Закон о электронной подписи

– это методы для адекватного и правильного уяснения смысла правовых норм при наличии пробелов и коллизий.

Принципы ЭП – это средства для достижения поставленных в законодательстве целей в случае отсутствия четких, ясных изложений позиций законодателя по тем или иным вопросам экологических правоотношений.

Принципы ЭП сформулированы в 19 ФЗ в той или иной форме.

ФЗ «О недрах»

ФЗ «О природных лечебных ресурсах» — принципы лишь упоминаются, но специально не выделены, их не отличить от других норм.

ФЗ «Об экологической экспертизе»

ФЗ «Об охране ОС» — принципы находятся либо в преамбуле, либо в ст.1, либо в других статьях.

ФЗ «Об атмосферном воздухе» — принципы находятся в ст.3 и ст.33 ФЗ.

Выделяют общесоциальные и специально-юридические принципы.

А. Общесоциальные – они отражают основные подходы общества и государства к решению экологических проблем (ст.12 ФЗ «О животном мире» закрепляет принцип – требование использовать животный мир гуманными способами, недопущение жестокого обращения с животными; ФЗ «Об охране Байкала» закрепляет принцип устойчивого развития).

Б. Специально-юридические – конкретизируют вид деятельности в сфере взаимодействия человека и природы. Например, в сфере управления (ГУ), в сфере экологической безопасности.

Принципы ГУ в сфере охраны животного мира – ст.12 ФЗ «О животном мире», ст.3 ФЗ «Об атмосферном воздухе», также принципы ГУ проявляются в принципе платности, т.к. государство устанавливает налоги – ФЗ «О рыболовстве», ФЗ «О животном мире».

Принципы экологической безопасности – Лесной кодекс, который определяет управление лесами, сохранение биоразнообразия лесов, функций леса. Водный кодекс содержит следующие принципы: приоритет охраны перед использованием, целевое использование, приоритет использования для питьевых целей.

ФЗ «Об охране ОС» содержит 23 принципа. Недостатки:

— многочисленность принципов и дублирование друг друга..

— некоторые закрепленные принципы нельзя считать таковыми (№15 – ответственность ОГВ, ОМСУ за обеспечение благоприятной ОС – это не принцип, т.к. ответственность закреплена в ГК, УК, КоАП).

Значение принципов для реализации права на благоприятную ОС проявляется в том, что принципы используются в судебной практике. Например, принцип №2 ФЗ «Об охране ОС» позволяет гражданину добиваться через суд обеспечение благоприятных условий ОС.

Электронная подпись – это атрибут электронного документа, который позволяет установить авторство и неизменность после подписания. В зависимости от своего вида электронная подпись может быть полностью равнозначна рукописной и обеспечивает подписанным файлам юридическую силу.

Функции электронной подписи

Подписывать любые файлы электронной подписью могут и юридические, и физические лица. Электронная подпись:

  • идентифицирует автора,
  • позволяет определить, вносились ли изменения в документ после его подписания,
  • защищает документ от подделки и несанкционированного просмотра.

В России используется три вида подписи.

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомая многим пара логин-пароль в Личных кабинетах, СМС-код, коды на скретч-картах. Такая подпись подтверждает авторство, но не гарантирует неизменность документа после подпиcания, следовательно, не гарантирует его юридическую значимость. Простая электронная подпись чаще всего применяется для получения Госуслуг, при банковских транзакциях, аутентификации на сайтах.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

За счет криптографических алгоритмов НЭП не только позволяет определить автора подписанного документа, но и доказать неизменность содержащейся в нем информации. Неквалифицированную подпись нужно получать в удостоверяющих центрах на специальном ключевом носителе — токене.

НЭП подойдет для электронного документооборота внутри компании и с внешними контрагентами. Только в этом случае сторонам потребуется заключить между собой соглашение о взаимном признании юридической силы электронных подписей.

Квалифицированная электронная подпись, или КЭП

Так же, как НЭП, квалифицированнаяподпись создается с помощью криптографических алгоритмов, но отличается в следующем:

  • выдавать КЭП может только аккредитованный Минкомсвязи России удостоверяющий центр,
  • программное обеспечение для работы с КЭП должно быть сертифицировано Федеральной службой безопасности.

Квалифицированная электронная подпись наделяет документы юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информацию.

КЭП для торгов имеет самое широкое применение и используется:

  • для сдачи отчетности в контролирующие органы,
  • для участия в электронных торгах по 44-ФЗ компаний с госучастием в качестве поставщика,
  • для электронного документооборота, имеющего юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками,
  • для организации и участия в закупках по 223-ФЗ,
  • для работы с государственными информационными системами (например, на порталах Росреестра, ФСТ, ФТС, в системах СМЭВ, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, АС АКОТ, подачи сведений на портал ЕРФСБ, ЕФРСФДЮЛ, для взаимодействия с ФГИС Росаккредитация и др.)..

Некоторые торговые площадки требуют, чтобы квалифицированный сертификат содержал объектный идентификатор (OID). Чтобы работать на ЭТП B2B-Center, Газпромбанк, Фабрикант, u-Tender, Центр реализации или в секции Роснефти на ТЭК-Торг, придется докупить отдельный OID для каждой площадки.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 марта 2018 г.

Хозяйственная деятельность каждого предприятия сопровождается оформлением определенной документации. Не является исключением и наделение правом электронной подписи. В такой ситуации руководитель предприятия издает приказ на ЭЦП и осуществляет ознакомление с ним конкретного сотрудника, в отношении которого такой приказ издан.

Электронная подпись

Прежде чем издавать соответствующий приказ, руководству предприятия следует четко определиться со следующими критериями:

  • перечнем лиц, наделенных ЭЦП;
  • видом подписи, которым наделен конкретный сотрудник;
  • перечнем полномочий, связанных с использованием ЭЦП;
  • ознакомлением наделяемых соответствующим правом сотрудников с перечнем мер безопасности, связанных с применением и хранением ЭЦП.

С этой целью необходимо правильно определить тот вид подписи, который соответствует перечню полномочий и возможностей, связанных с ней.

В ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ перечислены основные виды ЭЦП. Их два:

  • простая ЭЦП;
  • усиленная ЭЦП.

В рассматриваемых подписях применяются определенная кодировка, пароли или другие подобные механизмы, которые имеют своей целью определение факта подписания документации конкретным человеком.

Усиленными видами электронных подписей являются:

  • неквалифицированная (НЭЦП);
  • квалифицированная (КЭЦП).

В качестве признаков НЭЦП выделяются:

  • применение ключа подписи;
  • при помощи НЭЦП имеется возможность идентифицировать человека, подписавшего документ;
  • с ее помощью можно отследить изменения в электронный документ;
  • НЭЦП формируется путем применения средств электронной подписи.

Другой вид подписи – КЭЦП отражает в себе все критерии НЭЦП с добавлением двух добавочных характеристик:

  • ключ проверки ЭЦП прописывается в специальном сертификате;
  • для нее применяются специальные средства, соответствующие отдельным требованиям законодательства.

Основным отличием простой подписи от усиленной квалифицированной является то, что для простой подписи сертификат ключа не формируется, а для усиленной квалифицированной ЭЦП это, напротив, является обязательным условием. Для НЭЦП формирование сертификата необязательно.

Важно учитывать, что, помимо отчетности перед налоговиками, для взаимоотношений с другими органами (например таможенными), а также с целью подписания электронных счетов-фактур применяется именно квалифицированная электронная подпись. Для подписания же первичных бухгалтерских документов может применяться любая ЭЦП, в т.ч. простая.

Приказ на электронную подпись (образец)

После определения вышеуказанных критериев предприятию следует сформировать соответствующий текст приказа (распоряжения). Сразу оговорим, что какой-либо унифицированной формы или обязательного содержания по отношению к такому документу законодательство не предусматривает. Следовательно, каждое предприятие вправе применять свою форму приказа и включать в него те сведения и указания, которые посчитает нужным.

В приложении к данной статье содержится образец приказа. Его текст и форма являются примерными. Организации же следует включать в приказ те сведения, которые определены конкретной ситуацией.

В качестве реквизитов в таком приказе следует отразить, в т.ч.:

  • дату приказа;
  • дату наделения сотрудника соответствующими полномочиями и срок их действия;
  • подпись руководителя;
  • подпись сотрудника, подтверждающую ознакомление с приказом, и дату такого ознакомления.

Ели в дальнейшем полномочия сотрудника, связанные с применением подписи, претерпят изменения, их следует отразить в дополнении к приказу или новом распоряжении, содержащем соответствующие сведения.

Скачать образец приказа о наделении правом электронной подписи

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2020 г. N 183-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г., с 1 января 2021 г. и с 1 января 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев первого, четвертого и пятого подпункта «г» пункта 4, абзацев первого и второго подпункта «а» пункта 8, абзацев первого — третьего, шестого и седьмого подпункта «б», подпунктов «в» и «г» пункта 11, подпунктов «б» пункта 12 и подпунктов «б» пункта 13 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, а так же абзацев второго и третьего подпункта «г» пункта 4, подпункта «а» пункта 7, абзацев третьего и четвертого подпункта «а» пункта 8, абзацев четвертого и пятого подпункта «б» пункта 11 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх