100 ЖК РФ

О том, как не быть выселенным из служебного жилого помещения, и что для этого нужно сделать – сейчас такие вопросы задаются мне постоянно. Министерство обороны РФ продолжает методично предъявлять иски о выселении к гражданам, которые волей обстоятельств в различные периоды стали нанимателями служебных квартир.
В основном, кандидатами на выселение по этой категории дел, становятся:

  • бывшие работники гражданского персонала МО РФ, которым служебное жилье предоставлялось на период работы в войсковых частях и организациях МО РФ;
  • бывшие военнослужащие, уволенные с военной службы не по «льготным основаниям», т.е. не по предельному возрасту, болезни, или организационно-штатным мероприятиям (ОШМ), у которых на момент увольнения выслуга лет составляла 20 и более лет,
  • военнослужащие, уволенные по льготным основаниям, но у которых выслуга лет составляет менее 10 лет;
  • бывшие члены семей военнослужащих, которые остались проживать в служебном жилье после расторжения брака;
  • работники гражданского персонала, как находящиеся в трудовых отношениях с МО РФ, так и уволенные, но которым служебное жилье было предоставлено не в установленном законом порядке (например, по решению командования с согласия жилищных органов).

Сюда можно добавить и военнослужащих, которые при наличии служебного жилого помещения приобрели право пользования или право собственности на другие жилые помещения по месту нахождения служебной жилплощади.
Но если с выселением граждан, указанных в последних пунктах, у подателей исков проблем в суде почти не возникает, то с другими категориями бывает сложнее. До определенного момента в большинстве случаев суды отказывали в удовлетворении иска.
Но сегодня, анализирую итоги прошедшего года, с сожалением отмечаю, что в делах о выселении из служебного жилья наметился прорыв, и он — не в пользу граждан.
За прошедший год Верховным судом РФ приняты решения, в которых успешно преодолены (другого слова просто не подберу) два классических основания к отказу в исках о выселении из служебного жилья. Принятие подобных решений уж точно поможет МО РФ выполнить программу по обеспечению военнослужащих служебным жильем, о которой я упоминал в этой публикации. Но сколько при этом граждан будет фактически выставлено на улицу?
Теперь о самих решениях.
1. Одним из оснований в отказе в удовлетворении требований о выселении из служебного жилья являлся пропуск истцом срока исковой давности, который применялся по заявлению ответчика. При наличии такого основания суды однозначно отказывали в иске, даже не исследуя другие доказательства, которые также могли привести к отказу в иске.
При этом суды ссылались на п. 9 Постановления пленума Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».
«Если к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности «(ст. 196 ГК РФ)Таким образом, при возникновении спора необходимо было выяснить, как гражданин получал квартиру, (выдавался ли ордер, заключался ли договор найма служебного жилого помещения) и дату, когда трудовые отношения с организацией, предоставившей жилье, прекратились. Если после увольнения прошло более трех лет, то можно было смело заявлять о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд.

При этом, исходя из содержания ст. 103 ЖК РФ, предполагалось, что начало течения срока исковой давности начинается со дня увольнения работника. Права собственника служебного жилого помещения считались нарушенными именно со дня прекращения трудовых отношений с работником, поскольку, «с указанного момента договор найма служебного жилого помещения считается прекращенным, а у наймодателя появляется право требования выселения ответчика и членов его семьи из незаконно занимаемой квартиры».
Подобная трактовка оставалась неизменной до 16.09.2016 года, когда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в своем определении от 02.08.2016 № 56-КГ16-10, (а в дальнейшем, и в других своих определениях, например: от 09.08.2016 № 56-КГ16-13, от 04.10.2016 № 56-КГ16-17) признала отказ в иске исключительно по мотивам пропуска срока исковой давности не соответствующим закону.
Свое решение Судебная коллегия ВС РФ мотивировала следующим:
«В соответствии с ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо … или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений …, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 и ч.2 ст. 103 ЖК РФСледовательно,
«прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника». Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
А так как возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, договор найма служебного жилого помещения не прекращает своего действия, поэтому оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения гражданина, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, у суда не имеется».
Подобных решений Верховным судом вынесено уже достаточно. Это свидетельствует о том, что практика по данному вопросу ВС РФ сформирована и изменений ждать не следует.
Последствия этих решений, думаю, очевидны. Возможности по выселению граждан у чиновников МО РФ, а также у других наймодателей служебного жилья вырастают многократно, у ответчиков – нанимателей служебных квартир, соответственно, уменьшаются.
2. Другое решение, вносящее принципиально новый подход в судебную практику по выселению из служебного жилья — это определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26.01.2016 № 41-КГ15-32 по аналогичному гражданскому спору о выселении.
Жилищный кодекс РФ допускает использование жилого помещения в качестве специализированного только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. (ч.2 ст. 92 ЖК РФ). Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. До 2005 года служебными жилые помещения становились по решению органа местного самоуправления.
Поэтому, при споре о выселении ответчиком подавался встречный иск, (в описываемом случае – отдельно), например, о признании права собственности на квартиру, или о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Суд в случае выявления нарушений порядка отнесения удовлетворял заявленные требования.
Однако и этот, казалось бы, «железобетонный» аргумент, также был успешно преодолен Верховным судом.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 41-КГ15-32
Гражданка М. обратилась в суд с встречным иском к Министерству обороны РФ о признании за ней права собственности на спорную квартиру, ссылаясь на то, что данное жилое помещение в установленном порядке не признано служебным, а использование его допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду в установленном порядке. «Отказывая МО РФ в удовлетворении иска, суды исходили из того, что истцом нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к категории служебных, что исключает возможность применения при разрешении спора правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в связи с использованием служебного жилого помещения. Поэтому спорная квартира фактически предоставлена по договору социального найма».
«В то же время «каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит». Оспорить служебный статус квартиры теперь исключительно по данному основанию не предоставляется возможным. В действующем законодательстве отсутствует ответственность за нарушение порядка отнесения жилого помещения в категорию «служебная».
Даже если суд первой инстанции откажет в иске, у представителей МО РФ всегда есть возможность обжаловать данное решение вплоть до Верховного суда РФ, чем они в настоящее время занимаются весьма успешно.
К счастью, арсенал защиты от выселения еще не опустел полностью. Способы защиты и другие возможные варианты поведения в ситуации, когда гражданина пытаются выселить из служебной квартиры — тема следующей публикации.
Добавлено: 19:56 09.06.2017

В настоящее время позиция Верховного Суда РФ, касающаяся применения срока исковой давности к отношения по выселению из служебного жилого помещения, официально подтверждена. В п. 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017)», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, в разделе «Разрешение споров, связанных с жилищными отношениями» как раз описывается такая же ситуация, как и изложенная в статье. И теперь суды имеют все основания ссылаться на этот пункт постановления Пленума ВС РФ в обоснование принятого решения.

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
(Утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года)
(в ред. Указов ПВС РСФСР от 18.01.85, от 29.08.86,
Закона РСФСР от 07.07.87, Указов ПВС РСФСР от 18.11.88,
от 19.12.88, от 22.06.89, Закона РСФСР от 06.07.91 N 1552-1)
(с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 25.04.1995 N 3-П, от 23.06.1995 N 8-П)
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.
Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства.
Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище.
Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.
Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.. Право граждан РСФСР на жилище

Статья 2.. Задачи жилищного законодательства РСФСР

Статья 3.. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР

Статья 4.. Жилищный фонд

Статья 5.. Виды жилищного фонда

Статья 6.. Государственный жилищный фонд

Статья 7.. Назначение жилых домов и жилых помещений

Статья 8.. Исключение из жилищного фонда жилых домов и

Статья 9.. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые

Статья 10.. Жилищные права и обязанности граждан

Статья 11.. Компетенция Союза ССР в области регулирования

Статья 12.. Компетенция РСФСР в области регулирования

Статья 13.. Компетенция автономных советских социалистических

Статья 14.. Полномочия краевых, областных Советов народных

Статья 15.. Полномочия районных, городских, районных в городе,

Статья 16.. Государственное управление в области использования

Статья 17.. Органы, осуществляющие управление государственным

Статья 18.. Участие общественных организаций, трудовых коллективов

Статья 19.. Участие домовых комитетов и других органов общественной

Статья 20.. Общественный контроль за обеспечением

Статья 21.. Учет предложений общественных организаций,

Статья 22.. Жилищно-эксплуатационные организации

Статья 23.. Передача застройщиками исполнительным комитетам местных

Статья 24.. Распределение жилой площади в домах, построенных за

Статья 25.. Государственный учет жилищного фонда

Статья 26.. Государственный контроль за использованием и

Статья 27.. Органы, осуществляющие государственный контроль за

Статья 28.. Право граждан на получение жилого

Статья 29.. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении

Статья 30.. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 31.. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении

Статья 32.. Сохранение за гражданами права состоять на учете

Статья 33.. Очередность предоставления гражданам

Статья 34.. Перенесение очередности на получение

Статья 35.. Контроль за состоянием учета на предприятиях,

Статья 36.. Первоочередное предоставление жилых

Статья 37.. Внеочередное предоставление жилых

Статья 38.. Норма жилой площади

Статья 39.. Право на дополнительную жилую

Статья 40.. Требования, предъявляемые к жилым

Статья 41.. Учет интересов граждан при предоставлении жилых

Статья 41.1.. Особенности обеспечения граждан жилыми помещениями

Статья 42.. Порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного

Статья 43.. Порядок предоставления жилых помещений в домах

Статья 44.. Порядок предоставления жилых помещений в домах

Статья 45.. Заселение жилых помещений в домах, переданных

Статья 46.. Заселение освободившихся в квартире

Статья 47.. Ордер на жилое помещение

Статья 48.. Основания и порядок признания ордера

Статья 49.. Правила учета граждан, нуждающихся в

Статья 49.1.. Приобретение гражданами жилых

Статья 49.2.. Владение, пользование и распоряжение

Статья 49.3.. Обеспечение жилыми помещениями граждан,

Статья 50.. Пользование жилыми помещениями

Статья 51.. Договор найма жилого помещения.

Статья 52.. Предмет договора найма жилого помещения

Статья 53.. Права и обязанности членов семьи нанимателя

Статья 54.. Право нанимателя на вселение других граждан

Статья 54.1.. Приобретение гражданами занимаемых ими

Статья 55.. Плата за пользованием жилым помещением

Статья 56.. Срок внесения квартирной платы

Статья 57.. Плата за коммунальные услуги

Статья 58.. Льготы по квартирной плате и плате

Статья 59.. Бесплатное пользование жилым помещением с отоплением

Статья 60.. Сохранение жилого помещения за временно

Статья 61.. Порядок признания лица утратившим

Статья 62.. Бронирование жилого помещения

Статья 63.. Оформление бронирования жилого

Статья 64.. Пользование забронированным жилым

Статья 65.. Выселение из забронированного жилого

Статья 66.. Права и обязанности временно

Статья 67.. Обмен жилыми помещениями

Статья 68.. Обмен жилого помещения при

Статья 69.. Обмен жилых помещений в домах предприятий,

Статья 70.. Обмен жилой площади членом семьи нанимателя

Статья 71.. Оформление обмена жилых помещений

Статья 72.. Порядок обмена жилых помещений

Статья 73.. Условия, при которых обмен жилого

Статья 75.. Право нанимателя на предоставление ему жилого

Статья 76.. Поднаем жилого помещения

Статья 77.. Условия, при которых сдача жилого

Статья 78.. Плата за пользование жилым помещением

Статья 79.. Изъятие жилой площади, используемой

Когда истец выигрывает дело о выписке и выселении ответчика, это не означает, что проигравшего гражданина можно просто так выставить за дверь. Подобные действия со стороны собственника или другого заинтересованного лица могут стать причиной привлечения их к уголовной ответственности за самоуправство (ст.330 УК РФ). Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать процедуру выдворения из помещения, предусмотренную законом.

Процедура принудительной выписки из жилого помещения

Принудительная выписка проводится только по решению суда. Другие варианты не предусмотрены и считаются незаконными. Поэтому заинтересованному лицу предстоит:

  1. Собрать доказательства, подтверждающие законность и достаточность оснований для снятия с регистрации.
  2. Составить и направить иск в суд, отстоять позицию в суде.
  3. Получить решение суда о выселении и исполнительный лист.

Имея документы на руках, истец может действовать по двум вариантам:

  1. Предложить ответчику добровольно выполнить действие, предписанное в судебном акте.
  2. Направить исполнительный лист в Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

Допускается и комбинированный вариант: вначале ответчику предлагается добровольно выполнить действие, предписанное в судебном акте. В случае его отказа документ направляется в ФССП. Срок действия листа – 3 года с момента его выдачи.

Несмотря на ограничение исполнительного листа по времени, судебное решение не имеет срока давности.

Процедура принудительной выписки из жилого помещения выполняется в несколько этапов, а именно:

  1. Инициируется исполнительное производство на основании решения суда о выселении.
  2. Жильцу предоставляется срок для добровольной выписки и покидания места пребывания.
  3. Направляется постановление в Федеральную миграционную службу (ФМС) для принудительного снятия с регистрации.
  4. Принимаются меры для взыскания сбора за отказ в покидании помещения в добровольном порядке.
  5. Согласовываются действия пристава, полиции и ответчика о дате выселения.
  6. В назначенный срок проводится выдворение из жилья в принудительном порядке, составляется акт.
  7. Взыскивается сбор.

На тему составления искового заявления о выписке из квартиры подготовлен специальный материал — советуем ознакомиться.

Порядок исполнения акта судебного органа

Получив исполнительный лист, ФССП в течение 3 дней расписывает ему кому-либо из судебных приставов. У него есть еще 3 дня для выдачи постановления, которым инициируется производство. Он может принять решение о его возбуждении или отказать в этом. В первом случае выносится постановление, в котором указываются:

  1. Реквизиты судебного акта.
  2. Сведения о должнике и взыскателе (паспортные данные).
  3. Время, которое предоставляется для добровольного исполнения судебного решения, как правило, 5 дней, отсчитывается с момента вручения копии постановления.

Действия приставов

После вынесения постановления его копия направляется ответчику почтовым сообщением или вручается ему по месту жительства. Еще один вариант – вызов его в ФССП, где под роспись уведомляется о принятом приставом решении. Если в исполнительном листе кроме выселения с ответчика необходимо взыскать какую-либо сумму (задолженность по кредиту, коммунальным услугам и т.п.), тогда пристав:

  1. Принимает меры по розыску имущества и активов должника.
  2. Инициирует их арест.
  3. Организует взыскание на них.

После принудительного снятия с регистрации назначается день выселения. Ответчик предварительно уведомляется, но процедура может проводиться и без этого. Она осуществляется с участием пристава, ответчика и истца, двух понятых, сотрудника полиции. Все действия фиксируются в акте. В этот документ вносятся следующие сведения:

  1. Должность, фамилия, имя и отчество судебного пристава.
  2. Информация об исполнительном производстве: место проведения выселения, реквизиты листа.
  3. Паспортные данные присутствующих, включая понятых.
  4. Опись имущества, а также данные ответственного за его хранение лица.

Акт подписывается всеми указанными в нем лицами: истцом, ответчиком, понятыми и приставом. Оформляется документ в трех экземплярах, по одному под роспись получает каждая из сторон. Если ответчик отказывается визировать акт, составляется еще один, в котором фиксируются такие заявления и действия.

Особенности отсрочки

Закон отводит на выселение два месяца. На практике процедура может затянуться на год. Причина в сильной загруженности приставов, отказа сторон в добровольном сотрудничестве, умышленные или неосторожные действия, направленные на срыв предусмотренных действий, описанных выше.

Судебный пристав может приостанавливать исполнительное производство. Соответственно продлевается и срок выдворения. Если отведенное на него время выходит, это не приводит к прекращению принудительного исполнения судебного акта.

Практика дел

Суд рассмотрел иск о признании действий пристава незаконными. По мнению заявителя, это выразилось:

  • В отказе вынесения сотрудником ФССП соответствующих постановлений и не направлении им постановлений должнику;
  • В незаконном проникновении в жилье;
  • В противоправном выселении в зимнее время на улицу;
  • В порче имущества, незаконном его аресте.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что вопрос о выдворении из единственного жилья (ипотечной квартиры) решался в ходе другого заседания, пристав действовал на основании вступившего в силу решения суда о выселении. Материалы дела свидетельствуют, что уведомление о добровольном выполнении решения суда и дате принудительного выселения направлялись должнику.

Если вы заинтересовались вопросом, связанным с судебной практикой по выселению из квартиры, советуем ознакомиться с этим материалом.

Дальнейшие действия зафиксированы актом, их законность подтверждается опрошенными понятыми, замечания в этом документе со стороны истца отсутствуют. На этом основании в требованиях было отказано. Суд посчитал законными действия пристава-исполнителя, не превышающие и нарушающие предоставленные ему полномочия.

Чтобы не затягивать выполнение судебных решений, заинтересованному лицу необходимо регулярно звонить или приходить в ФССП, напоминать об исполнительном производстве. Наиболее эффективное решение – доверить вопрос практикующему юристу, который занимался исковым производством по делу о выселении.

О предоставлении служебного жилья говорится в Жилищном кодексе РФ. В частности,

договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

И вот, у вас прекратились трудовые отношения, а бывший работодатель обратился в суд о выселении. Не стоит опускать руки, не всегда прекращение трудовых отношений означает, что вас могут выселить.

Приведу пример из судебной практики.

Ситуация

На состав семьи, состоящей из жены и двух детей, в 1988 году нанимателю была предоставлена квартира в связи с трудовыми отношениями.

Был заключен договор служебного найма жилого помещения. В соответствии с условиями данного договора в спорную квартиру вместе с нанимателем также вселена его жена, дети и внучка.

В 2019 году представитель собственника обратился в суд с требованиями о признании утратившими права пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения. Требования были мотивированы тем, что указанное жилье является специализированным и предоставлено временно. Ответчики не состоят в трудовых отношениях.

Что решил суд?

Суд первой инстанции рассматривал дело более девяти месяцев и, наконец, принято решение – требования удовлетворить!

Ответчики с таким решением не согласились и обжаловали его. Суд апелляционной инстанции (в отличие от прокурора, который поддержал истца и решение суда первой инстанции!) согласился с доводами ответчиков.

Вот основные положения, которыми мотивировал свои выводы областной суд.

Жилищный кодекс РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

В свою очередь, еще ст. 108 ЖК РСФСР было предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 этого Кодекса, не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Исходя из того, что спорная жилая площадь предоставлена до введения в действия ЖК РФ (01.03.2005), в силу п. 12 ст. 108 ЖК РСФСР выселение без предоставления другого жилого помещения, не допускалось.

Суд первой инстанции не придал значение этим тонкостям и в результате, его решение было отменено.

При публикации использовалась информация

Новая редакция Ст. 104 ЖК РФ

1. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

2. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Комментарий к Статье 104 ЖК РФ

1. При предоставлении служебных жилых помещений норма предоставления площади жилого помещения (см. ст. 50 Кодекса) определяется с учетом вида жилого помещения, указанного в ч. 1 ст. 104 Кодекса — в любом случае предоставляется либо жилой дом, либо отдельная квартира. Возможность предоставления в качестве служебного жилого помещения комнаты в коммунальной квартире и тем более нежилого помещения исключена в силу императивного характера данной правовой нормы.

Основанием для предоставления лицу служебного жилого помещения и заключения с ним договора найма служебного жилого помещения является решение соответствующего работодателя, указанного в ст. 99 Кодекса. Для сравнения напомним, что ЖК РФ 1983 г. предусматривал такое решение только в качестве основания выдачи ордера на служебное жилое помещение, а не в качестве основания заключения договора (ст. ст. 105, 106). Как уже отмечалось, Кодекс вообще не упоминает о таком административном акте, как ордер на жилое помещение, и усиливает роль договоров в регулировании жилищных отношений.

Как и любое другое жилое помещение, предоставляемое гражданину служебное жилое помещение должно быть предназначенным для проживания и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2 — 3. Служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ст. 99 Кодекса, и не обеспеченным жильем в том населенном пункте, где находится их место работы. Как и прежде, право на служебное жилое помещение принадлежит только определенным в законодательстве категориям граждан.

Определять такие категории граждан, согласно ч. 2 ст. 104 Кодекса, управомочены органы, представляющие интересы собственников соответственно жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта Федерации, муниципального жилищного фонда.

Договор найма служебного жилого помещения регламентирован общими и специальными нормами Кодекса (ст. ст. 100 — 102, ч. 3 ст. 104) значительно подробнее, чем это было в ЖК РФ 1983 г., где такому договору посвящалась только одна статья, имевшая в основном отсылочный характер.

Наймодателями по указанному договору могут быть только государственные и муниципальные органы, действующие от имени собственников жилых помещений или уполномоченные им лица, перечисленные в ч. 1 ст. 100 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Нанимателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть граждане (физические лица). Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от договора социального найма, в договоре найма служебного жилого помещения нанимателями могут быть не только граждане Российской Федерации, но также иностранные граждане и лица без гражданства (см. также ч. 5 ст. 49 Кодекса и комментарий к указанной статье).

Срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности (см. ч. 3 ст. 104 Кодекса).

Права и обязанности сторон договора найма служебного жилого помещения совпадают с правами и обязанностями наймодателя и нанимателя по договору социального найма, предусмотренными в ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 Кодекса. Права, обязанности и ответственность членов семьи лица, которому предоставлено служебное жилое помещение, совпадают с правами и обязанностями граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему помещении, указанными в ч. ч. 2 — 4 ст. 31 Кодекса (см. ч. 5 ст. 100 Кодекса).

Прекращение договора найма служебного жилого помещения регулируют общие правила ст. ст. 101, 102 и специальная норма ч. 3 ст. 104 Кодекса.

При этом следует учитывать, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, указанные в ч. 2 ст. 103 Кодекса.

При заключении договоров найма служебных жилых помещений на практике необходимо руководствоваться Типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Другой комментарий к Ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан:

имеющих определенные трудовые отношения с органом государственной власти (органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением);

в связи с прохождением службы;

в связи с назначением на государственную должность (федеральную или субъекта РФ);

в связи с избранием на выборную государственную или муниципальную должность (см. комментарий к ст. 93).

Согласно комментируемой статье служебное жилье предоставляется на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной или выборной должности.

Таким образом, служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.).

2. Служебное жилое помещение предоставляется на основании:

решения собственника (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления) или уполномоченных им лиц (ст. 99 ЖК РФ). В качестве уполномоченных может выступать администрация предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.;

договора найма служебного жилого помещения, заключенного в соответствии с решением о предоставлении (юридический состав). При этом предметом договора может быть только отдельная квартира.

3. К пользованию служебным жилым помещением применяются общие правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 Жилищного кодекса РФ для договоров социального найма (см. комментарий к ст. 100).

В отношении членов семьи нанимателя служебного жилья законодатель предусматривает действие правил ч. 2 — 4 ст. 31 ЖК («Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении»).

Так, ч. 2 ст. 31 предусматривает возможность установления для членов семьи собственника (по соглашению) определенных ограничений по пользованию его жильем. Согласно ч. 3 этой статьи дееспособные члены семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования служебной квартирой, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

4. Договор найма служебной квартиры подлежит расторжению в порядке и по основаниям, предусмотренным ЖК (см. комментарий к ст. 101).

Этот договор может быть расторгнут и в случае досрочного расторжения трудового договора, заключенного на определенный срок, и в случае расторжения трудового договора, заключенного без определения срока, а также в случае досрочного увольнения со службы и т.д.

5. Помимо общих норм прекращения договора найма в ч. 2 ст. 102 ЖК особо оговариваются случаи, когда служебное жилье сохраняется за нанимателем.

Договоры найма не могут быть прекращены, если при переходе права собственности на жилье (а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу) новый собственник (юридическое лицо, которому передано жилое помещение) является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилья (ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ).

Под переходом права собственности при этом следует понимать замену собственника в границах публичных форм собственности в случаях правопреемства (см. ст. 58 ГК РФ). Иное не согласуется со ст. 92, согласно которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению и которой установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. комментарий к этой статье).

6. В случаях расторжения или прекращения договора найма служебного жилья граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

С предоставлением другого жилья (ч. 2 ст. 103) выселяются граждане, если они:

не имеют жилья на праве собственности или пользования по договору социального найма, а также не являются членами семьи собственника либо нанимателя по такому договору;

состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях. Принятие гражданина на учет нуждающихся (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ) свидетельствует о том, что соблюдены требования ст. 49 и 51 ЖК и гражданин имеет право получить жилье по договору социального найма (см. комментарий к ст. 57). Однако необходимо отметить, что состоящим на учете жилье предоставляется в порядке очередности, т.е. исходя из времени принятия граждан на учет.

Категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений, определены п. 1 — 4 ч. 2 ст. 103.

Так, согласно ст. 103 ЖК члены семьи работника, которому была предоставлена служебная квартира и который умер, подлежат выселению с предоставлением другого жилья по правилам этой статьи (см. п. 3 ч. 2).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх