Ткацкий станок фото

Ткацкий станок – это приспособление, которое помогает вручную создавать интересные эксклюзивные вещи. Это могут быть и ковры, и напольные дорожки, и гобелены, и покрывала на мебель, и шарфы, и сумки, и даже ткань для пальто. А изготовить ткацкий станок вполне реально и своими собственными руками в домашних условиях.

История славянского тканого коврика

У славян изготовление напольных ковриков, дорожек, покрывал относилось к «низовым» техникам. Первоначально этим ремеслом занимались лишь на потребу простых людей. Изделия эти не предполагали высокого уровня мастерства, как того требуют плетение кружев, ткачество тонких тканей. И приспособления для их изготовления применялись самые примитивные.

Да и ткали чаще всего напольные дорожки из старых матерчатых вещей, которые отслужили свой срок. В качестве основы использовали крепкие прочные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у славян были популярными в 19-м веке.

Иногда использовали для ткачества ковриков отходы льна, солому. Такие изделия клали обычно у самого входа в избы. Для изготовления и тех и других чаще всего использовали ткацкий деревенский станок, сколоченный из дерева.

Схема работы довольна проста.

Между натянутыми нитями основы способом переплетения протягиваются поперечные нити. Периодически их требуется уплотнять специальными бердами, напоминающими расчёски. Ими сбивались поперечные ряды в сплошное полотно.

Самое простое приспособление для ткачества

Проще всего сделать рамку, на которой легко можно изготовить гобелен небольшого формата. По сути, это простейший ткацкий станок, где основную работу выполняет сам мастер. Можно назвать рамку пяльцами, на которых удобно работать мастеру, так как это приспособление можно переносить и устанавливать в любом удобном месте.

Достаточно просто расположить две рейки параллельно друг другу, на которые набить гвозди. На них натягивают нити основы. Уто́к – поперечные нити – протягиваются вручную при помощи челнока.

Можно использовать простое, обычное плетение. Тогда полотно получается одноцветным. Для этого челнок протаскивают сначала под чётными нитями основы, затем под нечётными. Поменяв цвет утка, можно выполнять поперечные полосы на изделии.

Для выполнения орнамента, требуется более сложное плетение. Тогда челнок пропускается под нитями основы уже не в шахматном порядке, а в зависимости от того, какой узор мастер решил использовать.

Если распечатку рисунка подложить под натянутые нити основы и использовать несколько разных цветов, то вполне реально выполнить настоящую картину. Эти изделия носят название гобеленов и требуют от изготовителя терпения, времени, мастерства.

Круглый станок для ткачества

Пяльца для изготовления изделий необязательно должны быть прямоугольными. Для создания круглых ковриков потребуется и рамка соответствующей формы.

Если взять обруч и натянуть нити основы таким образом, чтобы они перекрещивались в центре, то легко добиться этого. Плетение в этом случае начинается от центра, а ряды располагаются по кругу, «улиткой». Очень легко изготовить такой ткацкий станок своими руками. Можно даже воспользоваться обручем от хула-хупа. Челнок остаётся прежней конструкции.

Стационарный ткацкий станок

При изготовлении крупных полотен работать на рамке достаточно сложно. А уж длинные напольные дорожки выполнить и вовсе невозможно. Тут никак не обойтись без стационарного станка.

В чертеже дана простейшая схема, показывающая, как сделать ткацкий станок.

Маленький самодельный ткацкий станок

Она предусматривает горизонтальную рамку, на которую натягиваются нити основы, вертикальную, отвечающую за образование просвета для пропуска челнока с уточной нитью, и челнока. Выполняются все детали из дерева. Также используются металлические крепления, гвозди, резиновые прокладки.

Этот ткацкий станок, своими руками позволяющий изготавливать ткань, избавляет мастера от необходимости вручную выбирать нити основы во время протягивания поперечных нитей в процессе переплетения.

Техника ткачества

Основывается работа станка на том, что чётные нити основы пропускаются в отверстия вертикальной рамки. Сначала движением ноги эта деталь опускается вниз. В результате между нитями основы образуется просвет, в который и пропускается челнок.

Следующий ряд выполняется с перемещением рамки вверх. В результате чётные нити поднимаются, снова образуя просвет. Уточная нить проходит, а на материале получается «корзиночное», шахматное плетение.

Бердами мастер уплотняет ряды, сбивая их в полотно. Некоторые станки имеют механизированные приспособления для произведения этого действия, что значительно облегчает работу.

Важно учитывать необходимость регулировки натяжения нитей основы. Для этого используются винты, которые мастер имеет возможность откручивать либо закручивать по своему усмотрению.

Также нужно взять во внимание расстояние между нитями основы. Возможность регулирования его также расширит функциональность приспособления.

Изготовление ткацкого станка, в котором предусмотрено механизированное прокладывание утка, ещё больше облегчит работу и позволит добиться улучшения качества изделий.

Коротко о главном

Старинные ремёсла сегодня становятся всё более востребованными. Деревенский стиль многие дизайнеры ставят нынче во главу угла. Поэтому наличие в доме ткацкого станка может стать основой выгодного бизнеса. Эксклюзивные вещицы, изготовленные в этой технике, создадут в жилище оригинальный дизайн, сделают его самобытным.

История первых ткацких станков

20.08.2013

Около 1550 г. до н.э. в Египте ткачи заметили, что все можно улучшить и сделать процесс прядения проще. Был придуман способ для разделения нитей – ремез. Ремез – это стержень из дерева, с привязанными к нему четными нитями основы, а нечетные нити свободно свисали. Работа тем самым стала быстрее в два раза, но все равно оставалась очень трудоемкой.

Поиск упрощения получения ткани продолжался, и около 1000 г. до н.э. был придуман атоский станок, где ремезы уже отделяли четные и нечетные нити основы. Работа пошла в десятки раз быстрее. На этом этапе это уже было не плетение, а именно ткачество, стало возможным получать самые разные переплетения нитей. Дальше в ткацкий станок вносились все новые изменения, например, движением ремеза управляли педалями, а руки ткача оставались свободными, но принципиальные изменения техники ткачества началась в 18 веке.

В 1580 году Антон Моллер усовершенствовал станок для ткачества- теперь на нем можно было получать несколько кусков материи.

Ткацкие станки

В 1678 году французский изобретатель де Женн создал новый станок, но особого распространения он не получил.

И в 1733 году англичанин Джон Кей создал первый механический челнок для ручного станка. Теперь не нужно было вручную перебрасывать челнок, и теперь можно было получать широкие полосы материи, станок уже обслуживался одним человеком.

В 1785 году Эдмунд Картрайт усовершенствовал станок с ножным приводом. В 1791 году станок Картрайта был улучшен Гортоном. Изобретатель ввел устройство для приостановке батана челнока в зеве. В 1796 году Роберт Миллер из Глазко создал приспособление для продвижения материала посредством храпового колеса. До конца 19 века это изобретение оставалось в станке для ткачества. А способ Миллера прокладки челнока работал более 60 лет.

Надо сказать, станок Картрайта вначале весьма несовершенен и не представлял угрозы для ручного ткачества.

В 1803 году Томас Джонсон из Стокпорта создал первую шлихтовальную машину, что полностью освободило мастеров от операции шлихтования на станке. Джон Тодд в это же время ввел в конструкцию станка ремезный ролик, упростивший процесс подъема нитей. И в этом же году Вильям Хоррокс получает патент на механический ткацкий станок. Хоррокс не тронул деревянную станину старого ручного станка.

В 1806 году Петер Марланд ввел замедленное движение батана при прокладке челнока. В 1879 году Вернер фон Сименс разработал электрический ткацкий станок. И только в 1890 году после того Нортроп создал автоматическую зарядку челнока и наступил реальный прорыв в фабричном ткачестве. В 1896 году этот же изобретатель вывел на рынок первый автоматический станок. Затем появился ткацкий станок без челнока, что многократно увеличило производительность труда. Сейчас станки продолжаются совершенствоваться в направлении компьютерных технологий и автоматического управления. Но все самое важное для развития ткачества было сделано гуманитарием и изобретателем Картрайтом.

Ткацкий станок

Перечислите виды ткацких станков, в чем заключается особенность каждого вида

Предыдущая12345678Следующая

В зависимости от способа прокладывания нити утка в зев различают станки челночные и бесчелночные, от способа смены утка — механические и автоматические, от вида зевообразовательного механизма — эксцентриковые, кареточные и жаккардовые, от числа челноков — одночелночные и многочел­ночные.

На механических челночных станках пролет челнока через зев осуществ­ляется с помощью боевого механизма. Ударом погонялки челнок пробрасы­вается через зев из челночной коробки, находящейся на одном конце бруса — батана, в челночную коробку, размещенную на другом конце батана. После прибоя нити утка батан отходит назад, образуется новый зев, в который пробрасывается челнок в обратном направлении.

Для выработки тканей простейших переплетений применяются эксцент­риковые зевообразовательные механизмы. Для получения более сложных переплетений используются ремизоподъемные каретки. Конструкций кареток много, и механизмы подъема реми­зок разнообразны, но на всех карет­ках чередование подъемов ремизок регулируется в соответствии с рисунком переплетения специальной картой с отверстиями или колками либо наборными цепями, что позволяет легко менять рисунок переплетения. Ткани с крупными узорами, для образования которых требуется не­сколько десятков различно перепле­тающихся нитей основы и утка, вы­рабатываются на ткацких станках, ос­нащенных жаккардовыми машинами.

Отличительной особенностью этих машин является то, что каждая нить или небольшая группа нитей основы может подниматься и опускаться раз­дельно. Это позволяет вырабатывать с помощью жаккардовых машин слож­ные рисунки.

Для получения тканей с разными по цвету, волокнистому составу или структуре нитями утка применяются многочелночные станки. Для утка каж­дого вида на станке имеются отдельные челноки, которые вводятся в дейст­вие в определенной последовательности.

Из бесчелночных ткацких станков наибольшее распространение в получили пневморапирные станки АТПР и станки СТБ с малогабаритными про­кладчиками.

На станках АТПР прокладывание нити утка происходит с помощью рапир, которые представляют собой расположенные соосно цилиндрические трубки (наружную и внутреннюю), жестко соединенные с форсунками. В канал пра­вой рапиры подается сжатый воздух, а из канала левой рапиры он отсасы­вается. Нить из правой рапиры передается в левую, приемную.

Ткацкий станок своими руками

При транс­портировке через зев нить не имеет жесткой связи с рапирами. После выхода рапир из зева нить утка остается в нем, отрезается ножницами у правой кромки и прибивается бердом к опушке ткани.

На пневморапирных станках практически вырабатывается весь массовый ассортимент хлопчатобумажных, вискозных и хлопколавсановых тканей по­лотняного, саржевого и сатинового переплетений. Производительность стан­ков АТПР в 1,5—2 раза выше производительности автоматических ткацких станков. Работают они почти бесшумно, что выгодно отличает их от челноч­ных станков.

Значительно меньшее распространение имеют бесчелночные пневматиче­ские станки, в которых нить утка с неподвижной конусной бобины направля­ется в сопло и прокладывается через зев периодически подаваемым сжатым воздухом. Еще реже применяются гидравлические станки, в которых нить утка пробрасывается через зев подаваемой под давлением струей воды.

На рапирных станках нить утка прокладывается через зев с помощью жестких или гибких рапир, движущихся навстречу друг другу. Одна рапира, несущая нить, передает ее в середине зева другой, встречной, протягиваю­щей нить через вторую половину зева.

На станках СТБ, где сохранен принцип образования ткани челночными станками, уток вводится в зев малогабаритными прокладчиками — микрочел­ноками. Прокладчик, представляющий собой небольшую металлическую пла­стину, захватывает конец нити с неподвижной конусной бобины и протяги­вает ее через открытый зев.

В обратном направлении прокладчики без нити перемещаются под ни­тями основы транспортирующей лентой, которая передает их на противопо­ложную сторону станка, снова в боевую коробку. Одновременно в работе находятся 13—17 прокладчиков. Проложенная в зев нить утка обрезается, а ее конец закладывается кромкообразователем в следующий зев (закладная кромка).

Станки СТБ могут работать с эксцентриковыми (кулачковыми) зевообра-зовательными механизмами, с каретками и жаккардовыми машинами. Станки СТБ выпускаются с заправочной шириной от 175 до 330 см. На них могут быть установлены кромкообразователи для получения одновременно трех по­лотен. На станках СТБ, получивших значительное распространение, выраба­тываются высококачественные ткани из всех видов сырья, в большом коли­честве — шерстяные. Производительность станков СТБ в 2—2,5 раза больше производительности челночных.

Многозевные ткацкие станки в настоящее время имеют еще ограничен­ное применение, но являются перспективными. Многозевные станки с волно­образным зевом характеризуются тем, что по всей заправочной ширине станка каждая ремизка делится на определенное число небольших групп галев — секций, ширина которых зависит от рисунка переплетения. Каждая секция приводится в движение от индивидуального зевообразовательного кулачка. Скорость перемещения челнока соответствует распространению волн зева.

4. Перечислите основные процессы отделки х/б тканей, охарактеризуйте операции предварительной отделки, крашения, печатания, заключительной отделки

Предварительная отделка:

· а) опаливание,

· б) расшлихтовка,

· в) отварка,

· г) мерсеризация,

· д) отбеливание,

· е) ворсование.

· 2. Крашение

· 3. Печатание

Заключительная отделка:

· а) аппретирование,

· б) ширение,

· в) каландрование.

При очистке и разбраковке хлопчатобумажные ткани подвергаются приемке и разбраковке, опаливанию и расшлихтовке, отбеливанию, мерсеризации и ворсованию.Очистка и подготовка всех тканей, в том числе и хлопчатобумажные, начинается с приемки и разбраковки суровья, выявления и устранения различных пороков ткачества, а так же комплектация.Опаливание позволяет удалить одиночные волокна, выступающие над поверхностью ткани. Поверхность ткани становится чище. Расшлихтовка – удаление шлихты и части естественных примесей с целью последующего облегчения отваривания и беления. На заключительном этапе при промывании ткани холодной водой, ткань повергается процессу гидролиза крахмала. Расшлихтованная ткань становится мягче и лучше смачивается.Для выведении из ткани остатков крахмала и содержащихся в волокнах азотистых, жировых, воскообразных и пектиновых веществ, ткань подвергается кипячению и отвариванию. Отваривание продолжается 3-4 часа при температуре 120-130*С. После отваривания ткань становится мягкой и хорошо смачиваемой водой, но имеет серо-бурую окраску.Для получения белой ткани проводят операцию беления. Отбеленную различными окислителями, содержащими хлор или перекись водорода, ткань вылеживается, затем ее промывают, отжимают и сушат.Отбеленная ткань поступает либо на мерсеризацию (сатин, ситец и т.д.) или на ворсование (фланель, байка и т.д.).

Мерсеризация – обработка натянутой ткани раствором едкого натрия.

После мерсеризации ткань становится, шелковистой, увеличиваются ее блеск, гигроскопичность и прочность.

Ворсованием получают начес на лицевой стороне ткани. Для получения хорошего начеса ткань пропускают через ворсовальную машину несколько раз.

Крашением называют самопроизвольный переход красителя из красильной ванны в волокна ткани. В результате ткань приобретает равномерную окраску определенного цвета. Чаще всего используют синтетические красители, т.к. именно с помощью них можно добиться глубокой, прочной и сочной окраски. Синтетические красители безвредны для человека и не ухудшают свойства волокна.

Печатание – нанесение и закрепление красителя на отдельных участках или на всей ткани. Для печатания в красители добавляют специальные загустители. Рисунчатые расцветки на хлопчатобумажных тканях получают машинной печатью, выполняемой на печатных машинах.

Существует три вида машинной печати:

  • прямая;
  • вытравная;
  • резервная.

Переливающийся эффект перламутровой печати достигается применением пигментов, содержащих диоксид титана и слюду.

Заключительная отделка завешает отделку тканей. На этом этапе материалу придают красивый внешний вид, фиксируют ширину полотна, разглаживают его. Хлопчатобумажные ткани дополнительно подвергаются аппретированию, ширению и глажению.

При аппретиронинии на ткань наносится аппрет, в состав которого входят клеящееся вещество, мягчитель, антисептики.

Затем ткань подвергается ширению. При этой операции ткань выравнивается по ширине, устраняются перекосы.

Глажение (каландрирование) тканей проводится на каландрах. При каландрировании ткань проходит между двумя валами прижатыми друг к другу, вследствие чего на поверхности ткани появляется блеск.

Готовые хлопчатобумажные ткани при увлажнении значительно усаживаются. Малоусадочную ткань можно получить путем противоусадочной отделки. Уменьшить сминаемость хлопчатобумажных тканей можно, подвергнув их несминаемой отделке раствором химических веществ.

Предыдущая12345678Следующая



Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно.

Словотворие Фоторепортаж Ткачество ручное Вертикальный ткацкий станок Дерево Нитки

Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

Возникновение ткацкого станка

Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека.
Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть — большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки “гребенки” бердо, челнок с нормальной нитью.

Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.

Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди них наибольшее значение имело изобретение Дж. Кеем в 1733 году так называемого самолётного челнока. В конце 18 века в Великобритании Э. Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования.

Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В кон. 19 и начале 20 вв. были созданы станки с автоматической сменой челноков.

Наиболее удачное решение проблемы автоматической смены уточной шпули в челноке принадлежит англичанину Дж. Нортропу (1890). Однако челночные ткацкие станки имеют существенные недостатки: малый размер уточной паковки; свободный, с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка лишь одной уточной нити и др. В начале 20 века появилось несколько конструкций бесчелночных станков, в которых уточная нить сматывалась с больших неподвижных паковок и особыми механическими устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого типа создали в 1926 году Габлер (Германия), советский инженер В.Е.Леонтьев в 1936 году и др. В 1927 году С.А.Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого ткацкого станка;
в 1949 году В.А.Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный станок.

Записи созданы 792

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх