Зона свободной торговли

Сущность свободной торговли

Движение сторонников фритредерства (свободной торговли) зародилось в последней трети 18 века в Великобритании, и было связано с промышленной революцией. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственные продукты в интересах крупных землевладельцев. Английская промышленная буржуазия была заинтересована в низких ценах на сельскохозяйственные продукты, т. к.

ЗО́НА СВОБО́ДНОЙ ТОРГО́ВЛИ

это обеспечивало удешевление сырья и рабочей силы. Кроме того, снижение таможенных пошлин во взаимной торговле способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу. Фритредеры выступали также против пережитков средневековой регламентации промышленного производства. В результате под давлением фритредеров в 20-х гг. 19 века в Великобритании была проведена реформа таможенной системы. Были отменены или значительно снижены пошлины на многие товары, высокая протекционистская пошлина на импортное зерно была заменена скользящей шкалой пошлин, в соответствии с которой пошлина на ввозимое из-за границы зерно повышалась с падением цен на зерно, выращенное внутри страны, и понижалась с их повышением. В середине 19 века фритредерство полностью победило в Великобритании вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и др. протекционистские ограничения. Были сохранены только фискальные пошлины.

Свободная торговля (фритредерство) — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль государства — основного регулятора — за рынком ; при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров, а государство выступает своего рода наемным агентом товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса.

Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.

Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Однако, очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.

Отражением глобального процесса либерализации внешней торговли служит возникновение обширных региональных зон «свободной торговли» на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритредерство способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов.

Зоны свободной торговли – районы, не охваченные государственным таможенным режимом, в этом слу­чае торговля осуществляется и развивается в соответствии с меж­дународным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ (на мировой рынок продукцию представляет та страна, которая может ее произвести с наименьшими издержками и, соответственно, по меньшей цене). Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специализированные).

В зонах общего назначения осуществляется складирование, доработка, сортировка, маркировка и упаковка товаров.

Специализированные зоны(или торгово-производственные) создаются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозаменяющую продукцию. Они являются синтезом режимов зон свободной торговли и промышленно-производственных зон.

Промышленно-производственные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, производящих экспортную или импортозаменяющую продукцию.

Технико-внедренческиезоны концентрируют исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы вокруг крупных научных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки.

Сервисныезоны – районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг.

Комплексныезоныотличаются специфическим преференциальным режимом экономической деятельности. Примером служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» (Аргентина), пять специальных экономических зон в Китае.

В современных условиях некоторые принципы фритредерства осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки.

Однако наиболее развитые страны стояли на позициях прагматизма. Признавая ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А. Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которая обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими развивающимися странами и на пороге XXI в.

Сейчас, как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Итак, выделим основные позитивные аспекты свободной торговли:

1. Свободная торговля стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

2. Свободная торговля позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

3. Она дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей производителей и потребителей;

4. Также она содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Зона свободной торговли (Freetradearea) типмеждународной интеграции, при котором страны-участники отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства.

Зона свободной торговли СНГ

Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Основные зоны свободной торговли:

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН AssociationofSouthEastAsionNations) одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement NAFTA). соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, — соглашение былоподписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Следующим этапом интеграционного процесса может стать создание таможенного союза.

5.2. Зоны свободной торговли

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли в отношении практически всей взаимной торговли, происходящей на этих территориях. Классические международные соглашения о свободной торговле предполагают устранение тарифных и нетарифных, прежде всего, количественных, барьеров во взаимной торговле товарами, тогда как каждая из стран-участниц сохраняет собственную систему регулирования торговли с третьими странами. Создание зоны свободной торговли — первый этап процесса интеграции в экономике.

В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. В некоторых случаях она может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.

Реклама

Период с середины 1990-х годов характеризуется значительным ростом количества региональных торговых соглашений. Из числа действующих соглашений на зоны свободной торговли приходится 84%, а из предложенных и тех, по которым ведутся переговоры, — 96%. Это объясняется сравнительной лёгкостью переговоров по созданию зоны свободной торговли: требуется частичная координация внешнеэкономической политики, сохраняется независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, вопросы членства регулируются в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной интеграции.

Создание зон свободной торговли способствует решению вопросов доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнёров необязательна, в отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих наличие общих границ.

Договорённости в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)/ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к созданию и функционированию зон свободной торговли.

1. Создание таких зон ВТО разрешает в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с образованием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны — участницы ВТО имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.

2. В принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как с прочими странами — лишь в порядке исключения, хотя на практике это требование не всегда исполняется.

З. Создание зоны свободной торговли должно не только стимулировать торговлю между данными странами, но и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.

4. Свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать большую часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. Торговля услугами также должна охватывать многие секторы, включая все способы оказания услуг.

5. Переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.

Зоны свободной торговли различаются между собой: по количеству стран-участниц; сравнительным размерам национальных экономик стран; уровню экономического развития; количеству охваченных отраслей и товаров; характеру влияния на национальную экономику; продолжительности периода перехода к свободной торговле; степени реальной экономической взаимозависимости стран; роли политического фактора; традициям, ценностям, нормам регионального интеграционного процесса.

Известны следующие зоны свободной торговли: Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ (European Free Trade Association). Фактически с 1990 года деятельность ЕАСТ прекращена.

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Association of South East Asian Nations), одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган — собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств.

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

Центральный руководящий орган — ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия).

Северо-Американская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement), соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 года; предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.

Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 199З-м.

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992.

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 198З.

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой — соглашение, подписанное в 1992.

Бангкокское соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланкой, подписанное в 199З. Его цель — содействие развитию торговли между странами-участницами путём выработки системы взаимных тарифных преференций.

С. В. Приходько.

Зоны свободной торговли и таможенные союзы

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам.

В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

— Североамериканская зона свободной торговли НАФТА

— Европейская ассоциация свободной торговли

— зона свободной торговли

— Центрально-европейское соглашение о свободной торговле

— Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей

— Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой

— Бангкокское соглашение

— Зона свободной торговли СНГ

Таможенный союз — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. (Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, ЕврАзЭС).

20.Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

EREPORT.RU

Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

Европейский союз

Европейский Союз (European Union) -крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности.

В состав Европейского Союза входят 25 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Основные институты власти:

Европейская Комиссия — исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Европейский Парламент — собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданамистран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Совет министров — в ЕС — основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования.

Европейский суд — судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия:

— между государствами-членами ЕС;

— между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом;

— между институтами ЕС;

— между ЕС и физическими либо юридическими лицами.

Счетная палата (Суд аудиторов) — орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов.



Зона Свободной Торговли

Что такое Зона Свободной Торговли? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Зона Свободной Торговли»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Зона Свободной Торговли» в словарях

Зона Свободной Торговли–Экономический словарьформа экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и прочие торговые ограничения между отдельными странами-участницами. З.с.т. способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортные возможности, позволяет преодолевать трудности на рынке по сбыту продукции и оказанию услуг.Зона Свободной Торговли–Экономический словарь- региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля в целях обеспечения своих интересов на основе расширения экономических связей, бескризисного развития экономики. Создание З.с.т. влечет за собой расширение внутризональной торговли, конкуренцию, в результате чего преодолевается низкий уровень экономического развития района и повышается его роль в общем внешнеторговом обороте страны, уменьшается социально-экономическая зависимость.

Зона свободной торговли

Наряду с этим З.с.т. способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортный и импортный потенциал, позволяет преодолевать трудности на рынке по сбыту готовой продукции и оказанию услуг.Зона Свободной Торговли–Экономический словарьFREE TRADE ZONEПорт, определенный правительством страны для беспошлинного поступления любых незапрещенных товаров. В такой зоне товары могут складироваться, выставляться для показа и использоваться для нужд производства в пределах зоны, а также реэкспортироваться без уплаты каких-либо пошлин. Пошлины налагаются на те товары, к-рые поступают из зоны на территорию страны, на к-рую распространяются полномочия таможенных службЗона Свободной Торговли–Экономический словарь- 1) зона, в пределах которой группа стран поддерживает свободную беспошлинную торговлю; 2) преференциальная зона торговли: обособленная часть территории данной страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Среди З.с.т. центральное место занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). З.с.т. является одним из видов свободной экономической зоны.Зона Свободной Торговли–Экономический словарьпервичная форма экономической интеграции», при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Концепция З.с.т. была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ряда группировок развивающихся стран, например Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в рамках АСЕАН и др. При формировании З.с.т., как и таможенного союза, межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает лишь сферу обмена и создает более благоприятные условия для развития торговли между странами-участницами, финансовых расчетов между ними и т.д. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами. В современных условиях при высокой степени развития национального государственного регулирования отмена пошлин и других ограничений фактически еще не означает экономического объединения государств. Как показывает опыт ЕАСТ, деятельность З.с.т. если и оказывает определенное воздействие на развитие производства, то эффект крайне ограничен. Существенных изменений с точки зрения формирования более емкого рынка она не дает. В этом, в частности, одна из причин кризиса ЕАСТ и перехода стран — членов ЛАСТ к более высоким формам экономической интеграции.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх