Функции политической системы

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества.

Политическая система

Лекция 3.

  Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально – политических общностей,форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

1.Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

  • государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;
  • политические партии,
  • общественно-политические движения.
  • средства массовой информации

К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.

2. Нормативная подсистема

  • законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);
  • документы политических партий и общественно-политических движений;
  • политические принципы и традиции;
  • нормы морали:

Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики (см. также п. 7.7. Политическая идеология).

5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.

Политическая культура – (см. также п. 7.10. Политическая культура)

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.

6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:

  • подсистемами политической системы;
  • сферами общественной жизни;
  • политическими системами разных стран

Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)

7.Функции политической системы:

· определение целей, задач, путей и программ развития общества;

· мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;

· согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;

· разработка законов и правил;

· контроль за их выполнением;

· распределение материальных и духовных ресурсов;

· формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;

· обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Основной анализ теорий и концепций политической системы. Особенность взаимоотношений общества и государства. Важнейшие структурные компоненты, которые устанавливают различные стороны деятельности методики. Характеристика главных государственных функций.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Политология

Тема:Понятие и структура политической системы

Выполнил: студент 2 курса

Казаков В.В

Проверил: к.и.н. доцент

Кальсина А.А.

Пермь — 2014

Содержание

Введение

1. Понятие и структура политической системы

2. Структура политической системы общества

3. Функции политической системы

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая система — одна из наиболее важных центральных курса «Политология». Она представляет собой совокупность институтов, идей, норм, и отношений, с помощью которых работает политическая власть.

Понятие «политическая система» неразрывно с понятием «государство», т.к. является главным элементом структуры политической системы. Предполагается, что возникновение политической системы связано как с возникновением государства, так и с его еще не государственными образованиями. Политическую систему составляет большое количество структур, подсистем и процессов. Все они взаимодействуют с другими подсистемами, такими как экономическая, социальная, культурная и идеологическая.

От политической системы во многом зависит, как общество будет реагировать на растущие потребности индивидов, как будет адаптироваться к непростым и изменяющимся условиям жизни. Благодаря деятельности политических институтов, выполнению людьми особых ролей в политике осуществляется управление политической системой, ее целенаправленные властные полномочия на все сферы жизнедеятельности человека в обществе.

Основное назначение политической системы состоит в выполнении двух функций:

1) распределять ценности в обществе;

2) побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное.

1. Понятие и структура политической системы

Понятие политической системы

Политическая система — упорядоченная совокупность институтов, которая подкреплена нормами позитивного права и других социальных регуляторов поведения общества. Понятие политической системы вошло в научный мир во второй половине XX века, однако встречается еще в труде Аристотеля «Политика» .

В основе термина «политическая система» лежат такие научные понятия как «политика» и «система». Второе обращает внимание, что речь идет действительно о системе, т.е. о целостности, и органическом взаимодействии всех структурных элементов. Структурный компонент системы можно рассматривать и в качестве подсистемы, но в рамках целого, и в качестве системы, которая имеет свои компоненты, специфику и организацию.

Слово «политическая» обращает на наше внимание на характер изучаемой нами системы. Оно дает определение, какую именно сферу человеческой жизни мы будем рассматривать. Ведь помимо политической сферы существуют и экономическая, духовная и социальная .

Политическая система как бы говорит, что она связана именно с политической жизнью общества, и не с какой иной более. В основе этой системы лежит политика, политическая власть, политические отношения. Политика — главный предмет функционирования политической системы.

В разные времена, разные политологи и ученые обращались к понятию политической системы. Так появился ряд теорий и концепций, отражающих их понимание этого понятия.

Т. Парсонс, считал, что общество взаимодействует в четырех сферах, соответственно, включает в себя четыре подсистемы: политическую, экономическую, духовную и социальную. Каждая из подсистем выполняет свои функции. Так экономическая подсистема направлена на реализацию потребностей людей в товарах и услугах. Социальная обеспечивает поддержание образа жизни, стабильность в обществе, передачу ценностей другим поколениям. Политическая подсистема направлена на удовлетворение коллективных интересов, мобилизует ресурсы.

Духовная нацелена на интеграцию общества, сохранность солидарности между этими элементами.

Г. Алмонд представляет политическую систему и как возможность осуществлять преобразования в обществе для поддержании стабильности, и как совокупность зависимых друг от друга элементов.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм функционирования политической власти в обществе по поводу распределения ценностей. Такой подход позволил более детально определить место политики в жизни общества.

К. Дойч основатель кибернетической теории. Он рассматривал политическую систему как процесс управления человеческих усилий, направленных на достижение целей. В свою очередь система осуществляет формулировку, и корректировку курса осуществления общественных целей, путем расчета расстояния до цели и результатов предыдущих действий. Работоспособность политической системы зависела от поступающей информации о состоянии окружающего мира, а так же информации определяющей прогресс в реализации поставленных целей.

Таким образом, под политической системой можно понимать характерные взаимоотношения между обществом и государством. Важно учитывать то, что политическая система определяется, прежде всего, природой государства, будь то форма правления (страна президентского или парламентского типа), политический режим (демократизм, тоталитаризм, деспотизм), или же тип государства (республиканский или монархический).

Итак, политическая система — есть особенная система управления общественными процессами, структурные компоненты которой, органически взаимосвязаны друг с другом, и благодаря этому осуществляется влияние на все социальные группы, поддерживает порядок, опираясь на государственную поддержку .

2. Структура политической системы общества

Понятие системы предполагает наличие структурные элементов (компонентов), которые взаимообусловливают, и зависят друг друга. Любая система, будь то социальная политическая или экономическая регулируют отношения между своими элементами . Так, в зависимости от выполняемых функций можно выделить такие структурные компоненты, которые характеризуют различные стороны деятельности системы:

1. Институционный компонент, называющийся еще организационным. Он выражает внешние проявления политической системы общества, т.е. все входящие в него организации: государство, политические объединения, СМИ. Ядром политической системы и основным политическим институтом, сосредотачивающим максимальную силу и власть, выступает государство. Все эти институты корректируют общественные цели, направляют в нужное русло, тем самым осуществляя политическое развитие.

Институциональный компонент представляется самым важным, т. к. поддерживает стабильность политической системы, посредством нормативного воздействия на общество.

2. Регулятивный компонент является совокупностью правовых и политических норм, т.е. средствами регулирования взаимодействия относительно субъектов политической системы. Регулятивный компонент образуют нормы, выработанные государством, и направленные на контроль поведения людей в рамках дозволенности и запретов. Номы заключаются в праве, основном законе страны — Конституции, традициях. Так же базой можно считать и истоически сложившиеся обычай, принципы и убеждения, имеющие влияние на политическую систему.

3. Коммуникативный компонент представляет совокупность отношений, которые возникают при функционировании политической системы. В основном они возникают между субъектами по поводу осуществления политической власти. Базой этому компоненту служат каналы, по которым правительство может получать информацию — комиссии по расследованию, средства массовой информации, журналы, газеты, книги, Internet, т.е. все те средства, рассчитанные на огромную аудиторию, и которые используются ежедневно.

В основном этот компонент нацелен на завоевание, удержание, и поддерживание авторитета той или иной политической власти.

4. Идеологический компонент являет собой политическое сознание, которое господствует в данном обществе, при данной политической идеологии, системе взглядов, представлений, и идей. Данный компонент базируется на политических теориях, политических доктринах и политической культуре.

Этот структурный компонент лежит в основании политико — общественных институтов, политических норм, отношений в политической системе.

Таким образом, каждый из компонентов политической системы по- своему важен, так как все элементы находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Если взять любой из компонентов политической системы, можно увидеть, что каждый имеет структуру, способы выражения, а так же признаки внутренней и внешней организации.

3. Функции политической системы

Политическая система, как и любая другая имеет ряд специфических выполняемых функций. Функция — характеризует проявление свойств в определенной совокупности отношений, и направлена на поддержание работоспособности системы и поддержание ее в устойчивом состоянии .

Главной политической функцией является руководство иуправление человеческим обществом, которая осуществляется руководством государства. Он заключается в определении целей и путей общественного развития, а так же способах их реализации.

Регулятивная функция направлена на установление порядка и принятии правил политического поведения, а так же отношений между обществом и государством. Обычно данную функцию связывают и с системой ценностей, которые существуют, или буду привиты обществу. Они отражаются в представлениях, воззрениях и взглядах.

Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование человеческих, материальных и духовных ресурсов, с целью поддержания и развития политической власти. политический государство общество

Воспитательная функция заключается в интеллектуальном развитии личности, расширение политического и жизненного кругозора благодаря получению «свежих» политических знаний. Особое воспитательное воздействие оказывает политическая культура. Еще в детстве мы получает установки, которыми руководствуемся всю жизнь. Так и политические установки формируют устойчивый интерес граждан к политической жизни страны.

Функция легитимизации определяется достижением определенного уровня доверия политической власти, а так же соответствия реальной политической власти ожиданиям общества, и правовым нормам.

Таким образом, политическая система отражает состояние общества, его отношение к политике государства. Через политическую систему выражаются основные потребности социальных групп. А благодаря функциям государство способно реализовать потребности общества. Рассмотрев основные функции политической системы можно судить о ее механизмах взаимодействия с обществом. Именно с помощью функций проявляется активность политической системы.

Заключение

Итак, благодаря политической системы в обществе создаются предпосылки для нормального функционирования политической власти. Политическая система является основополагающей не только политической, но и социальной, экономической, духовной сфер общественной жизнедеятельности. Политическая система регулирует взаимоотношения общества и государства, а так же отдельных индивидов в политическом взаимодействии.

Основным регулятором политических отношений выступают нормы права. Они вырабатывались на протяжении всей правовой и политической практики государств. А каждое государство — это своя политическая система, обладающая своими специфическими чертами.

Сейчас политическая система представляется как соединение государства с другими социальными элементами, выполняющими сходные с политическими функции, т.к. политические и социальные функции тесно переплетены. Главной функцией политики в любом государстве является захват и удержание власти и властных полномочий партией или отдельной личностью.

Политическая система призвана обеспечивать активное проведение внутренней и внешней политики, а так же направлена на формирование и реализацию интересов отдельных групп, и общества в целом.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. — М.: Юриспруденция, 2000г.

2.

Гаджиев К.С. Введение в политологию. — М., 2008г.

3. Зеркин Д.П. «Основы политологии». — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. — М.: Наука, 1974г.

5. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997 г.

6. Муштук О.З., Политология. — М., 2003г.

7. Панарин А.С. «Политология». М., Проспект, 2009.

8. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. — М.: Центр, 1999г.

9. Попов П.Б. «Политология». — СПб. — Чита, 2007г.

10. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Политическая система общества и государство

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

  • Роль и место государства в политической системе общества

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

  • Структура и функции политической системы

    Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

  • Анализ политической системы общества

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

  • Государство — основной структурный элемент политической системы общества

    Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура, функции, типология политической системы общества, государство как ее основной структурный элемент. Элементы политической системы общества в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

  • Политическая система общества

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

  • Понятие политической системы общества

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

  • Политическая система общества

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

  • Политическая система общества, ее структура

    Характеристики политической системы. Эволюция политической системы. Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни. Виды политической системы. Структура политической системы. Политические нормы и политические традиции.

    реферат , добавлен 18.03.2004

  • Политическая культура и политическая система как общественные институты

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры.

    Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2013

Что представляет собой политическая система общества и каковы её основные функции.

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов у организаций, участвующих в политической жизни страны. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.

Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма. В зависимости от времени и места понятие “политическая система” имеет различное содержание, так как наиболее значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типам политической системы (президентская, парламентская), отношениям власти (партии, правительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:

1)обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Раскройте понятие политический режим и назовите его основные разновидности. От чего зависит их эволюция?

Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.

Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.

Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.

Характер политического режима зависит от следующих моментов:

— от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);

— степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

-процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

-состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.

Основные разновидности:

1. Тоталитаризм. Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм (как известно из истории, однако, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности) основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

2. Авторитаризм. Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

3. Демократия.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

4. Анархия. Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

5. Деспотический режим. Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных , абсолютных монархиях.

Что представляют собой два типа кризисов политической системы. Примеры.

Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода — от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и многих других ) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др., конфликтами.

Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы ( сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками ). Такой кризис связан с агонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему.

Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (норм собственности, экономических отношений и т.п. ) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ:

1. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ.

2. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР В ПЕРИОД 1985-1991 ГОДОВ (Кризис политической системы: необходимость компромисса).

К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере.

Главное – они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые – потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые — потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев. Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как в одном, так и в другом лагере.

Коммунисты-реформаторы в своих документах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "социалистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократическими партиями и движениями.

Их оппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея гражданского согласия путем приостановки действия идеи полного роспуска всех политических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально- демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак, и лидер либерально-демократической партии России В.В.Жириновский. Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись.

Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся власть — Советам!", реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. "Некомпетентные демократы"
кивали на "саботаж" со стороны прежней правящей касты — аппарата
исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже.
Политический кризис конца 1990 года — результат не столько некомпетентности
или саботажа, сколько отжившего типа государственности.

3. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.



Структура и функционирование политической системы общества подчинены ее целевому назначению, решению тех задач, ради решения которых она создана и действует. Основные направления деятельности политической системы образуют в своей совокупности ее функции, которые определяют структуру, институты и процесс действия системы.

Функции политической, как и любой другой системы не сводятся к простой суммы функций ее компонентов. Государство, партии и другие институты выполняют присущие им функции. Сама же политическая система имеет собственные функции, которые могут дифференцироваться и деталізуватись в деятельности ее подсистем и их элементов. Все функции системы тесно связаны между собой и в определенной степени накладываются друг на друга.

В отношении общества в целом политическая система выступает как управленческая система. Общее ее назначение состоит в руководстве обществом и управлении общественными делами. Управленческая деятельность осуществляется как специализированными государственными органами, учреждениями и по — садовыми лицами, так и негосударственными политическими институтами. Конкретизируя это общее назначение политической системы, ученые выделяют ее разнообразные функции, выражая при этом различные точки зрения относительно количества и содержания этих функций, что, в конце концов, предопределяется масштабностью и многообразием проявлений действий политической системы.

Исходя из назначения политической системы в целом и ее основных подсистем, обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие основные функции политической системы: политическое целеполагания; властно-политическая интеграция общества; регулирование режима социально-политической деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Осуществляемое политической системой руководство обществом предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития, в котором и находит свое проявление функция политического целеполагания. Функция целеполагания имеет первостепенное значение для существования и развития любой общественной системы. Цель выступает как предполагаемый будущий состояние, к которому сознательно стремятся люди и их организации. Политическое целеполагания означает прежде всего определение собственно политических целей, которые касаются укрепления власти, политических институтов, развития демократии, социальных отношений и др. Оно включает и установления общих целей развития других сфер общественной жизни — экономической, социальной, духовной и т.д. Закрепление целей в политических документах партий, конституциях и законах означает предоставление им общего характера. Политическое целеполагания предусматривает и ранжирование целей в зависимости от их природы и реальных возможностей осуществления на стратегические и тактические, а также определение приоритетов в достижении различных целей.

Для обеспечения целостности и единства общества, стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы всех участников общественной жизни и противоречия, которые между ними возникают, добивалась оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе социальных общностей и их организаций. Политическая система, следовательно, призвана интегрировать различные общественные интересы и таким образом обеспечить целостность и единство общества, его мобилизацию на достижение общественно значимых целей. В этом находит свое проявление ее функция властно-политической интеграции общества.

Важное значение имеет регулятивная функция политической системы. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений и заключается в утверждении таких способов поведения и деятельности индивидов, групп, организаций, форм их взаимоотношений, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений. Осуществляется это на базе политических норм, которые внедряют идеалы и ценности, стимулы и мотивы общественного поведения, призванные помочь предотвращению и преодолению конфликтов и утверждению приемлемых общественных порядков. Регулятивная функция политической системы, следовательно, проявляется не только в создании особой подсистемы политических норм, но и в выработке таких стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественное приемлемой и разумного поведения.

Рядом с охарактеризованными основными функциями в научной литературе выделяются и некоторые другие функции политической системы. Это, в частности, мобилизационная функция, которая обеспечивает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и потребностями общественного развития, и дистрибутивная, направлена на распределение ресурсов и ценностей в обществе. К функций политической системы принадлежит также легитимизация, под которой понимают приведения реальной политической жизни в соответствие с официальных политических и правовых норм.

И каким бы широким ни был перечень функций политической системы, бесспорным следует признать то, что главными среди них есть политическое руководство обществом (целеполагание), интеграция общества и регулирования общественно-политических отношений. Другие функции в той или иной степени являются производными от них. Каждая функция политической системы условно будто распадается на підфункції, что выполняются политическими институтами, на взаимосвязаны и последовательные политические действия. Общие функции политической системы реализуются государством и его органами, партиями, общественными организациями.

3 учетом важнейших функций в сжатой форме политическая система общества может быть определена как интегрированная совокупность политических институтов, которая осуществляет властное руководство и управление обществом.

Закономерности функционирования политической системы происходит по определенным закономерностям. Одни из них носят общий характер и присущие любым системам, другие проявляют себя только в политических системах и имеют, соответственно, политический характер.

Общими закономерностями функционирования систем, в том числе политической, считаются закономерности равновесия и маятника. С одной стороны, политическая система находится в постоянном движении, в связи с изменениями внутренних и внешних факторов ее функционирования. С другой — для ее нормального функционирования необходима определенная уравновешенность всех под — систем. При наличии влияния на нее динамических факторов система стремится к достижению состояния оптимального равновесия, который бы обеспечивал нормальное выполнение системой ее функций.

Суть закономерности маятника состоит в том, что любая система, выведенная из состояния оптимального равновесия, непременно сначала переходит в свою противоположность.

Причем насколько значительным было отклонение системы в одну сторону, настолько значительным будет ее отклонения в противоположную. Действием этой закономерности можно в некоторой степени объяснить, например, то, что тоталитарный политический режим сначала меняется на свою противоположность — анархию и охлократию и лишь в дальнейшем происходит эволюция политической системы к подлинной демократии.

Наличие закономерности маятника предостерегает от резких изменений в политической системе, как и в обществе в целом.

В других закономерностей политической системы принадлежат ее самосохранения, корреляционная зависимость между компонентами системы и преображающее влияние системы на ее компоненты.

Любая социальная система, в том числе политическая, стремится к сохранению своего существования и борется со всеми силами, которые могут прекратить это существование. В стремлении политической системы к стабильного функционирования, сбалансированности заключается закономерность ее самосохранения, как проявление общего закона самосохранения систем.

Важной закономерностью, что характеризует политическую систему общества как разновидность целостной социальной системы, является корреляционная связь между ее компонентами, за которого изменения в одних из них обязательно вызывают изменения в других, а иногда и системы в целом. Так, изменения в нормативной основе политической системы отражаются на структуре и функционировании государства — ее главного элемента. Изменения государства, в свою очередь, непременно отражаются на характере нормативного регулирования других компонентов политической системы, а наиболее существенные из них могут повлиять на систему в целом.

Политическая система, как и любая другая, активно влияет на компоненты, которые ее составляют, и стремится превратить их в соответствии с собственной природы. В этом заключается еще одна закономерность функционирования политической системы общества как целостного социального организма.

Политической системе присущи и собственно политические зако — номірності — объективные отношения, которые складываются в процессе функционирования политической власти. Эти закономерности опосредуются человеческой деятельностью и в то же время существуют объективно, независимо от признания или отрицания их людьми. К закономерностей функционирования политической власти, в частности, относятся: содержанием и целью деятельности любого политического лидера является завоевание и удержание политической власти; отношения в системе политической власти определяют остальные отношений в политической системе общества; любая политическая власть (хотя бы какой была ее социальная природа и какими бы мотивами она оправдывала свои действия) имеет тенденцию к расширению своих полномочий и установление тотального контроля над обществом; политическая власть практически всегда и везде имеет политическую оппозицию (открытое или нелегальную) и др.

Наконец, существуют закономерности, характеризующие связи политической системы с экономической, социальной, духовной и другими системами.

Кроме закономерностей функционирования политической системы в целом, действуют также закономерности функционирования и развития ее отдельных элементов — государства, партий и т.п. Вопрос о закономерности, действующие в политической жизни общества, пока что является одним из наименее разработанных в политологии.


Назад  

Записи созданы 771

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх