Изъятие УПК

Приложение N 13
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ПРОТОКОЛ 00AA000000 об изъятии вещей и документов «____»_________20___ г. «____» час. «____» мин. _________________________ (дата составления) (время составления) (место составления) Я,__________________________________________________________________ (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол) в соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил настоящий протокол о том, что у гражданина(ки)

(фамилия) (имя) (отчество (при наличии) _________________________________________________________________________ (дата и место рождения) проживающего(ей) ________________________________________________________ __________________________________________ телефон:______________________ работающего(ей)/ служащего(ей) __________________________________________ (наименование и адрес местонахождения организации, телефон) ____________________________________, должность _________________________ «____»_____________20____ г. в «___» час. «____» мин. на_________________ (дата, время, место изъятия вещей и документов) при наличии оснований (ненужное зачеркнуть): обнаружение — на месте совершения административного правонарушения; — при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице; — при осуществлении досмотра транспортного средства. — вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения; — документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. _________________________________________________________________________ (сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых _________________________________________________________________________ вещей, о виде и реквизитах изъятых документов) _________________________________________________________________________ При изъятии вещей, документов применялась фото-, киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ненужное зачеркнуть) _________________________________________________________________________ (указать средства фото-, киносъемки, видеозаписи, иной способ фиксации _________________________________________________________________________ вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати) К протоколу прилагается_____________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Изъятие вещей, документов осуществлялось в присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть): 1. Фамилия ________________имя___________________отчество________________ (при наличии) адрес места жительства __________________________________________________ ___________________________телефон______________подпись__________________ 2. Фамилия _____________имя__________________отчество ___________________ (при наличии) адрес места жительства __________________________________________________ _______________________телефон_______________подпись ____________________

Уголовно-процессуальный закон выделяет ряд общих условий, относящихся к производству, как большинства следственных действий, так и к производству выемки. К ним можно отнести:

обязательное участие понятых;

привлечение к участию специалиста;

применение технических средств при производстве выемки;

неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц;

оформление хода и результатов выемки.

Выемка – одно из тех следственных действий, при производстве которого обязательно участие не менее двух понятых (ч. 1 ст. 170 УПК РФ).

Понятым по смыслу ч. 1 ст. 60 УПК является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Гражданин становиться указанным участником уголовного судопроизводства с момента приглашения его следователем для участия в следственном действии.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает перечень лиц, которые не могут являться понятыми. К ним относятся: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

Законодателем также предусмотрены случаи, при которых участие понятых в производстве выемки исключается. Речь идет об обстоятельствах производства выемки:

в труднодоступной местности (в значительном отдалении от населенных пунктов);

при отсутствии надлежащих средств сообщения (во время схода снежной лавины, паводка);

если производство выемки может быть связано с опасностью для жизни и здоровья людей (в теплотрассах, на объектах, находящихся в аварийном состоянии).


В указанных ситуациях выемка производится без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись и в ходе выемки применяются технические средства фиксации ее хода и результатов. Однако, если применение технических средств невозможно, то в протоколе выемки делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 170 УПК РФ).

Организуя производство выемки, следователь должен заранее решить вопрос о том, кого он привлечет в качестве понятых, исходя из обстоятельств и особенностей того или иного вида выемки. Следователь может пригласить граждан для участия в качестве понятых в месте производства выемки, или, при определенных обстоятельствах, необходимо будет их доставлять из другого места (места производства предварительного расследования, из населенного пункта).

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

В случае привлечения специалиста к участию в выемке, как правило, требуются его содействие именно в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, предварительном исследовании изымаемых объектов, а также в применении технических средств.

Организуя выемку, следователь должен решить необходимо ли участие в данном следственном действии специалиста, какого именно, и возможно не одного. Например, при выемке ювелирных изделий в ломбарде можно привлечь к участию специалиста в области ювелирного дела, для изъятия определенный изделий, описанных потерпевшим, а также специалиста-криминалиста, который будет фиксировать ход и результаты выемки с помощью видеозаписи.

Перед непосредственным производством выемки, специалиста необходимо в определенной степени ознакомить с обстоятельствами совершенного преступления, чтобы он имел возможность правильно применить свои знания в ходе следственного действия. Так, например, при изъятии документов в аудиторской организации, необходимо участие специалиста-аудитора, который правильно укажет какие документы имеют значение для уголовного дела, только при предварительном ознакомлении со сложившейся следственной ситуацией. Изъятие документов без предварительного отбора может нанести вред интересам лиц и организаций, не имеющих отношения к расследуемому преступлению. В контексте ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» это повлечет разглашение аудиторской тайны.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

Можно выделить следующие виды технических средств, применяемых в ходе предварительного расследования:

средства обнаружения, фиксации, изъятия, предварительного исследования следов и объектов (лупы, пинцеты, дактопленка, осветительные приборы, газоанализаторы);

средства фиксации хода и результатов следственных и процессуальных действий (аудио-, видеозапись, фотографирование);

средства изготовления, копирования, протоколов следственных действий (компьютеры, принтеры, ксероксы).

В ходе производства выемки, в зависимости от ее вида и следственной ситуации могут, применяться как отдельные виды технических средств, так и все в совокупности. Для применения определенных технических средств необходимо привлечение к участию в производстве выемки специалиста, другие технические средства следователь применяет самостоятельно. Так, например, фиксация хода и результатов выемки с помощью видеозаписи целесообразно осуществлять при помощи специалистов, имеющих определенные навыки в применении видеотехники. Приглашение специалиста освобождает следователя от технической работы, положительно сказывается на качестве видеозаписи, а также способствует успешному проведению следственного действия в целом.

В процессе планирования производства выемки следователю заранее необходимо определиться будут ли применяться в ходе данного следственного действия технические средства, если будут, то какие, а также нужно ли привлекать для их применения специалиста.

Неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ) гарантирует соблюдение при производстве выемки закрепленного в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Тем не менее, ст. 182 УПК РФ не определен круг конкретных мер, которые в этих целях должен принять следователь. Однако, безусловно, данными мерами могут быть только меры, предусмотренные законом. Данными мерами являются предупреждение лиц, участвующих в производстве выемки о недопустимости без разрешения разглашать ставшие им известными в связи с участием в следственном действии сведения, а также отобрание у них подписки о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.

Указанные меры могут играть решающую роль для результатов производимого следственного действия, в случае, когда лицо отказывается добровольно выдать необходимый предмет или документ именно из-за боязни оглашения обстоятельств его интимной жизни, нежелания причинить неприятности родственнику или иному близкому лицу. Предупреждение, в этом случае, участников следственного действия о неразглашении подобной информации, может подвигнуть лицо, у которого производится выемка, к добровольной выдаче объектов и избавить следователя от необходимости применения принудительных мер.

Согласно положениям уголовно-процессуального закона в ходе выемки, как и любого другого следственного действия, или непосредственно после ее окончания должен быть составлен протокол, фиксирующий ход и результаты следственного действия.

В протоколе выемки должны быть указаны следующие данные:

место и дата производства выемки, время ее начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы следователя, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве выемки, а в необходимых случаях их адреса и другие данные о их личности.

После указания данных участников следственного действия, протокол выемки должен также содержать запись о разъяснении участникам их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственного действия. Также в протоколе указывается, что если в ходе следственного действия применялись технические средства, то перед их применением все участники выемки об этом были предупреждены. Данный факт удостоверяется соответствующими подписями участников. Если же технические средства не применялись, то отметку об этом также целесообразно сделать в протоколе.

Далее в протоколе выемки излагаются действия следователя, предшествующие началу производства следственного действия:

предъявление лицу (представителю организации), у которого производится выемка, постановления о ее производстве или судебного решения;

предложение выдать соответствующие предметы (документы);

реакция лица на сделанное предложение (были ли предметы (документы) выданы добровольно или изъяты принудительно.

После этого в протоколе выемки, если требуемые объекты не были выданы добровольно, отражается последовательность действий следователя по их принудительному изъятию. Также в любом случае излагается перечень изъятых объектов, их индивидуальные признаки, упаковка.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. Он может быть зачитан следователем вслух, или по желанию самостоятельно прочитан каждым участником следственного действия. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол выемки подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

К нему прилагаются результаты применения технических средств (фотопленки, видеокассеты диски).

Законодатель предусмотрел обстоятельства отказа кого-либо из участников подписать протокол выемки. В этом случае протокол не теряет юридической силы. В графу протокола, где должна стоять подпись соответствующего участника, следователь вносить запись о его отказе от подписания документа. Данная запись удостоверяется подписями следователя, понятых, защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в следственном действии.

Одновременно с заполнением протокола выемки или после его составления изготавливается его копия. По завершении следственного действия она вручается лицу, у которого производилась выемка, или совершеннолетним членам его семьи. Если выемка производилась в организации, копия протокола вручается представителю ее администрации. Думается, что в данном случае под организацией следует понимать не только юридические лица, но и индивидуальных предпринимателей, если выемка производилась в месте осуществления их законной деятельности.

В организации могут возникнуть различные обстоятельства, при которых возникает необходимость изъять какую-то определенную документацию. Однако нельзя просто так забрать документы. Данная процедура обязательно должна быть зафиксирована при помощи соответствующего документа. Именно в таких ситуациях составляется данный акт.

Форма

Еще несколько лет назад обязательное использование большинства унифицированных бланков было отменено. Таким образом, при оформлении данного акта можно использовать произвольный стиль. Нередко организации, которые занимаются проверкой, разрабатывают для этих целей фирменные бланки. Хотя можно воспользоваться стандартным шаблоном.

В каких целях изымаются документы

Зачастую на предприятиях выемка документов необходима для того, чтобы контролирующие органы выявляли законность деятельности организации. Например, когда необходима проверка бухгалтерии, контроль передвижения продукцию через государственные границы. Бывают ситуации, что ответственные лица компании привлекаются к административной или уголовной ответственности. Такие разбирательства также нередко сопровождаются изъятием определенной документации. В зависимости от целей проверки документы могут забирать представители различных контролирующих органов:

  • следователи;
  • таможенная служба;
  • налоговые инспекторы.

По сути, если возникают подозрения в том, что организация нарушает законодательство, любые государственные органы имеют право устраивать соответствующие проверки. В большинстве случаев они сопровождаются не только временным приостановлением деятельности компании, но и изъятием документов. Нужно понимать, принудительная выемка документов необходима для того, чтобы важные сведения не были скрыты, уничтожены или исправлены.

Если работники контролирующих структур решили устроить проверку, значит, имеются подозрения в правонарушениях. Все документы, которые относятся к данному делу, подлежат изъятию и проверке. Стоит обратить особое внимание на то, что забирать разрешается только ту документацию, которая сможет подтвердить или опровергнуть нарушение законодательства. При этом представителям контролирующих органов запрещено изымать документы, не относящиеся к делу, в отношении которого проводится проверка. Соответственно, учредительная и регистрационная документация изыматься не может.

Но в то же время стоит обратить внимание на то, что работники проверяющих структур вправе самостоятельно определять, какая именно документация относится к данному делу. Таким образом, проверяющие вправе самостоятельно определять перечень документов, подлежащих изъятию. Хотя здесь имеется исключение. Нельзя просто так изъять документы, содержащие государственную тайну, которая охраняется законодательством. Если и возникнет необходимость забрать такие документы, контролирующие органы должны предварительно получить прокурорское разрешение.

Кроме этого, сложности могут возникнуть при изъятии документов, которые хранят сведения о счетах и вкладах граждан. Например, такие документы часто присутствуют в банковских и кредитных организациях. В этом случае сначала необходимо получить разрешение суда, который определит список документов, разрешенных к изъятию.

Законом не определен конкретный период, на который могут быть изъяты документы. Здесь все зависит от расследуемого дела и конкретной ситуации. Обычно этот период определяют сами представители контролирующих органов. Бумаги будут возвращены по окончанию проверки.

Нужно знать, копии документов не могут подлежать изъятию. Забираются исключительно оригиналы. Вместо них оставляются копии, которые необходимо заверить должным образом. Хотя бывают ситуации, когда нет возможности на месте сделать копии. В этом случае представители контролирующих органов обязаны в течение недели после изъятия самостоятельно сделать копии, предъявив их руководству компании.

Даже после того, как документы были изъяты, они продолжают являться собственностью организации. Соответственно, после проведения проверяющих мероприятий бумаги обязательно должны быть возвращены обратно.

Никто не имеет права просто явиться на предприятие, и забрать какие-либо бумаги, даже если это представители контролирующих органов. Данная процедура обязательно должна сопровождаться оформлением соответствующего акта.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда налоговый орган просит предъявить какую-то документацию для проведения проверки. Однако работник компании по непонятным причинам дает отказ. Со стороны налоговой службы это будет рассматриваться как сокрытие каких-то сведений. Это становится веским основанием для проведения тщательной проверки с изъятием определенной документации.

Условно процедуру изъятия документов можно разделить на несколько этапов:

  1. Сначала контролирующие органы предоставляют постановление в письменном виде, в котором говорится о начале проведения проверки.
  2. Официальный представитель зачитывает обязанности и права всем ответственным лицам. При этом им предлагается добровольно выдать указанную документацию.
  3. Если от работников компании поступает отказ, изъятие выполняется в принудительном порядке. В данной процедуре должны участвовать понятые, которые своими подписями подтвердят правомерность действий контролирующих органов.
  4. При изъятии вся документация нумеруется, прошнуровывается, заверяется подписями и печатями. Документы должны быть подписаны их владельцем. Если он не желает этого делать, соответствующая отметка ставится в акте.
  5. Акт составляется в двух экземплярах. Один остается у проверяющих, второй передается владельцу изъятых документов. В акте должны быть указаны сведения о документах, которые были изъяты.
  6. Все бумаги нужно упаковать должным образом. В этом виде они перевозятся к месту проверки.

Необходимо помнить, изымать документы можно только днем. Ночная выемка документов считается неправомерной. Если представители компании, которая является владельцем документов, считает, что действия контролирующих органов были неправомерными, они имеют право обратиться в суд.

Как составить акт изъятия документов

Если был выбран свободный стиль оформления, рекомендуется использовать лист бумаги формата А4. Заполняющие имеют право выбирать печатный или рукописный вариант. Главное, на что нужно обратить внимание – акт должен иметь структуру, которая используется при составлении любых других официальных документов. Здесь должно быть начало в виде так называемой «шапки». Далее идет основа, которая включает в себя всю важную информацию. Также здесь должно быть заключение, где все ответственные лица заверяют подлинность акта и его правильное составление.

Не стоит забывать о том, что в акте должны иметься сведения обо всех лицах, которые присутствовали при данном мероприятии. Обычно документ оформляется в двух экземплярах, чтобы каждая из сторон получила по одной копии. Но при необходимости их количество может быть увеличено.

Начинать оформление документа нужно с заполнения «шапки». Здесь отмечается название акта и присвоенный ему номер.

Что касается основной части, то здесь должны присутствовать такие сведения:

  1. Информация о стороне, которая выполняет изъятие. Это не только название контролирующего органа. Здесь необходимо указать сведения о работнике, который непосредственно выполняет данную процедуру.
  2. Отмечается не только дата выемки документов, но и точное время с указанием часов и минут.
  3. Если при изъятии присутствуют другие должностные лица, сведения о них также должны быть указаны в документе.
  4. Прописывается информация об организации, в которой проводится данное мероприятие.
  5. Далее нужно указать, какие именно документы подлежат изъятию. Если их несколько, каждая бумага прописывается отдельным пунктом. Также указывается дата их составления и номер, присвоенный внутренним документооборотом. Если этот пункт занимает слишком много места, данные сведения можно указать в отдельном приложении. Естественно, информация о нем прописывается в акте.
  6. Указывается количество листов всех документов, которые подлежат изъятию.
  7. Прописывается, сколько экземпляров имеет данный акт.

Здесь перечислены только основные пункты. При необходимости собственник документации дает какие-либо пояснения или комментарии. Они также фиксируются в акте. Если контролирующие органы желают внести какие-то дополнительные сведения, они имеют право это делать.

Завершающая часть должна состоять из подписей всех ответственных лиц. Указываются компании, которые они представляют, занимаемые должности. По правилам проставления автографов все они должны иметь расшифровки.

Образец заполнения акта изъятия документов

Скачать бланк и образец

обыск выемка следственный уголовный

Выемка — следственное действие, состоящее в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся (ст. 183 УПК РФ).

Основанием производства выемки являются фактические данные, полученные уголовно-процессуальными средствами, а также в результате гласных оперативно-розыскных мероприятий и позволяющие при оценке их в совокупности сделать достоверный вывод о местонахождении искомого объекта Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности»..

Следует обратить внимание, что точность знаний о месте нахождения подлежащего изъятию объекта зависит от его характеристик. При изъятии объемного предмета, легко обнаруживаемого визуально, достаточно иметь представление о помещении (квартира, индивидуальный гараж), в котором он находится. Чем меньше размеры объекта, тем детальнее должно быть определено место его нахождения.

Например, для производства выемки ювелирного изделия — кольца — необходимо знать не только, что оно находится в комнате, но и в каком конкретно выдвижном ящике стола. В то же время в ряде ситуаций, как правило, бесконфликтных (например, при выемке финансовых документов в организации или похищенной вещи в комиссионном магазине) требование о точном месте нахождения объекта относительно.

Решение о производстве выемки нуждается в процессуальном оформлении. При этом:

  • а) выемка в любом месте, кроме жилища (по общему правилу), производится на основании постановления следователя;
  • б) выемка в жилище, а также выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, предполагает вынесение следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки, а также при наличии оснований — постановления судьи о разрешении производства выемки (данное положение введено в действие с 1 января 2004 г.). До этого времени выемка была возможна по постановлению следователя, санкционированному прокурором;
  • в) в исключительных случаях, когда производство выемки в жилище не терпит отлагательства, следователь производит ее на основании своего постановления. Представляется, что выемка документов о вкладах и счетах граждан, даже в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, осуществляется с согласия прокурора;
  • г) выемка предметов или документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании постановления следователя, санкционированного прокурором.

В постановлении о производстве выемки указываются объекты, подлежащие изъятию, и определенное место их нахождения.

Проведение (производство) выемки обеспечивается государственным принуждением, позволяющим свободно входить в помещения (в том числе с применением физической силы) и при необходимости вскрывать их и иные запертые хранилища, в которых размещены подлежащие изъятию объекты. Однако такое принуждение ограничивается целями выемки: оно должно обеспечить доступ к строго определенному в постановлении месту или объекту.

С учетом сущности выемки как следственного действия вряд ли правильно толковать добровольную выдачу подлежащих изъятию объектов в качестве основания освобождения лица от уголовной ответственности.

В случаях, когда в ходе выемки объект, подлежащий изъятию, в точно указанном месте не обнаружен, но имеются веские основания полагать, что он хранится в этом же помещении, следователю необходимо составить протокол выемки, в котором указать, что предмет не обнаружен и не изъят. После этого можно вынести постановление о производстве обыска, предъявить его присутствующим лицам и в соответствии с установленной процедурой произвести поисковые действия, о чем составить протокол.

При отсутствии в жилище изымаемого объекта в месте, указанном в постановлении о производстве выемки, следователь, дознаватель обязаны составить постановление о производстве обыска с указанием на обстоятельства, не терпящие отлагательства, и приступить к производству обыска. В этом случае указанные должностные лица должны руководствоваться требованиями ст. 165 УПК.

Постановление о производстве выемки и ее результаты могут быть обжалованы руководителю следственного органа или в суд.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх