Заявительный порядок возмещения

Заявительный порядок возмещения НДС — упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Заявительный порядок возмещения НДС регулируется статьей 176.1. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Заявительный порядок возмещения НДС — это упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Заявительный порядок возмещения НДС регулируется статьей 176.1. НК РФ.

Лица, которые имеют право на заявительный порядок возмещения НДС указаны в п. 2 ст. 176.1. НК РФ:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей1. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;

3) налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

4) налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

5) налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей2.

Требования к банковской гарантии указаны в п. 4. ст. 176.1. НК РФ:

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения3. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Требования к поручительству указаны в п. 4.1. ст. 176.1. НК РФ:

К договору поручительства применяются требования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом следующих особенностей:

1) срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению, и должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства;

2) сумма, указанная в договоре поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Реализация заявительного порядка возмещения НДС (п. 7 -24 ст. 176.1. НК РФ):

Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей (п. 7 ст. 176.1. НК РФ).

В течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. При этом в сообщении о принятии решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке указываются нормы настоящей статьи, нарушенные налогоплательщиком. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 8 ст. 176.1. НК РФ).

Примечание

1) До 01.10.2018 — 7 млрд. рублей

1) являться российской организацией;

2) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная поручителем в течение трех лет, предшествующих году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей;

3) сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства, указанный в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, в отношении налогоплательщика), заключенным в соответствии с настоящим Кодексом, на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не превышает 50 процентов стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи;

4) поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

5) в отношении поручителя на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

6) поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не имеет задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

3) Перечень банков указывается на сайте Минфина РФ по адресу:

minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/ — Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения

06.01.2020

Содержание

Дополнительно

Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками — возмещение НДС в ускоренном порядке добросовестными налогоплательщиками.

Материалы по теме «Налог на добавленную стоимость»

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Зачет и возврат налога — Зачет налога — зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет текущей или будущей задолженности по налогам. Возврат налога — перечисление из бюджета на счет налогоплательщика сумм уплаченного налога.

Налоговый вычет по НДС — суммы НДС, уплаченные поставщикам, уплаченные при ввозе на территорию России таможенным органам и в иных аналогичных случаях, которые уменьшают сумму исчисленного НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Внешние ссылки

minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/ — Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

1. Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

2. Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;

3) налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

4) налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

5) налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2.1. В целях подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи поручитель должен соответствовать следующим требованиям:

1) являться российской организацией;

2) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная поручителем в течение трех лет, предшествующих году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей;

3) сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства, указанный в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, в отношении налогоплательщика), заключенным в соответствии с настоящим Кодексом, на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не превышает 50 процентов стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи;

4) поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

5) в отношении поручителя на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

6) поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, не имеет задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

3. Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства), банк (управляющая компания) уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

4.1. К договору поручительства применяются требования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом следующих особенностей:

1) срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению, и должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства;

2) сумма, указанная в договоре поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

5 — 6. Утратили силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

6.1. Банковская гарантия (договор поручительства) предоставляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога.

7. Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

8. В течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 4.1 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. При этом в сообщении о принятии решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке указываются нормы настоящей статьи, нарушенные налогоплательщиком. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Принятие решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке не изменяет порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации. В случае вынесения решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке возмещение налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса. При этом в случае, указанном в настоящем абзаце, при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.

9. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке над суммами указанных недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

10. Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения.

В течение пяти дней со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.

В случае, если предусмотренные настоящим пунктом проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов и не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет в территориальный орган Федерального казначейства оформленное на основании этого решения поручение на уплату оставшейся суммы процентов.

11. Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 настоящего Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

12. В случае, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший указанную банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии, а при наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган также обязан возвратить ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.

Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, обязанность по уплате налога которого обеспечена поручительством, предусмотренным настоящей статьей, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить поручителю письменное заявление об освобождении поручителя от обязательств по этому договору поручительства.

13. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

14. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

15. В случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

16. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятых решениях, указанных в пунктах 14 и 15 настоящей статьи, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

17. Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в настоящей статье — требование о возврате). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

18. Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанное требование должно содержать сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) о суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) о сумме процентов, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, подлежащих возврату в бюджет;

4) о сумме процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи на момент направления требования о возврате;

5) о сроке исполнения требования о возврате, установленном пунктом 20 настоящей статьи;

6) о мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

19. Требование о возврате может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование о возврате вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

20. Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения.

Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о возврате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, сумм налога, указанных в требовании о возврате, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии, а также при наличии письменного обращения налогоплательщика вернуть налогоплательщику банковскую гарантию в срок не позднее трех дней со дня получения такого обращения.

21. Утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

22. В течение десяти дней после исполнения обязанности банка (поручителя — управляющей компании) по уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства) налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком на основании требования о возврате, приостанавливается до даты фактического получения данного требования налогоплательщиком.

23. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм, указанных в требовании о возврате, в установленный срок налогоплательщиком, применившим заявительный порядок возмещения налога без предоставления банковской гарантии, либо налогоплательщиком, получившим уточненное требование о возврате, а также в случае невозможности направления в банк требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия либо в случае невозможности направления поручителю — управляющей компании требования об уплате денежной суммы по договору поручительства обязанность по уплате данных сумм исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах или на иное имущество налогоплательщика по решению налогового органа о взыскании указанных сумм, принятому после неисполнения налогоплательщиком в установленный срок требования о возврате, в порядке и сроки, которые установлены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

24. После подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком до принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, то такое решение по ранее поданной налоговой декларации не принимается.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 — 23 настоящей статьи.

Как быстро и сколько возмещают НДС зависит от многих факторов, рассказывает Анна Шешенина (Лукша). Существует два варианта возмещения НДС: общий (долгий) и заявительный (быстрый через гарантии банков). Здесь мы расскажем про общий порядок.

Общий порядок возмещения НДС (ст. 176 НК РФ) предусматривает возврат или зачет налога после проведения камеральной проверки. По нашей практике, если нет нарушений, средний срок 100 дней;
Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) предполагает возмещение НДС до завершения камералки при соблюдении определенных условий — примерно 20 дней.

Общий порядок начинается с оформления декларации по окончании отчётного периода и подготовки пакета документов, подтверждающих факт переплаты. Если сумма налогов, рассчитанная по операциям, являющимся объектом налогообложения, превышает произведенные выплаты, разница причитается к возврату или зачёту.

Сроки возврата НДС

60 дней на камеральную проверку

С момента подачи налоговой декларации по НДС, начинается камеральная налоговая проверка, которая длится 60 (шестьдесят) календарных дней (ст. 88 НК РФ). Если налоговым органом будут установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Проверка проводится налоговым органом на предмет обоснованности претензий плательщика НДС на возмещение части выплаченного налога. На протяжении 2 (двух) месяцев сотрудники ИФНС изучают декларацию и прилагающиеся к ней документы. Определяют полноту и правильность заполнения представленной документации, контролируют соответствие указанных в декларации показателей данным налогового учёта, проверяют правомерность применения льготных ставок, налоговых вычетов, правильности расчётов базы и суммы налогов.

В ходе проверки налоговый инспектор имеет право запрашивать у налогоплательщика любые документы и объяснения. Может обратиться сотрудник ИФНС и к контрагентам проверяемого, и к обслуживающему банку, если некоторые вопросы требуют прояснения. Отказ от предоставления необходимой информации или несвоевременная её подача расценивается в качестве правонарушения, которое влечёт за собой штрафные санкции.
Налоговики могут закончить проверку быстрее — это не нарушение (см. письма Минфина России от 19.03.2015 № 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 № ЕД-4-15/6266).

7 дней на решение

Если по итогам проверки претензий нет, в течение 7 рабочих дней по окончании КНП инспекция выносит решение о возмещении НДС из бюджета (п. 2 ст. 176 НК РФ). Если проверкой выявлены нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки, на который вы вправе подать возражения (п. 3 ст. 176 НК РФ). Выносится решение о привлечении или отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности. Одновременно с указанным решением принимается (п. 3 ст. 176 НК РФ) решение: о полном возмещении НДС из бюджета; о полном отказе в возмещении НДС; о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении НДС.

5 дней на уведомление о решении

О принятом решении налоговики должны письменно известить вас в течение 5 рабочих дней (п. 9 ст. 176 НК РФ). При наличии у вас недоимки по НДС, иным федеральным налогам, а также обнаружении задолженности по соответствующим пеням или штрафам налоговики самостоятельно зачтут в счет них возмещаемую сумму налога (п. 4 ст. 176 НК РФ). Причем на недоимку, образовавшуюся в период между датой подачи декларации и датой решения и не превышающую сумму НДС к возмещению, пени начислены не будут (п. 5 ст. 176 НК РФ). Если недоимка отсутствует или перекрывается возмещаемой суммой, вы вправе вернуть сумму возмещения (либо ее часть, оставшуюся после погашения недоимки) на счет или зачесть ее в счет предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам.

5 дней на возврат

Для возврата и зачета НДС необходимо заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ). На следующей день налоговый орган передает поручение о перечислении денег в орган Федерального казначейства, у которого 5 дней на возврат денег на расчетный счет организации. Одновременно с формированием поручения для казначейства налоговый орган обязан в письменном виде сообщить о своем решении налогоплательщику, который в свою очередь оформляет заявление в свободной форме на возврат денег с указанием конкретной суммы и банковских реквизитов. Если заявление о зачете или возврате вы не успеете подать до дня вынесения решения, возврат НДС из бюджета будет осуществляться в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

На основании решения о возврате инспекция оформляет поручение на возврат и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства (это должно произойти на следующий день после дня принятия решения). Казначейство в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения обязано перечислить деньги на ваш счет и известить налоговиков о дате и сумме возврата (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Проценты за задержку возврата НДС

На практике бывают случаи задержек в поступлении денег из бюджета. Статья 176 пункт 10 НК РФ предусматривает штрафные санкции. При нарушении сроков возврата суммы налога, начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Начислять ли эти проценты, на наш взгляд, зависит от суммы возмещаемого налога, количества дней задержки возврата налога и готовности отстаивать свои права в суде.

Как заказать услугу по возмещению НДС

Воспользуйтесь любым удобным для вас способом:

Напишите онлайн консультанту;
Позвоните нам по телефону (4812) 701-700;
Воспользуйтесь формой ниже

Читать еще на эту тему:

Как ИФНС проверяет налоговую декларацию по НДС
Ускоренный порядок возмещения НДС
Проблемы возврата НДС

Процедура возврата НДС четко прописана в Налоговом кодексе РФ. НДС подлежит возмещению в том случае, если сумма налога за отчетный период меньше положенных вычетов.

Что такое возврат НДС

НДС – это налог на добавленную стоимость. Он представляет собой изъятие в пользу государственного бюджета части стоимости товаров или услуг.

Возмещение НДС происходит только в том случае, если его общая сумма, определенная за отчетный период меньше, чем размер положенных вычетов. Для возврата НДС потребуется заполнить декларацию.

Надо отметить тот факт, что алгоритм возмещения налога одинаковый как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Чтобы возвратить НДС налогоплательщик должен отвечать сразу двум критериям:

  • ИП или ООО является плательщиком НДС;
  • у предпринимателя или организации имеется право на возмещение налога.

Плательщиками НДС являются ИП, юридические лица, а также граждане, которые переправляют товары через границу. В некоторых случаях предприятия освобождаются от уплаты налогового взноса.

№ пп Налогоплательщик Случаи освобождения от уплаты НДС
1 ИП Если предприниматель перешел на специальные режимы налогообложения: Единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД), Упрощенная система налогообложения (далее УСН), Единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН)
2 Юридические лица Организации, которые перешли на УСН, ЕНВД, на патентную систему налогообложения (далее ПНС).
3 Налогоплательщики, которые занимаются перевозкой товаров через границу. Являются плательщиками НДС только в том случае, если Законодательство РФ и нормативно-правовое регулирование ТС (таможенный союз) признает их таковыми.

Таким образом, плательщиками НДС признаются лица, применяющие общую систему налогообложения. В обязанности ИП и организаций входит:

  • исчисление НДС с реализации товаров и услуг;
  • оформление документов;
  • ведение журнала товарооборота;
  • создание налоговой отчетности.

Право на применение вычетов возникает при его предъявлении поставщиком, а также в других случаях, предусмотренных налоговым законодательством, например по капитальному ремонту, выполненному силами компании.

Важно! Если предприятие не является плательщиком НДС, но у него возникла обязанность его исчисления и внесения в бюджет (например, при покупке товаров у иностранного поставщика), возможности на получение вычета оно не имеет.

Возврат НДС заключается в последовательном выполнении поставленного алгоритма действий. В самом конце цепочки операций предприятие получает денежные средства.

В чем особенности возврата НДС

Зачастую право на возмещение налога возникает у предприятий, занимающихся экспортом товаров, которые применяют нулевую налоговую ставку. Данное правило регламентировано статьями 164, 165 НК РФ.

Согласно действующему законодательству ИП и организации имеют возможность получить вычет, если НДС уплатил поставщик во время покупки товаров или приобретения услуг, предназначенных для реализации за пределами РФ.

В таком случае право на возврат налога у предприятия возникает каждый отчетный период, а точнее ежеквартально.

Важно! Факт превышения вычетов суммы НДС не является гарантией его возмещения.

Чтобы возвратить уплаченный налог, необходимо совершить регламентированный законодательством алгоритм действий. В первую очередь предприятие ждет налоговый анализ, который называется камеральной проверкой. Она проводится после того, как налоговая получит декларацию по НДС.

Для камеральной проверки бухгалтерия фирмы обязана подготовить бумаги, которые можно классифицировать на группы:

  • бумаги, подтверждающие возможность применения нулевой налоговой ставки;
  • документы, которые обосновывают сумму налога, подлежащего возврату и размер вычета.

Схема возврата НДС

Чтобы возвратить НДС рекомендуется четко следовать общепринятому алгоритму действий. Соблюдая схему возмещения налога, плательщик защитит себя от совершения глупых ошибок и поможет отстоять свои права при возникновении вопросов у налоговой инспекции.

Подача декларации с указанием суммы НДС к возврату

Для возмещения налога в первую очередь предприятию потребуется подготовить бумаги, которые подтверждают право на его возврат. Следующим шагом является заполнение налоговой декларации.

Декларация сдается в территориальное подразделение ФНС по месту учета в электронном виде. Правило действует с начала 2015 года.

Важно! Если предприятие, по какой-либо причине, не может прислать электронный документ, а передает его бумажную форму, то данный факт приравнивается к не предоставлению отчетности.

После получения декларации, на протяжении 60 дней ИФНС проводит камеральную проверку. В некоторых случаях, описанных в статьях 176 и 88 НК РФ, время ее проведения увеличивается до трех календарных месяцев.

В процессе проверки сотрудник налоговой инспекции запрашивает документы, которые подтверждают обоснованность вычета НДС.

По завершению процедуры налоговики выносят определение о возврате налога либо составляют акт о выявлении нарушений.

Оформление акта налоговой проверки сотрудниками ФНС

Если во время проведения налогового анализа сотрудник ИФНС выявил нарушения, в течение 10 календарных дней с момента окончания анализа составляется акт. Он подписывается сотрудниками, проводившими анализ предприятия и должностным лицом, ответственным за ведение налогового учета.

Акт содержит следующую информацию:

  1. Время проведения анализа предприятия. В документе указывается дата подписания акта.
  2. Местонахождение, наименование фирмы, где проводилась проверка, а также ФИО проверяемого лица.
  3. ФИО, должность лиц, которые участвовали в проведении камеральной проверки.
  4. Реквизиты документа, который является основанием для проведения анализа. Чаще всего это решение руководителя налоговой инспекции.
  5. Время предоставления предприятием декларации.
  6. Полный список документов, которые были исследованы при анализе фирмы. Также указывается период, за который налоговый сотрудник проверял предприятие.
  7. Полное время проведения анализа. Отражается дата начала и окончания.
  8. Перечень нарушений, выявленных во время проверки. В акте отражаются лишь те недостатки, которые подтверждены документально.
  9. Заключение и вывод. Составляется проверяющим лицом со ссылками на нормативно-правовое законодательство.

Акт вручается предприятию в течение пяти дней с момента его составления.

Подача письменных возражений налогоплательщиком (при наличии таковых)

Если фирма не согласна с найденными на предприятии нарушениями, а также с выводами, отраженными в акте камеральной проверки, она имеет право подать возражение. Протест предоставляется исключительно в письменном виде в течение одного календарного месяца с момента ознакомления с актом.

Для подтверждения правомерности возражений, предприятие вправе представить документы, обосновывающие факт несоответствия.

Принятие решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе от претензий

На протяжении десяти суток с момента получения возражений налоговик обязан принять решение:

  • возместить НДС;
  • привлечь предприятие к ответственности;
  • не привлекать фирму к ответственности.

О своем решение работник ИФНС уведомляет предприятие не позднее чем через пять суток после его принятия. Данное правило закреплено Налоговым кодексом РФ, а точнее статье 176.

Зачет НДС в счет погашения задолженностей при наличии таковых (недоимки по НДС, федеральным налогам, пеням, штрафам)

Работник ИФНС проверяет фирму на наличие налоговой задолженности. В случае ее обнаружения возмещение налога происходит в зачет долгов.

Если сумма задолженности не превышает размер налога, подлежащего возврату, а также в случае образования долга с момента подачи декларации по окончание анализа, то проценты не начисляются.

Если сумма НДС, подлежащего возмещению, больше размера недоимки, оставшаяся сумма подлежит зачислению предприятию на счет. В обратной ситуации, остаток долга фирма гасит за счет собственных средств.

Принятие решения о возмещении НДС (при отсутствии нарушений, которые могли быть выявлены в ходе камеральной проверки)

Если во время налогового анализа, сотрудники ИФНС не выявили нарушений, определение о возврате налога должно быть принято не позднее чем через семь суток.

Возврат НДС налогоплательщику (при отсутствии недоимки по НДС, федеральным налогам, пеням, штрафам)

Если предприятие исправно исполняет налоговые обязательства и не имеет задолженности перед налоговой службой, ИФНС выносит определение о выплате ранее уплаченного НДС.

Важно! Для получения ранее уплаченного налога по законным обстоятельствам фирма или ее представитель, обязаны подать соответствующую заявку. Она предоставляется вместе с декларацией, либо отдельно от нее после проведения анализа.

Перечисление сумм НДС на банковский счет налогоплательщика (5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК)

После получения поручения от ИФНС ОФК обязан в течение пяти суток перечислить всю сумму, которая указана в документе. О совершении операции ОФК уведомляет территориальное подразделение ИФНС, направившего поручение.

В случае зачисления денежных средств в положенные законодательством сроки, процедура возврата считается оконченной.

Если в течение двенадцати суток с момента окончания налогового анализа на расчетный счет предприятия не поступили положенные средства, на всю сумму начисляются проценты.

Выплата налогоплательщику процентов в случае нарушения сроков возврата НДС

В случае нарушения сроков возмещения НДС, на сумму налога начисляются пени. Предприятие вправе запросить их выплату.

Если долг перед фирмой полностью погашен, то процедуру считают оконченной. В случае получения только суммы возмещения НДС, предприятие вправе запросить выплату процентов.

Решение о предоставлении начисленной неустойки принимается ИФНС в течение трех суток с момента ознакомления с уведомлением от ОФК о отправке денежных средств получателю.

Типичные ошибки

В процессе возмещения НДС предприятия часто совершают ошибки, которые носят распространенный характер.

Ошибка 1. ООО «Прим-Ок» направило декларацию по НДФЛ в письменном виде заказным письмом по Почте. Налоговый орган уведомил предприятие о факте не предоставления отчетности.

Решение 1. Начиная с 2015 года, декларация по налогу на добавленную стоимость подается исключительно в электронном виде. Бумажная форма документа не принимается. Для решения вопроса декларацию необходимо направить в электронном виде.

Ошибка 2. ИП Игнатьев П.Р. применяет упрощенную систему налогообложения. Предприятие экспортировало товар, а через 7 месяцев подало декларацию и заявление на возмещение НДС. В возврате налога ИП Игнатьев было отказано.

Решение 2. ИП не являются плательщиками НДС. Однако случается необходимость его возврата при экспорте товаров. В таком случае предприятие имеет право просить о возмещении налога, но подавать заявление и декларацию необходимо в течение полугода с момента проведения операции.

Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками — возмещение НДС в ускоренном порядке добросовестными налогоплательщиками.

Зачет и возврат налога — Зачет налога — зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет текущей или будущей задолженности по налогам. Возврат налога — перечисление из бюджета на счет налогоплательщика сумм уплаченного налога.

Налоговый вычет по НДС — суммы НДС, уплаченные поставщикам, уплаченные при ввозе на территорию России таможенным органам и в иных аналогичных случаях, которые уменьшают сумму исчисленного НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

zayavitelnyy_poryadok_vozmeshcheniya_nds_bankovskaya_garantiya.jpg

По общепринятым правилам предприятия могут надеяться на возврат уплаченного ранее НДС лишь по прошествии достаточно длительного периода (от 2-х месяцев), поскольку ИФНС требуется время для проверки представленной декларации и вынесения решения (возместить или отказать). Таким образом, в этот временной промежуток налогоплательщики становятся кредиторами для государства, и если суммы к возмещению внушительны, то такими же внушительными являются и отвлечения средств из оборота, что снижает прибыльность компании и негативно сказывается на ее финансовом состоянии.

Для того чтобы избежать подобных последствий, возвратить средства на счет можно в заявительном порядке. Это означает, что вернуть НДС можно до того, как декларация будет проверена и налоговая убедится в праве компании на возмещение налога. Закреплен такой вариант в ст. 176.1 НК РФ, но приемлем он только для предприятий с существенными размерами оборотов и бюджетных отчислений.

Кто вправе рассчитывать на возмещение НДС по заявлению

Право на заявительный порядок возмещения НДС фирма имеет, если она:

функционирует свыше 3-х лет и за последние 3 года перечислила налогов в совокупности на 2 млрд. руб. и более (НДС, НДПИ, налог на прибыль, акцизы). При этом из общей величины налогов вычитают возмещенный НДС;

представила действующую банковскую гарантию;

является резидентом территории ОЭР или свободного порта Владивосток (с гарантией от управляющей компании);

представила поручительство от фирмы, созданной более 3-х лет назад и уплатившей за последние 3 года налогов в объеме от 2 млрд. руб. Поручитель не должен находиться в процедуре банкротства, ликвидации/ реорганизации или иметь задолженность перед бюджетом. Сумма по поручительству не может быть более половины стоимости чистых активов фирмы-поручителя.

Поговорим о роли банковской гарантии НДС к возмещению в заявительном порядке.

Что такое банковская гарантия на возврат НДС

Гарантия банка на возмещение налога – это документ, подтверждающий его обязательства по выполнению фирмой оговоренных условий. Т.е. банк-гарант обязуется возместить убытки, если по итогам проверки декларации обнаружится, что право на возврат НДС у компании отсутствует, а возмещенную сумму по требованию ИФНС она не возвратила.

Ключевые положения, раскрывающие термин «банковская гарантия», зафиксированы в ст. 74.1 НК РФ. Ее вправе выдать банк, означенный в периодически обновляющемся перечне, утвержденном Минфином, и отвечающий критериям ст. 74.1 НК РФ. Банк должен быть лицензирован ЦБ РФ, не иметь требований ЦБ о финансовом оздоровлении и соблюдать все нормативы закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центробанке РФ» последние полгода. Кроме того размер собственных активов банка должен составлять 1 млрд. руб. и более, а период его работы на рынке – не менее 5-ти лет.

Банковская гарантия (НДС) не может быть отозвана или передана другой компании, а минимальный срок ее действия – 10 месяцев с момента представления декларации по НДС с суммой налога к возврату.

Банковская гарантия под возмещение НДС: как получить

Итак, если фирма, соответствующая перечисленным выше критериям, решила подать заявление на возмещение налога, то прежде ей стоит позаботиться о получении банковской гарантии. Напомним, что при этом уверенность компании в праве на возврат НДС должна быть стопроцентной.

Процесс выдачи гарантии идентичен предоставлению займа: необходимо обратиться в банк с заявлением, к которому приложен пакет документов. Условия выдачи гарантии обычно зависят от финансового положения компании-заявителя, но практически всегда под гарантию требуется обеспечение. Плата за ее получение устанавливается банком и может колебаться от 1 до 10% годовых.

К сведению! Нахождение компании, заявившей о возврате НДС, и ее банка-гаранта в различных регионах страны не должно явиться причиной отказа ИФНС в возмещении.

Сумма, означенная в гарантии, не может быть меньше размера возмещаемого налога (или его части) и должна при возникновении форс-мажорных ситуаций покрывать обязательства перед бюджетом (например, в ситуации, когда ИФНС мотивированно отказала в возмещении НДС по завершении проверки). В документе должен быть зафиксирован пункт об обязательствах банка возместить НДС, если плательщик проигнорирует это.

Заявительный порядок возмещения НДС: банковская гарантия

Процедура ускоренного возмещения НДС по банковской гарантии выглядит так:

Предприятие подготавливает подтверждающие правомерность возврата НДС документы (как и в общем порядке) и представляет декларацию по НДС;

В течение последующих 5-ти дней оформляет:

— заявление о реализации заявительного порядка на возврат НДС в произвольной форме (с обязательным указанием реквизитов счета, на который будет сделан возврат);

На протяжении последующих пяти дней ИФНС рассматривает заявление и выносит решение о возмещении налога или отказе. Решение сообщается компании также в течение 5-ти дней. Отказ налоговиков должен быть аргументирован – в решение указывают, какой пункт НК РФ нарушен предприятием;

При вынесении положительного решения ИФНС отправляет поручение в казначейство, откуда деньги перечисляются на банковский счет компании.

В общей сложности процедура возврата НДС по заявлению занимает 11 рабочих дней с момента его подачи. Если по истечении этого срока деньги на счет не поступят, то неперечисленная сумма начинает индексироваться по действующей ставке рефинансирования ЦБ.

Банковская гарантия возврата НДС при экспорте

Предприятия – экспортеры нередко сталкиваются с ситуациями, когда сумма вычета по НДС превышает размер налога к уплате, т. е. возникает право на его возмещение. Осуществить возврат НДС они могут как по общим правилам, так и по заявлению, заручившись банковской гарантией и в том же порядке, что представлен выше.

Таким образом, вернуть НДС под банковскую гарантию можно лишь крупным компаниям. Быстрый возврат в оборот солидных сумм – несомненный плюс этой процедуры, но нужно помнить, что существует и минус – за предоставление гарантии банку придется заплатить (и иногда это весьма значительные суммы).

О требованиях к банковской гарантии, применяемой для заявительного порядка возмещения НДС

О требованиях к банковской гарантии, применяемой для заявительного порядка возмещения НДС

Вопрос:

ООО просит пояснить следующий вопрос.

Согласно пункту 5 статьи 74.1 НК РФ банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям: 1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой; 2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей; 3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; 4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; 5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии. При этом банковская гарантия также должна отвечать требованиям, установленным в пункте 3 статьи 74.1 и пункте 4 статьи 176.1 НК РФ.

Данные требования закреплены нормами НК РФ, в частности, для целей применения налогоплательщиком заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость в порядке, установленном положениями статьи 176.1 НК РФ.

Одновременно банковская гарантия должна соответствовать иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами. Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) «О кредитных историях» информация о передаче сведений, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона, о заемщике, поручителе, принципале в бюро кредитных историй должна содержаться в договоре займа (кредита), договоре поручительства, заключаемых источником формирования кредитной истории с заемщиком, поручителем, а также в банковской гарантии.

Требование нормы, закрепленной в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О кредитных историях», будет соблюдено при указании в тексте банковской гарантии, представляемой в налоговый орган согласно пункту 6.1 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщиком, выступающим одновременно в статусе принципала, следующего:

«ГАРАНТ направляет в бюро кредитных историй информацию о ПРИНЦИПАЛЕ, предусмотренную статьей 4 Федерального закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. N 218-ФЗ.»

Просим пояснить правомерность применения налогоплательщиком для целей заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, установленного положениями статьи 176.1 НК РФ, приведенной выше банковской гарантии.

Налоговые вычеты следует отличать от возмещения налога. Возмещение возникает тогда, когда сумма налоговых вычетов (по итогам данного налогового периода) превышает общую сумму НДС (в этом отчетном налоговом периоде). Полученная от этого разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии со ст. 176 НК.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В этот период налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе в возмещении. Зачет денежных средств налогоплательщика в счет недоимок и пеней по налогам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, а также в счет текущих платежей по налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, производится налоговым органом самостоятельно. В течение 10 дней после вынесения решения налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика (абз. 5 п. 4 ст. 176 НК РФ). Возврат налога производится налогоплательщику по его заявлению (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Основное значение заявления заключается в выражении воли налогоплательщика относительно способа проведения возмещения. Но, принимая во внимание, что зачет денежных средств производится налоговым органом самостоятельно, подача заявления о возврате в случае отсутствия оснований для проведения зачета, согласно абз. 6, 7 п. 4 ст. 176 НК РФ, носит формальный характер.

Налоговым законодательством не установлен срок подачи заявления о возврате налога на расчетный счет. Наиболее удобный способ заявить о своем желании возвратить денежные средства на расчетный счет — подача заявления о возврате одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% и комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае отказа налоговым органом в возмещении НДС факт наличия или отсутствия заявления в форме письма не имеет значения, так как неправомерное невозмещение налога начинается с момента истечения 3-месячного срока, отведенного НК РФ налоговому органу для проверки обоснованности применения вычетов. Таким образом, именно по истечении этого срока должны начисляться проценты за несвоевременный возврат сумм НДС, если налоговый орган бездействует, независимо от того, было ли представлено налогоплательщиком заявление, предусмотренное абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ. Заявление о возмещении может быть подано в форме как письма, так и искового заявления, причем выбор формы можно основывать на принятом налоговым органом решении. В случае бездействия налогового органа заявление должно быть подано в форме искового заявления.

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Право на зачет и возврат переплаты предоставлено также плательщикам сборов и налоговым агентам. Порядок для них будет тот же, что и для налогоплательщиков.

Переплата в бюджете может оказаться по двум причинам: первая — их переплатил сам налогоплательщик, вторая — налоговая инспекция взыскала большую сумму денег, чем было необходимо.

Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности процедуры зачета и возврата для каждого из этих случаев. Если сумма налогов была излишне уплачена налогоплательщиком, то зачесть и возвратить ее можно в порядке, который предусмотрен ст. 78 Налогового кодекса РФ. Суммы налога и пени, излишне взысканные налоговой инспекцией, возвращаются (ст. 79 НК РФ).

Переплата возникает у налогоплательщика по разным причинам. Допустим, он может допустить неточности в исчислении налогов при определении налоговой базы и ставок, а также обычные технические ошибки при таких расчетах. Переплата может образоваться и в результате ошибок, которые сделаны при перечислении налоговых платежей.

Если налоговая инспекция предполагает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу, то в этом случае налогоплательщику могут предложить провести совместную сверку.

Налоговый кодекс РФ устанавливает в данном случае право, а не обязанность налогового органа проводить выверку уплаченных налогов. Но, как правило, о переплате заявляет сам налогоплательщик, направляя заявление в налоговую инспекцию.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится в российской валюте, и не важно, в какой валюте произошла излишняя уплата налога. Если это иностранная валюта, то сумма, подлежащая возврату или зачету, определяется исходя из курса Банка России на день излишней уплаты налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Сумму переплаты по налогу можно направить на погашение недоимки, зачесть в счет предстоящих платежей или возвратить на расчетный счет.

Зачесть переплату можно только в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена сумма излишне уплаченного налога (п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

В первоочередном порядке переплата направляется на погашение недоимки и пеней, и в этом случае налоговые органы могут самостоятельно, без заявления, погасить недоимку в счет переплаты. Об этом в течение двух недель они должны известить налогоплательщика.

Если у налогоплательщика нет недоимок или пеней, он вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей. Однако подобный зачет возможен только по заявлению налогоплательщика. Самостоятельно зачесть переплату в счет предстоящих платежей налоговая инспекция не вправе.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование организации (Ф.И.О., если ПБОЮЛ), ее ИНН и КПП, а также по каким налогам произошла переплата и в счет каких платежей ее надо направить.

При наличии ошибки в платежке к заявлению желательно приложить данное поручение и выписку из банка. Если же налогоплательщик сделал ошибку в расчете налога и это явилось причиной переплаты, то вместе с заявлением о зачете или возврате надо подать уточненную декларацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей должно быть вынесено налоговой инспекцией в течение пяти дней с момента поступления заявления (п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ). После принятия решения инспекция заполняет уведомление по форме N 54 и направляет его в органы Казначейства.

Пример. Бухгалтер организации в июле 2005 г. выявил, что при перечислении НДС по декларации за май 2005 г. была допущена ошибка в платежном поручении. В результате этой ошибки в бюджет ошибочно была перечислена сумма на 15 000 руб. больше. Организация 18 июля 2005 г. направила заявление в налоговую инспекцию о зачете переплаты в размере 15 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. К заявлению организация приложила копию платежного поручения и выписку банка о произведенном платеже.

В соответствии с данными карточки лицевого счета организации за ней на момент поступления заявления числится задолженность:

— по налогу на прибыль (в части федерального бюджета) — пени 4800 руб.;

— по ЕСН (в части федерального бюджета) — недоимка и пени 3600 руб.;

— по налогу на имущество — пени 2000 руб.

Инспекция изначально направила переплату в счет уплаты пеней по налогу на прибыль и недоимки и пеней по акцизам в сумме 8400 руб. (4800 руб. + 3600 руб.). В счет уплаты пеней по налогу на имущество направить переплату нельзя. Дело в том, что этот налог зачисляется в региональный бюджет, а переплата возникла в федеральном бюджете.

25 июля 2005 г. руководитель налоговой инспекции вынес решение о зачете оставшейся переплаты в сумме 6600 руб. (15 000 руб. — 8400 руб.) в счет предстоящих платежей по НДС. Организации было направлено извещение о вынесенном решении с приложенной копией решения.

Для возврата излишне уплаченных сумм налогоплательщик подает заявление в налоговую инспекцию, в котором указываются такие сведения: наименование, ИНН и КПП налогоплательщика, по каким налогам образовалась переплата и реквизиты банковского счета, на который следует возвратить эту сумму.

Если у налогоплательщика есть недоимка или пени по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат производится только после зачета сумм переплаты в счет погашения задолженности. Поэтому перед тем как направить заявление о возврате, следует провести сверку расчетов с бюджетом для уточнения сумм переплаты и возможной задолженности.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Чтобы подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов, в налоговые органы представляют следующие документы:

1) в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, представляется контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

Выпиской банка (копией выписки) признается документ, подтверждающий фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке. Выписка банка представляет собой копию лицевого счета, в котором, в свою очередь, отражаются поступление денежных средств на счет и их списание со счета (п. 2.1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П). В подтверждение поступления денежных средств на счет к выписке банка прилагаются документы, на основании которых совершены записи по счету (это могут быть платежные поручения и другие документы).

Если в контракте предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя товаров.

Налогоплательщик может не представлять выписку банка о поступлении денежных средств на счет в российском банке только при осуществлении бартерных операций. В этом случае он должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территорию Российской Федерации и их оприходование;

3) полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта (при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи);

4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей:

а) при вывозе товаров в режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

— копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;

— копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации;

б) при вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

в) при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

5) контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров либо свидетельствующие о помещении вывозимых с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом, а также таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Целый ряд изменений и дополнений в гл. 21 НК РФ посвящен применению нулевой налоговой ставки и возмещению налога. В первую очередь, эти новшества касаются состава документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0%.

С 1 января 2006 г. становится возможным применение нулевой ставки в случаях, когда выручка от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (перемещения припасов), получена не непосредственно от иностранного покупателя, а от третьих лиц. На это указывают поправки, внесенные в пп. 2 п. 1 и в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ.

Важная поправка — замена термина «грузовая таможенная декларация» термином «таможенная декларация», что исключит отказ в применении нулевой ставки по формальному основанию.

На исключение формального подхода направлено расширение перечня документов, подтверждающих факт приема экспортируемых товаров к перевозке. В действовавшей до конца 2005 г. редакции ст. 165 НК РФ в качестве такого документа упоминается только коносамент, что часто позволяло налоговым органам отклонять ссылки на другие документы.

Существенные изменения и дополнения связаны с возмещением НДС. Следует учитывать, что эти новшества вводятся в действие с 1 января 2007 г.

Спустя год будет расширен перечень операций, позволяющих налогоплательщикам претендовать на возмещение налога.

Вместе с реализацией (передачей) товаров, работ, услуг (имущественных прав), а также с передачей товаров (работ, услуг) для собственных непроизводственных нужд в число таких операций войдет выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Сокращается срок, отводимый для возмещения НДС. Важно отметить, что этот срок будет отсчитываться от даты представления налоговой декларации и составит не более трех месяцев с указанной даты. Данный срок включает:

— срок проверки налоговым органом обоснованности сумм налога, заявленных к возмещению (два месяца);

— срок принятия решения о возмещении налога или об отказе в возмещении (семь дней);

— срок уведомления налогоплательщика о возмещении или об отказе в возмещении (десять дней);

— срок направления решения о возврате налога из бюджета в орган Федерального казначейства.

Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства или реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Это изменение закрепляет в законодательном порядке сложившуюся практику применения методики раздельного учета для определения сумм НДС, относящихся к операциям, по которым применяется ставка 0%. Организации самостоятельно разрабатывают подобную методику, так как единой методики, рекомендованной к применению, нет. Поэтому организации обязаны разработать подобную методику раздельного учета и закрепить в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения.

Федеральный закон от 28 февраля 2006 г. N 28-ФЗ направлен на устранение неточности, возникающей с момента внесения в Налоговый кодекс изменений в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно этим изменениям с 1 января 2006 г. перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС, должен быть дополнен документами, подтверждающими факт поставки товаров резиденту особой экономической зоны. В этот перечень включаются, в частности, контракт с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и др. Наличие подобного положения являлось препятствием для применения налогоплательщиками вычетов по НДС. Федеральным законом устанавливается, что указанные документы необходимо представлять только в случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Кроме того, уточняется порядок применения вычета по НДС по капитальному строительству в отношении объектов, строительство которых началось до 1 января 2006 г. Данное уточнение предоставляет возможность применения указанного вычета только в случае фактической уплаты НДС, что позволяет не допустить необоснованное возмещение сумм НДС в 2006 г. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, и действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Исходя из положений ст. 823 ГК РФ порядок применения НДС в отношении процентов, выплачиваемых иностранным лицом по коммерческому кредиту, предоставленному российской организацией при экспорте товаров, производится в рамках договора по реализации товаров. В связи с этим проценты, выплачиваемые иностранным лицом российской организации за предоставление коммерческого кредита при реализации товаров на экспорт, являются суммами, связанными с оплатой этих товаров. Статья 162 НК РФ предусматривает, что при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), сумма НДС определяется расчетным методом, и налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной ст. 164 НК, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Пункт 1 ст. 164 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение НДС производится по ставке в размере 0%.

Поскольку определение суммы НДС расчетным методом при применении ставки НДС в размере 0% в ст. 164 НК не предусмотрено, денежные средства, получаемые в виде процентов, выплачиваемых иностранным лицом по коммерческому кредиту, предоставленному российской организацией при экспорте товаров, включаются у данной российской организации в налоговую базу по НДС в составе выручки от реализации товаров, подлежащей налогообложению НДС по ставке 0%.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх