ЕСХН и НДС в 2019

Кто такой сельхозпроизводитель?

На всякий случай напомним: ЕСХН могут применять те организации и ИП, которыми либо производится сельхозпродукция, либо оказываются услуги сельхозпроизводителям в области животноводства и растениеводства. Это может быть не само сельское хозяйство, а деятельность, напрямую с ним связанная – например, работа с ландшафтом (пересадка деревьев и прочее).

Причём просто заниматься сельским хозяйством недостаточно – важно, чтобы более 70% выручки составлял доход от производства и реализации именно сельхозпродукции (или связанных с её производством услуг).

Применяя этот спецрежим, производитель также может уменьшать налог на сумму сельскохозяйственных расходов. К ним относятся, например, расходы на приобретение семян, рассады, кормов, ветеринарных лекарств. В этой статье мы не будем перечислять полный список таких расходов, с ним вы можете ознакомиться в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Почему сельхозпроизводитель стал плательщиком НДС?

Необходимость реформы ЕСХН обсуждалась давно. Проблема поднималась следующая: предприниматели в сфере сельского хозяйства, облагаемые ЕСХН, «выпадали» из системы исчисления и вычета налога на добавленную стоимость и по факту не были её полноценными участниками. Закономерное следствие – потеря покупателей, а значит, и ухудшение конкурентоспособности.

Всё это следует из Письма Минфина России от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564. Ознакомиться с ним можно .

Ставки НДС для сельхозпроизводителей на 2019 год

Размер ставок зависит, прежде всего, от вида реализуемой сельхозпродукции. Давайте рассмотрим подробнее, сколько процентов составляет каждая из них и в каких случаях она применяется.

0%

Нулевая ставка НДС применяется при реализации товаров на экспорт.

10%

Эту ставку плательщик ЕСХН может применять при реализации сельхозпродукции, которая указана в льготных перечнях. Это мясо и мясные изделия, яйца, молоко и молочные продукты, зерновые, семена масличных культур и многое другое. Полный перечень – в п. 2 ст. 164 НК РФ.

20%

И наконец, самая высокая из ставок применяется для тех товаров и услуг, которые в вышеупомянутом перечне не упомянуты. Это, например, рыба ценных пород (осетровые, лососевые или форель).

Несмотря на то, что перечень льготных продуктов официально является закрытым, судебная практика говорит об обратном: некоторые виды продуктов, не входящие в список, могут также облагаться пониженной ставкой НДС. Главное – чтобы они не относились к деликатесам.

Может ли плательщик ЕСХН освободиться от уплаты НДС?

Да, может. Но не всякий. Воспользоваться таким правом может только тот сельхозпроизводитель, который соответствует хотя бы одному из двух условий:

  • он перешёл на ЕСХН в том же календарном году, в котором планирует освободиться от уплаты НДС;

  • сумма его дохода, облагаемого ЕСХН, за предыдущий год была менее установленного порога (100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов – за 2019, 80 миллионов – за 2020, 70 миллионов – за 2021, 60 миллионов – за 2022 и последующие годы)

Освободиться от НДС можно. Но нужно ли?

Не всегда освобождение от уплаты НДС выгодно, поэтому обязательно нужно взвесить все «за» и «против».

Освобождение вряд ли будет выгодно тем сельхозпроизводителям, чьи покупатели в большинстве своём сами являются плательщиками НДС. В противном случае – если большинство потребителей продукции плательщиками НДС не являются – выгоднее всё-таки воспользоваться льготой.

Как сельхозпроизводитель может освободиться от уплаты НДС?

Если вы всё уже тщательно обдумали и пришли к выводу, что вам действительно будет выгодно освободиться от уплаты НДС, то предлагаем вам обратиться к инструкции, которую предоставила УФНС Республики Бурятия.

Итак, для этого в налоговый орган по месту учёта нужно подать соответствующее письменное уведомление. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы планируете использовать своё право на освобождение.

Обратите внимание: если вы воспользуетесь правом на освобождение от уплаты НДС, то отказаться от этой льготы вы сможете лишь спустя один календарный год.

Согласно статье 9 п.2 Федерального закона от 27.11.2017 N335 (далее ФЗ) с 1 января 2019 года организации и предприниматели на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС, обязанность которых — уплачивать налог на добавленную стоимость (далее НДС). Такие поправки внесены в Налоговый кодекс. Но некоторые сельхозпроизводители могут получить освобождение от уплаты НДС.

Теперь сельскохозяйственные организации и ИП на ЕСХН должны выполнять новые обязанности:

Список новых обязанностей сельхозпроизводителей на ЕСХН

Налоговый период по НДС – квартал. Поэтому до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом нужно предоставлять декларацию в электронном виде. В каких случаях плательщик на спецрежиме подает декларацию показано на рисунке:

Случаи, в которых плательщик ЕСХН подает декларацию

Важно: основная налоговая ставка НДС с 2019 года выросла. Она составляет 20% вместо 18%. Но согласно статье 164 Налогового кодекса РФ для некоторых продовольственных товаров применяется ставка 10%.

Этот перечень представлен на рисунке ниже.

Список товаров со льготной ставкой 10%

Учет НДС зависит от того, является ли организация, ИП плательщиком налога. Сельхозпроизводитель, освобожденный от уплаты налога, входной и ввозной НДС учитывает в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров, но не ставит их к вычету (пп. 3 п. 2 ст.170 НК РФ).

Уплата НДС регулируется статьей 174 Налогового Кодекса РФ. Плательщик должен перечислять сумму налога равными частями в течение 3 месяцев после окончания отчетного квартала до 25 числа. Допускается досрочное погашение.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Рассмотрим, как платить НДС в 2019 году на примере.

Пример. Фирма «Помидорка» показала в декларации НДС за 1 квартал 2019 года к уплате 240 000 руб.

Способы уплаты налога в бюджет:

  1. Вся сумма 240 000 руб. до 25 апреля.
  2. Равными частями (240 000 : 3). Плательщик должен перечислить по 80 000 руб. до 25 апреля, 27 мая и 25 июня.
  3. 150 000 руб. до 25 апреля и оставшуюся сумму 90 000 руб. (240 000 — 150 000) до 27 мая.

Подробнее о заполнении декларации по НДС.

Новые изменения позволят организациям на спецрежиме одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения.

Таким образом, руководителям стоит определиться: становиться ли сельхозпредприятию плательщиком НДС или получить освобождение.

Рассмотрим разные варианты налогообложения для крупных и малых организаций на спецрежиме на рисунке ниже.

Варианты налогообложения для крупных и малых организаций спецрежиме

Если малые организации получили освобождение от НДС, учесть входной НДС при ЕСХН нужно так:

  • НДС по основным средствам учитывается в его первоначальной стоимости;
  • при применении освобождения учитывайте входящий НДС в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг.

Входной НДС в расходы включать нельзя, т.к с 2019 года утратил силу п.п 8 ст.п.2 ст.346.5 НК РФ.

Например, компания приобрела закупила оборудование на 2,4 млн. руб.

НДС составит 2,4/ 1,20 × 0,20 = 400 тыс.руб. Учитывать в расходах нужно сумму 2 млн. руб. (2,4 млн.руб -400 тыс.руб).

Малым сельхозпредприятиям выгодно стать плательщиком НДС, т.к возникает вычет, перекрывающий уплату ЕСХН (покупка материалов со ставкой 20%, а продажи продукции со ставкой 10%).

Для крупных организаций остаться плательщиком ЕСХН и платить НДС имеет смысл, если у них есть накопленный убыток по ЕСХН, а сумма налога ЕСХН несущественна.

Далее рассмотрим плюсы и минусы уплаты НДС для бизнесменов на ЕСХН.

НДС для ЕСХН: плюсы и минусы

Изменения с 1 января 2019 вызывают неоднозначные мнения. Уплата налога — дополнительная налоговая нагрузка, обязанности, увеличение объема отчетности.

С другой стороны, крупным аграрникам целесообразнее стать плательщиком НДС, т.к многие контрагенты работают на общей системе налогообложения. Покупателям выгоднее приобретать товары у плательщиков НДС, чтобы получать вычет. Изменение законодательства направлено на повышение спроса на сельхозпродукцию.

Небольшие организации и ИП могут освободиться от уплаты налога.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Рассмотрим плюсы и минусы уплаты НДС для ЕСХН в таблице ниже.

Плюсы Минусы
Возможность получить налоговые
вычеты по НДС
Дополнительная налоговая нагрузка
из-за уплаты НДС
Потенциальная возможность привлечь к
сотрудничеству крупные компании с
помощью выставленных счетов-фактур с
выделенным НДС
Дополнительные обязанности,
связанные с составлением счетов-фактур,
ведением книги покупок и продаж,
заполнением декларации по НДС
Дополнительные затраты на
организацию электронного документооборота,
чтобы предоставлять декларацию по НДС
в электронном виде
Риски не получить вычет и пристальное
внимание контролирующих органов

Плюсы и минусы уплаты НДС для ЕСХН

Сельхозпроизводителям перед принятием решения об уплате или отказе от НДС следует проконсультироваться со специалистами. Каждый нюанс существенно влияет на развитие бизнеса.

Чтобы получить налоговые вычеты, учтите такие факторы:

1) Платят ли ваши контрагенты НДС. Если организация, индивидуальный предприниматель на спецрежиме сотрудничает с поставщиками, которые НДС не уплачивают, она не получит вычет НДС.

2) Насколько правильно заполнен счет-фактура. Ошибки в документе — основание «вычеркнуть» НДС из сумм, подлежащих к вычету. Следовательно, вычет станет меньше, а сумма налога больше. Тогда ИП или организации при проверке доначислят налог.

Также налогоплательщик не получит вычет НДС, если из-за ошибок невозможно идентифицировать поставщика, покупателя, наименование покупки, сумму налога и стоимость.

Обратите внимание на дату счета-фактуры. Не выставляйте его покупателю раньше даты отгрузки. Эта ошибка вызовет споры с контрагентами и контролирующими органами. Примеры заполнения счета-фактуры

3) Доля «входящих» вычетов по НДС. Если она превышает определенный процент от суммы налога, начисленного за год, организация попадает под пристальное наблюдение контролирующих органов. В каждом регионе своя «безопасная» доля вычетов, в общем по России это 89%.

В большинстве сельскохозяйственных организаций итоговая сумма НДС будет к вычету: вы покупаете материалы по ставке 20%, а продаете со ставкой 10%.

И это причина для налоговых служб контролировать организации тщательнее. Поэтому заранее подготовьтесь дать пояснение ИФНС своего региона.

Пример пояснения по НДС. Высокий удельный вес (доля) вычетов

Далее рассмотрим процедуру получения освобождения НДС при ЕСХН.

Освобождение от НДС при ЕСХН в 2019 году

У налогоплательщиков ЕСХН и НДС переходный период в 2019 году. У сельскохозяйственной организации (и ИП) есть возможность получить освобождение от уплаты налога.

Чтобы использовать это право, нужно выполнить такие условия:

  • Подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН (если до этого применяли другую систему налогообложения) и уведомление об освобождении от НДС , выписку из баланса, выписку из книги учета сельскохозяйственных товаропроизводителей на ЕСХН в налоговую по месту учета в том же календарном году.

Например, для получения освобождения в январе последний день подачи уведомления 21 января, т.к 20 число попадает на выходной день.

Налогоплательщики, которые в 2019 году перешли на ЕСХН, могут сразу получить освобождение от уплаты НДС. Остальным нужно будет соблюсти лимит по доходам.

Бланк уведомления:

Уведомление об использовании организациями (ИП) права на освобождение от НДС Вторая часть уведомления на освобождение от НДС

  • не реализовывать подакцизные товары в течение 3 предшествующих календарных месяцев. Это ограничение регулируется п.2 ст.145 НК РФ;
  • проверить доход за прошлый налоговый период (2018 год). Он не должен превышать 100 млн. руб. Лимит доходов в последующих годах представлен в таблице ниже.
Год, за который учитывают доходы Лимит для освобождения от НДС, млн.
руб.
2019 90
2020 80
2021 70
2022 и последующие годы 60

Лимит доходов для освобождения от НДС

Ранее чиновники считали, что если уведомление не подано в срок, то организация не может освобождаться от уплаты НДС. Но Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 трактует ситуацию в пользу плательщика, т.к последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

Пример. ИП Сидоров. В.А в 2018 году не выставлял покупателям счета-фактуры с начисленным НДС. Если он подаст уведомление об освобождении позже установленного срока, скорее всего в суде признают его действия законными и не заставят начислять и уплачивать НДС.

Плательщики ЕСХН, получившие освобождение от НДС, не смогут отказаться от него добровольно, но могут утратить право на освобождение в таких случаях:

  1. Налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров в течение трех предшествующих календарных месяцев . (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 145 НК РФ). Тогда предпринимателю придется заплатить налог.
  2. Если в течение налогового периода по ЕСХН сумма дохода от реализации товаров, работ, услуг превысила лимит для применения освобождения.

Организации и ИП, потерявшие право на освобождение от уплаты НДС, не могут получить его повторно.

Непредоставление подтверждающих документов или недостоверная информация — основание для уплаты налога, штрафных санкций и пени.

Это все, что нужно знать о новшествах ЕСХН в 2019 году. Следите публикациями в нашем клубе — у нас самые свежие новости. Будем держать вас в курсе последних изменений законодательства. В избранное Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное 1 нравится Поделиться:

Согласно НК РФ, сельскохозяйственные товаропроизводители признаются плательщиками НДС на общих основаниях. При этом действующее налоговое законодательство содержит условия, согласно которым сельхозпроизводитель вправе на применение льготной ставки НДС либо на полное освобождение от уплаты налога. В статье разберем особенности начисления НДС для сельхозпроизводителей: расчет налога, льготы, отчетность.

Льготы по НДС для сельхозпроизводителей

Согласно ст. 146 объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров и услуг. Таким образом, организации и ИП, чья деятельность связана с производством с/х продукции, приобретают обязательства по уплате НДС в момент реализации такой продукции.

В то же время пп.1 п.2 ст .164 НК РФ предусматривает право с/х производителей на применение льготной ставки НДС в размере 10% в отношении операций по реализации следующий продовольственных товаров:

  • скот и птица;
  • мясо и мясопродукты;
  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло растительное, маргарин;
  • сахар, соль;
  • крупа, мука, макаронные изделия;
  • зерно, комбикорм;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • овощи;
  • рыба живая, рыбо- и морепродукты.

Отметим, что право на применение льготной ставки действует как в отношении самостоятельно произведенной продукции, так и в отношении товаров, приобретенных для последующей реализации.

Право на льготу имеют не только организации/ИП со статусом сельхозпроизводителя, но и прочие субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию производственных товаров согласно перечню, утвержденному пп.1 п.2 ст .164 НК РФ.

Читайте также статью ⇒ «Налог на имущество сельхозпроизводителей».

НДС для сельхозпроизводителей

Сельхозпроизводитель на спецрежиме ЕСХН освобожден от уплаты НДС. Исключение составляют операции по импорту продукции, а также расчеты по договорам простого товарищества и доверительного управления имуществом, в рамках которых субъект хозяйствования обязан уплачивать НДС в общем порядке.

Как сельхозпроизводителю получить освобождение от уплаты НДС

Организация и ИП, деятельность которой связана с производством с/х продукции, освобождается от уплаты НДС при условии перехода на спецрежим ЕСХН.

Для использования режима ЕСХН деятельность субъекта хозяйствования должна включать один или одновременно несколько нижеследующих видов:

  • непосредственно производство с/х продукции (выращивание с/х культур, скота, птицы, т.п.);
  • первичная обработка с/х продукции;
  • промышленная переработка с/х продукции;
  • реализация с/х продукции;
  • вспомогательные с/х услуги (возделывание полей, подготовка почвы к посеву, уборка урожая, выпас скота, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, т.п.).

Для того чтобы перейти на ЕСХН и получить право на освобождение от уплаты НДС доля дохода от производства с/х продукции должна составлять не менее 70% от общего дохода субъекта хозяйствования. При расчете дохода учитывается общий доход от с/х деятельности по всем направлениям (производство с/х продукции, переработка, реализация, вспомогательные услуги, т.п.).

Особенности перехода с/х производителя на спецрежим ЕСХН – в таблице ниже:

№ п/п

Этап перехода на ЕСХН Описание действий налогоплательщика
Этап #1 Подтверждение статуса с/х производителя

Налогоплательщик готовит документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности организации/ИП составляет не менее 70% от общего дохода. Как правило, доля дохода определяется на основании налоговой декларации за предыдущий отчетный период (календарный год).

Этап #2

Обращение в ФНС Для перехода на ЕСХН с 1 января следующего календарного года представитель организации/ИП до 31 декабря текущего года подает в ФНС уведомление утвержденной формы ⇒ Уведомление о переходе на ЕСХН ф.26.1-1.
Для применения ЕСХН сразу после регистрации субъекта хозяйствования уведомление нужно подать в течение 30-ти дней с момента постановки с/х производителя на учет в ЕГР.
Уведомление подается в территориальный орган ФНС по месту регистрации (для юрлиц) или по месту жительства (для ИП).
Этап #3 Приобретение статуса плательщика ЕСХН

В случае если показатели деятельности организации/ИП удовлетворяют установленным требованиями, ФНС регистрирует сельхозпроизводителя в качестве плательщика ЕСХН.

Сельхозпроизводитель считается освобожденным от уплаты НДС с момента приобретения статуса плательщика ЕСХН (на основании соответствующей выписки).

Сельхозпроизводитель-плательщик НДС: расчет налога и отчетность

Сельхозпроизводитель признается плательщиком НДС:

  • в случае применения ОСНО – в отношении всех операций, признанных налогооблагаемыми в соответствие с главой 21 НК РФ;
  • в случае применения ЕСХН – в отношении операций импортного ввоза товара на территорию РФ, а также в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом.

Для с/х производителей-плательщиков НДС предусмотрен следующий порядок расчета и уплаты НДС:

  1. Налоговый период. Отчетным периодом для расчета НДС является календарный квартал, в рамках которого с/х производитель учитывает операции, подлежащие налогообложения. Дата налогооблагаемой операции определяется на основании первичных документов (счетов-фактур).
  2. Налогооблагаемая база. Базой для расчета НДС является стоимость с/х продукции, подлежащей реализации. При расчете налоговых обязательств с/х производитель рассчитывает общую сумму реализации в течение отчетного квартала.
  3. Налоговые вычеты. С/х производитель вправе уменьшить налоговые обязательства на сумму налоговых вычетов, а именно:
  • НДС, предъявленный поставщиками, подрядчиками;
  • НДС, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Формула для расчета НДС имеет следующий вид:

НДСс/х = (НалБаза * Ставка) – Выч,

где НалБаза – налогооблагаемая база, рассчитанная как сумма операций по реализации с/х продукции в течение отчетного квартала;
Ставка – применяемая ставка НДС;
Выч – налоговый вычет, равный сумме НДС, предъявленной поставщиками при покупке товаров (материалов, сырья) и уплаченный на таможне.

Ставка НДС, применяемая с/ производителем, определяется в общем порядке и составляет:

С/х производители, которые ведут деятельность одновременно по реализации продовольственных товаров и осуществляют прочие налогооблагаемый операции, в целях расчета НДС ведут раздельный учет таких операций.

Читайте также статью ⇒ «Льготы по налогам для сельхозпроизводителей».

Налоговая декларация для сельхозпроизводителей

С/х производители, признанные плательщиками НДС, подают налоговую декларацию ежеквартально в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (за 3 кв. 2020 года – до 25.10.18).

При заполнении декларации с/х производитель включает в документ суммы налогооблагаемых операций в пределах налогового периода, а также отражает размер налоговых вычетов и рассчитывает сумму НДС к уплате.

С 2014 года налоговая декларация по НДС подается в ФНС исключительно в электронном виде, посредством телекоммуникационных каналов связи. В случае если в установленный срок с/х производитель не предоставил в ФНС электронную форму декларации, но при этом подал документ на бумажном носителе, то в таком случае декларация считается непредоставленной, а налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа.

Срок уплаты налога и подачи налоговой декларации по НДС для с/х производителей

Для с/х производителей на ОСНО, а также организаций/ИП на ЕСХН, уплачивающих НДС на налогооблагаемые операции, установлен общий срок перечисления налоговых платежей.

Налогоплательщик уплачивает НДС ежемесячно, равными частями, на основании налоговой декларации. Срок уплаты НДС – до 25-го числа каждого месяца, следующего за налоговым периодом (кварталом).

Рассмотрим пример. Одним из видов деятельности ООО «Фермер» является разведение крупного рогатого скота и реализация молока.

«Фермер» – плательщик налога по ОСНО, доля дохода от с/х деятельности составляет 55%.

«Фермер» ведет раздельный учет операций по реализации молока (ставка НДС 10%), а также прочих налогооблагаемых операций (ставка НДС 18%).

15.10.2020 «Фермер» подал в ФНС налоговую декларацию по НДС за 3 кв. 2020 года, в которой указана сумму НДС к уплате – 33.825 руб.

На основании декларации «Фермер» обязан перечислить НДС в бюджет в следующем порядке:

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Идея единого сельскохозяйственного налога в России восходит к новой экономической политике с ее заменой продразверстки продналогом. В те годы введение продналога дало высокий положительный результат. Однако такой налог вводился, во-первых, в мелкокрестьянской стране, где разветвленная форма налоговой системы было принципиально невозможной. Кроме того, продналог давал эффект на фоне отмены убивавшей деревню продразверстки.

Второй всплеск интереса к продналогу возник в конце 1980-х гг. в период активного реформирования советской системы сельского хозяйства, что также отчасти было инспирировано поисками решений в системе нэпа. Тогда для повышения стимулирования сельскохозяйственных производителей государственные поставки были разбиты на государственный заказ и продналог. В отличие от 1920-х гг. эта система не дала абсолютно никакого эффекта кроме нарушения статистической динамики.


Впервые в современной России в августе 1996 г. в Белгородской области введен единый продовольственный налог с сельскохозяйственных производителей. Базовая ставка налога рассчитывалась в продовольственной пшенице с гектара пашни. Остальные продукты пересчитывались по установленным коэффициентам. Ставки варьировали по районам в зависимости от качества земли. Сбором и реализацией продналога занималась Продовольственная корпорация. Для сельскохозяйственных предприятий присоединение к системе продналога не было обязательным – они могли сохранить прежние платежи. В 2000 г. система сельхозналога в области была отменена как противоречащая федеральному законодательству. В 1999 г. в ряде регионов страны также начались эксперименты с единым сельскохозяйственным налогом: в Тюменской области, в Лысогорском районе Саратовской области.

Суть Саратовского опыта состояла в том, что большинство уплачиваемых сельхозпроизводителями налогов, а именно: НДС, налог с продаж, налог на прибыль, на имущество, земельный налог, ресурсные платежи, за загрязнение окружающей среды, платежи в государственные внебюджетные фонды, местные налоги, даже подоходный налог с физических лиц были заменены уплатой единого налога. Ставка налога начислялась с гектара сельхозугодий с учетом корректировки в зависимости от качества земель. Рассчитывалась ставка на основе суммы начисленных налогов и других обязательных платежей в среднем на три года, предшествующих введению единого налога, отдельно по каждой категории сельхозтоваропроизводителей. Налог уплачивался ежеквартально, но с учетом сезонности. В первый и второй кварталы производители платили по 10 % от годовой суммы налога, а в третий и четвертый – по 40 %. В случае досрочной уплаты годовой суммы налога полностью предоставлялась льгота от 5 до 20 %. За 4 года эксперимента налог показал свою эффективность. Плательщиков удовлетворяла простота расчета налога, резкое сокращение и упрощение отчетности, отсутствие фискальных проверок. За время эксперимента ежегодно уплачиваемая сумма налога в три раза превысила первоначальный базовый уровень. Отсутствовала задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. После прекращения эксперимента сумма уплаченных налогов стала заметно сокращаться.

Практика применения единого сельскохозяйственного налога показывает, что хорошая идея не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет. Например, установленная в Брянской области единая ставка налога (20,53 руб.) способствовала перераспределению налоговой нагрузки с передовых хозяйств на отсталые. Она определялась как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельхозпроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Кадастровая оценка земли в области отличалась в разы – от 3927 руб. до 17 622 руб. за гектар. Расчет ставки налога по каждому хозяйству показал, что для крепких хозяйств она превысит 583 руб., а для других составит не более 60 коп. Это поставило сельхозпроизводителей в неравные условия.

Немаловажную роль играет и количество земли, закрепленное за производителем. При переходе на единый сельскохозналог иметь необрабатываемую землю невыгодно. Многие сельхозпроизводители стали отказываться от таких земель, и в области образовался фонд невостребованных земель. В итоге переход на уплату единого сельхозналога для крепких хозяйств явился благом, а для слабых – непосильным бременем. Это не могло не сказаться на собираемости налога. За 1 полугодие 2003 г. из 49,4 млн руб. исчисленного налога поступило в бюджет лишь 10,3 млн руб. (20,8 %).

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

К первостепенным новшествам и преимуществам, предлагаемым новой редакцией главы 26.1 НК РФ, относятся следующие:

– положения главы носят характер прямого действия (нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах РФ);

– переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке января года, в котором осуществляется такой переход.

– на специальный режим налогообложения не вправе переходить организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизной продукции, являющиеся плательщиками ЕНВД, а также организации, имеющие филиалы и представительства;

– уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

– критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70 % от общего объема доходов от реализации;

– объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов (доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы – в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ), так называемые «чистые доходы» со ставкой налога 6 %;

– годовой налоговый период и полугодовой отчетный период: налог уплачивается всего два раза в год, до 25 июля отчетного года и до 31 марта следующего года.

Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения.

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э – экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН; НП – сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НИ – сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; ЕСН – сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период; ЕСХН – сумма единого сельскохозяйственного налога.

Для индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств в формуле налог на прибыль заменяется налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций – налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности. Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Кроме того, при расчете следует учитывать:

· статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

· какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

· хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;

· какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

· действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

· насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

· кто является потребителем производимой продукции – плательщики НДС или нет;

· какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Способы оптимизации налогового бремени при ЕСХН заключаются в маневрировании преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату ЕСХН, по ряду российских налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на имущество организаций. Сравним уплачиваемые налоги по общей системе налогообложения и в рамках специального режима.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции:

· в 2004–2007 годах – 0 %;

· в 2008–2009 годах – 6 %;

· в 2010–2011 годах – 12 %;

· в 2012–2014 годах – 18 %;

· начиная с 2015 года – 24 %.

Пониженные ставки налога на прибыль не вправе применять те хозяйства, статус которых не соответствует критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70 %).

Поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог на прибыль организаций, выгоды от перехода на уплату ЕСХН в виде экономии на налоге на прибыль не существенные.

Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10 %. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ), которые облагаются по ставке 18 %. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом. При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели – плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно. В данном случае для сохранения конкурентоспособности продукции предприятие АПК может снизить цену.

С 2005 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20 % (п. 1 ст. 241 НК РФ). При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций, измененный с 2004 г., не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Что касается упрощения отчетности для предприятий, применяющих ЕСХН, то в данном случае организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, как это установлено, например, для предприятий, применяющих «упрощенку». Причем помимо общих требований, организации обязаны соблюдать и отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету.

Сравним на примере условной организации налоговую нагрузку при применении ЕСХН и общего режима налогообложения.

Пример. ООО «Восход» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Саратовской области. Основной вид деятельности – производство сельхозпродукции и ее первичная переработка. Организация выполняет ремонтно-строительные работы для других агропредприятий.

Времени на подготовку к новым условиям у фермеров достаточно. Но прежде чем принимать решение об освобождении от налога, стоит взвесить возможные последствия. Если основная доля покупателей сельхозпроизводителя — плательщики НДС, то выгоднее налог уплачивать. Если же основные потребители плательщиками НДС не являются, то лучше получить освобождение.Тем, кто спецрежим ЕСХН уже применял, освобождение от НДС доступно только при соблюдении ограничений по уровню дохода от реализации товаров (работ или услуг). За 2018 год доход не должен превысить 100 миллионов рублей, далее должен ежегодно снижаться на 10 миллионов рублей с тем, чтобы к 2022 году достичь 60 миллионов рублей. Иными словами, воспользоваться льготой смогут лишь небольшие хозяйства. Для новичков, которые в 2019 году начнут применять спецрежим впервые, уровень дохода не лимитируется. Однако начиная с 2020 года ограничение распространится и на них.

Для освобождения от НДС с 1 января 2019 года сельхозпроизводитель должен подать в свою инспекцию письменное уведомление. Сделать это нужно не позднее 21 января 2019 года, поскольку 20 января приходится на выходной день. Повторно право на освобождение от НДС не предоставляется, воспользоваться послаблением можно лишь однажды. Это основное отличие сельхозпроизводителей от всех прочих плательщиков НДС.

Важно, что отказаться от льготы по НДС нельзя (такой отказ иной раз выгоден для налогового планирования), пока не истекут 12 последовательных календарных месяцев. Однако если лимит по уровню дохода превышен, то право на освобождение утрачивается с первого числа месяца, в котором такое превышение допущено. «Тогда обязанностей у плательщика ЕСХН прибавится. За месяц, в котором произошло превышение лимита по доходу, нужно восстановить НДС и уплатить его в бюджет, — предупреждает Наталья Бокова, эксперт СКБ Контур. — Может случиться так, что товары (работы, услуги) приобретены до утраты права на освобождение от НДС, но использованы затем в операциях, облагаемых налогом. Суммы НДС, уплаченные по таким товарам и работам, принимаются к вычету в общем порядке».

Для освобождения от НДС нужно подать в инспекцию письменное уведомление не позднее 21 января 2019 года

До 2019 года для плательщиков ЕСХН действовали некоторые преференции. Так, при переходе на сельхозналог не нужно было восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету. Появится ли такая обязанность теперь? Нет, восстанавливать НДС по-прежнему не нужно. Однако если с 2019 года сельхозпроизводитель на ЕСХН получит освобождение от НДС, то налог восстановить придется. Сделать это нужно по всем остаткам основных средств, сырья, материалов.

По некоторым операциям пользователи ЕСХН уплачивали НДС и до 2019 года. Например, если ввозили товары в РФ или приобретали товары (работы, услуги) для производственных нужд. В таких ситуациях НДС включался в состав расходов по сельхозналогу, тем самым уменьшая налоговые обязательства фермера. Если в 2019 году сельхозпроизводитель решает платить НДС, он сможет принимать к вычету входящий налог (уплаченный продавцу). Если хотя бы одно из условий предоставления вычета не выполнено, то НДС нужно включать в стоимость реализуемых товаров.

Фермерам предстоит определиться, платить НДС или воспользоваться правом на освобождение. «Прежде чем принять решение, стоит просчитать, какой будет стоимость конечного продукта, — поясняет Наталья Бокова. — Во многом верное решение зависит от того, кто приобретает продукцию. Если товар поставляется преимущественно в розницу, то выгоднее освободиться от НДС. Если же подавляющее большинство клиентов — оптовики, плательщики НДС, им предпочтительно принимать налог к вычету».

Основные средства нужно корректно отразить в налоговом учете в «переходный период» от неплательщика НДС в 2018 году к плательщику в 2019-м. Если сельхозпроизводитель становится плательщиком НДС в 2019 году, он сможет получать вычет при покупке основного средства.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх