7 23 КоАП

Вопрос:

Какая документация должна быть передана при смене управляющей компаниив многоквартирном доме

Ответ:

Согласно п. 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).

При прекращении договора управления многоквартирным домом (далее — МКД) на управляющую организацию возлагается обязанность передать вновь выбранной управляющей организации ((ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ):

— техническую документацию на МКД;

— иные связанные с управлением таким домом документы.

Указанные документы подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.20016 N 491 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491) (п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).

Согласно п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.20016 N 491) Техническая документация на МКД включает в себя:

— Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.

Жилищный фонд подлежит государственному учету путем проведения технического учета жилищного фонда: (технической инвентаризации и технической паспортизации (с оформлением технических паспортов) в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой РФ) (ч.ч.4, 5 ст.19 ЖК РФ, п. 5.2.47 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038)).

Согласно п.3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301). Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро .

Согалсно п.1.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее — Инструкция, утвержденная Приказом Минстроя России от 04.08.1998 N 37)). На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело.

— технический паспорт на домовладение (здание);

— план земельного участка;

— поэтажный план здания;

— экспликация к поэтажному плану.

Документами технического учета жилищного фонда, содержащими сведения о состоянии общего имущества МКД, являются:

— технический паспорт на МКД;

— поэтажные планы

— экспликации к поэтажным планам.

Согласно п.14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301). Документы технического учета жилого фонда хранятся в архиве БТИ в инвентарных делах, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Для восстановления указанных документов управляющей организации необходимо обратиться в БТИ: организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

— Документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки:

б) свидетельство о поверке прибора учета (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).

в) технические условия на проектирование узла учета и проектная документация на оборудование узла учета (п. 28 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776), п.п.39, 41, 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034));

г) акт допуска узла учета к эксплуатации (п.п. 36, 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, п.67 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, п.154 Основных положений функционирования розничных рынков эклектической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).

д) акт периодической проверки узла учета тепловой энергии на границе раздела смежных тепловых сетей (п.73 Правил, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).

Запросить сведения о поверке можно в (ч.ч.2, 4, 6 ст.13, ч.2 ст. 20, пп.6 п.4 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, п.7 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, п.3 Порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него, утвержденного Приказом Минпромторга России от 20.08.2013 N 1328, п. 12 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по предоставлению документов и сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, утвержденного Приказом Минпромторга России от 25.06.2014 N 1213):

— управление метрологии Росстандарта;

— Федеральном государственном унитарном предприятии «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы»;

— специализированной организации, осуществлявшей поверку.

Согласно п. 29, 39 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776). Технические условия, копии актов допуска (ввода) в эксплуатацию, акты проверки приборов учета при их утрате могут быть запрошены управляющей организацией у ресурсоснабжающей организации.

Проектная документация на установку приборов учета может быть восстановлена силами управляющей организации (в том числе с привлечением подрядной организации) либо запрошена управляющей организацией у:

— организации, выполнившей проектную документацию;

— ресурсоснабжающей организации.

Также документами на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, содержащими сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, являются договоры на выполнение работ по ремонту приборов учета с аккредитованными организациями, акты и иные приложения к ним. Указанные документы при их утрате могут быть запрошены у подрядных организаций.

— Документы, содержащие информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.

Информация содержится в (п.п.80, 81.6, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354):

— заявках потребителей на ввод приборов учета в эксплуатацию (с приложением копии паспорта прибора учета и свидетельства о поверке);

— актах ввода в эксплуатацию приборов учета;

— актах проверки приборов учета.

Копии указанных документов могут быть запрошены управляющей организацией у потребителей.

— Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.

При утрате указанных документов управляющая организация может обратиться к подрядной организации, выполнявшей соответствующие работы.

Выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг (п. 55 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410).

Также передаче подлежат заключения по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования со всеми приложениями (п.п.23 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613).

Указанные документы могут быть запрошены у специализированной организации, с которой заключен договор.

Копии документов, утвержденных решениями общих собраний (например, сметы) могут быть запрошены в государственной жилищной инспекции либо в месте, которое определено для хранения копий протоколов общих собраний (ст. 46 ЖК РФ):

Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются также в актах, составляемых по форме, установленной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме». Такие акты являются частью технической документации на МКД (п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290)).

Копии указанных актов могут быть запрошены в Совете МКД (п.4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

5. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиями.

К указанным документам относятся, прежде всего, акты, составляемые по результатам осмотров общего имущества МКД (п.13.1, 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Также передаче подлежат:

— акты на испытания систем отопления и теплоснабжения манометрические, гидростатические (Приложение В СП 73.13330.2016 Внутренние санитарно-технические системы зданий, Приложение Б к СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации);

— акты о проведении проверки трубопроводов на прочность и герметичность (Приложение 2 к СП 74.13330.2011).

В отношении электроустановок МКД должны передаваться акты (п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее — Правила, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6)):

— приемки скрытых работ;

— испытаний и наладки электрооборудования;

— приемки электроустановок в эксплуатацию .

Передаются (п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170)):

— акты на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;

— акты технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;

— акты о готовности к зиме;

— акты на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

— Журнал осмотра.

Под журналом осмотра понимается документ по учету технического состояния МКД (п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Документом по учету технического состояния многоквартирного дома является журнал по эксплуатации (ч.ч.5, 6 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), п. 5.5.3, Приложение Б к СП 372.1325800.2018 Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации).

Журнал может быть восстановлен управляющей организацией самостоятельно на основании имеющихся сведений об эксплуатации общего имущества МКД.

— Акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду.

Паспорта готовности к отопительному периоду и акты проверок готовности к отопительному периоду могут быть запрошены в органе местного самоуправления (п.п.2, 7, 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103).

— Инструкция по эксплуатации МКД по форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома» (только для МКД, введенных в эксплуатацию после 23.11.2007) (п. 2 Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 (далее — Положение, утвержденное Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45).

Копию инструкции можно запросить в муниципальном архиве городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен МКД (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.20016 N 491):

В состав «иных документов, связанных с управлением МКД», подлежащих передаче при смене управляющей организации, включаются (п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.20016 N 491):

1. Копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) (п.24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Указанный документ может быть запрошен в управлении Росреестра (п.5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457) , ч.1 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968» (далее — Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378)).

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968.

2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.

Указанный документ может быть запрошен в управлении Росреестра (п.5.1.3 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, ч.1 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968.

3. Копия градостроительного плана земельного участка, заверенная уполномоченным органом местного самоуправления (для МКД, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после 14.07.2011) (ст. 57.3 ГрК РФ).

Указанный документ может быть запрошен в органе местного самоуправления (ч.6 ст.57.3 ГрК РФ).

4. Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута).

К документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иного обременения относятся (ст.ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ, ст. 23 Земельного кодекса РФ).

— договор об установлении такого обременения;

— акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении сервитута.

Заверенный организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества план с отмеченной сферой действия и границей сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута) — это выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок (п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378).

Указанные документы может быть запрошены в управлении Росреестра (п.5.1.3 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, ч.1 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968.

5. Проектная документация (копия проектной документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии).

При отсутствии может быть запрошена в государственном архиве или управление архитектуры органа местного самоуправления.

6. Реестр собственников помещений в МКД (ч.3.1 ст. 45 ЖК РФ).

Может быть восстановлен управляющей организацией, в том числе с использованием информации о зарегистрированных правах, запрошенной в управлении Росреестра.

7. Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД.

Копии таких договоров могут быть запрошены у лиц, с которыми они заключены.

Если договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД доме зарегистрированы в Росреестре, копия такого договора может быть запрошена в управлении Росреестра.

8. Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД.

Оригиналы подлежат передаче только, если они находились на хранении управляющей организации в силу норм ст.46 ЖК РФ.

9. Иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (при наличии соответствующего решения). Если такое решение принималось общим собранием, передаче подлежат документы согласно списку, утвержденному протоколом общего собрания.

— акты приемки жилых домов от строительных организаций;

— акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

— схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

— паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

— паспорта лифтового хозяйства;

— исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);

— протоколы измерения сопротивления электросетей;

— протоколы измерения вентиляции.

В составе технической документации н МКД передаче подлежат также документация на электроустановки МКД (п. 1.8.1 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6):

— генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями;

— утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;

— акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию;

— исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;

— акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем;

-технические паспорта основного электрооборудования, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации;

— производственные инструкции по эксплуатации электроустановок.

Примерный перечень эксплуатационной документации на тепловые энергоустановки приведен в Приложение N 4 к Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.

При определении состава технической документации на системы отопления, водоснабжения и канализации реомендуем руководствоваться перечнем документов, содержащимся в п.п. 6.3.1, 6.3.3 — 6.3.5, 6.3.7, 6.3.8 СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации.

Состав технической документации на системы кондиционирования воздуха и вентиляции приведен в п. п.14.2, 14.3, 14.6, 14.8, 14.13 СП 336.1325800.2017 Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации.

Также следует учесть, что в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по договору, заключенному управляющей организацией, передаче новой управляющей организации подлежит исполнительная документация, предусмотренная РД-11-02-2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее — РД-11-02-2006) (абзац третий п.4, п.3 РД-11-02-2006).

К исполнительной документации, оформляемой в процессе капитального ремонта относятся (п.5 РД-11-02-2006):

— акты освидетельствования скрытых работ;

— акты освидетельствования ответственных конструкций.

— акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического

— комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

— исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;

— акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;

— результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

— документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

— иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

— выданные уполномоченными органами исполнительной власти предписания об устранении выявленных в процессе эксплуатации МКД нарушений;

— акты проверки выполнения уполномоченными органами исполнительной власти указанных предписаний;

— рекомендации органа местного самоуправления, направленные в соответствии с частью 11 статьи 55.24 ГрК РФ.

1. Цель данной статьи — защитить интересы населения в области коммунального обслуживания.

По договору управления многоквартирным домом, заключаемому в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного или иного специализированного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам. При этом в договоре должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, размер платы за услуги, порядок ее внесения и порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Если иное не установлено договором, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

2. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изм.). Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

На основании ст. 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, определяемых степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, и являются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При этом учитываются требования к качеству коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг (ст. 165 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном Правительством РФ.

3. Обязанности, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления, возлагаются на предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю таких услуг, а также на предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя, — для потребителей, проживающих в государственном, муниципальном или частном жилищном фонде, на кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обеспечение коммунальными услугами.

Административному наказанию по комментируемой статье подлежат юридические (предприятия, учреждения, организации) и их должностные лица.

4. Объективная сторона описываемых правонарушений может состоять как в действиях, так и в бездействии, непринятии требуемых по закону мер.

5. Субъекты данного административного правонарушения — должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения может проявляться в виде умышленной или неосторожной вины.

6. Помимо административной ответственности в виде штрафа виновное должностное лицо или юридическое лицо могут нести и материальную ответственность. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения могут наказываться мерами уголовной ответственности, которые применяются к должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия (ст. 215.1 УК РФ).

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители (ст. 23.55).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Непередача технической документации на дом при смене управляющей организации или способа управления является грубым нарушением лицензионных требований. Рассмотрим несколько дел, в которых управляющие организации судились из-за отсутствия полного пакета документов на дом при смене УО по решению собственников. Существует две противоположные точки зрения ВС РФ об обязанности УО восстановить техдокументацию на дом Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований, среди которых – непередача техдокументации согласно п. п. 19, 27 ПП РФ № 416. Если УО дважды этого не сделает, то может лишиться лицензии. Полный список технической документации на многоквартирный дом, которую управляющая организация обязана передать при смене УК или способа управления домом, приведён в п. п. 24, 26 ПП РФ № 491, п. 1.5 постановления Госстроя РФ № 170. Сделать это УО обязана в течение 3 дней со дня расторжения договора управления (п. 19 ПП РФ № 416, ч. 10 ст. 162 ЖК РФ). Если документация отсутствует полностью или частично, то у УО есть три месяца на её восстановление и передачу (п. 21 ПП РФ № 416). В практике Верховного суда РФ по вопросу передачи технической документации на дом существует две точки зрения: Отсутствие или утрата документов не может являться основанием для прекращения обязанности по их передаче в указанные в законодательстве сроки. УО должна предпринять всё от неё зависящее, чтобы найти недостающие документы или восстановить за свой счёт (определения ВС РФ от 22.06.2016 № 307-ЭС16-6140, от 30.05.2017 № 307-АД17-5791, от 10.12.2018 № 308-ЭС18-14297, постановление ВС РФ от 17.07.2015 № 309-АД15-4785 по делу № А71-10677/2014). УО освобождается от ответственности по передаче документации на МКД, которая изначально у неё отсутствовала и ей не передавалась. Наличие у ранее управлявшей домом организации обязанности по восстановлению и передаче новой УО документации на дом возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и она её утратила (определения ВС РФ от 22.04.2016 № 303-ЭС16-3028 по делу № А51-35762/2014, от 27.08.2018 № 308-ЭС18-13698 по делу № А32-19878/2017). Расскажем о двух судебных делах 2019 года, в которых суды придерживались разных точек зрения ВС РФ на вопрос о том, должна ли управляющая организация восстанавливать документы, которые ей никогда не передавались.

УО обязана передать только те документы, которые она получила от предшественника В одном из многоквартирных домов Ярославля собственники приняли решение расторгнуть действующий договор управления и на ОСС выбрали новую управляющую организацию. Предыдущая УК передала новой все документы на дом, которыми располагала, только после того, как по этому поводу был подан иск в арбитражный суд. Но управляющая организация, заключившая договор управления, иск не отозвала, требуя, чтобы суд обязал предыдущую компанию передать ей все документы на МКД. Суд первой инстанции исходил из того, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением им, подлежат передаче в составе, предусмотренном ПП РФ № 491 (п.п. 10, 20 ПП РФ № 416). Если у ранее управлявшей многоквартирным домом организации отсутствуют один или несколько документов, указанных в ПП РФ № 491, которые были переданы ей в установленном порядке, она обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления принять меры к их восстановлению. Как отметил судья, в силу буквального указания закона проектная документация на МКД предоставляется организацией, ранее осуществляющей управление домом, новой УК только в случае её наличия. Найти проектную документацию на дом, введённый в эксплуатацию в 2001 году, суд установил невозможным. Поскольку не было доказательств, что компания-ответчик когда-либо получала проектную документацию на дом, то она не обязана её восстанавливать и передавать. Суд решил, что при таких обстоятельствах требования УО-истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Это решение устояло в судах всех следующих инстанций, и дело дошло до Верховного суда РФ, который не стал рассматривать жалобу новой управляющей организации, отметив верность сделанных ранее судом первой инстанции выводов (определение ВС РФ от 19.03.2019 № 301-ЭС19-3049 по делу № А82-15614/2017).

УО обязана передать приемнику весь пакет техдокументов на дом, а при отсутствии – восстановить их В судебном производстве находится дело № А07-30508/2018, в котором новая управляющая организация требует от предыдущей передать ей весь комплект технической документации и иных документов для управления МКД. И требует пока успешно. Суд первой инстанции, куда УО обратилась с требованием принудить компанию, ранее управлявшую домом, отдать ей техническую документацию, при принятии решения исходил из того, что отсутствие документации само по себе не освобождает ответчика от необходимости исполнения соответствующей обязанности. Предшествующая УО в силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ обязана передать её новой управляющей компании, а при отсутствии – восстановить за свой счёт (постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 17074/09). Суд обязал компанию-ответчика в течение 15 дней со дня вступления в силу решения передать новой УО пакет недостающих документов. Также в решении суда первой инстанции указано, что в случае неисполнения судебного акта с УО взыщут по прогрессивной шкале 1 000 рублей за каждый день просрочки. УО-ответчик подала апелляционную жалобу. Компания указала, что обязанность по изготовлению отсутствующих документов статьёй 162 ЖК РФ прямо не предусмотрена. Это должна сделать только та организация, у которой такие документы ранее имелись. Апелляционный суд жалобу отклонил, указав на то, что УО-ответчик не может доказать, что предпринимала все возможные действия, чтобы получить недостающую документацию у компании, которая до неё управляла домом. Поэтому ответчик должен восстановить недостающие документы и передать их новой управляющей организации. В этом деле точка ещё не поставлена: оно передано в кассационную инстанцию. Скорее всего, и этот спор двух УО дойдёт до Верховного суда РФ, и сложно сказать, какую из двух своих позиций займёт ВС РФ: поддержит первую инстанцию или же укажет на то, что управляющая организация не должна передавать документы, которых у неё не было.

На заметку Судя по практике в 2019 году, суды по-прежнему не сформировали единой позиции по вопросу о том, должна ли управляющая организация восстанавливать техдокументацию, если ей какие-то документы не передавались. Так, точка зрения о том, что УО должна восстановить техдокументацию, отражена в решении Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2019 по делу № А57-17049/2018, противоположное мнение зафиксировано в решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 по делу № А40-253702/2018. При этом последний документ был отменён постановлением 9 ААС от 30.09.2019: апелляционный суд посчитал, что УО всё-таки обязана восстановить и передать документы. Чтобы УО не попасть в ситуацию, когда суд потребует от неё передать новой компании или ТСЖ техдокументацию, которыми УО не располагает, ей следует: Быть внимательной при приёмке техдокументации от предыдущей УК и сделать всё возможное, чтобы получить от неё недостающие документы, в том числе через суд. Хранить доказательства, что УО сделала всё возможное, чтобы получить от предыдущей компании всю техдокументацию на дом. В период управления домом по возможности восстановить недостающие документы. В суде, если новая УО требует передать ей отсутствующие документы, доказывать, что восстановить их невозможно (например, проектную и строительную документацию на дом).

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.23 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307. Данный документ прекращает свое действие 31.12.2014 ввиду введения в действие Постановления Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно указанному Постановлению коммунальные услуги — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;

б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);

в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;

г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;

д) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;

е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 также содержит права и обязанности исполнителя и потребителя услуг, а также правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения, а также порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Субъекты правонарушений — должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъективная сторона рассмотренных правонарушений характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх