Коэффициент к налоговому периоду

Статья написана при участии ответственных лиц и экспертов.

Раньше годовая сумма налога была столь мала, что многие наши соотечественники даже затруднялись ответить на вопрос: платят они налог на имущество или нет. Теперь же все изменилось. Новые правила расчета налога, а также быстрота реакции фискальных структур государства не только не оставляют собственникам возможности и дальше не замечать налог, но и заставляют почувствовать его ощутимое бремя на своем кошельке.

Как это понимать

Постараемся разобраться, что значит «расчет налога по кадастровой стоимости». Кадастровая стоимость – это, в принципе, та же рыночная стоимость объекта недвижимости. Просто представьте себе цену, за которую вы готовы продать свою квартиру (вы ведь оцените ее справедливо), допустим это будет 5 млн. рублей. А теперь умножьте это число на процентную ставку по налогу на имущество, она может быть разной, в зависимости от региона или вида недвижимости (от 0,1 до 2%), например, 0,2%. Получим годовую сумму налога на вашу квартиру – 10000 рублей.

Все цифры взяты примерно, без понижающих коэффициентов, но позволяют реально оценить будущие налоговые платежи.

Как было раньше

Дело в том, что долгое время налог на имущество рассчитывался, исходя из инвентаризационной стоимости здания – т.н. стоимость БТИ, которая определялась, исходя из стоимости кирпичей, досок, гвоздей и т.д., на момент постройки дома. И впоследствии эта стоимость не переоценивалась, а совсем наоборот – учитывался износ здания, и стоимость регулярно корректировалась в сторону уменьшения. Вряд ли такую оценку можно назвать справедливой, ведь жители двух одинаковых квартир платили примерно одинаковую сумму налога, несмотря на то, что одна квартира могла находиться в центре Москвы, а другая – на окраине Ухты.

Как стало теперь

База. Сейчас налог исчисляется на основе кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Теперь при оценке дома, квартиры или участка на первый план выходят его потребительские характеристики: удаленность от центра, обеспеченность социальной инфраструктурой (школы, детские сады, поликлиники), экологическая составляющая (парки, водоемы), в общем, все то, что формирует рыночную цену объекта недвижимости.

Узнать текущую кадастровую стоимость своей квартиры, дома или участка можно на сайте Федеральной налоговой службы в разделе налоговый калькулятор, достаточно ввести кадастровый номер своего объекта и нажать «далее».

Ставка. Налог на имущество (так же, как и налог на землю) относится к местным (региональным налогам), а значит, каждый субъект федерации имеет право самостоятельно устанавливать ставки налога, хотя в целом у различных субъектов они приблизительно равны. Нужно также понимать, что чем дороже оценена ваша квартира или дом, тем выше будет ставка. Так, например, по Московской области минимальная ставка 0,1% присваивается квартирам стоимостью до 3 млн. рублей, а вот за квартиру свыше 7 млн. рублей или за дом, независимо от стоимости, придется рассчитывать свой налог, исходя из ставки 0,3%. Дороже всего обойдется налог владельцам квартир и домов, оцененных выше 300 млн. рублей. Для них установлено значение в 2%. Узнать информацию о текущих ставках налога в своем регионе можно так же на сайте Федеральной налоговой службы.

Вычеты и льготы – это, в принципе, стандартная составляющая любого фискального инструмента. Итак, вне зависимости от площади объекта, вам полагаются вычеты. Если у вас комната в коммунальной квартире, то налог не уплачивается с 10 кв. метров площади. Если отдельная квартира, то вычет составляет 20 кв. метров, с дома или коттеджа – уже 50 кв. метров. При этом не нужно никуда идти, нести документы и что-то доказывать, налоговый вычет рассчитывается автоматически, и вы получаете квитанцию уже с его учетом. Таким образом, если у вас есть «домик в деревне» площадью 50-60 метров квадратных, то можно особо не переживать за свой кошелек, новый налог ударит, в первую очередь, по владельцам больших коттеджей и квартир.

Еще одна составляющая – это льготы. Всего есть 15 категорий льготников, с их списком можно ознакомиться на сайте ФНС в том же разделе, где указаны ставки налога. Следует лишь дополнить, что для всех категорий размер льготы составляет 100% в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Таким образом, если семья пенсионеров, каковые являются льготниками, исторически имеет квартиру в центре Москвы и дачу в ближайшем Подмосковье, то им можно забыть о налоге на имущество вовсе. Если же квартир больше одной, то очевидно, что льготник имеет возможность оплачивать налог по второму объекту либо перед ним стоит выбор – выставить объект на продажу.

И, наконец, последняя составляющая налога на имущество, носящая временный характер – это коэффициент к налоговому периоду (не относится к налогу на землю). Суть его в том, что законодатель в целях смягчения налогового бремени ввел постепенный переход на новый порядок расчета налога на имущество.

Так, в 2016 году оплате подлежат только 20% от рассчитанной суммы налога, в 2017 – 40% и так до 2020 года, когда планируется ввести его 100-процентную уплату.

Представим наглядно, как будет выглядеть сумма налога на имущество по стандартной трехкомнатной квартире площадью 87 кв. метров, расположенной в Московской области. Кадастровая стоимость квартиры 6’950’000 рублей, налоговая база (минус 20 кв. метров) – 5’352’300 рублей, ставка 0,2% годовых, сумма налога в 2016 году – 2’141 рублей, в 2017 году – 4’282 рублей, 2018 – 6’423, 2019 – 8’564, в 2020 году и далее 10’705 рублей.

Как это работает, и что надо знать

Рассмотрим более подробно сам механизм определения кадастровой стоимости.

Порядок проведения кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ. Согласно ему, кадастровая оценка объектов недвижимости проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет, но не чаще, чем 1 раз в 3 года (Москва и Санкт-Петербург – не чаще, чем раз в 2 года). Решение о ее проведении принимает Министерство имущественных отношений субъекта федерации. Оно же составляет перечень объектов для оценки и выбирает исполнителя работ – лицензированную оценочную компанию.

Оценочная компания производит массовую оценку отобранных объектов недвижимости. На этом этапе обычно возникают противоречия, поскольку массовая оценка зачастую не учитывает индивидуальных особенностей оцениваемых объектов, которые могут существенно влиять на кадастровую стоимость.

Касумов В.Н.Практикующий юрист, специалист по имущественным отношениям

Часто можно слышать, что кадастровая оценка умышленно завышается и, мол, невозможно продать квартиру или дом по той цене, которая определена для кадастра. Вряд ли это соответствует действительности и, скорее всего, никакого умысла нет. Просто массовая оценка отражает, так сказать, среднюю температуру по больнице. И хотя ее данные являются базой для расчета налога на ближайшие 3-5 лет, сам по себе размер кадастровой стоимости характеризует стоимость объекта недвижимости на момент проведения оценки. Рынок недвижимости может «уйти» вверх или вниз – кадастровая стоимость останется неизменной до следующей переоценки.

Это не значит, что указанная в кадастре стоимость является константой, в разумных пределах ее можно оспорить, и существуют утвержденные государством регламенты, о чем будет рассказано ниже.

После проведения экспертизы отчета об оценке, Минимущество утверждает результаты отчета и отправляет данные в Росреестр для внесения результатов в кадастр. Именно оттуда ФНС берет кадастровую стоимость объектов для расчета сумм налога.

Налог рассчитывается 1 раз в год и предъявляется к уплате 1 сентября за предыдущий год.

Так, например, в Московской области налог на имущество за 2015 год рассчитан, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в 2012 году. А в 2015 году в указанном регионе была произведена очередная массовая переоценка, которая устанавливает новую кадастровую стоимость на объекты недвижимости, начиная с 2016 года. Беглый анализ открытых данных показывает, что база для расчета налога на недвижимость увеличилась, в среднем, на 30%. Т.е. наши дома и квартиры снова подорожали, и в 2017 году нас ждет повышение налога на недвижимость против расчетного. Это значит, что расчеты, которые приводились выше для средней 3-комнатной квартиры площадью 87 кв. метров, уже неактуальны.

Так 30-процентный прирост в кадастровой стоимости автоматически обеспечил рост ставки до 0,3% (стоимость квартиры перешагнула рубеж в 7 млн. рублей), а значит, вместо ожидаемых 4282 рублей в 2017 придется заплатить все 8350 рублей, а в 2020 году – 20874 рубля. Следующую переоценку надо ждать примерно в 2018-2020 годах и остается надеяться, что законодатель усовершенствует механизм массовой оценки в целях определения кадастровой стоимости.

Что делать собственнику, если он не согласен

Итак, владелец недвижимости получили на руки квитанцию, и сумма налога совсем его не обрадовала. В данной ситуации можно заплатить налоги и спать спокойно либо воспользоваться своим правом и оспорить результаты кадастровой оценки объекта недвижимости. Если с первым случаем все понятно, то во втором возникает вопрос: «как оспаривать?» Многочисленные публикации в СМИ и интернете традиционно отправляют всех в суд.

В действительности, в целях установления справедливой кадастровой стоимости объекта, существует алгоритм, описывающий 3 возможных варианта действий.

Вариант 1. Неправильная кадастровая стоимость вызвана ошибкой, например, неверно указана площадь объекта, либо неверно указано целевое назначение земельного участка. В этом случае необходимо обратиться с письменным заявлением в региональное Министерство имущественных отношений с приложением копии документов, подтверждающих выявленную ошибку. Заявление рассматривается в течение 30 дней, после чего выносится решение. Если наличие ошибки будет подтверждено, то по объекту недвижимости будет произведен перерасчет кадастровой стоимости, и новые данные будут переданы в Росреестр.

Затраты – 0 рублей.

Вариант 2. Если ошибок при проведении кадастровой оценки не выявлено, но владелец считает, что кадастровая стоимость объекта превышает рыночную, то есть выше цен предложений или сделок по аналогичным квартирам или домам, то целесообразно обратиться в региональную Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по месту нахождения объекта, для установления кадастровой стоимости, равной рыночной.

В данном случае пакет документов будет посерьезнее. Помимо заявления в комиссию, выписки из кадастра, а также правоустанавливающих документов на объект, потребуется отчет об оценке дома или квартиры, выполненный лицензированной оценочной организацией на бумажном носителе и в электронном виде с цифровой подписью.

ВАЖНО! Отчет должен давать оценку рыночной стоимости объекта на дату установления его кадастровой стоимости, но не на текущую дату!

Если стоимость по результатам оценки ниже кадастровой более, чем на 30%, то отчет об оценке должен быть подкреплен еще и экспертным заключением от саморегулируемой организации, членом которой является оценщик.

Далее комиссия в установленный срок рассматривает заявление и выносит решение.

Если решение положительное, то кадастровая стоимость объекта, равно как и рассчитанная сумма налога, подлежит уменьшению, при этом сумма налога к уплате будет скорректирована только на период, в котором подано заявление, и на последующие периоды. Что это значит?

Комментарий специалиста налоговой службы: это значит, что если владелец недвижимости подаст заявление в комиссию в текущем году, и комиссия рассмотрит его положительно, то налог по новой скорректированной кадастровой стоимости он начнет платить только со следующего года, а ранее уплаченные налоги никто пересчитывать не будет.

В случае отклонения заявления, заявитель имеет право обратиться в Комиссию повторно, устранив нарушения и замечания, либо обратиться в суд.

Бюджет – расходы на независимую оценку: 8000 рублей за квартиру, 30000 рублей за коттедж.

Вариант 3. Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости рассматриваются в качестве суда первой инстанции в областных судах. При подаче заявления необходим тот же пакет документов, что и при подаче заявления на Комиссию. По сложившейся практике суд предъявляет те же требования законодательства, что и Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Исследуя отчет, суд выявляет формальные нарушения законодательства об оценочной деятельности и, как правило, назначает судебную экспертизу.

Если решение суда положительное, то обычно все происходит так же, как и с положительным решением Комиссии. В случае, если суд первой инстанции вынесет отказ в пересмотре кадастровой стоимости, судом второй инстанции является уже Верховный суд РФ.

Бюджет: квартира – расходы на независимую оценку 8’000 рублей, судебная пошлина – 300 рублей, услуги судебного представителя – около 15’000 рублей, судебная экспертиза – около 20’000 рублей. Итого примерно 43’300 рублей. Коттедж: расходы на независимую оценку 30’000 рублей, судебная пошлина – 300 рублей, услуги судебного представителя – около 15’000 рублей, судебная экспертиза – около 20’000 рублей. Итого примерно 65’300 рублей.

Прежде чем принимать решение о выборе алгоритма действий, владельцу недвижимости следует оценить экономическую целесообразность планируемого шага и понять, сколько же он сможет сэкономить. Пресса уверяет, что подготовив качественные документы, можно в суде или на Комиссии добиться снижения кадастровой стоимости объекта на 40% — весьма впечатляюще. Более того, официальная статистика Росреестра по Московской области подтверждает, что суммарная кадастровая стоимость оспариваемых объектов в 2016 году снизилась на 40%, а в судах даже на 44%.

Почему приходится апеллировать к данным Московской области? Дело в том, что Подмосковный регион является лидером по объемам проводимой работы в данном направлении в силу высокой плотности застройки, широкого диапазона объектов недвижимости как по площади, так и по стоимости, а также в силу наибольшей вовлеченности собственников недвижимости региона в процесс оспаривания кадастровой стоимости. Так вот, 40% — это та же «средняя температура по больнице». Такое большое снижение характерно для объектов большой площади: большие коттеджи, квартиры за 150 кв. метров, огромные земельные участки, ведь чем больше объект, тем больше нюансов надо учитывать при его оценке, и тем больше возможностей снижения кадастровой стоимости. Однако по стандартной квартире ее собственнику вряд ли удастся снизить стоимость более чем на 15%.

Когда известны примерные расходы, также не составит труда рассчитать предполагаемую экономию налогов и выяснить, будет ли экономический эффект от планируемого мероприятия.

Касумов В.Н.

Единственное, что заявителю следует знать, и о чем мало кто говорит, так это то, что даже если Комиссия или суд примут решение о корректировке кадастровой стоимости квартиры, дома или участка в сторону уменьшения, пройдет от 2 до 5 лет (в зависимости от региона), и этот объект снова попадет под общую гребенку очередной кадастровой переоценки. Потому что и решение суда, и решение Комиссии не устанавливают «правильную» кадастровую стоимость имущества навечно, они лишь изменяют несправедливую оценку на конкретную дату и действуют до момента установления новой кадастровой стоимости, установленной на новую конкретную дату. В случае, если собственник будет не согласен с результатами новой кадастровой переоценки, то ему придется вновь отстаивать свои права, в указанном выше порядке понеся соответствующие расходы.

Что можно посоветовать

В данных условиях советы – вещь субъективная, но, тем не менее, есть моменты, которые желательно принимать во внимание.

Во-первых, владельцу следует запросить кадастровые выписки по всем своим объектам. Эти документы можно заказать on-line либо лично в местном отделении многофункционального центра. В выписках отражается текущая кадастровая стоимость объектов и дата ее установления. Кроме того, владелец недвижимости по данным выпискам сможет проверить, есть ли ошибки в определении кадастровой стоимости, и оценить целесообразность дальнейших мероприятий. Кроме того, наличие выписки из государственного кадастра – необходимое условие для оспаривания кадастровой стоимости в дальнейшем.

Во-вторых, желательно завести себе личный кабинет на сайте ФНС, где, помимо налоговых уведомлений и сумм задолженности, можно также увидеть механизм расчета налогов и получить массу другой полезной информации.

В-третьих, всем собственникам следует принять как данность, что по-другому с налогом на недвижимость уже не будет – это новая реальность. Для крупных и/или дорогих объектов недвижимости периодическое и главное своевременное оспаривание установленной кадастровой стоимости имеет смысл. Для владельцев стандартных квартир и, возможно, небольших дач действия по оспариванию их кадастровой стоимости вряд ли принесут ощутимую пользу.

В-четвертых, собственникам нескольких объектов недвижимости, возможно, пришла пора оптимизировать свой имущественный комплекс. Аналитики предрекают обвал рынка, как по квартирам, так и по земельным участкам и коттеджам, поэтому владельцам, которые планировали в ближайшем времени реализовать свою недвижимость, лучше не затягивать. Обвала как такового, скорее всего, не случится, но со стороны продавцов рынок определенно может перенасытится предложениями. На продажу поступят инвестиционные квартиры, не оправдавшие рыночных ожиданий инвесторов, земельные участки, купленные про запас, и коттеджи из серии «строил для большой дружной семьи», которые станут ощутимым бременем для владельцев.

Для тех же, кто только собирается строить свой дом, новый налог на недвижимость – это очень мощный дополнительный стимул более вдумчиво отнестись к площади дома и его планировке. В свете налоговых изменений, старые вопросы звучат по-новому, и гораздо актуальней: нужен ли гараж в доме? для чего мне гостиная 50 метров или сауна с комнатой отдыха и бассейном? А то и того хуже: зачем был нужен 3-й этаж, на который поднимаются раз в год, чтобы стереть пыль?

Поэтому, планируя строительство дома, будущему владельцу следует исходить из того, что в первую очередь он создает объект недвижимости, который, кроме красоты и удобства, будет необременителен в эксплуатации, оптимален в плане налогообложения и который будет востребован рынком в случае необходимости его продажи.

Понятно, что в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всем, поэтому приглашаем всех заинтересованных обсудить насущные вопросы, поделиться советами, а также реальным опытом в комментариях либо в профильных темах на FORUMHOUSE в разделе Налоги на недвижимость:
Налог на дом (здание). Кадастровая стоимость
Налог на землю. Кадастровая стоимость
Как снизить кадастровую стоимость на землю? Практический опыт

опубликовано: 28.10.2019, 16:05 | изменено: 28.10.2019, 16:05

Налоговое уведомление физических лиц — 2019. ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ И КАК ЕГО ИСПОЛНИТЬ?

Обязанность по исчислению для налогоплательщиков-физических лиц суммы налога на доходы физических лиц (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ), транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа по налогам направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (в редакции приказов ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@, от 18.12.2018 № ММВ-7-21/814@)

С 2019 года в форме налогового уведомления указываются реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом отдельный платежный документ (квитанция) не направляется.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как получить налоговое уведомление?

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

С 2019 года перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика». В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» налоговое уведомление размещается в «Личном кабинете налогоплательщика» и не дублируется почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя «Личного кабинета налогоплательщика» уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Налоговое уведомление за налоговый период 2018 года направляется в 2019 году и должно быть исполнено (с уплатой указанных в нём налогов в бюджетную систему)

не позднее 2 декабря 2019 года.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 2019 ГОДА

По транспортному налогу

· на сайте Минпромторга России для применения за налоговый период 2018 года опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 362) налог на автомобили, вошедшие в Перечень, рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3);

· начиная с налогового периода 2018 года транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было ранее (пп. 7 п. 1 ст. 358 НК РФ);

· изменения в налоговых ставках и налоговых льготах также могут произойти на региональном уровне в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подробную информацию можно получить с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22)

По земельному налогу

· с налогового периода 2018 года введен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предшествующим годом, за исключением земельных участков для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой (пп. 15 – 17 ст. 396 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель и (или) площади учитывается со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 кв.м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру), тогда с заявлением о предоставлении налоговых вычетов обращаться не потребуется, налоговый вычет будет применен автоматически (п. 10 ст. 396 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки земель, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

· изменения в налоговых ставках и налоговых льготах также могут произойти на муниципальном уровне в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (подробную информацию можно получить с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).

По налогу на имущество физических лиц

· при расчете налога за налоговый период 2018 года применяtтся коэффициент (пп. 8, 8.1 ст. 408 НК РФ):

· 0.6 (в 2018 году был 0.4)
для 21 региона (включая г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Тульскую, Челябинскую области), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

· 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом
для 49 регионов (включая Москву, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

· коэффициент-дефлятор 1.481 к инвентаризационной стоимости объекта (в 2018 году был 1.425)
в регионах, которые с 2018 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 ст. 403 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные, владельцы хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот (в т.ч. налоговых вычетов). Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты земельного налога), тогда с заявлением о предоставлении налоговых льгот обращаться не потребуется, налоговая льгота будет применена автоматически (п. 6 ст. 407 НК РФ);

· с текущего года налог не начисляется в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства с 1-ого числа месяца гибели или уничтожения такого объекта, независимо от даты регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2.1 ст. 408 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

· изменения в налоговых ставках и налоговых льготах также могут произойти на муниципальном уровне в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (подробную информацию можно получить с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).

ПОЧЕМУ В 2019 ГОДУ ВОЗРОСЛИ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО?

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

По транспортному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;

2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По земельному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;

2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По налогу на имущество физических лиц

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. рост коэффициента к налоговому периоду. Согласно ст. 408 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых в 2019 г. применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, предусмотренной ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, расчет налога проводится с учетом коэффициента: 0,2 – в первый период применения кадастровой стоимости (7 регионов); 0,4 – во второй период применения кадастровой стоимости (14 регионов, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,2); 0,6 – в третий период применения кадастровой стоимости (21 регион, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,4);

2. рост коэффициента-дефлятора. Согласно ст. 404 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных до 1 марта 2013 года. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2017 год – 1,425, на 2018 год – 1,481;

3. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

4. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;

КАК УЗНАТЬ О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ, УКАЗАННЫХ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

— по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

— по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800–222-22-22).

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шаг 1

Проверьте, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучите содержание граф «Размер налоговых льгот» (по всем налогам на имущество) и «Не облагаемая налогом сумма» (по земельному налогу)» в налоговом уведомлении.

Шаг 2
Если в налоговом уведомлении льготы не указаны, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении

— по транспортному налогу

На федеральном уровне освобождение от уплаты налога предусмотрено ст. 361.1 Налогового кодекса РФ для владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон».

На региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации также для других льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

— по земельному налогу

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ.

Дополнительные льготы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

— по налогу на имущество физических лиц

На федеральном уровне льготы предусмотрены для 15-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.). В соответствии со ст. 407 Налогового кодекса РФ льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.

Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида:

1. квартира или комната;

2. жилой дом;

3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

5. гараж или машино-место.

С налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800–222-22-22).

Шаг 3

Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, необходимо подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ НЕКОРРЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» — через «Личный кабинет налогоплательщика»;

2) для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней):

— сформирует уточненное налоговое уведомление и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

— в случае если Вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит Вам уточненное новое налоговое уведомление в установленном порядке;

— направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога (налогов).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ НЕ ПОЛУЧЕНО?

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

Таким образом, налоговые уведомления за налоговый период 2018 года направляются не позднее 1 ноября 2019 г. при наличии установленных ст. 52 Налогового кодекса РФ оснований для их направления. При этом налоговые уведомления не направляются в следующих случаях:

· наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

· если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

· налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).


Веневский районВеневский районБез тегов ​

Изменение налоговых ставок и (или) отмена налоговых льгот

У органов местного самоуправления (таких как городских дум, сельских и поселковых советов) есть право самостоятельно определять ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу — повышать или понижать ставки, вводить новые и отменять старые налоговые льготы.

Актуальную информацию о действующих ставках и льготах в каждом конкретном муниципальном образовании можно получить с помощью сервиса на официальном сайте ФНС.

Изменение кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость может измениться, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки или изменением характеристик объекта.

Актуальную информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра.

Рост коэффициента к налоговому периоду

Согласно ст. 408 НК, в субъектах РФ, в которых применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, расчет налога проводится с учетом коэффициента:

0,2 — в первый период применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы;

0,4 — во второй период;

0,6 — в третий период.

📌 Реклама

Рост коэффициента-дефлятора

В субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2016 год — 1,329, на 2017 год — 1,425

Повышающие коэффициенты к дорогостоящим авто

При расчете налога за легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент, согласно Перечню.

Иные основания

Налог может вырасти в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и в других случаях.

У соседа налог меньше

Может статься, что вашему знакомому, владельцу такой же доли или такого же объекта налога начислен в меньшей сумме. Налоговики поясняют, что Налоговое уведомление формируется индивидуально для каждого налогоплательщика и учитывает совокупность факторов. Поэтому, сравнивая величину налогов, нужно внимательно рассмотреть разницу в расчётах налогов.

Основные причины, из-за которых сумма у собственника такого же объекта может отличаться в меньшую сторону:

— наличие льготы,

— различие в налоговой базе,

— различие в налоговых ставках,

— различие в периоде владения,

— наличие переплаты по налогу.

📌 Реклама

Наличие льготы

У другого собственника может быть применена льгота к этому объекту, из-за этого сумма налога может быть меньше. Также льгота может быть применена не на весь налоговый период.

Различие в налоговой базе

Квартиры с похожим метражом в одном многоквартирном доме могут отличаться по инвентаризационной или кадастровой стоимости из-за конструктивных особенностей. Два соседних земельных участка могут быть оценены с учётом каких-либо особенностей. Два легковых автомобиля одинаковой марки могут иметь разные модификации двигателя.

Различные налоговые базы также могут привести к разным налоговым ставкам, из-за чего сумма налога может быть выше или ниже.

Различие в налоговых ставках

Это самая частая причина разницы в начислениях на один и тот же объект. К примеру, на одну и ту же квартиру могут применяться разные ставки, потому что у одного из собственников ставка определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости, то есть учитывается стоимость другой недвижимости в его собственности.

Разница может возникнуть из-за места нахождения земельных участков или транспортных средств. Так, граничащие друг с другом земельные участки могут находиться на территории разных муниципальных образований и при равной площади налог на них начисляется по-разному.

Различие в налоговых периодах

Налоги начисляются за каждый месяц владения объектом налогообложения. Разница в периодах владения может привести к разнице в начислениях на один и тот же объект.

Наличие переплаты по налогу

Налог, излишне уплаченный в три предыдущих периода учитывается при исчислении налога на новый период. Таким образом, сумма к уплате получается меньше.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх