Закон о продаже земли в России

Содержание

Определение понятия

Купля и продажа земельных участков – это двухсторонняя сделка, в процессе которой одна сторона передает другой право собственности, происходит отчуждение конкретного участка от одного лица другому.

Правовое регулирование и его специфика

Данную процедуру регулируют и контролируют следующие законодательные акты:

Какие существуют ограничения?

Есть ли в России ограничения на покупку земли в собственность? Рассмотрим следующие:

  • Не могут быть объектами сделок купли-продажи земли, которые изъяты из оборота или ограниченные в обороте (ст. 27 ЗК РФ).
  • Земельные участки, которые не прошли государственный кадастровый учет, также не могут быть объектом купли-продажи (ст. 37 ЗК РФ).

Кто имеет право продать, а кто купить?

В России землю могут купить и продать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Бизнесмены приобретают ее для организации или расширения своего бизнеса, обычные граждане покупают землю для дачных участков или индивидуального жилого строительства.

Продавать землю может только собственник, имея на руках правоустанавливающие документы (свидетельство о регистрации права собственности).

Продавцом же данного ресурса может выступать государство, как федеральный собственник (или муниципалитет), в собственности которого находится земля города или района.

Есть ли особый порядок приобретения в собственность для иностранцев?

Купля-продажа земли иностранцами в РФ возможна, но законодательством предусмотрены некоторые ограничения:

  1. Иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут купить землю и стать собственниками земельных участков, которые располагаются в приграничных районах и на других особых территориях России (ст. 15 ЗК РФ).
  2. Земли сельскохозяйственного назначения нерезиденты могут только арендовать, сделка купли-продажи таких земель для них невозможна (Федеральный закон от 24.07.2002 №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Особенности и условия

Можно выделить следующие особенности купли и продажи земельных участков в РФ:

  • Предметом сделки купли-продажи могут быть только те земельные участки, которые состоят на учете в ЕГРН. При заключении договора собственник земли должен обязательно информировать покупателя об ограничениях его использованиях и обременениях.
  • Если условия договора купли-продажи земли ограничивают ответственность продавца в случае, когда права на земельный участок заявят третьи лица; определяют право продавца выкупить обратно свою землю (если будет его желание), то такие условия являются недействительными.

Плюсы и минусы

Рассмотрим плюсы и минусы при покупке участка.
К плюсам можно отнести:

  • Получение выгоды для обеих сторон, так как сделка возмездна.
  • Возможность получения налогового вычета.
  • Риск оспаривания очень маленький.

Минусы:

  • Продавец уплачивает НДФЛ.
  • Приобретенный участок будет считаться совместно нажитым имуществом.

Порядок действий

Для того, чтобы продать земельный участок, необходим следующий порядок действий:

  1. Собрать все документы.
  2. Выбрать оптимальную стоимость участка.
  3. Найти покупателя.
  4. Заключить предварительный договор, получить задаток.
  5. Подготовить документы для продажи.
  6. Заключить сделку, получить деньги.

Для того, чтобы купить зем. участок, необходимо:

  • Подобрать для себя оптимальный вариант.
  • Согласовать с продавцом основные моменты предстоящей сделки купли-продажи.
  • Заключить договор, передать деньги.
  • Зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Пошаговую инструкцию по купле-продаже земли с домом и без вы найдете , а из этой статьи вы узнаете, как купить участок в городе или деревне.

Необходимые документы для сделки

Для сделки потребуются следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы.
  • Кадастровый паспорт участка.
  • Свидетельство о регистрации права собственности либо выписка из ЕГРН.
  • Паспорта.

Что обязательно следует проверить?

ВАЖНО! Перед заключением договора следует проверить подлинность всех документов на данный земельный участок.

Необходимо проверить:

  1. Целевое назначение земельного надела.
  2. Категорию и возможность его использования.

Если продавец – физическое лицо, то необходимо проверить наличие:

  • Согласия второго супруга на проведение сделки (заверенное нотариально).
  • Документов, подтверждающих отсутствие обременения на участок и отсутствие долгов по налогам.

О том, что нужно проверить перед сделкой и на что обратить внимание, мы подробно рассказывали в этой статье.

Сколько стоит сопровождение нотариусом или риелтором?

Нотариальное сопровождение сделки в среднем обойдется в сумму, составляющую 1,5% от всей суммы сделки. Сопровождение сделки риэлтором будет стоить от 2% до 20% от суммы сделки.

О стоимости услуг риелтора и нотариального сопровождения сделки можно узнать в нашем материале.

Можно ли обойтись без посредников?

Грамотно оформить сделку купли-продажи земельного участка вполне можно самостоятельно, опираясь при этом на Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Что такое кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость земельного участка определяется по результатам оценки земли (проводимой государством) с учетом целевого назначения. Формируется она на основании усредненной цены за один квадратный метр по каждой категории.

Полная стоимость земельного участка рассчитывается произведением стоимости квадратного метра на его площадь. Можно продать земельный участок за цену, которая ниже кадастровой, но налог придется заплатить с учетом кадастровой стоимости.

ВАЖНО! Продать землю без межевания с 01.01.2018 г. невозможно.

О том, что такое кадастровая стоимость и можно ли продать землю ниже этого показателя, мы писали в этой статье.

Нюансы, которые следует учесть при составлении и заключении договора

При составлении и заключении договора необходимо учесть:

  1. Земельный участок должен соответствовать заявленным характеристикам.
  2. Необходимо указать целевое назначение участка.

Возможно ли переоформление территории, находящейся в аренде?

Земля, находящаяся в аренде, является собственностью арендодателя, продать ее может только собственник. Про куплю-продажу участка, находящегося в аренде, рассказывается .

Рассрочка платежа

Возможно приобрести ЗУ в рассрочку. В этом случае в договоре прописываются сроки, когда необходимо вносить платежи покупателю и размер платежа.

Отличия в реализации земли с домом

  • При процедуре купли-продажи земли с домом должны быть предоставлены два пакета документов: на землю и на дом. Договор заключается один.
  • Землю без дома возможно продать только в том случае, если этот дом построен самовольно и не зарегистрирован нигде. Также возможно произвести межевание своего участка, получить кадастровые номера на участки и после этого продать участок без постройки.
  • Дом отдельно от земли продаваться не может, при покупке дома покупателю передаются права пользования на земельный участок, который необходим для использования недвижимости (ст. 552 ГК РФ). Про продажу земельного участка и дома отдельно друг от друга мы писали в этой статье.

Об особенностях купли-продажи земли с недостроенным домом читайте .

Регистрация

Для этого необходимо обратиться в отделение Росреестра или в МФЦ.

Подробнее о процедуре оформления сделки через Росреестр и МФЦ мы писали в этом материале.

Сделки с местностями различного назначения

  1. Участков в ДНП и СНТ. Основное назначение для таких земель – сельскохозяйственное. О том, как купить или продать участок в ДНП или СНТ, мы рассказывали , а из этой статьи вы узнаете о том, какие документы при этом понадобятся.
  2. В коттеджных поселках с подрядом и без. Купля-продажа с подрядом будет стоить дороже, чем без него.
  3. Участков коммерческого назначения. В этом варианте налогом будет облагаться абсолютно все, что в дальнейшем будет построено.
  4. Для строительства многоэтажных домов, баз отдыха и гостиниц. Наличие градостроительной документации необходимо.
  5. Лесных участков. Продаются только посредством торгов у государства.
  6. Промышленных земель. Установленный вид разрешенного использования необходимо соблюдать. Сельскохозяйственных, в том числе под ЛПХ и КФХ. Это право преимущественной покупки земельных участков есть у государства. О купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения и пая можно более детально узнать .

Как купить у государства?

Государство может продавать земли, в основном, в ходе аукционных торгов. Организацией таких торгов занимаются органы государственной или муниципальной власти. О том, можно ли купить земли у администрации без торгов и как это сделать, говорится .

Можно ли реализовать свой надел государству?

Продать землю государству можно, если только оно заинтересовано в покупке этого участка.

Кредитование

Кредит на землю с домом взять возможно, но это будет только целевой кредит. Про кредит на покупку участка с домом и без мы писали в нашем материале.

Какие банки предоставляют займы для такого приобретения?

  • Сбербанк.
  • Россельхозбанк.
  • Газпромбанк.
  • ВТБ24.

О том, в каких банках дают кредит на землю и как его оформить, написано .

Налогообложение сделок в России

Облагается налогами продажа земельных участков, расположенных на территории Российской Федерации. Собственники, владеющие не менее 5 лет своими наделами, от уплаты налогов освобождаются.

О налогообложении купли-продажи земли в России читайте .

В итоге можно сделать вывод, что покупка или иное приобретение земельного участка в собственность — это процедура, к которой нужно отнестись самым тщательным образом, так как приходится учитывать очень много нюансов. Соглашение по этой сделке должно отвечать всем законодательным требованиям и иметь однозначную трактовку. Перед оформлением договора продавцу необходимо обязательно провести межевание данного земельного участка.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 11.04.2016 № 173, от 20.03.2020 № 201)

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации постановляю:

Утвердить прилагаемый перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль

9 января 2011 года

№ 26

УТВЕРЖДЕН

Указом Президента

Российской Федерации

от 9 января 2011 г.

№ 26

ПЕРЕЧЕНЬ
приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками

Республика Алтай

1. Муниципальное образование «Кош-Агачский район».

2. Муниципальное образование «Усть-Канский район».

3. Муниципальное образование «Усть-Коксинский район».

Республика Бурятия

4. Муниципальное образование «Джидинский район».

5. Муниципальное образование «Закаменский район».

6. Муниципальное образование «Кяхтинский район».

7. Муниципальное образование «Окинский район».

8. Муниципальное образование «Тункинский район».

Республика Дагестан

9. Муниципальное образование «Ахтынский район».

10. Муниципальное образование «Бабаюртовский район».

11. Муниципальное образование «Дербентский район».

12. Муниципальное образование «Докузпаринский район».

13. Муниципальное образование «Карабудахкентский район».

14. Муниципальное образование «Каякентский район».

15. Муниципальное образование «Кизлярский район».

16. Муниципальное образование «Магарамкентский район».

17. Муниципальное образование «Рутульский район».

18. Муниципальное образование «Тарумовский район».

19. Муниципальное образование «Тляратинский район».

20. Муниципальное образование «Цумадинский район».

21. Муниципальное образование «Цунтинский район».

22. Муниципальное образование «Город Дагестанские Огни».

23. Муниципальное образование «Город Дербент».

24. Муниципальное образование «Город Избербаш».

25. Муниципальное образование «Город Каспийск».

26. Муниципальное образование «Город Махачкала».

Республика Ингушетия

27. Муниципальное образование Джейрахский район.

Кабардино-Балкарская Республика

28. Чегемский муниципальный район.

29. Черекский муниципальный район.

30. Эльбрусский муниципальный район.

Республика Калмыкия

31. Лаганское районное муниципальное образование Республики Калмыкия.

Карачаево-Черкесская Республика

32. Зеленчукский муниципальный район.

33. Карачаевский муниципальный район.

34. Урупский муниципальный район.

35. Карачаевский городской округ.

Республика Карелия

36. Муниципальное образование «Беломорский район».

37. Муниципальное образование «Калевальский район».

38. Муниципальное образование «Кемский район».

39. Муниципальное образование «Костомукшский городской округ».

40. Муниципальное образование «Лахденпохский район».

41. Муниципальное образование «Лоухский район».

42. Муниципальное образование «Муезерский район».

43. Муниципальное образование Сортавальский муниципальный район. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2016 № 173)

44. Муниципальное образование «Суоярвский район».

Республика Крым

441. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым.

442. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.

443. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым.

444. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым.

445. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым.

446. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым.

447. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым.

448. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым.

449. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым.

4410. Муниципальное образование Советский район Республики Крым.

4411. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым.

4412. Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.

4413. Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым.

4414. Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.

4415. Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым.

4416. Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым.

4417. Муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым.

4418. Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым.

4419. Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.

(Дополнен разделом — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

Республика Саха (Якутия)

45. Муниципальное образование «Аллаиховский улус».

46. Муниципальное образование «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)».

47. Муниципальное образование «Булунский улус (район)».

48. Муниципальное образование «Нижнеколымский улус (район)».

49. Муниципальное образование «Усть-Янский улус (район)».

Республика Северная Осетия — Алания

50. Муниципальное образование Алагирский район.

51. Муниципальное образование Ирафский район.

52. Муниципальное образование Пригородный район.

53. Муниципальное образование город Владикавказ.

Республика Тыва

54. Муниципальное образование «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва».

55. Муниципальное образование «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

56. Муниципальное образование «Овюрский кожуун Республики Тыва».

57. Муниципальное образование «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва».

58. Муниципальное образование «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».

59. Муниципальное образование «Эрзинский кожуун Республики Тыва».

Чеченская Республика

60. Муниципальное образование Итум-Калинский муниципальный район Чеченской Республики.

61. Муниципальное образование Шаройский муниципальный район Чеченской Республики.

Алтайский край

62. Муниципальное образование Бурлинский район Алтайского края.

63. Муниципальное образование Змеиногорский район Алтайского края.

64. Муниципальное образование Ключевский район Алтайского края.

65. Муниципальное образование Кулундинский район Алтайского края.

66. Муниципальное образование Локтевский район Алтайского края.

67. Муниципальное образование Михайловский район Алтайского края.

68. Муниципальное образование Рубцовский район Алтайского края.

69. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

70. Муниципальное образование Табунский район Алтайского края.

71. Муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края.

72. Муниципальное образование Угловский район Алтайского края.

73. Муниципальное образование Чарышский район Алтайского края.

74. Муниципальное образование «Город Рубцовск» Алтайского края.

75. Муниципальное образование город Славгород Алтайского края.

76. Муниципальное образование город Яровое Алтайского края.

Забайкальский край

77. Муниципальный район «Акшинский район».

78. Муниципальный район «Борзинский район».

79. Муниципальный район «Газимуро-Заводский район».

80. Муниципальный район «Забайкальский район».

81. Муниципальный район «Калганский район».

82. Муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

83. Муниципальный район «Красночикойский район».

84. Муниципальный район «Кыринский район».

85. Муниципальный район «Могочинский район».

86. Муниципальный район «Нерчинско-Заводский район».

87. Муниципальный район «Ононский район».

88. Муниципальный район «Приаргунский район».

Камчатский край

89. Алеутский муниципальный район.

90. Елизовский муниципальный район.

91. Карагинский муниципальный район.

92. Олюторский муниципальный район.

93. Пенжинский муниципальный район.

94. Соболевский муниципальный район Камчатского края.

95. Тигильский муниципальный район.

96. Усть-Большерецкий муниципальный район.

97. Усть-Камчатский муниципальный район.

98. Вилючинский городской округ закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск Камчатского края.

99. Петропавловск-Камчатский городской округ.

Краснодарский край

100. Муниципальное образование Ейский район.

101. Муниципальное образование Каневской район. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2016 № 173)

102. Муниципальное образование Мостовский район.

103. Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район.

104. Муниципальное образование Славянский район.

105. Муниципальное образование Темрюкский район.

106. Муниципальное образование Туапсинский район.

107. Муниципальное образование Щербиновский район.

108. Муниципальное образование город-курорт Анапа. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2016 № 173)

109. Муниципальное образование город-курорт Геленджик.

110. Муниципальное образование город Новороссийск. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2016 № 173)

111. Муниципальное образование город-курорт Сочи.

Красноярский край

112. Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.

Приморский край

113. Дальнереченский муниципальный район.

114. Кавалеровский муниципальный район.

115. Кировский муниципальный район.

116. Лазовский муниципальный район.

117. Надеждинский муниципальный район.

118. Октябрьский муниципальный район.

119. Ольгинский муниципальный район.

120. Партизанский муниципальный район.

121. Пограничный муниципальный район.

122. Пожарский муниципальный район.

123. Спасский муниципальный район.

124. Тернейский муниципальный район.

125. Ханкайский муниципальный район.

126. Хасанский муниципальный район.

127. Хорольский муниципальный район.

128. Черниговский муниципальный район.

129. Шкотовский муниципальный район.

130. Артемовский городской округ.

131. Владивостокский городской округ.

132. Дальнегорский городской округ.

133. Дальнереченский городской округ.

134. Лесозаводский городской округ.

135. Находкинский городской округ.

136. Партизанский городской округ.

137. Городской округ Спасск-Дальний.

138. Уссурийский городской округ.

Хабаровский край

139. Аяно-Майский муниципальный район Хабаровского края.

140. Бикинский муниципальный район Хабаровского края.

141. Ванинский муниципальный район Хабаровского края.

142. Вяземский муниципальный район Хабаровского края.

143. Муниципальный район имени Лазо Хабаровского края.

144. Николаевский муниципальный район Хабаровского края.

145. Охотский муниципальный район Хабаровского края.

146. Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края.

147. Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края.

148. Ульчский муниципальный район.

149. Хабаровский муниципальный район Хабаровского края.

150. Городской округ «Город Хабаровск».

Амурская область

151. Муниципальное образование Архаринский район.

152. Муниципальное образование Благовещенский район.

153. Муниципальное образование Бурейский район.

154. Муниципальное образование Константиновский район.

155. Муниципальное образование Магдагачинский район.

156. Муниципальное образование Михайловский район.

157. Муниципальное образование Свободненский район.

158. Муниципальное образование Сковородинский район.

159. Муниципальное образование Тамбовский район.

160. Муниципальное образование Шимановский район.

161. Муниципальное образование город Благовещенск.

162. Муниципальное образование город Райчихинск.

163. Муниципальное образование город Свободный.

164. Муниципальное образование город Шимановск.

Архангельская область

165. Мезенский муниципальный район.

166. Онежский муниципальный район.

167. Приморский муниципальный район.

168. Муниципальное образование «Город Архангельск».

169. Муниципальное образование «Новая Земля».

170. Муниципальное образование «Город Новодвинск».

171. Муниципальное образование «Северодвинск».

Астраханская область

172. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

173. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

174. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

175. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

176. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

177. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

178. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1781. Муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1782. Муниципальное образование «Город Ахтубинск». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1783. Муниципальное образование «Поселок Нижний Баскунчак». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1784. Муниципальное образование «Рабочий поселок Лиман». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1785. Муниципальное образование «Аксарайский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1786. Муниципальное образование «Байбекский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1787. Муниципальное образование «Ватаженский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1788. Муниципальное образование «Золотухинский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

1789. Муниципальное образование «Калининский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17810. Муниципальное образование «Каралатский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17811. Муниципальное образование «Караулинский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17812. Муниципальное образование «Кочковатский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17813. Муниципальное образование «Михайловский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17814. Муниципальное образование «Мултановский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17815. Муниципальное образование «Мумринский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17816. Муниципальное образование «Новокрасинский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17817. Муниципальное образование «Образцово-Травинский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17818. Муниципальное образование «Раздорский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17819. Муниципальное образование «Сасыкольский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17820. Муниципальное образование «Тамбовский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17821. Муниципальное образование «Тишковский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17822. Муниципальное образование «Удаченский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17823. Муниципальное образование «Цветновский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

17824. Муниципальное образование «Чулпанский сельсовет». (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

Белгородская область

179. Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области.

180. Муниципальный район «Борисовский район» Белгородской области.

181. Муниципальное образование Валуйский городской округ. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

182. Муниципальный район «Вейделевский район» Белгородской области.

183. Муниципальный район «Волоконовский район» Белгородской области.

184. Муниципальное образование Грайворонский городской округ. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

185. Муниципальный район «Краснояружский район» Белгородской области.

186. Муниципальный район «Ровеньский район» Белгородской области.

187. Муниципальное образование Шебекинский городской округ. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201)

188. Городской округ «Город Белгород».

Брянская область

189. Гордеевский муниципальный район.

190. Злынковский муниципальный район.

191. Клетнянский муниципальный район.

192. Климовский муниципальный район.

193. Красногорский муниципальный район.

194. Новозыбковский муниципальный район.

195. Погарский муниципальный район.

196. Севский муниципальный район.

197. Стародубский муниципальный район.

198. Суземский муниципальный район.

199. Суражский муниципальный район.

200. Трубчевский муниципальный район.

201. Муниципальное образование «Город Новозыбков».

Волгоградская область

202. Палласовский муниципальный район Волгоградской области.

203. Старополтавский муниципальный район Волгоградской области.

Воронежская область

204. Кантемировский муниципальный район Воронежской области.

205. Россошанский муниципальный район Воронежской области.

Калининградская область

206. Городской округ «Город Калининград».

207. Муниципальное образование «Багратионовский городской округ» Калининградской области.

208. Муниципальное образование «Балтийский городской округ» Калининградской области.

209. Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Калининградской области.

210. Муниципальное образование «Зеленоградский городской округ» Калининградской области.

211. Муниципальное образование «Краснознаменский городской округ» Калининградской области.

212. Муниципальное образование «Ладушкинский г

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Земли федеральной собственности – это участки, находящиеся в государственном владении наряду с региональными и муниципальными землями (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ, отнесение земель к федеральной собственности осуществляется путём принятия соответствующих федеральных законов.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Если участок не имеет закреплённого номера на государственной кадастровой карте, значит, он ещё не разграничен из государственных земель.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Проверка квартиры перед покупкой включает в себя несколько очень важных этапов, о которых можно прочитать на нашем сайте.

Что необходимо знать, если в сделке с недвижимостью участвует несовершеннолетний? Читайте об этом в нашей статье.

При помощи пожизненной ренты можно относительно дешево приобрести недвижимость. Подробности вы можете узнать в нашем материале.

Особенности передачи

Главной особенностью передачи земель в муниципальную собственность является главенство федеральных законов в определении правомочности передачи над законами муниципалитетов и субъектов федерации.

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Важно помнить, что отсутствие участка на кадастровой карте местности не может быть причиной отказа в его предоставлении, согласно п. 8 ст. 39.31 ЗК РФ.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков?

Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. Как следует из отчетов различных ведомств, часть земель зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном, то есть не используется по своему назначению.

Земля в РФ может находиться:

— в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (ст.15 ЗК РФ);

— в государственной собственности (ст.16 ЗК РФ);

— в собственности РФ (федеральная собственность) (ст.17 ЗК РФ);

— в собственности субъектов РФ (ст.18 ЗК РФ);

— в муниципальной собственности (ст.19 ЗК РФ).

А по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории (ст.7 ЗК РФ):

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Отметим, что во многих странах покупка земли для иностранцев и иностранных компаний запрещена, но разрешена компаниям с участием иностранного капитала.

А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России?

Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ.

В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Важно!

То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 ЗК РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.

Ограничения в части приобретения земельных участков

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Важно!

Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.

Важно!

Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.

Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых – РФ?

Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (п.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»).

Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх