Закупки по 223 ФЗ

Содержание

Структура

Федеральный закон 223-ФЗ регулирует процедуру осуществления закупок юридическими лицами, госкорпорациями, компаниями и иными крупными субъектами рынка.

Закон содержит 20 статей и имеет следующую структуру:

  • статьи 1–3 являются базовыми положениями 223-ФЗ: в них определяются цели, задачи, принципы и основы правового регулирования настоящего закона;
  • статьи 3.1–3.1–3 регулируют особенности осуществления отдельных видов закупок, например, в целях создания архитектуры или оказания услуг аренды;
  • статьи 3.2–3.5 регламентируют процесс проведения конкурентных закупок: порядок, особенности, требования и осуществление в электронной форме;
  • статья 3.6 определяет порядок осуществления закупки у единственного поставщика;
  • статьи 4–5.1 регулируют вопросы, связанные с информационным обеспечением закупки, в том числе с внесением сведений о её проведении и недобросовестном исполнении обязательств поставщиком и реализации контроля за соответствием планов закупок законодательству РФ;
  • статьи 6–7 определяют процесс контроля непосредственно за соблюдением требований 223-ФЗ всеми сторонами закупочной деятельности, а также ответственность за нарушение положений настоящего закона;
  • статья 8 регламентирует вступление 223-ФЗ в законную силу.

Основной целью 223-ФЗ является создание единого устойчивого экономического пространства и обеспечение эффективного расходования средств госкорпорациями, естественными монополиями и иными крупными участниками закупок, а также их дочерними предприятиями.

223-ФЗ устанавливает следующие принципы осуществления закупок:

  • информационная открытость;
  • равноправие;
  • эффективность, целенаправленность и экономия при расходовании средств;
  • невоспрепятствование в доступе к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований.

Заказчик

Если говорить простыми словами, осуществлять закупки по 223-ФЗ обязаны следующие субъекты:

  • госкорпорации (Роскосмос, Росатом и другие);
  • госкомпании (Роснефть, Сбербанк и другие);
  • субъекты естественных монополий (РЖД, Газпром, Почта России);
  • организации, осуществляющие деятельность в сфере коммуникационного снабжения, а также обслуживания коммунальных отходов;
  • ГУПы и МУПы;
  • автономные учреждения и хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%, в том числе с долей участия дочерних предприятий госкорпораций более 50%;
  • бюджетные учреждения в случае получения ими грантов, собственных доходов или выполнения госконтрактов.

Также как и для закупок, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик имеет право требовать банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательств поставщика. Такая гарантия должна быть безотзывной и содержать точную сумму, срок действия и обязательства поставщика.

Участник

Согласно положениям ч. 3 ст. 5 223-ФЗ, участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки;
  • любое физическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки (в том числе один или несколько индивидуальных предпринимателей);

Таким образом, 223-ФЗ предусматривает возможность осуществления коллективных закупок.

Каждый участник, независимо от того, выступает он единолично или в составе группы, должен иметь аккредитацию в случае проведения процедуры в электронной форме.

Для открытой формы порядок аккредитации определяется оператором электронной площадки, для закупок среди СМП и СОНКО — по правилам 44-ФЗ. Если закупка осуществляется закрытым способом на электронной площадке, порядок аккредитации определяется Постановлением Правительства № 1663.

А также для участия необходимо получение ЭЦП, а для СМП и СОНКО — регистрация в ЕИС.

Требования к участникам должны содержаться в документации о закупке, предъявление иных условий участия недопустимо в соответствии с принципами 223-ФЗ.

Не могут являться участниками организатор, заказчик, а также их работники в связи с требованиями антимонопольного законодательства.

Виды закупок

223-ФЗ предусматривает осуществление следующих конкурентных видов закупок:

  • в форме конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений. Перечень не является исчерпывающим, в документации о закупке заказчик вправе определить иную форму осуществления торгов. К иным способам относится, например, проведение конкурентных переговоров;
  • в электронной форме;
  • в закрытой/открытой форме.

Также возможно осуществление закупки у единственного поставщика при обосновании заказчиком своего выбора.

Такой вид закупок реализуется скорее в качестве исключения, тогда, когда проведение конкурентной процедуры по каким-либо причинам является нецелесообразным. Порядок подготовки и проведения определяется непосредственно положением о закупке.

Конкурентная закупка направлена на обеспечение честной конкуренции между поставщиками. Для этого госзаказчик обязан публично разместить информацию о торгах на zakupki.gov.ru либо направить предложение минимум двум кандидатам в закрытую закупку. Кроме того, в закупочной документации должны быть чётко прописаны существенные для заказчика условия, предмет торгов и сведения о нём.

Для открытого конкурса извещение о закупке должно быть размещено в открытом доступе не менее, чем за двадцать дней до окончания приёма заявок. Для электронного аукциона извещение выкладывается не менее, чем за пятнадцать дней. При проведении запроса предложений этот срок составляет семь дней. Для запроса котировок этот срок сокращается до пяти дней.

При осуществлении выбора победителя торгов посредством конкурса победителем считается участник, предложивший наилучшие условия. В аукционе побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку снижения НМЦД. В запросе предложений побеждает тендер с наиболее подходящими условиями, а в запросе котировок — с самой низкой ценой.

В ГК РФ аукцион определяется как торги, в которых побеждает участник, предложивший наибольшую цену, поэтому в отношении торгов по 223-ФЗ будет правильным называть данную форму определения победителя редукционом, так как побеждает участник с наименьшей ставкой.

Для участия в торгах по 223-ФЗ в электронной форме необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке и усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись. Это позволяет обеспечить электронный документооборот между сторонами закупки. Информация о тендере и ходе его осуществления также подлежит обязательному опубликованию в ЕИС, причём в течение одного часа с момента её размещения. Также все сведения должны быть продублированы на электронную площадку.

Конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО осуществляется в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или котировок в электронной форме. Сроки размещения извещения о закупке в ЕИС зависят от суммы закупки и формы определения победителя. Электронная площадка, на которой заказчик осуществляет закупку у СМП и СОНКО, должна соответствовать требованиям 44-ФЗ. Правительством утверждён перечень соответствующих требованиям операторов электронных площадок.

Закрытым способом осуществляются закупки, предмет которых составляет государственную тайну, а информация о ней не размещается в ЕИС.

При этом закрытая закупка также должна отвечать принципу обеспечения добросовестной конкуренции — заказчик обязан направить извещение об осуществлении минимум двум лицам. Формы осуществления (аукцион, конкурс и т. д.) остаются такими же, как и в остальных случаях.

Перечень операторов электронных площадок для закрытых закупок по 223-ФЗ определён Правительством.

Особенности некоторых закупок

Осуществление закупок юридическими лицами с целью реализации включённых в реестр инвестиционных проектов с государственной поддержкой в установленном Правительством объёме на сумму не свыше 500.000.000 рублей производится при обязательном формировании заказчиком перечней с информацией о продукции машиностроения, необходимой для выполнения инвестиционных проектов сроком не менее, чем на пять лет, либо на весь срок. При необходимости также должны быть заранее сформированы и изменения, подлежащие внесению в указанные перечни.

До представления указанных перечней не могут осуществляться закупки в сфере машиностроения для реализации инвестиционных проектов, если стоимость единицы продукции превышает определённую Правительством величину.

Данные особенности не применяются к закупкам по 44-ФЗ, а также в отношении инвестиционных закупок, реализуемых за пределами РФ, либо осуществляемым заказчиками с долей государственного участия в уставном капитале свыше 50%.

Правительство может установить НМЦК закупок определённого перечня ТРУ, в том числе различных видов аренды, свыше которой госзаказчики с долей участия РФ в уставном капитале свыше 50% для реализации контракта заказчику потребуется согласование своих действий с Координационным органом Правительства. Эти особенности также применяются только в отношении закупок по 223-ФЗ.

Если заказчиком осуществляются закупки в сфере создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, договор на осуществление соответствующих работ должен содержать сведения об исключительном праве заказчика на использование результата работ. Также обязательно условие многоразового использования заказчиком готовой проектной документации. Это же относится и к закупке услуг по выполнению научно-исследовательских и изыскательных работ.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика заключения такого договора неконкурентным способом.

Результатом выполнения научно-исследовательских и изыскательных работ по 223-ФЗ является проектная документация.

СМП и СОНКО предоставлены некоторые преимущества в соответствии с 223-ФЗ. Так, госзаказчики, осуществляющие закупки в соответствии с настоящим законом, обязаны не менее 20% от СГОЗ проводить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При проведении закупок только среди СМСП предельная начальная цена договоров составляет 400.000.000 рублей. А также Правительством утверждён перечень, по которому некоторые заказчики обязаны закупать высокотехнологичную и инновационную продукцию у СМП и СОНКО.

Особенность осуществления закупок у данных субъектов заключается в наличии для них этапа предварительного отбора, на котором, при несоответствии заявки поставщика одинаковым установленным для всех требованиям, он отстраняется от дальнейшего участия в торгах.

Стоит учитывать, что конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО проводится только в электронной форме.

Документация

К информационному обеспечению закупки в первую очередь относится положение о её проведении, в котором подробно указываются все данные о её проведении. Не позднее 15 дней с момента утверждения оно должно быть размещено в ЕИС. Помимо указанной в законе обязательной для размещения информации, положением могут быть предусмотрены дополнительные сведения для опубликования.

Также не менее чем за год заказчик обязан разместить в ЕИС план закупки ТРУ. Порядок и требования к плану утверждаются Правительством. Если речь идёт о закупках инновационной продукции, такой план должен быть составлен на срок от пяти до семи лет.

При осуществлении закупки в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение и вся сопутствующая документация (протоколы, разъяснения и т. д.). При этом сведения в извещении должны совпадать с теми, что указаны в закупочной документации.

Любые изменения должны быть опубликованы в ЕИС не позднее, чем через три дня с момента принятия соответствующего решения, а в случае внесения корректировок в извещения срок подачи заявок должен быть продлён таким образом, чтобы до окончания приёма заявок оставалось не менее половины изначального срока.

Согласно 223-ФЗ заказчик обязан размещать в ЕИС годовые отчёты о закупках у СМСП, а также высокотехнологичной и инновационной продукции. Также заказчик ежемесячно публикует отчёты о количестве и стоимости заключённых договоров с единственным поставщиком, в том числе после признания конкурентной закупки несостоявшейся и договоров на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции.

Помимо обязательного размещения указанных сведений в единой информационной системе, заказчик вправе продублировать информацию на своём официальном сайте.

Не размещаются в ЕИС сведения о закупках, составляющих государственную тайну, а также о закупках, в отношении которых Правительством было принято решение о неразмещении информации.

Мониторинг и контроль

При существенном нарушении поставщиком условий заключённого контракта или при уклонении от его заключения, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС, находящийся в ведении Правительства. Эти сведения находятся в открытом бесплатном доступе.

По истечении двух лет поставщик может быть исключён из этого перечня.

Мониторинг за соответствием планов закупок, их проектов, а также изменений и проектов изменений таких планов и годовых отчётов требованиям закона, предусматривающим участие СМСП, производится в порядке, определяемом Правительством. Проверке подлежат все закупки, в которых законом предусмотрено участие СМП и СОНКО.

Оценка и мониторинг соответствия производятся корпорацией развития СМСП и органами исполнительной власти субъекта РФ.

Предметом оценки и мониторинга является соответствие плановой документации установленным законом требованиям, а также соблюдение установленных Правительством требований в отношении планируемого заказчиками объёма закупок.

Уведомления и заключения по результатам мониторинга подлежат обязательному размещению в ЕИС.

В случае выдачи контролирующими органами отрицательного заключения, в течение установленного Правительством срока заказчик может исправить нарушения и повторно подать сведения в ЕИС для осуществления мониторинга и оценки.

Контроль за соблюдением требований 223-ФЗ, в том числе порядок рассмотрения ФАС жалоб на нарушения, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 18.1 135-ФЗ.

Ответственность

За нарушение требований 223-ФЗ возможно привлечение к административной и гражданской ответственности, причём применение санкций одного вида не исключает использования другого.

  1. Уголовная ответственность за нарушение положений 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но в некоторых случаях несоблюдение требований может также быть сопряжено с нарушениями уголовного законодательства, например, при ограничении конкуренции.
  2. Гражданско-правовая ответственность по 223-ФЗ связана с возмещением убытков, причинённых в результате ненадлежащего исполнения обязательств.
  3. Административная ответственность по 223-ФЗ регулируется ст. 7.32.3 КоАП РФ. Лицу, нарушившему требования о форме проведения закупки, сроках публикации информации в ЕИС, а также утвердившему не соответствующую закону документацию или производившему оценку заявок по критериям, не предусмотренным документацией, грозит штраф от 2000 до 50.000 рублей, если это должностное лицо и от 5000 до 500.000, если юридическое. А при проведении закупки не в электронной форме, когда такая форма была обязательна, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию более двух раз, такое лицо будет отстранено от должности на срок от 6 до 12 месяцев.

Ст. 19.7.2-1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неправильную подачу в РНП сведений о недобросовестных участниках в виде штрафа в размере от 10.000 до 15.000 рублей для должностного лица и от 30.000 до 50.000 для юридического.

За невыполнение требований ФАС ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП должностное лицо получит штраф в размере от 30.000 до 50.000, а юридическое — от 300.000 до 500.000 рублей.

Тендеры по 223-ФЗ для начинающих кажутся сложными, но на самом деле законом достаточно подробно урегулированы спорные моменты при помощи постановлений Правительства и сопутствующих документов.

Осуществление закупок таким образом имеет свои преимущества — не требуется обоснование НМЦК, а требования к участникам определяются непосредственно заказчиком, что делает работу по данному закону выгодной для всех сторон закупок.

В этой статье мы собрали основные ключевые моменты закупок по 223-ФЗ: разъяснение положений, отмена закупки, срок заключения договора и т.д. Надеемся этот материал станет хорошей шпаргалкой в работе контрактных управляющих.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Если закупками начинается интересоваться человек новый, не имеющий в них никакого опыта, то у него возникает множество вопросов плана «как, когда, зачем, куда» обратиться и в целом ЧТО ДЕЛАТЬ?! Да и заказчики порой только прибавляют вопросов в этот список. Порой таким сложным языком написана документация о закупке, что понять её положения может только человек глубоко разбирающийся во всех тонкостях процесса. И тут даже речь идёт не о закупках технически сложных аппаратов.

До сих пор на практике встречаются закупки написанные «коряво», попросту для того, чтобы люди не знающие и не посвящённые в процесс не лезли в торги. С одной стороны это даёт безопасность заказчику на поставку необходимого товара без накладок, с другой стороны это чистой воды ограничение конкуренции и такие вещи должны преследоваться по закону. Так или иначе любой желающий участвовать в закупках может это делать. А если что-то не понятно — можно написать заказчику запрос на разъяснение положений документации. Главное не упустить срок — три рабочих дня до окончания срока подачи заявок. Соответственно — с момента публикации извещения о закупке в Единой информационной системе.

Заказчик обязан дать ответ на поступивший запрос также в течение трёх рабочих дней. Ответ размещается в ЕИС и виден всем пользователям системы. Таким образом участник может и сам вопрос задать и чужие вопросы-ответы почитать.

ОТМЕНА ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ

На практике регулярно встречаются ситуации когда заказчик при разработке и публикации закупки не смог просчитать все риски и закупку необходимо отменить. Чаще всего такие закупки встречаются при необходимости выполнения работ, но бывает заказчик не смог учесть все характеристики желаемого к приобретению товара.

Чаще всего необходимость отмены закупки возникает во время подачи заявок. Например, в соответствии с поступившим запросом на разъяснение документации. Принятое решение по отмене оформляется распорядительным документом заказчика и подлежит публикации в ЕИС. Срок публикации — в день принятия такого решения.

Однако, не всегда можно успеть отменить закупку на стадии подачи заявок. Бывает, что такая необходимость возникает уже после подведения итогов закупки. В этом случае важно успеть до момента заключения контракта. И руководствоваться при этом необходимо ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках — обстоятельствами непреодолимой силы.

РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

Закупка у единственного поставщика проста и понятна. Есть заказчик и поставщик. Они напрямую договариваются о цене, количестве и сроках поставки товаров или выполнения работ. Заключают договор, и по факту поставки/выполнения производится оплата. Все стороны закупки довольны.

При проведении конкурентной закупки заказчик должен создать комиссию. В полномочия такой комиссии будет входить рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов и определение победителя закупки, составление протокола заседания комиссии. Именно протокол и будет основным документом, подтверждающим права победителя, до заключения контракта.

Содержание протокола у разных заказчиков может отличаться, но основные моменты в нём должны быть отражены. Это оговорено в Законе о закупках как обязательное условие по содержанию протокола.

  • дата заседания комиссии;
  • дата подписания протокола;
  • количество заявок, поданных на участие в закупке;
  • дата и время поступления и регистрации каждой заявки;
  • порядковые номера заявок;
  • результаты рассмотрения заявок;
  • если есть отклонённые заявки — причины отклонения;
  • также должны быть указаны причины, если закупка признана несостоявшейся.

Существенным моментом, неизменным и в 44-ФЗ и в 223-ФЗ, является то, что один участник может подать только одну заявку на участие. Именно эта заявка и будет проверять на соответствие требованиям извещения и документации о закупке, а также нормам действующего законодательства.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

Обеспечение заявок это дополнительная гарантия добросовестности намерений поставщика при участии в закупке. Установить такое требование заказчик может если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 000 000 рублей. Закон устанавливает, что размер обеспечения при этом не должен превышать 5% НМЦ договора.

Конкретные суммы НМЦД и размер процентов обеспечения каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Там же должны быть предусмотрены порядок, срок, размеры, порядок возврата этих обеспечений.

Закон о закупках устанавливает два ограничения в отношении возврата обеспечения заявок. Тем участникам закупок, которые уклонились или отказались от заключения договора, обеспечение заявки не возвращается. Также это касается тех участников, которые обеспечение исполнения договора не предоставили или предоставили его с нарушением условий.

СРОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

В отношении любой торговой закупки Закон устанавливает один и тот же срок заключения договора. Отсчитывается от момента публикации итогового протокола в Единой информационной системе. Составляет не менее десяти и не более двадцати календарных дней.

А в этой статье мы подробнее разобрали виды закупок по 223-ФЗ.

ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юрлиц» №223-ФЗ был принят в 2011 году. Последняя редакция данного закона относится к августу 2019 года.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Принципы закупочной деятельности

Основными принципами закупочной деятельности, на которые обязаны опираться заказчики в рамках 223-ФЗ (на основании ч. 1 ст. 3), являются:

  1. Информационная открытость закупочной деятельности. Это значит, что важнейшие сведения о предстоящих и текущих закупках публикуются в свободном доступе и доступны для всех заинтересованных лиц. Данный принцип важен с позиции обеспечения конкуренции и снижения коррупционных преступлений со стороны участников и заказчиков.
  2. Равноправие всех участников, справедливость и отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.
  3. Эффективное расходование бюджетных средств и обеспечение принципов целевого расходования, реализация мероприятий по сокращению издержек.
  4. Заказчик должен обеспечить единые требования ко всем участникам. Он не вправе ограничивать допуск через установление требований, которые нельзя измерить.

Стороны: заказчики и участники

Действие 223-ФЗ распространяется не на все категории юрлиц, а только на следующие:

  1. Организации, где доля участия государства составляет свыше 50%.
  2. Компании, которые задействованы в регулируемой деятельности (в частности, в энергоснабжении, газоснабжении, водоснабжении и теплоснабжении, РЖД и пр.).
  3. Субъекты естественных монополий. Это разные газовые («Газпром») и нефтяные компании («Роснефть»), РЖД и пр.
  4. Бюджетные компании, которые занимаются закупкой на внебюджетные средства (гранты, средства субподряда и пр.).

На основании ч. 5 ст. 3 223-ФЗ участниками закупки могут стать:

  1. Юридическое лицо с любой организационно-правовой формой.
  2. Физическое лицо.
  3. Индивидуальный предприниматель.

В отличие от 44-ФЗ по 223-ФЗ ИП и юрлица могут создавать объединения для коллективного участия в закупках.

Требования к участникам заказчик прописывает в закупочной документации, и такие требования применяются в равной степени ко всем участникам. Заказчик должен оценивать участников только по этим требованиям и не применять критерии, которые не указаны в закупочной документации.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Положение о закупках

223-ФЗ детально не регламентирует порядок проведения закупок, как 44-ФЗ. Заказчик должен прописать порядок закупочной деятельности в локальном Положении о закупках. После его утверждения и размещения в ЕИС Положение о закупках становится обязательным для применения в закупочной практике.

В Положении о закупках по 223-ФЗ заказчик должен прописать ряд важнейших сведений, включая:

  1. Порядок подготовки тендеров, в том числе электронных, условия их практического применения.
  2. Способ проведения тендеров по 223-ФЗ.
  3. Порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных закупок.
  4. Прочие вопросы.

В типовое Положение о закупках входят также такие разделы, как требования к описанию объекта и условиям договора, контроль и обжалование действий, отчетность по закупкам, сведения о хранении документации и пр. В стандартном Положении о закупках должны быть прописаны особенности тендеров среди субъектов СМП.

При подготовке Положения должны учитываться требования как 223-ФЗ, так и 135-ФЗ о защите конкуренции.

Положение о закупках является спецификой 223-ФЗ, по 44-ФЗ заказчики указанный документ не разрабатывают.

Порядок утверждения Положения зависит от организационно-правовой формы компании. Например, в госкорпорации ее утверждает высший орган управления, в ГУПах и МУПах – руководство, в акционерных обществах – совет директоров и пр.

223-ФЗ считается более лояльным, чем 44-ФЗ. В качестве наказания для заказчиков, которые нарушили положения 223-ФЗ, выступает переход на применение законодательства о контрактной системе в своей закупочной деятельности. Например, заказчики должны будут применять 44-ФЗ в течение года:

  1. Если они не разместят в ЕИС Положение о закупках до конца года.
  2. Не скорректируют Положение о закупках с учетом последних изменений.
  3. Не исполнят обязанностей по минимальному объему закупок товаров, работ и услуг среди СМП.

Положение о закупках необходимо разместить в ЕИС в течение 15 дней после формирования приказа об утверждении документа. Положение размещается в открытом доступе в ЕИС.

Планирование

Заказчики по 223-ФЗ должны публиковать в ЕИС планы закупок на следующий год. Из планов участники могут узнать о перспективных планах заказчиков в части закупок.

Все закупки в обязательном порядке должны быть запланированы, кроме тех случаев, когда закупка была обусловлена аварией, природной и техногенной катастрофой, обстоятельствами непреодолимой силы и срочным медицинским вмешательством. Заказчик имеет право указывать в плане закупок сведения о закупках малого объема (до 100 или 500 тыс. р.), о закупках с государственной тайной, а также о некоторых иных закупках по определению Правительства (например, о закупках в сфере атомной энергетики).

Правила формирования закупочного плана и требования к нему прописаны в Постановлении Правительства от 2012 года №932.

Помимо годового плана закупок, заказчики также размещают в ЕИС долгосрочные планы на 5-7 лет в части закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. При отсутствии у заказчика потребности в указанной продукции заказчики в обязательном порядке размещают нулевые планы. В плане необходимо прописать сведения по закупкам инновационной продукции у субъектов малого предпринимательства.

Состав планов регламентирован Правительством и должен содержать информацию о наименовании заказчика, контактные сведения, наименование объекта закупок, описание объекта, дату публикации документации, начальную максимальную цену договора, дополнительное замечание о проведении закупки только среди субъектов малого предпринимательства, способ проведения тендера.

В рамках 223-ФЗ заказчик вправе вносить изменения в план закупок при корректировке потребностей в товарах, работах и услугах, при изменении способа выбора поставщика, а также в иных случаях по Положению о закупках заказчика.

Способы отбора поставщиков

Закупки по 223-ФЗ можно классифицировать по разным основаниям. С точки зрения количества участников, они разделяются на конкурентные и неконкурентные. С позиции доступности сведений о закупке для разных поставщиков различают открытые и закрытые закупки. По параметру способа проведения различают бумажные и электронные закупки.

На основании ч. 2 ст. 3 223-ФЗ заказчик должен предусмотреть в Положении о закупке конкурентные и неконкурентные способы отбора поставщиков. Отдельно указывается на особенности закупок, которые проводятся исключительно среди представителей малого бизнеса. Такие тендеры в рамках 223-ФЗ допускается проводить только в электронном формате.

Конкурентной закупкой по 223-ФЗ является такой формат отбора поставщика, при котором предполагается соревнование нескольких участников. Конкурентная закупка должна проводиться на следующих условиях:

  1. Сведения о ней размещается в ЕИС, и информация о закупке, а также закупочная документация становятся доступны неограниченному кругу лиц. Как вариант, заказчик сам может направить приглашение принять участие в закупке как минимум двум поставщикам, которые имеют возможность поставки товара, работы или услуги.
  2. Между участниками конкурентной закупки должна быть обеспечена конкуренция за право подписания договора.
  3. При описании объекта закупки заказчик должен учитывать определенные правила. Так, в описании предмета закупки необходимо учесть функциональные, технические и качественные характеристики. Заказчик не может устанавливать в данном разделе требования по товарным знакам, требования к товарам и прочее при условии, что не имеется иных вариантов для максимально точного и четкого описания предмета закупки. Если заказчик укажет в разделе с описанием конкретный товарный знак, то он дополнительно прописывает слова «или эквивалент». Заказчик вправе не указывать возможность поставки эквивалента при необходимости обеспечения совместимости товаров с используемым оборудованием, а также при закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые используются заказчиками в работе.

На основании 223-ФЗ заказчик может предусмотреть в своем положении любые способы конкурентных закупок, но среди них обязательно должны быть следующие:

  1. Конкурс и его разновидности: открытый конкурс, конкурс в электронном формате, закрытый конкурс.
  2. Аукцион: открытый аукцион, электронный аукцион, закрытый аукцион.
  3. Запрос котировок: запрос котировок в электронном и закрытом форматах.
  4. Запрос предложений: запрос предложений в электронном формате и закрытый запрос предложений.

В конкурсе побеждает участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта. Участники оцениваются по комплексу критериев, а не только на основании цены.

В аукционе побеждает участник, который сделал самое низкое ценовое предложение. На торгах участники делают свои предложения по цене, сниженные на шаг закупки.

В запросе котировок побеждает участник с самой низкой ценой. Заказчик не должен разрабатывать документацию по закупкам в таких торгах.

По результатам запроса предложений побеждает участник, чье предложение удовлетворяет критериям закупки.

К неконкурентным видам относятся закупки у единственного поставщика, а также закупки, не соответствующие условиям проведения конкурентных закупок.

Закрытые закупки заказчик проводит в случаях, если в проекте договора содержится гостайна, или если решение о проведении закупки в закрытом формате было принято Правительством. В иных случаях закупка должна быть открытой.

Заказчики по 223-ФЗ должны составить перечень товаров, работ и услуг, которые они будут закупать у СМП в электронной форме. Такой перечень может устанавливать Правительство.

ЕИС и ЭТП

Все важнейшие сведения о закупках по 223-ФЗ заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Единая информационная система реализована для обеспечения принципа открытости закупочной отрасли. В ней представлена информация о проводимых торгах как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

При проведении закупок в электронном виде заказчики должны выбрать одну из электронных торговых площадок (ЭТП). Операторы электронных площадок принимают заявки от участников, ставки участников торгов, определяют поставщиков, предложивших наилучшие условия.

Заказчики по 223-ФЗ не ограничены в выборе электронных площадок для проведения закупок, как заказчики по 44-ФЗ. Но при проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства заказчики должны остановиться на одной из площадок, которая соответствует единым требованиям Правительства. Сегодня в перечне представлено 8 площадок:

  • Сбербанк АСТ;
  • Росэлторг;
  • РТС-тендер;
  • Национальная электронная площадка;
  • ЭТП ГПБ;
  • ТЭК-Торг;
  • АО «РАД»;
  • АГЗ РТ.

Для участия в закупках среди субъектов малого предпринимательства поставщик по новым правилам проходит регистрацию в ЕИС, а на ее основании ему предоставляют доступ к электронным площадкам. Ранее поставщику приходилось проходить регистрацию и получать аккредитацию на каждой из площадок.

Заключение договора

По результатам закупок по 223-ФЗ заказчики подписывают договор. Порядок подписания договора по 223-ФЗ регламентируется в Положении о закупке. При подготовке данного документа заказчик должен учесть следующие требования законодательства:

  1. Договор по результатам закрытой закупки в электронном виде или конкурентной закупки среди СМП подписывается на электронной торговой площадке.
  2. Независимо от системы налогообложения победителя договор с ним необходимо подписать по предложенной цене.
  3. Перед подписанием договора необходимо дождаться истечения десятидневного срока, иначе это может повлечь претензии со стороны контролирующих инстанций. Такие сроки необходимы для возможного обжалования результатов закупки со стороны участников, поэтому подписание договора в этот период может повлечь негативные последствия: если закупку признают противоправной, договор автоматически аннулируется.

По общим правилам договоры по результатам конкурентной закупки подписываются в сроки от 10 до 20 дней после размещения в ЕИС итогового протокола. Сроки подписания контракта с единственным поставщиком законодательно не регламентируются, и заказчик определяет их самостоятельно.

В 223-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков разместить в ЕИС сведения об изменении отдельных условий договора в течение 10 дней после подписания дополнительного соглашения. Такие сведения передаются в ЕИС, если в протоколе по результатам закупки содержались иные объем, цена, сроки исполнения договора.

Хотя заказчик вправе изменять договор, но такое изменение не должно кардинально изменять положения документа. Так, не допускается изменять условия, которые существенно влияют на предложенную цену, количество участников закупки и пр. Например, заказчик не вправе многократно увеличить цену договора или объем поставки.

Заказчики обязаны передавать сведения о подписанных договорах в реестр договоров по 223-ФЗ. Такой реестр ведет Казначейство. Правила ведения реестра договоров прописаны в Постановлении Правительства от 2014 года №1132.

Документооборот в системе закупок

В обязанности заказчика в рамках 223-ФЗ входит размещение в открытом доступе документов по закупочной деятельности, включающие:

  1. Положение о закупках.
  2. Изменения, которые вносятся в Положение о закупках.
  3. План закупки товаров, работ и услуг на годовой период (требования к плану и форма его предоставления регламентирована Правительством).
  4. План закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств на срок 5-7 лет. Критерии отнесения продукции к инновационной определяются Правительством.

Это общие документы, которые необходимо сформировать заказчикам. Также они размещают детальные сведения по определенным закупкам. В их числе следующие:

  1. Извещение о закупке. В извещение о закупке необходимо включить сведения о способе закупки: открытый конкурс, аукцион или иной способ; сведения о наименовании, месторасположении, почтовом адресе и номере телефона заказчика, предмете договора, месте поставки товаров, а также сроки предоставления документации по закупке, начальную максимальную цену договора, место и дату рассмотрения заявок. Заказчик может прописывать в извещении иные сведения по закупке.
  2. Закупочная документация. В документацию по закупке заказчик должен включить требования к форме и содержанию заявки на участие, к описанию поставляемого товара, к участникам закупки, критерии оценки заявки и пр. Заказчик также может указывать дополнительные сведения по своему усмотрению.
  3. Проект договора.
  4. Изменения, которые вносятся в извещение и документацию, разъяснения по документам.
  5. Протоколы по закупкам: протокол рассмотрения заявок, итоговый протокол, протокол признания закупки несостоявшейся и пр.
  6. Информация о внесении изменений в существенные условия договора.

Также заказчик по 223-ФЗ формирует отчетность и размещает ее в ЕИС: сведения по общей стоимости договоров, об объеме закупок у единственного поставщика, об общей стоимости закупок, которые составляют гостайну.

Доступ ко всей размещаемой документации предоставляется на бесплатной основе.

Некоторые документы по закупке товаров, работ и услуг по 223-ФЗ не размещаются в открытом доступе. Заказчик имеет право не размещать данные по договорам со стоимостью до 100 тыс. р.; при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд р. не размещаются контракты на сумму в пределах 500 тыс. р.

На официальном сайте заказчика не публикуется информация, составляющая гостайну, а также сведения о закупках, которые не размещаются по решению Правительства. Если заказчик оценивает сведения о закупке, как коммерческую тайну, то это не дает ему оснований для отказа от размещения сведений на сайте.

Отчетность в ЕИС

Заказчики не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным, публикуют в ЕИС отчетность:

  1. О количестве и общей стоимости договоров, подписанных по результатам закупки. Отдельно указывается стоимость договоров, сведения о которых не передавались в реестр по ст. 4.1 223-ФЗ.
  2. О количестве и стоимости договоров, подписанных с единственным поставщиком.
  3. О количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком, которые были подписаны по результатам несостоявшихся конкурентных закупок.

Заказчики также размещают в ЕИС отчетность по закупкам у субъектов малого предпринимательства по итогам года не позднее 1 февраля.

Заказчики, которые реализуют инвестиционные проекты, передают в Минпромторг сведения об осуществлении закупок продукции машиностроения, включенной в перечень перспективных потребностей. Отчет сдается до 15 февраля года, который следует за отчетным.

Контроль и контролирующие органы

Контрольными функциями по 223-ФЗ наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Именно эта инстанция рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика, закупочную комиссию заказчика и организатора торгов. ФАС контролирует соблюдение закупочного законодательства.

Передать жалобу и инициировать проверку может любой участник закупки. Единственное ограничение установлено для действий по обжалованию нарушений, которые были совершены после окончания сроков приема заявок на участие. Их могут обжаловать только непосредственные участники сферы закупок.

При признании жалобы обоснованной антимонопольная служба имеет право выдать предписание об устранении нарушений и отмене протоколов закупки, а также аннулировать ее. Кроме того, антимонопольная служба может инициировать привлечение заказчика к административной ответственности.

Помимо рассмотрения жалоб, антимонопольная служба может выдать предписание об устранении нарушений на основании плановой и внеплановой проверок, проведенных по ее инициативе.

Надзорными функциями в рамках 223-ФЗ наделена прокуратура. Прокуратура проводит проверки на основании поступившей информации о противоправных деяниях. Это могут быть заявления о нарушениях от граждан и должностных лиц. На основании проверки прокурор может выдать протест на Положение о закупке, представление об устранении нарушений, постановление о возбуждении административного дела, предостережение о недопустимости нарушения норм закона (например, когда заказчик безосновательно предполагает подписание контракта с единственным поставщиком).

Неисполнение заказчиком требований прокурора может грозить ему административным наказанием.

Ведомственный контроль предполагает проверку заказчика со стороны вышестоящих инстанций. Непосредственный регламент закупочной деятельности, сроки ее проведения определяется комиссией контролирующего органа самостоятельно. Форма проверки бывает выездной и документальной.

Перед проверочными мероприятиями заказчику направляется уведомление с указанием на форму проверки, сроки, состав комиссии. По результатам проверки формируется специальный акт с перечнем нарушений.

Внутренний контроль по 223-ФЗ не предусмотрен, но заказчик вправе регламентировать его в локальных документах.

Специальные проверочные процедуры проводятся в отношении заказчиков в части соблюдения ими требований об объеме закупок у субъектов малого бизнеса.

Ответственность за нарушение требований законодательства

Заказчик может быть привлечен к административной ответственности за нарушение требований законодательства, а должностные лица также к дисциплинарной, гражданской и уголовной ответственности.

Уголовная ответственность напрямую не указана в 223-ФЗ, но она может наступать, например, при ограничении конкуренции, коррупционных деяниях, коммерческом подкупе и пр.

Дисциплинарная ответственность по Трудовому кодексу может применяться по отношению к должностным лицам юрлица, нарушившего нормы локальной документации заказчика.

Гражданская ответственность для заказчиков наступает по нормам ГК. Так, его могут обязать компенсировать убытки в размере упущенной выгоды, если по результатам противоправной закупки победителем в обход норм 223-ФЗ стал иной участник.

Административная ответственность для заказчика наступает по нормам КоАП: она применяется в рамках 223-ФЗ с 2014 года. За несоблюдение требований по 223-ФЗ заказчику грозит ответственность. Штрафы для заказчика, как юрлица, могут составлять от 3000 вплоть до 500 000 рублей за серьезные нарушения. Для должностных лиц заказчика по 223-ФЗ штрафы установлены в размере 5000-50000 р. Должностное лицо заказчика может быть как оштрафовано, так и дисквалифицировано на период до года.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Статья 21. Планы-графики

1. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

2. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

3. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

4. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

6. Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в планы-графики.

8. Особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и совместных аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83, частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ)

9. В случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

10. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 11 статьи 21 вступает в силу с 1 января 2017 года.

11. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

12. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

13. План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.

14. Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

15. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

Читайте простым языком о законе о госзакупках 44-ФЗ

Скачать ФЗ-223

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями по ссылке.

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Ознакомьтесь со списком банков, выдающих банковские гарантии

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Подробнее о банковской гарантии .

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

  1. Оформление цифровой подписи.
  2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
  3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
  4. Составление положений о закупках.
  5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
  6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
  7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
  8. Проведение конкурса.
  9. Заключение контракта с победителем.

Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Сроки по 223-фз

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html.

Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Итоги

Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах. Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх