Земли сельхозназначения в собственность

Межевание земельного участка — это технически несложное, но ответственное мероприятие. Выполняется процедура только квалифицированными специалистами, чтобы заказать услугу нужно обратиться в любую землеустроительную компанию, где работают аттестованные кадастровые инженеры. В этой статье мы рассмотрим всё, что связано с межеванием, поговорим о стоимости и об изменениях, которые нас ожидают в 2020 году.

Что это такое?

Лицо или организация, которые имеют право на пользование земельным паем с/х назначения, могут распоряжаться с ним посредством следующих действий:

  • Продажа как государству, так и частному лицу;
  • Оформление дарственной на любое физ. или юр. лицо;
  • Выделение территории в ее натуральном выражении.

В процессе возникновения необходимости оформления каких-либо сделок собственник в любом случае столкнется с проведением межевания.

Межевание земельного пая, имеющего строго сельскохозяйственное назначение, заключается в проведении процедуры установления границ поворотных точек земельного участка, после чего между ними проводятся линии, определяющие межи, которые и становятся границами надела.


Нормами права определяется возможность выделения пая из общих земель с/х назначения, в процессе чего потребуется решение органа, имеющего соответствующие полномочия на утверждение возможности как проведения процесса, так и выделения участка для предоставления его в собственность одного из дольщиков.

Инициатором, то есть тем лицом, которое возьмет на себя организацию проведения собрания и оповещение всех заинтересованных лиц, может выступать такое лицо или заинтересованный орган:

  • Участник долевой собственности сельскохозяйственного пая;
  • Те лица, которые используют пай по непосредственному назначению, при этом имеют законное право на такое действие;
  • Орган власти, относящийся к территории, на которой расположен земельный участок.

Инициатором осуществляется публикация объявления, в котором должна содержаться следующая информация:

  • Дата собрания;
  • Вопросы, которые будут рассматриваться на повестке дня;
  • Место, где можно ознакомиться с документацией, что будет составлена на основании проведенного собрания;

Такое оповещение необходимо осуществить не позднее, чем за 40 дней до момента проведения собрания.

На проводимом собрании могут рассматриваться следующие вопросы:

  • Рассмотрение возможности подготовки проекта межевания;
  • Заключение договора с кадастровым инженером;
  • Установление расценок, которые будут допустимы при проведении кадастровых работ;
  • Определение долей каждого из участников.

Кроме того, на собрании решается один из важных вопросов – кто будет наделен компетенцией действовать от имени всех членов при проведении процедуры согласования границ.

Образование надела участником

Для образования надела без решения общего собрания собственнику также придётся обратиться к инженеру по кадастру для проведения работ по землеустройству. Тогда межевание земель сельскохозяйственного назначения нуждается в согласовании месторасположения границ смежных участков. Данная процедура осуществляется инженером двумя способами: посредством собрания тех, чьи интересы затрагиваются либо путём согласований с каждым индивидуально. Местом проведения будет то, где находится имущество. Заранее рассылаются извещения, для этого используются услуги почты России либо электронные ресурсы. При условии, что отсутствуют адреса тех, кого необходимо уведомить либо образуемый надел расположен на землях некоммерческой организации, информация о предстоящем собрании доводится путём публикации в периодических печатных изданиях.

В объявлении содержатся следующие сведения:

  • адрес и номер по кадастру образуемого надела и граничащих с ним;
  • данные того, кто заказал, и исполнителя работ;
  • день и точное время, выбранное для проведения собрания;
  • период для внесения замечаний.

Все интересанты уведомляются не позже месячного срока до времени того, как состоится собрание.

При выборе индивидуального способа согласования извещать каждого из причастных лиц не требуется.

Рекомендуем ознакомиться:

Как сделать межевание земельного участка без согласования с соседями и с ним

Итогом работ будет составление Акта, размещающегося на обратной стороне того листа, где расположена часть межевого плана, выполненная графическим способом. Данный документ будет признан согласованным при условии, что под ним будут стоять подписи всех, чьи интересы он затрагивает. В бумаге подпись каждого подтверждается указанием реквизитов паспорта либо оформленной по всем правилам доверенностью.

Если в установленный срок владелец смежного участка не предоставил оформленных возражений и не подписал Акт, документ будет считаться согласованным.

Цели межевания земель сельхозназначения

Необходимость межевания таких участков возникает в следующих ситуациях:

  • Согласование границ для уточнения прохождения межи и утверждения ее с представителями органов власти и соседями;
  • Восстановление границ, которые были установлены ранее, но данные по ним утеряны;
  • Оформление права собственности на надел;
  • Осуществление гражданско-правовой сделки, которая заключается в продаже участка, его обмене, предоставлении в аренду;
  • Необходимость решения спорных вопросов, которые возникают в процессе эксплуатации земли;
  • Разделение одного участка на два или более (размежевание) или объединение нескольких участков в один.

Возможные затраты

Сколько стоит межевание участка? Стоимость складывается из нескольких факторов, ключевыми являются: размеры участка и время на выполнения работ. Приведём среднюю стоимость.

Если вы обладатель небольшого земельного надела, то придётся заплатить около 6 000 рублей. Стоимость определения границ участка до 1 Га составит около 12 тысяч рублей.

За разметку больших землевладений (до 10 Га) придётся вносить доплату за каждый гектар земли. Обычно это около 6 000 рублей за единицу площади. При разметке больших участков стоимость работ оговаривается отдельно.

Обратите внимание, что если услуга заказывается для пяти и более участков, предусмотрена скидка на выполнение услуг. Обычно это 1 000-1 500 за каждый надел.

Объединение соседних участков в один, или разделение имеющегося (размежевание) обойдётся порядка 8 000 рублей. Уточнение или перераспределение границ будет стоить от 6 до 10 тысяч рублей.

Необходимо уточнить, что выполнение геодезических работ и составление документации, занимает 30 рабочих дней. При желании заказчика, сроки можно сократить до 16 дней, при этом стоимость услуг увеличится примерно в 1.5-2 раза.

Разобравшись, сколько стоит межевание, поговорим о том, как сделать эту процедуру бесплатно. На это счёт имеется специальная инструкция.

Процедура

Процедура межевания земель, основным назначением использования которых является сельское хозяйство, осуществляется прохождением таких этапов:

  • Предоставление необходимой документации и получение данных по ним;
  • Определение точных координат поворотных точек земельного участка;
  • Оформление межевого плана;
  • Уведомление заинтересованных лиц о проведении процедуры согласования
  • Согласование плана с заинтересованными лицами или одним представителем, который уполномочен на такое действие общим собранием;
  • Постановка участка на учет.

В процессе обращения в геодезическую организацию, которая будет осуществлять постановку на учет, лицо, непосредственно подавшее заявление для составления межевого плана, должно будет предоставить перечень следующих документов:

  • Само заявление о проведении процедуры межевания;
  • Паспорт;
  • Основание для возникновения права собственности на надел;
  • Постановление органа местного самоуправления;
  • Документ, подтверждающий право собственности или пользования участком;
  • Прочие документы, которые могут быть отдельно затребованы – справка из БТИ об отсутствии объектов, план местности, на которой расположен пай.

Согласование

Согласование проекта будет производиться административной комиссией. В течение 30 дней административная комиссия будет проверять соответствия земель планируемым работам и назначит слушание, о времени проведения которого, должно быть сделано оповещение.

Слушание по данному вопросу должно быть проведено квалифицированной комиссией, с учётом полученных данных проверки. Основанием согласования являются технические требования и планируемые характеристики, а также – общий муниципальный план, составленный в картографической форме.

По результатам слушания будет вынесено положительное или отрицательное решение, которое зависит от объективного характера ситуации в рассматриваемой земельной зоне, которое может повлиять на сейсмические процессы или на общий фон ландшафта.

Учитываться будет и то, кто является собственником участка, на котором будут проводиться проективные работы: частное лицо или муниципалитет.

При условии отрицательного решения, причины запрета будут подробно изложены в тексте решения отдельными пунктами и подкреплены экспертными заключениями.

Если целью составления межевого проекта явились внутренние работы по ограничению земельной собственности дольщиков, то привлечение администрации не потребуется. Согласование должно производиться по решению общего собрания.

Извещение о согласовании проекта администрацией, будет произведено по результатам слушания. Результаты слушания должны быть представлены в трёхдневный срок. Их можно получить, позвонив по телефону в уполномоченный орган муниципалитета, в назначенный вам срок, или подойти лично.

Результаты согласования также должны быть представлены на сайте.

Составление и утверждение проекта

Составление проекта осуществляется посредством указания четких границ участка или нескольких паев, относительно которых проводится межевание.

Данный документ должен включать в себя информацию, какая впоследствии будет утверждаться всеми участниками, относительно наделов, которые предоставляются лицам путем выделения из общей массы земель.

Сам проект межевания подготавливает исключительно кадастровый инженер, имеющий разрешение на осуществление такого вида деятельности.

Кроме соответствующей лицензии, наличие которой дает ему такое право, удостовериться в компетенции можно проверив информацию на официальном сайте Росреестра, где размещен список лиц, имеющих действительные разрешения.

Отдельно необходимо учитывать, что к составлению проекта межевания предъявляются определенные требования, которые формируются на основании НПА федерального органа власти.

Учет всех таких норм является прямой обязанностью кадастрового инженера, поскольку документ, составленный без их соблюдения, не будет иметь юридической силы.

Сам проект межевания является предварительным документом, который содержит схему одного участка (или нескольких), а также координаты поворотных точек их границ.

Составленный проект в обязательном порядке предоставляется заинтересованным лицам или их представителю, после чего формируется окончательный межевой план.

Отличие от плана границ территории

Кроме проекта межевания инженер в процессе своей деятельности может также составлять и несколько другой документ – проект границ участка.

Несмотря на то, что они очень тесно связаны друг с другом, все же в составе и назначении плана границ имеются некоторые отличия:

  • План границ отражает данные исключительно о границах, а не о самом участке, который формируется посредством проходящей межи;
  • Такой план может применяться в тех ситуациях, когда происходит разметка строительства на участке, а также определения величины отступа от красных линий.

Во всех остальных случаях применяется уже межевой план, который содержит больший перечень информации.

Итоговый документ

В результате проведения процедуры межевания собственник участка получает на руки межевой план. Данный документ состоит из двух частей – графической и текстовой.

Графическая представляет собой чертеж принадлежащего лицу земельного участка, а текстовая – описание надела с четким указанием координат границ всех линий, которые, соединяясь, и обозначают границы собственности.

Межевой план дает собственнику возможность получения кадастрового паспорта, регистрации права собственности, продажи участка, его дарения и предоставления в аренду.

Форма

Форма проекта носит регламентированный характер. Проект состоит из текстовой и картографической части. Текстовая часть составляется в виде таблицы, которая содержит подробный описательный вариант межевого плана, со всеми необходимыми сведениями.

Она включает следующие пункты:

  1. Общие положения;
  2. Общие требования и отдельные требования к текстовой и картографической частям;
  3. Текстовая и картографическая части межевого проекта, которая занимает основную часть документа и состоит из пунктов и подпунктов, требуемых для конкретного исполнения работ;

При использовании сельскохозяйственных земель может возникнуть необходимость оформить на такие земли права собственности – для продажи, разделения на отдельные наделы земли и т.д. В ряде случаев для оформления прав необходимо сначала выделить участок из общей собственности и уточнить его границы.

Понятие сельскохозяйственных земельных участков

К сельскохозяйственным землям принято относить участки, которые предназначаются для занятия сельским хозяйством и находящиеся при этом за чертой городских поселений, согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные участки могут быть предназначены как для целей:

  • Индивидуального хозяйствования;
  • Садоводства, огородничества;
  • Производства сельскохозяйственной продукции;
  • Выпаса скота и сенокошения.

Сельскохозяйственная земля может принадлежать одному физическому лицу, организации (КФХ) или нескольким лицам (долевая собственность).

Земельный пай – это доля сельскохозяйственного земельного участка, принадлежащая

одному физическому или юридическому лицу.

Выдача земельных паёв проводился после распада СССР с целью приватизации земель колхозов их бывшими работниками. Земельный пай не имеет натурального выражения в виде границ, он даёт право на обладание указанной в документе о наличии пая доли на землю в праве общей собственности.

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности нескольких пайщиков, управляется общим собранием таких пайщиков.

Законодательное регулирование

Если участок для сельского хозяйства находится в собственности государственных органов власти, то оформление прав на такой участок осуществляется в рамках приватизации и регулируется:

  • Ст. 39.5 Земельного кодекса;
  • Ст. 3 закона № 137 «О введении в действие ЗК».

Оформление прав на собственности на земельный пай, находящийся в составе сельскохозяйственного земельного участка, регулируется положениями ст. 13 и ст. 13.1 закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Процедура оформления

Способ получения сельскохозяйственного земельного участка в собственность зависит от вида права, на основании которого землепользователь претендует на участок. К таким правам могут относиться:

  • Право на пай, находящийся в составе надела общей собственности;
  • Право бессрочного пользования или пожизненного владения государственным участком.

Для перехода прав на участок из государственной собственности в частную необходимо написать заявление земельному собственнику (местному органу исполнительной власти) о предварительном согласовании приватизации, а при наличии земельного пая необходимо подать объявление в СМИ о желании выделить надел из общей собственности в натуре.

Предварительный этап

После предварительного согласования предоставления или публикации объявления о выделе в СМИ землепользователю необходимо организовать геодезические работы по определению границ сельскохозяйственного надела.

Геодезические работы осуществляются кадастровыми инженерами, состоящими в федеральном реестре кадастровых работников, или межевыми компаниями, организующими работу таких инженеров.

Работы проводятся непосредственно на участке и включают в себя:

  • Топографическую съёмку территории;
  • Измерительные работы;
  • Определение координат граничных точек;
  • Оценка состояния почвы.

После выполненных работ кадастровый инженер обрабатывает результаты измерений, после чего составляет проект межевого плана.

Согласно п. 6 ст. 13.1 ФЗ № 101, проект плана утверждается не ранее, чем через 30 дней после ознакомления с ним всех заинтересованных лиц (соседей, будущего собственника и других пайщиков участка).

Если все участники общей долевой собственности намерены выделить свои доли и получить права собственности на отдельные участки земли, то они утверждают на общем собрании проект межевания общего участка и определяют границы будущих наделов.

Решения общего собрания оформляется в протокол, к которому прилагается проект межевания, в соответствии с которым происходит образование отдельных участков, и дополнительное согласование границ с участием кадастрового инженера в таком случае не требуется (п. 3 ст. 13 ФЗ № 101).

Необходимые документы

Для оформления в собственность земельного пая потребуются следующие документы:

  • Документ о праве на пай;
  • Межевой план участка;
  • Кадастровый паспорт;
  • Справка из ЕГРП о наличии обременений.

Документ о праве на земельный пай является основанием, по которому пайщик может выделить свой участок в натуре, а указанная в данном документе доля участка позволяет кадастровому работнику вычислить площадь образуемого участка и определить его границы.

Право на пай выдаётся при разделе коллективных участков каждому пайщику бесплатно или может приобретаться на рынке ценных бумаг как земельный капитал, его стоимость зависит от категории земли и её кадастровой ценности.

Межевой план необходим для оформления кадастрового паспорта участка, его изготавливает кадастровый специалист на основе проведённых измерений, стоимость его изготовления зависит от площади участка и его доступности для измерений и может составлять до 15000 рублей для участков площадью не более 1 Га. Изготовление межевого плана составляет 1-3 недели.

Кадастровый паспорт необходим для регистрации права собственности на участок и внесения соответствующих сведений в ЕГРП, оформляется в кадастровой палате бесплатно на основании межевого плана в течение пяти дней.

Справка из правового реестра необходима для того, чтобы исключить возможные притязания на образуемый надел со стороны третьих лиц и убедиться в том, что на землю не наложен арест. Заказать такую справку можно в многофункциональном центре или в разделе сайта Росреестра.

При предоставлении земли из муниципальной собственности необходимо писать заявление по стандартной форме.

В заявлении необходимо указать:

  • ФИО и адрес заявителя;
  • Адрес расположения участка;
  • Кадастровый номер участка;
  • Категорию земли и вид использования участка.

Текст начинается с указания органа подачи бумаги с указанием ФИО и должности принимающего заявления сотрудника, после чего следует просьба предоставить право собственности на участок с изложением его характеристик.

Порядок действий

Оформление прав на земельный пай для случая, когда участок выделяет один из пайщиков, осуществляется в следующем порядке:

  • Подача объявления в СМИ о желании выделить пай в натуре;
  • Организация межевых работ на местности;
  • Получение кадастровых документов;
  • Регистрация права собственности в Росреестре.

Перечень СМИ, в которые публикуются объявления о выделе пая, утверждается местным законодательством.

Если за 30 дней никто из пайщиков не выразил несогласия с выделением участка из общей собственности, подавший объявление пайщик заключает договор с геодезической компанией на изготовление межевого плана.

Изготовленный межевой план подлежит согласованию с другими пайщиками и соседними землепользователями. Важно учитывать, что площадь образуемого участка может отличаться от расчётной из-за особенностей рельефа или почвы, но не более, чем на 10 процентов (п. 16 ст. 13.1 ФЗ № 101).

После изготовления кадастровых документов землепользователю необходимо зарегистрировать своё право на участок, для этого в местное отделение Росреестра подаётся заявление на регистрацию, к которому прилагаются следующие бумаги:

  • Кадастровый паспорт;
  • Документ о праве на земельную долю (пай);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Если выдел участка в натуре происходил на основании проекта межевания, утверждённого общим собранием пайщиков, то к заявлению необходимо приложить выписку из протокола собрания.

При нахождении земли в собственности органов власти, регистрация прав на участок после оформления кадастровых документов осуществляется на основании заявления, поданного в уполномоченный орган, о предоставлении земли в собственность.

Выкуп земельного участка из аренды возможен только в случае исполнения всех условий договора аренды.

Во сколько обойдется аренда земли у муниципалитета? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое ЖСК и стоит ли его использовать при покупке квартиры? Подробно об этом мы рассказали в нашем материале.

Стоимость и сроки

Общий срок регистрации права при выделе пая в натуре из общей долевой собственности складывается из следующих составляющих:

  • Ожидания возможного отказа других пайщиков (месяц);
  • Проведения кадастровых работ (до трёх недель);
  • Оформление кадастрового паспорта (5 дней);
  • Регистрация права собственности в Росреестре (2 недели).

Таким образом, получение права собственности может составлять до трёх месяцев с учётом времени на подачу заявлений и заключения договора с кадастровой компанией.

Стоимость всех работ включает в себя расходы на межевание (до 15000 рублей), публикацию объявлений в СМИ и оплату госпошлины за регистрацию – 2000 рублей.

Если сельскохозяйственный участок предназначен для садоводства, огородничества или полевого подсобного хозяйства, то госпошлина за его регистрацию составит 100 рублей.

Итак, для оформления сельскохозяйственных участков в собственность нужно заказать межевые работы по выделению границ надела для его образования из общего участка, получить кадастровый паспорт и зарегистрировать право собственности. Если земля оформляется в собственность из числа муниципальных земель, то кадастровые работы оплачиваются муниципалитетом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В России сельское хозяйство всегда являлось основной отраслью экономики. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации . Плодородные почвы, представляют собой бесценное народное достояние. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защи- те . Однако в настоящее время более 41 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатывается, что составляет 18% от всех земель сельскохозяйственного назначения, а около 26% земельных долей остаются невостребованными . По данным Счетной палаты общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за 2008-2011 г.г. сократилась на 9,8 млн га. По состоянию на 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в России составляют 23,0% (393,4 млн га), а площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 19,6 млн га.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Земли данной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Под целевым назначением следует понимать особое направление использования земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Земля — это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения в России составляет (по данным 2010 г.) 197,3 млн. га.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. К ним относятся пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Их использование не по целевому назначению допускается только в исключительных случаях, например, если эти земли нужно использовать для целей обороны, строительства школ и больниц и т.д. (ст. 79 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется двумя группами норм. К первой группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение площади земли, используемой в сельскохозяйственном производстве. Так, статьей 79 ЗК РФ запрещается и ограничивается изъятие земель из сельскохозяйственного производства и рекомендуется предоставлять для не сельскохозяйственного производства земли худшего качества или не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Ко второй группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и содержащиеся в различных нормативных правовых актах, в первую очередь, в ЗК РФ. Так, главой II «Охрана земель» определяются обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны земель.

Земля является основой жизни и деятельности народов Российской Федерации, основной компонент и фундаментальный природный ресурс окружающей среды. Без земли невозможно использовать такие природные ресурсы как недра, воды, леса, животный и растительный мир.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил нормативы качества окружающей среды, некоторые из них применимы по отношению к земельным участкам, например, нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в почве, а также нормативы применения минеральных веществ и агрохимикатов. Закон предусматривает также экологические требования при ведении сельскохозяйственных (мелиоративных) работ.

Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в «Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утв. Роскомземом 29.03.1994 №3-14-1/404:

плодородие почв — это способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах и обеспечить их урожайность;

воспроизводство плодородия почв — это сохранение плодородия земель посредством выполнения соответствующих мероприятий;

загрязнение почв — это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов и биологических веществ в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие почв.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определяет мероприятия по нормированию плодородия земель, учету показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их мониторингу и контролю над воспроизводством земель.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» можно назвать среди нормативных актов, которые создают правовые гарантии для обеспечения сохранения плодородных качественных характеристик земли. Однако закон носит достаточно декларативный характер, так как в нём не определены особые требования при выполнении мелиоративных работ, а также не устанавливается процедура исполнения соответствующих работ.

Статья 78 ЗК РФ закрепляет перечень субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а именно: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

S некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

S опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться как гражданам для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания, отдыхе, решения других социальных, культурных, оздоровительных задач (для огородничества, сенокошения, пастьбы скота), а также юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако основную массу сельскохозяйственных земель занимают предприятия и организации, непосредственно ведущие аграрное производство, сельские товаропроизводители. Их правовой статус различен.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьями 60-90 ГК РФ различают следующие коммерческие сельскохозяйственные предприятия: хозяйственные общества, товарищества, кооперативы. Цель этих предприятий — получение прибыли посредством сельскохозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, выполненной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Создаются они, прежде всего, для обслуживания своих членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, сбытовыми (торговыми), обслуживающими (которые выполняют мелиоративные и другие работы), снабженческими, садоводческими, огородническими, животноводческими, кредитными, страховыми и другими. Законом установлено, что не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими и др. должно осуществляться для членов данных кооперативов. При этом извлечение прибыли — не главная цель деятельности потребительского кооператива, поэтому они по закону относятся к некоммерческим организациям.

Лицо, вступающее, в сельскохозяйственный кооператив любого вида вносит паевой взнос (пай) — имущественный взнос в паевой фонд кооператива деньгами и, земельными участками, земельными или имущественными долями или другим имуществом, или имущественными правами, имеющими денежную оценку. При выходе из кооператива члену должна быть выплачена полная стоимость пая или выдано имущества, соответствующего его паю.

Все сельскохозяйственные организации ведут производство на земле, но если сельскохозяйственная коммерческая организация может иметь земельный участок в собственности, то государственному и муниципальному сельскохозяйственному предприятию земельный участок предоставляется только в пользование или аренду. С этим связаны и различия в праве на землю лиц, работающих в таких предприятиях и организациях.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Собственность как экономическая категория сопутствует человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью простых способов присвоения, как владение и пользование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Однако было бы неверно считать, что единоличные крестьянские хозяйства с началом коллективизации прекратили свое существование. Действительно, количество их было незначительно, и они не играли практически никакой роли в аграрной экономике.

Аграрная реформа в России ставила своей целью создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства путём разгосударствления, реорганизации колхозов и совхозов и предоставления земли в собственность тем, кто ее обрабатывает. Однако правовое регулирование земельных отношений осуществлялось с большими трудностями, так как с применением преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений не учитывался личный интерес производителей сельскохозяйственной продукции. Так, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР» устанавливались принудительные объемы указанных работ, не считаясь с экономикой хозяйств.

Земельное законодательство предусматривало передачу земли в коллективную собственность работников сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы были рассчитаны приходящиеся на каждого земельные паи (доли) причем работники, желающие выйти из состава колхоза (совхоза) для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, получили право на выделение ему причитающегося пая в натуре. При этом земля передавалась по средне районным нормам всем работникам, в том числе пенсионерам, работникам социальной сферы и др., и это подчас приводило к обострению социальной обстановки на селе.

В начале 90-х годов XX века в процессе приватизации земли сельскохозяйственных предприятий передавались членам коллектива предприятия на праве общей собственности. За членами коллектива предприятия бесплатно закреплялись условно выделенные в гектарах земельные доли, размер которых устанавливался местной администрацией. Сам факт владения земельной долей удостоверялся либо свидетельством права собственности члена коллектива на земельную долю, либо подтверждался соответствующей записью в книге учета собственников земельных долей. Владельцы вправе были распорядиться земельными долями, в том числе выделить их в натуре.

Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27.12.1991 № 232 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Позднее постановлением Правительством РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» регламентировался порядок реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными долями. Однако данные акты утратили силу с момента введения в действие нового ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте земель), которые в настоящее время определяют правила выдела земельной доли в натуре.

До настоящего времени владельцы земельных долей учредительные договоры не заключали, не подписывались, заявление от владельцев паев не отбирались, а сама земля фактически оставалась в пользовании вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Проблема оформления реальных долей заключалась в том, что пользователями сельскохозяйственной земли, находившейся в коллективной собственности крестьян, оставались сельскохозяйственные предприятия, которые испытывали финансовые трудности. В результате они не смогли привести землеустроительную документацию в соответствие с требованиями закона и оформить права владельцев земельных долей. Таким образом, владельцы, имеющие законные права собственности, выделить земельные доли в натуре не могли.

Права на землю сельскохозяйственных предприятий не были четко установлены, так как им также выдавались свидетельства на право общей собственности на земельный участок, а гражданско-правовые договоры между сельскохозяйственными предприятиями и членами их коллективов надлежащим образом не были оформлены.

Границы земельных массивов, в которых включены земельные доли, ни в натуре, ни на карте не обозначены, а также не учтены в государственном земельном кадастре. Вследствие чего часть земель колхозов и совхозов в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов, то есть разграничение частных земельных участков и государственных земель не проведено. Бывшие земли колхозов и совхозов используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах. Главы хозяйств добровольно выплачивают земельный налог за собственников земельных долей. Подобные действия можно признать незаконными, так как права на земельные доли не прошли государственную регистрацию.

Современные требования к условиям и порядку выдела земельных участков в натуре предусмотрены статьями 11.2, 11.4-11.6, 68-69 ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О межевании земель», статьей 13 Закона об обороте земель, главой 111 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также главой III Федерального закона от 18.06.2001 № 78- ФЗ «О землеустройстве».

Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Понятие «земельная доля» и «имущественный пай» в законодательстве используются как тождественные, одинаково применимые и к земле, и к имуществу. Земельная доля является условной единицей, рассчитанной в гектарах или баллогектарах количества земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте земель, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).

Для выдела земельного участка участник долевой собственности обязан известить о своем намерении в письменной форме остальных

С. 270.

участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации. Извещение должно содержать сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка и размер компенсации другим участникам долевой собственности в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона об обороте земель. При отсутствии возражений остальных участников долевой собственности в течение месяца со дня публикации объявления местоположения выделяемого участка считается согласованным. Однако при наличии спора он подлежит разрешению в судебном порядке. Статья 17 Закона об обороте земель возлагает обязанность обеспечить определение границ на местности находящегося в общей долевой собственности земельных участков на участников долевой собственности.

Выдел земельного участка — это образование юридически нового земельного участка, формирование которого осуществляется в соответствии с требованиями землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке при перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст. 17 Закона об обороте земель).

Выдел земельного участка следует считать произведенным с момента согласования местоположения участка. Заключая договор с органом межевания, гражданин или юридическое лицо должно приложить исходные данные о земельном участке, содержащиеся в земельном кадастре:

S кадастровый план земельного участка; выписка из государственного земельного кадастра;

S протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;

S постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент организации хозяйства.

Перечисленные документы предоставляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства. Регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав)). Однако при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на один месяц, уведомив в письменной форме заявителя и обосновав такое решение (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Межевание земельных участков осуществляется на основе сведений государственного кадастра, землеустроительной, градостроительной документации. Только реально выделенные земельные доли из общей площади земельных участков могут быть объектами земельных и гражданских отношений, если их размер, не менее минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленного субъектами Российской Федерации (ст. 30 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

В 2010 году в состав фонда перераспределения наиболее значительные площади таких земель были переведены в Амурской области (из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 68,9 тыс. га) и Саратовской области (34,5 тыс. га). По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 1,9 млн. га и на отчётную дату составила 48,8 млн. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 38,3 тыс. га и составила 12,1 млн. га.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

S агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий;

S земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

оказания государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях;

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, а также вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

S 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Отдельные виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется главой ХШ ЗК РФ.

Где же бесплатная земля сельхозназначения

Вы знаете, что сейчас для КФХ можно использовать 200 га земли? Это в 2 раза больше, чем было совсем недавно. Внесены изменения в закон.

Вам для создания поместья или усадьбы оптимально от 5 га до 20 гектаров. На своей земле сможете получать серьезный доход, и он будет не разовый, а постоянный.

Не все регионы дают бесплатно землю для КФХ, но пока ещё есть, и они с красивым природным миром. Чтобы получить гектары земли, важно проработать свое развитие на получение дохода. Вас спросят: чем будете заниматься и как планируете зарабатывать на земле. Нельзя проваливаться в развитии или затягивать его на годы, важно в первый год заработать на строительство дома.

Подбирая земельный участок сельхозназначения под КФХ, а по факту под поместье или усадьбу, важно точно знать, что на выбранной земле можно строить. Перспектива очень высокая, а свободных земель остается всё меньше и меньше. И в итоге наступит момент, когда землю можно будет только купить у муниципальных властей с аукциона. Да, это факт, который нужно понять и признать. 10 соток, 20 соток — этим будут довольствоваться те, кто решил подождать.

Из города в природный мир будет переселение, оно уже идет по всей России, деревни станут как маленькие города с 1-2-х этажными домами. В мире практикуется, в Европе таких городков много. Люди живут, одни ведут свой бизнес, другие у них работают.

Хотите мои мысли, почему участки делают маленькие? Наверное, чтобы было кому продавать продукты питания промышленного производства. :)) И чем меньше земельные участки, тем больше муниципальные власти заработают при продаже их с аукциона. Каждое сельское поселение теперь само должно обеспечивать себя средствами на развитие, на дороги, на электроснабжение новых поселков, на развитие инфраструктуры.

А если вы выходите на гектары для создания своих загородных владений, первое, о чем подумайте, какую пользу сможете принести сельскому поселению. Ваше бизнес-планирование по развитию на гектарах должно показать уникальность и привлекательность.

Земли сельхозначения бесплатно в собственность оформляются по закону. Сначала вам предложат 6 лет безвозмездно пользоваться землей. Два года на освоение земли, три года на целевое использование, и если не будет замечаний в процессе пользования землей, то через 5 лет землю оформите в собственность бесплатно. Всё бесплатно, всё для вас, берите и воплощайте свои мечты без налогов и прочих обременений. Если в течение 5-ти лет поймете, что это не ваше, что вам лучше работать на дядю, можете отказаться от земельного участка. Но помните, что бесплатно землю можно взять только один раз.

Вдумайтесь! Получить бесплатно в собственность гектары земли, когда на рынке стоимость от 100 000 р за 1 га.

Если вы хотите получить бесплатно гектары земли, то не рассчитывайте на привязку к определенному региону, потому что не в каждом регионе есть бесплатные земли сельхозназначения. Десяток регионов наберется, и кто успеет, тот и будет дорожить бесплатным подарком.

Что дадут вам гектары земли

Разберем, что дадут вам гектары земли. Самое важное то, что за 5 лет вы приобретаете бесплатно активы. Ваш земельный участок — это недвижимость, это кусочек планеты в собственности, так законом прописано.

Вы построите дом, а может два, оформите в собственность, и это тоже будут ваши активы.

Вы построите домики для гостей, оформите в собственность и будете получать пассивный доход от активов.

Вы поставите свой фруктовый сад, который будет приносить доход.

У вас будет свой питомник растений, который будет приносить доход.

У вас будет свой сад растений, который будет приносить доход.

У вас будет своя пасека, которая будет приносить доход.

У вас будет свой пруд с рыбой, который будет приносить доход.

У вас будут курочки, кролики и другие домашние животные в небольшом количестве, и они будут приносить доход.

У вас будет свое молоко, продукты из которого будут приносить доход.

Я могу бесконечно писать о том, что будет приносить доход. Вы только подумали о чем-то, а я уже знаю как из этого получить доход, как настроить продажи.

Возьмите листок и запишите всё, что хотите создать на своей земле, посмотрите на список и вдумайтесь! Вы записали свои доходы!

Начать развитие на своей земле можете с небольшого стартового капитала, можете зарабатывать на развитие в процессе развития.

Теперь вы знаете, что земли сельхозназначения можно получить в собственность бесплатно и создавать свой дом на гектарах с минимальными затратами.

У нас работает программа по земельному вопросу и по развитию на земле при создании загородных владений «Дом на гектарах». Если чувствуете, что сами не справитесь, принимайте решение, с кем пойдете по развитию. Решите с нами идти, будем работать.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх