Тем самым в настоящий момент антимонопольное законодательство в Грузии отсутствует.

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

· определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

· порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

· правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

· порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

· порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

· порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

· порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

· порядок выявления монопольных цен;

· порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

· порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

· порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Критика антимонопольного законодательства

монополия антимонопольный законодательство естественный

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политикагосударства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится подпостоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольногозаконодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек,А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

· экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередкоприводит к уменьшению общественного благосостояния);

· а такжележащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, чтооно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые — сторонниками существенных корректировок.

Известные критики об антимонопольном законодательстве

Ш «Я все более скептичен относительно благотворности … действий правительства против конкретных монополий и я серьезно встревожен произвольностью политики ограничения размеров отдельныхбизнесов». (Фридрих Хайек)

Ш Вся система антимонопольного законодательства в США — это беспорядочная смесь экономическойиррациональности и невежества. Это продукт а) совершенно неверной интерпретации истории и довольно наивных и, без сомнения, нереалистичных экономических теорий» (Алан Гринспен)

Ш «Про человека, который пребывает в праздности … можно сказать, что он «ограничивает торговлю», хотяон просто в ней не участвует… Если борцы с монополиями хотят устранить праздность, тогда следуетпринять закон об обязательном труде и недопустимости досуга» (Мюррей Ротбард

Ш «Не стоит забывать, что ужесточение антимонопольного регулирования также может привести кограничению конкуренции, как и любой другой вид государственного регулирования» (Набиуллина Э. С.)

Этико-правовая критика антимонопольного законодательства

По мнению либертарианских критиков антимонопольного законодательства, оно нарушает права человека,в частности, право собственности и свободу контракта. Подпадающие под действие антимонопольногозаконодательства компании лишаются возможности свободно пользоваться и распоряжатьсяпринадлежащим им имуществом. Антимонопольные органы ставят это имущество на службу «обществу вцелом» и тем самым фактически присваивают его. Так, по мнению основателя Институтаконкурентного предпринимательства Фреда Смита, корни антимонопольной политики кроются вэтатистском представлении, что бизнес «в принципе не имеет права распределять свою собственность темспособом, который он считает подходящим, а обладает лишь относительной свободой при условии, что онпомогает максимизировать функцию определенной общественной полезности. Это значит, что ни однопредприятие не обладает правом собственности, если эта собственность может быть перемещена в иную сферу ради расширения производства».

При этом, антимонопольное законодательство нарушает принцип правового равенства граждан ]. Оно непризнает за влиятельными хозяйствующими субъектами тех прав (свобода ценообразования, свободапродажи компании, свобода производства, свобода продавать товары «в нагрузку» и т. д.), которыепризнаются за остальными собственниками. Тем самым, антимонопольное законодательство является дискриминационным.

Список используемой литературы

1. Закон «О предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли».

2. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства.

3. Письма Джона Шермана и поисхождениеантимонопольного законодательства (В.В.Кизилов).

4. http://www.economy.gov.by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb.

5. Антимонопольное регулирование (Алан Гринспен).

6. . Происхождение антимонопольного регулирования: риторика и реальность. (ДиЛоренцо Т).

7. Антимонопольная политика -социальное пособие для корпораций. (Клайд Уэйн Крюс).

8. Власть и рынок: государство и экономика (Мюррей Ротбард.).

Размещено на Allbest.ru

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх