Демократия и ее признаки

Тема 5.

Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.

Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.

Интересно? Расскажите друзьям   

Главная » Полезные статьи » Признаки демократического режима


Признаки демократического режима


Вернуться назад на Демократический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством.

Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2.

Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, — разрешено».

К демократическим режимам относят:

• президентские республики;

• парламентские республики;

• парламентские монархии.

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

• демократический;

• антидемократический.

Признаки демократического режима:

• господство закона;

• разделение властей;

• наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

• выборность органов государственной власти;

• существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

• господство беззакония и террора;

• отсутствие политического плюрализма;

• отсутствие оппозиционных партий.

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода.

При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Политическая система
Политическая сфера
Политическая элита
Политические идеологии
Политические институты
Политические конфликты
Политические режимы
Политические субъекты

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Кризис

История и современность

Точка зрения

Гражданское общество

Региональный семинар

Город и горожане

Региональная и муниципальная жизнь

Зарубежный опыт

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (61) 2013

№ 3-4 (53) 2010

Демократия и гражданское общество

Жорж Гончарофф, основатель НКО «ADELS»

Я хотел бы разделить свое выступление на три части. Во-первых, коротко сказать о концепции, лежащей в основе демократии участия во Франции, опираясь на исторический опыт страны. Во-вторых, как эта концепция реализуется сегодня. И в третьей части остановлюсь на проблеме низового уровня демократии, основываясь на моем журналистском прошлом. А журналист, как известно, должен все видеть собственными глазами, чтобы разобраться и понять, какие существуют противоречия между словами политиков и делами, то есть практикой, которая складывается на местах.

Концепция демократии участия уходит своими корнями в историю рабочего движения. Как изменить общество: сверху или снизу? Французские социалисты яростно спорили по этому вопросу еще в конце XIX века. Следует ли сначала завоевать власть, и тогда система изменится? Или нужны иные принципы? Большинство французских социалистов выступало за самоорганизацию трудящихся в рамках существующего государства в формах кооперативов, касс взаимопомощи и т.д., то есть действий в соответствии с идеей «муниципального социализма». Уже в середине 1930-х годов в коммунах у нас действительно создавались островки социализма.

Таким образом, в основе концепции была идея государства. Как только мы придем к власти, демократия начнет широким фронтом развиваться и государство изменится. И наоборот, выражаясь словами Мао Цзэдуна: «Государство изменится, если мы вырастим тысячу демократических цветов». На том, какие «цветы» им были выращены во время культурной революции, я останавливаться не буду.

Так как же эта проблема демократии решается сегодня, когда заходит речь о социальной мобилизации? Ясно, что низовая демократия основана на вовлечении в управление демократически мыслящего гражданина. Мы делаем ставку на человека, который хочет принимать участие в местной жизни, чтобы понимать, как идут дела в его квартале или районе, и участвовать в диалоге с властью. Существует ли достаточное количество таких граждан? Французские социологи задают этот вопрос в основном жителям коммун численностью 30–40 тысяч человек и в ходе анализа полученных данных исключают, естественно, тех, кто «против», поскольку известно, что граждане всегда мобилизуются скорее «против», чем «за» что-либо. И когда 3–4% «за», для нас это уже успех. Разумеется, нас интересует также вопрос, что это за люди, какие социальные слои они представляют. Исследования показывают, что, как правило, это представители среднего класса, так называемая новая буржуазия. А также пожилые люди, которые, выходя на пенсию, хотят продолжать активный образ жизни.

Французские социалисты назвали этот феномен «утопией народного самоуправления». Чтобы ответить на вопрос, почему, перейду к третьему пункту своего выступления.

Представительная демократия во Франции переживает в настоящее время глубокий кризис. Увеличивается количество избирателей, которые не ходят на выборы, — это очень опасный симптом. Возможно, это усталость от демократических процедур, хотя обычно это объясняют тем, что политические партии потеряли уважение населения. Это касается как левых, так и правых партий.

Значит, речь идет о том, чтобы у людей возникло желание заниматься политикой, учитывая, что такое желание не нечто врожденное у человека и зависит от воспитания гражданской позиции.

Во Франции традиционно эту роль играет школа. Еще в XIX веке в уставе школы было записано, что она должна воспитывать граждан республики. Но современная школа, на мой взгляд, не уделяет этому достаточного внимания. А существующая система так называемого народного обучения (различные курсы, ассоциации и проч., которые есть и в городской, и в сельской местности) буксует оттого что люди, стремящиеся организовать свою работу таким образом, чтобы человек осознал свою ответственность и занял активную гражданскую позицию, часто не находят понимания и поддержки депутатов. К слову, я не сказал бы, что все депутаты являются у нас убежденными сторонниками демократии. Скажем, мэр может занимать свой пост и при этом вести себя как автократ. Только некоторые муниципалитеты пытаются установить связь с гражданами, прислушиваться к их мнению. Обычно, когда мэра (или депутата) выбирают и он получает определенные полномочия, то он исполняет свои обязанности, используя современные виды коммуникации для манипулирования общественным мнением. Я не считаю это демократией.

И еще одна проблема местной демократии — технические работники. Речь идет о муниципальных служащих. Возможно, это еще более сложный вопрос, чем с депутатами. Во Франции существует целый класс, который мы называем технократией; это специалисты, получившие образование в престижных учебных заведениях. Этим людям сложно понять, что обычный гражданин может иметь свое мнение в отношении тех проблем, которые они должны решать. Например, управляющий какой-нибудь муниципальной коммунальной службы считает, что люди, которые не знают сути проблем обустройства города, не должны присутствовать при их обсуждении. Хотя очевидно, что жители муниципального образования должны принимать участие в принятии решений, которые их касаются.

В процессе деконцентрации публичного управления, особенно после принятия соответствующего закона в 1992 году, у нас возникли децентрализованные институты власти — выборные советы разных уровней административно-территориальных образований. Эта форма местной демократии приближает оказание услуг к потребителям, стимулирует гражданское участие и подразумевает четыре важных компонента.

Я не буду вдаваться в детали. Это сравнительно недавний опыт, скажу лишь, что главы муниципалитетов, в которых более 8 тысяч жителей, обязаны создавать общественные советы.

Итак, первый компонент — создание информационного пространства. Информация должна идти в двух направлениях: сверху вниз, чтобы граждане знали, как организована и работает власть; и снизу вверх — от общественных организаций и отдельных граждан в виде жалоб или вопросов, которые их волнуют. Информация, идущая вниз, особенно важна с точки зрения воспитания гражданской активности населения, поскольку показывает, как власть реагирует на запросы граждан.

Второй компонент — учет общественного мнения. Представители власти должны опираться на мнение граждан в отношении того или иного проекта. Возьмем, например, градостроительный план. Его нельзя принимать без предварительного обсуждения с населением. Нередко бывает так, что тот или иной проект одобрен, а граждане о нем ничего толком не знают.

Третий компонент — согласование с гражданами решений, касающихся обустройства территории. Для этого могут быть организованы смешанные муниципальные комиссии и другие структуры, в которых специалисты, депутаты и граждане работают вместе, создавая досье, на основе которого принимается решение, отражающее мнение всех заинтересованных сторон.

И последний компонент — так называемое делегирование властных полномочий на этапе принятия решений. На заседаниях муниципального совета могут, помимо депутатов, присутствовать и граждане, но только депутаты имеют право выносить окончательное решение, например, по поводу бюджета на обустройство городского квартала, поскольку они наделены такими полномочиями избирателями. Это основная задача низовой демократии. Но если, предположим, глава муниципалитета видит, что граждане начинают во время заседания совета слишком бурно реагировать, он может распорядиться удалить их из зала.

Такова вкратце роль выборных представителей народа и наша демократия. Демократия хороша, но до определенного уровня.

Демократия – власть народа, избранная народом и для народа, народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление, которое в политических и гуманитарных науках рассматривается как 1) форма государства, государственного устройства и управления; 2) принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий и общественных организаций; 3) характер и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении.

Демократия – такая система организации, деятельности и отношений, которая складывается и протекает на основе принципа, признающего в качестве единственного источника власти народ, большинство. Она призвана обеспечить его волю, выборность органов власти, их подотчетность народу, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении основополагающих проблем жизни общества, его политических институтов, организаций.

В основе демократии лежит соблюдение прав и свобод человека, наполнение их соответствующим социально-экономическим содержанием (достойный уровень жизни, наличие в обществе сильного “среднего класса”, общедоступность образования и здравоохранения), обеспечение условий для свободного волеизъявления граждан, их полноправного, заинтересованного и постоянного участия в политике.

Провозглашаемые демократические принципы общественного устройства без решения социально-экономических проблем следует рассматривать как формально-юридические: они характеризуют политическую демократию, но не дают права говорить о создании подлинной, социальной и экономической демократии, социальной основой которой является развитый “средний класс”, а политико-юридической – правовое и социальное государство. Формальная демократия с политической точки зрения может представлять собой власть большинства над меньшинством или одной социально-политической и экономической части общества, над другой.

В результате длительного исторического процесса были выработаны определенные нормы, принципы и формы организации политической жизни. Соблюдение этих норм и принципов придает политической жизни устойчивость, стабильность и возможность дальнейшего прогрессивного развития. Эти принципы и нормы сводятся к следующим основным положениям.

· В области личных прав признается право каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища.

· В сфере политических прав устанавливается право каждого гражданина избирать и быть избранным, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования.

· В экономической сфере дается право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение.

· В социальной области провозглашаются права на достойный уровень жизни, на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, на отдых и досуг.

· В духовной сфере признается право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.

Конечно, одного провозглашения указанных прав и свобод недостаточно. Для их осуществления на практике необходимы реальные гарантии. Для этого нужно разработать соответствующее законодательство и обеспечить его выполнение, а также сформировать соответствующий уровень политической культуры населения, его готовность защищать демократические права и свободы.

⇐ Предыдущая1234567


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

  1. II.

    Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета финан­сово-правового регулирования.

  2. IV. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.
  3. SWOT-анализ, его сущность и роль в деятельности фирмы
  4. V2: Сущность процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности
  5. АВС- анализ: сущность, построение графика
  6. Административно-правовые нормы: понятие и сущность
  7. Акционерное общество: сущность, виды и особенности функционирования.
  8. Амортизация. Сущность, методы начисления амортизации.
  9. Анатомические признаки.
  10. Артериальная гиперемия: виды, причины, механизмы развития, внешние признаки и их патогенез. Исходы (физиологическое и патологическое значение).
  11. Ассимиляция и диссимиляция как основа самообновления биологических систем. Определение, сущность, значение.
  12. Ассимиляция и диссимиляция как основа самообновления биологических систем. Определение, сущность, значение.

Понятие демократии. Признаки демократии

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Демократия – Это способ реализации публичной власти

Этимологическое значение термина «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». В этом смысле под демократией понимается особая форма государства, при которой властью обладает не одно лицо (монархия, тирания), не группа лиц (аристократия, олигархия), а все граждане пользуются равными правами на участие в осуществлении государственной власти.

В более широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, выборности органов управления, принятии решений большинством.

Термин «демократия» может означать также социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

Признаки демократии. Во-первых, это признание народа источником власти. Суверенность народа означает, что именно ему принадлежит учредительная власть в государстве, т.е. право формировать через выборы систему представительных органов. Во-вторых, выборность основных органов власти. В-третьих, равноправие граждан, понимаемое как равенство избирательных прав, свобод образования политических партий, право на информацию и др. И, наконец, в-четвертых, принятие решения большинством и подчинение меньшинства большинству.

61. Либеральная модель демократии: понятие, признаки.

Под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Социально-экономическими и идейно-политическими предпосылками возникновения либеральной демократии были развитие рыночных отношений, идеологическая и политическая секуляризация, становление национальных государств. Плюсы:отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. — формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. — парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. — ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;

— разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как условия контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;

— меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно. Слабости :1. Социально-классовая ограниченность.

Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин – и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова. 2. Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков.

3. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности.

62. Коллективистская модель демократии: понятие признаки.

Коллективистская демократия — это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.

Черты:

— коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;

— отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как врага, подлежащего насильственному устранению;

— понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;

— всепроникающий характер власти, полная беззащитность меньшинства;

— устранение самой проблемы прав человека, так как государство и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;

— всеобщая политическая мобилизация, рассмотрение представительных органов и должностных лиц как проводников воли народа, его слуг;

— декларирование социальной демократии, то есть перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

Коллективистская модель демократии получила свое развитие в трудах Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, в более поздний период – в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Следует отметить, что всякая попытка реализации этой модели в реальной жизни неизбежно приводила к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих

63. Плюралистическая модель демократии: понятие, признаки.

Плюралистическая демократия — это такая демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что индивид без группы — безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. К основным чертам плюралистической демократии следует отнести следующие:

— заинтересованная группа является центром демократической системы;

— общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;

— соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;

— сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими являются группы — соперники;

— "разумный эгоизм" индивидов и особенно групп является генератором политики;

— государство не "ночной сторож" (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;

— диффузия, распыление власти между различными политическими институтами;

— наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя;

— демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан.

Недостатки:

— далеко не все члены общества представлены в различных группах интересов, поэтому через такие группы лишь незначительная часть общества (реально не более одной трети взрослого населения) может участвовать в принятии и осуществлении политических решений;

— влияние отдельных групп различно: одни из них обладают мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ и пр.)

64. Прямая (идентитарная) демократия: понятие, характеристики.

В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляют властные функции, все демократические теории можно разделить на две группы: прямой (идентитарной) и представительной (репрезентативной) демократии.

Идентитарная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны (т.е. тождественны), что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные органы должны быть сведены к минимуму и быть полностью подчинены и подконтрольны гражданам. Преимущественно идентитарный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде.

С 60-х годов XX в. широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия), которая обосновывает необходимость широкого участия населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах (плебисцита), но и непосредственно участие в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

В соответствии с теорией партиципационной демократии в обществе в принципе не должно быть сфер, существующих вне политики. Главной целью партиципации является всесторонняя демократизация общества, которая обеспечивается жестким контролем за политическими институтами и должностными лицами.

При всей своей привлекательности непосредственная демократия имеет свои проблемы, ограничивающие возможности ее эффективного осуществления. Одной из основных проблем прямой демократии является сложность ее практической реализации, невозможность в современных государствах постоянно привлекать большинство граждан к политическому участию в управлении государством без принуждения. Другой проблемой является низкая компетентность и ответственность, поскольку решения принимаются широким кругом ни за что не отвечающих и никем не контролируемых непрофессионалов.

65.Репрезентативная (представительная) демократия: понятие, характеристики.

Концепция представительной (репрезентативной) демократии исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственной власти, в то время как принцип соучастия народа оттесняется на второй план.

Воля народа в данном случае не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно (прямо) на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах представляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой действуют ей вопреки под свою ответственность.

Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и их независимости в рамках закона. Реально представительная демократия воплощается в парламентаризме – системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии, где главным носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, склонных часто к эгалитаризму (равенству), а элита. Именно элита, с позиций данной теории, способна обеспечить и защитить ценности либеральной демократии. Функции народа ограничиваются контролем за деятельностью элиты, осуществляемым через выборы.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства.

Представительная демократия обеспечивает эффективность и ком­петентность принимаемых решений, политическую стабильность, оберегает общество от эгалитарных устремлений. Однако следует заметить, что реализация представительной демократии фактически отстраняет народ от власти в период между выборами и обеспечивает монополизацию власти политическими элитами.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Date: 2015-09-22; view: 339; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:
Записи созданы 771

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх