Как определить страну происхождения товара?

Определение страны происхождения товара часто вызывает некоторые сложности. В статье мы поговорим об этом понятии, и какими правилами необходимо руководствоваться. Узнаем, где найти правильные наименования стран, и какими документами подтвердить территорию производства продукции.

Содержание

Что такое страна происхождения товара?

20.11.2009 г. в г. Ялте было заключено «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара» (ред. от 03.11.2017 г.). Согласно нему страна происхождения товара – государство, являющееся участником Соглашения, и в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с Правилами, утвержденными действующим законодательством.

Определения «страна происхождения товара» и «наименование происхождения товара» не являются тождественными. Согласно ст.1516 ГК, наименование – это определенное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также следует различать страну происхождения и местонахождения производителя. Если в заявке на участие в торгах по 44-ФЗ указать производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации.

Страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Например, продукция может быть китайского производства, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).

Правила определения страны происхождения

Данные правила относятся к продукции, которая была полностью произведена на территории государства – участника Соглашения, либо частично обработана/переработана на такой территории.

К полностью произведенной продукции относятся:

а) природные ресурсы, добытые под землей, в водоемах и воздухе указанной страны;

б) производство растительного характера, выращенное и (или) собранное в данной стране;

в) животные, появившиеся и выросшие в данном государстве;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и иная продукция морского промысла;

ж) продукция, полученная на перерабатывающем судне данной страны из сырья, указанного в пункте «е»;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и вторичное сырье, полученные в результате производства или иных действий по переработке, а также б/у изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) высокотехнологичная продукция, произведенная в открытом космосе на космических судах;

л) товары, произведенные в данной стране из сырья, указанного в пунктах «а» – »к».

Для определения СПТ может быть использован кумулятивный метод, в случае последовательной обработки/переработки.

Если конечный продукт произведен на территории государства – участника Соглашения, но из сырья других государств – участников Соглашения, подтвержденные сертификатом формы СТ-1, то территорией происхождения будет являться государство, в котором он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

Если сертификат формы СТ-1 о происхождении сырья из других государств — участников Соглашения отсутствует, то определение страны происхождения конечного продукта происходит на основании критерия достаточной обработки/переработки (пункты «а», «б», «в»).

Если в производстве участвует третья сторона – не участник Соглашения, СПТ определяется на основании критериев достаточной обработки/переработки:

а) изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшее в рамках обработки/переработки;

б) выполнение необходимых производственных и технологических действий, по итогам которых товар считается происходящим из того государства, на территории которого эти действия имели место;

в) правило адвалорной доли, когда цена применяемого сырья иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в стоимости конечного продукта.

Если сырье для производства происходит из иностранного государства, то СПТ считается территория, где был произведен конечный продукт. Однако иностранное сырье может использоваться, если оно имеет товарную позицию, как у конечного продукта и его стоимость не более 5% конечного продукта.

Классификатор стран происхождения товара

В шапке страницы можно воспользоваться системой быстрого поиска по коду:

Или воспользоваться предложенной таблицей, в которую входят наименования государств (краткие и полные), цифровой и буквенный коды:

К часто встречаемым ошибкам относятся:

  • Использование сокращений, не отраженных в классификаторе. Например, РФ, КНР или США. Согласно утвержденному положению правильными будут варианты: «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе.
  • Указание города или региона без страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  • Указание «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  • Недопустимы фразы типа «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. Верным решением будет указать «Российская Федерация».

Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?

Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.

Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.

В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения. Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:

Для подтверждения производства продукции на территории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера.

Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство происхождения необходимо только задекларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию, иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а данные о поставщике направить в РНП.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 1 января 2020 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ. Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.

Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуске.

Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями Правительства:

  • Программное обеспечение (ПП №1236).
  • Продукция машиностроения (ПП №656).
  • Товары легкой промышленности (ПП №791).
  • Продукция из списка (ПП №9).
  • Мебель и товары деревообрабатывающей деятельности (ПП №1072).
  • Радиоэлектроника (ПП №878).
  • Медицинские изделия (ПП №102) и лекарства (ПП №1289).
  • Продукты питания (ПП№832).

В отношении товаров, произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.

При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявке. Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые декларации и сертификаты, которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки.

Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Общероссийскому классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.

Ход действий при инициализации авто по vin-коду

Узнать данные vin-кода конкретного автомобиля можно из Свидетельства о праве собственности или соответствующей графы Технического паспорта, дублированной графой «№ кузова». По семнадцати значному числу, состоящему из цифр и букв, можно прочитать информацию о технике в полном объеме, а также использовать при поиске оригинальных запчастей.

Кодировку легче расшифровать, поделив ее по мировым стандартам на 3 составляющие: WMI, VDS, VIS. Они содержат важные данные. Первые 3 символа слева идентифицируют производителя. На первом месте стоит цифра, заключающая географическую зону; на втором – знак страны из этой зоны; на третьем – конкретный производитель.

Раздел 1

Детальнее при выявлении страны-изготовителя стоит использовать такие данные (согласно первому символу, товары принадлежат странам):

1, 4, 5 – США
2 – Канаде
3 – Мексике
9 – Бразилии
J – Японии
К – Корее
Y – Швеции
S – Англии
V — Испании
W – Германии
Z – Италии
Раздел второй

Под вторым символом скрывается название бренда:

Если в партию входит до пятисот экземпляров авто, то на третьем месте должна стоять цифра 9. Во втором разделе VIN-номера, зашифрованного шестью цифрами и буквами, содержится описание свойств транспортного средства. Под всеми из перечисленных, кроме второго (по порядку) заложена информация о типе кузова, типе мотора, модели, серии. На 9-ом месте заложена контрольная цифра, основополагающая корректности самого кода. Однако, ее можно встретить только на выпускниках Америки и Китая. Остальные страны-производители, в том числе Россия, данный символ не задействуют.
Раздел третий

Далее с 10-го по 17-ый знаки в исследуемом номере производитель указывает отличительные характеристики авто. Для десятого символа имеет значение год выпуска конкретной модели и обозначается он как цифрами, так и буквами. Согласно следующим данным (символ – год выпуска):

A – 1980;
B – 1981;
C – 1982;
D – 1983;
E – 1984;
F – 1985;
G – 1986;
H – 1987;
J – 1988;
K – 1989;
L – 1990;
M – 1991;
N – 1992;
P – 1993;
R – 1994;
S – 1995;
T – 1996;
V – 1997;
W – 1998;
X – 1999;
Y – 2000.
1 – 2001;
2 – 2002;
3 – 2003;
4 – 2004;
5 – 2005;
6 – 2006;
7 – 2007;
8 – 2008;
9 – 2009.
На одиннадцатом месте указывается кодировка завода, осуществившего сборку данного транспортного средства. Остальные позиции в VIN-номере используются для обозначения очередности автомобиля на конвейере в процессе сборки.

Рекомендации по определению производителя авто

Vehicle identification number — VIN-код, словно отпечаток пальцев, всегда вместе с автомобилем. Если паспорт технического средства (ПТС) можно уничтожить или потерять, то VIN-код дается машине в момент ее создания и не меняется на всем сроке эксплуатации транспортным средством. Он служит как самому владельцу при поиске запасных частей, так и сотрудниками полиции и ГИБДД при выявлении угнанных авто.

Для новичков будет интересно узнать, что код VIN набивается на передней левой стойке кузова, или левой стороне приборной панели таким образом, чтобы его можно было распознать с наружной стороны сквозь лобовое стекло. Для точности производитель указывает, где находится заветная информация, в ПТС.

VIN-код в помощь автолюбителям перед покупкой транспортного средства

Прежде, чем покупать автомобиль, необходимо проверить кодировку на предмет наличия «перебитых» знаков. Вместо 3 может оказаться 8, а вместо 5 – 6. В читаемом номере исследуемого авто ни в коем случае не могут появиться символы I, O, Q, потому как они схожи с 1 и 0.

Для моделей автомобильных брендов Ford, Kia, Hyundai, созданных на российских заводах, первым символом становится Х. Не стоит пугаться, если во время подбора запчастей, используемая программа не распознала конкретный агрегат. Точный номер, соответствующий автомобилю мировой категории, расположен на кузове, а не в документах.

Таким образом, используя полученную информацию, автолюбитель сможет в полном объеме узнать все о том или ином транспортном средстве. Ему откроется география производства, год выпуска, тип и многое другое. Главное, точно придерживаться инструкции, изложенной ранее.

Определение 1

Происхождение товаров – это следующий после тарифной классификации фактор определения и взимания таможенных пошлин.

Понятие страны происхождения товара

Страна происхождения товара – это страна, на территории которой товар был полностью произведен или же подвергнут достаточной обработке согласно критериям, прописанным в таможенном законодательстве Таможенного союза.

Страной происхождения товара может быть группа стран, а также таможенные союзы государств, регион. Страна происхождения товара определяется во всех случаях, когда меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависят именно от страны происхождения.

Страна происхождения определяется на основании международных договоров стран-участниц таможенного союза, которые регулируют правила определения.

Таможенные органы каждой страны могут принимать предварительные решения относительно страны происхождения продукции в порядке, установленном законодательством стран-участниц таможенного союза.

Чтобы подтвердить страну происхождения продукции, таможенные органы могут запросить документы, подтверждающие ее происхождение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Происхождение товаров 480 руб.
  • Реферат Происхождение товаров 250 руб.
  • Контрольная работа Происхождение товаров 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К документам, подтверждающим страну происхождения продукции относятся декларация и сертификат о ее происхождении.

Под декларацией о происхождении товара понимается заявление о стране изготовления товара, которое сделано производителем, продавцом или же отправителем при вывозе товара, при условии, что в нем содержатся все сведения о стране происхождения. Такой декларацией могут быть коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам.

Сертификат о происхождении продукции является документом, который однозначно свидетельствует о стране происхождения вывозимой продукции и выдан уполномоченными органами или соответствующими организациями данного государства или государства вывоза.

При вывозе товара с таможенной территории органами или организациями выдается сертификат о происхождении продукции, если:

  • Данный сертификат является необходимым по условиям контракта;
  • Данный сертификат нужен по национальным правилам государства ввоза продукции;
  • Наличие сертификата предусмотрено международным договором.

Уполномоченные организации и государственные органы, которые выдали сертификат о происхождении продукции, обязаны сохранять его копию и другие документы, на основании которых было подтверждено происхождение, в течение трех лет. Сертификат о происхождении выдается одновременно с таможенной декларацией и иными документами в процессе таможенного оформления товаров, ввозимых на данную таможенную территорию. Если сертификат был утрачен, то принимается его официально заверенная копия.

Определение страны происхождения

Как уже было сказано, страна происхождения – это страна, на территории которой товары были произведены или достаточно переработаны по критериям, установленным таможенным законодательством.

Целью определения страны происхождения продукции является осуществление тарифных и нетарифных мероприятий для регулирования ввоза продукции на таможенную территорию данной страны и вывоза с нее.

Таможенные органы по специальному запросу декларанта или же другого заинтересованного лица могут делать предварительные выводы о стране происхождения продукции.

Товары, полностью произведенные в данной стране, это:

  • Полезные ископаемы, которые были добыты из недр данного государства, на его территориальном море;
  • Товары растительного происхождения, выращенные и собранные в данной стране;
  • Животные, которые родились и били выращены в данной стране;
  • Товары, полученные из выращенных в данной стране животных;
  • Продукты, полученные при охотничьем и рыболовном промысле в данной стране;
  • Вторичное сырье и отходы, полученные при производственных и других операциях по переработке на территории данной страны, а также побывавшие в употреблении изделия, пригодные только лишь для переработки.

Критериям достаточной переработки не отвечают:

  1. Действия по обеспечению сохранности продукции при ее хранении и транспортировке;
  2. Действия по подготовке продукции к продаже и перемещению, к примеру, разделение партии, формирование отправки, переупаковка, сортировка и др.;
  3. Действия, которые существенно не изменяют состояние продукции;
  4. Смешивание товаров, которые происходят из различных государств, если характеристики конечного продукта не отличаются существенно от смешиваемых товаров;
  5. Комбинация двух и более вышеописанных действий.

Определение 2

Правила происхождения товаров – это законодательные и нормативные документы общего применения, которые используются для определения страны происхождения продукции.

Правила происхождения делятся на непреференциальные и преференциальные.

Непреференциальные правила применяются с целью определения происхождения товаров, подверженным мерам политики в сфере торговли, к примеру, компенсационные и антидемпинговые пошлины, защитные меры, торговые эмбарго, количественные ограничения, тарифные ставки и т.д.

Преференциальные правила дают некоторые преимущества для продукции, реализуемой между различными государствами, что особенно касается сниженных, а в некоторых случаях и нулевых, таможенных пошлин. Чтобы получить преференциальное происхождение, товары одной страны должны соответствовать заданным условиям, предусмотренным протоколом по соглашению, который заключен между ЕС и данным государством, или же правилам происхождения по автономным соглашениям, которые предусматривают тарифный режим, предоставляемый в одностороннем порядке ЕС.

Это свидетельствует о том, что продукты:

  • Произведены из сырья, изготовленного или полученного в государстве-получателе;
  • Были подвергнуты определенной обработке или же трансформированы в государстве-получателе.

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Обращайтесь!

Наш принцип: Ваш допуск — наша забота!

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

  1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

добавленная стоимость — разница между ценой товара на условиях «франко-завод» и стоимостью использованных для его производства импортных сырья и материалов;

партия товара — товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Страна происхождения товаров

Это — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров;

цена на условиях «франко-завод» — цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.

  1. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 — 10 настоящего пункта.

  1. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами.
  2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
  3. Независимо от положений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;

3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;

4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

8) операции по покраске или полировке;

9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

12) затачивание, простой помол или простая резка;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

16) комбинация двух или большего числа указанных операций.

  1. Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

  1. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортных материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции — по цене на условиях «франко-завод».

  1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.
  2. Правило, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

  1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
  2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
  3. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, предусмотренного подпунктом 2 пункта 6 настоящих Правил.

Сертификат СТ-1 для госзакупок. Подтверждение страны происхождения товара по 44-ФЗ

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить. В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно. В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявление;
  • соглашение о поставке товара;
  • регистрационные документы товара;
  • перечень деталей и компонентов сертифицируемого товара;
  • документ, удостоверяющий происхождение товара на территории РФ.

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара.

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации.

Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы.

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-493 «О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам о применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — приказ N 155) и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — постановление N 1457) и сообщает.

По вопросу 1.

Согласно пункту 9 приказа N 155 для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 приказа N 155 в случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения приказа N 155.

С учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

По вопросу 2.

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу N 155 перечне, является декларация участника закупки.

При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (далее — Классификатор).

Необходимость соответствия наименования страны происхождения товаров классификатору относится ко всем заявкам участников аукциона. При этом в случае, если в декларации наименование страны происхождения товаров указано не в соответствии с классификатором, такая заявка отклоняется.

По вопросу 3.

В связи с тем, что вопрос применения постановления N 1457 требует дополнительной проработки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, позиция по данному вопросу будет направлена после соответствующего согласования.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

В документации о закупке рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) страны происхождения товара.

Если требование введено, но участник не предоставил информацию, то положения приказа N 155 к такому участнику не применяются.

Таким образом, при закупке путем электронного аукциона, если в составе второй части заявки отсутствует декларация о происхождении товара, такая заявка не отклоняется.

Решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх