Жилье сиротам после 23 лет

Как сироте добиться квартиры? Такой вопрос не раз разрешал наш жилищный адвокат в ходе консультирования. Воспитанники детских домов по достижению совершеннолетнего возраста имеют право получить квартиру от государства, позаботиться об этом должны местные власти, а деньгами обеспечит федеральный бюджет.

Однако, на деле эта схема работает не так четко, как хотелось бы. Огромные очереди, мнимые причины для отказов и многие другие препятствия приходится преодолеть таким молодым людям, чтобы получить то, что им положено по закону. На вопрос, может ли сирота получить квартиру, когда в этом отказывают местные власти, как урегулировать данный спор, куда обращаться, сможет ответить наш юрист по жилищным вопросам.

Кто относиться к сиротам?

Жилые помещения для детей-сирот предоставляются на условиях социального найма, при этом в последующем за ребенком остается право на получения данного жилья в собственность, о том, как происходит порядок приватизации общежития или квартиры читайте по ссылке.

Для предоставления жилого помещения, законодателем установлена категория лиц, являющиеся сиротами, в частности выделяют:

  • непосредственно лица, являющиеся сиротами, ввиду фактического отсутствия родителей;
  • дети, оставшиеся без помещения родителей, например ввиду лишения родительских прав.

Порядок действий по получению жилья сироте

Выпускнику детского дома, прежде всего, необходимо заявить о своих правах. О том, как встать на очередь на квартиру сироте, могут рассказать в сети, но лучше обратиться к нашим адвокатам, которые предоставляют консультации по данной проблеме. Необходимо оперативно собрать пакет необходимых документов и написать заявление в само образовательное учреждение, а также в местную администрацию. Сделать это нужно обязательно до 23-х лет. После этого теоретически нужно просто подождать, однако на деле все оказывается сложнее.

Как установлено выше порядок предоставления жилья для сироты заявительный, более того жилые помещения предоставляются только нуждающимся лицам, при этом к заявления прилагаются следующие документы:

  1. Удостоверение личности;
  2. Документы подтверждающий статус сироты;
  3. В случае, если сирота имеет семью данные на близких родственников сироты (супруга, детей);
  4. Данные их единого государственного реестра недвижимости об отсутствии жилых помещений у сироты;
  5. В случае рождения сироты до 1999 года также справка из Бюро технической инвентаризации об отсутствии жилых помещений в собственности и об неиспользовании права на приватизацию.

В случае если сирота ухудшил свои жилищные условия в частности, если произошла расприватизация аварийного жилья или пригодного для проживания жилого помещения, в данном случае законодателем установлен срок в 5 лет для признания нуждающимся в жилье.

Существует несколько способов, как сироте добиться квартиры, если местная администрация не спешит решать данный вопрос самостоятельно. В первую очередь, необходимо регулярно звонить или приходить лично, чтобы проверить, как продвигается место в очереди. Во-вторых, важно как можно более оперативно решать все возникающие вопросы. Существует целый ряд нюансов, связанных с отцовством, к примеру, которые могут помешать получению жилплощади в стандартном порядке.

Решение вопроса о получении квартиры сироте через суд

Как правило, очередь продвигается настолько медленно, что в администрациях успевают потерять заявления, успевают снять статус сироты, а следствием становится нарушение прав гражданина. В том случае следует обратиться к нашему юристу и сразу же отправляться в суд. Исковое заявление о предоставлении жилья сироте составить не сложно, но к нему необходимо приложить обязательные документы, иначе разбирательство по делу может и вовсе не начаться.

В ходе судебного производства на разрешение ставятся вопросы об обращении сироты в надлежащий срок в администрацию для постановки на учет, полноценный ли собран пакет документов, является ли сирота нуждающимся в жилье и мотивирован ли отказ администрации в предоставлении жилого помещения.

При разрешении данных вопросов в пользу сироты, последний получает жилую площадь через суд. В случае игнорирования данного решения со стороны Администрации имеет право на принудительно исполнение через службу судебных приставов.

Нельзя не отметить тот факт, что в случае предоставления жилого помещения для сироты и его супруги и детей в последующем возможны конфликты в семье, для разрешения жилищных конфликтов можно использовать определение порядка пользования помещением между членами конфликтной семьи.

Заявление от сироты в прокуратуру также может стать решением проблемы. Однако в этом случае необходимо еще и правильно подать данное обращение, собрать хотя бы минимальные доказательства, а также в дальнейшем проследить за ходом дела. О том, как сироте получить квартиру через суд, знают наши юристы по жилищному праву, к ним и следует обратиться, чтобы решить жилищный вопрос в кратчайший срок.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал YouTube.

В дополнении просим просмотреть статьи перерасчет коммунальных платежей при проживании в другом месте и как выселить бывшего мужа из общего дома для положительного разрешения возможных жилищных конфликтов в данной области.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не буду утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислю.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

На какие нормативные акты следует опираться при обосновании своих требований:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства»

Жилье – детям сиротам. Случай из судебной практики ч.1

Дорогие друзья, много было сказано о жилье и жилищных правах граждан, однако есть категории граждан, которым право на жилое помещение гарантированно со стороны государства – дети оставшиеся без попечения родителей.

Хочу рассказать историю из своей судебной практики, о праве на жилье, детей оставшихся без попечения родителей. Ко мне обратился молодой человек, который воспитывался в детском доме. С просьбой помочь получить положенную ему по закону квартиру.

ПРЕДИСТОРИЯ.

Он был зарегистрирован и проживал в квартире по сентябрь 2000 года включительно, кроме него в квартире были зарегистрированы и проживали братья, сестры и родители.

Все они проживали в жилом помещении, квартире. Данную квартиру они занимали на основании ордера.

После смерти отца, молодой человек был определен в детский дом, находился в нем на полном государственном обеспечении, так как его мать, с 1996 года совместно с детьми не проживала, длительное время сведений о её месте нахождения не было, находилась в розыске за неуплату алиментов, от воспитания детей уклонялась в квартире была только зарегистрирована.

Мать обратившегося за время нахождения детей в государственном учреждениях жизнью и здоровьем не интересовалась. В результате чего на основании Решения суда была лишена родительских прав.

Обратившейся проходил обучение в техникуме, жилое помещение, в котором ранее проживали, считается аварийным.

ХОЖДЕНИЕ ПО КАБИНЕТАМ.

Обратившийся был включен в список, детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе. В 2018 году от имени доверителя мною было написано обращение в администрацию города Красноярска о предоставлении жилого благоустроенного помещения. В обосновании было указано что заявитель не имеет собственного жилья, которое в силу вышеуказанного законодательства была обязана предоставить Администрация г. Красноярска.. В предоставлении жилья было отказано.

ОБРАШЕНИЕ В СУД.

Мы обратились в суд с требованием обязать администрацию г. Красноярска предоставить истцу., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств из Красноярского краевого бюджета.

ПОЗИЦИЯ ОТВЕТЧИКОВ

Представитель ответчика администрации г. Красноярска действующий на основании доверенности от 02.03.2018 г. № в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения установлены Законом Красноярского края «О защите прав ребенка».

В соответствии со статьей 17 Закона формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования — министерством образования Красноярского края. По информации Министерства заявитель включен в список.

Вместе с тем сообщил, что Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование город Красноярск наделено государственными полномочиями по приобретению в муниципальную собственность, строительству жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на основании решений судебных органов, за счет средств из краевого бюджета, предоставляемых в виде субвенции.

В рамках переданных государственных полномочий Министерство заключает соглашение с администрацией города Красноярска в лице муниципального образования город Красноярск, в котором Министерством определяется объем средств краевого бюджета, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, а также поименный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на территории города Красноярска, который является приложением к соглашению.

В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения в 2018 году, Заявитель Министерством не включен, средства на приобретение жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения не выделены.

Таким образом, жилым помещением Заявитель будет обеспечен после выделения Министерством администрации города Красноярска необходимых финансовых средств на приобретение (строительство) жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения и включения Заявителя. В Соглашение.

РЕШЕНИЕ СУДА, ВСТУПИВШЕЕ В ЗАКОНННУЮ СИЛУ.

Cуд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в силу положений пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предусмотренный Федеральным законом N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).

Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.

В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.

В силу п. п. 1, 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.

В ходе судебного заседания установлено, Истец года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являлись.

Мать истца решением Ленинского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Отец истца умер о чем имеется свидетельство о смерти.

Истец включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается письменным сообщением администрации ленинского района г. Красноярска

Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за Истцом объекты недвижимости на праве собственности либо ином праве, на территории Красноярского края, не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, на сегодняшний день за Истцом какое-либо жилое помещение не закреплено, в собственности либо на ином вещном праве объекты недвижимости у истца отсутствуют, она является нуждающейся в предоставлении жилья.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, нуждается в обеспечении жилым помещением.

Истец своевременно обратился с заявлением о постановке на учет на предоставление жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.

Нормами действующего законодательства, приведенными выше не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности.

Предоставление Заявителю. Жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Заявителю на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.

Таким образом, исковые требования Заявителя. Подлежат удовлетворению.

Исковые требования Заявителя удовлетворить.

Обязать администрацию города Красноярска предоставить Заявителю в пределах населенного пункта – город Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам применительно к условиям проживания в г.Красноярске.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска. Решение суда Администрация обжаловать не стоала.

Сейчас мы добиваемся исполнение решения суда, Если интересно – продолжение следует

Поддержка детей – это важное направление государственной социальной политики. Дети-сироты нуждаются в еще большей защите со стороны государства, поскольку по достижению совершеннолетия они остаются один на один с проблемами, в том числе материальными. Поддержать сироту и обеспечить ему достойные условия жизни и труда – первоочередная задача государства.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Дети, оставшиеся без родителей, социально уязвимы и нуждаются в защите со стороны государства. Сиротам сложно социализироваться, найти свое место, создать семью. Прежде всего это связано с материальными проблемами – такие дети обычно находятся на полном обеспечении государства в соответствующих учреждениях, а после достижения 18-летнего возраста фактически остаются без любых средств к существованию. Поэтому меры дополнительной социальной защиты и поддержки детей-сирот со стороны государства очень важны.

В России законодательный статус детей-сирот, а также основные меры их социальной защиты приведены в Федеральном законе от 12.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». Частично меры поддержки реализуются на федеральном уровне, но большая их часть находится в зоне ответственности региональных властей.

«Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ»
Скачивайте и знакомьтесь с полным текстом закона

В соответствии с законом, к числу сирот относят такие категории:

  • непосредственно дети-сироты – в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители (или единственный родитель);
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в них, признаны без вести пропавшими, умершими или недееспособными, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей, либо вообще неизвестны.

Дополнительно оговариваются права на дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и лишенных родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе потерявшие родителей в период обучения.

На меры социальной поддержки и защиты могут претендовать дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (до 23 лет, если проходят обучение). Но на получение жилья имеют право сироты старше 18 лет в случае, если встанут в очередь до достижения 23 лет.

Согласно законодательству дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут находиться на полном государственном обеспечении:

  • в организациях для детей-сирот – детские дома, дома-интернаты и т.д.;
  • под опекой и попечительством – назначенные государством лица являются опекунами или попечителями сироты;
  • в приемных семьях – дети передаются на воспитание приемным родителям.

При любой из перечисленных форм дети-сироты могут претендовать на получение от государства определенной помощи и поддержки.

Какие льготы полагаются по закону

Денежные выплаты для детей-сирот

Основной вид денежных выплат детям-сиротам – пенсия по потере кормильца. В зависимости от наличия страхового стажа у умерших родителей сироты получают страховую или социальную пенсию. Дети, оба родителя которых неизвестны, получают социальную пенсию. Правила и условия получения пенсий по потере кормильца приводятся в статье.

Для детей, которые остались без родительского попечения из-за лишения родительских прав одного или обоих родителей, они вправе получать алименты – определенный процент от дохода родителей.

Для детей-сирот на федеральном и региональном уровнях также устанавливаются дополнительные (помимо пенсии) выплаты:

  • единовременная денежная выплата по окончании пребывания в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства. Суммы отличаются в разных регионах (например, в Москве – 24000 рублей);
  • единовременная денежная выплата выпускникам школ – также утверждается законодательством субъекта РФ. Например, в Москве сумма составит 20639 рублей если выпускник пойдет учиться дальше и 79416 рублей если он будет трудоустроен после школы;
  • ежемесячная денежная выплата на содержание детей, которые рождаются в семьях детей-сирот – в Москве составляет 3000 рублей.

Дети-сироты, которые находятся в специальных учреждениях, пребывают на полном государственном обеспечении. В частности, если сирота получает среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения, он получает от образовательной организации ряд преференций:

  • обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем в начале учебного года (может заменяться денежной выплатой);
  • компенсация на питание;
  • компенсация расходов на проезд (обычно в сумме стоимости транспортной карты);
  • компенсация стоимости приобретения письменных принадлежностей в начале учебного года (в сумме, равной трем социальным стипендиям);
  • бесплатное проживание в общежитиях;
  • государственная социальная стипендия (для получающих среднее техническое образование от 809 рублей, высшее – от 2227 рублей);
  • государственная академическая стипендия в повышенном размере в зависимости от успехов в учебе;
  • бесплатное прохождение медицинских осмотров.

В период прохождения производственной практики сироте выплачивается 100% заработной платы.

Выплаты для опекунов и усыновителей

Следует рассмотреть и выплаты, на которые претендуют люди, принимающие сирот под опеку или в приемные семьи:

  • при передаче ребенка в семью под опеку или на воспитание выплачивается 16 759 рублей (устанавливается федеральным законодательством);
  • при передаче ребенка в приемную семью выплачивается – 128 053 рубля (если старше 7 лет, или ребенок-инвалид, или при усыновлении братьев или сестер);
  • при усыновлении сироты выплачивается компенсация расходов, понесенных в процессе усыновления. В Москве сумма составляет 5 прожиточных минимумов на ребенка (составляющих 14 329 рублей) для 1 ребенка, 7 прожиточных минимумов для двоих детей, 10 прожиточных минимумов для троих и более детей;
  • опекуны получают денежные выплаты на содержание детей. Суммы зависят от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, количества подопечных, а также от регионального законодательства. Например, в Москве на ребенка возрастом до 12 лет выплачивается 16 500 рублей, от 12 до 18 лет – 22 000 рублей. Если детей трое или больше, суммы составят 19800 и 25300 рублей соответственно. На ребенка-инвалида выплачивается 27500 рублей;
  • попечители и усыновители имеют право на компенсацию расходов на коммунальные услуги и оплату телефона. В Москве сумма для опекунов (попечителей) детей-сирот составляет 928 рублей в месяц. Для усыновителей, воспитывающих 3 и более приемных детей компенсируется вся сумма расходов.

Большая часть перечисленных видов помощи реализуется на региональном уровне. Более точные виды и суммы социальной поддержки опекунов (попечителей) и усыновителей можно узнать в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

Важный вид материальной поддержки детей-сирот – это обеспечение их собственным жильем. Обязанность предоставить жилье возлагается на субъект РФ федеральным законодательством.

Возможны два варианта обеспечения жильем сирот:

  • сохранение за сиротой жилья его родителей. При этом не имеет значения, где фактически проживает ребенок – в доме родителей или с опекуном. Опекун (попечитель) не может продать или обменять жилье сироты без санкции органов опеки;
  • если у родителей сироты не было своего жилья, или же родители неизвестны – государство предоставляет ему бесплатное жилье.

Однако во втором случае жилье предоставляется также не всем сиротам, а только тем, чей возраст от 18 до 23 лет, и которые нуждаются в жилье. На практике в указанный возраст сироту обычно только ставят в очередь на жилье (так как есть проблема с выделением жилья местными администрациями). Необходимость обеспечения сироты жильем определяется по социальным нормам – если человек уже имеет жилье, либо долю в нем, либо пользуется жильем по договору социального найма – ему будет отказано в предоставлении жилья. Исключение – если приходящаяся на сироту площадь меньше нормативной, либо если имеющееся жилье находится в аварийном состоянии.

К сожалению, на практике получить сироте жилье от государства не так просто, претендентов на него много, а в собственности муниципальных образований свободной жилплощади обычно нет. Но если сирота зарегистрировался в установленном порядке (встал в очередь) с 18 до 23 лет, он сможет получить жилье и после 23 лет.

Местные администрации по-разному решают проблему жилья для сирот – выкуп квартир на вторичном рынке, обязательная квота для сирот в новостройках, выделение освободившегося муниципального жилья, и т.д.

Если местные органы власти не в состоянии предоставить жилье, региональным законодательством может быть предусмотрена компенсация расходов на оплату съемного жилья. Суммы относительно небольшие – 11 500 рублей в месяц в Москве, 3000-5000 рублей в Приморском крае (где ситуация с выделением жилья самая напряженная в стране).

Преференции в социальной сфере

Дети-сироты имеют определенные преференции в трудоустройстве, медицинском обслуживании, оплате услуг ЖКХ и других сферах.

Льготы в трудоустройстве заключаются в том, что органы в сфере занятости населения впервые зарегистрированным детям-сиротам выплачивают в течение 6 месяцев повышенное пособие по безработице – в размере средней заработной платы соответствующего региона. Помимо этого, в случае увольнения из-за ликвидации организации или сокращения штата сирота вправе требовать от работодателя профессионального обучения (за счет работодателя) и последующего трудоустройства.

На региональном уровне сироты имеют право на льготы по оплате услуг ЖКХ, в том числе за электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение, квартплату. Также есть нормы, согласно которым сирота не должен оплачивать коммунальные долги своих родителей, а также задолженность за периоды, пока он не проживал на этой жилплощади (проходил обучение, воинскую службу и т.д.). Опекуны также имеют право на компенсацию части расходов на коммунальные услуги.

В сфере медицины для детей-сирот на региональном уровне устанавливаются такие преференции:

  • бесплатные медицинские услуги;
  • предоставление бесплатных медикаментов (в Москве – до 23 лет);
  • бесплатное молочное питание до 2-летнего возраста;
  • бесплатные путевки в санатории и оздоровительные лагеря.

Также возможные следующие виды социальной поддержки:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • преимущество при устройстве в детский сад и отсутствие оплаты (для опекунов);
  • бесплатное посещение художественных и спортивных школ;
  • бесплатные билеты в зоопарки, цирки, выставки и прочие мероприятия.

Поскольку ситуация достаточно сильно отличается от региона к региону, полный перечень доступных выплат, льгот и иных преференций можно получить в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

Процедура оформления и необходимые документы

Статус ребенка-сироты обычно не нужно подтверждать – это удостоверяется свидетельством о рождении и свидетельствами о смерти родителей. В случаях, когда родители лишены родительских прав и в аналогичных ситуациях нужно предоставлять соответствующий документ.

Оформление пенсий по потере кормильца осуществляется в управлении Пенсионного фонда РФ по месту жительства сироты им самим или его представителем (в зависимости от возраста). Условия и порядок оформления пенсии представлены в статье.

Для оформления выплат (единовременных и ежемесячных), которые полагаются детям-сиротам, нужно обращаться в отдел социальной защиты населения местной администрации. Чтобы оформить выплату при прекращении попечительства (достижение 18 лет) нужно предоставить основные документы:

1 Паспорт
2 Заявление
3 справку из органа опеки (о том, что сирота находился на попечении, в соответствующем учреждении) или копию договора между органом опеки и приемной семьей

Чтобы оформить единовременную выплату выпускнику, нужно кроме указанных выше документов предоставить такие:

1 аттестат о получении общего образования (или заверенную копию)
2 если сирота пошел учиться дальше – справку о зачислении в образовательную организацию
3 если сирота трудоустроился – трудовую книжку или заверенную копию
4 если сирота не учится и не работает – соответствующий документ (справка об инвалидности, справка из военкомата и т.д.)

Порядок предоставления выплат, как и их перечень, может отличаться в разных регионах, поэтому для уточнения нужно обратиться в отдел социальной защиты населения.

Самый же важный вопрос касается порядка обеспечения жильем детей-сирот. Как отмечалось выше, претендовать на бесплатное жилье от государства могут дети-сироты, которые не имеют своего жилья (в том числе наследуемого от родителей) либо жилая площадь меньше установленного норматива. Важно, что обратиться за выделением жилья дети-сироты могут только с 18 до 23 лет.

Поскольку в большинстве субъектов РФ нет возможности выделить жилье сразу, следует встать в очередь на его получение. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию и подать следующие документы:

1 Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2 выписку из домовой книги по месту фактической регистрации заявителя
3 справку из подразделения Росреестра, БТИ или иного соответствующего органа о наличии или отсутствии недвижимого имущества в собственности
4 документ, подтверждающий статус ребенка-сироты – свидетельство о смерти родителей, решение суда о лишении их родительских прав и т.д.

Дополнительно подаются документы об устройстве ребенка-сироты под надзор в специализированную организацию, под опеку и т.д. Если у заявителя уже есть жилье или право на определенную долю жилплощади, нужно предоставить акт обследования жилищных условий.

После рассмотрения представленных документов и вынесения решения о наличии у сироты права на бесплатное жилье, ему либо сразу предоставляется жилье, либо он заносится в очередь и ожидает выделения жилья (зачастую не один год).

Получив жилье, его можно использовать только для проживания – квадратные метры предоставляются на условиях социального найма, поэтому продать или обменять полученное жилье нельзя.

Остальные виды социальной помощи детям-сиротам предоставляются по заявлению в отдел социальной защиты населения (компенсационные выплаты), либо предоставляются непосредственно по месту учебы или работы сироты.

Последние изменения в законодательстве

Наиболее важным изменением в законодательстве последних лет является принятие Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …». Этот закон совершенствует порядок предоставления жилья детям-сиротам. Устанавливается единый для всех регионов порядок учета сирот, имеющих право на получение жилья, а также по каждому региону формируется список.

Также изменения касаются контроля своевременности подачи заявлений представителями детей-сирот – если заявление не было подано, органы опеки могут принимать соответствующие меры. Это сделано для того, чтобы все нуждающиеся и имеющие право на жилье могли встать в очередь до достижения 23-летнего возраста.

Поправки касаются и условий предоставления жилья. По новому закону сиротам не может быть выделено больше 25% от общего числа квартир в конкретном доме.

Договор социального найма на полученное жилье теперь можно продлевать на 5 лет не только 2 раза, а неограниченное число раз. Это должно защитить получателей жилья от мошеннических действий.

Также в закон внесены поправки, позволяющие принудительно выселять граждан, которых лишили родительских прав (на основании социального найма), кроме того теперь супруга и дети сироты не теряют право жить в выделенной квартире и после его смерти.

Указанный закон уже подписан Президентом и вступит в силу с начала 2019 года.

Особенности оформления и получения льгот

Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2018 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2018 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.

Множество проблем возникает не только с выделением жилья, но и с постановкой в очередь. Чаще всего заявитель обращается, когда его возраст уже больше 23 лет. В таком случае юристы рекомендуют обращаться в суд и пытаться доказать, что заявление не было подано в установленный период по уважительной причине. Однако вероятность положительного исхода очень низкая.

У многих возникают трудности из-за того, что они имеют постоянную регистрацию у родственников. Так, если в квартире или доме, где прописан сирота, на него приходится больше жилплощади, чем полагается нормами региона, при обращении за собственным жильем будет вынесен отказ. Необоснованный отказ можно получить, если, например, у супруга (супруги) заявителя имеется в собственности жилье. В таком случае нужно получить письменный отказ, который затем опротестовать.

Иногда приходится отказываться от предлагаемого жилья, например, государство выделяет только дом в деревне далеко от места проживания сироты. Согласно закону устанавливается право выбора места проживания, однако, отказавшись от предложенного варианта, следующее предложение может последовать не скоро.

Возникают такие ситуации, когда дети, лишившиеся попечения родителей, после окончания школ, техникумов или колледжей даже не подозревают о том, что имеют полноценное право на получение жилья. А когда проходит какое-то время и они обращаются в соответствующие инстанции за жильем, им отказывают из-за несвоевременного обращения, и это не правильно. Если сирота не получил жилье до 23 лет, государство все же обязано предоставить ему квартиру безвозмездно.

Обеспечение жильем

Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

  1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
  2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
  3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
  4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.

Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

Важные условия

Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.

Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:

  • Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
  • В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
  • Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
  • Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.

До скольких лет

В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

Жилье сиротам после 23 лет

Рассчитывать на гос жилье сирота может даже в том случае, когда станет полностью дееспособным. Это случается после того, как ребенок закончил обучение, долгое время находился на лечении, проходил военную службу. Но это все делается только до 23 лет. После указанного возраста рассчитывать на жилье можно только при том случае, если гражданин нуждается в улучшении своих жилищных условий. В 2018 году сирота, возраст которого достиг выше 23 лет, может предъявить свои права на жилплощадь.

Судебная практика предоставление жилья детям сиротам после 23 лет

В судебной практике предоставление жилья сиротам после 23 летполучить свое жилье вполне возможно, если имеются доказательства того, что у них были уважительные причины, по которым они не получили площади от государства. Сирота должен доказать, что его опекуны или органы публичной власти бездействовали в то время, когда у ребенка наступила пора ставать на учет. Представители органов опеки не проводили разъяснительных работ между детьми-сиротами. А так же будет доказана незаконность действие представителей определенных органов, которые препятствовали получению жилья. Только после этого суд может признать за сиротой право свою квартиру. При этом человек должен довести, что нуждается в жилище.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Многих детей-сирот интересует можно ли получить деньги вместо жилья. Согласно законам РФ подобный обмен не возможен. Это объясняется тем, что идет вразрез с самой сутью программы по обеспечению сирот квартирами. Но бывают исключения в некоторых районах страны. В этом случае дети получают субсидию, которая направлена на покупку другого жилья на выбор.

Единственное условие в том, что площадь квартиры или дома должна соответствовать всем нормам. Для того, чтобы получить субсидию необходимо собрать определенный пакет документов. После чего местные власти выносят решение на выдачу субсидии сироте. Субсидия должна быть равной стоимости квартиры.

Порядок оформления

  • Взять справку в учебном заведении, военкомате, в специальном учреждении (детская колония), больнице о том, что он находился в этих заведениях длительное время.
  • Написать прошение.
  • Предоставить документы, которые докажут, что у сироты нет жилья, или он проживает с родственниками.
  • Заявление подается в местные органы.
  • Копия заявления подается в органы опеки.
  • Ждать пока рассмотрят заявление. На это может понадобиться времени около месяца.
  • После рассмотрения подписывается договор в котором говорится, что квартира выдается в найм.
  • Через 5 лет договор перезаключается уже на бессрочный термин. Но такое возможно только в том случае, когда человек регулярно оплачивает все коммунальные услуги и у него нет задержек.

Какие нужны документы

  • Оригинал документа, удостоверяющего личность сироты, а так же копия;
  • Документ о том, ребенок является сиротой;
  • Справка о составе семьи;
  • Подтверждение отсутствия своей квартиры;
  • Справка места обучения или с работы;
  • Свидетельство о браке, для женатых осиротевших детей;
  • Два прошения, одно из которых предоставляют в органы, занимающиеся опекой, а второе – в органы выдающие квартиры.

Заявление может подаваться не только самим заявителем, но и его доверенным лицом. Остальные документы подаются только сиротой.

На самом деле жилье предоставляется не через год, как указано в законодательстве. Это зависит от наличия жилья в районе, где проживает сирота. На приобретение квартиры может понадобиться от 10 до 20 лет.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх