Финансирование мероприятий

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами мероприятий по улучшению условий и охраны труда; осуществляется в соответствии с со ст.226 ТК РФ.

Финансирование мероприятий по улучшению УТ и ОТ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

Ф. ОТ может осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по УТ и ОТ работодателями (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению УТ и ОТ.

Опыт финансирования мероприятий по ОТ. В ОАО «ММК» мероприятия, включенные в годовые и текущие планы и коллективный договор, должны иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также должны быть обеспечены материальными, финансовыми и техническими ресурсами. В организационно-распределительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки выполнения мероприятий и ответственные исполнители.

Финансирование мероприятий по ОТ и промышленной безопасности (ПБ) осуществляется в рамках утвержденного бюджета ОАО «ММК» на год за счет средств:

общепроизводственных (эксплуатационных) расходов, если мероприятия носят некапитальный характер;

предусмотренных в составе затрат на выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ для создания безопасных условий труда;

запланированных на проведение ремонтов, если реализация мероприятия предусмотрена в смете капитального ремонта основных средств;

банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;

фонда развития производства, если внедрение мероприятий по охране труда требует капитальных вложений.

Работы по реализации плановых мероприятий по ОТ могут поручаться на договорной основе другим организациям или включаться в производственные планы соответствующих производственных структурных подразделений, служб, которые несут ответственность за их выполнение.

См. также Затраты в области охраны труда, Налоговый учет затрат в области охраны труда.

Охрана труда и безопасность сотрудников является ключевой задачей работодателя. При этом важно не только оснастить рабочие места техническими средствами и индивидуальными средствами защиты, но и уделить внимание уровню квалификации персонала. Для этого в 2019 году составляется и утверждается план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Результатом выполнения плана является оценка результатов деятельности в сфере охраны труда. Ее проводят для уточнения текущего состояния работ в этой области, их эффективности, а также применения новых методов.

Кто устанавливает перечень мероприятий по охране труда в организации?

Опираясь на нормы статьи 217 Трудового кодекса, работодатель обязан выделить службу охраны труда или назначить ответственное за охрану труда лицо. Все они должны иметь соответствующую подготовку, а также опыт работы в этой сфере. Такая обязанность существует у тех организаций, численность работников в которой превышает 50 человек.

Если в штате фирмы менее 50 сотрудников, то такая служба или должность должны создаваться с учетом специфики деятельности организации. Поэтому обязанности специалиста по ОТ может исполнять руководитель или стороннее лицо, привлекаемое работодателем в рамках договора. Это должен быть специалист аккредитованной организации, имеющей право оказывать услуги в области охраны труда.

Формирование группы или назначение специалиста происходит на основании приказа по организации. Эти же люди обязаны разработать план мероприятий по улучшению условий и охране труда, включив туда мероприятия, перечисленные в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 01.03.2012 № 181н. При этом учитывается специфика трудовой деятельности и техническая возможность фирмы все эти мероприятия реализовать.

План составляется на календарный год и утверждается руководителем организации. Это может быть отдельный документ или приложение к коллективному договору.

Основные мероприятия

Полный перечень организационных и технических мер в области охраны труда содержится в приказе 181н. К основным мероприятиям можно отнести:

  • введение и использование автоматических и дистанционных систем управления процессами производства и промышленным оборудованием;
  • анализ профессиональных рисков путем проведения спецоценки условий труда;
  • реализация мер, направленных на улучшение условий труда, основываясь на заключении СОУТ;
  • использование систем сигнализации и аварийной остановки, а также контроля уровней негативного воздействия факторов производственных процессов на человека в автоматическом режиме;
  • внедрение усовершенствованных, современных или модернизация имеющихся средств коллективной защиты, применяемых на производстве;
  • улучшение, а также замена оборудования с целью минимизации опасных и вредных факторов на рабочих местах;
  • устройство ограждений движущихся частей производственного оборудования, электроустановок, нанесение сигнальных цветов и знаков на элементы конструкций, представляющих опасность для человека;
  • механизация процессов хранения, транспортировки опасных грузов, уборки производственных помещений;
  • создание комфортного производственного микроклимата: вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, чистота рабочей среды и т.п.;
  • обустройство рабочего места достаточным уровнем освещения;
  • обеспечение работников, занятых на опасных и вредных производствах, соответствующей рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда, методам оказания первой помощи, а также обучение сотрудников безопасным приемам работы с использованием литературы, стендов и наглядных материалов, организация их путем планирования;
  • устройство помещений организованного отдыха, оборудование постов медицинской помощи, укомплектование их аптечками с необходимым набором медикаментов;
  • проведение периодических медицинских осмотров, а также реализация мер по привлечению работников к занятиям физкультурой.

Как правильно подготовить план мероприятий по охране труда?

План составляется на определенный период, как правило, это календарный год, например 2019. При его формировании учитываются не только мероприятия, которые должны быть проведены, но и уровень финансирования, достаточный для их выполнения в течение текущего года. Заверяется документ приказом по организации.

В ходе составления плана по охране труда проводится анализ случаев на производстве, опираясь на статистику предыдущих периодов, а также берутся во внимание проведенные исследования условий труда в организации, финансовые возможности реализации мероприятий.

При разработке плана следует придерживаться структуры, установленной в ст. 226 ТК и руководствоваться системой планирования, принятой в организации.

C чего начать охрану труда на предприятии в 2020 году

Составление плана мероприятий начинается с составления списка мероприятий и первоочередных мер по охране труда. На основании этих данных происходит планирование соответствующих затрат с использованием статистических методов расчета сумм расходов. Например, применить коэффициент дефлятор.

Обязательно за выполнение каждого пункта плана должно быть назначено конкретное ответственное лицо. При закреплении ответственности и обязанностей по ОТ в нормативных документах следует учитывать эти данные. При установлении сроков выполнения необходимо учитывать следующее:

  • самые дорогостоящие мероприятия лучше включать в I и II кварталы, поскольку до 1 августа происходит возмещение расходов за счет вносов в ФСС;
  • в III и IV квартале произвести мероприятия за счет организации.

Законодательство определяет для работодателя минимальный порог средств, которые он обязан расходовать на охрану труда. Это не менее 0,2 % от эксплуатационных расходов (затрат для производственных предприятий или оказания услуг для организации). Организация обязана представлять отчет о затратах в орган статистики и отражать их в бухгалтерском учете. При плановой проверке инспектор ГИТ все эти данные подвергает сверке.

Как составить смету расходов по охране труда?

Скачать шаблон сметы расходов по охране труда

Скачать расчет расходов по охране труда

Унифицированной формы документа не установлено законодательством, каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать его. Основной целью составляемого плана является улучшение производственного климата на рабочем месте, повышение уровня безопасности работы персонала.

Средства, направленные на ОТ, возможно возместить за счет уплаченных взносов в ФСС. Возврату подлежит только 20% взносов на травматизм, которые были уплачены организацией за истекший год. Производится возврат на основании заявления, подаваемого в фонд до 1 августа текущего года, и приложенного к нему плана по охране труда.

Готовый образец 2020 года

Скачать №1: БланкОбразец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2020 год

Скачать №2: БланкОбразец плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Скачать №3: БланкОбразец плана мероприятий по охране труда на 2020 год

В этом материале мы подробнее расскажем о том, какие онлайн-мероприятия можно добавлять на платформу «PRO.Культура.РФ» всегда, а какие будут приниматься только во время сложной эпидемиологической обстановки. При этом особое внимание уделим трансляциям.

Напоминаем, что у онлайн-мероприятий обязательно:

  • должен стоять тег «Культура онлайн»;
  • должно присутствовать дополнение к родовому слову, свидетельствующее о том, что событие будет проходить в интернете: «трансляция», «онлайн», «виртуальный» и т. д. Например: Трансляция спектакля «Идиот», Виртуальная выставка «Весеннее настроение». Также в качестве родового слова можно использовать «онлайн-встреча» и т. п.;
  • ссылка на ресурс с трансляцией или другим мероприятием должна быть указана в первом или втором предложении и спрятана под слово (как это сделать, см. инструкцию в материале «Правила оформления события», пункт 9.5). Ресурс, на который ведет ссылка, должен принадлежать вашему учреждению. Ссылки на чужие каналы и записи давать запрещено. Исключением является официально полученное разрешение от стороннего ресурса, на который вы ссылаетесь.

Виды онлайн-мероприятий, которые можно всегда размещать на платформе «PRO.Культура.РФ»





1. Онлайн-трансляции.

Онлайн-трансляции – это демонстрация вашего мероприятия по сети Интернет в режиме реального времени. Можно организовать так называемую псевдотрансляцию, используя имеющиеся у вас записи из архива.

Не следует путать трансляцию с выложенным в сеть видео – у любой трансляции есть конкретное время начала и конца, когда можно подключиться и посмотреть то, что вы подготовили, например, 28 апреля с 19:00 до 20:30.

Любая деятельность вашего учреждения, которую вы обычно осуществляете, может быть перенесена в эфир. Как рассказала на вебинаре главный редактор портала «Культура.РФ» Олеся Максимова, онлайн-трансляцией может быть:

  • экскурсия по зданию, экспозиции, кварталу или парку (если позволяют эпидемиологические условия);
  • моноспектакль или кукольный спектакль без зрителей (для записи такого формата не нужно много ресурсов);
  • читка глав из книги (можно пригласить артиста из любого театра или самостоятельно почитать отрывки любого произведения из фонда библиотеки);
  • творческий вечер (или запись вечера);
  • встреча с писателем или какой-нибудь известной в вашем регионе личностью, презентация книги;
  • дискуссия;
  • концерт (в том числе перед пустым залом);
  • мастер-класс или курс занятий;
  • лекция и др.

Напоминаем, что вы можете получить промоподдержку проведения трансляции от портала «Культура.РФ», став участником проекта «Культурный стриминг». Подробные условия участия читайте в статье.

2. Виртуальные выставки и виртуальные туры.

Экспозиция может быть классической и состоять из многих экспонатов, а может рассказывать об одной работе автора. Например, виртуальная выставка «Театральная жизнь Новгорода. Страницы истории» и виртуальная выставка гравюры «Рафаэль. Автопортрет с другом».

Виртуальный тур – еще один вид выставки, интерактивный. Например, виртуальный тур по Комплексу городской усадьбы.

Виртуальная выставка может быть как временной, так и постоянной.

3. Акции в социальных сетях.

Это могут быть видеообращения, различные флешмобы и т. д. Например, межрегиональная эстафета мира «Дети против войны!» или литературный флешмоб «Победа. 75».

4. Разнообразные онлайн-конкурсы.

Это может быть конкурс фотографии, видео, рисунков и т. д. Например, конкурс фотографии «С улыбкой по жизни» или межрегиональный конкурс видеороликов «Пусть память книга оживит».

5. Конференции, вебинары или занятия по Skype или другому инструменту для видеосвязи.

Если вы проводите такие мероприятия, не забывайте давать ссылку на присоединение к беседе (как это сделано в онлайн-вебинаре «Цифровые технологии для незрячих») или написать ее название (как это оформлено в онлайн-встрече Английского клуба в Skype).

6. Показ фильмов.

Если демонстрация кинокартины планируется именно на сайте вашего учреждения и будет проходить ограниченное количество времени, как в этом событии, то такой анонс будет принят.

Если же вы просто анонсируете фильм, который выложен на вашем ресурсе без нарушения авторских прав и который можно посмотреть в любое время, то такой анонс будет принят только во время режима самоизоляции.

Виды онлайн-мероприятий, которые можно размещать на платформе «PRO.Культура.РФ» только во время периода самоизоляции





Показы видеозаписей, выложенных на различные ресурсы учреждения в интернете (его сайт, соцсети, YouTube-канал), не являются собственно событиями. Они доступны к просмотру всегда – круглосуточно и круглогодично, поэтому в нормальном режиме работы такие анонсы приниматься не будут. Однако в условиях сложной эпидемиологической обстановки и отсутствия ресурсов для создания полноценных трансляций было принято решение подтверждать такие анонсы.

Важно! Если вы анонсируете просмотр записи, которая будет доступна круглосуточно, самой поздней датой завершения такого события может быть 31 июля 2020 года.

1. Виртуальные экскурсии в записи.

Подобные мероприятия могут быть проведены в режиме прямой трансляции, о чем говорилось выше, а могут быть записаны заранее и выложены на сайт. Например, виртуальная экскурсия по экспозиции «Музей гуся. Каменная летопись Мещеры».

2. Показ лекций.

Обучение тоже может проходить в режиме реального времени, а может быть представлено в виде записанной лекции, выложенной на ресурсе учреждения. Причем лекция может быть как в видеоформате (виртуальная лекция «Парфюмерные династии»), так и в аудиоформате (аудиотрилогия «Символическое в творчестве А. Тарковского. Лекция первая»).

3. Показ мастер-классов.

Речь идет об анонсах, когда запись мастер-класса уже выложена на сайте учреждения и доступна к просмотру в любое время. Например, виртуальный мастер-класс «Куколка на щепке или палочке» или виртуальное занятие «В гостях у самовара и пряника».

4. Различные проекты просветительской направленности в записи.

Это могут быть:

  • презентации (например, видеопрезентация «По дорогам песни фронтовой»);
  • обзоры книг (например, буктьюб-проект «60 секунд чтения»);
  • онлайн-чтения (например, онлайн-чтения «В Год памяти и славы»);
  • и многое другое, что только вы сможете придумать (например, виртуальный проект «Читаем детям»).

Как правило, такие мероприятия тоже сняты на видео и выложены в сеть.

5. Показ записи спектакля.

Речь идет об анонсах, когда запись находится на ресурсе учреждения и доступна к просмотру в любое время, то есть не является трансляцией. Например, трансляция спектакля «Пермские боги».

Важно! Если вы анонсируете трансляцию или показ записи спектакля, анонс которого уже есть на сайте, создайте новый анонс с правильным названием (например: Трансляция спектакля «Гамлет»; Показ записи спектакля «Вишневый сад»), старый редактировать не надо. Когда мероприятия вернутся в офлайн-режим, вы сможете обратиться к предыдущему анонсу.

Напоминаем, что в оформлении онлайн-мероприятий много особенностей, которые необходимо учитывать при создании анонса. С обновленным списком правил можно ознакомиться в материале «Правила оформления онлайн-событий», а также с помощью видеолекции о том, как оформить анонс онлайн-события. В ней мы рассмотрели все особенности анонсирования таких событий, особое внимание уделив типичным ошибкам и способам их устранения.

Надеемся, теперь у вас будет гораздо меньше вопросов по поводу онлайн-мероприятий, однако если они все же возникнут, вы всегда можете обратиться в службу технической поддержки по телефону: 8-800-200-37-17 (с 9:00 до 18:00 по московскому времени) или по электронной почте pro@team.culture.ru.

Приветствую, уважаемые друзья! Здесь вас ждёт исчерпывающая информация и материалы (образцы документов) про планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Наберитесь терпения, сосредоточьтесь и получайте удовольствие 🙂

Финансируем мероприятия по охране труда правильно

На основании статьи 226 Трудового кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Поскольку себестоимость — это сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции, то для расчёта затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда вы можете брать сумму строки «себестоимость продаж» из «Отчёта о прибылях и убытках» — форма по ОКУД 0710002 (смотрите Приложение № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»).

Указанный в статье 226 ТК норматив финансирования не распространяется на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Чтобы было немного понятнее, разберёмся с понятиями.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

В соответствии с п. 2 ст. 9_1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ, финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Таким образом, размеры финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных казённых учреждениях определяются на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счёт субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, размеры финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных казённых учреждениях определяются на основании бюджетной, а в государственных автономных учреждениях определяются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии со статьями 226 и 419 Трудового кодекса Российской Федерации и статьёй 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами и в случае, если работодатель финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, в соответствии со статьёй 5.27 КоАП РФ — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Недостаточность финансирования учреждения также не является основанием для отказа в выполнении государственных нормативных требований охраны труда, что подтверждается в частности решением от 03.11.2015 г. по делу № 21-925/2015 Хабаровского краевого суда.

Из материалов дела:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 28 мая 2015 года ФКУ назначено наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушение требований, установленных статьями 212, 213 Трудового кодекса РФ и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, а именно: в ФКУ на различные работы, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с организацией общественного питания, в хлебопекарню и столовую допущено 27 работников, которым не обеспечено прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Позиция заявителя

Представитель ФКУ обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит судебное решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность правонарушения.

Позиция суда

1. КоАП РФ не выделяет формы вины юридического лица.

Суд указал, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установления того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как было отмечено судом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности и неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Вина ФКУ, согласно позиции суда, заключалась в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего трудового законодательства по надлежащей организации медицинских осмотров работников (понятие вины юридического лица раскрыто в статье 2.1 КоАП РФ).

2. Недостаточность финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Суд отметил, что указание ФКУ на недостаточность финансирования для выполнения установленных законом и нормативно-правовыми актами обязательных предписаний не является основанием для освобождения ФКУ от административной ответственности, в связи с чем наказание за содеянное в виде штрафа в размере менее минимального из предусмотренного санкцией части 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ являлось справедливым.

3. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного нарушения — право, а не обязанность суда.

Судом указано, что при назначении наказания были учтены обстоятельства дела и существенная угроза охраняемым общественным отношениям. При этом социально значимая деятельность ФКУ сама по себе не является основанием для прекращения производства по делу.

Отметим, что согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение суда

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ, в отношении ФКУ, оставлено без изменения, а жалоба законного представителя ФКУ — без удовлетворения.

Роструд в письме от 11.03.2014 г. № 457-6-1 высказал мнение, что периодом времени, который должен быть использован для расчёта размера финансирования является год, в связи с тем, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» установлены соответствующие мероприятия, которые проводятся на протяжении всего года, и в конечном счёте нарастающим итогом на них должно быть направлено не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Следует также отметить, что указанная в части 3 статьи 226 ТК РФ формулировка касательно размера финансирования устанавливает лишь минимальный размер денежных средств, который в обязательном порядке должен быть направлен на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, в связи с чем допускается увеличение данного показателя.

Минфин России письмом от 09.08.2011 г. № 03-03-06/4/95 разъяснил работодателям, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Итак, с необходимостью осуществлять финансирование мероприятий по охране труда в объёме, установленном на федеральном уровне, мы разобрались. Разберёмся далее с тем, кто и по каким принципам осуществляет планирование мероприятий и как определить затраты на каждое из них.

Планируем мероприятия по охране труда правильно

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателем. Следовательно, рассчитывать суммы затрат на конкретное мероприятие может работодатель или назначенный работодателем работник или служба (т.е. мы — специалисты по охране труда).

В соответствии с требованиями приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта (Специалист в области охраны труда)» к трудовым действиям указанного работника в рамках трудовой функции по обеспечению контроля за соблюдением требований охраны труда относится планирование мероприятий по охране труда.

В общем понимании, планирование — оптимальное распределение ресурсов (в том числе финансовых) для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

План — это заранее намеченная последовательность действий, обычно с описанием сроков и обстоятельств их выполнения.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда и требования к его разработке и содержанию нормативно не утверждены. Как правило, в плане указываются наименование мероприятий, срок выполнения, ответственный за выполнение. Таким образом, план мероприятий по улучшению условий труда не обязательно обеспечивать конкретными количественными показателями и их расчётным финансированием. В приложении мы предлагаем вашему вниманию достаточно простой и понятный План организационно-технических мероприятий (положение о планировании мероприятий) по улучшению условий и охраны труда.

Попробуем разобраться из чего складываются затраты на «охраннотрудовые» мероприятия. Начнём с того, что нормативного документа, в котором дан конкретный список мероприятий, финансируемых из бюджета службы охраны труда не существует потому что служба охраны труда в организации не является финансово независимой, а является лишь её структурным подразделением. Это следует из положений статьи 217 ТК РФ и пункта 9 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 08.02.2000 г. № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». В соответствии с общепринятыми нормами рыночной экономики, государство не осуществляет регулирование финансирования структурных подразделений независимых субъектов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем в соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации все обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Из этой нормы следует, что все мероприятия в области охраны труда, финансирование и выполнение которых возложено на работодателя (организацию) требованиями действующих нормативных актов по охране труда, должны быть выполнены вне зависимости от наличия или состояния бюджета службы охраны труда работодателя (организации). Поэтому, если для удобства ведения хозяйственной деятельности в организации осуществляется бюджетирование её структурных подразделений, целесообразно расходы на обязательные и необходимые мероприятия по охране труда закладывать в бюджет соответствующей службы.

Условно можно выделить две группы затрат:

  1. обязательные вынужденные затраты, предусмотренные нормативно-правовыми актами (возмещение материальных­ последствий несчастных случаев на производстве, льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда, штрафы за несчастные случаи на производстве и за несоблюдение нормативных требований охраны труда, затраты на спецодежду, средства коллективной и индивидуальной защиты и т.п.);
  2. не регламентированные затраты на финансирование мероприятий по охране труда.

Обращаем внимание, что расходы на охрану труда по обеим группам затрат учитываются в числе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу только в том случае, если они нормативно обоснованы.

Согласно статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Рассмотрим случаи, когда вы можете учесть следующие расходы в налогооблагаемой базе, которые непосредственно касаются охраны труда:

В налоговом учёте затраты на проведение специальной оценки условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, установленных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Понятно, что в расходах такие затраты учитываются только при их экономической обоснованности и документальном подтверждении (письма Минфина России от 09.08.2011 г. № 03-03-06/4/95, Минздравсоцразвития России от 25.05.2012 г. № ТЗ/3159-3-5).

Работодатель обязан обеспечить работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

При этом использовать можно только сертифицированные СИЗ (ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н).

При выдаче СИЗ работодатели должны руководствоваться типовыми нормами. Вместе с тем в коллективном или трудовом договоре компания вправе предусмотреть повышенные нормы.

Стоимость спецодежды, не относящейся к основным средствам (цена которой менее 40000 руб.) и других средств индивидуальной защиты включается в материальные расходы в момент передачи СИЗ в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Списать эти затраты можно при одновременном выполнении следующих условий:

Работодатель обязан выдавать молоко работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Порядок и условия выдачи бесплатного молока или других равноценных продуктов установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 45н. Этим же документом определены вредные факторы, из-за воздействия которых и выдаётся молоко (смотрите Приложение 3 к приказу № 45н).

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л. за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдаётся при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены (смотрите п. 4 Приложения 1 к Приказу № 45н).

Вместо выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работнику на основании его заявления может выплачиваться компенсационная выплата (ст. 222 ТК РФ, п. 10 Приложения 1 к Приказу № 45н). Её размер принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ (п. 2 Приложения 2 к Приказу № 45н). Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок её индексации прописываются в коллективном или трудовом договоре (п. 4 Приложения 2 к Приказу № 45н).

К расходам на оплату труда относится в том числе стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ питания и продуктов (п. 4 ст. 255 НК РФ).

Как уже было отмечено, в Приказе № 45н приведён Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Контролирующие органы подчеркивают, что затраты на молоко, которое выдаётся работникам, можно учесть в расходах по налогу на прибыль только в случае, когда «вредность» подтверждена специальной оценкой условий труда (или аттестацией) и выдача молока производится в дни фактической занятости работника на вредном производстве (Письма Минфина России от 27.08.2009 г. № 03-03-06/1/550, УФНС России по г. Москве от 29.12.2010 г. № 16-15/137682@).

ФАС Уральского округа указал, что само по себе отсутствие аттестации (СОУТ) не может явиться основанием для лишения работников права на получение в профилактических целях молока при выполнении работ с вредными условиями труда. Главное — наличие вредных факторов. А доказать его можно не только при помощи аттестации (СОУТ). Поэтому включение стоимости «неаттестованного» молока в расходы правомерно (Постановление от 18.01.2011 г. № Ф09-11222/10-С3).

Если по результатам аттестации (СОУТ) условия труда не были признаны вредными, бесплатная выдача молока не относится к компенсациям и облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 01.08.2007 г. № 03-03-06/4/104).

Работодателиза свой счёт обязаны проводить предварительные и периодические медицинские осмотры (ч. 2 ст. 212, ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Приказ № 302н).

Обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора должны проходить (ст. ст. 69, 266 ТК РФ):

  • лица, не достигшие возраста 18 лет;
  • иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ.

По решению местных органов самоуправления для отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ).

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н. Этим документом утверждены также Порядок и сроки проведения медицинских осмотров.

Если же вы не относитесь к вредным и опасным условиям труда, то во исполнение требований ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 г. № 118 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам ит организации работы», п. 13.1 которых установлено, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. При этом в силу ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (в отдельных случаях в силу ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность сокращенной продолжительности рабочего времени).

Время, затраченное на такие медицинские осмотры, включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).

Перечень затрат, которые работодатель вправе возместить за счёт уплаченных взносов, приведён в п. 3 приказа № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Это расходы:

  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на обеспечение соответствия уровня запыленности и загазованности воздуха, а также уровня шума, вибрации и излучений нормам охраны труда;
  • на обучение по охране труда определённых категорий работников;
  • на приобретение средств индивидуальной защиты, смывающих или обезвреживающих средств для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • на санаторно-курортное лечение, а также на проведение медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на лечебно-профилактическое питание работников (в соответствии с Приказом № 46н);
  • на приобретение приборов для определения наличия и уровня алкоголя при проведении обязательных предрейсовых и предсменных медицинских осмотров работников;
  • на приобретение тахографов страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки.

Описанный выше перечень расходов уменьшает налогооблагаемую базу, но, следует помнить ст. 252 НК РФ, что если затраты подтверждены документально и экономически обоснованы, то мы также можем принять данные суммы в расходы.

На федеральном уровне обязательные мероприятия по охране труда предусмотрены не столько статьёй 212 ТК, но и приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н которым утверждён Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Кроме того, для формирования плана финансирования мероприятий специалист по охране труда может использовать те, что предусмотрены отчётом по результатам специальной оценки условий труда.

Затраты на мероприятия по доведению условий и безопасности труда к нормативным требованиям, на устранение причин, которые могут привести к несчастным случаям на производстве или профессиональным заболеваниям и на повышение существующего уровня охраны труда на предприятии, могут осуществляться в виде одномоментных или текущих (многоразовых на протяжении года) вложений.

Одномоментные затраты на внедрение мероприятий по охране труда могут быть капитальными (срок эксплуатации которых превышает один год, а стоимость переносится на себестоимость продукции путём амортизации) и затратами, которые отображаются в себестоимости продукции на протяжении одного производственного цикла или одного года.

Текущие затраты — это затраты, которые периодически возобновляются в процессе производства в связи с необходимостью обеспечения постоянного действия мероприятий. Эти затраты в установленном порядке относятся к валовым затратам производства и также списываются на себестоимость.

Затраты на мероприятия по охране труда, в зависимости от влияния на них изменений объемов производства, делятся на сменные (условно-сменные) и постоянные (условно-постоянные).

Сменные (условно-сменные) затраты изменяются пропорционально изменениям объемов производства. К ним относятся:

  • затраты на сырье и основные и вспомогательные материалы;
  • затраты на энергию, заработную плату рабочих;
  • затраты на возмещения пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных и вредных условиях работы и прочие затраты трудоохранного назначения, которые изменяются при изменении объемов производства.

Постоянные (условно-постоянные) затраты — это общие для предприятия или его структурных подразделений затраты на мероприятия по охране труда, которые не изменяются при изменении объёмов производства или изменяются совсем мало. К ним относятся:

  • затраты на производственную санитарию, вентиляцию, содержание производственных помещений;
  • затраты на спецодежду и спецобувь и их ремонт, стирку, дезинфекцию;
  • затраты на эксплуатацию оснащения «трудоохранного» назначения, на организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические и, частично, технические мероприятия по охране труда и производственной санитарии.

В рамках данной статьи охватить всё без исключения затраты не представляется возможным в силу специфичности некоторых из них, но логика формирования в любом случае одинакова. Ну а контроль за исполнением нормативов финансирования осуществляет, как правило, главный бухгалтер предприятия.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

План организационно-технических мероприятий (положение о планировании мероприятий) по улучшению условий и охраны труда

Заметку и материалы подготовила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 июня 2017 г.

Охрана труда на предприятиях выражается не только в соблюдении работниками установленных требований безопасности, но и в проведении определенных мероприятий, направленных на минимизацию воздействия на человека вредных факторов производства. Для того, чтобы систематизировать данные действия, составляется план мероприятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда

Перечислим, какие мероприятия могут проводиться организацией в целях охраны труда:

1. Организационные:

  • спецоценка условий труда (раз в пять лет);
  • обучение по охране труда и проверка соответствующих знаний (ежегодно; новые сотрудники и после перерыва в работе больше года – не позднее первого месяца работы);
  • подготовка инструкций по охране труда;
  • утверждение перечней профессий с доп. льготами и др.

2. Технические — организация рабочих мест согласно санитарным нормам и нормам безопасности (освещение, тепловой режим и т.д.).

3. Предоставление средств индивидуальной защиты – спецодежды, обуви, средств обеззараживания, средств защиты глаз, дыхательных путей и т.д.

4. По обеспечению пожарной безопасности:

  • подготовка инструкций;
  • установка пожарной сигнализации;
  • разработка схемы эвакуации;
  • оснащение средствами пожаротушения и т.д.

Минздравсоцразвития РФ Приказом от 01.03.2012 N181н утвердил типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда, которые должны проводиться ежегодно. Работодатель с учетом специфики деятельности предприятия может проводить не все мероприятия и разрабатывать свои.

Планирование мероприятий по охране труда

Алгоритм составления плана следующий:

1. План подготавливает служба охраны труда либо специалист по охране труда, а значит, в первую очередь на предприятии должна функционировать такая служба или быть введена соответствующая должность. Специалисты по охране труда должны иметь необходимые квалификацию и практические навыки для того, чтобы составить план.

2. Руководитель издает приказ о назначении лиц, на которых возлагается подготовка плана.

3. Уполномоченные лица разрабатывают план мероприятий, используя Типовой перечень N181н и учитывая потребности и технические возможности организации. В плане указываются названия мероприятий вместе со сроками их выполнения и лица, ответственные за их реализацию.

4. Готовый план включается в соглашение по охране труда, которое проходит согласование с представителями работников (профсоюзом) и утверждается руководителем.

Соглашение по охране труда

До 2013 года требования к данному соглашению были закреплены в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утв. 27.02.1995 (утратили силу в связи с изданием Минтрудом Приказа от 25.03.2013 N 115).

Рекомендации определяли соглашение как форму планирования и реализации мероприятий по охране труда, предусматривающую сроки выполнения и ответственных лиц.

Соглашение может являться как отдельным документом, так и частью коллективного договора. Чаще всего оно представляет собой таблицу с перечнем мероприятий. Для ознакомления приведем таблицу, предложенную в Рекомендациях:

№ п/п Содержание мероприятий (работ) Единица учета Кол-во Стоимость работ, тыс. руб. Срок выполнения мероприятий Ответственные за выполнение мероприятий Кол-во работников, которым улучшаются условия труда Кол-во работников, высвобождаемых с тяжелых физических работ
всего в т.ч. женщин всего в т.ч. женщин

Организации не обязаны соблюдать данную форму при составлении соглашения. Главными условиями согласно определению документа являются наименование мероприятия, срок его выполнения и ответственные лица. Остальные столбцы могут меняться в зависимости от воли заключающих соглашение лиц.

Рассматриваемый документ подписывается работодателем и уполномоченными представителями работников в ближайшее время после создания организации, поскольку безопасность работников должна являться для работодателя одной из приоритетных задач. Соглашение должно заключаться ежегодно.

Контроль за выполнением плана мероприятий

Для проведения проверки реализации плана создается комиссия из руководителя и лиц, назначенных ответственными за охрану труда. Аудит осуществляется два раза в год. По итогам оформляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения и план мероприятий по их устранению.

В конце срока действия соглашения ответственные лица представляют отчет о проведенных мероприятиях.

Соглашение с планом мероприятий по охране труда может быть затребовано трудовой инспекцией в ходе проверки. Поэтому работодателю необходимо заранее позаботиться о составлении документа и тем самым застраховать своих работников от несчастных случаев и проф. заболеваний, а себя – от штрафа за нарушение требований законодательства об охране труда.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх