Какие ошибки допускают те кто слушают?

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Факторы, снижающие эффективность процесса слушания

1. Отключение внимания. Отвлечь внимание может всё, что действует необычно или раздражает например, ваш собеседник безнадёжно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

2. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

3. Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда; больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

4. Избирательность внимания.Мы привыкли слушать одновремен-но многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать всё и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.

5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимое желание перебить и(или) ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулированием разгромных комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть аргументы партнёра.

Ошибки тех, кто слушает

Какие ошибки наиболеё часто встречаются у тех, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора (свойственно многим слушателям), в результатё чего может полностью потерять нить разговора.

2. Заострение внимания на «голых» фактах (конкретных цифрах, параметрах, классификациях и пр.). Они, конечно, важны но не следует на них зацикливаться. Психологи утверждают, что даже люди, прошедшие специальный тренинг могут точно запомнить не более пяти основных фактов. Все остальные перемешиваются. Именно поэтому при любом перечислении нужно ориентироваться на наиболее существенные моменты, идеи, мысли.

З. «Уязвимые места» — для многих участников делового взаимодействия это такие критические слова, которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия, например: кризис, агония, тупик, война, голод, агрессия, кровь, смерть и т.п.. У слушающего возникают отрицательные эмоции, он начинает вспоминать прошлое. В такой момент уже невозможно следить за речью говорящего.

4. Размышления о чем-то еще (вредные привычки слушания):

· «Я поглощен тем, как выгляжу в глазах других»;

· «Я предугадываю заранее, что скажет говорящий»;

· «Мои мысли направлены только на то, что я считаю существенным»;

· «Когда в процессе слушания мне становится скучно, я начинаю фантазировать, занимаюсь каким-то другим делом или критикую происходящее»;

· «Я перестаю слушать, когда мне более интересна внешность говорящего, чем содержание его слов»;

· «Когда тема мне очень интересна и близка, то я сгораю от нетерпения, чтобы говорящий поскорее закончил, и я мог бы высказать свою точку зрения. Когда терпение исчерпано, я его прерываю»;

· «Я изо всех сил стараюсь выглядёть заинтересованным в том, что говорят, так что практически не слышу слов»;

· «Я как бы оцениваю говорящего, и то, как я слушаю, зависит от этой моей оценки»

Внешние помехи слушания

Помехи, исходящие от собеседника.

· Собеседник говорит недостаточно громко или шёпотом.

· Акцент у говорящего, монотонность, слишком быстрый или медленный темп речи.

· Отвлекающая внешность собеседника, его манеры (наличие дорогих или «экзотических» украшений, жеманность или неадекватность мимики, жестов, амимия отсутствие мимики вообще и т. п.).

· Поглядывание на часы.

· Непосёдливость, суетливость слушателей (также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, что-либо рисовать и пр.).

· Прерывание разговора, заглядывание посторонних в аудиторию, в кабинет.

Помехи из окружающей среды.

· Температура в помещении — слишком холодно или жарко.

· Плохая акустика.

· Окружающая обстановка или пейзаж (картины, портреты или витрины в помещении, а также пейзаж за окном).

· Акустические помехи (шум транспорта или работающих механизмов за окном, ремонтные работы на верхнем этаже, телефонные звонки).

· Цвет стен в помещении (красный — раздражает, темно-серый — угнетает, жёлтый — расслабляет).

· Неприятные запахи в помещении (например, запах сырости, гнилости, краски и т. п.).

Прочие помехи.

· Ограниченность во времени, ощущение что «сроки поджимают”, регламент исчерпан.

· Чрезмерная загрузка по работе, необходимость делать несколько вещей одновременно.

· Плохая погода, космические влияния на работоспособность.

· Привычка держать в руках посторонние предметы, например книгу или журнал.

УРОВНИ И ВИДЫ СЛУШАНИЯ

Уровни слушания

В книге «Забытое искусство слушать” Маделин Беркли-Ален делит процесс на три уровня, характеризуемых определенными типами поведения, которые влияют на эффективность восприятия. Четких границ между уровнями нет, они могут перекрываться и во время деловой коммуникации сменять друг друга в зависимости от ситуации общения. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания, снятия напряженности и увеличения эффективности взаимодействия. Описание уровней слушания может помочь сделать самоанализ своих возможностей слушания.

⇐ Предыдущая12

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют правила публичного выступления
  • Какие бывают правила подготовки публичного выступления
  • Какие психологические приемы можно использовать в публичных выступлениях

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей. Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны. Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные. Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».
Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.

Как спланировать презентацию от начала и до конца и владеть вниманием аудитории? Узнайте на тренинговой программе «МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ».

  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Подготовка конспекта выступления

Какие же существуют правила публичных выступлений. Начнем с подготовки. Делайте заметки по тем вопросам, которые имеют отношение к теме выступления или специфике вашей темы, отрасли или профессии. Д. Карнеги советует: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».
Если вы уже знаете тему доклада, то рекомендуют следующий порядок действий:

  1. Сделайте перечень фактов, которые имеют отношение к теме и могут вам понадобиться для доклада.
  2. Определитесь с основными, интересными, информативными фактами, второстепенные или только косвенно относящиеся к делу смело вычеркивайте.
  3. Вернитесь к теме доклада и посмотрите, каких данных вам может не хватать для полного раскрытия темы в том ключе, в котором отбирались материалы.

Обязательно подкрепляйте тезисы фактами, цифрами, статистикой, примерами. Лучше, если на каждый тезис у вас будет несколько пунктов, подкрепляющих основную мысль.
Правила выступления с публичной речью так же рекомендуют внимательно отнестись к языку, когда вы будете составлять конспект своей речи. Не сокращайте предложения, пишите полные развернутые формы. Вносите в конспект не вопросы, а конкретные утверждения, которыми вы могли бы пользоваться во время публичной речи.

Работа с конспектом

Конечно, все лекторы по-разному использовали подготовленные материалы во время своих выступлений. Например, Ч. Чаплин, который не очень уютно чувствовал себя перед микрофоном, всегда держал перед глазами полный текст речи и старался не отклоняться от него. А признанный лектор И. И. Мечников с особой тщательностью готовился ко всем выступлениям, но не делал записей. Его речь всегда была мастерской импровизацией.
Правила публичных выступлений известного химика С. Н. Реформатского были такими: он прописывал полностью весь текст лекции, а затем читал его домашним. Записи он, как правило, брал с собой на кафедру, но не заглядывал в них. Знаменитый историк В. О. Ключевский обладал способностью интересно рассказывать, опираясь на заготовленный план выступления, а физиолог И. М. Сеченов перед лекцией шепотом проговаривал ее полностью. Признанный оратор В. И. Ленин готовил небольшие бумажки с тезисами, с помощью которых он выстраивал публичную речь.
Конечно, выступать перед публикой безо всякого волнения могут только единицы. Но если вы выступите несколько раз с одной и той же темой, то с каждым разом ваша уверенность будет только расти. Вы будете намного свободнее владеть материалом. При подготовке старайтесь больше рассказывать, проговаривать текст, а не просто читать. Со временем, применяя правила выступления с публичной речью, вы добьетесь успеха и в этом деле. Только помните, даже самые опытные ораторы всегда репетируют свою речь, не пренебрегайте этим важным этапом.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

  • Типы клиентов в продажах: как найти к каждому подход
  • Стратегии развития продаж: от теории до практики
  • Как развить уверенность в общении с клиентом

Репетиция будущей речи

Не стесняйтесь обсуждать тему, которая будет предметом вашего выступления в неформальной обстановке. Репетируйте перед друзьями, семьей, говорите с людьми, которые могут вас поддержать.
Но как, когда и сколько лучше репетировать будущую речь? Чем чаще, тем лучше! Используйте все возможности для этого. Идете по улице – повторяйте ее про себя, дома или в офисе вы можете повторить ее с жестами, произнося в полный голос, делая акценты в важных местах.
Правила публичных выступлений Д. Карнеги гласят: устройте дома с семьей или друзьями своеобразную игру – произнесение речей. Вы можете выбрать темы, в которых вы сильны и за три минуты постарайтесь максимально ярко и информативно донести ее до своих слушателей.
Многие слышали рекомендацию по работе с зеркалом, но начинающих ораторов чаще всего оно только отвлекает. Ведущие психологи, например О. Эрнст, даже пишут о таком способе как о крайне вредном. В первую очередь вам нужно сосредоточиться на теме и смысле произносимой речи.

Читайте также: Как увеличить уверенность в себе

Правила публичных выступлений: психология

К моменту вашего публичного доклада нужно подойти в отличном психологическом и физическом состоянии. Не думайте о своих страхах, ведь в конце концов это просто выступление. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».
Существующие правила выступления с публичной речью содержат несколько важных пунктов:

  • Обратите пристальное внимание не на свои переживания, а на содержание вашей речи.
  • Не стоит говорить слушателям абсолютно весь заготовленный материал, оставьте место для вопросов, если они предусмотрены. Да и мысль о том, что вы знаете намного больше, чем говорите на данной лекции, значительно повысит вашу уверенность в себе.
  • Не стоит готовиться в день выступления, лучше закончить всю подготовку накануне вечером.
  • До выступления не стоит начинать новых дел или включаться в новую, необычную для вас деятельность. Они перенесут на себя все ваше внимание и направление мыслей.
  • Постарайтесь устроить легкий обед или завтрак, не переедайте перед ответственным докладом.

Если вы все же чувствуете, что волнение не оставляет вас, главное – понять, в чем причина вашей тревоги. Чаще всего это:

  • Нехватка практического опыта в подобных выступлениях.
  • Особенности, связанные с особенностями вашего характера: стеснительность, сдержанность, излишняя тревожность, неуверенность в себе.
  • Сомнение в заинтересованности слушателей.
  • Факт неудачного выступления в прошлом.
  • Сильные эмоции, связанные с волнением и переживанием стрессовой ситуации.

Если ваша тревожность в основном связана с реакцией слушателей, то есть следующие правила публичных выступлений:

  • выберите положительно настроенного к вам зрителя и рассказывайте, глядя ему/ей в глаза, словно вы одни в этом зале;
  • если вы почувствуете, что контакт установлен, можно слегка кивнуть и перевести взгляд на соседа и посмотреть ему в глаза;
  • старайтесь сохранять дружелюбное и открытое выражение лица;
  • попробуйте чаще улыбаться и тогда вы увидите, как преобразиться настроение в зале.

Если ваша тревожность связана с собственным состоянием, то внимательно изучите эти правила публичных выступлений:

  • Тренируйтесь выступать перед публикой как можно чаще, участвуйте в публичных обсуждениях, разговорах, задавайте вопросы.
  • За это время вы найдете такое внутреннее состояние, которое вселяет в вас уверенность и помогает чувствовать себя успешным. Для каждого это чувство будет свое. Кому-то необходимо ощущать «радость полета», кому-то чувствовать себя максимально сосредоточенным, сконцентрированным на свой теме, а кому-то помогает легкое волнение, которое делает его слегка возбужденным и радостным.
  • Подумайте, какого эмоционального отклика вы хотите добиться от слушателей, какой посыл идет от вас аудитории.
  • Перед выходом на сцену обязательно «разомнитесь». Вы можете поговорить с кем-то из слушателей или организаторов или просто пройтись по комнате.

Общие правила выступления с публичной речью:

  1. Идеально, если у вас есть возможность накануне репетировать в том помещении, где будет происходить выступление. Вы можете осмотреть зал, прорепетировать выход, произнести речь, отработать позу, жесты, громкость голоса, какие-то важные поворотные моменты вашей речи.
  2. Перед сном представьте полностью весь ход своего выступления. Как начинается мероприятие, как собирается публика, как вы выходите на сцену, что говорите, куда смотрите. Доведите речь до конца и почувствуйте, как замечательно вы с этим справились.
  3. За несколько часов до выхода на сцену, в своем воображении пройдитесь по плану вашего доклада, закрепите в сознании ключевые моменты речи и почувствуйте радость, которая будет переполнять вас после успешного выступления.

Читайте также: Способы борьбы со стрессом

Правила успешного публичного выступления: психотехники

Один из секретов общения с аудиторией заключается в определенной психотехнике. Вам обязательно нужно сформировать зрительный контакт и показать свой интерес к ней.
Когда вы выходите на сцену или кафедру, не спешите сразу начинать свою речь, сделайте паузу, оглянитесь вокруг, посмотрите на зрителей, улыбнитесь, если это уместно. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы приветствуете их и даете понять, что вы здесь находитесь специально для них. Поэтому важно соблюдать его и во время выступления.
Не забывайте о необходимости сохранять зрительный контакт, даже если вы выступаете с научным сообщением, где нормой является частое обращение к своим записям. Подсознательно человек чувствует, когда на него обращают внимание: взгляд может длиться всего долю секунды, но он дает понять, что происходит что-то важное и ценное для него. Поэтому пробуйте не просто осматривать зал, но и установить контакт «глаза в глаза» со слушателями.
Когда вы занимаетесь психотехникой установления контакта с аудиторией, очень важно понимать, что самое большое значение имеет эмоциональное наполнение вашего взгляда. Что есть в нем – расположение к аудитории или равнодушное безразличие, кураж или страх. В глазах все наши эмоции читаются без труда, а значит, слушатели, как правило, безошибочно видят и чувствуют что происходит в вашей душе.
Итак, главные правила выступления с публичной речью – оглянитесь, установите зрительный контакт с публикой, сконцентрируйте свое внимание на предмете вашего выступления.

Помните, первые слова вашего доклада наиболее важные, именно в этот момент слушатели определяют, будут ли они слушать вас или продолжат витать в облаках. Существует несколько приемов, которые позволят удержать внимание аудитории.

  • Интересный факт. Один из самых эффективных способов привлечь внимание любой аудитории – это рассказать любопытный факт, который имеет прямое отношение к теме выступления: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы, что…»
  • Красочная презентация. Презентация помогает структурировать и регламентировать выступление. Вы можете обозначить на слайдах основные тезисы или правила обратной связи. Правила публичных выступлений предлагают вам так сформулировать этот аспект: «У меня есть пятнадцать минут, чтобы рассказать о…», «В ходе выступления я хотел бы обратиться к следующим вопросам…», «Если в ходе выступления появятся вопросы, вы сможете задать их по окончании доклада».
  • Вопросы. Если в вашем формате это возможно, то обязательно пользуйтесь этой техникой привлечения внимания. Вопросы заставляют невольно искать ответы, даже если они не будут произнесены вслух, поэтому вас уже будут слушать внимательнее.
  • Шутка, анекдот. Важно сохранить некую интригу и не сразу раскрыть связь анекдота и темы выступления. Но связь должна существовать обязательно. Помните, что шутка должна быть толерантной и привлекательной для большинства, чтобы создать нужное настроение.
  • Комплимент аудитории. Рассматривайте комплимент как знак уважения и признания публики. Правильно сказанный комплимент вызовет ответную благодарную реакцию у слушателей. Старайтесь не переигрывать и не преувеличивайте вес комплимента, чтобы его не восприняли как насмешку. Лучше, если комплимент будет кратким, недвусмысленным, отражающим реальность. Он может быть высказан не только персонально аудитории, но и обратиться к их профессии или компании.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Искусные ораторы для привлечения и удержания внимания аудитории используют некоторые правила выступления с публичной речью:

  • Контрастные раздражители. Это правило заключается в изменении типа сигнала получения информации. Чаще всего можно изменить аудио- и видеосигналы. Оратор, например, может сделать продолжительную паузу, замедлить или ускорить темп речи. Также примером контрастного раздражителя могут быть перемещения по сцене. Сначала оратор может стоять неподвижно и в процессе доклада начать передвигаться или наоборот.
  • Обращение к актуальным вопросам. Для каждого человека в определенный период жизни существуют актуальные, волнующие его темы. Как правило, в группе людей, большой или малой, эти проблемы идентичны или имеют большое сходство. Тогда при обращении к этим волнующим их темам вы можете привлечь внимание аудитории. В данном методе источником внимания будет значимость информации.
  • Обращение к авторитетным источникам. Правила публичных выступлений с давних времен содержат совет обращаться к авторитетным источникам. Цитаты великих людей, глубокие высказывания часто применяют в своей технике выступлений многие ораторы. Успех зависит от нескольких факторов: актуальности, полноты высказывания, авторитетности источника.
  • Адресные вопросы. С таким типом вопроса обращаются к присутствующим в зале. И даже вопросы риторические повышают внимание аудитории.
  • Юмор. Хорошая шутка оратора всегда вызывает приятные эмоции у слушателей, обращает на него внимание, вызывает симпатию и интерес. Часто юмор может снять возникшее напряжение и подготовить аудиторию к восприятию новой информации. И хотя чаще всего юмор привлекает внимание не к теме выступления, а к самому говорящему, его следует правильно использовать.

Искренне надеемся, что вы нашли в статье полезные идеи для своего бизнеса. Попробуйте применить их на практике и напишите нам о результатах. Также будем рады вашим вопросам, комментариям и пожеланиям.

С нами можно связаться:

  • E-mail: client@pg-consult.ru
  • Телефон: +7 (495) 792-99-62
  • Форма обратной связи

Подписывайтесь на YouTube-канал Евгения Котова о бизнесе, лидерстве и продажах, где вас ждет очень много полезного контента.

До новых встреч!

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Провокационная речь — это особый тип речи рассчитанньий внутренне на получение некоторой ответной информации или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в данном случае говорят о «выпытывании” информации).

Сама вопросительная конструкция является общеязыковой, или лингвистической, универсалией. Лингвистические универсалии — ϶ᴛᴏ языковые явления (свойства характеристики), встречающиеся во всœех (или почти во всœех) языках мира. Разумно предположить, что лингвистические универсалии связаны с общепсихическими особенностями человеческого сознания. Проявляться в речи любого носителя любого языка, ᴛ.ᴇ. всœех людей вне зависимости от места и времени коммуникации, может только то, что присуще человеку от природы, ᴛ.ᴇ. заложено генетически.

Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы человека вынуждаете помимо его воли передать некоторую информацию. А значит, потребность вынудить другого человека на что-то является составляющей человеческой сущности. Мы так устроены, что нам крайне важно вынуждать других людей в определœенных ситуациях действовать в соответствии с нашей волей.

Примеры провокационных фраз:

ʼʼХотел бы я знать, где ты вчера была.ʼʼ. ʼʼКто не любит красивых женщин?ʼʼ. ʼʼТы не сможешь выиграть данный матчʼʼ.

Анализируя классические философские тексты можно заметить, что нередко заголовки отдельных частей представляют из себявопросительные конструкции. Почему выбрана такая форма? Потому что вопрос не просто провоцирует внимание, он провоцирует потребность в размышлении. Как только человек слышит вопросительную интонацию, ему интуитивно хочется ответить, а для этого требуется, как правило, раздумье и формирование точки зрения. Даже если по смыслу это утверждение всœе равно стимулируется размышление на заданную тему. Итак, утвердительная по смыслу и вопросительная по форме конструкция решает дополнительную задачу: заставить человека подумать и почувствовать интерес к тому, о чем говорят.

Попытка получить информацию должна быть реализована не только через вопрос задаваемый обычно, в случае если говорящий рассчитывает легко получить ответ, который, таким образом, предполагается как неконфиденциальный для слушателя. При этом очевидно, что не всякой информацией человек хочет делиться. В этом случае провокационная речь приобретает особые черты: ее основой становится коварство, желание переиграть” собеседника, взять власть в свои руки, для чего существуют специальные приемы. Для любого умнейшего человека можно найти того, кто будет его умней, лучше обучен, будет находиться в лучшей психологической форме в данной ситуации, больше подготовлен к разговору и переиграет своего собеседника. Об этом следует помнить, прежде чем пытаться спровоцировать кого-нибудь: провокация может обернуться для вас публичным позором, в случае если вы будете разоблачены в своих намерениях и вызовете тем самым злые чувства в собеседнике. С вами могут обойтись очень грубо, тем более что наше общество воспитано в речевой разнузданности: подчас мы позволяем говорить друг другу то, что в принципе запрещается говорить в приличном обществе.

С психологической точки зрения, грубость есть следствие трех разных причин. В первую очередь, она свидетельствует о личности человека: он дурно воспитан, так как рос в неинтеллигентной среде, ему не повезло, Во-вторых, человек находится в состоянии внутренней агрессивности. В-третьих человек

недостаточно умен. Для тех, кто хочет одержать речевые победы, всякая грубость должна быть исключена.

Ситуация, при которой вы обращаетесь к человеку, провоцируя его сообщить вам информацию, о которой он говорить не хочет, и установка у вас при этом негативная, а он это понял и ответил вам грубостью, представляет собой коммуникативную ситуацию без победителя: в ней оба проиграли.

Много людей на уровне больших властных структур борются за место под солнцем, и одним из лучших средств в этой борьбе является провокация. Не вы говорите о человеке что-то плохое, чтобы его дискредитировать; вы ставите его в такое положение, что он сам себя дискредитирует Провокация — это жесткое, изысканное, силовое воздействие, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелœесообразный.

Провокационная речь необязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда затребованную информацию человек передавать не хочет. Только в данном случае в провокации присутствует злонамеренность. Человек внутренне может относиться к вам вполне лояльно, но ему очень нужна информация, которой вы владеете

Почему провокационная речь так часто используется в социальной сфере? Потому что в общественной иерархии в привилегированном положении обычно оказывается тот кто узнал информацию первым. Одно из важнейших средств получения информации — оперативность. Это хорошо знают журналисты и бизнесмены. Естественно, чем больше человек знает, тем шире его информационное пространство для принятия оптимальных решений.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх