ФЗ о некоммерческих организациях

В соответствии с ГК РФ все организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели. В нашей статье рассмотрим особенности правового статуса и специфику деятельности некоммерческих организаций на примере их основных и общеизвестных организационно-правовых форм.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательно определяются в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон о некоммерческих организациях).

В пункте 1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях закреплено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

— потребительский кооператив;

— общественные или религиозные организации (объединения);

— учреждения;

— благотворительные и иные фонды;

— другие формы, предусмотренные законом.

Пункт 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях дает следующий перечень форм некоммерческих организаций:

— общественные или религиозные организации (объединения);

— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества;

— некоммерческие партнерства, учреждения;

— автономные некоммерческие организации;

— социальные, благотворительные и иные фонды;

— ассоциации и союзы;

— другие формы, предусмотренные законом.

При этом законодатель закрепляет не исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, поэтому в Российской Федерации допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, а также в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Содержание

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Перечень также не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных или подобных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель всегда одна и ее можно смело назвать социальной. Важно заметить при этом, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы

12 января 1996 года N 7-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ,
от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 23.12.2003 N 179-ФЗ,
от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ,
от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ,
от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 29.11.2007 N 278-ФЗ, от 01.12.2007 N 300-ФЗ,
от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ,
от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 N 82-ФЗ,
от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ,
от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ,
от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ,
от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Некоммерческая организация
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)
Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
Статья 6.2. Казачьи общества
Статья 7. Фонды
Статья 7.1. Государственная корпорация
Статья 7.2. Государственная компания
Статья 8. Некоммерческие партнерства
Статья 9. Частные учреждения
Статья 10. Автономная некоммерческая организация
Статья 11. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Статья 12. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов

Глава III. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Действие статей 13 — 19 не распространяется на религиозные организации (статья 1 данного документа).

Статья 13. Создание некоммерческой организации
Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций
Статья 13.2. Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации
Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации
Статья 15. Учредители некоммерческой организации
Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации
Статья 17. Преобразование некоммерческой организации
Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации
Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации
Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

Действие статей 21 — 23 не распространяется на религиозные организации (статья 1 данного документа).

Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации
Статья 22. Исключена. — Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.
Статья 23. Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации
Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации

Глава IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации
Статья 25. Имущество некоммерческой организации
Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации
Статья 27. Конфликт интересов

Глава V. УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Действие статей 28 — 30 не распространяется на религиозные организации (статья 1 данного документа).

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией
Статья 29.

Федеральный закон о некоммерческих организациях

Высший орган управления некоммерческой организацией
Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации
Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Глава VI. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Ответственность некоммерческой организации
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 января 1996 года

N 7-ФЗ

Чтобы вернуться на предыдущую страницу, используйте кнопку «Назад» («Back») в верхнем левом углу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

От 12 января 1996 года N 7-ФЗ

Принят

Государственной Думой

8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ,

от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.

4. Действие статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации. (п. 4 введен Федеральным законом от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

2.

Федеральный Закон о некоммерческих организациях

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно — правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.

4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

Статья 7. Фонды

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Статья 7.1. Государственная корпорация

(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

Учреждения — некоммерческие унитарные организации

Основные положения об учреждениях

  • Государственные и муниципальные учреждения

  • Частные учреждения

  • Полезны ссылки

  • Понятие и основные положения об учреждении

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 "Некоммерческие унитарные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 2 "Учреждения" (статьи 12321 — 12323), в том числе — понятие и основные положения о основные положения об учреждении:

    Статья 12321. Основные положения об учреждениях

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    2. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

    3. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

    4. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

    5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

    6. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

    7. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

    Комментарий к статье 12321 ГК

    Из данного в статье 120 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что учреждение — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, созданная собственником гражданами и (или) юридическими лицами и преследующая управленческие, социально-культурные или иные цели некоммерческого характера.

    Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, учреждение:

    • может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами;

    • не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество;

    • закреплению переданного учреждению его собственником имущества посвящено специальное правило статьи 306 ГК.

    Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

    Наименование учреждения должно содержать указание на характер их деятельности.

    С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе учреждения должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

    Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные. Не случайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы, высшие учебные заведения и т.д.

    Создавая учреждения, собственник имущества преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказаний — колонии, изоляторы; в сфере обороны — воинские части и т.д.

    Государственные и муниципальные (автономные бюджетные, казенные) учреждения

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит отдельную статью о государственных и муниципальных учреждениях:

    Статья 12322. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

    2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

    4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

    6. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения

    7. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

    8. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    9. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

    10. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

    Комментарий к статье 12322 ГК

    По сути в ГК сведены все последние изменения, которые ранее были разбросаны по разным законам.

    Все учреждения законодатель разделил на государственные, муниципальные и частные.

    Закон о некоммерческих организациях

    В свою очередь, государственные и муниципальные — на автономные, бюджетные и казенные.

    По целям деятельности учреждения можно разделить на:

    • органы управления;

    • благотворительные учреждения;

    • образовательные учреждения;

    • учреждения культуры (по видам деятельности подразделяются на музеи, библиотеки, театры и т.п.);

    • медицинские учреждения;

    • научные учреждения;

    • социальные учреждения.

    Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку могут создаваться учреждения с иными целями деятельности.

    Бюджетное учреждение является относительно новым типом учреждений. Его появление обусловлено тем, что существовавшая ранее в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не отвечала современным требованиям, поскольку была чрезмерно затратной. По существу, органы публичной власти осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, оплачивая их деятельность по смете. При этом бюджетные учреждения активно занимались предпринимательской деятельностью, оказывая дополнительные платные услуги, но не производя соответствующие отчисления в бюджет. Правовой статус доходов от такой деятельности не был четко определен.

    Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с закрепленным в ранее действовавшем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

    Автономия (от греч. autos — сам и nomos — закон) — самоуправление, в данном случае означает большую степень самостоятельности автономных учреждений в отличие от бюджетных и тем более казенных учреждений.

    Автономному учреждению предоставляется большая свобода и имущественная самостоятельность. Автономному учреждению предоставляется также более широкая свобода в привлечении наряду с бюджетными иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами. При этом в отличие от казенного учреждения его учредитель (собственник) не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

    Для бюджетных учреждений предлагается восстановить, а для автономных учреждений — ввести субсидиарную ответственность их учредителей (публично-правовых образований) по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, ибо при ее отсутствии граждане, здоровью или жизни которых был причинен вред, могут не получить удовлетворения своих обоснованных требований, поскольку реальная имущественная база самостоятельной ответственности бюджетного учреждения по действующему законодательству ограничена денежными средствами и малоценным движимым имуществом

    Частное учреждение

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о частном учреждении:

    Статья 12323. Частное учреждение

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

    2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    3. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае отчуждения имущественного комплекса влечет замену собственника-учредителя.

    4. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

    Комментарий к статье 12323 ГК

    Частным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

    Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

    Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Учреждения"

    1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

    2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

    3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

    4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

    5. Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

    6. Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    7. Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    8. Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    9. Создание организации

    10. Юридическое лицо — понятие и виды

    11. Подготовка и оформление документов для регистрации

    12. Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

    13. Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

    14. Печать организации

    15. Открытие расчетного счета в банке

    16. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

    17. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

    18. Реорганизация юридического лица

    19. Способы ликвидации организации

    Tags: фонд, некоммерческая, унитарная, организация, унитарные организации, некоммерческие унитарные организации, государственные, муниципальные, частные, казенные, бюджетные, автономные

    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 22 ноября 2000 года N 137-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 48, 27.11.2000);
    Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
    Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
    Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);
    Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ (Российская газета, N 146, 07.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 13 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ);
    Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ);
    Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 268-ФЗ (Российская газета, N 265, 27.11.2007);
    Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ (Российская газета, N 105, 17.05.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 22 Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ);
    Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
    Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 142, 04.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).

    В документе учтено: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П;
    &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspпостановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 13-П.

    Принят Государственной Думой 11 марта 1998 год&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

    1. Глава I.

      An error occurred.

      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2. Глава II. ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    3. Глава III. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САДОВЫХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
    4. Глава IV. СОЗДАНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САДОВЫХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
    5. Глава V. УПРАВЛЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИМИ, ОГОРОДНИЧЕСКИМИ И ДАЧНЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
    6. Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ И ОБОРОТА САДОВЫХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
    7. Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
    8. Глава VIII. ПОДДЕРЖКА САДОВОДОВ, ОГОРОДНИКОВ, ДАЧНИКОВ И ИХ САДОВЫХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
    9. Глава IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
    10. Глава Х. ЗАЩИТА ПРАВ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ ЧЛЕНОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЕДЕНИИ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    11. Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    ГЛАВА IV

    СОЗДАНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.
    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ *гл.IV)

    Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
    2. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.
    3. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
    4. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
      • организационно-правовая форма;
      • наименование и место нахождения;
      • предмет и цели деятельности;
      • порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;
      • права и обязанности такого объединения;
      • права, обязанности и ответственность членов такого объединения;
      • порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
      • порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения;
      • структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности;
      • состав и компетенция органов контроля такого объединения;
      • порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем) (абзац дополнительно включен с 27 ноября 2000 года Федеральным законом от 22 ноября 2000 года N 137-ФЗ);
      • порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения;
      • условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;
      • порядок изменения устава такого объединения;
      • основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения;
      • порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.
        В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам.
        В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества указывается также порядок образования специального фонда, являющегося собственностью такого товарищества.
      • Положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
      • Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.

      Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

      1. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *17)
      2. Пункт исключен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
      3. Пункт исключен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
      4. Пункт исключен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
      5. Пункт исключен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

      Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

      1. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
        Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.
      2. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
      3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
      4. Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
      5. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.

      Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

      1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право
        • избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
        • получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
        • самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
        • осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке;
        • распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
        • при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
        • при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
        • обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
        • добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
        • осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
        • Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
          • нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
          • нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
          • использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
          • не нарушать права членов такого объединения;
          • соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
          • своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;
          • в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
          • соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
          • участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
          • участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
          • выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
          • соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

          Далее см. Главу V УПРАВЛЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИМИ, ОГОРОДНИЧЕСКИМИ И ДАЧНЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

          &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspК главам: &nbsp&nbsp&nbsp I&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspII&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspIII&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspIV&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspV&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspVI&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspVII&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspVIII&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspIX&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspX&nbsp&nbsp ||&nbsp&nbspXI&nbsp&nbsp

          Записи созданы 1517

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Похожие записи

          Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

          Вернуться наверх