Закон о торгах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об организованных торгах

Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) биржевые торги — организованные торги, проводимые биржей;

2) внутренний контроль — контроль организатора торговли за соответствием деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным документам и иным документам организатора торговли; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

3) заявка — предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах;

4) контролирующее лицо — лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации;

5) маркет-мейкер — участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором;

6) организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

7) организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

8) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) — юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;

9) товар — не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам;

10) участник торгов — лицо, которое допущено к участию в организованных торгах;

11) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли.

2. Термины «центральный контрагент», «клиринговый брокер», «оператор товарных поставок» и «правила клиринга» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Термин «уполномоченный банк» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 176-ФЗ)

Статья 3. Договор об оказании услуг по проведению организованных торгов

1. По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Оплата услуг не осуществляется в случаях, установленных федеральными законами.

2. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов.

3. Организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов с участником торгов в случае нарушения таким участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.

Статья 4. Правила организованных торгов

1. Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в Центральном банке Российской Федерации (далее — Банк России). (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

2. Организатор торговли вправе проводить организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от групп (категорий) участников торгов, и (или) видов заключаемых договоров, и (или) предметов заключаемых на торгах договоров, и (или) от иных оснований, установленных правилами организованных торгов. В этом случае организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

3. В правилах организованных торгов должны содержаться:

1) требования к участникам торгов;

2) требования к способам и периодичности идентификации участников торгов;

3) указание времени или порядок определения времени проведения торгов;

4) порядок допуска лиц к участию в организованных торгах;

5) порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам;

6) основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, договоров репо; (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

7) правила листинга (делистинга) ценных бумаг;

8) порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер;

9) порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия;

10) наименование клиринговой организации, если по итогам организованных торгов осуществляется клиринг;

11) указание на то, что клиринг по итогам организованных торгов осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

12) порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента;

13) указание последствий подачи заявок и заключения договоров на организованных торгах с нарушением правил организованных торгов, в том числе в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов;

14) указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов;

15) требования к маркет-мейкерам и порядку осуществления ими своих функций и обязанностей, если выполнение функций и обязанностей маркет-мейкерами предусмотрено правилами организованных торгов;

16) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Указанные в пунктах 5 — 7 части 3 настоящей статьи положения включаются в правила организованных торгов, если организатор торговли осуществляет или намерен осуществлять организованные торги соответственно товарами, ценными бумагами, иностранной валютой, а также торги, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

5. Правила организованных торгов могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.

6. Правила организованных торгов могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и нормативным актам Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

7. В порядке, предусмотренном правилами организованных торгов, могут заключаться и иные договоры, не указанные в пункте 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

8. Организаторы торговли вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила организованных торгов.

9. Правила организованных торгов и вносимые в них изменения подлежат регистрации в Банке России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

10. Правила организованных торгов и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, если иной срок вступления в силу не определен организатором торговли в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменения правил организованных торгов, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после дня раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

11. Организаторы торговли, осуществляющие проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, обязаны утвердить спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России. Указанные спецификации договоров, а также вносимые в них изменения должны быть зарегистрированы в Банке России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

12. Правилами организованных торгов могут быть предусмотрены случаи, когда договоры на организованных торгах не считаются заключенными при приостановлении торгов в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов.

Глава 2. Организаторы торговли. Участники торгов

Статья 5. Организатор торговли

1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;

2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;

3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

13. Организатор торговли обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 231-ФЗ)

14. Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

15. Организатор торговли вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

16. Организатор торговли обязан утвердить внутренний документ по корпоративному управлению, который должен соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России. Указанный документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) организатора торговли. (Часть введена — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

Статья 6. Требования к органам управления и работникам организатора торговли

1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением членов совета директоров (наблюдательного совета), а также главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 18.07.2017 № 176-ФЗ)

3. Организатор торговли обязан иметь совет директоров (наблюдательный совет), в компетенцию которого должны входить:

1) утверждение правил организованных торгов;

2) утверждение размера стоимости услуг по проведению организованных торгов;

3) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего аудита и правила организации системы управления рисками организатора торговли, утверждение руководителя службы внутреннего аудита, утверждение плана работы службы внутреннего аудитора, внутреннего документа по корпоративному управлению организатора торговли; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

4) утверждение положения о биржевом совете (совете секции) и состава этого совета;

5) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по проведению организованных торгов;

51) избрание единоличного исполнительного органа организатора торговли; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

52) избрание членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

6) решение иных вопросов, входящих в соответствии с настоящим Федеральным законом в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) организатора

В начале 2020 года депутаты Госдумы РФ планируют внести поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые будут жестко регламентировать участие физлиц в игре на бирже. Какие возможности и ограничения могут появиться для россиян и как профессиональные участники рынка воспринимают нововведения?

Суть вопроса. Законопроект № 618877-7 о квалифицированных инвесторах, вносящий изменения в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части введения регулирования категорий инвесторов – физических лиц, планируется ввести в действие в апреле 2021 года. Поправки расширяют возможности привлечения частного капитала на финансовый рынок, а также увеличивают спектр доступных финансовых инструментов для частного инвестора. В мае 2019 года данный законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Дополнительный доход для трейдеров!

Дополнительный доход для трейдеров! Откройте счет. Зарегистрируйтесь на Comon.ru. Зарабатывайте на подписчиках вашей стратегии до 5% от СЧА.

По новой классификации частных инвесторов можно будет разделить на четыре группы:

1) особо защищаемые неквалифицированные инвесторы, к которым могут относится все физические лица;

2) простые неквалифицированные инвесторы – должны обладать средствами более 400 тыс. руб. или сдать специальный экзамен;

3) простые квалифицированные инвесторы – должны располагать суммой более 10 млн. руб.;

4) профессиональные инвесторы с вложением от 50 млн. руб.

Разделение инвесторов на категории возлагается на брокера, управляющую компанию или форекс-дилера. И здесь возникает проблема: брокеры вынуждены вести весьма значительный объем реестра с постоянным мониторингом ситуации, исключая клиента из реестра, когда последний меняет свою категорию. Данный аспект существенно осложняет работу брокера.

В итоге, по оценкам профессиональных участников, около 70% частных инвесторов попадут в категорию особо защищаемых. Большинству инвесторов будет недоступна торговля валютными инструментами. В этих условиях им придется пользоваться услугами иностранных компаний, что приведет выводу денежных средств на иностранные рынки.

Новая версия законопроекта. В сентябре ко второму чтению в Госдуме была представлена новая версия законопроекта о категоризации инвесторов. Согласно ей, инвесторы делятся на три группы: особо защищаемые инвесторы, простые неквалифицированные и квалифицированные. Для особо защищаемой категории значительно сужались возможности покупки иностранных ценных бумаг, инструментов срочного рынка, совершения операций «с плечом». Кроме того, розничному инвестору станут недоступны структурные продукты и иностранные акции.

Такой подход вызвал серьезные недовольства у участников рынка. Новый законопроект ограничивает возможности 90% инвесторов. Опасения брокеров выражаются и в том, что итогом может стать уход части граждан в иностранные юрисдикции, что неблагоприятно скажется и на инвестиционном климате страны.

Расширяя таким образом список неквалифицированных инвесторов законодатель может способствовать выводу капитала за рубеж. Более того, учитывая уровень финансовой грамотности населения и возможные риски, которые могут возникнуть в связи с санкционным воздействием, вероятность невозврата вложенных средств существенно возрастает. С другой стороны – для тех, кто обладает необходимыми знаниями и опытом, а также наличием необходимых ресурсов – это доступ к более широкому спектру финансовых инструментов и возможность застраховать страновые риски.

В этой связи участники рынка требуют снижения располагаемых денежных средств клиента необходимых для отнесения к категории квалифицированного инвестора исходя из среднего дохода инвестора, рисков и среднего размера портфеля начинающего инвестора.

Ставка на объем, а не профессионализм? Недовольства участников вызывает также необходимость периодического подтверждения категории клиента, а значит пересмотра его статуса.

Уже сегодня обсуждается вопрос о том, чтобы разделить инвесторов на две группы: квалифицированных и неквалифицированных.

По определению к квалифицированным инвесторам относится отдельная категория участников рынка. Это люди с необходимыми знаниями и опытом биржевой торговли, а также финансовыми возможностями, которые позволяют им качественно оценивать риски и в достаточной степени осознанно инвестировать в более рискованные инструменты фондового рынка.

Квалифицированный инвестор имеет возможность торговать на Московской Бирже ценными бумагами, предназначенными для его категории. Сами требования к статусу квалифицированного инвестора – физического лица в отношении размера имущества и суммы сделки сегодня составляют 6 млн руб.

Учитывая условия, на которых законопроект относит физическое лицо к квалифицированному инвестору, можно сделать вывод о том, что законодатель делает ставку на объем привлекаемых на рынок средств, а не на профессионализм и знания участников. Это несет в себе серьезные риски для системы, что может отразиться на ликвидности российской биржи.

Риск для профессионалов. Следует также отметить, что в рамках российского законодательства квалифицированный инвестор нуждается в меньшей защите на рынке ценных бумаг, являясь более осведомленным. Это значит, что ему можно предлагать более рискованные финансовые инструменты. В том числе не допущенные к обращению на территории России. Только квалифицированный инвестор может работать с иностранными ценными бумагами, а также с российскими ценными бумагами, выпущенными за рубежом.

Ограничения для новичков. В целях расширения возможности особо защищаемого инвестора, необходимо пройти тестирование у брокера. Если тестирование не пройдено, то сумма инвестиций в рисковые инструменты по договору о брокерском обслуживании не может превышать 50 тыс. руб. в год. В соответствии с последними поправками, 50 тысяч рублей несет в себе максимальную сумму риска. Возможные потери, превышающие эту сумму, должен покрыть брокер. Брокер может отказать в сделке в случае, если предполагает, что риск не будет покрыт средствами инвестора.

Особо защищенный инвестор в случае провала теста и ознакомления с рисками не может написать заявление о принятии рисков. При этом следует отметить, что сегодня физические лица обеспечивают половину оборота на рынке FORTS (Futures & Options of RTS) секции биржевой системы РТС. Все это серьезно настораживает профессиональных участников рынка.

Ужесточение требований к категоризации квалифицированных инвесторов со стороны Банка России с одной стороны позволит активнее использовать финансовые инструменты российского рынка ценных бумаг, обеспечив дополнительный импульс для развития рынка, с другой – может существенно изменить сложившиеся тренды, что увеличит риски профессиональных участников.

Более 30 триллионов рублей – на такую космическую сумму были поданы в 2016 году заявки от государственных структур и компаний с госучастием на закупки через электронные торги. По каким правилам играют госзаказчики и как сервис «СБИС Торги» может помочь попасть в пул их подрядчиков?

Законодательная хроника

С 2005 года в РФ действовал Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для выполнения государственных и муниципальных нужд», который регламентировал закупки государственных организаций. Для работы по №94-ФЗ Минэкономразвития РФ и ФАС РФ отобрали 6 федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП): «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», ММВБ, ZakazRF, РАД Госзакупки.

С 1 января 2014 года ФЗ-94 сменил Федеральный закон о торгах 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон существенно расширил способы определения поставщика, поставил задачу создать единую информационную систему. Сейчас в стране действует «Единая информационная система в сфере закупок» (ЕИС). Закон 94-ФЗ распространялся на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Закон 44-ФЗ кроме того регулирует приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджета.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон о проведении торгов 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Закупки по 223-ФЗ могут проводиться на любых электронных торговых площадках. Этот закон намного мягче 44-ФЗ, однако, он также призван упорядочить проведение закупок, поэтому компании с госучастием должны описать порядок проведения закупок, использовать форму закупочных процедур и размещать информацию в «Единой информационной системе в сфере закупок».

Кто попал под действие законов?

По итогам 2016 г. в «Единой информационной системы в сфере закупок» (ЕИС) зарегистрированы 280 тысяч организаций-заказчиков, действующих на основе 44-ФЗ и 86 тысяч организаций, на которые распространяется действие Закона 223-ФЗ.

Закупки по 44-ФЗ. Кто проводит:

  • Государственные органы (в том числе ОГВ), уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ:
  • Муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения;
  • Государственные унитарные предприятия;
  • Муниципальные унитарные предприятия;
  • Организации, не перешедшие под действие 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ. Кто проводит:

  • Государственные корпорации и компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения и т.д.;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства в совокупности более 50%;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Каковы шансы на победу?

По данным ЕИС, в 2016 году в среднем в тендерах участвовали по 3 компании. Средняя цена одной объявленной закупки по 44-ФЗ в 2016 году составила 2,1 млн. рублей, это на 1,6% выше аналогичного показателя 2015 года. Цена одного заключенного контракта на федеральном уровне в среднем составила около 2,7 млн. рублей, на уровне субъекта РФ — более 1,4 млн. рублей, на муниципальном уровне — 0,94 млн. рублей.

Статистика свидетельствует, что в последнее время растет интерес к торгам со стороны малого и среднего бизнеса. В 2016 году по прямым контрактам с торгов по 44-ФЗ малому бизнесу направлено около 611 млрд. рублей, это на 23,5% превышает аналогичный показатель 2015 года.

Семь шагов к победе на торгах

Увеличить шансы на победу призван сервис «СБИС Торги», который найдет для вас подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, оценит вашу вероятность победы. Сервис поможет вам во всех подробностях узнать своих конкурентов, оценить их рынки сбыта, ценовую политику, пул партнеров. Эта информация бесценна для принятия грамотных управленческих решений.

Сервис не требует установки дополнительного программного обеспечения, конкурентен по цене, имеет широкий перечень возможностей, в том числе дополнительных возможностей. Среди них услуга по разработке положения о закупках по нормам 223-ФЗ, индивидуальное обучение работе в системе электронных аукционов и др.

Обо всех подробностях участия в торгах вам расскажут наши специалисты. Не упускайте возможность участвовать в торгах, заявляйте о себе, расширяйте рынки сбыта, используйте «СБИС Торги» и побеждайте!

Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

  1. Правила организованных торгов Акционерного общества «Национальная товарная биржа» на товарном рынке
  2. Правила допуска к участию в организованных торгах на товарном рынке Акционерного общества «Национальная товарная биржа»
  3. Правила организованных торгов ЗАО «Национальная товарная биржа» сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием
  4. Правила допуска к участию в организованных торгах ЗАО «Национальная товарная биржа» сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием
  5. Правила организованных торгов товарами на спот-рынке Акционерного общества «Национальная товарная биржа»
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 10 июля 2020 г. (Протокол №1)
    Зарегистрированы Банком России 11 августа 2020 г.
    О дате вступления в силу будет сообщено дополнительно.
    Дата раскрытия: 13.08.2020г.
  6. Правила допуска к участию в организованных торгах товарами на спот-рынке Акционерного общества «Национальная товарная биржа»
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 10 июля 2020 г. (Протокол №1)
    Зарегистрированы Банком России 11 августа 2020 г.
    О дате вступления в силу будет сообщено дополнительно.
    Дата раскрытия: 13.08.2020г.
  7. Правила организованных торгов по реализации с/х продукции из федерального интервенционного фонда и по приобретению с/х продукции в процессе проведения государственных интервенций:
    7.1. Правила организованных торгов АО НТБ по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 24 апреля 2020 г. (Протокол №16)
    Зарегистрированы Банком России: 22 мая 2020 г.
    Дата вступления в силу: 03 июня 2020 г. (Приказ Директора АО НТБ 25.05.2020г.)
    Дата раскрытия: 25.05.2020г.
    Дата изменения: 27.05.2020г.
    7.2. Правила допуска к участию в организованных торгах АО НТБ по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 24 апреля 2020 г. (Протокол №16)
    Зарегистрированы Банком России: 22 мая 2020 г.
    Дата вступления в силу: 03 июня 2020 г. (Приказ Директора АО НТБ 25.05.2020г.)
    Дата раскрытия: 25.05.2020г.
    Дата изменения: 27.05.2020г.
    7.3. Правила организованных торгов АО НТБ по приобретению сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) перерабатывающих организаций в процессе проведения государственных закупочных интервенций.
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 11 апреля 2018 г. (Протокол №12)
    Зарегистрированы Банком России 22 мая 2018 г.
    Дата вступления в силу Правил будет определена решением Наблюдательного Совета АО НТБ после принятия решения Минсельхоза России о проведении закупочных интервенций.
    7.4. Правила допуска к частию в организованных торгах АО НТБ по приобретению сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) перерабатывающих организаций в процессе проведения государственных закупочных интервенций.
    Утверждены Наблюдательным Советом АО НТБ 11 апреля 2018 г. (Протокол №12)
    Зарегистрированы Банком России 22 мая 2018 г.
    Дата вступления в силу Правил будет определена решением Наблюдательного Совета АО НТБ после принятия решения Минсельхоза России о проведении закупочных интервенций.

Настоящие документы – это правила организованных торгов (далее – Правила), которые разрабатываются и утверждаются АО НТБ (далее – Биржа).

Регистрация Правил Банком России подтверждает их соответствие требованиям законодательства, в том числе Федерального закона от 21.11.2011 №325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Закон).

Правила являются неотъемлемой частью договора об оказании услуг по проведению организованных торгов. Данный договор заключается Биржей с непосредственными участниками торгов на всех биржевых секциях: банками, брокерами, иными лицами, указанными в статье 16 Закона.

Являясь частью договора, заключаемого Биржей с участниками торгов, Правила не создают и, как следствие, не регулируют отношения между Биржей и клиентами участников торгов и клиентами второго уровня (далее — клиенты участников торгов).

Отношения участника торгов с его клиентом (клиентами), возникающие, в том числе, в связи с совершением сделок в интересах такого клиента (таких клиентов) на торгах Биржи, регулируются в первую очередь законодательством РФ и договорами, заключенными между участником торгов и его клиентом (клиентами).

Невзирая на возможные ссылки в договоре участника торгов с его клиентом (клиентами) на Правила, Правила ни при каких условиях не заменяют собой данный договор и не создают каких-либо обязательств Биржи перед клиентом (клиентами) участников торгов.

Никакие положения Правил не могут толковаться ни как условия договора между Биржей и клиентом (клиентами) участника торгов, ни как обязательство (обязательства) между указанными лицами. Никакие положения Правил не могут исключать применения каких-либо положений договора участника торгов с его клиентом (клиентами).

При возникновении каких-либо вопросов, связанных с совершением сделок на торгах Биржи в Ваших интересах, в том числе касающихся применения участником торгов положений Правил, рекомендуем обращаться к участнику торгов или иному лицу, оказывающему услугу, связанную с совершением сделок на организованных торгах в Ваших интересах.

7 февраля 2019 г. на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минэкономразвития России размещен проект федерального закона «Об электронных торгах в Российской Федерации».

Ссылка на страницу общественного обсуждения законопроекта:http://regulation.gov.ru/projects#npa=88292.

Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза текста проекта постановления проводится с 7 по 27 февраля 2019 г.

Согласно пояснительной записке, законопроект представляет собой доработанную по поручениям Правительства РФ с учетом новой концепции, основанной на анализе действующего законодательного регулирования и правоприменения, предложений субъектов РФ, а также опыта регулирования аналогичных отношений ‎в сфере торгов в зарубежных странах, редакцию ранее разработанного Минэкономразвития России законопроекта.

Также отмечается, что отношения ‎по организации и проведению торгов в различных сферах общественной жизни (приватизация, реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства, заложенного имущества с публичных торгов в порядке обращения взыскания, имущества в ходе процедуры банкротства и т.д.) в РФ регулируются внушительной базой нормативных правовых актов, однако общие правила торгов для всех этих сфер отсутствует.

Отсутствие единых правил регулирования приводит к тому, что информация о торгах труднодоступна, размещается не в полном объеме, с низкой степенью достоверности или вообще не нигде размещается, участие в торгах ограничено, отсутствует возможность приобретения имущества онлайн. Кроме того, значительное влияние на условия торгов, например, установление необоснованных требований к участникам, заявкам, предоставляемым документам или необоснованный отказ в допуске к участию, а также на определение победителя торгов оказывает человеческий фактор.

По мнению разработчиков законопроекта, важной проблемой является затруднительный контроль за операторами электронных площадок ввиду отсутствия единого перечня электронных площадок, на которых могут проходить торги, и требований к их операторам.

Законопроект разработан в целях комплексного решения указанных проблем и предусматривает введение универсальной электронной процедуры для всех видов электронных торгов с сохранением возможности определения их особенностей ‎в рамках отраслевого законодательства.

Так, вводятся: единый порядок проведения торгов ‎в электронной форме, единый перечень электронных площадок, на которых возможно проведение торгов (электронные площадки, функционирующие в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ), единые требования к участникам торгов, включая их регистрацию через единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), к составу извещения о проведении торгов, документации о торгах, а также обязательное размещение информации о торгах на сайте торгов.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх