1 5 от 20

Что такое индексация зарплаты

Под таким термином подразумевается повышение зарплаты из-за роста цен на товары и услуги. Такая гарантия установлена ст. 130, 134 ТК РФ. Процедура связана со снижением покупательной способности сотрудника: рост цен вынуждает его тратить больше, а размер зарплаты остается неизменным. Как результат — снижение уровня жизни. Чтобы этого избежать, законодатели придумали специальную меру — ежегодное повышение зарплаты на уровень инфляции. Государственная гарантия предоставляется всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора (Конституционный суд РФ, Определение от 19.11.2015 № 2618-О).

Основным нормативным актом, который регулирует порядок, является Трудовой кодекс:

  • ст. 22 определяет обязанностей работодателей;
  • ст. 46 — положения коллективного договора;
  • ст. 129 устанавливает состав элементов для пересчета;
  • ст. 130 говорит про социальные гарантии для сотрудников;
  • ст. 134 обязывает работодателей индексировать зарплату.

Кому и когда индексируют зарплату

Пересчитывают зарплату тем, кто трудится по трудовому договору. Трудовым законодательством не определен единый для всех алгоритм. Он различается в зависимости от:

  • источника поступления финансовых средств;
  • формы собственности (государственная или негосударственная).

Варианты алгоритмов:

Тип организации

Чем предусмотрен порядок пересчета

Государственные органы, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения

Трудовое законодательство, иные нормативные акты, включающие нормы права

Коммерческие структуры

Коллективный договор, соглашение, локальные нормативные или распорядительные акты

Индексация зарплаты бюджетникам в 2020 году

Определенная дата пересчета зарплат бюджетникам в 2020 году, равно как и единый для всех процент, на который должен увеличиться доход, отсутствует.

Поясним, что бюджетников делят на 2 группы:

  • те, кому ЗП повышается на условиях «майских указов» Президента РФ: врачи, медики, учителя, преподаватели вузов, научные работники, сотрудники культуры и т. д.;
  • те, кого не включили в «майские указы»: госслужащие, судьи, прокуроры, военные и приравненные к ним.

Повышение зарплаты для этих категорий отличается. Для первой группы доходы возрастут на 6% — такой прогнозный рост номинальной зарплаты содержится в информации правительства. Изменение произойдет с 01.09.2019. Для второй категории зарплаты должны вырасти с 01.10.2019 на 4,3% — такая величина считается официальной цифрой инфляцией по итогам 2018 года. Увеличение зарплат на этот процент — минимальная обязанность государства.

Обязательно ли разрабатывать положение

Оформление отличается для организаций в зависимости от формы собственности.

Бюджетникам разрабатывать положение об индексации зарплаты необязательно. Это объясняется тем, что ст. 134 ТК РФ предусматривает для государственных и муниципальных органов и учреждений проведение процедуры по тому алгоритму, который установлен для них трудовым законодательством и другими актами, в которые включены трудовые нормы.

Работодатели негосударственного сектора обязаны прописать алгоритм в коллективном договоре, соглашении и локальном акте. Глава 7 ТК РФ определяет, что правила пересчета зарплаты содержатся в колдоговоре. При его отсутствии можно утвердить отдельный локальный акт, включив в него нужные нормы.

Как оформить положение

Индексация зарплаты в положении об оплате труда должна быть оговорена с учетом ряда позиций. Положение должно содержать порядок подсчета сумм и установления коэффициентов. Ориентиром может быть:

  • индекс потребительских цен (сведения размещаются на сайте Росстата РФ);
  • уровень инфляции (определяется ежегодно в федеральных и областных законах);
  • величина МРОТ для лиц, способных к труду (определяет Правительство РФ и региональный законодатель).

Образец положения о порядке индексации заработной платы включает информацию о периоде, сроках процедуры и других условиях, включая:

  • фиксацию конкретных видов выплат, подлежащих пересчету;
  • наличие формулы для подсчета и правил установления коэффициента;
  • определение периода, с начала которого новые оклады подлежат применению;
  • список документов, которые могут отражать результаты повышения зарплаты (штатное расписание, трудовые соглашения и т. п.);
  • определение ответственных за реализацию процедуры лиц;
  • установление алгоритма согласования документа с профсоюзом.

Разработав положение, руководитель подписывает локальный акт о его утверждении и вводе в действие.

По факту издания положения о повышении зарплаты с ним следует ознакомить всех сотрудников. Для этого предусмотрите в положении специальный блок, где работники будут ставить подпись.

Образец положения об индексации зарплаты

Положение принято на 2020-2021 годы.

Положение действует с 01.06.2019 по 31.05.2021.

Утверждено приказом № _ от 31.05.2019

Вид отрасли: ____________, код ОКВЭД _____

Право собственности: _____________________

Численность работающих: _____________ чел.

В том числе женщин __________________ чел.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Индексация заработной платы (далее по тексту — «индексация») направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Аллюр» (далее по тексту — «Работодатель»), ее покупательной способности в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

1.2. Настоящее Положение о порядке индексации заработной платы (далее по тексту — «Положение») составлено и вводится в действие в соответствии с нормами Трудового кодекса (далее по тексту — «ТК») Российской Федерации (далее по тексту — «РФ»), иными нормативными правовыми актами РФ.

1.3. Представителями работников в целях настоящего Положения являются лица, избранные трудовым коллективом для заключения коллективного договора.

2. ОСНОВАНИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Пересчету подлежит заработная плата работников по трудовым договорам, включающая в себя оплату труда за выполненную работу согласно установленным окладам, причем вначале индексируется базовая месячная тарифная ставка (далее по тексту — «БМТС») работника первого квалификационного уровня (работника наименьшей категории). Зарплата, производная от БМТС, индексируется в установленном порядке ее начисления. Заплата, начисляемая вне зависимости от БМТС, индексируется от ее исходного размера, действовавшего на момент пересчета.

2.2. Пересчет зарплаты проводится не реже одного раза в год исходя из коэффициента, равного индексу потребительских цен (далее по тексту — «ИПЦ»), определяемого Федеральной службой государственной статистики РФ (далее по тексту — «Росстат РФ») на основании статистических данных.

2.3. Величина определяется в соответствии с изменением индекса потребительских цен за соответствующий год, опубликованного на официальном сайте Росстата РФ, и определяется по формуле:

∑и = ЗП × ИПЦ / 100, где:

  • ∑и — сумма индексации, руб.;
  • ЗП — сумма заработной платы, руб.;
  • ИПЦ — индекс потребительских цен за год, %.

2.4. Размер индексации утверждается локальным нормативным актом (приказом) не позднее последнего календарного дня года, предшествующего году пересчета, и вступает в силу с 1 января следующего года.

2.5. Пересчет зарплаты проводится также в случаях, когда действующим законодательством вводятся изменения величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), в иных аналогичных случаях. При этом размер повышения определяется только по одному из действующих в году ее проведения оснований — с показателем наибольшего изменения.

2.6. Индексация зарплаты проводится Работодателем с учетом мотивированного мнения представителей работников в сроки, предусмотренные трудовым законодательством.

2.7. Задержка приравнивается к задержке заработной платы.

3. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕПРОВЕДЕНИЯ

3.1. Пересчету не подлежат доплаты, надбавки, премии, компенсации, социальные пособия, заработок, сохраняемый за уволенным работником на период трудоустройства, а также суммы материальной помощи, выплачиваемые работникам.

3.2. Индексация не проводится в следующих случаях:

3.2.1. при возникновении у Работодателя признаков несостоятельности (банкротства);

3.2.2. при реорганизации или ликвидации Работодателя;

3.2.3. при наличии финансово-экономических проблем у Работодателя, в том числе отсутствии средств на индексацию.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

4.1. В срок не позднее десяти рабочих дней до момента утверждения локального нормативного акта, упомянутого в пункте 2.4 настоящего Положения, бухгалтерская служба (в лице главного бухгалтера) и кадровая служба (в лице начальника отдела управления персоналом) определяют наличие или отсутствие причин для индексации и передают свое мотивированное предложение Работодателю. В случае проведения индексации также предоставляются необходимые данные и обоснованный расчет показателей индексации.

4.2. Работодатель рассматривает поступившую информацию и выносит проект локального нормативного акта об индексации или о ее непроведении на обсуждение представителей работников.

4.3. Представители работников в течение пяти рабочих дней рассматривают указанный проект локального нормативного акта и, с учетом мнения работников, составляют обоснованное заключение, которое передается Работодателю.

4.4. Работодатель, с учетом обоснованного мнения представителей работников, утверждает локальный нормативный акт об индексации или о ее непроведении.

4.5. Утвержденный локальный нормативный акт об индексации, в случае ее проведения, является основанием для внесения изменений в следующие локальные нормативные акты:

4.5.1. штатное расписание (с учетом измененных окладов);

4.5.2. трудовые договоры (дополнительные соглашения в связи с изменением окладов).

4.6. Начисление должностных окладов, зарплаты, производной или не зависящей от БМТС, иных подлежащих индексированию оплат, производится в проиндексированном виде с 1 января по 31 декабря каждого года, в котором проводилась индексация.

5. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Изменения и(или) дополнения вносятся в настоящее Положение в порядке, установленном локальными нормативными актами Работодателя.

С Положением о порядке индексации заработной платы ознакомлен:

___________________________ _________________ » » ___________ 20__ г.

___________________________ _________________ » » ___________ 20__ г.

___________________________ _________________ » » ___________ 20__ г.

Скачать

Ответственность работодателя

Отсутствие в негосударственных организациях документа оценивается как нарушение ст. 134 ТК РФ.

Наказание возможно, когда порядок индексации определен в локальном документе, например колдоговоре, а по факту пересчет зарплат не сделали. Это нарушение ст. 22, 136 ТК РФ (Письмо Минтруда РФ от 26.12.2017 № 14-3/В-1135). Последует наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае повтора — ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Нарушая трудовое законодательство, например не разработав положение, работодатель получит предупреждение или наказание в виде штрафа:

Должностное лицо

Юрлицо

ИП

Первое нарушение

1000-5000 руб.

30 000-50 000 руб.

1000-5000 руб.

Повторное нарушение

10 000-20 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет

50 000-70 000 руб.

10 000-20 000 руб.

Перейти к карте

Трудовая инспекция — это Роструд и его территориальные филиалы, контролирующие на федеральном уровне исполнение и соблюдение работодателями законов о труде на территории РФ. Данная статья описывает какие вопросы решает инспекция по защите труда в Хабаровске (Хабаровский край), какие у нее функции, как обратиться в такую государственную структуру и каковы сроки рассмотрения трудовых споров.

Функции трудовой инспекции РФ

Основные функции и полномочия трудовой инспекции:

  • осуществление контроля за соблюдением работодателем законов о труде;
  • обеспечение защиты трудовых прав и свобод россиян, а также профсоюзов;
  • снабжение работников и работодателей актуальными данными о самых эффективных приемах соблюдения законов о труде;
  • уведомление надлежащих государственных органов о возможных нарушениях и злоупотреблениях, не попадающих под действие трудового законодательства;
  • оценка травматизма, разбор и учет аварийных ситуаций на предприятиях;
  • прием претензий и заявлений от россиян о несоблюдениях по отношению к ним трудового законодательства.

Инспекция по труду рассматривает задачи в связке с иными законодательными органами: исполнительными, правоохранительными, органами местного самоуправления и судами. Таким образом данная организация может запрашивать и вовремя получать в таких инстанциях необходимую для качественного выполнения возложенных задач информацию.

Контакты и режим работы инспекции по труду в Хабаровске (Хабаровский край)

Адреса, время работы, а также телефоны филиалов и другие контактные данные можно увидеть в списке ниже. Здесь же есть и бесплатный телефон горячей линии инспекции по труду для Хабаровска (Хабаровский край), куда может позвонить каждый человек и получить исчерпывающие ответы на интересующие вопросы.

Эту же информацию можно получить, посетив официальный сайт инспекции по труду в Хабаровске (Хабаровский край).

Найти где находится трудовая инспекция в Хабаровске (Хабаровский край) также можно на карте.

Выбрав требуемое подразделение в таблице или на карте, можно записаться на прием онлайн, что избавит от ожидания в томительных очередях. Следует помнить, что при записи в отделение, сперва нужно выбрать Хабаровский край.

Порядок обращения в трудовую инспекцию

Обратиться в данное учреждение может любой гражданин России, группа граждан или профсоюз работников в том случае, если по отношению к ним имело место нарушение законов о труде.

Жаловаться можно на работодателя в таких обстоятельствах:

  • противозаконное увольнение;
  • невыплата премии или надбавок;
  • невыплата заработной платы;
  • задерживание заработной платы;
  • нарушение или изменение условий работы;
  • отказ в положенном отпуске и т.п.

Срок подачи заявления при обращении в такую государственную организацию установлен федеральным законом о государственной инспекции труда и длится 3 месяца с того момента, как работник узнал о том, что его трудовые права были нарушены. При этом следует учесть, что, если при противозаконном увольнении работнику необходимо восстановиться на рабочем месте, то подавать заявление желательно как можно быстрее.

Теперь подробно остановимся на том, как можно подать жалобу в государственную инспекцию по труду, а также вероятные сроки рассмотрения заявлений.

Варианты подачи заявления

Подать претензию в трудовую инспекцию можно тремя методами:

  • лично зайти в учреждение с набором необходимых документов и там написать заявление;
  • написать заказное письмо в инспекцию с уведомлением, куда нужно приложить оригиналы необходимых документов, но здесь существуют риски, что документы могут потеряться при пересылке;
  • направить заявление онлайн.

В последнем методе тоже понадобится пакет документов, которые нужно будет отсканировать, добавить к написанному заявлению и послать в организацию. Сделать это можно на официальной странице трудовой инспекции. Все что, нужно — это выбрать подходящую проблему из списка на сайте, затем авторизоваться в системе с помощью аккаунта ЕСИА и следовать дальнейшим инструкциям. Найти пример претензии в трудовую инспекцию можно на официальном сайте трудовой инспекции или воспользовавшись кнопкой ниже.

Обращаясь в такую организацию, надо знать о том, что анонимно подать жалобу не получится, потому что такие заявки просто не рассматриваются. Поэтому при составлении заявления, как в обычном виде, так и через интернет, следует в обязательном порядке указывать подлинные личные данные. В самом заявлении, если необходимо, можно попросить о том, что такие сведения не следует разглашать другой стороне.

О том как грамотно подать заявление можно бесплатно узнать у нашего бесплатного юриста-консультанта.

Также получить консультацию о такой услуге можно на сайте Госуслуги. Однако не нужно путать это обращение с подачей жалобы в трудовую инспекцию.

Время рассмотрения жалобы

Претензии, поданные в трудовым спорам, рассматриваются в течение 30 дней. Отсчет начинается со дня подачи заявки. Иногда срок можно продлить еще на 30 дней, о чем работники учреждения обязаны в письменной форме уведомить заявителя.

Текст статьи 134 ТК РФ в новой редакции.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 134 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения — в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.

§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).

§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Следующий комментарий к статье 134 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 134 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Изучая образец заполнения типового трудового договора, кадровый работник натолкнулся на условие об индексации зарплаты. Но как заполнить этот раздел, если ежегодная индексация на предприятии не производится? И ведь так повсеместно. В лучшем случае, рост заработка сотрудников происходит путем увеличения окладов, которое имеет место время от времени. Давайте разбираться в этой проблеме.

Индексация заработной платы в 2019 году

Сразу скажем, что по закону зарплату работников из-за роста потребительских цен на товары и услуги индексировать нужно (ст. 134 ТК РФ). Такая гарантия им установлена для повышения уровня реального содержания зарплаты. Ведь не секрет, что год от года трудовые доходы обесцениваются из-за инфляции.

Причем индексация зарплаты – это не право организации, а ее обязанность, установленная законодательством (ст. 130, 134 ТК РФ).

Руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности, если он игнорирует требования трудового законодательства в части индексации заработков сотрудников.

Однако на практике единый порядок проведения индексации з/п для коммерческих организаций не разработан. То есть порядок увеличения доходов работников должны устанавливать сами организации, учитывая специфику своей деятельности (определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2618-О).

А по мнению чиновников Роструда, вследствие того, что индексация зарплаты – обязанность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя), то ему следует внести соответствующие изменения в свои внутренние нормативные акты. Например, в коллективный договор или положение об оплате труда, действующие в организации (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1).

К сведению

Законодатели не оставляют попыток разработать единый порядок индексации зарплат в коммерческих организациях. Так, в середине 2016 года в Госдуму был внесён законопроект № 1119655-6. Он предусматривал обязательную ежегодную индексацию зарплаты с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума, а также роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем регионе. Однако в конце сентября 2017 года он был отклонён и в итоге не рассмотрен.

Типовой трудовой договор: условие об индексации

Напомним, что с 2017 года действует типовой трудовой договор, разработанный специально для микропредприятий. Использование этого формуляра позволяет малым фирмам (ООО, предпринимателю) отказаться от использования локальных трудовых актов. Ведь типовая форма предусматривает основной набор условий и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Помимо прочего, в этом типовом трудовом договоре есть условие об индексации заработной платы работника. Это пункт 15 «Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы устанавливается…».

Если уровень реального содержания зарплаты повышается путем её увеличения, то запись в данном пункте типового договора будет выглядеть так:

без названия

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 30 октября 2019 года N ДПР-20-3/1-2/18

В рамках исполнения возложенных на Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее — Департамент) функций по разъяснению Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», сообщается.

При определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), а также при определении начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями города Москвы и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля города Москвы превышает 50 процентов, государственными автономными и бюджетными учреждениями города Москвы, а также дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам (далее — НМЦД), за исключением определения НМЦК(Д) при осуществлении закупок по объектам капитального строительства, заказчикам города Москвы рекомендовано использовать метод анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, заключенных по итогам осуществления закупок.

Формирование НМЦК(Д) методом анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, необходимо осуществлять в следующем порядке.

1. При формировании НМЦК(Д) в 2019 году по закупкам на 2019-2022 годы необходимо использовать цены контрактов, заключенных в 2017-2019 годах:

— при использовании цен контрактов 2017 года начисляется инфляция 2018 года в размере 1/2 отчета ИПЦ в среднем за год в городе Москве (3,5%) — 1,75%, далее следует учитывать показатели инфляционного изменения в 2019-2022 годы (таблица 1);

— при использовании цен контрактов 2018 года инфляция 2018 года не учитывается, далее следует учитывать показатели инфляционного изменения в 2019-2022 годы (таблица 1).

2. При формировании НМЦК(Д) в 2020 году по закупкам на 2020-2022 годы необходимо использовать цены контрактов, заключенных в 2018-2020 годах:

— при использовании цен контрактов 2018 года начисляется инфляция 2019 года в размере 1/2 оценки ИПЦ в среднем за год в городе Москве (4,6%) — 2,3%, далее следует учитывать показатели инфляционного изменения в 2020-2022 годы (таблица 1);

— при использовании цен контрактов 2019 года инфляция 2019 года не учитывается, далее следует учитывать показатели инфляционного изменения в 2020-2022 годы (таблица 1).

Таблица 1. Показатели инфляционного изменения в 2019-2022 годы

Таблица 1

N
п/п

Виды закупок

Инфляция для определения НМЦК(Д), (исходя из прогнозного ИПЦ в городе Москве в среднем за год на 2019-2022 годы:
2019 год — 4,6%,
2020 год — 3,7%,
2021 год — 3,7%,
2022 год — 3,7%)

Продовольственные товары, лекарственные средства и расходные медицинские материалы для нужд здравоохранения и социальной сферы

3/4 прогнозного ИПЦ
2019 год — 3,45%,
2020 год — 2,775%,
2021 год — 2,775%,
2022 год — 2,775%

Все закупки (в т.ч. по контрактам на оказание услуг аренды помещений и иных объектов недвижимого имущества) кроме закупок продовольственных товаров, лекарственных средств и расходных медицинских материалов для нужд здравоохранения и социальной сферы

1/2 прогнозного ИПЦ
2019 год — 2,3%,
2020 год — 1,85%,
2021 год — 1,85%,
2022 год — 1,85%

При закупках со сроком окончания поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (в т.ч. по контрактам на оказание услуг аренды помещений и иных объектов недвижимого имущества) в первом полугодии 2020 г.

Инфляция в соответствии с пп.1.1 и 1.2 таблицы 1 не применяется

При закупках со сроком поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (в т.ч. по контрактам на оказание услуг аренды помещений и иных объектов недвижимого имущества) более 6 месяцев (срок окончания поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг — после первого полугодия 2020 года)

Применяется инфляция в соответствии с пп.1.1 и 1.2 таблицы 1, с учетом срока поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

В случае использования заказчиком других методов формирования НМЦК(Д), обосновывающие расчеты выполняются с учетом указанной в настоящем письме прогнозной инфляции на 2019-2022 годы.

Вышеизложенные требования не относятся к определению НМЦК(Д) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства. Прогнозные коэффициенты инфляции и обобщенные индексы изменения (инфляции) стоимости строительства утверждаются Департаментом на соответствующий период и публикуются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Первый заместитель
руководителя Департамента
экономической политики и
развития города Москвы
А.Э.Сибрин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Мэра и
Правительства Москвы

по состоянию на 11.11.2019

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх