Бюджетные данные

Вопрос аудитору

Учреждение является ГРБС, ПБС, ГАИФ. После того как был утвержден бюджет на очередной финансовый год и плановый период, от финансового органа муниципального образования получены следующие документы:

    • показатели сводной бюджетной росписи по расходам на очередной год и плановый период;
    • лимиты бюджетных обязательств на очередной год и плановый период.

Расходным расписанием (ф. 0531722) через УФК финансовый орган доводит до ГРБС только ЛБО по расходам и БА по источникам финансирования дефицита бюджета на очередной год. На плановый период расходным расписанием через УФК ни ЛБО, ни БА не доводятся.

Нужно ли учреждению отражать в учете БА и ЛБО на плановый период на счетах санкционирования, если через УФК эти назначения не доведены? Какие первичные документы являются основанием для отражения в учете БА и ЛБО?

Cводную бюджетную роспись составляет и ведет финансовый орган для исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана (ст. 215.1 БК РФ). Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года (п. 5 ст. 217 БК РФ).

Исполнение бюджета по расходам регулируется ст. 219 БК РФ. Порядок исполнения бюджета по расходам устанавливает соответствующий финансовый орган. Так, порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н (далее — Порядок № 104н).

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств утвержден приказом Минфина России от 27.08.2018 № 184н (далее — Порядок № 184н).

На федеральном уровне Федеральное казначейство доводит до ГРБС бюджетные данные казначейскими уведомлениями (ф. 0531721). Они содержат показатели на текущий финансовый год и на плановый период. На основании казначейского уведомления ГРБС (ГАИФ) разрешается распределять подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования для платежей за счет федерального бюджета.

На федеральном уровне объемы БА и ЛБО доводят до РБС, ПБС расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка № 104н). На основании расходного расписания разрешается распределять подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи в установленных расходным расписанием пределах.

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств ведется на основании документов (первичных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282).

Получатель бюджетных средств принимает и исполняет БА и ЛБО в пределах доведенных до него ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (ст. 162, 219 БК РФ).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 20 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Анализ норм БК РФ, а также порядков № 104н, 184н показывает, что сводная бюджетная роспись — это документ финансового органа, необходимый для планирования и исполнения бюджета. Однако для отражения ГРБС (РБС) и ПБС бюджетных ассигнований и ЛБО показатели должны доводиться органами казначейства соответствующими документами. На их основании орган казначейства также ведет учет расходов и источников.

В рассматриваемом случае расходным расписанием предусмотрены БА и ЛБО только на очередной финансовый год. Следовательно, у учреждения нет оснований для отражения БА и ЛБО на плановый период, так как они расходным расписанием не предусмотрены.

Поскольку от документального оформления зависит возможность принятия обязательств на плановый период, рекомендуем обратиться за разъяснениями в финансовый орган вашего публично-правового образования.

> Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятый Государственной Думой РФ…

Закон о бюджете области

Закон о бюджетном устройстве автономного округа

+ Закон о федеральном бюджете

Закон о консолидированном бюджете

> Бюджетные доходы по административно-правовым признакам подразделяются на:

+ Закрепленные и регулирующие доходы

Доходы от государственных имущества и угодий

Доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности

Личные доходы граждан и доходы предприятий

> Основным видом ответственности за нарушение валютного законодательства является…

+ материальная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Взыскание в доход государства средств, полученных в результате незаконных сделок

Дисциплинарная ответственность

> Запрещено предоставлять налоговые льготы,

+ направленные на массовый круг плательщиков

Носящие индивидуальный характер

Предоставленные отдельным категориям граждан

Предусматривающие определенный объект налогообложения

> Особенностью кассовых операций является

Безналичные расчеты

Создание денежных фондов

+ прием, хранение и выдача наличных денежных средств

Распределение денежных ресурсов

> За нарушение банковского законодательства кредитными организациями Банк России вправе…

+ назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией

Реорганизовать банк

Привлечь к уголовной ответственности руководителей кредитной организации

? начислить пени

> Длительность бюджетного процесса в РФ –

+ 1 год

2 года

3 года

5 лет

> Основной метод в финансовом праве – это…

Договорное регулирование

+ государственно-властные предписания

Сравнительный анализ

Моделирование

> Осуществление денежных расчетов на территории РФ осуществляется

В рублях и валюте

С помощью кредитных карточек и посредством векселей и чеков

С использованием государственных краткосрочных облигаций и государственных займов

+ наличной и безналичной формах

> Под эмиссией денежных средств понимают

Изъятие из обращения

Ограничение обращения

+ выпуск в обращение

Техническая защищенность банкнот и монет от подделок

> Методом финансового контроля является

Финансовое планирование

Страхование

Финансирование

+ ревизия

> Плательщики взносов в государственные социальные фонды – это…

Иностранные граждане

Лица без гражданства

+ юридические лица

Хозяйствующие субъекты и граждане РФ

> Косвенным налогом является…

Налог на прибыль

Налог на имущество предприятий

+ налог на добавленную стоимость

Налог на имущество физических лиц

> В случае выявления нарушения финансовой дисциплины аудиторы вправе…

Самостоятельно взыскивать штраф

В бесспорном порядке списать денежные средства с банковского счета

Наложить арест на имущество

+ передавать материалы проверки в правоохранительные органы

> Финансовым правом регулируются общественные отношения…

С поставщиком за отгружаемую продукцию

+ возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований

С рабочими по заработной плате

В государственной страховой фирме по добровольному страхованию

> Центральный Банк РФ – это…

Орган государственного управления

Орган представительной власти

+ юридическое лицо

Хозяйствующий субъект и государственный орган

> К специализированным финансовым органам относятся…

Верховный суд РФ

Генеральная прокуратура РФ

? Счетная палата РФ

+ Банк России

> Лицензия на осуществление банковской деятельности действительна в течение…

Одного года

Неограниченного срока

Трех лет

+ пяти лет

> К целевым налогам относятся…

Налоги, служащие источниками образования социальных фондов

+ земельный налог

Налог на прибыль организаций

Акцизы

> Решения Банка России, связанные с выполнением им надзорных функций, могут быть обжалованы коммерческими банками в…

Конституционный Суд РФ

+ Высший Арбитражный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Третейский суд

> Бюджетное право – это…

Подотрасль гражданского права

Норма права

Институт административного права

+ подотрасль финансового права

> Под основными формами проведения страховой деятельности в РФ понимается

Государственное и коммерческое страхование

+ обязательное и добровольное страхование

Ведомственное и внутрихозяйственное

Текущее и последующее

> Банковское кредитование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Безвозмездность, обязательность, индивидуальность

+ Срочность, возвратность, платность

Ограниченность, плановость, централизованность

Соотносимость, реальность, взаимообусловленность

> В случае невыполнения юридическим лицом обязательства по уплате налогов применяется…

Судебный порядок списания

Арбитражное судопроизводство

+ бесспорный порядок списания

Процедура урегулирования споров с применением норм международного права

> Центральный банк РФ является налогоплательщиком…

В случае проведения денежной эмиссии

В случаях осуществления валютного контроля

При кредитовании государственных органов

+ когда выступает в качестве хозяйствующего субъекта

> Содержание механизма секвестра – это…

Увеличение доходной части бюджета

Привлечение заемных средств

Иностранные инвестиции

+ пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета

> К финансово-правовым актам относится…

Федеральный закон «Об акционерных обществах»

+ Федеральный закон о бюджете

Федеральный закон «О Конституционном суде РФ»

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»

> Основная функция Федеральной налоговой службы – …

Организация вневедомственных проверок

+ контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

Обеспечение валютного регулирования и контроля

Установление налоговых ставок

> Основными формами финансового контроля являются…

Первоначальный и вторичный

Комиссионный и комплексный

+ предварительный, текущий и последующий

Простой, линейный и комбинированный

> Основная задача Счетной Палаты РФ – …

Распределение бюджетных средств

Обработка финансовых законопроектов

Выявление противодействий легализации доходов

+ контроль за исполнением расходных и доходных статей федерального бюджета

> Источником налогового права является…

Федеральный закон «О Конституционном Суде РФ»

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ»

+ Налоговый кодекс РФ

> Под валютным ограничением понимается

Запрещение валютной деятельности

Отсутствие законодательного регулирования

+ запрещение, лимитирование или регламентирование операций с валютой и валютными ценностями

Формирование валютного резерва

> Местный бюджет формируется на уровне…

+ муниципального образования

Субъекта РФ

Российской Федерации

Национально территориального образования

> Исполнение бюджета – это…

Звено бюджетного устройства

+ стадия бюджетного процесса

Бюджетная система

Полномочия кредитных органов в кассовом исполнении бюджета

> Основным нормативным актом, регулирующим валютные отношения, является…

Федеральный закон «О Конституционном Суде РФ»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)»

+ Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

> Понятие бюджетного года в России впервые было установлено…

Николаем II

Екатериной II

Иваном Грозным

+ Петром I

> Основными видами банковского кредита являются…

+ краткосрочный и долгосрочный

Линейный и параллельный

Целевой и общий

Возмездный и безвозмездный

> К финансово правовым относится санкция…

Наложение дисциплинарного взыскания

Конфискация имущества

+ взыскание пени

Перевод на другую работу

> Валюта РФ – это…

Государственные краткосрочные облигации

+ рубли в виде банковских билетов (банкнот) и монет

Ценные бумаги

Государственные казначейские билеты

> Осуществление валютного контроля в РФ находится в компетенции…

Министерства финансов РФ

Федерального Казначейства РФ

+ Центрального Банка РФ

Государственной Думы РФ

> Видами налоговых ставок и ставок по сборам являются…

+ процентные и в твердой денежной сумме

Гибкие и жесткие

Комплексные и комбинированные

Простые и сложные

> Банк лишается лицензии…

+ При наличии нарушений, предусмотренных соответствующим законодательством

По усмотрению Центрального банка РФ

По решению Правительства РФ

По истечение срока действия лицензии

> В финансовом законодательстве приоритет принадлежит…

Федеральным законам

+ Конституции РФ

Указам Президента РФ

Постановлениям Правительства РФ

> Обязательный норматив, который вправе устанавливать Банк России для кредитных организаций, – это …

Указание юридического адреса

+ минимальный размер уставного капитала

Минимальный размер крупных кредитных рисков

Примерный размер обязательных резервов

> К обязательным относятся аудиторские проверки, …

Основанные на финансовых правонарушениях

По заявлениям граждан

+ указанные в законе

Основанные на анонимных заявлениях

> Денежные средства относятся к…

Юридической категории

+ экономической категории

Административной категории

Социальной категории

> Центральная фигура, обеспечивающая проведение внутрихозяйственного контроля на предприятии, – это…

+ главный бухгалтер и руководитель предприятия

Налоговый инспектор

Эксперт

Финансисит

> Характерная особенность бюджетных правоотношений заключается в том, что они…

Длятся более 3 лет

Действуют ежеквартально

+ имеют неограниченный срок действия

Не могут длиться более 1 года

> Нормы бюджетного права по содержанию делятся на…

Запрещающие и обязывающие

+ материальные и процессуальные

Отсылочные и бланкетные

Финансовые и административные

> Предмет финансового права составляют общественные отношения…

Связанные с регулированием хозяйственных договорных отношений

Связанные с имущественным регулированием

По обеспечению денежной эмиссии

+ по созданию, распределению и использованию денежных фондов

> Основные виды валютных операций – это…

Последующие и предварительные

+ текущие и связанные с движением капитала

Основные и второстепенные

Государственные и международные

> В качестве заемных средств бюджета могут выступать…

Бюджетная ссуда из вышестоящего бюджета

+ временно свободные бюджетные средства

Долгосрочные кредиты коммерческих банков

Отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам

> При превышении расходов над доходами бюджета возникает…

Защита статей наиболее важных расходов

Принятие и утверждение нового бюджета

+ дефицит бюджета

Отставка Правительства РФ

> Ведение кассовых операций регламентирует…

Министерство финансов РФ

Правительство РФ

Счетная Палата РФ

+ Центральный Банк РФ

> Система банков РФ относится к следующей группе субъектов бюджетных правоотношений…

Государство, национально государственные и административные территориальные образования

Государственные и муниципальные организации

+ коллективные субъекты

Представительные и исполнительные органы государственной и местной власти

> Сущность централизованного метода создания страховых фондов заключается в…

Государственном кредитовании

+ прямом выделении средств на эти цели из централизованных бюджетных средств или из средств внебюджетных фондов

Банковском кредитовании

Обеспечении финансирования основных направлений государственной политики

> Основная денежная единица в РФ – это…

Доллар

Монета

Государственный казначейский билет

+ рубль

> В бюджетную систему включаются следующие виды расходов…

Инвестиционные и инновационные расходы

Субвенции и субсидии

Текущие расходы и расходы развития

+ расходы на капитальный ремонт и строительство

> Субъектом финансового права является…

Реальный участник конкретный финансовых правоотношений

+ лицо, обладающее финансовой правосубъектностью

Филиал и представительство

Гражданин в возрасте 15 лет

> Аудиторский контроль – это…

Ведомственная проверка

+ независимая документальная проверка

Отраслевая ревизия

Министерский контроль

> Содержание бюджетного устройства выражено…

В бюджетных правоотношениях

В субъектах бюджетного права

+ в бюджетной системе и принципах бюджетного устройства

В бюджетном законодательстве

> Иностранной валютой является…

Денежные средства на счетах в банках РФ

+ евро

? денежные знаки, используемые как средство платежа в иностранном государстве

Кредитные карточки

> Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Федерального Казначейства РФ, является…

Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)»

Федеральный закон «О Счетной Палате РФ»

+ Постановление Правительства РФ

Федеральный налог «Об основах налоговой системы в РФ»

> Законопроекты, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета вносятся в Государственную Думу РФ при наличии…

Законодательной инициативы группы депутатов

+ заключения Правительства РФ

Указа Президента РФ

Запроса Экономического комитета Государственной Думы РФ

> Плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций являются…

Физические лица

Филиалы и представительства

+ юридические лица и их подразделения

Иностранные юридические лица

> Сущность понятия налоговой системы – это…

+ совокупность налоговых платежей

Совокупность налоговых и неналоговых платежей

Таможенные пошлины

Федеральные сборы

> Значение понятия «финансы» – это…

Личные неимущественные отношения

Административные отношения

Имущественные отношения

+ гражданско-правовые отношения

> Основной элемент валютного регулирования – это…

Денежная эмиссия

+ валютный контроль

Формирование денежного фонда

Организация денежных отношений

> Чрезвычайный бюджет на территории РФ вводится

Правительством РФ

+ Президентом РФ

Федеральным Собранием РФ

Министерством обороны РФ

> Налоговое право – это…

Самостоятельная правовая система

+ совокупность правовых норм, регулирующих отношения по взиманию и уплате обязательных платежей

Совокупность международных соглашений

Налоговое законодательство

> Валютный контроль – это…

+ деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства

Финансовый контроль Центрального Банка РФ за деятельностью коммерческих банков РФ

Аудиторский контроль

Муниципальный контроль

> Финансовое законодательство – это…

+ совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права

Институты финансовых норм

Кодекс

Закон

> Налоговые правоотношения носят…

Договорной характер

+ властно имущественный характер

Добровольный характер

Коллективный характер

> Основная обязанность налогоплательщика -…

+ своевременно и в полном размере уплатить налог

Рассчитать сумму налога

Представить документы о праве на льготы в налоговый орган

Уклониться от уплаты налогов

> Особенность государственного кредитования заключается в том, что

Государство является заемщиком

+ государство выступает в роли кредитора

Государство предоставляет залог

Соблюдаются условия равенства сторон

> Специальное разрешение, выдаваемое банкам на право заниматься валютными операциями, называется…

Справка

Сертификат

Патент

+ лицензия

> Основные стадии бюджетного процесса в РФ – это…

Исполнение бюджета и введение механизма секвестра

Моделирование, анализ и разработка

+ формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение

Формирование и составление отчета об исполнении

> Поводом для введения чрезвычайного бюджета служит…

Увеличение дефицита бюджета

+ введение чрезвычайного положения

Превышение расходов над доходами

Утверждение защищенных статей

> Суть принципа реальности бюджетной системы – это…

Полнота источников доходов, включаемых в бюджеты

+ обеспечение реальных поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней

Единая бюджетная классификация, используемая на территории РФ

Открытое, всестороннее обсуждение бюджетов

> Источник финансового права – это…

+ Конституция РФ и федеральные законы

Гражданско-правовые обычаи

Трудовые договоры-контракты

Извещение об уплате налогов

> Банк несет материальную ответственность по долговым обязательствам Правительства…

+ в случае, если это оговорено обоими органами

В любом случае

Не несет никакой ответственности

По указанию Президента

> К местным налогам относится…

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, дарения

Подоходный налог с физических лиц

Акцизы

+ налог на имущество физических лиц

> Бюджет как материальная категория представляет собой…

Децентрализованный денежный фонд

+ централизованный денежный фонд

Денежные ресурсы

Доходы государства

> Временные рамки действия бюджета в РФ:

+ с 1 января по 31 декабря

С 1 сентября по 31 августа

С 31 декабря по 1 января

С 1 ноября по 31 октября

> Обязательное страхование – это…

Страхование, основанное на договорных отношениях

Когда одним из субъектов является государственная страховая организация

+ страхование, осуществляемое в силу закона

Страхование, осуществляемое в целях обеспечения социальных интересов граждан и государства

> Финансовые законы вступают в силу по истечении … со дня их официального опубликования.

5 дней

+ 7 дней

10 дней

30 дней

> Бюджетное послание содержит…

+ основные направления денежно кредитной политики

Сводный финансовый баланс по территории РФ

Требования о введении новых налогов

Ставки рефинансирования, утверждаемые Центральным банком РФ

> Финансовая система – это…

Совокупность экономических институтов, регулирующих общественные отношения в сфере экономики

Совокупность правовых институтов, направленных на регулирование деятельности государства по управлению его имуществом

+ совокупность финансовых институтов, направленных на регулирование определенных сфер финансовой деятельности

Совокупность внебюджетных централизованных и децентрализованных целевых фондов

> Самостоятельность бюджетов обеспечивается…

Возможностью получения кредитов из Международного валютного фонда

Получением дотаций из других бюджетов

Введением режима чрезвычайного расходования средств

+ наличием собственных источников доходов

> К полномочиям Государственной Думы РФ в области финансового контроля относится…

Проведение аудиторских проверок

Решение вопроса о доверии правительству

+ утверждение бюджета

Назначение на должность аудиторов Счетной Палаты РФ

> К элементам налога относится следующее понятие…

Налоговые правоотношения

+ объект налогообложения

Закон о налоге

Органы, издающие нормативный акт о налоге

> Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют…

Органы законодательной власти

Центральный Банк РФ

+ специально созданные контрольно-ревизионные подразделения

Аудиторские фирмы

> Необходимым (первоначальным) звеном в финансовой системе является…

Бюджетная система

+ финансы предприятий и других хозяйствующих субъектов

Имущественное и личное страхование

Банковские счета

> Для принятия Закона о федеральном бюджете РФ необходимо … голосов членов Совета Федерации.

Более половины от общего числа членов

Не менее одной трети

+ три четверти

Полный состав

> В РФ существуют следующие виды страхования:

Государственное и муниципальное

Индивидуальное и общее

+ имущественное и личное

Комиссионное и комплексное

> Налоги – это…

+ обязательные и безвозмездные платежи

Разовые денежные взносы

Целевые сборы

Отчуждение собственности

> Центральный Банк РФ подотчетен…

Президенту РФ

Правительству РФ

+ Государственной Думе РФ

Министерству финансов РФ

> Основные условия предоставления кредита – это…

Безвозмездность, возвратность

Обязательность и условность

Возмездность, возвратность

+ целевой характер использования

> Основной нормативный акт регламентирования страховой деятельности в РФ – это…

+ Закон РФ «О страховании в РФ»

Гражданский кодекс РФ

Положение о Министерстве финансов РФ

Указ Президента РФ «О федеральном казначействе»

> Резиденты РФ по валютному законодательству – это…

Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранного государства

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц

Граждане США

+ физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ

> Понятие бюджета в правовом аспекте – это…

Децентрализованный денежный фонд

Централизованный денежный фонд

Система экономических отношений

+ основной финансовый план государства

> Пожертвование гражданина РФ будет являться финансами государственного предприятия с момента

Передачи денежных средств руководителю предприятия

+ зачисления наличных денежных средств на расчетный счет государственного предприятия

Нотариального оформления

Опубликования объявления

> Гражданское право, финансовое право, административное право – это…

Нормы права

Теории права

+ отрасли права

Признаки права

> Характерные черты сбора – это…

+ обязательность, нерегулярность, разовый характер уплаты

Целевое использование денежных средств

Уплата юридическими и физическими лицами в безналичном порядке

Использование иностранной валюты в качестве средства платежа

> В случае выявления нарушения финансовой дисциплины Счетная Палата РФ вправе применить следующие меры:

+ представление или предписание по их устранению

Распоряжение о бесспорном списании денежных средств

Применение штрафных санкций

Привлечение к уголовной ответственности

> Внутрихозяйственный контроль осуществляется…

Администрацией субъекта РФ

Федеральным казначейством РФ

Центральным Банком РФ

+ бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта

> Учредительным документом для страховой организации является…

Свидетельство о регистрации

+ устав

Заявление

Соглашение

> Основное звено в финансовой системе – это…

+ бюджетная система

Имущественное и личное страхование

Внебюджетные целевые фонды

Государственный и банковский кредит

> В обязанности налоговых органов входит…

Возбуждение ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью

+ предъявление в суд или арбитражный суд исков

Установление размера налоговой ставки

Возмещение в установленном порядке ущерба

> Защита субъектов налоговых правоотношений носит…

Гражданско правовой характер

Характер обращения в третейский суд

Характер применения института мировых судей

+ административный, судебный характер

> Банки приступают к выполнению финансовых операций на основании…

Договора

Предписания и государственной регистрации

Инструкции

+ лицензии и государственной регистрации

> Термин «государственные доходы» означает…

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

+ часть бюджета

Группа экономических отношений и финансовые ресурсы государства

> В совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовой деятельности находится…

Регулирование денежной эмиссии

+ установление общих принципов налогообложения и сборов

Обеспечение единства финансовой политики

Валютное регулирование

> Цель использования консолидированного бюджета – это…

+ расчет и анализ

Принятие нового бюджета

Введение механизма секвестра

Введение чрезвычайного бюджета

> Бюджетный процесс – это…

+ деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению и отчета исполнения бюджета

Совокупность звеньев бюджетной системы

Взаимосвязь принципов бюджетного устройства

Срок действия бюджета

> Особенность финансовых правоотношений – это…

Юридическое равенство сторон

+ участие государства

Договорное регулирование

Принцип справедливости

> Муниципальный финансовый контроль осуществляют…

+ органы субъектов Федерации

Кредитные учреждения

Министерство финансов РФ

Органы местного самоуправления

> Основные виды договора банковского счета – это…

Договор предварительного и последующего счетов

+ договор расчетного, текущего и бюджетного счетов

Договор срочного и бессрочного счетов

Договор депозитного и валютного счетов

Бюджетные данные ПБС/АИФ

Документ предназначен для отражения в учете сумм доведенных до учреждения ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования расходов, полученных от распорядителя бюджетных средств согласно расходному расписанию. Документ вводится после получения Расходного расписания, выписки из лицевого счета получателя средств бюджета. Добавим новый документ. «Санкционирование – Бюджетные данные ПБС/АИФ».

Документ

Заполним лицевой счет(куда) нашего учрежедния и вид бюджетных данных(классификация расходов бюджета КРБ). Ниже заполним реквизит «От кого» — вышестоящее учреждение или код главы по БК, заполняется автоматически если оно заполнено в качестве распорядителя в карточке учреждения(см. Настройки учреждения)

Ассигнования

На закладке «Ассигнования» вводятся данные раздела I «Бюджетные ассигнования» Расходного расписания. Укажем дату введения в действие. Далее заполним табличную часть, по кнопке «Добавить» добавим новую строку.КБК, КОСГУ – коды классификации расходов федерального бюджета или классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (в зависимости от заданного вида бюджетных данных).

Сумма на текущий период, Сумма на 1-ый год пл. периода, Сумма на 2-ой год пл. периода – суммы бюджетных ассигнований или изменений ранее доведенных бюджетных ассигнований соответственно на текущий финансовый год, первый и второй годы планового периода.

ЛБО

Укажем дату введения в действие. В табличной части следует указать ЛБО, доведенные участнику бюджетного процесса. Табличную часть можно заполнить по аналогии с ассигнованиями, либо по кнопке «Заполнить по таблице ассигнований». Проведем документ по кнопке «ОК».

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 8

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня утвержден Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н (далее — Порядок N 104н). В данной статье мы напомним его основные положения.

Используемые понятия и принятые сокращения

Для удобства изложения материала в статье будут использованы сокращения и понятия, расшифровку которых представим в таблице.

Понятие, сокращение ¦Расшифровка понятия, сокращения

———————+——————————————————

Бюджетные данные ¦Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных

¦обязательств (ЛБО). В случае использования предельных

¦объемов финансирования при организации исполнения

¦бюджета — предельные объемы финансирования

———————+——————————————————

ТОФК ¦Территориальный орган Федерального казначейства —

¦управления Федерального казначейства по субъектам РФ

¦и подведомственные им отделения управлений

¦Федерального казначейства по субъектам РФ

———————+——————————————————

Участники ¦Главный распорядитель (распорядитель, получатель)

бюджетного процесса ¦бюджетных средств, главный администратор

¦(администратор с полномочиями главного

¦администратора, администратор) доходов бюджета,

¦главный администратор (администратор с полномочиями

¦главного администратора, администратор) источников

¦финансирования дефицита бюджета, финансовый орган

———————+——————————————————

Главный ¦Главный распорядитель бюджетных средств (главный

распорядитель ¦распорядитель средств соответствующего бюджета) —

¦орган государственной власти (государственный орган),

¦орган управления государственным внебюджетным фондом,

¦орган местного самоуправления, орган местной

¦администрации, а также наиболее значимое учреждение

¦науки, образования, культуры и здравоохранения,

¦указанное в ведомственной структуре расходов бюджета,

¦имеющие право распределять бюджетные ассигнования

¦и ЛБО между подведомственными распорядителями и (или)

¦получателями бюджетных средств

———————+——————————————————

Распорядитель ¦Распорядитель бюджетных средств (распорядитель

¦средств соответствующего бюджета) — орган

¦государственной власти (государственный орган), орган

¦управления государственным внебюджетным фондом, орган

¦местного самоуправления, орган местной администрации,

¦бюджетное учреждение, имеющие право распределять

¦бюджетные ассигнования и ЛБО между подведомственными

¦распорядителями и (или) получателями бюджетных

¦средств

———————+——————————————————

Получатель ¦Получатель бюджетных средств (получатель средств

¦соответствующего бюджета) — орган государственной

¦власти (государственный орган), орган управления

¦государственным внебюджетным фондом, орган местного

¦самоуправления, орган местной администрации,

¦находящиеся в ведении главного распорядителя

¦(распорядителя) бюджетных средств бюджетное

¦учреждение, имеющие право на принятие и (или)

¦исполнение бюджетных обязательств за счет средств

¦соответствующего бюджета

———————+——————————————————

Главный ¦Главный администратор источников финансирования

администратор ¦дефицита бюджета (главный администратор источников

¦финансирования дефицита соответствующего бюджета) —

¦определенный законом (решением) о бюджете орган

¦государственной власти (государственный орган), орган

¦местного самоуправления, орган местной администрации,

¦орган управления государственным внебюджетным фондом,

¦иная организация, имеющие в своем ведении

¦администраторов источников финансирования дефицита

¦бюджета и (или) являющиеся администраторами

¦источников финансирования дефицита бюджета

———————+——————————————————

Администратор ¦Администратор источников финансирования дефицита

с полномочиями ¦бюджета, осуществляющий отдельные бюджетные

главного ¦полномочия главного администратора источников

администратора ¦финансирования дефицита бюджета, в ведении которого

¦он находится

———————+——————————————————

Администратор ¦Администратор источников финансирования дефицита

¦бюджета (администратор источников финансирования

¦дефицита соответствующего бюджета) — орган

¦государственной власти (государственный орган), орган

¦местного самоуправления, орган местной администрации,

¦орган управления государственным внебюджетным фондом,

¦иная организация, имеющие право в соответствии

¦с законодательством РФ осуществлять операции

¦с источниками финансирования дефицита бюджета

———————+——————————————————

КОСГУ ¦Классификация операций сектора государственного

¦управления, утвержденная Приказом Минфина России

¦от 30.12.2009 N 150н

¦»Об утверждении Указаний о порядке применения

¦бюджетной классификации Российской Федерации»

———————+——————————————————

Этапы доведения бюджетных данных

Доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса включает следующие этапы:

1. Доведение Минфином информации о бюджетных данных до Федерального казначейства.

2. Контроль Федеральным казначейством доведенной ему информации, формирование казначейских уведомлений <1> и доведение бюджетных данных до соответствующих главных распорядителей и главных администраторов.

<1> Форма уведомления приведена в Приложении 1 к Порядку N 104н (код формы по Ведомственному классификатору форм документов (далее — код формы по КФД) 0531721).

3. Распределение главными распорядителями и главными администраторами бюджетных данных между находящимися в их ведении участниками бюджетного процесса, формирование реестра расходных расписаний <2> и представление документов в Федеральное казначейство.

<2> Форма реестра приведена в Приложении 3 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531723).

4. Распределение распорядителем, администратором с полномочиями главного администратора бюджетных данных между находящимися в их ведении участниками бюджетного процесса, формирование реестра расходных расписаний и представление документов в ТОФК по месту обслуживания лицевого счета участника бюджетного процесса.

5. Детализация распорядителем и получателем доведенных до них бюджетных данных, формирование расходного расписания <3> и представление документов в ТОФК по месту обслуживания их лицевого счета.

<3> Форма расписания приведена в Приложении 2 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531722).

6. Представление получателями-арендодателями расходных расписаний по дополнительному бюджетному финансированию в ТОФК по месту обслуживания их лицевых счетов.

Обмен документами

При доведении бюджетных данных информационный обмен между участниками бюджетного процесса и ТОФК осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи на основании договора (соглашения) об электронном обмене документами, заключенного между ними в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ (далее — в электронном виде).

Для справки. Документом, обеспечивающим правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Если у ТОФК или участника бюджетного процесса отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе. Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между ТОФК и участниками бюджетного процесса, устанавливаются Федеральным казначейством. Последние версии этих требований размещаются на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru.

Доведение бюджетных данных до главных распорядителей

Бюджетные данные доводятся Минфином до Федерального казначейства в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

В случае если на 1 января текущего финансового года закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее — закон о бюджете) не вступил в силу, Минфин представляет в Федеральное казначейство информацию о бюджетных данных для доведения их до главных распорядителей и главных администраторов в период с 1 января текущего финансового года до момента вступления в силу закона о бюджете (далее — временные бюджетные данные).

Федеральное казначейство при получении от Минфина бюджетных данных, утвержденных в соответствии с вступившим в силу законом о бюджете, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их получения, осуществляет проверку на преемственность временных и утвержденных бюджетных данных с учетом данных о фактическом исполнении федерального бюджета на соответствие следующим требованиям:

— коды бюджетной классификации по утвержденным бюджетным данным должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году и плановом периоде;

— суммы утвержденных Минфином для главных распорядителей, главных администраторов бюджетных данных должны быть равны (или больше) суммам временных бюджетных данных по соответствующим кодам бюджетной классификации;

— суммы утвержденных в установленном порядке для главных распорядителей, главных администраторов бюджетных данных должны быть равны (или больше) суммам соответствующих временных бюджетных данных, распределенных соответственно главными распорядителями между находящимися в их ведении распорядителями и получателями на счетах, открытых им в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, а также получателями, находящимися за пределами РФ и получающими средства федерального бюджета от главного распорядителя (распорядителя) в иностранной валюте по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета, главными администраторами между находящимися в их ведении администраторами с полномочиями главного администратора и администраторами по соответствующим кодам классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Федеральное казначейство формирует и доводит до главных распорядителей, главных администраторов казначейские уведомления, на основании которых:

— осуществляется отзыв временных бюджетных данных с отражением в строке «Специальные указания» «Замена временных бюджетных данных на утвержденные», а в кодовой зоне заголовочной части формы казначейского уведомления — кода специальных указаний «06»;

— доводятся утвержденные бюджетные данные.

Доведение бюджетных данных до распорядителей,

Главный распорядитель и распорядитель осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями, а главный администратор — распределение бюджетных ассигнований между находящимися в его ведении администраторами с полномочиями главного администратора и администраторами. Такое распределение производится путем формирования расходных расписаний по каждому бюджетному учреждению, находящемуся в их ведении.

Для себя, как для получателя, главный распорядитель также составляет отдельное расходное расписание.

Расходные расписания могут быть сформированы как отдельными документами, так и в виде реестра расходных расписаний.

Детализация бюджетных данных

В соответствии с п. 3.3 Порядка N 104н главные распорядители в представленных ими в Федеральное казначейство расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний детализируют по кодам КОСГУ доведенные до них бюджетные ассигнования по публичным нормативным обязательствам.

Допускается также различная детализация по КОСГУ (группа, статья, подстатья) лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), распределенных главными распорядителями и распорядителями между находящимися в их ведении различными распорядителями и получателями. При этом доводимые до распорядителя и получателя ЛБО согласовываются в части:

— периодов — детализация ЛБО по кодам бюджетной классификации текущего финансового года должна соответствовать детализации ЛБО планового периода;

— конкретного распорядителя (получателя) — детализация ЛБО по кодам бюджетной классификации должна соответствовать детализации бюджетных данных, ранее доведенных до соответствующего распорядителя (получателя) в текущем финансовом году.

Федеральное казначейство осуществляет контроль кодов классификации расходов бюджетов, указанных в представленных главными распорядителями и распорядителями расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, на соответствие кодам классификации расходов бюджетов, указанным в соответствующем перечне расходов федерального бюджета.

Получатели также могут детализировать бюджетные данные. Пунктом 6.1 Порядка N 104н предусмотрено, что они представляют в ТОФК по месту обслуживания расходные расписания, детализирующие доведенные до них ЛБО по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации.

Обратите внимание! Главные администраторы в представленных ими в Федеральное казначейство расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний также детализируют доведенные до них Федеральным казначейством бюджетные ассигнования по кодам КОСГУ (п. 3.3 Порядка N 104н).

Проверка заполнения расходных расписаний

Согласно п. 3.6 Порядка N 104н ТОФК принимают от главных распорядителей расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний, проверяют указанные в них показатели и доводят их до подведомственных распорядителей и получателей не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения. Напомним, требования к показателям, содержащимся в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний, перечислены в п. 3.7 Порядка N 104н. Среди них:

— наименования и коды участников бюджетного процесса должны соответствовать реквизитам, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей;

— в расходных расписаниях и (или) реестрах расходных расписаний должны быть указаны номера лицевых счетов, открытых главным распорядителям, распорядителям и получателям в органах казначейства;

— коды бюджетной классификации должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент представления расходных расписаний (реестра расходных расписаний);

— код главного распорядителя по бюджетной классификации РФ должен соответствовать коду, установленному законом о бюджете;

— суммы бюджетных данных, распределенные между находящимися в ведении главных распорядителей (распорядителей) распорядителями (получателями), не должны превышать сумм бюджетных данных, доведенных главным распорядителям или распорядителям.

Если расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний соответствуют вышеуказанным требованиям, то они направляются в электронном виде в ТОФК по месту открытия лицевых счетов распорядителям, получателям для принятия на учет в установленном порядке. При непрохождении контроля расходные расписания и (или) реестры расходных расписаний возвращаются главным распорядителям, распорядителям со штампом «Отклонено» и с приложением протокола, в котором указана причина возврата.

Для справки. В случае уменьшения бюджетных данных п. 3.7 Порядка N 104н установлены особые требования к соответствию суммы изменений отдельных показателей. Например, при уменьшении доведенных до получателя ЛБО сумма измененных ЛБО не должна быть меньше суммы поставленных получателем на учет в ТОФК бюджетных обязательств.

Особенности отзыва бюджетных данных

Согласно п. 3.11 Порядка N 104н главные распорядители (распорядители) вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные данные текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах распорядителей (получателей), а главные администраторы (администраторы с полномочиями главного администратора) — неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах администраторов с полномочиями главного администратора (администраторов).

Для осуществления указанной операции формируется отдельное расходное расписание на уменьшение бюджетных данных на сумму отзываемых неиспользованных или нераспределенных бюджетных данных (далее — «отрицательное» расходное расписание).

Обратите внимание! Включение «отрицательных» расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается (п. 3.11 Порядка N 104н).

Указанные в «отрицательном» расходном расписании бюджетные данные учитываются Федеральным казначейством, ТОФК на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) или главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) только после получения протокола (код формы по КФД 0531805), подтверждающего принятие этого расходного расписания на учет ТОФК по месту обслуживания лицевого счета распорядителя (получателя) или администратора с полномочиями главного администратора (администратора), которому адресовано данное расходное расписание, в случае, если указанные лицевые счета открыты в другом ТОФК. Протокол направляется в адрес Федерального казначейства, ТОФК — отправителя представленного «отрицательного» расходного расписания не позднее следующего рабочего дня после его поступления.

Если лицевые счета отправителя и получателя «отрицательного» расходного расписания открыты в одном ТОФК, то оформление протокола не требуется.

Проверка полученных «отрицательных» расходных расписаний на соответствие требованиям, установленным в п. 3.7 Порядка N 104н, осуществляется ТОФК по месту обслуживания лицевого счета адресата данного расходного расписания.

К сведению. Пока не получен протокол об обработке «отрицательного» расходного расписания, последующие расходные расписания по доведению бюджетных данных ТОФК не принимаются (п. 3.11 Порядка N 104н).

Представление бюджетных данных по дополнительному

Иногда учреждения здравоохранения сдают временно свободные помещения в аренду. Согласно п.п. 10, 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ <4> данные учреждения до дня вступления в силу соответствующего федерального закона <5> вправе направлять доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения, в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования на содержание и развитие материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета, с отражением их на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в ТОФК.

<4> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

<5> Имеется в виду закон, определяющий особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Такой федеральный закон на сегодняшний день не принят.

Обратите внимание! Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (в муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения), устанавливается законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

В 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» полномочия по администрированию доходов федерального бюджета по коду 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)» классификации доходов бюджетов закреплены за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом <6>.

<6> Соответствующие полномочия также предоставлены Министерству обороны и Управлению делами Президента РФ.

Как мы отметили выше, средства, полученные от сдачи в аренду недвижимого имущества, являются дополнительным бюджетным источником финансирования. Доведение ЛБО по дополнительному бюджетному финансированию регламентируется гл. 5 Порядка N 104н.

Главные распорядители (распорядители) для доведения (изменения) ЛБО по дополнительному бюджетному финансированию получателям, имеющим право на данный вид финансирования, формируют отдельные расходные расписания. При этом в строке «Специальные указания» расходных расписаний отражается «Дополнительное бюджетное финансирование», а в кодовой зоне заголовочной части формы документа — специальный код «05». Получатели, в свою очередь, должны представить эти расходные расписания в ТОФК по месту обслуживания их лицевых счетов.

Согласно п. 5.2 Порядка N 104н ТОФК при получении данных расходных расписаний не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, осуществляют их проверку на соответствие таким требованиям:

— наименования и коды участников бюджетного процесса, содержащиеся в расходных расписаниях, должны соответствовать их наименованию и кодам, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

— расходные расписания должны содержать номера лицевых счетов, открытых главным распорядителям, распорядителям, получателям — арендодателям в ТОФК;

— коды бюджетной классификации, содержащиеся в расходных расписаниях, должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент их представления;

— в случае уменьшения ЛБО по дополнительному бюджетному финансированию сумма измененных ЛБО не должна быть меньше, чем сумма поставленных на учет в ТОФК бюджетных обязательств за счет дополнительного бюджетного финансирования.

Бухгалтерский учет операций по доведению бюджетных данных

Бухгалтерский учет операций по доведению, распределению и перечислению бюджетных данных осуществляется участниками бюджетного процесса в соответствии с положениями разд. 5 Инструкции N 148н <7>.

<7> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Для учета ЛБО предназначен счет 1 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств» в разрезе следующих аналитических счетов (п. 241 Инструкции N 148н):

— 501 01 000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

— 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»;

— 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

— 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

— 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

— 501 06 000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

— 501 09 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

Учет бюджетных ассигнований ведется участниками бюджетного процесса на счете 503 00 000 «Бюджетные ассигнования» в разрезе следующих аналитических счетов (п. 252 Инструкции N 148н):

— 503 01 000 «Доведенные бюджетные ассигнования»;

— 503 02 000 «Бюджетные ассигнования к распределению»;

— 503 03 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам»;

— 503 04 000 «Переданные бюджетные ассигнования»;

— 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования»;

— 503 06 000 «Бюджетные ассигнования в пути»;

— 503 09 000 «Утвержденные бюджетные ассигнования».

Кроме того, согласно п. 239 Инструкции N 148н номера счетов по санкционированию расходов бюджета в целях отражения бюджетных данных формируются с указанием в 22-м разряде номера счета кода аналитического учета соответствующего финансового года:

1 — текущий финансовый год;

2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

4 — второй год, следующий за очередным.

В качестве примера можно привести счета 501 13 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года», 503 21 000 «Доведенные бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)».

Обратите внимание! Аналитический учет ведется по операциям, отраженным на счетах 501 04 000, 501 05 000, 503 04 000 и 503 05 000, в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств по форме 0504062, установленной в Приложении 1 к Приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» N 148н (п.п. 241, 252 Инструкции N 148н).

Бухгалтерские проводки по отражению операций по доведению бюджетных данных главными распорядителями, распорядителями и получателями приведем в таблице.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражение операций главным распорядителем

Учтены суммы бюджетных ассигнований, доведенных
Федеральным казначейством

1 503 01 000

1 503 02 000

Произведена детализация доведенных бюджетных
ассигнований по соответствующим кодам статей,
подстатей КОСГУ

1 503 02 000

1 503 02 000

Учтены суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственным распорядителям и получателям

1 503 02 000

1 503 04 000

Учтены суммы бюджетных ассигнований, переданных
себе как получателю

1 503 02 000

1 503 03 000

Учтены суммы ЛБО, доведенные Федеральным
казначейством

1 501 01 000

1 501 02 000

Произведена детализация доведенных ЛБО по
соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ

1 501 02 000

1 501 02 000

Учтены суммы ЛБО, переданные подведомственным
распорядителям и получателям

1 501 02 000

1 501 04 000

Учтены суммы ЛБО, доведенные себе как
получателю

1 501 02 000

1 501 03 000

Отражение операций распорядителем

Учтены суммы бюджетных ассигнований, полученных
от главного распорядителя

1 503 05 000

1 503 02 000

Произведена детализация полученных бюджетных
ассигнований по соответствующим кодам статей,
подстатей КОСГУ

1 503 02 000

1 503 02 000

Учтены суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственным распорядителям и получателям

1 503 02 000

1 503 04 000

Учтены суммы бюджетных ассигнований, переданных
себе как получателю

1 503 02 000

1 503 03 000

Учтены суммы ЛБО, полученные от главного
распорядителя

1 501 05 000

1 501 02 000

Произведена детализация полученных ЛБО по
соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ

1 501 02 000

1 501 02 000

Учтены суммы ЛБО, переданные подведомственным
распорядителям и получателям

1 501 02 000

1 501 04 000

Учтены суммы ЛБО, доведенные себе как
получателю

1 501 02 000

1 501 03 000

Учтены суммы бюджетных ассигнований, полученных
от главного распорядителя (распорядителя)

1 503 05 000

1 503 03 000

Произведена детализация полученных бюджетных
ассигнований по соответствующим кодам статей,
подстатей КОСГУ

1 503 03 000

1 503 03 000

Учтены суммы ЛБО, полученные от главного
распорядителя (распорядителя)

1 501 05 000

1 501 03 000

Произведена детализация полученных ЛБО по
соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ

1 501 03 000

1 501 03 000

Обратите внимание! Изменения в показателях бюджетных данных, внесенные в течение текущего финансового года, отражаются в бюджетном учете приведенными в таблице корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета: при увеличении показателей — со знаком плюс, при уменьшении — со знаком минус (п. 239 Инструкции N 148н).

К.э.н., советник государственной

гражданской службы РФ 3 класса

Е.КОРОЛЬ

Подписано в печать

Татьяна Андрюхина.

Общие закономерности восстановления функций после работы состоят в следующем. Во-первых, скорость и длительность восстановления большинства функциональных показателей находятся в прямой зависимости от мощности работы: чем выше мощность работы, тем большие изменения происходят за время работы и (соответственно) тем выше скорость восстановления. Это означает, что чем короче предельная продолжительность упражнения, тем короче период восстановления. Так, продолжительность восстановления большинства функций после максимальной анаэробной работы – несколько минут, а после продолжительной работы (например, после длительного бега) – несколько дней. Ход начального восстановления многих функциональных показателей по своему характеру является зеркальным отражением их изменений в период врабатывания.

Во-вторых, восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а в некоторые фазы восстановительного процесса – и с разной направленностью, так что достижение ими уровня покоя происходит неодновременно (гетерохронно). Поэтому о завершении процесса восстановления в целом следует судить не по какому-нибудь одному и даже не по нескольким ограниченным показателям, а лишь по возвращению к исходному (предрабочему) уровню наиболее медленно восстанавливающегося показателя.

В-третьих, работоспособность и многие определяющие ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его – суперкомпенсация.

Физиологические мероприятия по ускорению процессов восстановления включают в себя контроль за состоянием функций организма, динамикой работоспособности и утомления в период тренировки, а также мобилизацию и использование функциональных резервов организма для ускорения восстановления. Методы и средства ускорения эффективности восстановления представлены в главе 10.

? Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику предстартовому периоду тренировочной деятельности.

2. Дайте характеристику основному периоду тренировочной деятельности.

3. В чем проявляется утомление?

4. Дайте характеристику восстановительному периоду тренировочной деятельности.

5. Охарактеризуйте основные процессы восстановительного периода.

6. Раскройте общие закономерности восстановления функций.

2.5. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий оздоровительной физической культурой

Систематические занятия физической культурой (ОФК не является исключением) вызывают адаптацию (специфическое приспособление) организма к физическим нагрузкам, проявляющуюся в морфологических, метаболических и функциональных изменениях в различных органах и тканях и определяющую тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма, обеспечивающих осуществление данной (тренируемой) мышечной деятельности, и, как следствие, в повышении уровня физической подготовленности (тренированности) занимающегося .

При анализе факторов, определяющих тренировочные эффекты, выделяются следующие физиологические закономерности:

1) основные функциональные эффекты тренировки;

2) пороговые (критические) нагрузки для возникновения тренировочных эффектов;

3) специфичность тренировочных эффектов;

4) обратимость тренировочных эффектов;

5) тренируемость, определяющую величину тренировочных эффектов.

1. Основные функциональные эффекты тренировки. Систематическое выполнение определенного вида (видов) физических упражнений (тренировка) вызывает два основных положительных функциональных эффекта:

• усиление максимальных функциональных возможностей всего организма в целом и его ведущих систем, обеспечивающих выполнение тренируемого упражнения (например, об эффекте тренировки выносливости свидетельствует повышение максимальных аэробных возможностей организма – максимальной аэробной мощности и максимальной аэробной емкости);

• повышение эффективности (экономичности) деятельности всего организма в целом и его органов и систем при выполнении тренируемого вида мышечной деятельности (например, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного человека по сравнению с нетренированным или у одного и того же человека до и после определенного периода тренировки отмечаются меньшие функциональные сдвиги в ЧСС, легочной вентиляции, количестве и уровне сократительной активности скелетных мышц, температуре тела, концентрации лактата, катехоламинов и других гормонов в крови и др.), а также снижение энергетических расходов при выполнении данной нагрузки, в частности снижение потребления кислорода .

2. Пороговые тренирующие нагрузки. Не всякая даже систематическая физическая активность может рассматриваться как тренировка, поскольку повышение функциональных возможностей отдельных органов, систем и всего организма в целом, т. е. тренировочные эффекты, возникает только в том случае, если систематические функциональные тренирующие нагрузки достигают или превышают некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна заведомо превышать обычную (повседневную бытовую, или привычную тренировочную) нагрузку. Поэтому принцип пороговых нагрузок часто обозначают как принцип прогрессивной (нарастающей) сверхнагрузки .

Наиболее существенное правило при выборе пороговых тренирующих нагрузок состоит в том, что они должны находиться в определенном соответствии с текущими функциональными возможностями данного человека (его ведущих для данного упражнения систем), – принцип индивидуализации.

По мере повышения функциональных возможностей тренирующегося человека пороговая тренирующая нагрузка должна постепенно увеличиваться – принцип постепенности в повышении нагрузки.

Основными параметрами физической нагрузки являются :

• интенсивность тренировочных нагрузок, которая определяется по ЧСС и анаэробному порогу (АП) при выполнении глобальных циклических упражнений в процессе тренировки выносливости. Так, чем больше аэробная циклическая нагрузка, тем выше ЧСС. При определении интенсивности нагрузки по ЧСС в основном удается получить представление о нагрузке на сердечно-сосудистую систему (и прежде всего на сердце), тогда как АП связан с метаболизмом в рабочих мышцах. Чем ниже уровень функциональной подготовленности (выносливости) человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки;

• длительность тренировочных нагрузок. Чтобы вызвать тренировочный эффект, тренирующая нагрузка должна быть достаточно длительной. Общая продолжительность занятий физической культурой, при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренировки (выносливости) 10–16 недель, для анаэробной (скоростно-силовой) – 8-10 недель;

• частота тренировочных нагрузок. Данный показатель находится в сложном взаимодействии с другими параметрами тренировочной нагрузки (интенсивностью и длительностью). Он неодинаков для разных контингентов тренирующихся, целей и видов тренировки. В занятиях физической культурой одинаковый эффект может быть достигнут относительно короткими (интенсивными) ежедневными и продолжительными (но менее интенсивными) тренировками 2–3 раза в неделю. Увеличение частоты занятий физической культурой сверх 3-х раз в неделю не дает дополнительного тренировочного эффекта именно в отношении прироста МПК;

• объем тренировочных нагрузок. Интенсивность, длительность и частота тренировочной нагрузки в совокупности определяют ее объем. Если интенсивность достигает или превышает пороговую величину, то общий объем служит важным фактором повышения тренировочных эффектов. В целом, чем чаще и длительнее тренировочные занятия (объем нагрузки), тем больше их тренировочный эффект.

3. Специфичность тренировочных эффектов. Систематическое выполнение упражнения (тренировка) вызывает специфическую адаптацию организма, обеспечивающую более совершенное выполнение упражнения. Такая адаптация проявляется в специфических тренировочных эффектах – наибольшем повышении результата в упражнении и экономичности его выполнения. Отсюда следует, что тренировочные программы должны составляться так, чтобы развивать специфические физиологические способности, необходимые для выполнения данного упражнения или данного вида физической деятельности (принцип специфичности тренировки). Специфичность тренировочных эффектов определяется как составом, так и объемом активной мышечной массы .

4. Обратимость тренировочных эффектов. Это свойство проявляется в том, что тренировочные эффекты постепенно уменьшаются при снижении тренировочных нагрузок или вообще исчезают при полном прекращении тренировок (эффект детренировки). После повышения тренировочных нагрузок или возобновления тренировочных занятий вновь возникают положительные тренировочные эффекты. У людей, систематически занимающихся физической культурой, заметное снижение работоспособности отмечается уже через 2 недели детренировки, а через 3–8 мес уровень физической подготовленности снижается до предтренировочного. Особенно быстро уменьшаются тренировочные эффекты в первый период после прекращения тренировок или после резкого снижения тренировочных нагрузок. У занимающихся физической культурой в течение не очень продолжительного времени большинство положительных тренировочных эффектов исчезает за 1–2 мес детренировки .

Детренировка приводит к уменьшению числа (плотности) капилляров в ранее тренированных мышцах (декапилляризации), утончению (гипотрофии) мышечных волокон, снижению их окислительного потенциала, особенно в медленных мышечных волокнах.

Свойство обратимости тренировочных эффектов диктует необходимость регулярных занятий физической культурой с достаточной интенсивностью нагрузок – принцип повторности и систематичности занятий.

5. Тренируемость. Будучи свойством живого организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических занятий физической культурой, тренируемость характеризует восприимчивость человека к регулярному воздействию занятий, его способность повышать свои специфические функциональные возможности под влиянием систематической нагрузки. Количественно тренируемость (степень тренируемости) может оцениваться величиной тренировочных эффектов: чем больше они в ответ на данную тренировку, тем, следовательно, выше тренируемость .

Тренируемость значительно отличается у людей разного пола и возраста: одна и та же тренировка вызывает у них неодинаковые эффекты. И даже в пределах одной и той же возрастно-половой группы имеются очень большие индивидуальные вариации в тренируемости. У людей одной возрастно-половой группы степень тренируемости в значительной мере определяется исходным (предтренировочным) уровнем функциональных показателей. Разные показатели, характеризующие функциональные возможности разных органов, систем, механизмов и функциональную подготовленность (тренированность) организма в целом, изменяются неодинаково под влиянием тренировки. Однако общее правило состоит в том, что изменение этих показателей тем больше, чем ниже их исходный (предтренировочный) уровень. Степень тренируемости человека тем выше, чем ниже уровень его тренированности (функциональной подготовленности).

По величине и скорости развития тренировочных эффектов выделяются четыре варианта тренируемости :

Высокая быстрая тренируемость: большие эффекты, которые наиболее быстро нарастают в начальном периоде систематических тренировок, а затем изменяются мало, медленно (асимптотически) приближаясь к «уровню насыщения» (максимально возможным тренировочным эффектам).

Высокая медленная тренируемость: большие тренировочные эффекты, нарастающие постепенно, медленно.

Низкая быстрая тренируемость: небольшие тренировочные эффекты, которые нарастают быстро и проявляются уже после относительно короткого периода систематических тренировок, мало изменяясь в дальнейшем.

Низкая медленная тренируемость: небольшие тренировочные эффекты, которые нарастают медленно в процессе систематических тренировок.

Степень тренируемости в большей мере зависит от исходного уровня физиологических функций организма. Этот уровень определяется образом жизни человека, в частности, степенью физической активности, характером питания, предшествующей тренировкой и наследственностью.

Резюмируя, можно сказать, что тренировочные эффекты во многом определяются физиологическими закономерностями, соблюдение которых позволит обеспечить эффективность и результативность занятий ОФК.

? Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о функциональных эффектах тренировки.

2. Каковы пороговые (критические) нагрузки для возникновения тренировочных эффектов?

3. Объясните специфичность тренировочных эффектов.

4. Расскажите об обратимости тренировочных эффектов.

5. Дайте понятие тренируемости как фактора, определяющего величину тренировочных эффектов.

Глава 3
Теоретико-методологические основы оздоровительной физической культуры
3.1. Цели и задачи оздоровительной физической культуры

ОФК – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, утраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды . Основной целью ОФК является укрепление здоровья человека, профилактика заболеваний и восстановление нарушенных функций. Соответственно основными задачами будут являться следующие:

1. Повышение функциональных возможностей организма.

2. Профилактика заболеваний.

3. Индивидуализация оптимальных тренировочных нагрузок в занятиях с оздоровительной направленностью.

4. Использование занятий физическими упражнениями в борьбе с вредными привычками.

5. Приобщение людей различного возраста, пола и состояния здоровья, в том числе инвалидов, к активным физкультурно-оздоровительным занятиям.

6. Внедрение ОФК в повседневную жизнь как неотъемлемого компонента здорового образа жизни.

7. Развитие профессионально важных двигательных качеств, повышение работоспособности.

Основными и наиболее общими принципами применения ОФК следует считать :

• целенаправленность методик ОФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности;

• дифференцированность методик ОФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности;

• адекватность нагрузки ОФК индивидуальным возможностям занимающегося, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем, с целью достижения тренирующего эффекта;

• последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ОФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и весь организм занимающегося;

• комплексность применения методик ОФК.

Перечисленные принципы применения средств ОФК являются обязательными при построении тренировочного комплекса.

? Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основную цель и задачи ОФК.

2. Представьте основные и наиболее общие принципы применения ОФК.

3.2. Принципы построения тренировки в оздоровительной физической культуре

Основные закономерности и построенные на них принципы тренировки в ОФК базируются на дидактических принципах, принятых в образовательной педагогике, и принципах спортивной тренировки (направленности к высшим достижениям; углубленной специализации; непрерывности тренировочного процесса; единстве постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; волнообразности и вариативности нагрузок; цикличности процесса подготовки; единстве взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности) . Однако, будучи пограничной областью между спортом высших достижений, с одной стороны, и лечебной физической культурой – с другой, специфическая сфера ОФК предполагает своеобразие закономерностей и принципов, а также их взаимосвязи (рис. 5) .

Рис. 5. Принципы построения тренировки в ОФК

Принцип доступности. Применяемые программы по ОФК должны быть доступны для занимающихся в координационном и функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим скрининг состояния здоровья и физической подготовленности необходим для снижения факторов риска, снижения вероятности получения травм. В настоящее время большое внимание уделяется разработке программы тестирования занимающихся по ряду показателей, включающих оценку функционального состояния сердечнососудистой системы, физических качеств, методы ортопедического обследования и др.

Принцип «не навреди». Физические упражнения, применяемые в тренировке ОФК, способны активно воздействовать на все органы и системы организма. Их воздействие в широком аспекте на весь организм определяет показания и противопоказания к использованию ОФК.

В качестве противопоказаний к занятиям ОФК выступают состояния, характеризующиеся наличием ограничений в адаптации к физическим нагрузкам:

• острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

• тяжелые органические заболевания ЦНС;

• болезни сердечно-сосудистой системы: аневризма сердца и крупных сердечных сосудов, ишемическая болезнь сердца с частыми приступами стенокардии, перенесенный инфаркт миокарда (до 6 мес), недостаточность кровообращения II–III степени, некоторые нарушения ритма сердца (мерцательная аритмия, полная АВ-блокада), гипертоническая болезнь II–III стадии, тромбофлебит и частые кровотечения любой этиологии;

• болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни;

• заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функции;

• болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функций;

• болезни опорно-двигательного аппарата с резко выраженными нарушениями функций и болевым синдромом;

• прогрессирующее снижение зрения, глаукома, миопия высокой степени.

Однако при этом не исключается применение лечебной физической культуры при строгом соблюдении адекватности тренировочных нагрузок состоянию занимающихся и под строгим медицинским контролем.

Принцип биологической целесообразности. Выбор тренирующих воздействий и их организация производятся исходя из моторной специфики конкретного вида двигательной активности, знаний функциональных и адаптационных возможностей организма. Представления о физиологических механизмах и количественно-временных параметрах развития соответствующих приспособительных перестроек в организме являются объективными предпосылками к принятию конкретных решений по определению содержания и организации ОФК.

Рассмотрим ряд феноменов, лежащих в основе принципа биологической целесообразности .

Феномен сверхнагрузки заключается в том, что если ткань или орган системы вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать. В частности, диапазон интенсивности нагрузки, вызывающий положительные адаптационные изменения в организме (в первую очередь кардиореспираторной системы), должен составлять максимум 50–80 % от ЧСС. Различают кратковременный адаптационный эффект от нагрузки и долгосрочный. После выполненной физической работы наступает утомление, а через некоторое время после него наблюдается улучшение метаболических процессов и функций работающих органов и систем – фаза суперкомпенсации. Наложение срочных адаптивных процессов (при тренировке в фазе суперкомпенсации) приводит к долгосрочным адаптивным изменениям, что возможно лишь при регулярных занятиях на выносливость. В связи с этим ОФК рекомендуется заниматься 3–5 раз в неделю .

Важное значение для построения тренировочных программ ОФК имеет учет специфического воздействия физических упражнений на организм занимающихся, суть которого в том, что наиболее выраженные адаптационные изменения под влиянием физических нагрузок происходят в органах и функциональных системах, которые нагружаются в большей степени, например:

• при занятиях оздоровительным бегом не увеличивается сила мышц верхних конечностей;

• тренировка медленных мышечных волокон не оказывает влияния на быстрые мышечные волокна;

• тренировка на выносливость приводит к увеличению числа сократительных белков, актина и миозина в мышцах, а тренировка на силу – к увеличению митохондрий и капилляров и др.

В связи с этим при планировании тренировок ОФК следует учитывать чередование направленности тренирующего воздействия нагрузок.

При планировании тренировок ОФК нужно брать во внимание факт обратимости адаптационных изменений . При перерыве и прекращении занятий положительные структурные и функциональные сдвиги постепенно снижаются и исчезают.

Программно-целевой принцип. Углубленные знания о физиологических механизмах тренировки, в частности ОФК, позволяют представить процесс как монолитное, многоуровневое целое, дифференцированное на части, содержание и организация которого определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей развития процесса адаптации организма к конкретному режиму мышечной деятельности.

В соответствии с программно-целевым принципом разработки программы тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки . Отсюда процедура программирования – это создание объективно необходимых условий для достижения того конкретного тренировочного эффекта, который выступает в качестве причинной предпосылки к реализации целевых задач тренировки ОФК. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации. На рис. 6 приведена последовательность реализации данного принципа .

страницы: 1 2 3 4 5 6

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх