При ленине созданы целые институты и десятки научных центров. Как появились первые университеты в мире? В каком году был 1 университет

Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.

Первый университет в России

Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.

Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.

Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.

История МГУ

Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.

Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.

Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.

Значительные перемены в произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.

Современность Московского Университета

История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.

В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.

Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.

Казанский и другие университеты

Был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.

В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.

Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.

До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.

Дерптский университет в XX веке

После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.

Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.

После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.

Современный Дерптский университет

После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.

Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе "Эразмус".

Элитное образование и неразрывно связанное с ним системное научное знание пришло в Россию лишь в эпоху Петра I, когда по монаршей инициативе была создана Академия наук. Через некоторое время появилась Академия Художеств, а там и до первого университета было недалеко. Но как люди на Руси учились до этого, и какие места в Москве связаны с допетровскими учебными заведениями? МОСЛЕНТА решила выяснить этот вопрос.

Загадка добровольной изоляции

Первый университет в Европе появился в 1088 году в Болонье. Спустя примерно 70-80 лет они уже появились в Париже и Модене, а к концу XIII века их количество исчислялось десятками. В России же первое высшее учебное заведение появилось лишь спустя пять столетий. Это одна из загадок отечественной истории, однозначного ответа на который не существует. Есть только некая цепочка фактов и связанных с ними вопросов.

Конечно, можно предположить, что мы были оторваны от Запада и не имели возможности перенимать этот опыт. Но ведь в Константинополе с V века существовал Атеней (или Афиней), а в 855 году появилась Магнаврская высшая школа. Там изучали арифметику, геометрию, музыку, астрономию, медицину, грамматику, риторику и философию, причем не только православную, но и Платона с Аристотелем.

Почему, позаимствовав византийское христианство, Русь не взяла от греков их ученость?

Мы ведь ничего не знаем о научных и образовательных учреждениях домонгольского времени, помимо монастырских, то есть, сугубо религиозных. Так что и на нашествие татар пенять не приходится, тем более, что такие проблемы их точно не интересовали.

Между тем, уже с XV века Русь чувствует отставание от Запада в научном и техническом плане. Достаточно вспомнить хотя бы историю со строительством Кремля, когда наши мастера не справились, и решено было пригласить зодчих из Европы. Аристотель Фьорованти ведь не только Успенский собор возвел, он прежде соорудил два кирпичных завода, иначе Кремль не из чего было бы строить. А потом построил монетный и орудийный дворы. Почему, используя навыки Фьрованти, Пьетро Антонио Солярио, Марко Руффо и других нанятых мастеров, россияне не попытались создать с их помощью школу, дабы доморощенные мастера переняли их знания? Нет, все зодчие отработали, получили вознаграждение и уехали, кроме тех, кто до конца контракта не дожил.

Иван Грозный тоже приглашал иностранных специалистов, прежде всего военных: офицеров, пушкарей, литейщиков. Однако отношение к ним принципиально не менялось - по-прежнему они выполняли свою работу, но не оставляли после себя знаний.

Изменить ситуацию пытался только Борис Годунов, который послал на обучение в Европу 18 молодых людей - между прочим, более чем за сто лет до Петра I.

Чем закончился эксперимент, доподлинно не известно: на Руси началась «смута», в которой затерялись следы уехавших «студентов».

В XVII веке мы видим ту же картину - приглашаются иностранные мастера разных специальностей, но школ не создается. Обучение проходит в домашних условиях и при церквях, где оно ограничивается первичными азами письма и счета, да чисто религиозными предметами. Но беда в том, что если грамоту и счет дома выучить можно, то развивать науку - нереально.

Среди русской элиты были образованные люди, такие как дядя царя Алексея Михайловича Никита Романов, воспитатель и свояк царя Борис Морозов, окольничий Федор Ртищев, боярин и дипломат Афанасий Ордин-Нащокин, боярин Артамон Матвеев, фаворит Софьи князь Василий Голицын, но их было очень мало.

Кстати, уже тогда многие бояре стали нанимать своим детям иностранных учителей из Европы, чаще всего из западной Белоруссии и Польши, тогда Речи Посполитой. Многие представители элиты владели иностранными языками, выписывали из-за границы книги, создавали библиотеки.

- Но системы образования не было: государство в этом не участвовало, а церковь даже препятствовала.

Возможно, в церковном влиянии и состоит главная причина культурной изоляции и такого, мягко говоря, странного отношения к науке, которое сложилось в средневековой Руси.

Такая ситуация была даже в армии, куда цари Михаил Федорович и особенно Алексей Михайлович стали активно нанимать иноземцев. В «полках нового строя», которые к концу XVII века составляли до половины регулярной армии, офицерами в основном были иностранцы, набранным же русским приходилось постигать военную премудрость. Обучение происходило на практике внутри полков и было бессистемным, что не могло не сказаться на его качестве. В то же время ни одного военного училища создано не было, хотя, казалось бы, способных передать знания иностранцев было достаточно.

Пагубность изоляционизма и необходимость перемен была очевидна, это витало в воздухе. Подтверждают это реформаторские попытки Алексея Михайловича и его наследников Федора и Софьи. Им не хватало решительности их брата Петра, но они были предтечей великих реформ. В сфере образования тоже были первопроходцы, опередившие время и происходило это, прежде всего, в столице Русского государства Москве.

«Милостивый муж» Федор Ртищев

Первое открытое учебное заведение в Москве было частным, и связано оно с именем царева «окольничьего» Федора Михайловича Ртищева. Это был совершенно уникальный человек, проявлявший себя в самых различных сферах: военной, дипломатической, научной и даже благотворительной. Его незаурядность была видна еще в молодом возрасте. Видимо, домашнее образование не удовлетворило его, но продолжать обучение было негде. Тогда двадцатилетний «постельничьий» (тогда он занимал этот придворный пост) царя Алексея решил создать для себя и других школу.

Сделать это иначе как при посредничестве церкви было нельзя, и Федор Михайлович испросил у патриарха Иосифа разрешение на свои средства построить в Москве «учебный монастырь». Разрешение было получено, и на Воробьевых горах в урочище Пленицы, что за речкой Кровянкой, началось строительство монастыря. Первоначально он именовался Преображенским, а позднее - Андреевским, во имя апостола Андрея Первозванного.

Одновременно Ртищев позвал около трех десятков ученых-иноков из малороссийских монастырей и попросил государя посодействовать в приглашении выдающихся ученых и просветителей того времени - Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Это были сподвижники экзарха Константинопольского престола митрополита Петра Могилы, который и помог уговорить их на переезд в Москву.

Малороссийская православная церковь в те времена была в сложном, но в то же время выигрышном положении по сравнению с московской.

С одной стороны, ей приходилось конкурировать с униатской и католической, которые находились в Речи Посполитой в более привилегированных условиях. С другой, это давало возможность взаимного культурного обогащения, а конкуренция защищала от лишнего догматизма.

Речь идет о церкви Константинопольского патриархата, который сохранил за собой Киевскую епархию до того, как в Москве стали самостоятельно выбирать патриарха (1589 год). Константинопольская церковь сохранила традиции византийской учености и впитала лучшие идеи западного христианства, в том числе университетские. Не случайно именно под ее крылом в Киеве создали Киево-Могилянскую академию - старейшее православное высшее учебное заведение. Как ни странно это выглядит сегодня, но именно с ней связано и зарождение московского образования.

Построив в 1648 году Андреевский монастырь и основав там высшую школу, Ртищев сам пошел в нее учиться. Помимо изучения греческого и латинского языков, здесь занимались риторикой и философией. На начальном этапе это скорее был научный философский клуб, нежели учебное заведение в чистом виде, но вскоре набор предметов расширился, и в школу стали принимать всех желающих. Финансировал ее по-прежнему Ртищев.

- Московская церковь приняла школу в штыки, обозвав еретической и «несходной истинному правоверию».

Философия, даже православная и византийская, ей была не интересна. Спасла близость Федора Михайловича с царем Алексеем и влиятельным митрополитом Никоном, будущим патриархом, а тогда духовником царя. Просуществовав более тридцати лет, училище было переведено в Заиконоспасский монастырь и стало основой для нового, более крупного учреждения - Славяно-греко-латинской академии.

А Андреевский монастырь остался одним из центров книжной грамоты и прародиной русского знания. Кстати, он и по сей день стоит на том же месте, по соседству с президиумом Академии наук, что весьма символично.

Предтеча МГИМО

Приглашенные Ртищевым ученые были не единственными выходцами из Киево-Могилянской академии, которые в эти годы оказались в Москве. Следом за ними приехал знаменитый богослов и поэт Симеон Полоцкий.

Ему в 1665 году царь Алексей поручил организацию школы для подъячих Тайного приказа, где их обучали русской и иностранной грамматике. Местом для школы определили Спасский монастырь на Никольской улице. В Москве этот монастырь обычно называли Заиконоспасским, поскольку если смотреть от Кремля, то расположен он был за рядами, где торговали иконами. Монастырь был отстроен при царе Алексее уже с учетом учебных потребностей, а деньги на строительство дал воевода князь Федор Волконский.

Это было первое учебное учреждение, организованное властью, но его скорее можно назвать специальным, даже профессиональным.

К тому же, учащихся было очень мало - всего около десятка. Тайный приказ ведал делами двора и сношениями с зарубежными странами, его сотрудники часто становились посланниками, посему должны были владеть иностранными языками. Обучение латинскому языку, который в те годы считался дипломатическим, шло по учебнику португальца Альвареца.

Впоследствии Полоцкого сменил его ученик Сильвестр Медведев, сам же пиит отправился обучать царских детей, кстати, как и Ртищев. Но за Спасским монастырем закрепилось название «учительский», что сыграет свою роль: более чем на полвека он станет центром русского просвещения. Сам же Симеон Полоцкий стал инициатором создания нового учебного заведения - Академии по аналогии с Киево-Могилянской. Устав написал Сильвестр Медведев, а утвердил его в 1682 году царь Федор Алексеевич. Полоцкого к этому времени уже не стало, и поучаствовать в создании своего детища он не мог. Медведев поначалу участвовал, но впал в опалу как сторонник Софьи и был казнен.

От Академии к Университету

Следующая история связана не с выпускниками Киево-Могилянской академии, а с греками - братьями Иоаникием и Софронием Лихудами. Уроженцы Ионического острова Кефалонии происходили из знатного княжеского рода, были в родстве с византийскими Мономахами. Они получили образование в Греции, Венеции и Падуе, считались видными учеными и проповедниками.

Когда поступило предложение из Москвы о возможности поучаствовать в создании первой в стране православной академии, они согласились и выехали из Константинополя, где в тот момент проповедовали, в неведомую Россию.

Новое заведение поначалу поместили в Богоявленский монастырь, но только из-за того, что еще не был достроен новый Коллегиум - трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре, который должен был стать базой академии. В 1686 году его открыли стараниями князя Василия Васильевича Голицына, который и деньгами помогал, и административный ресурс использовал: он тогда был правой рукой царевны-регента Софьи. Лихуды называли князя своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем».

Поскольку учеников и грамотных учителей не хватало, то решено было объединить училище Андреевского монастыря и типографскую школу в новую, названную Славяно-греко-латинской академией. «По указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев», а к концу 1687 года в Академии числилось 76 учащихся. Постепенно их число выросло до ста, потом и до 600. Учебники по всем предметам изначально были созданы братьями Лихудами, позже линейка значительно расширилась. В 1701 году приказом Петра I заведению был пожалован официальный статус государственной академии.

- Обучение в Академии было рассчитано на 12 лет, но не обязательно было поступать на низшую «фару» или школу.

Зачисление производилось по результатам вступительного собеседования, принимали детей всех сословий. Изучалась физика, математика, логика, история, география, богословие, латинский, греческий и славянские языки, музыка, даже эллинская философия и культура. Отдельным предметом считалась поэзия или, как тогда говорили, пиитика.

При Академии был театр, где силами студентов и москвичей ставились назидательные спектакли, в том числе по произведениям Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича. Религия была неотъемлемой частью учебной программы, но все же, в первую очередь, Академия готовила образованных светских людей, способных к любым видам государевой службы. Среди ее выпускников значатся архитектор Василий Баженов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, основатель русского театра Федор Волков, математик Леонтий Магницкий и конечно, Михаил Ломоносов - основатель первого в России московского Университета.

Ему была уготована честь передать эстафетную палочку и заложить основы настоящего научного образования, которого так не хватало России. А Академия, уступив место новым чисто светским учебным заведениям, нашла свою нишу - в 1775 году она переехала в Троице-Сергиеву лавру.

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Первоначально располагался на месте нынешнего Государственного исторического музея на Красной площади.

История университета

Роль движущей силы взял на себя величайший российский ученый Михаил Ломоносов . Михаил Васильевич задумал амбициозный проект создания университета для одаренных студентов. Однако реализовать идею оказалось непросто: чиновники неизменно отвечали вежливым отказом на его предложение. В конце концов, Ломоносову пришлось применить хитрый «обходной маневр»: он передал проект и устав университета фавориту императрицы Елизаветы Петровны - Ивану Ивановичу Шувалову. Влиятельный царедворец, тонкий и умный человек, Шувалов искал славы мецената и смог-таки добиться одобрения Сенатом устава нового учебного заведения, предложенного Ломоносовым. 25 января 1755 года указ о создании Императорского Московского университета был подписан императрицей Елизаветой (кстати, именно отсюда берет свое начало студенческая традиция - отмечать Татьянин день).

Вначале университет разместился в Аптекарском доме у Воскресенских ворот на Красной площади (сейчас на этом месте находится Исторический музей). Было три факультета: философский, медицинский и юридический. Отчасти благодаря тому, что Ломоносов сам был самородком «из низов», в учебном заведении проводилась весьма демократичная политика: принимали всех за исключением крепостных крестьян, при условии что человек проходил необходимые вступительные испытания. Лекции читали лучшие профессора, нередко занятия собирали огромную аудиторию, поскольку на лекции могли прийти все желающие. Подобная демократичная политика вскоре привела к существенному развитию учебного заведения. В XIX веке растет количество факультетов, в стенах университета в середине века обучается более 1000 студентов.

Здание университета довольно быстро становится тесным, и для занятий арендуют, а затем выкупают двор князя Репнина на Моховой улице, потом еще шесть барских усадеб. В 1785 году Екатерина II отпускает из казны 125 тысяч рублей для строительства здания университета по проекту архитектора Матвея Казакова . Увы, до нас не дошло самое первое здание: пожар в сентябре 1812 года уничтожил его вместе с музеем, библиотекой, художественными и научными ценностями. Но уже через пять лет обгоревший остов начали восстанавливать, средства на строительство собирались всем миром. Работы по реконструкции закончились в 1819 году под руководством архитектора Дементия Жилярди. Торжественное и нарядное здание приобрело знакомый нам величественный вид, и там начались занятия.

По воспоминаниям современников, учиться в Императорском Московском университете было и трудно, и интересно. Лекции начинались в девять утра, в расписании стояло семь пар. Факультеты не так четко разграничивались, как сейчас, - можно было посещать занятия прославленных профессоров по различным специальностям. За курс обучения надо было уплатить 28 рублей 57 копеек ассигнациями, но это не касалось малообеспеченных талантливых студентов: для них еще существовали стипендии, а также компенсация за аренду комнаты. Кроме того, была внедрена система премирования, и за отличную учебу можно было получить до 300 рублей, а приз конкурса за выдающуюся научную работу составлял 1500 рублей. В те времена, когда средняя зарплата рабочего составляла 25 рублей в месяц, это были весьма приличные деньги.

В царствование Николая I студенты получили обязательную форму: сюртук, треуголку и шпагу.

Однако вскоре в стране произошли драматические события: революция, смена политического строя, расстрел императорской семьи. Все это не могло не наложить отпечаток на уклад и политику университета. Надо отметить, что внутри коллектива произошел серьезный раскол: были те, кто «за» и те, кто «против». Студенты и профессора, не принявшие новую политическую власть, были вынуждены уйти из университета, к тому же под давлением новой власти были закрыты целые научные направления в философии, биологии, истории и филологии, которые не соответствовали революционной идеологии.

Тем не менее все эти испытания не помешали Московскому университету сохранить свое место лидера высшей школы. Уже в 1934-м в МГУ защищаются первые в СССР кандидатские диссертации, но, как только процесс обучения стал снова понемногу налаживаться, опять наступили тяжелые времена. В годы Великой Отечественной войны больше пяти тысяч студентов и преподавателей уходят на фронт. Учебная деятельность приостанавливается. Хотя уже в первые послевоенные годы произошел новый подъем в образовании, страна нуждалась в научных кадрах и квалифицированных специалистах. В 1947 году, в день 800-летия Москвы, город получил восемь гигантских строительных площадок на Воробьевых горах. Среди них - новый комплекс зданий для Московского университета с высотным зданием МГУ. Главный корпус строился с 1949 по 1953 год, и сейчас именно он является символом университета.

В 50-х годах на вступительных экзаменах в МГУ наблюдался настоящий ажиотаж. Бюджет вырос в пять раз по сравнению с довоенным периодом, что позволило оснастить научные лаборатории и учебные аудитории, открыть новые факультеты и специализированные лаборатории. Появляется факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения, Институт восточных языков (с 1972 года Институт стран Азии и Африки при МГУ). Сегодня в МГУ - 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, порядка 380 кафедр и более 40 000 студентов и аспирантов. Московский государственный университет единственный в России воспитал 11 нобелевских лауреатов.

Университет входит в тройку российских вузов, обладающих особым статусом: указом президента от 2008 года закреплена академическая самостоятельность, которая дает право устанавливать свои образовательные стандарты и программы.

Библиотека МГУ

Библиотека Московского университета, открытая в 1755 году, более ста лет была единственной светской, бесплатной и общедоступной в Москве. В середине XIX века, восстановленная после пожара 1812-го, она насчитывала более 7500 томов. В наши дни уникальный фонд составляет 10 миллионов книг, рукописей и периодических изданий. Ее услугами пользуются около 65 тысяч читателей.

Студенческий театр

Российское сценическое искусство обязано своим расцветом именно первому студенческому театру. В 1756 году студенты Московского университета под руководством ректора, поэта М.М. Хераскова, показали публике первый спектакль. Впоследствии русские театральные труппы почти полностью состояли из выпускников университета, а одна из них стала основой Императорского Московского театра, предшественника культурного достояния России - Большого и Малого театров.

Церковь Святой Татианы

После того как в пожаре 1812 года сгорели здание Казакова и первая университетская церковь Татианы Мученицы, Николай I купил для университета дом Пашкова на Большой Никитской улице. Архитектор Е.Д. Тюрин перестроил это здание для нового Аудиторного корпуса, левый флигель - для библиотеки, а правый из бывшего казенного театра превратил в церковь. Тюрин удивительно гармонично связал новое здание с Главным корпусом Казакова − Жилярди. Изящная полуротонда с колоннадой получила росписи Антона Клауди и уникальный скульптурный иконостас И.П. Витали. В 1837 году святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета, а потом и всего российского студенчества.

Высотное здание на Воробьевых горах

Главное здание МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах проектировалось в мастерской архитектора Л.В. Руднева. Уникальные возможности для проекта предоставила выбранная строительная площадка - высокое плато на излучине Москвы-реки. Отодвинув высотное здание от берега, архитектор подчеркнул его величие и размер торжественным подходом, украшенным зелеными аллеями и площадями с фонтанами. Здание МГУ - самое высокое среди «сталинских сестер». Центральный пролет насчитывает 36 этажей, так что до 1990 года оно было самым высотным в Европе. Строительство 240-метрового небоскреба потребовало более 400 000 тонн стали, 175 миллионов кирпичей, 111 лифтов. Ведомство Лаврентия Берии курировало необычную стройку, тысячи заключенных работали на строительстве и отделке здания. В центральной части разместились три факультета, ректорат, библиотека, дворец культуры и музей землеведения. В 19-этажных зданиях боковых корпусов находится студенческое общежитие и квартиры для преподавателей.

Высотку МГУ на Воробьевых горах облюбовала для жизни парочка редких соколов-сапсанов.

Самый большой миф, связанный с Главным корпусом, о том, что колонны из цельной яшмы на 9-м этаже якобы были перенесены сюда из разрушенного храма Христа Спасителя . Но на самом деле это не так.

Знаменитые преподаватели университета...

Создатель аэродинамики Николай Жуковский, изобретатель противогаза, химик Николай Зелинский, великий физиолог Иван Сеченов, естествоиспытатель Климент Тимирязев, хирург Николай Склифосовский, создатель биогеохимии Владимир Вернадский и многие другие преподававшие в МГУ светила - подтверждение его уровня и престижа.

...и не менее знаменитые выпускники

Драматурги Денис Фонвизин и Александр Грибоедов , поэты Василий Жуковский и Федор Тютчев, писатели-революционеры Александр Герцен и Николай Огарев, писатели Иван Тургенев и Антон Чехов , философ Петр Чаадаев, театральные деятели Владимир Немирович-Данченко и Всеволод Мейерхольд, художник Василий Кандинский.

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.

gastroguru © 2017