Договор материальной ответственности с водителем

Договор о материальной ответственности с водителем — это соглашение между работником и работодателем о том, что работник (в данном случае водитель) обязуется возместить убытки за вверенное ему имущество (транспортное средство).

В нашем случае такое соглашение заключат только с инкассатором, экспедитором или водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей, как правило, на грузовом автомобиле. В остальных случаях договор юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).

Содержание

Какая ответственность бывает

Статья 243 Трудового кодекса РФ гласит: договор о полной матответственности может быть заключен не со всеми, а только с определенными категориями работников.

Законодательство определяет, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб. При этом ответственность бывает:

  • ограниченная;
  • полная.

Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он обязан полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).

Однако, законодатель исходит из того, что честный труженик чаще всего наносит вред в результате отсутствия предусмотрительности или небрежности. Случаи, когда работник несет полную материальную ответственность, предполагают некие исключительные обстоятельства, например, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение преступления и т.д. Работник отвечает в полном объеме, даже если договор о полной материальной ответственности не заключен.

Если вы в «Перечне…”, значит материально ответственны

Также полная матответственность наступает у представителей тех должностей, которые непосредственно допущены к ценностям и денежным средствам. С ними соответствующее соглашение, образец которого скачаете ниже, заключается в обязательном порядке. Есть даже специальный перечень должностей, с представителями которых работодатель вправе заключать договор о полной матответственности. Он содержится в «Перечне должностей и работ…», утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Эти лица несут индивидуальную ответственность, что вполне логично, ведь им конкретно вверены ценные вещи. Каждый способен представить, какие это профессии — кассир, бухгалтер, экспедитор.

Какой водитель автомобиля обязан скачать образец соглашения

Далее разберемся, в каких случаях и кому понадобится образец договора материальной ответственности водителя экспедитора — его заключение с экспедитором правомерно и даже обязательно, если:

  • должность сотрудника включена в указанный Перечень;
  • он допущен к материальным ценностям непосредственно.

Сразу скажем, что такая должность, как «водитель» не содержится в Перечне, в этом документе есть только указание на инкассатора. Таким образом, соглашение, предусматривающее, что водитель отвечает полностью за вред, причиненный автомобилю, по своей сути не соответствует законодательству и даже в случае его заключения признается незаконным, что соответствует судебной практике.

Водитель отвечает за груз или за грузовой транспорт?

Итак, в каких же случаях может быть заключен договор о полной матответственности с представителями этой профессии тогда, когда совмещаются функции по управлению автомобилем с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо является еще и инкассатором, экспедитором или просто занимается транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, но и их выдачей, хранением, учетом.

Однако, надо учесть, что отвечает сотрудник за груз, а не за грузовой транспорт. Грубо говоря, договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это не важно) не имеет силы, даже если происходит подобное совмещение.

Почему — обосновано выше: такой профессии в Перечне, утвержденном Правительством, не содержится. Поэтому, при причинении вреда грузовому транспорту, полностью возмещать вред водитель не обязан — это риск нанявшей его компании. Исключение: работник создал ДТП намеренно в результате преступления.

Реквизиты соглашения и образец

Типовая форма подобного соглашения утверждена Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование ее желательно, так как некоторые проверяющие органы (Трудовая инспекция, например) настоятельно рекомендуют такой образец.

Договор с водителем экспедитором о материальной ответственности можно скачать, образец представлен ниже. Обязательные реквизиты вполне стандартны: наименования и данные стороны, время и место заключения. В этом случае о полной матответственности говорится отдельно.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 22 августа 2017 г.

О видах материальной ответственности мы рассказывали в нашей консультации. А можно ли заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем?

Какой ущерб возмещает водитель?

В общем случае за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

А прямой действительный ущерб в полном размере может быть взыскан с работников не всегда. Один из случаев – когда с работником заключен договор о полной материальной ответственности. В то же время заключать такой договор ТК РФ разрешает не со всеми.

Перечень работ или категорий работников, с которыми договор о полной матответственности можно заключить, предусмотрен Постановлением Минтруда от 31.12.2002 № 85 (ст. 244 ТК РФ). В указанном Постановлении поименованы, к примеру, водители-инкассаторы и иные аналогичные работники, которые выполняют инкассаторские функции и перевозку денежных средств и иных ценностей.

Если работника нельзя отнести к выполняющим инкассаторские функции, договор о полной материальной ответственности заключить с ним не получится.

Но значит ли это, что ущерб в полной сумме взыскать с водителя не получится ни при каких обстоятельствах?

Независимо от наличия или отсутствия договора о полной материальной ответственности, прямой действительный ущерб можно взыскать с водителя, который причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ):

  • или умышленно;
  • или в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • или в результате преступных действий, установленных приговором суда;
  • или в результате административного проступка, который установлен соответствующим государственным органом;
  • или не при исполнении трудовых обязанностей.

Образец договора о материальной ответственности с водителем

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении № 2 к Постановлению Минтруда от 31.12.2002 № 85.

Скачать форму договора можно тут.

Использовать эту форму можно для подготовки договора о полной матответственности, к примеру, с водителем-инкассатором. В договоре целесообразно указать конкретное вверяемое для инкассации имущество. Можно также сделать ссылку на акт приема-передачи материальных ценностей или акт инвентаризации, подписанный сторонами договора. Сохранность транспортного средства при этом не может быть предметом такого договора.

Необходимо учитывать, что даже заключенный договор о полной матответственности с «обычным» водителем, когда такое право для работодателя не предусмотрено, не будет иметь законной силы (Определение ВС от 19.11.2009 № 18-В09-72).

Договор о полной материальной ответственности работника

«___________», в лице _____________, действующего на основании ____________, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и

гражданин Республики Казахстан __________, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», а по отдельности «Сторона», в целях обеспечения сохранности имущества и других ценностей, принадлежащих Работодателю, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Работник, занимающий должность __________, принимает на себя полную материальную ответственность в полном размере вреда за необеспечение сохранности вверенных ему Работодателем по акту приема-передачи имущества и других ценностей, а Работодатель обязуется создать Работнику условия, необходимые для надлежащего исполнения принятых обязательств по настоящему Договору.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Работодатель обязуется:

2.1.1. создать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных ему имущества и других ценностей;

2.1.2. своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих сохранности вверенных Работнику имущества и других ценностей, выявлять лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством Республики Казахстан ответственности.

2.2. Работник обязуется:

2.2.1. бережно относиться к вверенным ему имуществу и другим ценностям, принимать меры к предотвращению ущерба;

2.2.2. своевременно сообщать Работодателю (администратору) обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных Работнику имущества и других ценностей;

2.2.3. вести учет, составлять и представлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему имущества и других ценностей;

2.2.4. участвовать в инвентаризации вверенных ему имущества и других ценностей;

2.2.5. при расторжении или прекращении Трудового договора или переводе на другую должность передать вверенные ему имущество и другие ценности уполномоченному Работодателем лицу по Акту приема-передачи;

2.2.6. полностью возместить вред, причиненный по его вине Работодателю, в случаях, установленных настоящим Договором и/или законодательством Республики Казахстан.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА

3.1. Работник несет материальную ответственность в полном размере вреда, причиненного по его вине Работодателю, в случае необеспечения сохранности вверенных ему имущества и других ценностей, а также в иных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует на все время работы Работника с вверенными ему имуществом и другими ценностями.

4.2. Условия настоящего Договора обязательны для Сторон и могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным заключением дополнительного соглашения.

4.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

4.4. В части, не предусмотренной настоящим Договором, Стороны руководствуются нормами законодательства Республики Казахстан.

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

«Водитель обязан”, «водитель должен”, «водитель несет ответственность” и «это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле «вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия «водитель”, однако, присутствует профессия «экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Любая работа, как известно, связана не только с выполнением своих обязанностей, но и с ответственностью за свои действия. Ответственность бывает разной: материальной, административной, уголовной. Все зависит от рода деятельности. Кто-то принимает на себя исключительно материальную ответственность. А кто-то несет ее в полной мере.

Например, водитель автотранспорта. Он отвечает и за сохранность груза, если занимается грузоперевозками, и за сохранность транспортного средства.

Если он перевозит людей, то отвечает, помимо вышесказанного, за их жизнь и здоровье, т. е. несет полную ответственность. В случае нанесения ущерба его могут привлечь, как к его возмещению, так и к административной или уголовной ответственности. Устраиваясь водителем, надо помнить, что управление автотранспортом, не только заработок, но и ответственность за все, что может произойти во время работы.

Рассмотрим, как взыскивается ущерб с водителя, как можно избежать или существенно уменьшить возмещение.

Оформление взыскания материального ущерба при ДТП с работника

Для того чтобы определить кто виновен в нанесении ущерба, нужно осуществить несколько действий.

Представим эту процедуру как пошаговую инструкцию:

Шаг 1. На этом этапе определяем, был ли нанесен материальный ущерб. Затем, если он был нанесен, устанавливаем его размер (предварительно). Далее – предполагаемого виновника, который нанес организации ущерб, устанавливаем степень его вины.

Обычно такие служебные расследования начинаются с докладной записки. Составляет ее либо руководитель виновника (непосредственный), либо сотрудник, материально ответственный за поврежденное, утраченное имущество, иные материальные ценности (если, конечно, он вреда не наносил).

Шаг 2. После того, как, предварительно, установлен ущерб, а так же лицо, предположительно его нанесшее, назначается комиссия, которая и будет проводить служебную проверку, расследование. В нее включают бухгалтера, который ведет пострадавшее имущество, оценщика. Им может быть сотрудник, способный оценить понесенный ущерб или приглашенный эксперт, если своего оценщика нет.

Можно поступить следующим образом: комиссия делает запрос независимому эксперту, получив от него результаты, включает их в отчет, который составляется по окончанию проверки. Комиссия обязана точно установить потери: что испорчено, повреждено, что пропало, величину ущерба (в денежном выражении).

Шаг 3. С виновника запрашиваются объяснения по факту происшедшего (письменно). Можно сделать запись объяснения с его слов и дать виновнику с ними ознакомиться. В данном случае с него должны потребовать скрепить записанные с его слов объяснения своей подписью. Эти действия ни чем не отличаются от действий, проводимых при расследовании дисциплинарного проступка.

Шаг 4. После того, как будут изучены все документы, определяется степень виновности лица, нанесшего ущерб, устанавливается возможность взыскания с него компенсации за ущерб, понесенный организацией. Отметим, что взыскать убытки можно не всегда. Но об этом мы поговорим позднее.

Шаг 5. Комиссией составляется проект приказа о взыскании и подается на подпись руководителю. После того, как приказ подписан, производится взыскание. Но если удержать ущерб невозможно, надобность в составлении приказа отпадает.

Шаг 6. Приказ направляется в бухгалтерию, которая и производит удержание в счет погашения ущерба.

Нюансы при удержании материального ущерба:

  • Организация не может взыскать вред полностью на законных основаниях. В этом случае возможен вариант, что виновник добровольно даст свое согласие на возмещение убытков в полном объеме;
  • Законодателем установлено, что без суда размер удержаний с заработков виновника не должен быть больше 20 %. Суд может установить и до 50 %. Но для этого должны быть веские основания;
  • В случае увольнения работника (в период проверки) полное возмещение можно получить только через суд. Из тех выплат, которые работнику полагаются при увольнении, удерживаются 20 % и не более.

Указанный порядок надо соблюдать неукоснительно, поскольку в случае малейшего нарушения закона действия могут быть опротестованы и отменены судом.

Ошибки работодателей при взыскании материального ущерба с работников-водителей

Если был нанесен ущерб, то удерживается он в большинстве случаев. Но, взыскивая ущерб, не важно, через суд или по приказу, надо помнить и учитывать некоторые моменты.

Не подтвержден размер вреда, не установлены причины. Невозможно получить возмещение полностью, но работодатель пытается получить возмещение, тем самым нарушая норму ТК, в частности, гл. 39. Это дает возможность оспорить данное решение в суде и отменить наложенное взыскание.

Именно в несоблюдении вышеуказанных обстоятельств, и заключается основная ошибка работодателей. Иначе говоря:

  • То, что с водителем был заключен договор о материальной ответственности (имеется в виду, полной), еще не является поводом, основанием для возмещения за его счет ущерба полностью. Надо помнить, что автомобиль не может быть объектом материальной ответственности (полной), поскольку служит для исполнения возложенных на водителя обязанностей. В законодательстве не предусмотрена норма, которая требует заключать с водителем договор о матответственности (полной).
  • Необходимо (и это очень важно) установить, что именно этот работник виновен в понесенных убытках, установить связаны ли между собой действия предполагаемого виновника и убытки. В противном случае к ответственности виновника привлечь не удастся.

В ТК (в частности, в ст. 246) определено, что причиненный вред, размер его при порче, а равно утрате вверенного работнику имущества, определяется:

  • По установленным потерям;
  • Рассчитывается, учитывая сложившиеся на рынке цены. Те цены, которые действовали в данном регионе на тот момент, когда был причинен вред, но не ниже учтенной бухгалтерией стоимости стоящего на балансе, например, автомобиля, с учетом износа;
  • ТК (в частности, в статье 247) установлено, что до взыскания с работника убытков, проводится проверка, цель которой установить величину их, а равно и причину убытков. Для чего и создается приказом руководителя соответствующая комиссия.

Иначе говоря, факт того, что ущерб был нанесен конкретным работником, должен быть подтвержден служебным расследованием.

Необходимо (в обязательном порядке) получить от виновника письменные объяснения или записать их с его слов (ознакомление его с записанным и его подпись под записанными с его слов объяснениями, обязательны). Если он отказывается давать объяснения по факту нанесения ущерба или уклоняется от дачи объяснений, то отказ и тому подобное актируется.

Надо помнить, что работодатель обязан доказывать, в частности:

  • Противоправность действий сотрудника;
  • Его действия, а равно, и бездействие;
  • Действительно ли есть прямой убыток;
  • Связь между вышеуказанным и вредом;
  • Соответствует ли договор (о материальной ответственности, неважно какой, полной или ограниченной), который был заключен с работником, установленным требованиям.

То есть, те обстоятельства дела, которые способствуют правильному его разрешению.

Эти нормы изложены в следующих законодательных актах:

  • ТК РФ.
  • Постановлении № 52 Пленума ВС РФ, п. 4.

Последний документ называется – «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Если хоть одно из выше перечисленных обстоятельств доказано не будет, то к ответственности сотрудника привлечь не удастся.

Прежде чем взыскать с виновника убытки, необходимо определить их размер. Это обязательное требование.

Порядок возмещения убытков должен соблюдаться неукоснительно. Как производится взыскание установлено в ст. 248 ТК.

Если работник дал свое согласие (добровольно) возместить убыток, то оно оформляется письменно. Например, соглашением. В противном случае удерживать из зарплаты сотрудника ничего нельзя.

В законодательстве установлено (ТК, ст. 137), что удерживать из зарплаты виновника ущерба можно только тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или самим ТК. Например, в статье 248 (ТК) говорится о том, что, если размер вреда, нанесенный работником, в пределах его заработка (среднего), то взыскание, производимое по распоряжению руководителя, должно быть произведено не позднее 1-го месяца.

Судебная практика по возмещению ущерба от ДТП в порядке суброгации

Когда ущерб после ДТП возмещается с собственника автомобиля,

Срок исчисляется с момента, когда размер окончательно установлен и выявлен виновник ущерба. После окончания этого срока, если расчет не произведен и работник возместить убыток добровольно отказался, то взыскание производится принудительно, через суд.

В случае, когда ущерб выше среднего заработка, возмещение производится только судом. Когда на предприятии не созданы или не поддерживаются условия, обеспечивающие сохранность имущества и материальных ценностей, причиненный работником убыток возмещению не подлежит. Взыскать с него ущерб в подобной ситуации не возможно.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что ущерб взыскать невозможно, в случае, когда:

  • Налицо нарушение требований к заключению договора (о матответственности). Договор заключен с лицом, с которым подобные соглашения не заключаются;
  • Нарушен порядок возмещения ущерба;
  • Условия для сохранности имущества не созданы или не поддерживаются;
  • В ходе служебного расследования не установлена связь действий виновного лица с наступившими последствиями, т. е. возникновением убытков.

Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль

Закон обязывает работника компенсировать убытки, которые были нанесены им организации, при расходах связанных с ухудшением состояния имущества и необходимостью его восстановления, замены. Он обязан также возмещать и вред, нанесенный его действиями третьим лицам, т. е. компенсировать работодателю убыток, возникший вследствие выплаченной им компенсации.

Важно! Сумм возмещения не может быть больше среднего заработка (общего) виновника.

Но в законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда возмещение превышает средний заработок и выплачивается в полном объеме. В нашем случае к ним относятся:

  • Умышленный вред. То есть, работник осознавал, что его действия нанесут ущерб;
  • Вред был нанесен в состоянии опьянения. Неважно, в каком: алкогольном, наркотическом или ином. Степень опьянения так же не важна;
  • Ущерб был нанесен в результате преступных действий работника. Факт преступного деяния устанавливается в суде и определяется его приговором.
  • Работником совершено административное правонарушение, в результате работодателю был нанесен ущерб. Данное деяние должно быть установлено соответствующим госорганом, например, полицией;
  • Работник нанес ущерб в тот момент, когда не исполнял свои обязанности.

Надо отметить, что при перевозке грузов, большинство случаев нанесения вреда относятся к преступлениям, а равно и к правонарушениям.

Важно! Ответственность в указанных случаях наступает только за те действия, которые непосредственно вели к ущербу. То есть, если доказана вина работника.

В качестве примера рассмотрим простую ситуацию. Вы попали на служебном автотранспорте в ДТП. В ходе дознания по факту аварии установлено, что виновником ее вы не являетесь. Виновен в происшествии другой водитель. В этом случае вам возмещать работодателю ущерб не придется. Все убытки будут отнесены на счет виновника.

Пути возмещения следующие: работодатель либо взыскивает через суд убытки с виновного лица, либо обращается за компенсацией к его страховщику. Если вина в совершенном ДТП лежит на вас, то запомните несколько моментов, которые возможно, помогут вам в ходе служебного расследования. Вы либо избежите возмещения, либо оплатите работодателю убытки по минимуму.

Первое. Запомните, что в ходе расследования должны строго соблюдаться установленные законом правила (имеется в виду расследование по взысканию ущерба).

Например, в обязательном порядке должны истребовать с вас объяснения в письменном виде. Нарушение этого правила вам только на руку, поскольку будет служить доказательством вашей правоты в суде.

Второе. Оценка ущерба производится по рыночным ценам, действующим в регионе на момент причинения вреда. При этом они должны быть не ниже стоимости пострадавшего имущества, с учетом износа.

На практике оценку часто производят независимые эксперты.

Ваше право не соглашаться с их выводами и требовать новой экспертизы или оценки. Лучше всего обратиться с подобным требованием в ходе судебного разбирательства.

Третье. Надлежащую эксплуатацию автотранспорта, а также его содержание обеспечивает работодатель.

Важно! Любое нарушение указанных требований позволит вам либо избежать выплат, либо не выплачивать ущерб полностью. Однако в суде подобные нарушения доказать сложно. В качестве подтверждения можно использовать ваши служебные записки с требованием ремонта вверенного вам транспортного средства или иных действий, необходимых для его содержания в надлежащем состоянии и порядке.

Четвертое. Убытки больше заработка (среднего), взыскиваются только через суд.

Важно! Если данное требование не соблюдается, смело обращайтесь в суд с требованием взыскать в удержания, а так же и проценты за использование ваших денег.

Пятое. Обязанность работодателя доказать наличие ряда фактов, связанных с возникновением убытков. В суде это сделать сложно, а порой не возможно.

К сложно доказуемым обстоятельствам относятся:

  • Связь предполагаемого виновника с возникновением ущерба;
  • Что отсутствуют обстоятельств, которые исключают ответственность;
  • Противоправные действия виновника;
  • Размер, а равно, наличие вреда;
  • Соблюдался ли договор о материальной ответственности (полной), а равно, требования к его заключению.

Если у суда возникнут сомнения в подобных доказательствах, то он может встать на вашу сторону и вынести решение в вашу пользу.

Шестое. Нарушен срок обращения в суд. Законом установлен срок – 1 год.

Если подобное произошло, то вы вправе потребовать от суда применить срок давности (исковой). Но, такие требования суд удовлетворяет не всегда. Впрочем, попробовать стоит.

Седьмое. Суд может значительно уменьшить выплаты по взысканию ущерба, учитывая материальное положение виновника. Необходимо представить суду документы, которые подтвердят этот факт, и соответствующее ходатайство.

Если подойти к делу грамотно, то можно найти еще множество обстоятельств, которые повернут рассмотрение дела в вашу пользу.

Учтите так же, что суд чаще встает на сторону работника в споре с работодателем, поэтому не поленитесь и подготовьтесь к судебному заседанию тщательно, собрав все возможные доказательства своей правоты.

Ответственность за груз

Помимо возможной ответственности за автотранспорт, на водителя может быть возложена и ответственность за перевозимый им груз.

Порядок взыскания в данном случае ни чем не отличается от взыскания матответственности.

Есть, правда, один нюанс.

Если груз при транспортировке пострадал, то работодатель обязан доказать, что именно вам доверена перевозка данного груза и то, что он со своей стороны принял все меры к его сохранности.

Когда ответственности можно избежать?

Ответственность не наступает в случае, если ущерб нанесен:

  • В обстоятельствах непреодолимой силы. Природные бедствия, атомный взрыв и тому подобное;
  • Действия, приведшие к ущербу, были связаны с крайней необходимостью;
  • В случае самообороны;
  • Хозяйственного риска (имеется в виду, нормального);
  • Неисполнение работодателем обязательств. В данном случае речь идет об условиях, которые работодатель обязан исполнить для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, доверенного водителю.

Была ли Запись полезна? 84 из 92 читателей считают Запись полезной.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх