Экономически обоснованы

Содержание

Что мы делаем

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» выполняет расчеты тарифов:

  • на питьевую воду;
  • техническую воду;
  • транспортировку воды;
  • на горячую воду (при открытой и закрытой системе теплоснабжения).

Получить бесплатную консультацию

Как производится расчет тарифов на водоснабжение

Расчет тарифов производим следующими методами:

  • экономически обоснованных расходов (НВВ);
  • долгосрочной индексации.

Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.

При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками. В составе тарифной заявки формируется производственная программа по водоснабжению.

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В случае, если для организации, оказывающей услуги по водоснабжению или транспортировке воды, тарифы на воду или транспортировку воды устанавливаются впервые (новая организация или услуги по водоснабжению/транспортировке воды ранее не оказывались), для расчета применяется Метод экономически обоснованных расходов (затрат). Его иногда называют «Метод НВВ» (НВВ — необходимая валовая выручка). Методика расчета тарифов на воду и транспортировку воды методом экономически обоснованных расходов (затрат) утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат), выполняемый нашими специалистами, включает следующие этапы:

Анализ схем сетей водоснабжения

Составляется спецификация к схемам сетей водоснабжения – информация по схеме расписывается по участкам между колодцами с указанием номеров колодцев, точек подключения абонентов, длин участков сетей, диаметров, количества пожарных гидрантов, количества запорной арматуры, установленной на сетях.

Генеральный план для расчета тарифов на воду

Формирование баланса водопотребления на период регулирования

Баланс водопотребления для расчета тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) формируется на основании заключенных с потребителями услуг договоров водоснабжения или договоров транспортировки воды.

Баланс водопотребления (PDF)

Изучение технологического процесса водоснабжения

Изучение технологического процесса водоснабжения при формировании тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) включает:

  • изучение технологической схемы подъема, очистки и транспортировки воды; механических, химических и иных методов очистки и обеззараживания воды;
  • изучение используемых химических реагентов, реактивов, норм их расхода при очистке и обеззараживании воды;
  • изучение характеристик оборудования, используемого при подъеме, очистке и транспортировке воды;
  • изучение характеристик приборов учета поднятой воды, транспортируемой воды и приборов учета, установленных у потребителей.

Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования

Расчет расхода воды на технологические нужды, потерь воды при ее производстве и транспортировке в централизованной системе водоснабжения выполняется нашими специалистами на основании приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Нормативный расчет потерь воды (PDF)

Формирование баланса водоснабжения

Баланс водоснабжения для расчета тарифов на воду формируется на период регулирования на основании рассчитанного объема водопотребления и рассчитанного нормативного расхода воды на технологические нужды и объема потерь воды при ее производстве и транспортировке.

Баланс водоснабжения (PDF)

Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение

Расчет нормативного расхода материалов по водоснабжению для учета их в тарифе на воду выполняется в соответствии с технологическим процессом и нормативами расхода материалов.

Расчет количества химреагентов (PDF)

Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии

Расчет нормативного расхода электроэнергии для учета его в тарифе на воду выполняется на основании информации, полученной при изучении технологического процесса водоснабжения. Расход электроэнергии на технологические нужды по водоснабжению рассчитывается на период регулирования:

  • на основании характеристик установленного (на водозаборе, станциях очистки, станциях повышения давления воды) электрооборудования — тип, марка, мощность, количество;
  • часов работы установленного электрооборудования – рассчитываются с учетом объемов подъема, перекачки и очистки воды, производительности установленного оборудования, коэффициента спроса.

Расчет нормативного расхода электроэнергии (PDF)

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда для включения их в тариф на воду выполняется на основании норм действующего законодательства РФ, штатного расписания, Положения по оплате труда, Коллективного договора, приказов на доплаты, совмещения и иных локальных актов регулируемой организации.

В соответствии с технологическим процессом, характеристиками и количеством установленного оборудования, протяженностью сетей производится расчет нормативной численности основных производственных рабочих и оперативного руководства по водоснабжению. Рассчитывается численность младшего обслуживающего персонала по содержанию объектов водоснабжения – уборщики производственных помещений, уборщики производственной территории. При наличии транспортных средств, спецтехники – выполняется расчет нормативной численности водителей, трактористов и машинистов.

Расчет нормативной численности по водоснабжению (PDF)

Расчет расходов на амортизационные отчисления

Расходы на амортизационные отчисления для включения их в тариф на воду рассчитываются на основании инвентарных карточек (ОС-6), актов ввода в эксплуатацию (ОС-1, ОС-1а), норм амортизационных отчислений, первоначальной стоимости, сроков полезного использования и эксплуатации, данных о реконструкции и модернизации.

Расчет амортизационных отчислений (PDF)

Расчет расходов на ремонт

Расходы на ремонт в тарифе на воду включают затраты:

  • на капитальный ремонт объектов водоснабжения подрядным способом и хозяйственным способом;
  • на текущий ремонт объектов водоснабжения подрядным способом;
  • на материалы для текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом для объектов водоснабжения.

Трубы для ремонтных работ

Задвижки для ремонтных работ

Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи

Расчет расходов на аренду объектов водоснабжения выполняется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Арендная плата, учитываемая в тарифе, включает:

  • амортизационные отчисления;
  • налог на имущество;
  • налог на землю (или арендные платежи за землю);
  • иные обязательные платежи собственника, связанные с владением имуществом, сдаваемым в аренду.

Расчет арендной платы (PDF)

Расчет расходов на покупную продукцию

Расчет расходов на покупную продукцию производится в случае, если регулируемая организация покупает воду у другой ресурсоснабжающей организации или оплачивает услуги по очистке воды, или по транспортировке воды.

Расчет цеховых расходов

Расчет цеховых расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общепроизводственного назначения, непосредственно относящихся к виду деятельности по водоснабжению.

В цеховые затраты по водоснабжению включаются следующие виды расходов:

  • затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда цехового персонала;
  • затраты на электроэнергию по электрооборудованию цехового назначения;
  • затраты на амортизационные отчисления по основным средствам цехового назначения;
  • затраты на охрану труда;
  • затраты на обучение;
  • затраты на анализы воды;
  • затраты на техническое обслуживание объектов водоснабжения;
  • затраты на аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • затраты на хозяйственные товары для водозабора и/или станции очистки воды;
  • затраты на малоценные и быстро изнашиваемые предметы, основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей и сроком полезного использования менее 1 года;
  • иные услуги производственного назначения по водоснабжению.

Цеховые расходы (PDF)

Расчет административных расходов

Расчет административных расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общехозяйственного назначения (общеэскплуатационные расходы) – расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Рассчитываются административные расходы на период регулирования в целом по предприятию на основании заключенных договоров общехозяйственного назначения, фактических затрат и обоснованных планируемых расходов на период регулирования. В тариф на питьевую воду, рассчитываемый методом экономически обоснованных расходов (затрат), включается доля административных расходов, приходящаяся на вид деятельности по водоснабжению в соответствии с методикой распределения косвенных расходов, отраженной в учетной политике по бухгалтерскому учету предприятия.

  • Распределение общехозяйственных расходов (PDF)
  • Административные расходы (PDF)

Расчет расходов на уплату налогов и сборов

Расчет расходов на уплату налогов и сборов для учета их в тарифе на питьевую воду, рассчитываемого методом экономически обоснованных расходов (затрат) заключается в определении суммы расходов, необходимой для уплаты налогов и сборов, относящихся непосредственно на вид деятельности «Водоснабжение» и доли затрат на уплату налогов и сборов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, приходящейся на вид деятельности «Водоснабжение».

  • Расчет водного налога (PDF)
  • Расчет земельного налога (PDF)
  • Расчет налога на имущество (PDF)

Расчет нормативной прибыли

Расчет нормативной прибыли, учитываемой в тарифе на воду, заключается в определении величины следующих видов расходов по водоснабжению:

  • затраты на возврат займов и кредитов, уплату процентов по займам и кредитам, используемым для реализации инвестиционной программы по водоснабжению, а также на пополнение оборотных средств по водоснабжению;
  • затраты на капитальные вложения по водоснабжению на период регулирования в соответствии с утвержденной инвестиционной программой по водоснабжению (без учета процентов по займам и кредитам, привлекаемым для капитальных вложений по водоснабжению);
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором регулируемой организации.

Нормативная прибыль (PDF)

Расчет тарифов на воду

Расчет тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование необходимой валовой выручки (НВВ);
  • распределение НВВ по полугодиям на период регулирования (на 2 полугодие по каждой статье расходов применяется соответствующий индекс-дефлятор);
  • расчет тарифов на воду по полугодиям на период регулирования:

    тариф на воду в 1 полугодии = НВВ 1 полугодия / объем полезного отпуска воды в 1 полугодии;

    тариф на воду во 2 полугодии = НВВ 2 полугодия / объем полезного отпуска воды во 2 полугодии.

Расчет тарифов на питьевую воду

Расчет тарифов на питьевую воду (PDF)

Формирование производственной программы по водоснабжению

Формирование производственной программы по водоснабжению осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101.

Производственная программа по водоснабжению часть 1

Производственная программа по водоснабжению часть 2

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование папок с расчетными таблицами (расчет тарифов на воду);
  • формирование папок с обосновывающими документами, на основании которых произведен расчет тарифов на воду;
  • написание пояснительной записки;
  • написание заявления об установлении тарифов на воду;
  • написание заявления о выборе метода регулирования при установлении тарифов на воду;
  • составление описи всех документов;
  • нумерация документов в папках с описями;
  • подписание тарифного предложения (тарифной заявки) руководителем регулируемой организации и заверение подписей печатью регулируемой организации;
  • сканирование всех документов тарифного предложения и записывание их на электронные носители информации;
  • сшивание всех документов тарифного предложения, заверение их подписью руководителя и печатью регулируемой организации;
  • направление тарифного предложения в орган государственного регулирования в сфере тарифообразования для установления тарифов на воду для регулируемой организации.

Тома тарифного предложения на воду

Опись к тарифной заявке по тарифам на воду 1

Опись к тарифной заявке по тарифам на воду 2

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 1

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 2

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 3

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» осуществляет полное сопровождение по сформированным тарифным предложениям (заявкам) при утверждении тарифов в регулирующих органах, а также при оспаривании утвержденных тарифных решений в ФАС России и судах.

Также мы производим расчет тарифа на водоотведение.

Жизнь соткана из вещества, называемого радостью. Оно не

нуждается в причине, в обоснованности. У несчастного человека

есть причина для несчастья, а счастливый счастлив без причин.

Ошо, «Тайны жизни»

Обоснованность как качество личности – способность подкреплять свои слова фактами, убедительными доводами, весомыми доказательствами.

Приходит на беседу к духовнику девушка. — Батюшка, обоснуйте свою концептуальную оценку по поводу последней монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященной паламитской полемике и написанной в эпоху обоснования русской диаспоры в Париже. Батюшка: — Замуж, дура!!! Срочно замуж!!!

В древние времена жил один парень. Задумал он стать атеистом. А в те времена ходили слухи о некоем атеисте, который мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юноша найти этого атеиста и стать его учеником. Долго он ходил, много людей расспрашивал об атеисте, и вот, после нескольких лет странствий, он подошёл к хижине, где, как ему сказали, жил великий атеист. На стук ему ответил дребезжащий старческий голос: — Кого там несёт? — Простите, но вы ли атеист? — Пока живу, надеюсь, юноша. — Я прошёл много миль, я путешествовал по разным странам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником. Старик удивлённо уставился на юношу.

— Учеником? Но чему ты можешь обучиться у меня? Я ни ремесленник, ни учёный, ни политик. — Я слышал, что вы — величайший атеист. Я тоже атеист, и хотел бы слушать ваши доводы и учиться. — Так ты, юноша, атеист. Обоснуй? — Да, я не верю ни в каких богов. Их нет! — Что же, интересно… Но послушай меня, юноша. Ты читал Библию, Коран или Апокрифы? — Нет, но… — Не перебивай старших, юноша! Ты разговаривал со жрецами, священниками, имамами? — Нет. — Ты совершал паломничества в святые места? — Нет, но зачем. Я же не верю в это… — Ты жил при ските отшельников, наблюдая за их жизнью и разговаривая с ними? — Нет. — Ну, тогда, юноша, ты не атеист. Ты не можешь обосновать свой атеизм. — А кто я тогда? — Ты — невежда!

Обоснованность – умение придать основательность каждому своему выводу, мнению, решению, сроднить их с действительностью, привести в гармонию с последовательностью и правильностью, подружить с понятностью, логичностью и мотивированностью. Обоснованность — подруга аргументированности, доказательности, законности и обдуманности.

Торжество разума – способность постоянно генерировать обоснованные выводы, решения, заключения и мнения.

— Отpок Иноккентий! Ответствуй, отделима ли душа от тела! — Отделима, батюшка! – Ну, тогда обоснуй! — Иду давеча пpед заутpенней мимо вашей кельи, и слышу: Вставай душа моя, одевайся, и шуpуй огоpодами! — Обосновал, но пpепохабно…

Необоснованные претензии к человеку – признак предвзятости и неприязни. Обоснованность стремится к пониманию и принятию. Она знает, что человек может тысячи раз понять все доводы, но откажется это принять, если ему не нравится тот, кто обосновывает свои мысли. Когда аудитория доброжелательно настроена к лектору, ему не нужно слишком изощряться в обоснованности своих тезисов. Люди доверяют тем, кого любят, к кому относятся с симпатией.

Совсем другое дело, когда аудитория настроена тенденциозно, предубеждённо, враждебно. Здесь не помогут никакие самые убийственные аргументы, неопровержимые факты, мощные логические конструкции. Люди всё поймут, но не примут. Физиономия лектора им не нравится. Они наслышаны, какой он непорядочный человек. Они предупреждены, что лектор — большой дока в деле шельмования и манипуляции сознания.

Такую аудиторию трудно переубедить. Здесь обоснованность бессильна. Обоснованность работает, когда ум слушающих не возмущён, когда спит их ложное эго. Если лектор говорит доброжелательно, ложное эго людей дремлет, но стоит ему привнести в свои слова эгоизм, корысть, тут же ум полуспящих людей возмущается. Возникает противостояние, несогласие, споры, выкрики. Так и до драки не далеко. Обоснованность исчерпала себя, поэтому дрались молча.

Обоснованность пробивается к разуму и сердцам людей только при условии наличия взаимного уважения. Если говорящего не уважают, ему не поможет никакая обоснованность. Главная задача обоснованности – высказать правду, дружащую с милосердием. Если рубить правду – матку, игнорируя милосердие, значит, проявлять неуважение к людям.

Закон общения таков: человек ожесточается, если правда ему преподносится немилосердно. Немилосердная правда — издевательство над человеком. В обосновании какой-либо мысли нужен баланс правды и милосердия. Когда слишком много милосердия и мало правды, у людей проявляется сентиментальность. И наоборот, когда в обоснованности утверждений мало милосердия, но много правды, у людей возникает раздражение, злость и непринятие слов говорящего. Они перестают его слышать. Немилосердная правда до разума не доходит.

Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, использует обоснованность для самообмана и самооправдания. Он говорит себе: — Учёные доказали, что каждый человек, чтобы не было стресса, должен выпивать после рабочего дня. Сосуды расширяются, тренируются. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт. Не пьёт либо больной, либо стукач. Хочешь оторваться от коллектива, став белой вороной? Все будут над тобой смеяться.

Проведя такое невежественное обоснование целебности алкоголя, человек уже с «чистой совестью» идёт в магазин. Блестяще обосновал необходимость выпивки герой Владимира ВЫсоцконо в «Диалоге у телевизора»:

А у тебя, ей-богу, Вань,
Ну все друзья — такая рвань
И пьют всегда в такую рань
Такую дрянь!

— Мои друзья хоть не в Болонии,
Зато не тащат из семьи,
А гадость пьют — из экономии:
Хоть поутру — да на свои!

А у тебя самой-то, Зин,
Приятель был с завода шин,
Так тот — вообще хлебал бензин!
Ты вспомни, Зин!..

—————

— Ой, Вань, умру от акробатиков!
Смотри, как вертится, нахал!
Завцеха наш — товарищ Сатиков —
Недавно в клубе так скакал.

А ты придешь домой, Иван,
Поешь — и сразу на диван,
Иль, вон, кричишь, когда не пьян..
Ты что, Иван?

— Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Все, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься…
Придешь домой — там ты сидишь!

Ну, и меня, конечно, Зин,
Всё время тянет в магазин,
А там — друзья… Ведь я же, Зин,
Не пью один!

НАЛОГООБЛОЖЕНиЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ РАСХОДЫ

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Определяя налоговую базу по налогу на прибыль, налогоплательщики — российские организации уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, что закреплено абз. 1 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Исключение составляют расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, т. е. расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Как видим, законодатели отказались от закрытого перечня конкретных затрат, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов. Детальный и исчерпывающий перечень расходов, закрепленный нормативно, неминуемо бы приводил к ограничению прав налогоплательщиков, поэтому законодатели предоставили налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей деятельности, относятся те или иные не поименованные в гл. 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения либо не относятся.

В определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нива-7» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 20, пунктами 2 и 3 статьи 40 Налогового кодекса

Российской Федерации» сказано, что наличие в законе общих оценочных понятий само по себе не свидетельствует об их неопределенности, так, нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы-принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

Обратимся к письму Минфина России от 08.06.2007 № 03-03-05/147, в котором, в частности, сказано, что абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ содержит оценочный критерий — экономическая оправданность затрат. Введение критерия экономической оправданности затрат в гл. 25 НК РФ было обусловлено особенностями экономической модели, положенной в основу порядка определения прибыли организаций, подлежащей налогообложению. Согласно этой модели для целей налогообложения общая сумма полученных доходов уменьшается налогоплательщиком на величину расходов, необходимых для осуществления его экономической деятельности.

Критерий экономической обоснованности расходов, по мнению Минфина России, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями абз. 4 п. 1ст. 252 НК РФ, согласно которому расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Наличие связи произведенных расходов с предпринимательской деятельностью налогоплательщика и является ключевым элементом для признания произведенных затрат экономически оправданными расходами.

Определение обоснованности расходов с учетом величины произведенных затрат по той или иной

сделке осуществляется не в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, а в соответствии со ст. 40 НК РФ, которая устанавливает общие принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Специалисты Минфина России считают, что величина произведенных затрат или несоответствие фактической цены сделки, по которой произведены затраты, уровню рыночных цен не является основанием для признания расходов необоснованными.

Помимо этого, в компетенцию налоговых органов в рамках применения ст. 252 НК РФ не входит рассмотрение целесообразности или эффективности тех или иных затрат. Эти вопросы находятся в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.

Главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлены общие принципы и критерии признания расходов. Установлены перечни расходов для случаев, когда определение обоснованности произведенных расходов вызывает затруднение. Помимо этого определен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, причем независимо от экономической обоснованности этих расходов (ст. 270 НК РФ). Также определены случаи, при которых экономически обоснованные расходы, произведенные налогоплательщиком, учитываются в целях налогообложения только в пределах установленных норм и нормативов (так называемые нормируемые расходы).

Иными словами, в настоящее время при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль применяется комбинированный подход, согласно которому законодательно установлены общие принципы признания расходов — с одной стороны, и действуют специальные правила налогового учета отдельных видов расходов — с другой стороны. Такой подход, по мнению Минфина России, является оптимальным и не приводит к неопределенности в налоговых обязательствах налогоплательщиков. Универсальными нормами нельзя в полном объеме учесть конкретные особенности ведения бизнеса налогоплательщика, что также обусловливает наличие оценочных критериев.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.11.2003 по делу № А56-11030/03 отмечено, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность осуществленных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, т. е. обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика. Принятие расходов для целей налогообложения не исключается и в случае получения налогоплательщиком убытка как

результата финансовой деятельности за отчетный (налоговый) период (п. 8 ст. 274 НК РФ).

Аналогичное мнение содержится в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В постановлении указано, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна учитываться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. И речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.

Вопросы экономической обоснованности расходов рассматривались Конституционным Судом РФ. В постановлении от 04.07.2007 № 320-0-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядка и условий ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, так как требуют установления объективной связи осуществленных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

В рамках одной статьи нет возможности рассмотреть все расходы, включение которых налогоплательщиками в состав затрат в целях налогообложения вызывает споры с налоговыми органами. Поэтому остановимся лишь на некоторых моментах, вызывающих интерес налогоплательщиков, по которым существует мнение контролирующих органов.

Расходы, связанные с оплатой юридических услуг.

На основании поди. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические и информационные услуги. Если организация располагает собственной юридической службой, то услуги сторонних юридических фирм будут учитываться в целях налогообложения прибыли при условии, что оказываемые сторонней организацией юридические услуги не дублируют обязанностей, установленных для собственной юридической службы организации. При заключении договоров с юридическими фирмами на оказание юридических услуг необходимо руководствоваться положениями ст. 40 и 252 НК РФ (письмо Минфина России от 06.12.2006 №03-03-04/2/257).

Расходы на составление отчетности и проведение аудита отчетности по МСФО. Согласно подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.

Расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав расходов тех налогоплательщиков, в отношении которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

По мнению Минфина России, налогоплательщики, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходов по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе расходов на аудит не учитывают. В то же время перечень прочих расходов, указанный в ст. 264 НК РФ, является открытым, и организация может учесть рассматриваемые расходы в целях налогообложения, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ в части экономической обоснованности.

В частности, если организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, составляющему консолидированную отчетность по МСФО, Минфин России считает правомерным учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на составление отчетности по МСФО согласно п. 49 ст. 264 НК РФ, так и расходы на проведение аудиторской проверки такой отчетности (письма Минфина России от 16.10.2007 № 03-03-06/1/719, от26.06.2007 № 03-03-06/1/413).

Расходы по начислению амортизации в отношении машин и механизмов, находящихся в простое. Минфин России считает возможным учесть в составе расходов суммы амортизации, начисленной за полный месяц в отношении машин и меха-

низмов, занятых в течение месяца, от 10 до 40%, только при условии подтверждения экономической целесообразности таких расходов. При этом проверка экономической целесообразности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы (письма Минфина России от 31.08.2007 № 03-03-06/1/629, от 06.09.2007 №03-03-06/1/645).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы по участию в тендерных торгах. Тендерные торги могут предусматривать в качестве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии, выполнение иныхтребований тендера.

В целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности при различных исходах торгов или возмещения подобных расходов в стоимости конкурсной продукции.

Расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (к таким расходам, в частности, могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Помимо этого, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов (письмо Минфина России от 16.01.2008 №03-03-06/1/7).

Расходы на выплату премии вновь принятому работнику до начала его деятельности в организации. В расходы на оплату труда согласно п. 2 ст. 255 НК РФ включаются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Расходы, связанные с выплатой премии (бонуса) вновь принятому сотруднику до начала его деятельности в организации (не за результаты работы, а для стимуляции специалиста к смене работодателя), по мнению Минфина России, не могут быть учтены в целях налогообложения

прибыли (письмо Минфина России от 16.11.2006 №03-03-04/2/246).

Расходы организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения. Согласно ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Механизм установления квоты в организациях регулируется органами государственной власти субъектов РФ.

Например, Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» установлены основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на работу, в том числе таких категорий граждан, как несовершеннолетние, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Выполнением квоты для приема на работу указанных категорий граждан также признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы.

Если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 21.01.2008 № 03-03-06/1/64, затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

В письме Минфина России от 30.07.2007 № 0302-07/1-353 высказано совершенно противоположное мнение по этому вопросу. В нем, в частности, сказано, что для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной оплатой в связи с невозможностью исполнения

условий квотирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Как видим, точка зрения налоговых органов по данному вопросу неоднозначна, поэтому при отнесении компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в состав расходов необходимо проявлять осторожность.

Расходы по коммунальным услугам. В том случае, если в соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ организация-балансодержатель имущества суммы компенсации расходов по коммунальным услугам, полученные от сторонней организации, учитывает в целях налогообложения прибыли, то расходы по оплате коммунальных услуг при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ, она также может учесть в целях налогообложения (письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-03-06/4/95).

Косвенные расходы. При методе начисления порядок распределения расходов на прямые и косвенные, а также их учет в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 318, 319 НК РФ, а также ст. 272 НК РФ.

При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Прямые расходы согласно п. 2 ст. 318 НК РФ относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены. Таким образом, сумма прямых расходов учитывается при исчислении налоговой базы организациями, оказывающими услуги, только при получении доходов от реализации услуг данного отчетного (налогового) периода.

Если же организация в конкретном отчетном (налоговом) периоде не осуществляет деятельности, направленной на получение доходов, то она не может учесть косвенные расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (письма УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 № 2012/115144, от 26.12.2006 № 20-12/115092).

Расходы по возмещению морального вреда за необоснованное увольнение работника. Пунктом 3 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Возмещение морального вреда за необоснованное увольнение работника не связано ни с режимом работы, ни с условиями труда. Следовательно, к расходам на оплату труда указанное возмещение не относится.

К внереализационным расходам согласно поди. 13 п. 1ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Возмещение морального вреда за необоснованное увольнение работника, по мнению Минфина России, не может быть приравнено к возмещению причиненного ущерба (материального) и не отвечает условиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, расходы на возмещение морального вреда за необоснованное увольнение работника не уменьшают налоговой базы по налогу на прибыль. Расходы по возмещению работникам оплаты услуг адвокатов также не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы и не учитываются для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 24.01.2007 №03-04-06-02/6).

Расходы по уплате НДС по неподтвержденному экспорту за счет собственных средств. Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежит налогообложению НДС по ставке 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Документы должны быть представлены в срок не позднее 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Если по истечении указанного срока налогоплательщик не представит необходимых документов, операция по реализации товаров на экспорт подлежит налогообложению по ставкам, предусмотренным пп. 2 и Зет. 164 НК РФ. Если же впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие

применение ставки 0 %, то уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику.

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком за счет собственных средств по неподтвержденному экспорту, не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России ot22.01.2007 № 03-03-06/1/17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы по оформлению интерьера офиса цветами. По мнению Минфина России, приобретаемые подставки и горшки для комнатных растений предназначены для оформления интерьера в офисе и не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности организации (письмо Минфина России от 25.07.2007 № 03-03-06/1/311. Такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как не соответствующие основным критериям, установленным п. 1ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 25.07.2007 № 03-03-06/1/311).

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нива-7» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 20, пунктами 2 иЗ статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-0.

3. Письмо Минфина России от 08.06.2007 № 03-03-05/147.

4. Письмо Минфина Росси от 16.01.2008 № 03-03-06/1/7.

5. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

* * *

Весомая часть финансового анализа со специальной формой оценки воздействия показывает, как написать экономическое обоснование. Пример использования такой формы, прослеживающий процесс изменения чистых финансовых потоков, которые возникают как результат реализации мер, будет представлен в этой статье. Такого плана оценка денежных потоков в корпоративных программах должна быть направлена на позитивные изменения социально-экономической сферы.

Закон

Российская законотворческая практика чётко обозначила, как написать экономическое обоснование, пример которого представлен в статье 105 (Регламент Госдумы РФ), и касается он финансовой целесообразности при внесении законопроектов, требующих для реализации определённых материальных затрат. Правительство рассматривает до представления законопроекта соответствующие материалы.

Прежде всего готовят пояснительную записку, где изложена концепция законопроекта со всеми предметами законодательного урегулирования. Второй документ демонстрирует, как написать экономическое обоснование. Пример этот не универсален, поскольку рассчитан для конкретного проекта и соблюдает интересы определённого заказчика. Естественно, каждый случай требует индивидуального подхода — всякий раз с другими расчётами и планами, поскольку финансовые обоснования пишутся всюду и всеми — от законодателей Государственной думы до учеников на уроках технологии в средней школе.

ФЭО

Как написать экономическое обоснование? Пример вы можете видеть ниже. Все зависит от объекта, которому оно посвящено: технические ли это регламенты, организации со своими собственными стандартами или даже национальная экономика, ищущая финансовые пути для экономического подъёма. Возьмём, например, техническое регулирование, которое нуждается в чётко прописанных финансовых обоснованиях для изменения норм или технических регламентов.

При внедрении проекта неминуемо будут перераспределяться затраты, выгоды и риски каждого субъекта государства, предприятия или сообщества. Не многие знают, как написать экономическое обоснование. Образец существует для каждого вида деятельности, но его нельзя назвать универсальным. Осуществление такой процедуры требуется на начальном этапе — при проектировании, что позволяет не допустить множества ошибок и приобрести массу возможностей.

Плюсы экономического обоснования

Прежде всего, с написанием обоснования прогнозируются изменения издержек, выявляются риски и выгоды всех субъектов экономики. Это связано с точной оценкой финансового и экономического эффекта в связи с изменением определённых норм. Издержки оптимизируются посредством корректировки направлений развития экономики, а разработка новых норм будет помогать выполнению этой задачи.

Конкретное моделирование обеспеченного воздействия этих разрабатываемых норм пошагово подскажет, как написать экономическое обоснование. Образец вряд ли отражает действительное положение данного предприятия, отрасли, общества. Выявить выигрышные и проигрышные стороны может только человек, находящийся внутри ситуации. Требования перемен должны быть эффективно гармонизированы со всеми системами, подвергающимися техническому регулированию, с использованием всех преимуществ внедрения какого-либо проекта.

Законопроекты

Нормативные правовые акты тоже требуют материальных или финансовых затрат, а потому законодатель, предлагающий новый проект, должен написать экономическое обоснование, то есть предоставить конкретные финансовые расчёты. В этих обоснованиях, прямо связанных с введением новой нормы или изменением правового акта, должны быть прописаны доходы и расходы бюджетов на всех уровнях, затраты каждого субъекта экономики, затраты общества (или третьих лиц), налоговые поступления, указана бюджетная эффективность.

Так делаются все реформы в государстве: изменяются механизмы управления, вводятся саморегулируемые организации, изменяются правила торговли и производства, участниками ассоциаций и объединений предоставляются определённые новые услуги. По правде сказать, эффективность введения любого законопроекта прямому и точному расчёту редко поддаётся, что общество сейчас и наблюдает воочию — множество ошибок и неточностей сопровождают их. Видимо не все законодатели знают, как написать экономическое обоснование проводимых операций. При проведении реформ особенно важен прогноз социально-экономических последствий и эффектов.

Как нужно?

Финансово-экономическая оценка любого нововведения должна быть максимально точной и заблаговременно выявлять политические, административные, экономические и другие эффекты и последствия. Как написать экономическое обоснование отчуждения имущества у государства, лучше всех знают «младореформаторы», а вот последствия этих знаний теперь преодолевает общество — с огромным трудом, болью и потерями. А ведь необходимо было оценить в денежной форме не только свои приобретения, но и наши потери (это из раздела экономического обоснования под названием «дополнительные затраты»). Выявлено ли было воздействие таких изменений на финансы всех заинтересованных сторон и бюджетов абсолютно всех уровней? А это является непременным условием правильного составления экономического обоснования.

Нет, ничего выявлено не было, просто огромное число граждан страны «в рынок не вписались». Как написать экономическое обоснование по нехватке зарплаты, которую люди не видели по несколько месяцев? Надо было провести тщательный анализ всех изменений структуры доходов, расходов и рисков субъектов экономики, всего общества, то есть третьих лиц, и это является незыблемым правилом составления экономических обоснований. Нужен был детальный анализ всего, что связано с изменениями механизмов управления. Необходимо было в этом финансовом расчёте честно оценивать (монетизированно оценивать!) перераспределение выгод, причём для абсолютно всех сторон, заинтересованных или затронутых переменами.

О целесообразности

Именно честный и беспристрастный анализ ситуации ещё до начала каких-либо изменений способен помочь в оценке целесообразности любого проекта прежде всего в денежном отношении. Тогда и даются рекомендации по его соответствию данному положению дел. Процедуры экономических обоснований должны проводиться уже на самом первом этапе, когда проект существует ещё в стадии разработки. Проектирование изменений норм правового регулирования требует достаточно веских обоснований, поскольку лишь тогда прогнозируются риски, выгоды и издержки самых разных субъектов экономики. Лишь экономическое обоснование может расписать расходы, основываясь на ожидаемом повышении доходов или сокращении затрат. Деньги тратятся для того, чтобы в будущем заработать значительно больше или расходовать меньше.

Финансовые тонкости

Как написать экономическое обоснование для банка, чтобы убедить его инвестировать проект? Сначала нужно разобраться с некоторыми непреложными истинами заёмного характера. Учитывает ли написанное обоснование то, что деньги сегодня, как правило, стоят дороже, чем через даже самое короткое время? Ведь банк даст их, разумеется, под процент. Но даже если есть личные свободные суммы, способные покрыть расходы, просчитан ли в обосновании тот процент на депозите, который неминуемо будет потерян при вложении денег в проект?

Как написать экономическое обоснование к договору с банком, чтобы в нём было доказано, что все расходы будут эффективно и с лихвой погашены, то есть будущие доходы окупят проценты по кредиту или превысят процент по депозиту? Нужно найти в данном проекте самые многообещающие стороны и доказать в обосновании, что все предлагаемые расходы на самом деле принесут экономию или доходы, равные запланированным. И не нужно искать готовых форм и распечатанных бланков. Нужно помнить, что твёрдых правил документирования финансово- или технико-экономического обоснования просто не существует.

Советы

Форма экономического обоснования должна быть самой простой и с обязательным указанием причины, которая повлияла на решение данной организации выполнять этот проект. А вот обсуждение предполагаемых выгод должно быть очень детальным, с приложением альтернатив, которые, возможно, будут кстати, и подробнейшим финансовым анализом, который определит инвестиционную привлекательность проекта. На практике обычно никто не знает, как написать технико-экономическое обоснование, особенно для проектов, где предполагается значительный риск. Чаще всего оно оформляется как самостоятельный документ и служит приложением к точной форме инициализации данного проекта. Если же, собственно, проект невелик, то все выгоды можно перечислить прямо в форме инициализации.

Отдельные элементы

Обычно определяются и указываются результаты выполнения проекта в его материальном аспекте, то есть все параметры поддаются измерению: экономия по затратам, повышение мощности или производительности, увеличение рынка, повышение доходов и тому подобное. Перед написанием обоснования есть смысл поговорить с людьми, заинтересованными в инвестициях проекта, или с разрешительными органами на предмет того, что именно они хотят в обосновании увидеть, что для них самое важное.

И всё же некоторые материальные элементы нужно иметь в виду в обязательном порядке при написании обоснований. И чем сложнее будет проект, тем большее количество таких элементов будет в нём присутствовать: сокращение издержек, экономия, возможность получения дохода дополнительно, увеличение принадлежащей компании доли рынка, полное удовлетворение клиента, направления денежных потоков. Последнее документируется как главная часть экономического обоснования проекта.

Денежные потоки

Этот анализ имеет целью помощь комитетам или лицам, которые рассматривают проекты, выбрать самые подходящие для реализации. Элементы, поддающиеся измерению, уже перечислены выше, но ими экономическое обоснование не исчерпывается. Есть и нематериальные, и их много. К примеру, из основных можно выделить переходный период и его издержки, расходы на эксплуатацию, изменение бизнес-процесса, замену персонала и тому подобное.

Отдать должное в экономическом обосновании необходимо и альтернативным решениям, перечислив все доступные методы реализации проекта на практике. Например, среди тысяч поставщиков с миллионами предлагаемых одинаковых продуктов практически не бывает одной и той же цены.

Каким образом сделать приобретение выгодным? В экономическом обосновании придётся ответить на многие, часто неудобные или просто трудные вопросы. Выгоднее купить готовое решение или найти альтернативный, собственный вариант. А можно частично купить, частично реализовать его самостоятельно. Именно таких ответов в экономическом обосновании должно быть много.

Опекунство

В зависимости от культуры данной организации экономическое обоснование пишет опекун или сам руководитель проекта. Но несёт ответственность за проект в любом случае опекун, то есть инвестор, именно он отвечает за финансовую эффективность, в то время как руководитель планирует, выполняет и практически реализует. Руководитель — форма, а опекун — содержание, то есть инвестиции. И потому главное — довести до инвестора точный объём затрат на весь проект, обозначить верные сроки окупаемости и спрогнозировать привлекательные результаты работы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх