Законы в психологии

Часто человек замечает, что его жизнь напоминает передвижение по одному замкнутому кругу. Человек продолжает возвращаться к негативному опыту, который был пережит ранее.

Чтобы негативный опыт не повторялся в жизненные установки важно пересмотреть. В данной статье будут раскрыты вопросы касательно жизненных установок.

Учитывать свой негативный жизненный опыт

Вот, к примеру, человек уже имел какой-то негативный опыт, значит, эту ситуацию обдумать, проанализировать. Если человек столкнется с чем-то подобным снова, то следует настроиться так, чтобы чувство страза не вернулось.

То есть человек не поборет свой страх, то он будет избегать новых потрясений. Вот, к примеру, если человек перенес тяжелые отношения, то подсознательно он их начинает избегать, делая себя несчастным.

Родительские установки

Каждый ребенок эмоционально связан со своими родителями, значит, родительская энергетика обязательно влияет на человека. Эти установки преследует человека на протяжении всей жизни, даже если они не правильные.

Вот, к примеру, если родители будут утверждать ребенку, что деньги зарабатывают начесным путем, то найти другие пути решения проблемы не получится. Если мать будет убеждать дочку, что мужчинам доверять нельзя, то девушка в будущем не сможет устроить свою личную жизнь

Мудрость от народа

Исторические события обязательно откладывают свой отпечаток на сознании людей. Например, если посмотреть на женщину, которая пережила войну, то она понимает, что может, надеются только на себя.

Несознательно эти установки передаются детям, что влияет на их жизнь в современно социуме. К этому пункту можно отнести и народную мудрость. Разные пословицы и поговорки могут стать основополагающими в жизни.

Механизм действия убеждений

У каждого человека в голове живут определенные убеждения, одни – вредят, а другие наоборот помогают. Для того, чтобы понять вреди или помогает убеждение, необходимо ответить себе на следующие вопросы:

  1. К чему помогает убеждение?
  2. Что она поможет предупредить?
  3. Что будет получено в итоге?
  4. Какие положительные результаты дает установка?
  5. К чему это приведет?

Как обнаружить негативные установки?

К примеру, человеку отказали в какой-то просьбе, и он это воспринимает не как факт того, что человек не может справиться с какой-то просьбой, а как личное оскорбление. Получается, что человек видит подвох в любых несостоявшихся планах.

По сути, на человека влияют установки. Нужно пересмотреть свое отношение к людям, и понять, что ни кто, ни кому ничего не должен. И лишние обиды находятся в подсознании.

Достаточно часть человеком руководят негативные представления о жизни. Например, любовные отношения, в каждом отдельном случае они могут начинаться по-разному, но негативные установки не дают реализоваться счастливым финалом.

Ведь человек изначально воспринимают партнера как угрозу. И именно поэтому человек не получает удовольствия, и приводит сам к негативу.

К общим законам человеческого поведения относятся: закон единства биологического и социального в человеке; закон единства сознательного и бессознательного; закон обратной связи; закон необходимого разнообразия; закон резонансного возбуждения; закон последовательности развития; закон возрастания энтропии; закон кумулятивного влияния внешних воздействий; закон возрастающей вариативности.

Закон единства биологического и социального (иногда называемый законом социального наследия) утверждает, что человек в своей жизнедеятельности подчиняется и биологическим, и социальным законам, действие которых нельзя ни противопоставлять друг другу, ни игнорировать.

Под биологическим в человеке следует понимать его природные, внутренне присущие, естественные характеристики, черты и особенности.

Под социальным в человеке следует понимать те его характеристики и черты, которые формируются в процессе жизни и деятельности, приобретая те или иные особенности в зависимости от окружающей социальной среды, и почти не зависят от врожденных качеств человека.

Основным вытекающим из закона следствием, которое никак нельзя упускать из виду при построении систем мотивации, является то, что поведение человека определяется не только текущими обстоятельствами и действующими стимулами, но и всем опытом его предшествующей жизни. Поэтому в определенных условиях даже безусловно действующие стимулы могут не оказать ощутимого влияния на поведение человека.

Закон единства сознательного и бессознательного в поведении человека утверждает, что действия человека и его поступки определяются не только его отношением к миру, его волей, его знанием и пониманием обстановки, но в значительной степени бессознательными, а значит, не подчиняющимися волевой регуляции элементами психики.

Основные положения, раскрывающие единство сознательного и бессознательного в человеческом поведении, сводятся к следующему:

1) Высшая нервная (психическая) деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Активность этих трех инстанций у разных людей различная, и их соотношение можно считать отдельным параметром индивидуальности.

2) Сознание само по себе полностью определить поведение человека не может, но становиться таковым сочетаясь с установками, привычками, эмоциями личности. Поэтому любые попытки разорвать, а тем более противопоставить сознательное и бессознательное неправомерны и должны решительно пресекаться.

Закон обратной связи определяет, что управление и самоуправление в социальных системах, их динамическое функционирование и развитие возможно только при наличии информации, поступающей с выхода системы на ее вход.

Понятие обратной связи является фундаментальным понятием кибернетики, в рамках которой доказан указанный закон и выявлены роль и функции обратной связи. Они заключаются в следующем.

Во-первых, благодаря обратной связи система приобретает способность противодействовать всему, что стремиться ее разрушить.

Во-вторых, наличие обратной связи делает необязательным изучение внутренних процессов и механизмов функционирования системы, поскольку они непосредственно сказываются на результатах, наблюдаемых на ее входе. Поэтому обратная связь совершенно необходима при управлении сложными динамическими системами, структура и закономерности которых весьма сложны или изучены в неполной степени.

Практические выводы, вытекающие из закона обратной связи:

1. Обязательно необходимы учет и контроль целого комплекса показателей, характеризующих человека, поведение которого на рынке нас интересует.

2. Необходимы совершенные (надежные, оперативные, достоверные) каналы передачи информации от объекта к субъекту управления рыночным поведением людей и наоборот.

3. Учет мнений и пожеланий людей, являющихся участниками рыночных отношений — важнейший метод реализации обратной связи.

4. Совершенство методов обратной связи должно обеспечивать желаемое поведение людей.

Закон необходимого разнообразия гласит: «Чтобы достичь минимума разнообразия выходных реакций (результатов деятельности, т.е. ограничить непредвиденность поведения) системы, управляющий орган должен быть способен к выработке определенного минимума различных команд и стимулов. Если его мощность ниже этого минимума, он не способен обеспечить эффективное управление».

Из закона, в частности следует: «Чем сложнее объект управления ( а именно таким, архаичным, является поведение человека), тем сложнее и разнообразней должен быть механизм воздействия на него».

Закон резонансного возбуждения систем. В каждой системе есть определенная область параметров, в зоне которой даже слабое внешнее воздействие оказывает решающую роль на функционирование и развитие системы, в то время как вне этой зоны даже в тысячи раз более сильное воздействие не вызывает заметных изменений в поведении системы.

Из закона вытекают следующие выводы:

1. Совершенно обязательным для обеспечения желаемого поведения субъектов рыночных взаимоотношений является знание тех особенностей людей, их мотивов, интересов, потребностей, законов их поведения и т.п., которые характеризуют каждого данного человека и каждый данный коллектив. Отсутствие таких знаний — одна из основных причин низкой эффективности воздействия на поведение людей, являющихся субъектами рыночных отношений.

2. Возможны ситуации, когда резкое усиление эффективности функционирования системы (в нашем случае — повышение желаемой поведенческой активности) достигается не за счет усиления внешних воздействий, а за счет их незначительного ослабления.

Закон последовательности развития, согласно которому в природе и обществе ничто не может осуществиться раньше, чем возникнут для этого все необходимые предпосылки. Следствием из данного закона следует считать то, что погоня за быстрыми успехами нередко приводит к необходимости после первых, может быть и весьма высоких и продолжительных достижений, перестраивать, ломать систему, так, что общий эффект за весь период работы оказывается ниже возможного. Гораздо эффективнее несколько задержаться на этапе выявления и анализа глубинных резервов роста активности, разработать мощный теоретический и методологический фундамент, а уже на нем развивать весь комплекс мер влияния на человека.

Закон возрастания энтропии определяет, что изолированные системы стремятся самопроизвольно перейти из менее вероятного состояния в более вероятное или из более упорядоченного в менее упорядоченное (при отсутствии сил, препятствующих этому).

Практический вывод: отсутствие или ослабление внимания и влияния на коллектив способствует распаду коллектива и снижению активности личности.

Закон относительности поведения подчеркивает невозможность полного и однозначного описания поведения.

Закон куммулятивного влияния внешних воздействий определяет, что действительной причиной всех поведенческих актов обычно является не какое-либо одно предшествующее событие, а целый ряд событий.

Следствием действия закона является признанный факт, что предвидеть, рассчитать, учесть в какой-либо модели человека во всей его сложности и многообразии задача, видимо, неразрешимая.

Закон возрастающей вариативности поведения определяет, что по мере прогресса общества психика и поведение каждого человека все более освобождается от влияния внешних условий и становится более индивидуальным.

В соответствии с перечисленными законами в практической деятельности необходимо учитывать следующие моменты:

1.Построить однозначную модель, полно и всесторонне описывающую поведение человека, невозможно.

2.Одни и те же воздействия на человека, но производимые при разных обстоятельствах, могут вызвать самые различные ответные действия, от 100%-положительной реакции до почти полного игнорирования. Поэтому любые стимулирующие воздействия должны использоваться творчески, дифференцированно.

3. Стремление описать поведение человека как стройную одномерную цепочку причин является ненаучным и практически не может быть осуществлено. Всегда надо иметь ввиду многомерность и взаимозависимость социально-психологических процессов.

4. Системы воздействия на поведение (стимулирования) должны быть гибкими, подвижными и включать широкий спектр стимулов, которые должны постоянно обновляться и применяться в соответствии с происходящими в людях и среде изменениями.

3. Законы инерционности человеческих систем.

К данной группе законов человеческого поведения относятся: — закон инерции; — закон установки; — закон доминанты.

Среди законов, характеризующих свойства людей и коллективов сохранять приобретенные качества, основным является закон инерции. Он гласит, что «начав работать в определенном направлении, мозговой механизм получает склонность работать в этом же направлении и при иных внешних раздражителях».

Этим законом во многом определяются наши привычки. Наличие же привычек играет важную роль в детерминации человеческого поведения, и не учитывать их никак нельзя.

Закон установки гласит: деятельность человека, его поступки, цели, задачи, выбираемые способы их достижения во многом, если не в главном, определяются его установками (иногда называемых ценностными ориентациями, доминирующими мотивами). В силу действия установок поведение человека не произвольно, не ситуационно, а представляет тенденцию.

Закон доминанты (от латинского dominare – господствовать) заключается в том, что и под влиянием внутренних гормонов организма, и под рефлекторным влиянием извне в нервной системе образуются очаги повышенной возбудимости, которые именно в силу своей повышенной возбудимости будут легко реагировать на самые разнообразные раздражения организма.

В реальной жизни доминанты проявляются в предрасположенности человека к строго определенным восприятиям действительности, образу мышления, способам действия и формам поведения, которые в значительной степени оказываются связанными не с текущими или ближайшими возбуждениями, а с давними событиями, прошлым опытом и обстоятельствами.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1673;

Общий генетический закон развития — Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала в социальном, а затем уже в психологическом. Сначала психическая функция появляется между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий и развитию воли. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.

Сторонники общего генетического закона развития считают, что всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека. Средство воздействия на себя первоначально есть средство воздействия на других или средство воздействия других на личность. Через других мы становимся самими собой. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она предъявляет для других. Психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Данный закон отражает крайнюю социализаторскую позицию (другой полюс — биологизаторство), в которой биологическому отводится лишь роль некоторого «сосуда» для психического. Окружающие люди, общество наполняют этот «сосуд». Роль инстинктов, врожденных схем поведения, отрицается или просто игнорируется.

Краткая биография

Роберт Мирнс Йеркс ($1876г – 1956г$) американский ученый, родился в семье фермера, в городе Брэдисвилл, штат Пенсильвания. Он был старшим среди трех братьев, отец не представлял для них другого занятия, чем фермерство.

Все детство прошло у Роберта среди животных, он наблюдал за их поведением, что определило в его исследованиях зоопсихологическое направление. Йеркс пошёл наперекор желаниям отца и выбрал высшее образование, а не работу на ферме, это окончательно испортило их отношения, отец отказался ему помогать. Оплачивал обучение его дядя, а взамен Роберт чистил ему дом и конюшню.

Йеркс поступил в Гарвардский университет, первоначально его интересовала медицина, но затем его захватила психология. Степень бакалавра он получил в 1$898 $году, а через год и магистра, стал соискателем докторской степени по психологии. В $1902$ году защитил диссертацию и был назначен на должность преподавателя в том же университете, где работал следующие 15 лет.

В Гарварде Роберт знакомится со студенткой, изучающей ботанику, — Адой Уоттерсон. Йоркс сделал предложение, и они прожили всю жизнь, он был верным мужем, убежденным трезвенником. Считал, что женщина должна больше своего времени посвящать быту, среди его коллег и учеников женщин не было.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Роберт Йеркс, американский психолог 470 руб.
  • Реферат Роберт Йеркс, американский психолог 260 руб.
  • Контрольная работа Роберт Йеркс, американский психолог 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Вклад в развитие психологии

В $1907$ году выходит первая крупная работа Йеркса — книга «Танцующая мышь». Это практически первая книга по зоопсихологии, посвящена экспериментам и наблюдениям за поведением мышей. Через год в «журнале сравнительной неврологии и психологии» опубликованы потрясающие результаты исследований, проводимых Йерксом с Дж.Д. Додсоном. В ходе опытов была выявлена зависимость продуктивности работы в зависимости от мотивации. Закономерность назвали закон Йеркса—Додсона.

Законов два:

  • При увеличении интенсивности мотивации качество деятельности сначала повышается до точки максимальной успешности, а потом постепенно снижается. Кривая имеет колоколообразный вид. Оптимум мотивации — тот уровень мотивации, когда работа выполняется максимально успешно.
  • Чем сложнее для объекта выполняемая работа, тем ниже уровень мотивации будет для него оптимальным.

Роберт тяготел к антропоморфизму, эксперимент повторенный на людях, повторил результаты. В качестве работы было решение головоломок, а мотивацией — денежное вознаграждение которое постепенно возрастало. За малое вознаграждение люди работали без старания, а при высоком-возрастал ажиотаж и качество выполняемой работы снижалось. То есть для достижения цели необходима умеренная мотивация.

Замечание 1

Его работы были широко известны, эксперименты над животными становились популярными, возрастало влияние на психологию учение Павлова, его открытие условного рефлекса. В $1909$ году в своем докладе на VI Международном психологическом конгрессе в Женеве, «Научный метод в психологии животных» Йоркс возлагал большие надежды на работы Павлова в объективном анализе поведения, даже помог опубликовать его работы в «Психологическом бюллетене».

В $1911$ году издал учебник психологии, который не имел особой популярности.

С $1913$ года начал работать с отделением психопатологии Бостонской центральной больницы, приняв участие в разработке тестов для оценки умственных способностей, став ведущим специалистом. В $1916$ году Йоркс, будучи в должности доцента в Гарварде, выбран президентом Американской психологической ассоциации. Но в $1917$ году оставляет Гарвард, так как не дождался повышения по должности.

Роберт возглавил комитет при правительстве США по разработке методов психологического тестирования новобранцев. Для оценки интеллектуальных способностей созданы тесты Альфа и Бета, Йеркса считают одним из родоначальников психологического тестирования. После окончания войны Роберт работал в Вашингтоне администратором Национального научно-исследовательского совета, благодаря полученным связям, ему удалось открыть лабораторию по изучению приматов.

В $1911$ году купил ферму в штате Нью-Гемпшир ферму, которая служила ему научной лабораторией и дачей. Поведение приматов так же изучал в поместье в Калифорнии в $1914–1915$ годы. Вместе с женой он обобщил результаты своей работы в книге «Почти люди».

В $1929$ году во Флориде на деньги спонсоров создана «Экспериментальная станция по исследованию антропоидов». Теперь она располагается в Атланте, штат Джорджия, на ее территории проходят стажировки ученые, специализирующиеся в области сравнительной психологии. Последней работой Йеркса стала автобиография — «Путь в науке, или Завещание», опубликованное лишь небольшим тиражом в Америке.

Люди находятся практически в постоянном взаимодействии. Каждый в той или иной мере зависит от других, испытывая на себе проявления их интересов в ожиданиях, побуждениях, просьбах, попытках принуждения и пр. Существуют но крайней мере четыре принципиальных пути получения желаемого: отнять силой, сделать самому, объединить усилия (если задача трудна для одного) и убедить отдать добровольно. Последний путь может оказаться весьма эффективным даже по сравнению с силовым, представляющимся самым очевидным. Владелец ценного объекта будет сопротивляться и всеми доступными способами защищать свое. Более гуманны способы получения желаемого через ненасильственную организацию созидательной деятельности людей. Психологическая составляющая такой деятельности весьма существенна и сложна — убедить людей отдать труд, силы, время.

На самых ранних этапах человеческой истории стали появляться технологи управления — организаторы таких информационных (несиловых) процессов между человеком, желающим получить нечто (вещь, труд, информацию, другого человека и пр.), и обладателем желаемого. Так начало копиться и передаваться знание психологии управления — знание о несиловых информационно-психологических способах достижения цели в социальном взаимодействии.

Явно или неявно стремясь к психологическому знанию, люди понимают его ценность как знания, ориентированного на решение основного вопроса: «Как заставить (побудить) другого человека или группу людей сделать то, что мне (нам, вам) нужно?» Родители хотят чего-то добиться от своих детей. Жены хотят, чтобы спутники их жизни вели себя так, как им (женам) хочется, а мужья постоянно чего-то добиваются от жен. Менеджеры озабочены тем, как заставить работать персонал, а персонал хочет подчинить себе менеджеров и т. д.

Можно встретить человека, который скажет, что ему ничего ни от кого не нужно, он никого не хочет заставлять что-либо делать. Можно ему поверить. Но хочет ли он сам быть объектом воздействия, манипулирования?

Психология управления, как и любая наука, ориентируется на поиск объективных, существенных, повторяющихся, устойчивых, необходимых и, следовательно, закономерных связей между изучаемыми явлениями. Эти связи, называемые законами, и отличают науку от других областей человеческой практики, так как знание позволяет действовать с предсказуемыми результатами. Обращение к законам психологической науки принципиально важно. Ведь сложность ее объекта и предмета подталкивает дилетантов к произвольным рассуждениям, позволяющим практически как заблагорассудится трактовать любую проблему. Такой подход не только обесценивает труд профессионалов, порождает легковесное отношение к науке, но и вызывает одновременно недоверие к ней. Законы ограничивают иллюзорную свободу, ориентируют движение мысли в правильном направлении, формируют профессиональный подход к решению проблем.

Рассмотрим далее основные законы психологии управления.

1. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

В соответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка. Отличительные признаки ВПФ — опосредованность, осознанность, произвольность, системность — формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе развития общества. Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов.

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он раскрывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства. К ВПФ относятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышление, воля — весь комплекс тех психических процессов, без которых невозможно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психограмме руководителя. Согласно этому закону, ВПФ не возникают сами по себе. В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития. Те дети, которые обнаруживали лучшие способности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л. С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудничество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссылаться на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой деятельности потенциал.

2. Закон преодоления комплекса неполноценности (А. Адлер)

В этом законе раскрывается формирование мотивации к лидерству. В соответствии с этим законом человек стремится к личностной значимости, власти и превосходству, преодолевая ощущение собственной неполноценности, возникающее в детстве в результате большей компетентности взрослых. Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователями. Можно дать и более мягкое название этому закону: закон компенсации некомпетентности. Соединение в человеке мотивации к власти и способностей воплотить эту мотивацию в реальную деятельность дает лидера.

3. Закон оперантного научения, или приобретения (Б. Ф. Скиннер)

Этот закон раскрывает причины формирования поведенческих образцов (оперантов) у человека, в том числе профессионально занимающегося управлением. Согласно этому закону, формирующееся поведение определяется последствиями деятельности. Если они благоприятны (потребности удовлетворены), то вероятность поведения, ведущего к этим результатам, в будущем усиливается. Этот закон хорошо объясняет устойчивость таких форм управленческого поведения, которые регулярно критикуются в учебниках. Например, авторитарное поведение не только соответствует потребности в компенсации (по А. Адлеру), но и обычно ведет к быстрым результатам, ситуативно устраивающим руководителя, что, естественно (по Б. Ф. Скиннеру), закрепляет данную поведенческую модель. В соответствии со взглядами бихевиористов, поведение контролирует тот, кто контролирует подкрепление. Поэтому менеджеру следует позаботиться о том, чтобы владеть широкими возможностями материального и нематериального поощрения, используемого в качестве средств выделения и закрепления нужных образцов поведения персонала.

4. Закон косвенного научения (А. Бандура)

Человек не только выделяет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблюдает за другими людьми, которые получают те или иные подкрепления. Если подкрепление, получаемое другим человеком, может быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюдаемого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное поведение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека. Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве поведенческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, обладающие авторитетом. Поведение контролирует тот, кто контролирует модели. Для менеджера закон косвенного научения имеет особую ценность, раскрывая механизм влияния через личный поведенческий пример и через выделенные в организации модели эффективного поведения.

5. Закон неопределенности отклика (Е. С. Жариков)

В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распоряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей, выполняет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Человек — сложная биосоциальная и социально-психологическая система. Она обладает таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изучить.

6. Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу)

Потребности формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоуважению и самоактуализации. Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей предшествующего, более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности. Опираясь на знание этого закона, руководитель может оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персонала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожидая невозможного.

7. Закон иерархического строения мотивационной сферы (А. Н. Леонтьев)

Смысл этого закона состоит в существенном развитии представлений А. Маслоу. Согласно этому закону, мотивационная сфера взрослого человека может быть многовершинной и иерархически упорядоченной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индивидуальна. Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с наличием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей проявлять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей. Знание этого закона позволяет руководителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто является движущей силой развития организации, на кого можно опереться в трудные для организации времена и пр.

8. Закон оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон)

Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложности. При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня. Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации. Только решение простых задач несколько улучшается вместе с ростом мотивации.

Конкретное проявление закона Йеркса-Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Трудно переоценить значение знания этого закона руководителем. Управляя внешней мотивацией сотрудников, психологически грамотный руководитель может целенаправленно воздействовать на их достижения, количество и качество труда. Здесь же, к сожалению, открываются и значительные возможности для манипуляции человеком.

9. Закон персональных расстояний (Э. Холл)

Этот закон раскрывает связь между эмоциональными отношениями субъектов взаимодействия и теми физическими расстояниями, которые они склонны устанавливать (таблица). Выбирая дистанции, руководитель может оказать существенное мотивирующее и демотивирующее влияние на подчиненных. Он также может указать наблюдающим на то, какое поведение их коллег ведет к тем или иным отношениям с руководством.

Дистанции и эмоциональные отношения в европейской культуре

Дистанция, м Наименование Характеристика отношений Организационные эквиваленты
0–0,4 Интимная Высокое доверие, чувство безопасности, открытость наблюдению Прикосновение, комплимент, вопросы о семье, обращение на «ты»
0,4–1,5 Личная Положительное отношение. Восприятие в совокупности психологических характеристик Беседы вне официальной зоны кабинета, чашка кофе, совет, обращение на «вы»
1,5–3 Официальная Субординационные отношения, восприятие статуса, социальной роли. Сокрытие истинных чувств Разговор в официальной зоне кабинета. Деловое общение с акцентом на иерархические отношения
Более 3 Открытая Признание существования Поверхностное общение

10. Закон неадекватности отображения человека человеком

Ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия полностью прогнозируемых решений относительно этого человека. Человек — сверхсложная система. К тому же он включен в систему общественных отношений и потому является их выражением и отображением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности — взрослый человек в любой момент времени определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, мотивационного, социального и сексуального развития. Но это не все и даже не всегда главное. Главное — человек защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Но и в защите есть свои закономерности. Именно поэтому научное психологическое знание так важно для управления.

Людмилa Зaxaрова

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх