Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина г

Термин "Gymnasion" (греч.) и "Gymnasium" (латин.) имел несколько значений:

  1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;
  2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:
    • гуманитарный уклон обучения;
    • подготовка к университетскому образованию;
    • наличие классических языков (латинского и греческого).

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название "гимназия" было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

В гимназиях изучались лучшие латинские писатели "золотого века", много внимания уделялось трудам Цицерона.

Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре, и, хотя древние языки остаются в системе обучения важнейшими, главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.

В конце XVI века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.

Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.

В XIX веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.

Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).

С 1870г. аттестат зрелости реальной школы позволял учащемуся поступать в университет наравне с выпускниками классических гимназий.

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили "языкам и философии мудрости". Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но числа учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

По инициативе М. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.

Школа первая - "российская" имела три класса:

  1. грамматика
  2. стихотворство
  3. красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков

Школа вторая - "латинская" имела два класса:

  1. грамматика
  2. синтаксис

Школа третья - "научная" имела три класса:

  1. арифметика
  2. геометрия и география
  3. философия

Школа четвертая - европейские и греческий языки.

Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

Гимназии в XIX веке

В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

1. Устав 1804 года

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания.
Изучались:

  • математика
  • история
  • география
  • статистика
  • философия
  • изящные науки
  • политэкономия
  • естественная история
  • технология
  • коммерческие науки
  • латинский язык
  • французский язык
  • немецкий язык
  • рисование

Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила "зубрежка", реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М. Сперанский, введя экзамены на чины.

2. Реформа 1811 года

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С. Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины:

  • Закон Божий
  • русский язык с церковно-славянским и словесность
  • греческий язык
  • латинский язык
  • немецкий язык
  • французский язык
  • география
  • история
  • статистика
  • логика
  • риторика
  • математика
  • статика и начало механики
  • физика и естественная история
  • рисование

Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

3. Устав 1828 года

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С. Шишков. "Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы". Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  • науки политические исключить
  • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  • выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  • все предметы преподавать на русском языке

В результате 8 декабря 1828 года "Комитет устройства учебных заведений", организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены "телесные наказания" - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: "Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем" - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался "университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги".

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе - для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов XIX века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей "воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах..."

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. "Из детей, - говорил Л.И. Поливанов, - надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое".

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20-го столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что "женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,... и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг".

5. Устав 1864 года

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

6. Устав 1871 года

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

    в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

    в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

    в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

    в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден "Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения". По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения:

  • общее
  • механическое
  • химическое

Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями". Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7. Реформа 1905 года

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию.

Устанавливалось три типа гимназии:

  • с двумя древними языками
  • с одним древним языком
  • без древних языков, но с двумя новыми языками

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А. Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А. Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту гимназического образования в России.

Современное гимназическое образование

С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня - лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.

В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

Руководитель: Мосичева Т. А.
учитель истории
гимназии № 1517, к.и.н.

«Летидор» рассказывает, чем жили, какие предметы изучали, что за форму носили и сколько денег отдавали за образование ученицы Арсеньевской гимназии в конце XIX века в Москве.

О гимназии

В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева - дочь известного российского архитектора Александра Витберга.

Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу - улица Пречистенка, 17).

О программе

Девочек принимали в гимназию в возрасте 8-9 лет. Обязательным условием для поступающих к началу учебного года в подготовительный класс были требования:

  • по «Закону Божьему»: молитва Господня, молитва перед учением и после учения;
  • по «Русскому языку»: умение читать без большого затруднения и списывать с книг по двум линейкам;
  • по «Французскому языку»: знание всей азбуки - печатной и письменной, а также умение написать её;
  • по «Арифметике»: умение писать цифры.

От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.

Что знала выпускница гимназии после выпуска

После семилетнего образования каждая ученица знала:

  • «Закон Божий»: молитвы. Священная история Ветхого и Нового Завета. История христианской церкви. Катехизис. Учение о богослужении христианской православной церкви. Чтение Священного писания;
  • «Русский язык и литература»: чтение и рассказ. Выразительное произношение наизусть. Орфографические упражнения. Грамматика: русская и церковно-славянская этимология, русский синтаксис. Стилистика. Упражнения в изложениях и сочинениях в связи с элементарной логикой. Изящные переводы с иностранных языков. Изучение русских прозаиков и поэтов. История русской литературы;
  • «Французский, немецкий, английский» (от обучения английскому языку освобождались те воспитанницы, для которых изучение трёх иностранных языков было признано затруднительным): чтение, рассказ, выразительное произношение наизусть, орфографические упражнения, грамматика и стилистика, изучение прозаиков и поэтов, история литературы; умение владеть языками устно и письменно;
  • «Математика»: арифметика, алгебра до логарифмов включительно, геометрия со стереометрией; приложение алгебры к геометрии; тригонометрия;
  • «История», «География», «Физика»: в объёме курса мужской гимназии;
  • «Естественные науки»: в низших 4-х классах - как предмет наглядного обучения, в 7-м классе - подробнее;
  • «Из искусств»: рисование, хоровое пение, гимнастика, танцы, музыка; а в первых 3-х классах и чистописание.

Сколько стоило образование

Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) - 150 руб.; за полупансионерку - 400 руб., за пансионерку - 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую - 100 руб.; полупансионерку - 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.

Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины - 27 рублей, килограмм сливочного масла - 61 рубль.

Что носили гимназистки

В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.

В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше - сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.

О быте учениц

Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:

«В низкой просторной передней усадьбы меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.

Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…

Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.

В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.

Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».

Воспитательный процесс в русской гимназии занимал очень важное, наверное, даже более важное место, чем процесс обучения. По крайней мере, к такому выводу приходят многие исследователи гимназического образования. Например, известный отечественный исследователь содержания гимназического образования Г. Н. Козлова придерживается мнения, что даже обучение в гимназии имело воспитательный характер, термин «воспитывающее обучение» постоянно употребляется в ее работах. Идея первостепенности воспитания пронизывала весь образ жизни старой школы. Такой вывод вполне согласуется с воспоминаниями современников гимназического образования. Возвращаясь к «Мыслям о воспитании в гимназии» Р. Шарбе, уместно привести его пояснения особенного отношения в гимназии к воспитанию: «Я думаю, всякий педагог согласится со мною, что детей не столько нужно учить, сколько воспитывать, и, уже воспитавши, заняться реальностью. Для гимназии достаточно передать ученикам столько сведений, сколько нужно для развития духовных способностей, и предоставить будущим специальным занятиям или практической жизни дополнить недоученное и вообще приготовить к восприятию познаний. Ум имеет бесспорное значение в жизни, но от его образования можно только тогда ожидать истиной пользы, когда вместе с ним образовано нравственно-религиозное чувство, облагорожен и укреплен характер... К чему нам умные люди, если они знание свое употребляют на вред другим, на насыщение ненасытных страстей? Можно много знать и быть необразованным, если эти познания не укрепили способность мышления и оставили сердце холодным. Собственно говоря, гимназия - заведение не учебное, а воспитательное. Всякое примешивание к ней других целей отклоняет ее от своего назначения и заставляет ее забывать о нем. Двум господам нельзя служить!»

Как отмечает И. В. Смотрова, главная цель гимназии заключалась в воспитании гражданской позиции личности, достижении ее нравственной и умственной зрелости . Утвержденные Д. А. Толстым «Правила для учеников», «Правило о взысканиях» (1874) и «Инструкции для классных наставников» (1877) содержали перечень качеств, которые необходимо было воспитать в учащихся, - это чувства правды, чести, уважения к закону и исполнителям его; привязанность к государю и Отечеству и в особенности чувства религиозного» .

О том, что воспитанию религиозного чувства уделяли особое внимание, свидетельствуют многие факты. Педагогический персонал внимательно следил за регулярностью посещения гимназистами церкви. Ученики должны были собираться в гимназии к половине десятого утра и отсюда, после переклички, попарно, под наблюдением помощника классных наставников идти в церковь, где учащиеся обязаны были стоять в порядке на назначенном для них месте . Обязательным было чтение молитвы в начале первого и в конце последнего уроков. Как отмечает В. В. Макаров, «в дореволюционном Ельце существовала традиция приобщения к церковно-певческой культуре представителей городского ученичества через посещение храмов во время богослужения» . О высоком уровне развития церковно-му-зыкальной культуры в Ельце, о ее высоком педагогическом потенциале свидетельствует также и гимназист Елецкой мужской гимназии Николай Афанасьев. На страницах своего дневника он повествует о постоянных посещениях литургий и всенощных, часть из которых он проводит на клиросе, рядом со своим другом по фамилии Лука, который, по-видимому, участвовал в одном из церковных хоров Ельца . С молитвы начинался каждый учебный день и в женских гимназиях.

В воскресенье, праздничные дни и вечером, накануне этих дней, ученики обязаны были посещать общественное богослужение, ежегодно в Страстную седмицу бывать у исповеди и Св. причастия; те, коим дозволено исполнять эти христианские обязанности вне прямого надзора и наблюдения учебного начальства, должны представить свидетельство от духовника, что были у него на исповеди и причастились. В учебное время совершенно необходимо было посещать все уроки, не опаздывая на молитву перед началом учения .

Как отмечает Г. Н. Козлова , вся система обучения, его «дух» и стиль, «тон взаимоотношений в гимназии способствовали созданию культа личностного развития и самосовершенствования. Гимназия не только ориентировала учащихся на самовоспитание, но и заботилась о создании им условий для работы над собой. По замыслу властей, гимназии должны были делать из учащихся верных служителей государства - утвержденных в самодисциплине, готовых не тушеваться перед трудностями, продвигаться по службе, работать на совесть - опять же «ради процветания Императорской Семьи и Отечества». Людей такого склада немало было в дореволюционной России, причем среди выходцев из разных сословий. И воспитание таковых не могло быть пущено на самотек. Уклад гимназической жизни определялся комплексом воспитательных и образовательных задач. Главные цели воспитания утверждались уставами, регламентирующими воспитательную деятельность в гимназиях. Периодически министерство народного просвещения выпускало рекомендации, инструкции и правила, дополняющие и конкретизирующие общие воспитательные цели, сформулированные в уставах и отражающие основное содержание воспитания . Выполнение «инструкций» строго контролировало министерство народного просвещения.

То, что воспитательной составляющей отводилась ведущая роль, вполне подтверждается дневником М. М. Пришвина, вспоминавшего спустя годы о порядках в Елецкой гимназии: «Из всех предметов моей кондуитной тетради самый важный предмет - поведение - признавался сильнее даже предмета “Закон Божий”. “Пять” по Закону и “пять” за поведение было просто необходимостью - условием пребывания в гимназии» . Оценка по поведению являлась очень мощным средством влияния на учеников. Поведение гимназистов оценивалось баллами «5», «4», «3». «Двойки» вообще не ставились, потому что при оценке «4» учащийся брался под негласный надзор, а при оценке «3» он подлежал исключению без права поступления в другое среднее учебное заведение .

Снижение оценки по поведению являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, так как выпускников гимназии, имевших за поведение оценку «4», туда не принимали. По словам И. М. Кричевского, окончившего Елецкую гимназию в 1906 г., его одноклассник, получивший по поведению оценку «4», вынужден был остаться в восьмом классе на второй год, чтобы заработать оценку «5».

Тройкой за поведение оценивалось «проявление более или менее вредных наклонностей преимущественно в отношении к товарищам, а также и проступков, вызывающих экстраординарные меры взыскания, каковы, например, своевольные отлучки за черту города, известного рода небрежность в исполнении ученических обязанностей и вообще правил приличия и благовоспитанности» . Из этого пояснения не видно ничего пугающего для учеников, обоснованность требований по соблюдению «правил приличия и благовоспитанности» не вызывает сомнений.

Форму ученикам гимназии и прогимназии полагалось носить установленного образца. Полукафтан темно-синего сукна, однобортный, не доходящий до колен, застегивающийся на девять посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов, воротник (скошенный) и обшлага прямые одного сукна с мундиром, по верху воротника нашитый узкий серебряный галун, а у обшлагов, где разрез, по две малые пуговицы. Шаровары - темно-синего сукна. Пальто - серого сукна, двубортное, офицерского образца; пуговицы такие же, как на мундире; петлицы на воротнике одинакового с полукафтаном сукна, с белою выпушкою и пуговицей. Фуражка - одинакового с полукафтаном сукна, с белыми выпушками вокруг тульи и верхнего края околышка. На околышке, под козырьком, жестяной посеребренный знак, состоящий из двух лавровых листьев с перекрещивающимися стеблями, между коими помещены прописные заглавные буквы названия города и гимназии или прогимназии . И эти порядки были одинаковыми для всех гимназий, что подтверждают воспоминания современников.

Выпускник Елецкой классической гимназии Н. М. Дьяконов вспоминал в 1971 г.: «Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную одинаковую для всех форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой “ЕГ” (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на которой значились те же буквы, серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. В холодную погоду разрешалось поверх фуражки накидывать башлык. Волосы должны были быть подстрижены “под машинку”. Прическу разрешалось носить только в 7-м и 8-м классах. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на “Вы”. Приветствие знакомых при встрече сопровождалось снятием фуражки и поклоном головы. Требовалось быть вежливыми, громко не разговаривать, сморкаться в платок и соблюдать все прочие правила этики» .

В правилах для гимназистов Орловской мужской гимназии (1864 г.) наряду с требованиями изучения всех учебных предметов и пособий, соблюдения порядка на уроках и вне гимназии категорически запрещалось иметь и читать «запрещенные книги и рукописи», в свободное от уроков время «толпами ходить по улицам и в городском саду», а посещать театры и цирки ученик мог только с разрешения инспектора гимназии. Обычными наказаниями «за леность, за шалость, за невнимание» были строгий выговор, лишение обеда или прогулки, стояние на коленях в течение урока, арест на несколько часов .

После летних, рождественских и пасхальных «вакаций» надлежало являться в гимназию в назначенный срок, возвращая классному наставнику выданные билеты с надписью родителей или попечителей о времени отправления из дому. Не явившийся в срок и не представивший сведений о причине неявки гимназист считался выбывшим, и от усмотрения педагогического совета зависело, принимать ли его вновь, по итогам испытания во всех предметах.

Отсутствующие на каком-либо уроке по болезни или другой законной причине ученики обязаны выучить все пройденное в их отсутствие; письменные же работы, заданные на более или менее продолжительный срок, должны быть доставлены ими к сроку, если только болезнь не потребовала безусловного прекращения на все то время всякого рода умственных занятий по засвидетельствованию врача, состоящего при учебном заведении .

С целью контроля за ходом воспитательного процесса из числа старших учителей гимназии избирался инспектор. Для ближайшего наблюдения за гимназистами существовали надзиратели (должность введена в 1838 г.), количество коих определялось возможностями заведения, а также классные наставники и их помощники - по одному на класс (должность введена в 1871 г.) - их целью была организация и контроль воспитательного процесса в конкретном классе - подобно современным классным руководителям. На помощников классных наставников возлагался надзор за учениками в послеобеденное время в местах гуляний, на вокзалах, театрах, местах увеселений и т. д. Кроме того, при пансионах гимназии, если таковые имелись, с 1864 г. существовала должность гимназического воспитателя. По штату полагалось по одному воспитателю на 20 пансионеров. Руководил коллективом воспитателей непосредственно директор.

Контроль над учениками не ограничивался только ее стенами: надзиратели гимназии и помощники классных наставников следили за поведением гимназистов на улицах города, в общественных местах. Кроме того, помощникам классных руководителей вменялось в обязанность посещать квартиры гимназистов, не явившихся на уроки, для выяснения причин их отсутствия. Поэтому не приходится удивляться тому, что пропуск занятий без уважительной причины считался в гимназиях большой редкостью.

Гимназистам в Ельце разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до шести часов вечера, причем для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно было получить письменное разрешение от инспектора, и только на воскресный или праздничный день. Для этого в дневниках учащихся были специально отпечатанные незаполненные бланки. Каждому гимназисту, показавшемуся без такого разрешения дежурившему на улице надзирателю гимназии, оценка за поведение снижалась на один балл.

Наряду с общими воспитательными целями, установленными министерством народного просвещения, методы и способы воспитания конкретизировались на местах с учетом специфики конкретной гимназии. Например, вологодский губернатор потребовал от педагогических советов учебных заведений «запретить учащимся появляться на улицах после 7 часов вечера без особого билета от начальства». Даже если ученик шел с родителями, он все равно подвергался задержанию полицией . Нам известно, что к подобной помощи полиции в содействии воспитании детей обратились в 1908 г. и в Орле .

Как отмечает И. В. Смотрова, помощники классных наставников в Москве по очереди посещали все злачные места города с целью обнаружить в них гимназистов . О замеченных нарушителях дисциплины тотчас сообщалось начальству учебных заведений. Надзиратель 1-й мужской гимназии Москвы подал рапорт директору гимназии о поведении одного гимназиста, который был замечен в городе не в установленной для гимназистов форме, он «позволил себе нарядиться в австрийскую куртку, щеголял большими усами и как ни в чем не бывало прогуливался с молодыми дамами на Кузнецком мосту». Такое поведение ученика было признано «возмутительным», гимназист-нарушитель был строго наказан.

В правилах для учеников гимназий и прогимназий отмечалось, что ученикам ежегодно раздавались выходные годовые билеты с обязательством постоянно иметь их при себе вне дома и предъявлять по первому требованию как чинов полиции, так и всех лиц, которые уполномочены от учебного начальства билетами для надзора за учащимися. Исполнение изложенных в этих билетах правил обязательно .

В фондах Орловского краеведческого музея имеется билет ученика первой мужской гимназии с правилами, подлежащими исполнению как в самой гимназии, так и «вне стен ее». Там, в частности, отмечено: «Дорожа своею честью, ученики не могут не дорожить честью своего заведения, а потому обязаны воздерживаться сами и воздерживать своих товарищей от всякого рода поступков, несовместимых с честью благовоспитанных детей и юношей, стремящихся к высшему научному образованию, и должны всячески предупреждать такие поступки, которые могут бросать тень на учебное заведение».

Кажется порой, что гимназическая система стремилась расширить свой контроль над учениками до возможно больших пределов. Скажем, во втором полугодии 1872/73 учебного года по распоряжению министра народного просвещения для учащихся были введены специальные «книжки для ежедневного записывания задаваемых уроков» - своеобразные предшественники сегодняшних школьных дневников. Но от дневников, где ставятся оценки за урок и изредка делаются записи учителем, те «книжки» отличались тем, что в них имелись отдельные графы для выставления баллов за ученические успехи, прилежание, внимание, поведение и даже опрятность гимназистов «для того, чтобы родители и лица, их замещающие, могли ежедневно следить за школьной жизнью их детей, помогая, таким образом, учебному заведению в достижении учебно-воспитательной цели» .

Таким образом, родителям предоставлялась возможность ежедневно следить за школьной жизнью своих детей, вникая в мельчайшие детали, отмечая едва уловимые нюансы их участия в ней, то есть те моменты, которые, как правило, вообще проходят мимо внимания родителей, чьи дети занимаются в современной школе. Говоря о «книжках для ежедневного записывания задаваемых уроков», необходимо уточнить, что это было не елецкое изобретение - они вводились по распоряжению министра народного просвещения. Это лишний раз подтверждает, что Елецкая классическая гимназия не утверждала у себя собственные порядки - она строила свою работу в четком соответствии с предписаниями высших инстанций. Из этого следует, что строй жизни во всех гимназиях России был подчинен одним устремлениям, идущим от сформулированной в XIX в. министром просвещения графом С. С. Уваровым триады «Православие. Самодержавие. Народность», которая обозначила границы идеологического пространства России на долгие годы .

Гимназистам запрещалось пить хмельные напитки, категорически запрещалось курить. Среди методов воспитания И. В. Смотрова выделяет личный пример, приучение, беседу, поощрение, наказание, порицание . Учитель как образец для подражания должен был воспитывать даже своим внешним видом . Спрос с преподавателей также был высок. В Елецкой классической гимназии был случай, когда уважаемая гимназистами преподаватель немецкого языка была уволена только за то, что курила в присутствии учащихся.

Нет ничего убедительнее свидетельств очевидца. И несомненно, коллектив средней школы № 1 сделал великое дело, собрав в 1971 г. - в год столетия Елецкой гимназии - воспоминания живших еще тогда ее выпускников, обучавшихся в начале XX в. Порядки в гимназии к тому времени в сравнении с правилами XIX в. практически не претерпели изменений. Из приведенного рассказа можно составить довольно полное представление о внешней стороне гимназических «строгостей». Они во многом похожи на порядки учебных заведений военного типа, но без казарменного быта. Конечно, обстановка в нынешних школах совсем иная и требования к учащимся и учителям в них другие. О почти повально курящих учащихся говорить не приходится. Что в таком случае считать более предпочтительным: строжайшую дисциплину, которая порой кажется жестокой, или воспитание, приводящее порой к вседозволенности? В отчете Орловской мужской гимназии за 1895 г., хранящемся в ГАОО, приведена ведомость о числе наиболее важных взысканий в гимназии и указано количество подвергнутых наказанию гимназистов.

Из воспоминаний выпускников Елецкой гимназии известно, что общепринятым наказанием был карцер. Наказуемый отсиживал два, три или четыре часа в закрытом на замок пустом классе, причем это совершалось обязательно в воскресный день с 11 часов. Другим наказанием было занесение провинившегося в особый журнал «Кондуит». Это наказание часто приводило к снижению окончательной оценки за поведение . Наиболее распространенным взысканием (его испытали 27 учеников Орловской мужской гимназии в 1900 г.) было «оставление на один час в гимназии после уроков с оповещением об этом родителей» за «грубое объяснение с учителем или воспитателем» . В отчетах руководства Орловской гимназии начала XX в. не зафиксировано ни одного взыскания за «курение табаку», за «употребление неприличных выражений в разговоре с товарищами», за «уклонение от посещения уроков под предлогом болезни» .

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года

Ещё не так давно велись споры о том, нужна ли школьная форма. Мнения педагогов, родителей и психологов были весьма противоречивыми. Но достаточно посмотреть на фотографии из 1900 года, на которых запечатлены воспитанницы российских гимназий, чтобы развеять все сомнения. Эти строгие, благородные девушки - само очарование.

1. Ученица Харьковской 2-ой гимназии

2. Учащаяся Московской гимназии

3. Елена Антипова

4. Гимназистка Наденька Забаева

5. Воспитанницы гимназий

6. Благовоспитанная девица

7. Гимназистки начала 20 века

8. Гимназистки 1-ой женской гимназии

9. Портрет гимназисток с классной учительницей

10. Княжна Зинаида Юсупова

11. Девочка за вышиванием

12. Благородные девушки

13. Сестры Юсуповы

14. Выпускница гимназии

15. Ученица Мариинской женской гимназии

16. София Яковлевна Парнох

17. Выпускница Смольного института благородных девиц

18. Гимназистка выпускница

19. Особые форменные платья


20. Элизабет Кологривова

21. Ученица Смольного института

22. Выпускница Александровского института


Женские институты — в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Женских институтов - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), основан в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт).

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

Женские институты создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В них дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 веке сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 века имелся 31 Женских институтов (7500 воспитанниц).

В учебные заведения зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Заведения обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Женских институтах наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).


Женские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии.

Женские гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские) . В 1862 Мариинское женское училище для приходящих девиц было переименовано в Женские гимназии. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы гимназии в других городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии.

В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918). Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Гимназии были платными учебными заведениями. К 1911 в России было 35 Мариинских Женских гимназий с 16 тыс. учащихся.


Урок домоводства в женской гимназии. Город Кыштым, Российская империя. 1917 год.

Женские гимназии министерства народного просвещения . В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического.

Курс обучения в Женской гимназии министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Женские гимназии министерства народного просвещения были платными.

В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Женских гимназий и прогимназий составило 958.


Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, гимназия Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Женские гимназии были преобразованы в министерские.

I II


Фотография (Данилов И.) Фотография групповая гимназисток с преподавательницей Москва. 1900 г. 270 х 295 мм, паспарту. В нижнем правом углу тиснение: "И.Данилов". Паспарту слегка обрезано. Возраст: 1900 г. Страна: Российская империя (Москва) Состояние: хорошее http://www.artantique.ru/item.phtml?id=4580
Фотоальбом "Вольская Мариинская Женская Гимназия"Подносной альбом гимназистки Р. Зимнюковой. 1902 год. 10 листов фотографий с портретами преподавателей, гимназисток и видами г. Вольска Саратовской губернии. В издательском переплёте с тиснением. Возраст: 1902 г. Страна: Российская империя (Вольск) Состояние: хорошее http://www.artantique.ru/item.phtml?id=3893
Альбом фотографий "Женская Гимназия М.В.Приклонской в Москве. 1911-1912 учебный год" Париж. 1913 г. 13 стр. фотографий внутренних помещений, учительского персонала, учащихся, детского сада, прислуги. В издательской иллюстрированной обложке. Возраст: 1913 г. Страна: Франция (Париж) Состояние: хорошее http://www.artantique.ru/item.phtml?id=4241
Фотография групповая "Учителя и преподаватели" Гимназия Н. Е. Шписс. 1913 год. Москва. 1913 г. По краям фотография неровно обрезана. Возраст: 1913 г. Страна: Российская империя Состояние: хорошее http://www.artantique.ru/item.phtml?id=19988
Фотографии групповые Изображены священники, служащие, гимназисты, отдыхающие, рабочие, пионеры. 1910-1930-е годы. Фотографии сделаны в Москве, Ростове-на-Дону, Очакове, Козлове. Всего 15 единиц. Указана цена за весь набор, возможна розничная продажа. Возраст: 1910 - 1940 г. Страна: Российская империя Состояние: хорошее http://www.artantique.ru/item.phtml?id=3801
И. Данилов. Москва. Мясницкие ворота. http://www.rusalbom.ru/photo/default/306 Фотостудия Ивана Даниловича Данилова (Мясницкая, д.Кабанова). http://www.rusalbom.ru/photo/default/1972 Москва, фотография И.Данилова, 1905. http://www.rusalbom.ru/photo/default/3333 Москва, фотография И.Данилова, 1909-1910. http://www.rusalbom.ru/photo/default/306
Мария Федоровна Космачева (1898-1975), сестра А.Ф.Синельниковой. По профессии биолог. Училась в знаменитой на всю Россию гимназии Христины Даниловны Алчевской в Харькове, где проводился эксперимент по совместному обучению мальчиков и девочек. На фото она стоит в гимназической форме, которая коренным образом отличалась от обычной формы в женских гимназиях. http://www.rusalbom.ru/photo/default/326
Харбин. Частная гимназия М. А. Оксаковской. Основана в 1906. Моя бабушка Ефросинья с сестрой Анной. 1915-1916 http://www.ostashkov.ru/foto/free/389B63E3/
    Библиография 06.04.13
  • Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.). – СПБ, 1912 http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=430
  • [Смольныйы]
  • Александровское Мариинское училище: О преобразовании Александро-Мариинского училища Дамского Попечительства о бедных в Москве в институт для воспитания и образования дочерей офицеров и военных врачей Московского военного округа - СПб., 1899.- 48 с.
  • Аникиева С.Л. Воспоминания бывшей институтки о С.-Петербургском Екатерининском институте - Спб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1899.-48 с.
  • Афанасьева А.Н. Счастливый день. Верный рассказ из событий Московского училища Орд. Св. Екатерины-М., 1915. - 20 с.
  • Балобанова Е.В. Пятьдесят лет назад: Воспоминания институтки Е. Балобановой. -Спб.: Тип. М. А. Александрова, 1913. - 80с.
  • Бардовский А.Ф. Патриотический институт: Ист. очерк за 100 лет: 1813-1913. СПб., 1913. - 285 с.
  • Бемерт В. Университетское образование женщины. - С.-Петербург: Тип. П. П. Меркульева, 1873. - 40 с. ; 17 см. http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=7624
  • Быкова В.П. Записки старой смолянки (Императорского В. О. Б. Д.) В. П. Быковой, 1833-1878 г. / Прим., и изд. свящ. К. Знаменского. -Спб.: Тип. Е. Евдокимова, 1898-1899.-90 с.
  • Вагнер В.А. Московское училище ордена Св. Екатерины 1803-1903 гг.: исторический очерк-М.: печатня А.Снегиревой 1903 - 560 с. [есть стр.468-576 - список выпускниц 1807-1902 ]
  • Ведомство учреждений императрицы Марии: (1797-1897) / Сост. Е.С.Шумигорский. СПб., 1897. - 32 с.
  • Ведомость о состоянии учебных заведений по ведомству Департамента народного просвещения // Зап., изд. от Департамента нар. просвещения. 1825.-Кн. 1.-С.ЗЗ 1-389.
  • Вельский А.П. На прощание Московскому Александровскому институту. - М., Тип. т-ва И.Н. Кушнерев и КО, 1915. -20 с.
  • Венгеловский А. Исторический очерк 50-легия Павловского института. -СПб., 1897г.-89 с.
  • Верещагин Л. А. Исторический очерк Тамбовского Александрийского института благородных девиц 1843-1893. -Тамбов, 1893г. 101с.
  • Водовозов В.И. Секретные воспоминания пансионерки // Отечественные записки. № 3. -СПб., 1863. -135 с.
  • Водовозов В.И. Из записок старой пансионерки - М.: Художественная литература, 1956 г. -215с.
  • Водовозова Е.Н. На заре жизни: Мемуарные очерки и портреты /Подготовка текста и комментарии Э. Виленской. Т.1 - М.: Художественная литература, 1987. -527 с.
  • Воскресенский И. Нравоучения для благородных воспитанниц общества благородных девиц-инсппуток орд. Св. Екатерины-СПб., 1813 г. -43 с.
  • Гарулли В. Институтские воспоминания и стихотворения Варвары Гарулли. Нежин: Отд. тип. Черниг. губ. правл., 1901. -67 с.
  • Георгиевский Г.П. -М.: Тип. т-ва И.Н. Кушнерев и КО, 1905 г. -223 с.
  • Годичный акт и отчет Московского училища ордена Св. Екатерины за 1898-99 уч. год. -М., 1899. -108с.
  • Годовой отчет за 1-й год деятельности Общества вспомоществования бывшим воспитанницам Мариинского института: (с 14 нояб. 1897 г. по 16 окт. 1898 г.). СПб., 1899. - 24 с.
    Годовой отчет за 18-й год деятельности Общества вспомоществования бывшим воспитанницам Мариинского института: (с 1 окт. 1914 г. по 1 окт. 1915 г.). СПб., 1915. - 30 с.
  • Дабижа В. Д. По поводу пепиньерских классов при женских институтах ведомства учреждений Императрицы Марии. -Спб.: Тип. В. Демакова, 1886. -19 с.
  • Дашкова Е.Р. Записки княгини Е.Р. Дашковой: пер. с англ. - М. Наука, 1990.-511с.
  • Двадцатипятилетие Санкт-Петербургских женских гимназий Ведомства учреждений имп. Марии (1858-1883) -СПб., 1883. -89с.
  • Двадцатипятилетие Санкт-Петербургской земской учительской школы. -СПб., 1897. -179с.
  • Енько П.Д. О нормальном распределении времени в институтах. - СПб., 1899.-13 с.
  • Ершов А.Ф. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц. -Казань, 1897. -119с.
  • Жебылев Н.Г. Исторический очерк деятельности Харьковского института благородных девиц за 100 лет его существования (с 1812 по 1912 гг.) -Харьков, 1912. -147 с.
  • Женская учительская семинария при братстве Святой Равноапостольной Марии, состоящая под августейшим покровительством Ее Императорского Величества государыни Императрицы. -М., 1883. -32с.
  • Женские гимназии и прогимназии министерства народного просвещения: 1858-1905. -СПб., 1905. -139с.
  • Женские профессиональные школы и курсы. II классы руководителей при общеобразовательных женских учебных заведениях. СПб: Отд. пром. уч-щ, 1909. - 2., VI, 74 с.
  • Женские училища ведомства Министерства народного просвещения в губерниях С.-Петербургского учебного округа / Сост. П.Максимович. -Спб., 1865.-И, 135 с.
  • Животовский C.B. Ксенинский институт // Всемир. иллюстрация. -1898. № 1525. - С.395-397.
  • Заведеева О.П. Когда я была институткою: Воспоминания О.П. Заведеевой -Спб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911. -75 с.
  • Залога М.В. Из воспоминаний об институтской жизни / Соч. М. В. Залоги; Вступ. строки Н. Шеметова - Воронеж: Тип. т-ва Кравцова и К° (бывш. Исаева), ценз. 1906. -22 с.
  • Захарченко М.М. Исторический очерк педагогических классов С.-Петербургского Александровского института 1848-1898 г. / Сост. М. М. Захарченко. Спб.: Тип. т-ваМ. О. Вольф, 1898.-79
  • Зинченко Николай. Женское образование в России: Ист. очерк. - Санкт-Петербург: Комм[ерч]. скор[опеч]. , ценз. 1901 .- , 46 с. ; 23 см.- Библиогр.: с. 45-46. http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=9247
  • Из институтских воспоминаний: (Посвящается памяти Ф. А. Вальер). -Спб.: Тип. В. Д. Смирнова, ценз. 1904. -7 с.
  • Из родного прошлого (Очерки состава воспитанниц педагогических классов С.-Петербургского Александровского института в Смольном) СПб., 1901.-79 с.
  • Известия об учебных заведениях в России: О курсах учения в ун-тах и Гл. пед. ин-те с означением преподавателей каждого предмета и методы их преподавания // Журн. М-ва нар. просвещения. 1834. - 4.4, № 11.- С.239-275.
  • Историческая записка о московских училищах ордена Св. Екатерины и Александровском: Сост. по имеющимся в канцелярииместн. Совета документам - М.: Тип. и лит. И. Н. Кушнерева, 1875. -239 с.
  • Историческая записка об открытии и жизни Смоленского учительского института за 1912-13 уч. год. -Смоленск, 1916. -33с.
  • Исторический очерк Малолетнего отделения Императорского Московского воспитательного дома, начиная со дня его открытия и по 1878 год, а также Московских Николаевских сиротского института и женского училища / Сост. А. Исаевым. - М.: Б. и., 1878. -320 с.
  • Исторический очерк деятельности Иркутского института императора Николая I: Первое пятидесятилетие 1845-1895. -Иркутск: Типо-лит. П. И. Макушина, 1896. -28 с.
  • Исторический очерк деятельности Харьковского института благородных девиц за 100 лет существования (с 1812-го по 1912-й год) / сост. Н.Г. Жебылев. - Харьков: Тип. Печ. дело, 1912. - 147 с.
  • Исторический очерк столетней деятельности СПб. Училища ордена Св. Екатерины. - СПб.: Тип. Штаба Отд. корпуса жандармов, 1902. 492 с.
  • История Устюженской женской гимназии (1875-1918 гг.) http://www.booksite.ru/fulltext/5us/tyu/zhna/6.htm
  • Каблукова М.К. Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве: Ее задачи и деятельность: (1888 1903). - М., 1904. -4., 69 с.
  • Какими они были, воспитанницы Бийской Николаевской женской гимназии? http://archive.biwork.ru/?p=6834
  • Калайтан С. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института: 1863 23/10 1913, -Екатеринодар, 1913. -108с.
  • Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Изд. О.Богдановой, Б.г. - 544 с.
  • Карцев Н.С. Мариинский институт: (1797-1897): Ист. очерк. СПб., 1897.-6., 164, 80 с.
  • Карцев Н.С. Несколько фактов из жизни С.-Петербургского училища ордена Св. Екатерины: Ко дню его столетнего юбилея. СПб., 1898.-63 с.
  • Катков М.Н. О женском образовании: Ст., связан. с возникновением и постепенным ростом жен. клас. гимназии. - Москва: печ. А.И. Снегиревой, 1897 .- 71 с., 1 л. портр. ; 17 см. http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=9248
  • Клименко А., Воспоминания институтки. К столет. юбилею Моск. Екатерин. ин-та - 1903
  • Ковалевская Н. Воспоминания старой институтки // Рус. старина. -1898. Т.95, № 9. - С.611-628.
    Ковалевская Н.М. Воспоминания старой институтки - Спб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1898. -18 с.
  • Коровкин А. Еще о забытых училищах // Образование-1899.-№ 4. -С. 109-118.
  • Краткий исторический очерк действия С.-Петербургского женского патриотического общества со времен его основания. - СПб., 1890 -46 с.
  • Краткий отчет деятельности Первой Кустарной школы рукоделия С.П.Казначеевой при с.Подлесном, Михайловского уезда, Рязанской губернии, за 25 лет. (1888 1913 гг.) / Сост. М.С.Орлова. - Рязань, 1914. - 16 с.
  • Лебедев П. Двадцатипятилетие Новоторжской учительской семинарии в г.Торжке (1875-1900). -Тверь, 1900.
  • Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России: В 3 кн. СПб., 1890. - Кн. 1: (1086-1796). - v, 3., 296 е.; 1893. - Кн.2: (1796-1828). - , 308 е.; 1895. - Кн.З: (1828-1856). - , П, 271 с.
  • Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1899.-(1086-1856 гг.)- 887 е.; 1901. - (1856-1880 гг.). - XII, 648 с.
  • Лядов В.И. Исторический очерк столетней жизни Императорского воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища / Сост. В. Н. Лядов. -СПб.: Тип. журн. Странник, 1864. -111 с.
  • Мазанов П.И. Полтавский институт благородных девиц 1818-1898 гг.: Архивные справки. Полтава: типо-лит. Л. Фришбер"га, 1899. -338 с.
  • Макеев Н.М. Краткий исторический очерк об образовании патриотического института. СПб., 1877. - 70 с.
  • Малиновский Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа. № 10-12. 1914. - С. 129-160, С. 81-99 , С. 29-52.
  • Мариинская практическая школа кружевниц в С.-Петербурге.: 1883-1898 г. СПб., 1900. - 25, 12. с.
  • Мариинское училище. Правила о приеме и выпуске воспитанниц Московского училища дамского попечительства о бедных в Москве Ведомства учреждений императрицы Марии. - М., 1885, - 8 с.
  • Мариинское училище. Программа преподавания в Мариинском женском училище в Москве Ведомства Учреждений императрицы Марии. -М., 1889. -22 с.
  • Мариинское женское училище. Историческая записка о 25-летней деятельности Мариинских женских училищ Попечительства о бедных в Москве, состоящих в ведомстве учреждений императрицы Марии. -М., 1876. -83 с.
  • Мариинский институт. Петербург. Исторический очерк. (1797-1897 гг.)-СПб., 1897.-80 с.
  • Маслов И.В. Краткий очерк 25-летнего существования Самарской земской школы сельских учительниц. Самара, 1898. -29с.
  • Мидовский Н.М. Варвара Ефграфовна Чертова - основательница Московского Александро-Мариинского института. Очерк ее жизни и деятельности. - М., 1913. - 212 с.
  • Мироносицкий П. Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа в Санкт-Петербурге // Народное образование. -1896. -Кн.7. -С. 13-47.
  • Модзалевский J1.H. Императрица Мария Федоровна и ее первый женский институт: Из истории С.-Петербургского Мариин. ин-та. СПб., 1894.-37 с.
  • Мордвинова З.Г. Статс-дама Мария Павловна Леонтьева -начальница Воспитательного Общества благородных девиц. - СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1902. 274 с.
  • Московское училище ордена Святой Екатерины: 1803-1903. М., 1903.
  • Мысловский П.И. Слово, говоренное в церкви Патриотического института по случаю выпуска благородных воспитанниц, старшим законоучителем протоиреем П. И. Мысловским. - СПб., 1837 - 17с.
  • Нечаев К. Порецкая учительская семинария в первые 25 лет ее существования // Журнал Министерства народного просвещения. -СПб., 1898 (Май). -С. 16-38.
  • Нижегородский Мариинский институт благородных девиц: 1852-1902. -Н. Новгород, 1902. -189с.
  • Нижегородский учительский институт: Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института за 1913-14 уч. год. -Н. Новгород, 1914. -117с; .то же за 1914-15 уч. год. -Н. Новгород, 1915. -198с.
  • Николаев П.А. Исторический очерк Московского Николаевского сиротского института: (за 50 лет его существования, 1837-1887 г.). -М., 1887.-129 с.
  • О преобразовании Александро-Мариииского училища Дамского Попечительства о бедных в Москве для воспитания и образования дочерей офицеров и военных врачей Московского военного округа. -СПб., 1899.-52 с.
  • О преобразовании пепиньерского курса при Воспитательном обществе благородных девиц. СПб., 1889. - 20 с.
  • Отчет по Рязанской Александровской учительской семинарии за 1915/16 уч. год.-М., 1916.
  • Павловский институт (1798-1898): Краткий исторический очерк Е.С. Шумигорского. СПб, 1898. -51с.
  • Памятка С.-Петербургского сиротского института Николая I: 1837-1912. -СПб, 1913.
  • Петербургский Николаевский сиротский институт 1837-1912 гг.: сборник статей. - СПб., 1913.-180 с.
  • Пинчук В. Женские учебные заведения ведомства Имп. Марии. // Женское образование. № 2. 1879. - С. 91-103; № 3. 1879. - С. 155-171.
  • Пиотровская П.К. Техническое женское образование: Соврем, этюд. -Вильна, 1889.-63 с.
  • Подробное описание учрежденного в Полтаве института для благородных девиц и верная картина торжественного его открытия в 12 день декабря 1818 года. / Сын Отечества. № 30. Ч. 55. 1819. -С. 145-169
  • Половцева E.H. Екатерининский институт полвека назад (из воспоминаний бабушки). - М.,1900. - 50 с.
  • Положение и штаты, нормальные табели и учебные планы сиротских женских институтов в С.-Петербурге и Москве. СПб., 1905. - 40 с.
  • Положение о Бесплатной женской рукодельно-хозяйственной школе им. Александра Григорьевича Елисеева. СПб., 1896. - 8 с.
  • Пономарев С.И. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1899. - 178 с.
  • Правила для приема пансионерок в Киевский институт благородных девиц. - Киев: Б. и., 1862. - 10 с.
  • Правила для рукодельных классов при Неруктворенно-Спасской г.Саратова церкви: Утв. 13 марта 1912 г. Саратов, 1912. - 2., 9 с.
  • Правила приема в женское училище (институт) принцессы Терезии Ольденбургской. СПб., 1911. - 4 с.
  • Правила приема в женскую бесплатную рукодельную школу А.Е.Елисеева. СПб., 1893. - I с.
  • Правила приема и программа вступительных экзаменов в С.-Петербургское училище ордена Св. Екатерины. СПб., 1876. - 18 с.
  • Празднование двадцатипятилетнего юбилея Санкт-Петербургского учительского института: 1872-1897 гг. СПб, 1898. -75с.
  • Празднование пятидесятилетия Тамбовского Александровского института благородных девиц. Тамбов, 1893.
  • Празднование 50-летия юбилея московского Николаевского сиротского института. М., 1888.
  • Приходские училища: Систем, свод законов, постановлений и распоряжений о приход, уч-щах по Уставу 1828 г. и гор. нар. уч-щах в Москве по Положению 1839 г. / Сост.: Г.А.Фальборк, В.И.Чарнолупский. СПб., 1903. -29 с.
  • Программа и правила женского училища (института) прицессы Терезии Ольденбургской. СПб., 1914.
  • Программы Московских женских гимназий Ведомства императрицы Марии.-М., 1898. -16с.
  • Пятидесятилетие женского училища принцессы Терезии Ольденбургской: 5 апр. 1841-1891: Крат, очерк и списки. СПб., 1891. - 2., 33 с.
  • Пятидесятилѣтіе С.-Петербургской [Александровской женской] гимназіи. Хроника гимназической жизни и дѣятельности. 1860-1910. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографіи Министерства Путей Сообщенія (Товарищества И. Н. Кушнеревъ и Ко), Фонтанка, 117. 1910.
  • Распопова H.H. Хроника Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II: Труд одной из воспитанниц Имп. воспит. о-ва Нины Р-ой. - СПб.: Тип. 2 отд-ния собств. Е. и. в. канцелярии, 1864.- 116 с.
  • Ремизов И. Материалы для истории народного просвещения в России: Самоучки. СПб., 1886. - VIII, 162 с.
  • Родевич М.В. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СПб., 1884. - 2., 238, , 88 с.
  • Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. СПб., 1902. - 2., II, 785 с.
  • Сведения для лиц, желающих определить детей в институт императрицы Марии, и программы учебного курса / Мариин. ин-т. СПб, 1899. -42 с.
  • Сведения для поступления в Женскую рукодельную школу императрицы Марии Александровны (Петербургское женское училище с рукодельными классами). СПб., 1900. - 5 с.
  • Светлов П.И. Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия мариинской учительской семинарии принца Петра Ольденбургского в г.Павловске, состоящей при императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме (1864 6/Ш- 1914 гг.) СПб., 1914. -72с.
  • Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1903. -428с.
  • Спасский H.A. Празднование юбилея Казанского Родионовского института благородных девиц 1841-1891 гг. Казань, 1891.- 102 с.
  • Список сочинений для домашнего чтения воспитанниц старших классов и выпускных Мариинского института. СПб., 1889.- 15 с.
  • Смирнов П. Историческій очеркъ Казанской Маріинской Женской Гимназіи за двадцать пять лѣтъ ея существованія (1859-1884 г.г.)
  • Снежневский В.И. Нижегородский Мариинский институт благородных девиц. 1852-1902. Н.Новгород: Типография У.А.Скирмунт, 1902.- 189 с.
  • Срезневский В.И. Исторический очерк С.-Петербургского Елизаветинского института 1808-1908. СПб., 1908. - 2., 126 с.
  • Стерлигова A.B. Воспоминания Анны Владимировны Стерлиговой о С.-Петербургском Екатерининском институте. 1850-1856. М.: Унив. тип., 1898.-57 с.
  • Теодорович Н.И. История Саратовского Мариинского института благородных девиц: 1854-1916. Саратов, 1916. -256с.
  • Тимофеев В.П. Пятидесятилетие С.-Петербургского Николаевского сиротского института: 1837-1877: Истор. очерк СПб., 1887. - 294 с.
  • Тихомировъ А. Пятидесятилѣтіе Маріинскаго женскаго училища Дамскаго Попечительства о бѣдныхъ въ Москвѣ (1851-1901). Москва. Типо-Литогр. Ж. Шейбель и Ф. Воостъ, Мясницкая, Фуркасовскій пер., д. Обидиной. 1901.
  • Тридцатилетие Санкт-Петербургского учительского института (1872-1902): Отчет за пятилетие с извлечением из исторической записки о 25-летии института. СПб., 1903. -84с.
  • Троицкий С. Историческая записка о Казанском учительском институте за 25 лет его существования. Казань, 1901. -69с.
  • Тюрина Л.Н. О Смольном институте: книга без указания страниц -М., 1914.
  • Угличанинова М.С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. - М.: типолит. т-ва В. Чичерин, 1901. - 74 с.
    Угличанинова М.С. Воспоминания воспитанницы Смольного // Русский вестник. -1900. -№9. -С.143-174; №10. -С.136-145.
  • Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. -СПб., 1906.-477 с.
  • Хвощинская-Зайончковская С.Д. Воспоминания институтской жизни // Русский вестник, 1861, т. 35, № 9, с. 264-298; № 10, с. 512-568 // "Две столицы". Проза русских писателей 2-ой половины 19 века о жизни Москвы и Петербурга (М., "Современник", 1990г.)
    Хвощинская-Зайончковская Софья Дмитриевна (1828-1865), писательница.
    40-е гг. Обучение и воспитание в Екатерининском институте в Москве. Условия жизни (питание, одежда и др.). Учителя, воспитательницы. Отношения между воспитанницами. Институтский быт и нравы.
  • Чарская Л.А. Записки институтки. СПб.-М., 1908. -286с.
  • Черевина С.А. Воспоминания воспитанницы 18 выпуска (Екатерининского института) Софии Черевиной, по замужеству Родзянко, от декабря 1847 по конец февраля 1853 г. СПб., 1898. - 16 с.
  • Черепнин Н.П. Императорское Воспитательное Общество Благородных девиц: Истор. очерк: 1764-1914. СПб., 1914-1915. - 3 т.
  • Чижов А.Ф. Из жизни Благовещенской учительской семинарии (1875-1910): Исторический очерк. Воронеж, 1911.
  • Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898 гг.). СПб., 1898.- 76 с.
gastroguru © 2017