Земли изъятые из оборота

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 304-КГ17-6817 по делу N А70-7318/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды руководствовались статьями 7, 15, 27, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 23, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и исходили из отсутствия оснований для предоставления обществу в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку установили, что он относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 по делу N 307-КГ16-18929, А66-14671/2015 Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка. Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что он является собственником расположенного на земельном участке объекта недвижимости, право на который было зарегистрировано в установленном законом порядке. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не проверили должным образом правомерность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка по основаниям, установленным в ст. ст. 39.16, 85 ЗК РФ.

Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 309-КГ17-6180 по делу N А76-11080/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как на спорных земельных участках объекты использования атомной энергии не располагались.

Отменяя решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса и подпункта 7 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения предприятия от уплаты земельного налога в отношении спорных земельных участков, поскольку объекты использования атомной энергии на них не располагаются.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 306-ЭС16-18309 по делу N А06-8504/2014 Требование: Об обязании заключить договоры купли-продажи без проведения торгов. Обстоятельства: Конкурсный управляющий должника, намереваясь выкупить земельные участки за плату по кадастровой стоимости, просил заключить договоры, в чем ему было отказано ответчиком. Решение: В удовлетворении заявления отказано, поскольку предоставление земельных участков совхозу как унитарному предприятию на праве собственности не допускается законом, оснований полагать, что пребывание совхоза в состоянии банкротства расширяет его права и снимает указанное ограничение, не имеется.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 308-ЭС17-5743 по делу N А32-6475/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в границах испрашиваемого участка находился объект археологического наследия.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе письмо от 21.07.2015 N 78-4581/15-0176 и заключение от 18.12.2014 N 78-7038/14-01-22, установив, что на дату принятия решения об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, департамент располагал официальной информацией о том, что в границах испрашиваемого участка находится объект археологического наследия курган «Украинский 1» и курганная группа «Украинская 2», суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 15, пунктами 1, 2, подпунктом 4 пункта 5 статьи 27, подпунктом 4 пункта 2 статьи 94, подпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что департамент правомерно отказал обществу в приобретении спорного земельного участка, как ограниченного в обороте и не подлежащего приватизации.

Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 308-КГ17-2697 по делу N А32-6631/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату и направить подписанный проект договора купли-продажи участка. Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что судами не исследованы надлежащим образом вопросы о том, входит ли спорный земельный участок в границы зон планируемого размещения объектов, обозначенных в Генеральном плане, относится ли его часть к территории общего пользования в связи с прохождением через него дороги местного значения.

Суды не исследовали надлежащим образом с учетом положений пункта 5 статьи 27, пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, статей 9, 14, 18, 23 ГрК РФ вопрос о том, входит ли спорный земельный участок в границы зон планируемого размещения объектов, обозначенных в Генеральном плане Краснодара, относится ли его часть к территории общего пользования в связи с прохождением через него дороги местного значения.

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 303-ЭС17-5048 по делу N А04-501/2016 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительными оспариваемых договоров купли-продажи долей в общей долевой собственности на земельный участок и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания отсутствующим права собственности ответчика на доли.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 166, 167, 168, 250, 441 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 12, 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разъяснениями, приведенными в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительными оспариваемых договоров купли-продажи долей в общей долевой собственности на земельный участок и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания отсутствующим права собственности предпринимателя на доли.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 86-КГ17-2 Требование: Об истребовании земельных участков лесного фонда из чужого незаконного владения, обязании освободить земельные участки от расположенного на них имущества посредством демонтажа. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что земельные участки, принадлежащие ответчику на праве собственности, относятся к землям лесного фонда, при этом на одном из земельных участков лесного фонда возводится забор, ограждающий часть земельного участка. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что заключение землеустроительной экспертизы не содержит ответа на поставленный судом вопрос о том, имеется ли наложение границ лесного фонда на границы земельных участков, принадлежащих ответчику на праве собственности.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам (часть 1).

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 32-АПГ17-1 Об отмене решения Саратовского областного суда от 16.11.2016 и признании частично недействующими решений Саратовской городской Думы от 11.10.2012 N 18-217, от 06.02.2014 N 32-361, от 25.07.2014 N 38-429, от 19.02.2015 N 43-482, от 14.06.2016 N 60-634 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».

При этом приведенной нормой пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, а также пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2017 N 303-КГ17-4732 по делу N А51-25060/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность, об обязании подготовить и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровые выписки и паспорта объектов, фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 15, 27, 39.1, 39.16, 39.17, 39.20, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.

  • Приложение. Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации
    • Приложение N 1. Сведения о местонахождении (адреса) и телефоны отделов государственного архитектурно-строительного надзора
    • Приложение N 2. Блок-схема исполнения государственной функции
    • Приложение N 3. Рекомендуемый образец извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 4. Образец программы проведения проверок
    • Приложение N 5. Рекомендуемый образец извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 6. Рекомендуемый образец уведомления о проведении проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 7. Рекомендуемый образец извещения о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 8. Образец акта проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 9. Образец предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 10. Рекомендуемый образец извещения об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
    • Приложение N 11. Рекомендуемый образец извещения об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства
    • Приложение N 12. Рекомендумый образец заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации
    • Приложение N 13. Образец решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации

Приказ Министра обороны РФ от 2 декабря 2011 г. N 2300
«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации»

Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь — только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены.

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии.

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Раздел имущества в гражданском браке имеет определенные трудности.

С чего начать раздел имущества? Узнайте об этом .

Проживание в разных городах не является преградой для развода. Как в этом случае происходит бракоразводный процесс, вы узнаете в нашей статье.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Что это за территории?

Согласно пункта 1. статьи 93 «Земельного кодекса РФ» землями обороны и безопасности признаются территории, которые используются для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских подразделений и органов, организаций, предприятий, учреждений, выполняющих вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории РФ, следящих за Государственными границами Российской Федерации, информационной безопасностью, другим видам безопасности.

Согласно п. 2 того же нормативного акта территории могут использоваться с точки зрения целевого назначения для трёх нужд:

  1. Возведение, подготовка и поддержание работоспособности армии (всех родов войск). К этому пункту относятся учения, диспозиция войск, размещение милитаризированных структур и прочих.
  2. Проектирование, изготовление и наладка оружия, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (сюда также входят полигоны по испытанию и места захоронения боеприпасов).
  3. Складирование и резервирование товарных ценностей государственного материального резерва (склады и хранилища различных целей).

Как видно из вышеприведенных статей кодекса целевое назначение рассматриваемых земель охватывает полный спектр жизнеобеспечения армии.

Виды, правовой режим и положение этих земельных участков

Общие правила

Кроме ЗК РФ статус этих территорий регулируют другие нормативные акты и законы. Рассмотрим их более подробно. Так, пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли и богатства недр, а также ресурсы, выделенные для целей ВС РФ, пребывают в федеральной собственности.

ВАЖНО! Теоретически, любые земли при обосновании могут быть отведены под оборону безопасность. Неважно в каком ведомстве находится земля или у кого она в собственности. Процедура отведения земли также регулируется земельным законодательством.

Для нужд ВС РФ земли, которые находятся в чьей-либо собственности или аренде, как уже было отмечено выше, могут быть изъяты в порядке, определяемом Правительством РФ. Следует отметить, что земельные участки Министерства обороны РФ могут быть заняты на временное использование. В этом случае они не отчуждаются и составляется срочный договор аренды.

После использования их приводят в состояние, пригодное для использования.

Земли могут:

  1. рекультивировать;
  2. рыхлить;
  3. высаживать деревья и кустарники.

Наделы пограничной полосы

Статья 93 ЗК РФ регламентирует также землепользование так называемой пограничной полосы. К ней относятся наделы, расположенные вдоль государственной границы. Перечень видов хозяйственной и промысловой деятельности, а также территориальное разграничение описано в «Законе о государственной границе».

Уникальный режим использования территорий может назначаться в пограничных зонах, которые являются землями безопасности, что грозит ограничением прав собственников, находящихся на этих территориях.

Участки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)

Разработка, приготовление, хранение и утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных и других опасных материалов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

В соответствие с пунктом 4 статьи 93 ЗК они могут состоять из территорий всех населённых пунктов, промышленных зон, территории воинских частей, и других категорий земель. Они имеют уникальный способ эксплуатации, который согласно Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, в ведение которого находятся объекты Минобороны России.

В этом документе прописано:

  • разграничение контролируемых и запретных зон на территории ЗАТО;
  • ограничение доступа и проживания;
  • права на владение;
  • пользование и распоряжение землей;
  • обмен жилых помещений;
  • проведение предпринимательских и хозяйственных действий;
  • ограничение на полеты.

Все ограничения регулируются одним документом: ПП РФ от 5 мая 2014 г. № 405. Согласно с Положением могут создаваться виды зон:

  • запретная зона;
  • зона охраняемого военного объекта;
  • охранная зона военного объекта.

Кто является собственником?

Все земли обороны и безопасности находятся в ведении органов местного самоуправления, но в федеральной собственности, изъяты из оборота либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).

ЗАТО даже с тем учетом, что на нем расположен свой орган местного самоуправления, при разрешении спорных ситуаций находится в ведении уполномоченного федерального органа (Министерства обороны).

Разрешенное и запрещенное применение

Земли, относящиеся к ЗАТО могут быть использованы только по прямому целевому назначению и никак иначе:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Земли обороны и безопасности, находящиеся за пределами ЗАТО, хоть и могут быть ограничены в обороте, или изъяты вовсе, но всё-таки являются территориями Российской федерации, которые могут быть использованы в мирных целях, для развития отраслей промышленности и хозяйства:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Приграничная территория выделяется под хозяйственную деятельность и различные промыслы. Статья 18 ФЗ 4730 «О Государственной границе Российской Федерации» регламентирует порядок наделов. Здесь нужно помнить о правиле пяти километров.

Как это работает? Пять километров от государственной границы или инженерно-технических сооружений требуют разрешения, в оставшейся части достаточно уведомить пограничные службы и спокойно вести промысел.

Управление и мониторинг

Контроль и мониторинг территорий данной категории – это общая задача для местной власти, федеральных служб и министерства обороны. Выделение земельных участков и согласование разрешительных документов входит в эту задачу. Земли помимо основной своей задачи должны благоприятно влиять на экономику страны.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны способствовать выделению земель за пределами ЗАТО, для развития садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищной и дачной застройки, что может обеспечиваться местными органами в порядке, установленном законодательством.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам для целевого назначение, указанного в предыдущем пункте.

Контроль территорий, которые отведены под охранные нужды весьма затруднителен. Их не далеко не всегда вносят в Единый государственный реестр земель.

Поэтому при попытке оформления документов на землю могут возникнуть затруднительные ситуации с определением границы раздела на местности. Впрочем, информацию об этих участках можно найти в различных архивах.

Можно ли перевести во владение или арендовать такие территории?

Как было отмечено выше, арендовать земли обороны и безопасности возможно для определённых целей и в том случае, если они не относятся к ЗАТО. В собственность земли не переводятся ни при каких обстоятельствах. Земельное законодательство чётко регламентирует этот вопрос.

Ознакомьтесь и с другими наши статьями, посвященными землям специального назначения и промышленной категории:

  • Правила перевода различных категорий наделов в промышленные.
  • Особенности перевода промышленных участков в другие категории.
  • Особенности земель энергетики, транспорта, связи, а также земель для космической деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что территории РФ и богатства недр являются национальным достоянием и требуют бережного отношения. К землям обороны и безопасности это относится вдвойне, поскольку они выделены для благородной миссии – сохранения и охраны нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх