Бюджетные обязательства

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают ЛБО

Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Можно ли принять сверх лимита

Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

ВАЖНО! Договорные отношения, которые заключаются сверх принятых ЛБО, на основании п. 5 ст. 161 БК РФ признаются недействительными.

За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

  1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
  4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России от 23.08.2013 № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

Т. Сильвестрова, главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение»

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение» № 11/2010

В статье рассмотрена корреспонденция счетов по отражению принятия и исполнения бюджетных обязательств. На примере рассмотрены особенности составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Приведены основные нарушения, допускаемые в учете бюджетных обязательств.

Согласно нормам ст. 6 БК РФ различают расходные, бюджетные, публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.
Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок определения (расчета, индексации).
Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках их бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Постановка на учет бюджетных обязательств

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета по государственным контрактам и иным договорам являются сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее – Сведения об обязательстве). Они составляются по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее – Порядок № 98н).
Сведения об обязательстве представляются в Федеральное казначейство после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.
По бюджетным обязательствам, возникающим у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, Сведения об обязательстве не составляются (п. 2.2 Порядка № 98н).

Предоставлять Сведения об обязательстве можно в электронном виде с применением ЭЦП либо – при отсутствии технической возможности – на бумажном носителе с одновременным представлением документа на машинном носителе. Информация, указываемая в Сведениях об обязательстве и подлежащая проверке, поименована в п. 2.3 и 2.4 Порядка № 98н.
Если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные или утвержденные и неиспользованные сметные назначения по расходам, Федеральное казначейство принимает на учет такое бюджетное обязательство и доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета. Информация доводится путем направления уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 98н.
Аналитический учет операций по доведению показателей, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета:

– финансовым органом в разрезе главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, уполномоченных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

– главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами, уполномоченными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в разрезе подведомственных им распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета соответственно.
Изменения в показателях утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением обязательств, утвержденные в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бюджетном учете на соответствующих счетах санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией № 148н: при утверждении увеличения показателей – со знаком плюс; при утверждении уменьшения показателей – со знаком минус.

Бухгалтерский учет принятия бюджетных обязательств

Приведем корреспонденцию счетов по отражению получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств как получателями), администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм принятых бюджетных обязательств.

Дебет

Кредит

Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители и распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств)

Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение – со знаком плюс, уменьшение – со знаком минус)

КРБ 1 501 03 000

КРБ 1 502 01 000

Суммы принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также суммы внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности

КРБ 2 504 02 000

КРБ 2 502 02 000

Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители, распорядители как получатели бюджетных средств), администраторы источников финансирования дефицита бюджета (в том числе главные администраторы, уполномоченные администраторы как администраторы)

Суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета, подлежащих исполнению за счет доведенных ему бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение – со знаком плюс, уменьшение – со знаком минус)

КРБ 1 503 03 000

КИФ1 503 03 000

КРБ 1 502 01 000

КИФ1 502 01 000

Корреспонденция счетов разработана в соответствии с требованиями п. 249 – 251 и разд. II приложения 1 к Инструкции № 148н . Кодом КРБ обозначен код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета, а кодом КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета.
Показатель за финансовый год, в котором осуществляется отражение операций по доведению лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований и принятия бюджетных обязательств, содержится в 22-м разряде номера счета. Совершаемые операции отражаются:

– в текущем финансовом году – путем проставления цифры 1;

– в первом году, следующем за текущим (очередной финансовый год), путем проставления цифры 2;

– во втором году, следующем за текущим (первый год, следующий за очередным), путем проставления цифры 3;

– во втором году, следующем за очередным, путем проставления цифры 4.

Приведем примеры отражения в бюджетном учете сумм принятых бюджетных обязательств.

Пример 1.

Учреждение 27.10.2010 заключило государственный контракт на выполнение определенного объема работ. Цена контракта – 230 000 руб., что соответствует выделенным учреждению ЛБО и бюджетным ассигнованиям. По условиям контракта учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости контракта. Окончательный расчет производится по истечении 3 дней с момента подписания акта выполненных работ. В ходе выполнения работ цена контракта увеличилась на 10%. Ввиду отсутствия финансирования учреждение в текущем году не погасило свои обязательства. Задолженность по договору на 01.01.2011 составила 23 000 руб. Дополнительным соглашением было предусмотрено, что в результате увеличения стоимости контракта задолженность по нему в размере 23 000 будет погашена в 2011 г.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ — основание

Доведены ЛБО на выполнение работ

1 501 15 226

1 501 13 226

230 000

Расходные расписания (реестры расходных расписаний)

Приняты бюджетные обязательства на основании государственного контракта на выполнение работ

1 501 13 226

1 502 11 226

230 000

Сведения об обязательстве

Перечислен аванс подрядчику

(230 000 руб. х 30%)

1 206 09 560

1 304 05 226

69 000

Контракт, счет

Выполнены работы поставщиком (приняты и исполнены обязательства)

(230 000 руб. х 10% + 230 000 руб.)

1 401 01 226

1 302 09 730

253 000

Контракт, счет-фактура, акт выполненных работ

Одновременно произведен зачет аванса

1 302 09 830

1 206 09 660

69 000

Приняты бюджетные обязательства по дополнительному соглашению к контракту, возникшие в результате увеличения цены, выполняемых работ за первый год, следующий за текущим

1 501 23 226

1 502 21 226

23 000

Дополнительное соглашение к контракту, акт выполненных работ

Перенесены показатели по санкционированию (это делается в первый рабочий день текущего года на основании):

Справка (ф. 0504833)

– отсторнированы показатели принятых бюджетных обязательств методом «красное сторно»

1 501 23 226

1 502 21 226

(23 000)

– поставлены на учет показатели принятых бюджетных обязательств, перенесенные с прошлого года

1 501 12 226

1 502 11 226

23 000

Утверждены ЛБО в 2011 году на погашение кредиторской задолженности по контракту

1 501 15 226

1 501 13 226

23 000

Расходные расписания (реестры расходных расписаний)

Приняты бюджетные обязательства, которые не были приняты в 2010 году

1 501 13 226

1 502 11 226

23 000

Сведения об обязательстве

Произведена окончательная оплата контракта (исполнены денежные обязательства)

1 302 09 730

1 304 05 226

23 000

Контракт, счет-фактура, акт выполненных работ

Пример 2.

Подотчетному лицу выдан аванс на оплату транспортных услуг в размере 3 000 руб. Аванс полностью израсходован не был. Не израсходованная подотчетным лицом сумма (820 руб.) сдана в кассу учреждения (820 руб.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Учреждению доведены ЛБО на оплату транспортных услуг

1 501 15 222

1 501 13 222

3 000

Расходные расписания (реестры расходных расписаний)

Перечислены деньги с лицевого счета учреждения

1 210 03 560

1 304 05 222

3 000

Заявка на получение наличных денег

Приняты бюджетные обязательства по выплате аванса подотчетному лицу

1 501 13 222

1 502 11 222

3 000

Выписка из лицевого счета, Заявка на получение наличных денег

Поступили денежные средства в кассу учреждения

1 201 04 510

1 210 03 660

3 000

Выписка из лицевого счета

Выданы денежные средства в подотчет

1 208 05 560

1 201 04 610

3 000

Заявление, расходно-кассовый ордер

Приняты к учету расходы подотчетного лица

1 401 01 222

1 208 05 660

2 180

Авансовый отчет, ж/д билет

Произведен возврат излишне выданного аванса

1 201 04 510

1 208 05 660

Приходно-кассовый ордер

Перечислены денежные средства из кассы на лицевой счет

1 210 03 560

1 201 04 610

Объявление на взнос наличными

Зачислены денежные средства на лицевой счет

1 304 05 222

1 210 03 660

Произведена корректировка принятых бюджетных обязательств (на сумму возврата неиспользованного подотчетным лицом аванса).

Операция производится методом «красное сторно»

1 501 13 222

1 502 11 222

(820)

Заполним Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128), используя данные примера (корреспонденция счетов составлена с учетом Письма Федерального казначейства от 30.06.2010 № 42-7.4-05/2.2-420 «О порядке составления Отчета о принятых бюджетных обязательствах и Отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности»).

Завершение текущего финансового года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных обязательств на следующий год не переносятся. Таким образом, показатель по счету 1(2) 502 01 000 «Принятые бюджетные обязательства» (при условии, что обязательства не переносятся на следующий год) закрывается путем отражения этой суммы со знаком минус.
Операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств.

Нарушения в учете бюджетных обязательств

Нарушения, допускаемые в учете бюджетных обязательств, выявляемые по результатам проверок, приведем в форме таблицы.

Нарушение в учете бюджетных обязательств

Нарушение норм нормативного документа

Не ведется аналитический учет принятых бюджетных обязательств

Пункт 249 Инструкции № 148н

Не ведется Журнал учета бюджетных обязательств (ф. 0504064)

Пункт 249 Инструкции № 148н

Принятие бюджетных обязательств, не предусмотренных в бюджетной смете

Статья 289 БК РФ,
Приказ Минфина РФ
от 20.11.2007 № 112н «Об Общих
требованиях к порядку
составления, утверждения
и ведения бюджетных смет
бюджетных учреждений» (далее – Приказ № 112н)

Несоблюдение порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета

Порядок № 98н, ст. 161 БК РФ

Бюджетные обязательства, принятые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными на срок, превышающий пределы финансового года, не учитываются в
следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года

Порядок № 98н, ст. 161
БК РФ, п. 239 Инструкции № 148н

Принятие бюджетных обязательств производится не в пределах доведенных по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств (в текущем финансовом году и плановом периоде) и не с учетом принятых и неисполненных бюджетных обязательств

Порядок № 98н, ст. 161 БК РФ, п. 239 Инструкции № 148н

При внесении изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам получатель средств не представил в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство

Пункт 2.12 Порядка № 98н, ст. 161 БК РФ

Суммы бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджета превышают предусмотренные по тем же кодам суммы неиспользованных утвержденных объемов расходов по приносящей доход деятельности (в случае если в форме 0531702 получатель средств федерального бюджета указал в качестве источника исполнения бюджетных обязательств средства от приносящей доход деятельности)

Порядок № 98н, ст. 161 БК РФ

Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства (за исключением оснований, установленных БК РФ)

Статья 283 БК РФ

Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств

Статья 283 БК РФ

Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам

Статья 283 БК РФ

Принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств

Приказ № 112н, ст. 221 БК РФ

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты «перерасходом», проверяйте наличие «свободных» ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже «заблокированы» (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»).

Подробнее о том, за какие правонарушения в бюджетной сфере могут привлечь к административной ответственности, узнайте из материала «Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Извещение о закупке может быть размещено на официальном сайте (в ЕИС) до доведения ЛБО. Пока такое еще возможно, в то время как с 1 января 2017 года Федеральное казначейство будет сопоставлять информацию об объеме ЛБО в Извещениях и в Планах-графиках (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Штрафовать за подобные действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ ревизоры не имеют права. О нарушении можно будет вести речь только после заключения контракта, конечно, если к тому времени не поступят ЛБО. Вывод: если уж размещаете извещение, не обеспеченное «свободными» ЛБО, не пропускайте срок отмены процедуры закупки (Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 6 октября 2015 г. №№ 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и).

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет «частичное» отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно…

Дело в том, что срок принятия бюджетного обязательства в целях ст. 15.15.10 КоАП РФ никак не увязан со сроком и суммой отражения бюджетного обязательства в бухучете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Напомню, что в настоящее время штрафуют только за нарушение порядка бухучета бюджетных обязательств, в планах – привлечение за нарушения в учете ЛБО, ассигнований и денежных обязательств1.

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по ст. 15.15.10 КоАП РФ при формальном наличии на момент принятия обязательств «свободных» ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 «Оплата работ, услуг», 300 «Поступление нефинансовых активов»). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016)…

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты «помимо воли» учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть «автоматически», в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет «однолетний», воспользоваться этим советом не получится… Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет «трехлетним».

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Станислав Бычков,
заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

24 августа 2016 года

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Принять участие

А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ст. 15.15.10 КоАП…

Могут ли оштрафовать по каждому случаю превышения прав на принятие обязательств? Да, могут. Именно так и происходит в большинстве случаев (Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-732/2015, Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-734/2015, решение Ульяновского областного суда № 7-128/2015 от 2 апреля 2015 г., решение Курганского областного суда от 28 января 2015 г. по делу № 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. № 12-2/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. 12-3/2015). Один штраф по нескольким эпизодам – скорее исключение, чем правило. Впрочем, в последнее время становится все больше решений, в которых за несколько случаев нарушения порядка принятия бюджетных обязательств штрафуют один раз (Определение ВС Республики Татарстан от 13 апреля 2016 г. по делу № 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2014 г. по делу № 12-496/2014, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2014 г. по делу № 12-566/2014, решение ВС Республики Хакасия от 26 апреля 2016 г. по делу № 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

НАША СПРАВКА

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по ст. 15.15.10 КоАП РФ будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает «рублем» за такое важное направление работы.
Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает «момент истины» в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы «расшифровать» кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год…

БЛАНКИ

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Другие бланки

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос… Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет?!!

Кроме того, о применении ст. 15.15.10 КоАП РФ речь не может идти, если дополнительные обязательства возникли на основании судебного акта или решения налоговой инспекции о взыскании долга по налогам.

При составлении раздела 3 формы 0503175 надо обособленно отражать принятые сверх бюджетных назначений бюджетные обязательства:

  • по обязательным платежам в бюджет (налогам, сборам);
  • в части публичных нормативных обязательств.

Это не случайно. Если такие обязательства обоснованы, то есть приняты в силу закона и в пределах полномочий организации, протоколы обычно не оформляются.

НАША СПРАВКА

Часто бухгалтеры казенных учреждений задают вопрос: можно ли в конце года перечислить в бюджет налоги и взносы авансом?

По сути, речь идет об оплате обязательств следующего года в пределах ЛБО года текущего. Некоторые специалисты Минфина ничего предосудительного в этом не видят (Письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753). Правда проверяющие могут придерживаться другого мнения… Если вы все-таки решили перечислить такого рода платеж, обоснуйте его. Перечисляйте в бюджет суммы в пределах задолженности по налогам и взносам, которая будет показана в годовых декларациях (расчетах) и подлежит перечислению в первые месяцы следующего года. В конце-концов всегда можно сказать, что в январе к сроку платежа просто могло не оказаться ЛБО и пришлось бы платить пени (штрафы).

Кредиторку прошлых лет можно погасить за счет ЛБО текущего года (Письмо Минфина России от 26 марта 2014 г. № 02-01-04/13195, Письмо Минфина России от 16 февраля 2012 г. № 02-07-10/512, письмо Федерального казначейства от 21 июня 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-257, постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2010 г. № Ф07-11678/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2004 г. № А74-2151/03-К2-Ф02-1275/04-С1, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 апреля 2005 г. № А29-4790/2004а, постановление Шестнадцатого ААС от 23 ноября 2009 г. № 16АП-2489/09). Порядок оплаты таких обязательств может быть определен на уровне публично-правового образования. Например, на оплату кредиторской задолженности учреждение может получить дополнительные ЛБО (п. 6-8 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»). Не дождались доплимитов и погасили долг за счет текущего финансирования – не беда, поступившие потом доплимиты можно будет использовать на текущие нужды (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 29 января 2016 г. №№ 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 02-10-06/21200). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток (ст. 30.3 КоАП РФ).

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

ВНИМАНИЕ!

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (ст. 1.5 КоАП РФ). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно п. 6 ст. 161 БК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх