Бюрократия вебер

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

1 введение

Какая из перечисленных черт характеризует управление как искусство

+Человек как субъект управления

Концепция управления

Моделирование и количественное измерение

Основной характеристикой организации как открытой системы

Готовность пересмотреть свою миссию

+Обмен ресурсами с внешней средой

Лидерство на рынке

Наука управления влияет на его эффективность следующим образом:

Позволяет увидеть и распознать проблему

Формирует профессиональное сознание

+Разрабатывает и вооружает управление новыми методиками

Менеджмент — это:

+Искусство и наука

Наука

Искусство

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

2. Развитие менеджмента как научной дисциплины

Принципы бюрократического метода управления кадрами первым сформулировал:

Ф. Тейлор

А. Смит

А. Файоль

+М. Вебер

Новое научное направление в менеджменте, выделившееся по результатам Хотторнского эксперимента, основано на том положении, что…

работа по управлению — это определенная специальность

постоянное совершенствование технологических операций — залог эффективности организации

разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата — залог повышения производительности труда

+человеческий фактор — основной элемент эффективности организации

Представители школы научного менеджмента в качестве основных задач исследования называли:

Поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

Временной контроль проведения производственных операций

+Максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

Определение функций и принципов эффективного менеджмента

Питер Друкер считается основоположником подхода к управлению:

программного

ситуационного

+системного

процессного

Один из основных принципов управления по Анри Файолю гласит: «Власть не отделима от…»

+ответственности

прибыли

администрации

коррупции

3. Внешняя и внутренняя среда организации

К основным характеристикам внешней среды организации относят…

взаимосвязанность и предсказуемость

определенность и предсказуемость

сложность, подвижность, определенность

+взаимосвязанность факторов, сложность и неопределенность

К элементам, составляющим среду косвенного воздействия на предприятие, относятся…

конкуренты

природно — климатические условия

+международные события

поставщики

Согласно теории менеджмента к факторам внешней среды косвенного воздействия относятся:

+культура

потребители

союзы и общества по интересам

поставщики

Согласно теории управления менеджер может оказывать непосредственное влияние на следующие факторы …

+структура организации

+цели организации

средства массовой информации

конкуренты

В практике менеджмента бизнес в сети Интернет имеет следующие преимущества …

снижает себестоимость товаров за счет снижения качества

ориентирован на нишу рынка и предполагает хорошее знание постоянного потребителя

объединяет систему индивидуальных заказов и массового производства

+обеспечивает снижение затрат и сокращает время вывода товара на рынок

4. Социофакторы и этика менеджмента

Этика – это…

уровень воспитания

+система норм нравственного поведения

форма общественного сознания

общественный институт

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

честность в конкуренции

+социальные гарантии

внимание к потребителям

+справедливую оплату

Этический подход к пониманию социальной ответственности бизнеса означает:

менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование и интересам компании и интересам стейкхолдеров

организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование

деловые организации должны служить интересам их собственников

+организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами

Одним из подходов к этике бизнеса является

индивидуализм

демократизм

либерализм

+утилитаризм

5. Коммуникации в управлении

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных процесса: координация, принятие решений и …

+коммуникации

мотивация

планирование

контроль

Согласно теории менеджмента основными элементами коммуникационного процесса являются…

+отправитель, сообщение, канал, получатель

внешняя среда, отправитель, сообщение, получатель

отправитель, невербальная информация, канал, получатель

организация, отправитель, сообщение, получатель

Согласно теории менеджмента в информационной сети ____ один руководитель контролирует деятельность нескольких подчиненных, информационные потоки исходят из одного центра, что позволяет быстро приступать к действиям.

«палатка»

+»звезда»

«шпора»

«круг»

С точки зрения теории менеджмента среди барьеров межличностных коммуникаций отсутствует(-ют)

использование методов демагогии

семантические барьеры

невербальные преграды

+информационные перегрузки

Целями обмена информацией не является:

повышение эффективности деятельности организации

+выбор наиболее экономичной альтернативы

обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям

выбор альтернативы из большинства возможных вариантов

6. Процесс принятия управленческого решения

При формировании последовательности действий в процедуре принятия управленческого решения под этапом «идентификация проблемы» понимается…

Выбор единственной альтернативы

Анализ отклонений от нормативных значений

+Описание проблемной ситуации

Формирование перечня альтернатив

Доведения заданий до исполнителей в процессе реализации управленческого решения означает постановку перед каждым исполнителем конкретных задач и их определение…

+их прав, обязанностей и функций в исполнении решения

их отношения к реализуемому решению

их возможностей по его реализации

уровня оплаты и их труда

При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы…

будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях

взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и примете решение по принципу «из двух зол меньшее»

не проводя предварительного анализа ситуации, примете решение под воздействием импульса, что выбранный вариант действий — самый лучший

+определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и выберете наилучшую

Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения ориентирован на ….

выработку специалистами творческих идей при помощи ассоциации

+коллективную выработку творческих идей

применение единоличной власти эксперта

разработку детального алгоритма процесса решения проблемы

Отправным этапом проверки исполнения управленческого решения должно быть…

планирование реализации решения на будущий период

наблюдение и измерение проверяемых процессов и явлений

сравнение результатов проверки исполнения решения с заданными стандартами

+определение параметров функционирования организации, подлежащих проверке

7. Стратегическое планирование как функция управления

Результатом текущего планирования является:

+Годовой план

Миссия

Инвестиционный проект

Стратегический план

Процесс определения направления развития организации и разработки практических мер для достижения целей организации в менеджменте называется..

контролем

организацией

прогнозированием

+планированием

Прогнозирование в теории менеджмента – это метод управления, в котором используется …

+текущие допущения о будущем развитии событий

анализ соответствия плановых и фактических показателей

данные о влиянии внешних факторов на предприятие

+накопленный в прошлом опыт

Какие из методов прогнозирования в теории менеджмента требуют наличия информации о прогнозируемом параметре проекта за предыдущие периоды…

+метод экстраполяции

экспертные оценки

разработка регрессивной модели

«мозговая атака»

К объектам планирования в организации не относятся…

+квоты

кадры

маркетинг

финансы

8. Организационные формы и структуры управления

Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий называется ________ полномочий.

Снятием

+Делегированием

Распределением

Сужением

Права менеджера использовать определённые ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач являются сутью термина

власть

ответственность

делегировани

+полномочия

Для небольшой фирмы, производящей один или несколько видов продукции или услуг, с точки зрения теории менеджмента наиболее приемлема организационная структура

дивизиональная

матричная

неформальная

+линейно-функциональная

В менеджменте дивизиональное деление организационной структуры основывается на таких принципах, как…

+продуктовый (продуктивный)

политический

+географический

потребительский

Принцип ответственности в менеджменте означает

+Необходимость несения наказания за невыполнение возложенных заданий

Знание менеджером объекта управления

Вертикальное разделение управленческого труда

Выделение уровней управления и выстраивание иерархии

9. Контроль как функция управления

Сущность координации как общей функции управления заключается в …

удовлетворении потребностей клиентов

максимизации прибыли

+своевременном принятии мер по обеспечения равномерного хода производства

обнаружении проблемы в процессе производства

Система эффективного контроля должна обладать следующими характеристиками: своевременностью, гибкостью, простотой и …

структурностью

+экономичностью

+формализованостью процедур

много вариантностью методов и способов проведения контроля

Система проверки соответствия функционирования объекта управления в заданные моменты времени называется…

обоснованием

+контролем

регулированием

руководством

Предварительный контроль на конкретном участке ведения работ предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ и предшествует процессу…

Анализа среды организации

Установки производственного оборудования на данном участке

Планирования

+Осуществления хозяйственных операций

К типам контроля в менеджменте не относят ________ контроль.

предварительный

завершающий

текущий

+мотивирующий

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера административной школы управления

Фундаментальные основы менеджмента, заложенные школой научного управления, активно развивались представителями административной школы управления, одним из представителей которых был Макс Вебер, особое внимание уделивший построению идеального типа организации. Его исследования привели его к выводу, что идеальной организацией с точки зрения управления является рациональная бюрократическая организация. На основе своих исследований Вебер выдвинул концепцию принципов рациональной бюрократии.

Кроме А. Файоля, из других выдающихся представителей административной школы можно отметить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмент персонала» или управление рабочей силой и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии». М. Вебер дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул такое положение:

Бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

М. Веберу разработал концепцию оснований власти: «Три чистых типа законной власти».

Легитимность власти – ключевой критерий всех административных систем. В своей теории Вебер сформировал пять концепций законности полномочий:

На основе данных концепций Макс Вебер разработал 8 принципов структурирования властных систем:

В итоге своих исследований Вебер сформировал теорию рациональной бюрократии:

  1. Четкое разделение труда приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
  5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
  6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Развитая бюрократия характеризуется рациональной организацией, высокой степенью разделения труда, повышенной эффективностью, производительностью, а также обладает комплексной иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм на все случаи. Теория рациональной бюрократии предполагает, что все принимаемые решения являются наиболее объективными.

Аппарат управления организацией состоит из отдельных чиновников.

Критерии рациональной бюрократии

Согласно концепции Вебера, бюрократы – это профессиональные управленцы, без которых невозможно существование современного общества в любой организованной форме. Власть в государстве и организации опирается на деятельность бюрократов-управленцев, которые представляют собой профессионально подготовленных специалистов. При этом основной и единственной задачей таких специалистов является компетентное управление вверенными им процессами. Это абсолютная форма управляющего воздействия, которая не создает добавочной стоимости продукции организации и материальных ценностей, однако выполняя фундаментальные функции организации процессов, благодаря которым создается полезная для общества продукция.

Бюрократическая организация в этом плане представляет собой рациональным образом действующее предприятие, решающее поставленные задачи для достижения основной цели. Основной целью для коммерческих организаций является получение прибыли, для некоммерческих – удовлетворение определенных потребностей общества. Решение задач, которые стоят перед такой организацией, осуществляется за счет управляющего воздействия компетентными и беспристрастными исполнителями, действующими в соответствии с законодательством.

Отличительной чертой бюрократической организации является упорядоченность делопроизводства. Все существующие процедуры и процессы должны быть регламентированы, а все решения, принятые уполномоченными лицами, должны быть задокументированы и выполняться в строгом соответствии с документом. Отступление от документально оформленных решений расценивается как должностной проступок.

С точки зрения организации деятельности предприятие согласно концепции рациональной бюрократии опирается в своей деятельности на строго установленную должностную субординацию и иерархию начальников и подчиненных. При этом вся деятельность внутри организации осуществляется в форме письменных документов, которые должны храниться определенное время.

Также следует отметить, что свобода от субъективизма и влияния личных интересов позволяет принимать управленческие решения основанные на объективных интересах организации, как единого механизма. Это, в свою очередь, обеспечивает гарантию безопасности и не допускает произвола конкретных руководителей и подчиненных.

Таким образом, в рамках концепции рациональной бюрократии М. Вебера организация, действующая на бюрократических принципах, представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

В дальнейшем в западных странах теория М. Вебера модернизировалась, совершенствовалась, обогащалась новыми идеями и конструкциями, особенно в американской школе управления.

Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

  • отрыв аппарата управления от организации;
  • невозможность полного беспристрастия;
  • в бюрократической организации заложен антидемократизм;
  • необоснованное повышение формализма ради соблюдения процедуры;
  • расширение бюрократического аппарата усложняют контроль;
  • отказ от прямых коммуникаций.

Согласно же концепции рациональной бюрократии управление организацией в соответствии с принципами данной теории приближается к совершенному менеджменту в плане точности, дисциплинированности, обеспечении интенсивного и экстенсивного развития предприятия, а также за счет обеспечения универсальности управленческого процесса, который может быть применен к любым задачам.

В результате, функциональная структура управления и управленческие решения в бюрократической организации предстают в виде явления, которые характеризуются присущем современному обществу рациональному развитию. Ранее многие крупные компании и корпорации практиковали определенную наследственность в передаче власти, например, когда глава корпорации, создавший ее, уходил на пенсию, а управление переходило в руки его сына. Согласно же принципам рациональной бюрократии данный подход может быть вреден для организации, как системы. Так как новый глава может и не обладать теми навыками, которые позволили его предку создать корпорации, а значит, и управлять ею он не сможет. Роль организаций в обществе очень велика, поэтому власть в них не должна передаваться по наследству, она должна быть сосредоточена в руках людей, которые обладают специальными знаниями и профессиональными навыками управленцев.

В этом проявляется рационализм, как специфическая черта бюрократии, которую Вебер считал воплощением рациональной природы рыночной экономики.

Также следует отметить роль, которую играют в бюрократической организации управленцы-специалисты, обладающие профессиональными способностями к управлению и пользующиеся методами науки управления. В этом случае организация будет эффективно функционировать, что достигается за счет распределения обязанностей между членами организации согласно утвержденному регламенту. Во-первых, это дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях, а во-вторых, четко разграничивает ответственность за все результаты деятельности организации и отдельных ее подразделений. Строгая иерархия в организации позволит контролировать вышестоящим лицам выполнение заданий их подчиненными. Инструкции, в том числе и должностные, обеспечивают единый характер управленческой деятельности и позволяют применять общие инструкции для решения частных проблем и вопросов в кратчайшие сроки. В то же время безличность административной деятельности позволяет исключить эмоциональное принятие решений лицами, наделенными для этого полномочиями, за счет того, что управленцы перестают быть индивидами в общем механизме организационной деятельности, а представляют собой источник властных распоряжений, соответствующих их должности.

Однако, бюрократические структуры подвергались и критике:

  • трудности бюрократии связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм;
  • снижение гибкости управления в пользу повышения уровня формализации;
  • отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на изменение внешних условий.

Устранение данных проблем повышает эффективность модели рациональной бюрократии за счет совершенствования справедливого и объективного управления.

В конце концов, для расширения возможностей организаций реагировать на происходящие изменения и вводить новшества были разработаны специальные адаптивные структуры. Однако, концепция рациональной бюрократии оказала значительное влияние на эволюцию современного менеджмента.

Влияние рациональной бюрократии М. Вебера на современный менеджмент

Рациональную бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии, так как ее характеристики хорошо подходят для большинства промышленных предприятий, различных организаций и государственных учреждений.

Современные теории бюрократии, происходящие от концепции рациональной бюрократии М. Вебера, дополняют ее необходимостью учета субъективного фактора, который М. Вебер отрицал, и идей продвинутого самоуправления.

Учет субъективного фактора опирается на человеческие аспекты, связанные с управлением организацией, социально-психологические аспекты поведения менеджеров. Хотя, как считал, М. Вебер они должны быть беспристрастными, на практике люди не всегда могут отстраниться от личных особенностей при принятии решений.

Идея продвинутого самоуправления базируется на теории участия рядовых членов организации в вопросах управления предприятием. В отношении современных теорий бюрократии речь идет об использовании обратной связи между руководителем и подчиненными.

Продолжая логику данной теории можно определить, что сегодня бюрократическое управление является самым рациональным формально-техническим способом для управления организациями и персоналом. Преимуществом бюрократического управления выступают профессиональные знания, незаменимость которых обусловлена современной техникой и экономикой, так как потребность постоянного, строгого и расчетливого управления предопределяет необходимость в бюрократии, как фундаментального принципа управления предприятием. Даже небольшие предприятия малого бизнеса не могут полностью обойтись без бюрократических принципов: им необходимо взаимодействовать с бюрократическими по своей природе организациями, например, налоговой службой и Пенсионным Фондом РФ.

Признавая эффективность бюрократической организации, Вебер выражал опасение, что распространение бюрократических принципов неизбежно повлечет за собой уничтожение индивидуальности и утрате возможности реализации личных качеств. Поэтому впоследствии произошел постепенный переход от рациональной модели бюрократии к более реалистичным моделям, которые опирались на бюрократические принципы, но представляли современную им бюрократию как естественную систему. Естественная система организации, работающей по бюрократическим законам, включает в себя также прямо противоположные принципы.

Например, наряду с рациональными моментами в организации существуют иррациональные. К таким может относиться выделение отдельных приоритетов над общей целью организации на какой то период времени, как правило, для обеспечения большей эффективности организации в будущем. Формальные принципы могут соседствовать с неформальными. В частности наряду с традиционными приказами, распоряжениями руководители могут использовать для принятия решения общие собрания сотрудников, элементы совещаний с подчиненными для принятия более взвешенных решений, которые позволят обеспечить процветание компании в будущем. Эмоционально-нейтральные отношения внутри организации могут соседствовать с личностным общением. Например, руководитель может интересоваться личной жизнью и успехами своих подчиненных, в остальное время оставаясь профессиональным управленцем, действующим в интересах организации.

В современных концепциях бюрократии появилось также понятие дисфункции, предложенное Мертоном. По его мнению, «наиболее часто возникающая дисфункция бюрократии – это перенос управленцами акцентов с целей организации на средства их достижения». Средства достижения цели, иерархия власти, дисциплина, соблюдение правил, инструкции, приказы, распоряжения и т.п., становятся самоцелью для руководителей, которые забывают о более важном – цели существования организации, которой они руководят. Замещение главных целей побочными, возникновение иррациональных целей внутри бюрократической организации также является дисфункцией бюрократии.

Нельзя считать, что причиной этому является теория Вебера, наоборот, это объективный процесс, характерный для современного общества, но, согласно концепции рациональной бюрократии, он недопустим в рациональной бюрократической организации. Таким образом, теория Вебера предусматривала исключение возможных проявлений злоупотреблений властью, которые сейчас пытаются обойти с помощью более жестких методов, хотя по Веберу они должны пресекаться вышестоящими руководителями, так как являются нарушением основных принципов функционирования рациональной бюрократической организации.

Впоследствии, когда идеи административной школы управления, стали сдавать позиции перед новыми течениями менеджмента, идеями школы человеческих отношений и разработки поведенческих наук, а затем и школы науки управления, концепция Вебера неоднократно расширялась и дополнялась его последователями и сторонниками принципов бюрократического управления. Влияние, оказанное теорией Вебера, на современный менеджмент опирается на внедрение в традиционные бюрократические процедуры учет субъективного фактора и идей продвинутого самоуправления.

Следует отметить, что в современной парадигме управления сложно представить успешную организацию, которая бы использовала концепцию рациональной бюрократии Вебера в ее чистом виде. В современном динамичном мире организациям необходима гибкость, а менеджерам возможность адаптироваться под окружающую среду. Концепция Вебера подвергалась критике как раз за отсутствие таких возможностей у рациональной бюрократической организации. В то же время концепция Вебера опиралась на принципы рационализма, которые несовместимы с нанесением ущерба деятельности организации и ее целям. Поэтому и действия управленцев, связанные с использованием субъективного подхода и продвинутого самоуправления, следует считать рациональными действиями, так как они повышают эффективность работы организации и способствуют достижению целей организации. Так, например, одна из самых прогрессивных концепций современности, концепция управления Деминга выдвигает в качестве главной цели всеобщее процветание, что является рациональной целью, опираясь таким способом на отдельные элементы рациональной бюрократии Вебера.

Выводы

Центральное место в концепции рациональной бюрократии М. Вебера занимает идея достижения максимального упорядочивающего эффекта за счет предельной формализации и нормативного закрепления структуры и функций чиновников, а также четкой специализации персонала. Переход к специализированному труду делает его более продуктивным.

Согласно концепции рациональной бюрократии М. Вебера чиновник на своей должности является не простым человеком и даже не классическим бюрократом в одиозном понимании данного термина, он является носителем определенных должностных обязанностей. Четкая регламентация делает поведение работников и всей организации предсказуемым.

Бюрократия– специфическая форма социальных организаций в обществе, в которых центры исп власти практически независимы от большинства их членов. Бюрократия – узкая привилегированная чиновничье-административная каста. С развитием гос-монополистического капитализма превратилась в универсальную форму социальной буржуазной организации вообще. Основные черты бюрократии – формализм, произвол. Главное орудие борьбы с капитализмом – всестороннее развитие социалистической демократии, всё больлшее привлечение трудящихся к управлению, развертывание критики и самокритики.

Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М, Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни.

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Минский филиал МЭСИ
Кафедра бухгалтерского учета и финансов
Курсовая работа
по дисциплине Организационное поведение
Тема: Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и слабые стороны бюрократии.
Студент
Ф.И.О., № зачетки, группы подпись Дата
Руководитель
Ф.И.О. подпись Дата
Зарегистрировано на кафедре
Ф.И.О. Подпись Дата
Минск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1 ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БЮРОКРАТИИ..
1.1 Понятие бюрократии………………………..……………………
1.2 Личность и поведение в бюрократической организации ………
1.3 Достоинства и недостатки бюрократии …………………………
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ УКПП «ВИТЕБСКОЕ ГЖКХ» ……….
2.1 Общая характеристика предприятия ……………………………
2.2 Организация деятельности в УКПП «Витебское ГЖКХ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………..
3
5
5
10
16
20
20
22
24
26
27

ВВЕДЕНИЕ
Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и Макс Ведер, и Вильгельм Вундт.
Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики.
Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.
Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои профессиональные обязанности, обособленные от его личности. Имея дело с кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая — либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.
Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества. Она характерна не только для западного обества, но и для восточного. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства — все они имели свою бюрократию на подобие той, какая сохраняется на крупнейших современных капиталистических предприятиях.
В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в связи со своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую психологическую форму и признаки.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности бюрократической организации и выявление ее сильных и слабых сторон.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

      Определить понятие бюрократии и ее признаков;
      Показать особенности бюрократической организации и поведение сотрудников в ней;
      Выявить достоинства и недостатки бюрократии.

1 ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БЮРОКРАТИИ
1.1 Понятие бюрократии
Бюрократия (bureaucracy, от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Признаки бюрократии.
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.
Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.
1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.
2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.
3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.
Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.
Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.
Бюрократия может формироваться несколькими способами:
1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.
2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.
3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.
4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.
Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.
Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.
Хотя в эпоху буржуазных революций бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах и т.д.
В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.
Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной.
1.2 Личность и поведение в бюрократической организации
Бюрократическое управление возникло еще в Римской империи. Ему присущи ясно обозначенные цели; четкое разделение труда между частями организации и отдельными людьми; наличие правовой регламентации деятельности; авторитет руководителя, основанный на должности; обязательные для всех правила и процедуры принятия решений.
В 1916 г. Максом Вебером была сформулирована концепция «рациональной бюрократии». Последняя, по его мнению, характеризуется следующими основными признаками:

      отделенностью управляющих от собственников;
      глубоким разделением труда по функциональному принципу, то есть по отдельным направлениям деятельности, что позволяет использовать узких специалистов-экспертов;
      наличием канцелярии, или «бюро» (сегодня — офиса), являющегося материальной базой господства бюрократии, где собраны основные документы и откуда осуществляется процесс руководства;
      четким построением по иерархическому принципу, то есть, на основе ступенчатого подчинения; зависимостью числа уровней управления и руководителей от общего количества подчиненных;
      ответственностью каждого перед вышестоящими уровнями как за свои действия, так и за действия подчиненных;
      лояльностью работников по отношению к организации; обязанностью подчиняться распоряжениям руководителей и официальным ограничением их власти, расширение границ которой противоречит принципу «бюрократического авторитета»;
      системой обязательных правил, норм, формальных процедур, определяющих права, обязанности и ответственность работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля; координации деятельности. Строгое следование общим правилам, по мнению Вебера, призвано элиминировать возможные отклонения при выполнении заданий, вызываемые индивидуальными различиями, личными соображениями и эмоциями, тем самым способствовать одинаково справедливому отношению ко всем лицам, а следовательно развитию демократических принципов администрации;
      построением внутренней системы отношений на формальных началах — как взаимодействия между должностями, а не личностями;
      соответствием технической квалификации занимаемой должности, что ограждает служащих от произвола увольнений;
      подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим должностным повышением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов. Вебер считал, что это должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников, развивать среди служащих корпоративный дух, отождествление себя с организацией, стимулировать их интенсивную деятельность в ее интересах;
      поощрением сотрудников исключительно за техническую компетентность.

Все это вместе, по мысли М. Вебера, делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает координации деятельности, повышает производительность труда, облегчает контроль.
Вебер видел в бюрократической форме администрации систему, превосходящую другие по своей точности, устойчивости, строгости, дисциплине подчинения и считал, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит по сравнению с другими организациями точно так же, как машина в сравнении с немеханическими формами производства». Главные достоинства бюрократии по Веберу состоят в быстроте, принятия решений, компетентности, стабильности, минимальной конфликтности, обеспечиваемой единоначалием. Поэтому он считал бюрократию необходимым и неуничтожимым атрибутом любой организации.
Развитие бюрократии и господство формальных принципов ее работы обусловлено естественным процессом специализации в сфере управления и лавинообразным увеличением объема информации. Это ведет к увеличению потребности в штабных специалистах, постоянному повышению их роли в организации, и одновременно усложнению контроля за ними, что увеличивает относительную самостоятельность бюрократии.
Бюрократическая организация внутренне противоречива. С одной стороны, чиновники компетентны, быстро действуют, готовы выполнять любой приказ, не взирая на лица; с другой стороны, при этом игнорируется специфика конкретной ситуации, действия осуществляются в соответствии с предписаниями, нарушение которых карается более строго, чем ошибки, ограничивается свобода поведения, преобладают формальные связи и отношения. Такое положение обусловлено особенностями самой организации и положением сотрудников в ней.
Во-первых, они являются наемными работниками, всецело зависимыми от своих руководителей.
Во-вторых, несмотря на формально жесткую структуру бюрократической организации, полномочия и ответственность внутри нее четко не разграничены, размыты, «распылены», достаточно условны, в результате чего возникают зоны, свободные от регулирования и контроля, где одинаково допустимым и законным считается любое решение.
Такая неопределенность укрепляет режим личной власти руководителей и возможность практически беспрепятственно вмешиваться в работу подчиненных, вынужденных беспрекословно исполнять их распоряжения. Причем, с ростом должностного положения руководителей в управленческой структуре их безнаказанность и безответственность возрастают.
В-третьих, личный вклад сотрудников в общий результат не может быть объективно измерен и оценен. Это обусловлено как обезличенным характером деятельности, в которой нивелируются и растворяются индивидуальные усилия каждого, так и способом самой оценки. Последняя осуществляется руководителем на основе формальных показателей, а то и вовсе без них, и во многом зависит от его личных симпатий или антипатий, а, следовательно, весьма субъективна. В то же время, такая оценка в решающей степени определяет судьбу сотрудника.
Эти обстоятельства накладывают определенный отпечаток на поведение сотрудников бюрократической организации всех рангов.
Прежде всего оно характеризуется стремлением сохранить любой ценой, порой даже путем преступления, должность как основной и чаще всего единственный источник существования. Поэтому чиновник противятся любым, даже самым полезным изменениям в организации. И это не случайно, ибо как специалисты они практически полностью дисквалифицированы.
Не только рядовые исполнители, но и менеджеры в угоду безопасности и экономии времени стремятся выполнить свою работу с помощью набора формальных стандартизованных приемов и методов, избавляющих от необходимости думать; слепо подчиняются желаниям руководства, ориентируются в работе на внешний эффект, достижение которого в первую очередь оценивается и поощряется. Это приводит к выбору не лучших решений, блокированию или фальсификации любой жизненно важной информации, если она опасна для их положения.
Стремясь упрочить его и показать собственную незаменимость, работники аппарата управления придумывают для себя дополнительные виды деятельности, абсолютно бесполезные с точки зрения реальных целей организации, но обеспечивающие им должностной рост. Связано это с тем, что для их осуществления возникает потребность в новых исполнителях, над которыми прежние уже становятся руководителями, а их бывшие начальники поднимаются еще на одну ступень по служебной лестнице.
В то же время, отсутствие объективных критериев оценки сотрудников приводит к тому, что людей, достигших уровня некомпетентности, которым закрыт путь на верхние должности, никто не решается отправить на нижние или на пенсию, и их начинают перемещать по горизонтали.
Аппаратчики укрепляют свои позиции также с помощью сложной и запутанной системы норм, правил, которые заменяют прямую власть и снижают конфликтность (являясь по своей сути приказами, они по форме безличны и касаются в равной мере всех). Правилами заслоняются как щитом; на них нельзя обидеться; с их помощью легче выполнять распоряжения даже нелюбимого руководителя; в то же время, от них можно отступать и идти на уступки.
Сотрудники бюрократической организации защищают себя и круговой порукой, действующей в рамках неформальных объединений. Руководство в таких условиях оказывается по существу изолированным от реальной жизни организации, слабо представляет себе истинное положение дел в ней, а поэтому не способно выработать правильную стратегию и целенаправленно действовать в соответствии с ней, зачастую творя произвол.
Западные специалисты выделяют две категории аппаратчиков — добросовестных и своекорыстных. Первые искренне верят в свою незаменимость, считают, что действуют во имя общих интересов, хотя к интересам каждого в отдельности относятся безразлично; вторых волнуют только личные проблемы, ради решения которых они готовы идти на все.
В итоге возникает бюрократизация управления, характеризующая способ функционирования аппарата, обусловленный не личными качествами сотрудников (последние могут только усиливать или ослаблять проявление ее тенденций), а особенностями их положения в нем.
В этих условиях результат управленческой деятельности оказывается зависимым не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, и прежде всего личных способностей руководителей их заинтересованности в достижении целей организации.
Положение усугубляется тем, что в бюрократических организациях отсутствует объективный механизм выявления, анализа и ранжирования реальных и потенциальных проблем (в результате многие из них игнорируются, или вообще остаются неизвестными), определения приоритетов в деле их решения, оптимальных сроков, применяемых методов.
Все это приводит к замедленным, а то и ошибочным реакциям на изменение ситуации и снижению общей эффективности процесса управления.
Бюрократический подход к управлению мог с определенной степенью успеха осуществляться применительно к организациям, напоминающим по своей сути армейские подразделения, где люди являются «винтиками» и их индивидуальность игнорируется: гигантским фирмам и государственным учреждениям, Но ¦ для рыночной организации он оказался непригодным, ибо сковывал свободу ее действий в меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.
Уничтожить бюрократию нельзя, хотя бы потому, что управленцы все же нужны; нельзя заставить ее не быть бюрократией; ее можно лишь в какой-то степени держать «в узде», ослабляя или предотвращая некоторые негативные проявления и последствия ее господства.
1.3 Достоинства и недостатки бюрократии
Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации. Концепция бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества.
и т.д……………..

Обосновывая преимущества «бюрократической формы» организации, основанной на специализации функций, иерархии и карьере, Вебер подчеркивает, что она обеспечивает высокую эффективность, позволяя применять расчеты и вычисления. Отстаивая «бюрократическую администрацию», Вебер прибегает к тем же аргументам, которыми пользуются тейлористы, обосновывая «научный менеджмент». В частности, ему принадлежит следующее сравнение: «Полностью развитый бюрократический механизм выглядит в сравнении с другими организациями точно так же, как машина в сравнении с немеханическими видами производства».

преимущества бюрократии – точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность – отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

В настоящее время помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за решения лишь теоретически.

Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи пытались модифицировать концепцию.

По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.

Бюрократическая структура организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики и способствовала становлению организации в современном ее понимании.

Она позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации.

Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков.

К числу недостатков следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость этой структуры, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам.

Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами.

В начале века внешняя среда, в которой функционировало большинство предприятий, менялась незначительно, и лишь последующие потрясения и бурное развитие промышленности и техники привели к тем ситуациям нестабильности и жесткой конкуренции, с которыми приходится иметь дело современной организации.

От современной организации нередко требуются принципиально новая адекватная реакция на изменения ситуации, принципиально новые управленческие решения.

Сегодня трудно однозначно сказать, что принципы рациональной бюрократической структуры затрудняют возможность быстрого реагирования, что в бюрократической структуре больше недостатков, чем достоинств.

Высокий уровень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, присущий бюрократической структуре, является скорее положительным, чем отрицательным, фактором в нестабильной конкурентной ситуации, в которой приходится функционировать современной организации.

Однако настоятельный поиск путей повышения эффективности деятельности организаций затронул и организационные структуры и привел к возникновению принципиально новых их видов, подтвердивших свою жизнеспособность.

Поэтому, формируя заново или изменяя структуру организации, руководителю надо четко представлять те возможности и недостатки, которые присущи каждой из используемых сегодня организационных структур.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх