Конкуренция на рынке труда

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. Спрос и предложение труда

Рынок труда – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Рынок труда является динамической системой, в которой формируется объем, структура, спрос и предложение рабочей силы.

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции имеет следующие особенности:

  • большое число фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда;
  • наличие множества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд;
  • ни фирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы.

Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения — работники с их навыками и умениями. Объектом купли-продажи является специфический товар — рабочая сила (труд). Ценой труда является заработная плата.

При найме дополнительных работников фирмы руководствуются следующими соображениями:

Спрос на любой фактор определяется стремлением к максимальной прибыли. Прибыль максимизируется ростом привлечения труда вплоть до такого уровня, когда доход от предельного продукта труда (доход от дополнительной единицы продукции, полученной с помощью дополнительного работника — MRPL) будет равен предельным издержкам на него (заработной плате — W). Поэтому фирме будет выгодно нанимать работников при соблюдении равенства MRPL = W.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение труда находится в прямой зависимости от заработной платы.

При рассмотрении предложения труда необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор каждого конкретного человека: больше отдыхать или больше трудиться. Это эффект замещения и эффект дохода.

Эффектом замещения называется следующий процесс. При увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый час свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой. Из этого следует, что свободное время замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату.

Суть эффекта дохода состоит в том, что по мере роста заработной платы предложение труда отдельного работника сокращается ради альтернативного работе время препровождения и досуга.

Отсюда ясно, что эффект замещения от повышения заработной платы приведет к росту предложения труда, а эффект дохода выразится в его сокращении. Конечное изменение предложения труда зависит от относительной силы эффекта замещения и эффекта дохода.

Наглядно кривая индивидуального предложения труда представлена на рисунке 1. Мы видим, что рост заработной платы с W1 до W2 приводит к увеличению числа рабочих часов с t1 до t2. Здесь преобладает эффект замещения. Кривая SL является восходящей. Дальнейший рост заработной платы с W2 до W3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего времени, работник трудится столько же, сколько и прежде. Здесь эффект замещения равен эффекту дохода. Кривая SL является вертикальной линией.

Повышение ставки заработной платы с W3 до W4 ведет к сокращению рабочего дня с t2 до t3. Здесь эффект дохода действует сильнее эффекта замещения. Кривая SL является нисходящей.

Несмотря на то, что кривая индивидуального предложения труда может изгибаться, в целом же рыночная кривая предложения любого вида труда имеет тенденцию к возрастанию (рисунок 2), отражая тот факт, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы получить больше рабочих.

Другие статьи по данной теме:

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависят от характера складывающейся на нем конкуренции. Конкуренция — этоборьба между людьми и группами людей за обладание редкими благами (товарами, услугами, ресурсами), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

В рыночной экономике наиболее распространенными факторами,выявляющими победителя в конкурентной борьбе, выступают: для потребителей — готовность платить деньги; для производителей — более низкие издержки при ценовой конкуренции, а при неценовой — способность лучше удовлетворить запросы потребителей за счет качества, сервиса, разнообразия ассортимента и т.п.

В то же время не исключено использование и таких факторов, как насилие, обман, связи (протекция), близость к власти и т.д.

Конкуренция на рынке труда ведется между: наемными работниками за рабочие места и должности; работодателями за работников (особенно высококвалифицированных и/или продуктивных); работодателями и наемными работниками или профсоюзами за условия найма (излишек от обмена). Можно также говорить о конкуренции между государствами (в какой-то мере — между регионами и отраслями) за высококачественную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране обычно распадается на отдельные сегменты, нередко почти не связанные между собой. Поэтому существует:

• конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации (внутрифирменная и межфирменная);

• внутрисегментная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

• межсегментная конкуренция, предполагающая необходимость преодоления межсегментных барьеров (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и для работодателей.

На рынке труда (как и на других рынках) можно различить конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд. В ней побеждают (находят работу) работники с более низким уровнем резервной заработной платы и работодатели, имеющие возможность в борьбе за нужных работников увеличивать по сравнению с другими работодателями уровень трудового вознаграждения, например, за счет экономии на других статьях расходов или благодаря монопольной прибыли.

Неценовая конкуренция между работниками связана с их неравной продуктивностью, а также с неравными возможностями подачи работодателям «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях. Неценовая конкуренция между работодателями связана с неоднородностью предлагаемых рабочих мест, проявляющейся в различных условиях труда.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм; при недобросовестной конкуренции они нарушаются. Например, работники используют различные способы преувеличения в глазах работодателя собственных достоинств и/или умаления трудовых заслуг коллег по работе (конкурентов) с помощью доносов, интриг или порчи результатов их труда; при найме на работу предъявляется поддельный диплом о высшем образовании и т.п.

Не исключена недобросовестная конкуренция и среди работодателей, например, при переманивании ценных работников или предоставлении им ложной информации об условиях труда, уровне травматизма, карьерных перспективах, психологическом климате в коллективе и т.п.

Социально-экономические последствия конкуренции на рынке труда достаточно противоречивы. С одной стороны, конкуренция способствует осуществлению прогрессивных изменений в структуре рабочей силы, побуждая людей менять профессию и сферу деятельности вслед за техническим прогрессом и изменением запросов рынка, повышать трудовую мобильность, осуществлять инвестиции в человеческий капитал. Конкуренция между работодателями побуждает их повышать заработную плату, предлагать работникам более весомый «компенсационный пакет», снижать уровень производственного травматизма, улучшать психологический климат, предоставлять работникам возможности развития и самореализации. Благодаря конкуренции ресурсы, в отраслевом и территориальном распределении которых принимает участие рынок труда, дают большую отдачу, повышая эффективность экономической системы в целом. С другой стороны, конкуренция вытесняет с рынка труда наиболее уязвимые по своим трудовым возможностям группы населения, углубляет неравенство.


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Тесты

Ключевые термины и понятия

Экономический тренинг

Рынок труда, труд, рабочая сила, безработица структур ная, биржа труда, заработная плата, реальная зарплата, но минальная зарплата, рынок капитала, капитал, кругооборо i капитала, оборот капитала, время производства, время обра щения, основной капитал, оборотный капитал, торговый ка питал, физический износ, моральный износ, норма амортп зации, ускоренная амортизация, промышленный капитал, ссудный процент, земельная рента, дифференциальная рента абсолютная рента, монопольная рента, арендная плата, рынок земли, цена земли.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое рынок рабочей силы? Какие функции он вы полняет?

2. Какие факторы влияют на реальную и номинальную зар плату?

3. Какие формы и системы заработной платы приняты в Рог сии?

4. Как вы считаете, какая форма заработной платы наибола эффективна в настоящее время?

5. Является ли сегодня зарплата в России равновесной ры ночной ценой рабочей силы?

6. Что такое основной капитал? Как вы понимаете физиче­ский и моральный износ основного капитала?

7. Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: труд, капитал, земля, зарплата, рент амортизация, реновация, дифрента, аренда, процент, контроль инвестиции, доход, прибыль.

Выберите правильный ответ.

1. Под рабочей силой понимают:

а) самого человека;

б) человека, обладающего профессией;

и) совокупность физических и духовных способностей, кото­рыми обладает человек и которые он направляет на произ­водство экономических благ;

г) человека в трудоспособном возрасте.

2. На рынке рабочей силы покупают и предлагают:

В)все товары; —

б) труд;

и) незанятое население;

f) такой товар, как рабочая сила.

3. Капиталэто:

|) огромная сумма денег;

б) приобретенные средства производства;

и) наемные рабочие;

г) отношение эксплуатации.

4. Источниками ссудного капитала являются:

д)капиталы рынков;

(I) деньги, хранящиеся населением дома;

и) денежные суммы на депозиционных счетах банков;

Г) неиспользуемые средства местных бюджетов.

ется :

а) спросом на землю со стороны различных пользователей; б) предложением других факторов производства; в) реальной оценкой капитала; г) ничем из вышеперечисленного.

6. Земля приносит ее собственнику доход в виде:

а) прибыли;

б) дивидендов;

в) ренты;

г) зарплаты.

Кроссворд

По вертикали. 1. Французский экономист, выдвинувший Теорию трех факторов производства. 3.

Система мероприятий, Направленных на расширение участия работников и работода­телей в разработке и осуществлении экономической и социаль­ной политики. 5. Целесообразная деятельность людей, процесс Использования их рабочей силы. 6. Человек, который на свои И заемные деньги приобрел факторы производства. 9. Совокуп­ность нормативов, регулирующих уровень заработной платы рабочих и служащих.

По горизонтали.

2. Собственник, сдавший свою землю в аренду. 4. Второй рыночный фактор, воздействующий на bv личину вознаграждения за труд. 7. Американский экономно. разработавший теорию предельной производительности фак торов производства. 8. Первый рыночный фактор. 10. Прекра щение работы с целью добиться выполнения своих требо ваний.

Тема 10. Предприятие (фирма) в сфере рыночных отношений

10.1. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)

10.2. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации

10.3. Малые предприятия. Интеграции предприятий

10.4. Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх