Государственной регистрации не подлежат

Сделки с недвижимостью подлежат регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 1 ст. 164). В отличие от нотариального удостоверения, которое может быть установлено соглашением сторон (п. 2 ст. 163 ГК РФ), обязательность государственной регистрации устанавливается только законом. Участники сделки не вправе установить или отменить обязательную государственную регистрацию в соответствии с условиями договора.

Сделки, подлежащие государственной регистрации можно разделить на три группы: сделки с отчуждением (влекущие переход права), сделки без отчуждения (не влекущие перехода прав на недвижимость), дополнительные сделки к ранее зарегистрированным сделкам (акцессорные).

1. Сделки с отчуждением:

а) договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости (ст. 251 ГК РФ), в том числе соглашение и приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем (п. 3 ст. 55 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

б) договоры мены жилых домов, квартир и их частей (п. 2 ст. 567 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ);

г) договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержания с иждивением (ст. 584, п. 2 ст. 601 ГК РФ);

д) договоры аренды с выкупом (ст. 624 ГК РФ);

е) договоры продажи предприятия как имущественного комплекса (п. 3 ст. 560 ГК РФ), в том числе в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (см. другие редакции), процедуры банкротства (ст. 86 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

При совершении сделок с отчуждением недвижимости производят два регистрационных действия: регистрацию самой сделки (подтверждается штампом на договоре) и регистрацию права собственности приобретателя-покупателя, меняющегося, одаряемого, плательщика ренты (подтверждается Свидетельством о регистрации права).

2. Сделки без отчуждения:

а) договоры аренды:

— договоры субаренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ), к которым применимы вышеуказанные правила о договорах аренды;

б) договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997г. № 22-ФЗ, п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224).

Для заключения этих договоров производится одно регистрационное действие – регистрация сделки (подтверждением служит штамп на договоре).

Отметим, что залог – это сделка без отчуждения. Передача имущества в залог не влечёт прекращения прав на него. Даже если должник не исполнил обязательства, обеспеченного залогом, заложенное им имущество может перейти к залогодержателю только на основании новой сделки, например соглашения о приобретении заложенного жилого помещения, но не на основании договора о залоге.

3. Дополнительные (акцессорные) сделки (сделки, заключенные для того, чтобы изменить или расторгнуть ранее зарегистрированные сделки с недвижимостью):

а) уступка требований по зарегистрированной сделке (ст. 389 ГК РФ);

б) перевод долга по зарегистрированной сделке (ст. 391 ГК РФ);

в) соглашение об изменении зарегистрированного договора (п.1 ст. 452 ГК РФ);

г) соглашение о расторжении зарегистрированного договора (п. 1 ст. 452 ГК РФ);

д) соглашение о предоставлении отступного по зарегистрированной сделке (ст. 409 ГК РФ);

е) отказ одаряемого принять дар (ст. 573 ГК РФ) (возможен только до передачи дара или договора дарения в будущем);

ж) соглашение сторон о новации обязательства по зарегистрированному договору (ст. 414 ГК РФ).

Дополнительные сделки совершаются, как правило, в той же форме, что и основные. Например, если договор купли-продажи нотариально удостоверен, то соглашение о его расторжении или внесении изменений, уступка требования или перевод долга по этому договору тоже должны быть нотариально удостоверены.

Право, возникшее до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав и не прекратившееся на данный момент, может быть зарегистрировано по желанию правообладателя с выдачей Свидетельства о государственной регистрации. Ранее заключенные и должным образом оформленные договоры не требуют дополнительной регистрации как сделки, даже по заявлению сторон. Государственная регистрация сделки в настоящее время – это необходимое условие её заключения, момент регистрации – это момент заключения договора. Зачем регистрировать сделку сегодня, если она была должным образом заключена ранее до вступления в силу Закона о государственной регистрации? Более того, как правило, на сегодняшний день сделка (договор) прекратила своё действие и соответственно уже не может быть зарегистрирована. Например, в 1994 г. заключен договор купли-продажи жилого дома, нотариально удостоверен и зарегистрирован в БТИ в соответствии с порядком, действовавшим в это время. Покупатель стал собственником дома с даты регистрации договора в БТИ, отношения сторон по этому договору прекратились, данная сделка регистрации не подлежит (невозможно до конца жизни оставаться продавцом или покупателем!). В этом случае возможна только регистрация существующего права собственности покупателя. И если гражданин намерен продавать приобретённую ранее недвижимость, то он должен зарегистрировать только существующее право, но не договор 1994 г.

Заместитель начальника отдела

регистрации сделок с объектами

1. Свидетельство о государственной регистрации и выписка из ЕГРН

2. Законодательная база регистрации права собственности

3. В каких случаях нужна регистрация права собственности

4. Документы для регистрации права собственности на квартиру

5. Как зарегистрировать право собственности на квартиру

6. Приостановление государственной регистрации права

7. Кому и что доказывать правом собственности на квартиру

8. Словарь по теме

Государственная регистрация прав подразумевает юридический акт, который признает права гражданина или юридического лица на конкретное имущество. Таким актом государство подтверждает возникновение прав на недвижимое имущество, в том числе и на квартиру. (раздел II Гражданского кодекса ГК РФ). Регистрацию проводят по месту нахождения имущества.

Регистрация права собственности обязательна: она является доказательством принадлежности имущества тому или иному человеку. Зарегистрированное право собственности может быть оспорено в судебном порядке. Процедуру регистрации осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Раньше по итогам регистрации выдавалось свидетельство о государственной регистрации, сейчас это выписка из ЕГРН. Эти документы подтверждают имущественное право.

Кадастровый учет – внесение сведений о недвижимом имуществе в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения вносятся на основе существования этого имущества с определенными характеристиками или прекращения его существования.

Содержание

Свидетельство о государственной регистрации и выписка из ЕГРН

Свидетельство о государственной регистрации права собственности выдавалось собственникам с 31 января 1998 года по 15 июля 2016 года.

У свидетельства имелся номер и серия выпуска (номер региона выдачи).


Пример: номер свидетельства на ценной бумаге (выдавались до 1 января 2015 года) – 72 НВ 890987
Расположен на титульной стороне.


Номер свидетельства на обычной бумаге (выдавались после 1 января 2015 года) располагается на оборотной стороне.
Выглядит примерно так: 096940.

Сейчас свидетельства о государственной регистрации права собственности не выдаются. Вместо них можно запросить выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), заплатив госпошлину от 300 рублей для физлиц и от 950 для юридических. Выписка придет на почту в течение нескольких минут.

Законодательная база регистрации права собственности

Сделки с квартирами подлежат государственной регистрации. Переход прав собственности от одного человека к другому должен отражаться в единой базе Росреестра ЕГРН.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ прекращает действовать 1 января 2020 года. Вместо него полноправно будет работать закон ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Единственным законным доказательством зарегистрированного права станет выписка из ЕГРН.

Права на недвижимость, которые возникли до вступления в силу нового закона, действительны.

Порядок процесса регистрации, документы, права и обязанности заявителей и регистраторов перечислены в Регламенте действий Росреестра для сделок с недвижимостью. Действует с 2018 года.

В каких случаях нужна регистрация права собственности

Самые распространенные случаи, когда требуется регистрация права собственности на квартиру: покупка (ст. 551, 558 ГК РФ), мена (обмен) (ст. 567 ГК РФ), дарение (п. 3 ст. 574 ГК РФ), наследование. В этих случаях совершается государственная регистрация и самой сделки, и прав по этой сделке.

Регистрации подлежат сделки с договорами:

Государственная регистрация не требуется при договорах:

  • найма жилого помещения – коммерческого или социального;

  • безвозмездного пользования недвижимостью (исключение – пользование земельными участками сроком более 1 года);

  • аренды зданий и сооружений сроком менее 1 года.

Документы для регистрации права собственности на квартиру

Для регистрации права собственности необходимы правоустанавливающие документы и кадастровый и технический паспорта квартиры.

Документы для регистрации при договоре дарения или купли-продажи:

  • чек, подтверждающий оплату госпошлины;

  • соответствующий договор в 2 экземплярах;

  • паспорта заявителей или представителей;

  • если регистрация через представителя, нужна доверенность;

  • заявление о регистрации права (от человека, которому дарят имущество, или покупателя);

  • заявление о регистрации перехода права (от человека, который дарит или продает имущество);

  • документ, который подтвердит право собственности того, кто дарит или продает имущество;

  • при необходимости согласие собственника государственного, муниципального имущества;

  • если у супруга нет прав на имущество, нужен документ для подтверждения (например, брачный договор, решение суда);

  • если собственников несколько, нужно их нотариально заверенное согласие на продажу или передачу по договору дарения;

  • если кто-то из собственников недееспособен или не достиг 14 лет, необходимо разрешение органа опеки и попечительства;

  • если была перепланировка помещения:

    • заявление о государственном кадастровом учете изменений, подписанное собственником;

    • технический паспорт квартиры из Бюро технической инвентаризации (БТИ);

  • если есть ипотека:

    • любой стороной заполняется заявление о регистрации ипотеки;

    • закладная и те документы, которые перечислены в закладной в качестве приложений;

  • если одна из сторон – юридическое лицо:

    • документ для подтверждения полномочий представителя юрлица;

    • учредительные документы.

Регистрация прав собственности осуществляется только на готовую квартиру на первичном или вторичном рынке. На первичном рынке, когда дом сдан, пакет документов обычно формирует застройщик. Регистрацией прав собственности на новые квартиры может заниматься застройщик или покупатель.

На квартиру в строящемся доме может быть только регистрация прав требования. Регистрируется при оформлении договора долевого участия ДДУ или договора уступки прав требования по ДДУ. Этим занимается застройщик или дольщик.

Документы для регистрации при вступлении в наследство:

  • чек, подтверждающий оплату госпошлины;

  • заявление о регистрации права;

  • паспорт заявителя или его представителя;

  • если регистрация происходит через представителя, нужна доверенность;

  • свидетельство о праве на наследство;

  • если имеется, приложить соглашение о разделе наследства в 2 экземплярах;

  • если одна из сторон – юридическое лицо:

    • документ, подтверждающий полномочия представителя юрлица;

    • учредительные документы.

Образец заявления о регистрации права

Росреестр может бесплатно уведомлять о результатах регистрационных действий (о возврате документов без рассмотрения, отказе, приостановлении или завершении регистрации). Для этого укажите в заявлении о регистрации электронную почту или номер мобильного. Прочие образцы документов можно посмотреть .

Как зарегистрировать право собственности на квартиру

  1. Оплатите госпошлину до подачи документов: 2 000 рублей для физического лица; 22 000 рублей – для юридического лица; 200 рублей – при регистрации доли в праве общей собственности на квартиру.

  2. Подайте заявление и все сопутствующие документы:

  • лично в Росреестр или кадастровую палату

  • через Многофункциональный центр МФЦ своего региона. Документы можно подать в МФЦ даже в другом городе, необязательно по месту нахождения квартиры.

  • почтовым отправлением по адресу Росреестра или МФЦ.

  • на сайте Росреестра в электронном виде;

  • заказав выездное обслуживание.

  • Сотрудник выдает расписку в получении документов на государственную регистрацию.

  • Ждете окончания регистрации. В расписке стоит срок регистрации (5-12 рабочих дней), номер регистрационного дела. По номеру можно узнать информацию о ходе прохождения регистрации. Срок регистрации может увеличиться на 2-4 дня, если вы подали документы через МФЦ (включается доставка документов в регистрирующий орган и обратно в МФЦ на выдачу).

  • Приходите в назначенный срок или когда пришло оповещение о готовности, забираете все свои документы. Дата государственной регистрации совпадает с датой внесения изменений в ЕГРП.

  • Приостановление государственной регистрации права

    У регистратора есть законное право приостановить регистрацию, основания для этого прописаны в статье 26 ФЗ-218.

    Самые распространенные причины для приостановки регистрации права:

    • представлены не все документы;

    • документы с недостоверными сведениями или не соответствуют закону;

    • квартира находится под арестом или есть запрет на совершение определенных действий;

    • противоречия между уже зарегистрированными и заявленными правами;

    • противоречия между сведениями о квартире в предоставленных документах и в ЕГРН;

    • по решению суда.

    Причины можно устранить и после этого возобновить регистрацию. Срок при этом начинают отсчитывать по новой. Если после приостановки в регистрации отказывают, сделку (например, купли-продажи квартиры) считают несостоявшейся.

    Можно приостановить и вовсе прекратить регистрацию по заявлению участников сделки.

    Граждане могут подать жалобу на действия Росреестра (пункты 314-324 Регламента). Отказ в регистрации можно попробовать обжаловать в суде.

    На сайте Росреестра можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы проверить документы на квартиру.

    Кому и что доказывать правом собственности на квартиру

    Свидетельства о государственной регистрации права сейчас не выдаются. Права подтверждаются только наличием записи об этом в ЕГРН. Запись подтверждается выпиской из реестра.

    Кому и зачем такая выписка бывает нужна: если квартира не зарегистрирована, нельзя ее будет продать, завещать или подарить.

    Право собственности на квартиру пригодится во всех случаях, когда нужно доказать, что собственность принадлежит именно вам. Например, его может запросить управляющая компания для заочного голосования на общем собрании – чтобы было подтверждение, что важные вопросы решает собственник.

    Словарь по теме

    ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество) – электронная база данных, создана 31 января 1998 года, находится в ведении Росреестра. Раньше эту функцию выполняло БТИ Бюро технической инвентаризации. Содержит информацию о действительных и прекращенных правах на объекты недвижимости, данные о правообладателях и обременениях прав, административно-технические параметры об объектах недвижимости (адреса, площадь, назначение).

    ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) – ЕГРП, объединенная с 2017 года с базой Государственного кадастра недвижимости ГКН. Тут можно подать одно заявление на две операции: на регистрацию прав и кадастровый учет.

    Росреестр (Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – головная организация федерального значения. Имеет территориальные органы в субъектах России в виде Управлений «Росреестра» (УФРС) и офисов-филиалов Кадастровой Палаты (ФКП Росреестра).

    УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) = Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии = Управление Росреестра (территориальное отделение). В таких организациях определяют порядок регистрации права собственности на квартиру, порядок учета технических данных о квартире в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

    ФКП (Федеральная Кадастровая Палата) – структурное подразделение УФРС. Занимается регистрацией прав и сделок с недвижимостью, ведет кадастровый учет, делает записи в ЕГРП и ГКН.

    Ответы на часто задаваемые вопросы о регистрации прав на сайте Росреестра

    Управляющим компаниям иногда требуется подтверждение того, что данный человек является собственником квартиры в управляемом доме. Этим подтверждением на данный момент выступает выписка из ЕГРН. В программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК удобно работать с лицевыми счетами и собственниками, хранить характеристики зданий и помещений, проводить голосования. Можно выводить реквизиты документов, подтверждающих право собственности участников голосования. Подробнее о возможностях программ для ЖКХ читайте .

    Дата обновления материала: ноябрь 2019.

    Вам также может быть интересно: Перерасчет услуг ЖКХ
    Обязанности управляющей компании ЖКХ
    Обязанности товарищества собственников жилья
    Аварийные ситуации в многоквартирном доме

    Дополнительные продукты ЖКХ:

    • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
    • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
    • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

    В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

    Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

    Порядок представления заявления и документов:

    Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883:

    в форме документов на бумажном носителе:

    — посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;

    — посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

    в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:

    — с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

    Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

    Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

    В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

    подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

    сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

    доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

    к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

    Документы, прилагаемые к заявлению

    К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

    документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

    документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

    иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

    Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

    За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

    Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

    При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ).

    Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

    В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

    договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

    акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

    свидетельства о праве на наследство;

    вступившие в законную силу судебные акты;

    акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

    межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

    схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

    наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

    Требования к документам

    Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

    Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

    Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

    Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

    Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

    не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

    не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. до 31.01.1998).

    Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

    Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.

    Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

    Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

    Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

    в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;

    в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

    Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

    Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

    Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    6 639 просмотров

    Чтобы распоряжаться приобретенной недвижимостью, недостаточно оформить договор купли-продажи или долевого управления, получить имущество по завещанию или в дар. По закону собственником можно стать только после внесения записи о переходе права собственности в ЕГРН. Особенность обретения недвижимости в том, что между подписанием документа-основания для перехода права собственности и ее непосредственном оформлении в госоргане, проходит некоторый промежуток времени.

    Во время ожидания интересы покупателя защищены законом, ведь есть риск, что продавец окажется недобросовестным и откажется явиться на регистрацию перехода права собственности. При оформлении сделки по отчуждению недвижимости нужно подготовиться к любым ситуациям и четко знать свои права и обязанности на каждом этапе сделки.

    Для чего нужна госрегистрация

    Понятия «владелец» и «собственник» на первый взгляд тождественны, но это не так. Понять разницу будет проще на примере. Если гражданин купил квартиру на основании договора купли-продажи, выполнил все обязательства — он владелец. Но собственником покупатель станет только после того, как переоформит «право собственности». Тогда он сможет:

    • продать свою недвижимость;
    • обменять квартиру на другую;
    • сдать жилье в аренду;
    • передать недвижимость в залог при оформлении ипотеки или совершить иные действия, связанные с распоряжением имуществом.

    Собственник всегда является владельцем, а вот владелец станет собственником только после оформления перехода прав на недвижимость в Росреестре.

    Теперь необходимо определиться — когда происходит переход права собственности на недвижимое имущество. Во-первых, нужно основание, то есть факт передачи недвижимости, подтвержденный документально. Таким документом может быть (ст. 14 закона №218-ФЗ):

    • договор о приватизации имущества;
    • договор долевого участия в строительстве, если планируется получение квартиры от застройщика, или договор уступки прав требования;
    • договор купли-продажи;
    • свидетельство о праве на наследство;
    • договор мены;
    • договор дарения;
    • решение суда о разделе имущества;
    • соглашение об ипотеке;
    • соглашение о разделе имущества между супругами;
    • договор пожизненного содержания с иждивением.

    Все эти документы являются первоисточниками для получения сведений о законности оформления права собственности. И если госслужащий потребует правоустанавливающий документ, необходимо предъявить один из перечисленных. Наиболее часто основанием для перехода права собственности становится договор купли-продажи имущества.

    Участниками процессов, предполагающих переход права собственности, могут быть физические и юридические лица, родственники или третьи лица. К продавцу предъявляется ряд требований:

    • дееспособность;
    • достижение совершеннолетнего возраста;
    • наличие права собственности на недвижимость.

    За недееспособных, несовершеннолетних граждан могут выступать их официальные опекуны с разрешения органов опеки и попечительства. Они же будут оформлять правоустанавливающие документы, участвовать в регистрации права собственности.

    Регистрации права собственности всегда предшествует процесс перехода недвижимости от одного лица другому с оформлением сопутствующих документов.

    Где регистрировать право собственности

    Для осуществления регистрации недвижимости необходимо обратиться в Росреестр по месту нахождения недвижимости или МФЦ. При желании можно зарегистрироваться в системе ЕСИА, получить электронную квалифицированную усиленную подпись и подать документы в электронном виде.

    При подаче документов на переход прав должны присутствовать прежний и потенциальный собственники.

    Если присутствие сторон невозможно, их интересы могут представить граждане, действующие на основании нотариально заверенной доверенности. Если сделка подлежит нотариальному заверению, то по умолчанию госрегистрацию имущества нотариус проводит лично (с февраля 2019 г.).

    Законодательная база

    Вопрос госрегистрации имущества регулируется следующими положениями в российском законодательстве:

    Нормативно-правовой акт

    Положения о госрегистрации

    Что такое недвижимость, нужна ли госрегистрация

    ст. 130, 131 ГК РФ

    Положения закона позволяют определить, что относится к недвижимому имуществу. Согласно ст. 130, это вещи, тесно связанные с землей, не подлежащие перемещению. Также к ним относят морские и воздушные суда; объекты, предназначенные для размещения транспортных средств.
    По ходатайству правообладателя информация о недвижимости вносится в реестр, а собственнику выдается либо документ о праве на имущество, либо на правоустанавливающем документе делается запись о произведенной регистрации.
    Внесенная информация предоставляется заинтересованным лицам, причем не обязательно обращаться в тот же регистрационный орган, где осуществлялось внесение данных.

    Закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости»
    Ранее госрегистрация недвижимости осуществлялась на основании Закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г., но с 01.01.2020 г. он окончательно утрачивает силу. С 2017 г. нужно руководствоваться Законом №218-ФЗ.

    Документ содержит основные понятия об учете недвижимого имущества. Каждый объект заносится в специальный Реестр и наделяется собственным регистрационным номером. Согласно п. 5 ст. 1 закона, госрегистрация — единственное доказательство права владельца на имущество, которое может быть оспорено только в суде. В Единый госреестр вносятся сведения об объектах, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им несоразмерного ущерба их назначению. То есть регистрироваться должны здания, сооружения, земельные участки, строительные объекты, машиноместа.
    В Реестр вносятся сведения о правах и прекращении прав на имущество, об обременениях, о переходе права на недвижимость.
    В Реестре объединены сведения о переходе прав и кадастровые данные, то есть при обращении гражданин может получить полную, достоверную информацию, отражающую историю объекта: кому и на каком основании он принадлежал, когда был передан и прочие данные. Все будет отражено в документе — выписке ЕГРН.

    О защите прав покупателей до момента госрегистрации недвижимости

    ст. 223 ГК РФ

    Согласно статье, если передача имущества подлежит госрегистрации, то право собственности возникает с момента внесения регистратором соответствующей записи. Это значит, что подписание договора об отчуждении имущества, а также оформление акта приема-передачи не означает переход права собственности. Оформив правоустанавливающие документы, покупатель становится владельцем, имеющим право требовать оформления имущества в собственность.

    ст. 551 ГК РФ

    Гласит о том, что переход права собственности, осуществляемый на основании договора купли-продажи, подлежит госрегистрации. Данная статья имеет большое значение для имущества, поскольку напрямую касается защиты прав.
    Согласно п.3, при нежелании прежнего собственника произвести перерегистрацию, покупатель может обратиться в суд для внесения записи в Росреестр в принудительном порядке. Если суд сочтет, что действия прежнего владельца необоснованны, запись будет произведена вопреки протестам продавца. Более того, последний должен возместить покупателю издержки, вызванные задержкой регистрации перехода прав.

    ст. 305 ГК РФ

    Документ гласит о правах владельца, не являющегося собственником. Если гражданин владеет имуществом на основании заключенного договора или иного правоустанавливающего документа, он имеет право на защиту объекта.

    п. 60 Постановление пленума ВС №10/22 от 29.04.2010 г.

    Согласно постановлению, переход права собственности должен быть зарегистрирован. До этого оформленный должным образом и подписанный сторонами (а при необходимости — заверенный нотариусом) договор действителен. Это значит, что переданное имущество находится во владении покупателя, но распоряжаться им по-прежнему может только собственник.
    В п. 62 Постановления также оговорено право покупателя отстаивать интересы в суде до регистрации перехода прав. Положительное решение по иску будет принято только при условии передачи имущества от продавца покупателю. Если же имущество не передано, покупатель вправе подать иск сразу с 2-мя требованиями:

    • о передаче имущества;
    • о принудительной регистрации перехода права собственности.

    Из положений законодательства следует, что операции с недвижимостью подлежат госрегистрации. Для этого необходимо иметь правоустанавливающие документы. Права приобретателя имущества и продавца защищены. При неисполнении условий перехода права собственности покупатель может обратиться в суд и потребовать осуществление принудительной регистрации перехода прав.

    Что такое момент перехода права собственности на недвижимое имущество

    Приобретателя недвижимости волнует вопрос, когда же можно полноправно распоряжаться недвижимостью? Согласно ст. 223 ГК РФ, если отчуждение имущества подлежит госрегистрации, момент перехода права собственности совпадает с осуществлением регистрационных действий уполномоченным лицом. О данном факте свидетельствует отметка на правоустанавливающем документе, содержащая информацию: ФИО сотрудника отделения Росреестра, дату. В итоге новому собственнику выдается выписка ЕГРН.

    Когда переходит право собственности на квартиру, дом

    Период перехода права собственности важен для исчисления налогов, льгот. Для налоговой инспекции будет важен момент приобретения права собственности.

    По закону граждане, которые владеют имуществом более 5 лет, имеют право на освобождение от НДФЛ, связанного с получением дохода от продажи. Однако если имущество было подарено, получено по наследству, получено в ходе приватизации, приобретено по договору пожизненной ренты или куплено до 01.01.2016 г., срок сокращается до 3 лет. Началом исчисления срока является именно регистрация перехода права собственности.

    Единственное исключение для недвижимости, полученной по наследству. Граждане, получившие свидетельство о праве на квартиру, дом, считаются его собственниками с момента смерти наследодателя. Подавая документы в налоговую, необходимо приложить копию свидетельства о смерти наследодателя, ведь свидетельство о праве на наследство будет датироваться датой, отличающейся от реального приобретения права собственности как минимум на полгода.

    Если при наследовании имеет место прирост доли недвижимости, считается, что она находится в собственности с момента приобретения права на первоначальную долю. Например, если гражданину с 2010 г. принадлежит ½ квартиры, а по наследству он получает еще ½ в 2019 г., то он считается собственником всей квартиры с 2010 г., поскольку произошел прирост доли жилья, имеющегося у него в собственности. Решив продать недвижимость, он может не ждать 3 года для освобождения от НДФЛ.

    Поскольку зачастую имущество покупается на первичном рынке с использованием ДДУ, необходимо разграничивать понятия собственности и права требования. Если заключается ДДУ, владелец приобретает право требования квартиры от застройщика, но не собственности. Но как только недвижимость регистрируется на покупателя, начинается отсчет 5 лет для последующего получения льгот.

    Если производится покупка гаража, машиноместа, пая в жилищном кооперативе, возникает право собственности.

    Порядок и правила регистрации перехода права собственности на квартиру

    Алгоритм действий заключается в следующем:

    1. Сбор документов.
    2. Обращение в Росреестр или оформление запроса посредством электронного портала.
    3. Проверка регистратором документации и принятие решения о внесение записи о новом владельце.
    4. Осуществление записи в ЕГРН.

    В оформлении перехода прав может быть отказано по нескольким причинам: отсутствие правоустанавливающих документов, открытый спор о праве на владение имуществом, неточности в документации, нахождение имущества под обременением. Во избежание недоразумений, инициаторам обращения в госорган рекомендуется систематически проверять ход оформления документов на сайте Росреестра.

    Прилагаемые документы

    Для регистрации права собственности в Росреестр или МФЦ необходимо предоставить документы:

    1. Удостоверение личности (паспорт). В госорган предоставляется копия и оригинал.
    2. Заявление. Бланк документа выдается по месту регистрации.
    3. Правоустанавливающие документы. Это может быть договор купли-продажи, дарения, мены, приватизации, ренты, свидетельство о праве наследования.
    4. Кадастровый паспорт. В документе содержится вся информация об объекте. Если документ не был оформлен, необходимо поставить объект на кадастровый учет.
    5. Справка о количестве зарегистрированных лиц (при переходе права на дом, квартиру).

    Скачать бланк заявления для госрегистрации

    Перечень документов может быть расширен:

    • если продавец недвижимости состоит в браке, понадобится согласие супруга на отчуждение имущества;
    • при наличии несовершеннолетних детей, привлечении маткапитала для покупки продаваемого жилья, понадобится разрешение ООП;
    • в случае перехода права на долю имущества предоставляются письменные согласия всех содольщиков на продажу и отказ от преимущественного права покупки;
    • если происходит продажа жилья в ипотеке, оформляется разрешение финансового учреждения.

    В некоторых случаях регистратор просит предоставить акт приема-передачи.

    Иногда регистрации должны предшествовать иные действия, связанные с оформлением собственности. Речь идет о приватизации, о применении закона о дачной амнистии. Чтобы оформить в собственность жилое помещение, необходимо подготовить договор о приватизации и подать его в местный орган самоуправления по месту нахождения имущества. После производится регистрация перехода права от государства к частному лицу.

    Для оформления земли подается заявление о выделении земельного участка, а полученное разрешение прилагается к документам для оформления перехода прав собственности.

    Срок регистрации

    Длительность осуществления действий по регистрации регламентируется ст. 16 Закона №218-ФЗ от 13.07.2015 г. Заявителю придется подождать:

    • 7 дней, если заявление принимается регистратором, или 9 — при подаче заявления в МФЦ.
    • 10 дней, если подаются документы для госрегистрации и осуществления кадастрового учета, или 12 при обращении в МФЦ.
    • 5 дней при оформлении собственности на основании вступившего в силу решения суда.
    • 5 дней при регистрации ипотеки жилого помещения. При этом свидетельство выдается, но с обременением (об этом свидетельствует запись в ЕГРН); владелец может распоряжаться имуществом только с согласия залогодержателя до полной выплаты кредита.
    • 3 дня, если регистрация связана с наложением ареста на имущество.
    • 3 дня, если оформление касается нотариально заверенной сделки, получения наследства, выделения имущества супруга.

    Дата госрегистрации совпадает с датой внесения записи о праве или обременении на объект недвижимого имущества в ЕГРН.

    Расходы по государственной регистрации перехода права собственности

    При осуществлении госрегистрации права собственности необходимо оплатить госпошлину. Ее размер регулируется Налоговым кодексом (гл. 25 НК РФ).

    Согласно законодательству, если регистрационные действия касаются физлиц и осуществляются путем использования портала Госуслуги, к госпошлине применяется коэффициент 0,7.

    Госпошлина

    Кто оплачивает

    Размер

    За госрегистрацию перехода права собственности на жилье (квартиру, дом)

    Физические лица

    2000 руб.

    Юридические лица

    22 000 руб.

    За госрегистрацию в праве общей собственности на недвижимость, за исключением земель

    Физические лица

    2000 руб. х размер доли

    Юридические лица

    22 000 руб. х размер доли

    За регистрацию земельного участка, передаваемого для осуществления деятельности, не связанной с предпринимательской

    Для всех

    350 руб.
    При регистрации доли госпошлина равна 350 руб. х размер доли

    Госрегистрация смены залогодержателя при уступке прав, связанных ипотекой

    Для всех

    1600 руб.

    Оформление доли в праве общей собственности на общее имущество в доме с несколькими квартирами

    Для всех

    200 руб.

    Регистрация доли участков сельхозназначения

    Для всех

    100 руб.

    При покупке жилья госпошлину можно оплатить сразу у нотариуса.

    Оформление перехода права собственности — процесс, «запущенный» законом №122-ФЗ в 1998 г. До этого достаточно было иметь нотариально заверенный договор купли-продажи, техпаспорт БТИ. Теперь при отчуждении, передаче новых объектов недвижимости, а также незарегистрированных ранее, необходимо обязательно обращаться в Росреестр.

    Для понимания спорных моментов, связанных с изменением законодательства, надо выяснить: всегда ли нужно регистрировать право собственности? В какой момент гражданин становится собственником имущества? С какой даты начинает исчисляться срок предоставления налоговых льгот? Задайте вопрос юристу сайта ros-nasledstvo.ru и получите бесплатную консультацию.

    Сохраните или поделитесь ссылкой в социальных сетях (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Автор статьи Наталья Фомичёва Эксперт-юрист сайта. Стаж 10 лет. Наследственные дела. Семейные споры. Жилищное и земельное право. Задать вопрос Рейтинг автора Написано статей 513 Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

    Напишите свой вопрос, наш юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит вам через 5 минут.

    Отправляя данные Вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением

    СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    И.Ю. Стариков, аспирант кафедры конституционного и администра-

    тивного права ЮУрГУ

    Аппарат управления выступает наиболее динамичной частью государственного аппарата, поскольку ему приходится гибко реагировать на происходящие изменения в экономике, в социальной и политической сферах. Органы государственного управления в нашей стране пережили много перестроек. В прошлые десятилетия государственную регистрацию участников общественных отношений нельзя было назвать заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности практически нивелировали ее особенности.

    Сегодня в условиях рыночной экономики появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Государство уменьшает объем прямого управления ими, сохраняя и увеличивая объем регулирования их деятельности. Учетно-контрольные и легализующие функции призван выполнять институт государственной регистрации.

    В юридической науке сложилось несколько подходов к сущности государственной регистрации.

    А.Р. Кирсанов рассматривает данный институт как особый вид юридической деятельности. Юридическая деятельность — это урегулированная отдельными правовыми предписаниями, специальными процессуальными институтами или самостоятельными процессуальными отраслями права деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов — государственных органов и должностных лиц, направленная на соблюдение конституционных свобод, защиту чести и достоинства человека, охрану гражданских прав физических и юридических лиц1.

    Е.И. Спектор особо выделяет понятие регистрационного режима, представляющего собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти2. Природа данного режима заключается в

    признании государством правоспособности субъектов и установлении законности их права на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации.

    Регистрационно-легализующая деятельность отнесена Ю.А. Тихомировым к подотраслям административного законодательства, что свидетельствует о ее особом статусе в системе государственного управления. Данная деятельность представлена правовыми институтами: «государственная регистрация», «лицензирование», «стандартизиция»3.

    Некоторые авторы под регистрацией понимают акт официального признания прав или законности соответствующих действий физических или юридических лиц4.

    Д.Н. Бахрах относит регистрационное производство к особой форме администра-тивно-правонаделительного процесса, представляющего собой деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме5. Результатом данной подзаконной деятельности всегда является индивидуальноконкретное решение (правоприменительный акт), содержащее властное волевое изъявление субъекта и имеющее организационное значение как для государства в целом, так и для конкретного гражданина, общественного объединения6.

    В литературе наиболее детально рассматривается один из видов государственной регистрации — регистрация недвижимости. Это объясняется тем, что данная деятельность наиболее детально урегулирована на законодательном уровне. Легальное определение понятия государственной регистрации прав на недвижимость закреплено в ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это юридический акт признания и под-

    Вестник ЮУрГУ, № 9, 2007

    Стариков И.Ю.

    Сущность и значение государственной регистрации в Российской Федерации

    тверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Осуществляя акт регистрации, государственный орган реализует властные полномочия. Таким образом, государственная регистрация — это форма публичного контроля за действиями частных лиц, осуществляющих свои субъективные гражданские права в сфере частного права7.

    Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений в соответствии с законом.

    В целом можно утверждать, что принципиальные отличия в подходах исследователей к сущности государственной регистрации отсутствуют. Разница состоит в различных аспектах рассмотрения данного правового явления.

    Государственная регистрация — это институт публичной власти, необходимый для обеспечения публичных интересов и охраны законности в экономических отношениях, регулируемый нормами административного и гражданского права. Как правовой институт она характеризуется следующими признаками: а) установление ее требований и процедур прежде всего законами; б) государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица; в) обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов; г) обладание юридико-информационной ценностью.

    Регистрация имеет важное значение в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц. По своей правовой природе этот институт является институтом административного права. Регистрация как бы открывает дорогу юридическим и физическим лицам для экономической и иной деятельности. Поэтому она осуществляется в разных формах — как способ первичного учреждения статуса юридических лиц, как способ официального удостоверения видов юридических действий и правовых актов, как способ легализации изменения статусов физических лиц. Тем самым в основу многообразия жизнедеятельности субъектов права кладутся общие юридические критерии.

    1 Кирсанов А.Р. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. — М., 2005. — С. 61.

    2 Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о регистрации // Журнал российского права, -2002. -№ 7. -С. 36.

    3 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. — М., 2004. — С. 69.

    4 Административное право: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов.-М., 2006.-С. 631.

    5 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. — М., 2005. -С. 580.

    6 Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы, виды // Правоведение. -2000. — № 2. — С. 42.

    7 Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. — М., 2006. — С. 140.

    Серия «Право»,, выпуск 10

    Записи созданы 8837

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх