Конфликтоустойчивость личности

конфликтоустойчивость – специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с др. людьми. Как вид психологической устойчивости К. имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты. Эмоциональный компонент К. отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в трудных ситуациях взаимодействия, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем. Волевой компонент К. понимается как способность личности к мобилизации сил в ситуации взаимодействия, к сознательному управлению своим поведением и психическим состоянием. Волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласие с др., самообладание и самоконтроль. Познавательный компонент – это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и последствия; способность быстро принимать правильные решения; выдвигать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора. Мотивационный компонент – состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместное разрешение противоречия, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки. Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации движений.

Вам нравится быть человеком, который избегает конфликтов на работе? Насколько важны для вас отношения с коллегами? Даже если вы стараетесь избегать открытого противостояния, вы всё равно влияете на обстановку и климат в коллективе наравне с более боевитыми коллегами. Если думаете, что, не раскачивая лодку и не поднимая спорных вопросов, помогаете работе, вы ошибаетесь. Любой команде, особенно начинающему стартапу, требуются конфликты и споры. Такие столкновения позволяют разобраться в трудных ситуациях, услышать разные точки зрения и найти решения проблем. В выяснении отношений, конечно, нет ничего приятного, но ведь не зря говорят, что «в споре рождается истина». Если конфликт — не ваша стихия, то мы поможем вам выйти из этой ситуации с достоинством.

Многие люди ненавидят стычки с коллегами. Они уверены, что несогласие с общим мнением может обидеть кого-нибудь и разрушить рабочие отношения в коллективе. Они боятся, что их идея может кому-то не понравиться, и их место займёт кто-то менее конфликтный.

Сидя молча в сторонке, вы, конечно, остаётесь всеми любимым тихоней, который со всем согласен и не мешает никому жить. Но вы делаете это за счёт собственного роста, ведь ваша идея могла бы очень помочь компании, пускай она и пойдёт вразрез с общей линией. Вы делаете это за счёт принятия неправильного решения, которое может очень неприятно отразиться на фирмы, и вы об этом знаете. Вы не приносите ничего хорошего ни себе, ни компании, в которой работаете. Не велика ли цена только за то, чтобы быть милым для всех?

Быть милым не значит молчать и ничего не делать. Можно быть неконфликтным и при этом выражать свое мнение, обсуждать неудобные вопросы и помогать своей компании двигаться вперед. Весь секрет в том, как вы подаете своё мнение и под каким соусом.

Чтобы немного изменить свое мышление, просто подумайте не о том, как часто вы со всем соглашаетесь, а о том, как часто привносите в рабочие моменты что-то своё. Если только соглашаетесь со всем, то вы просто руки, которые делают всю необходимую работу, но развития не получают никакого. Начните предлагать свои идеи, тогда вы станете мозгом, который не просто выполняет механическую работу, но ещё и растет и развивается. А чтобы понять, как же подать своё мнение, чтобы не разразилась буря, просто придерживайтесь следующих советов.

Используйте «И» или «А» вместо «НО»

Старайтесь использовать больше «И» или «А» в своих рассуждения, ведь чтобы вы оказались правы, не обязательно, чтобы кто-то был не прав. Если вы слышите от коллеги что-то, с чем не согласны, то не доказывайте ему, что он дурак, а просто выскажите свое мнение как противовес. «Вы думаете, что ночь в клубе — это лучшая идея для корпоратива, а я думаю, что вылазка на природу всем отделом будет более полезной и интересной. Как вы считаете?» Да, вашим коллегам придется подумать, но так вы не превратите аргументированный спор в свару.

Представляйте возможные ситуации

Когда вы не согласны с оппонентом, не стоит начинать словесную перепалку. Просто попросите представить гипотетическую ситуацию, при которой выбирается ваш сценарий или оппонента, и подумайте вместе , во что это выльется. «Вы говорите, что мы должны предложить людям такую возможность. А теперь давайте представим, как в итоге будет выглядеть наша кампания». В такие моменты выключаются защитные рефлексы и включается логика. Не у всех, конечно, но у разумных людей точно. А итог какой? Вы предложили своё решение проблемы и избежали драки.

Спросите о последствиях

Прямые открытые вопросы будут крайне полезны при обсуждении рабочих вопросов. Если выработано решение, которое изменит стратегию компании, то попросите ваших коллег подумать, какие последствия это изменение принесёт. «Наш сервис интересен широкой публике. А давайте переведём его в представительский сегмент и будем грести деньги лопатой». Спросите своих коллег, какой будет реакция на их действия. Думаю, ответ очевиден: «Многие откажутся пользоваться нашим сервисом и уйдут к конкурентам. А надо ли нам это?». Так вы покажете, что не против общей линии, но в ней есть недостатки. То есть выскажете своё мнение и не начнете затяжной конфликт.

Разберитесь в причинах

Многие конфликты возникают из-за того, что люди видят одну и ту же ситуацию по-разному. Если вы не согласны с выбранным путем развития, вместо того, чтобы скандалить и ругаться, лучше попробуйте понять, что стоит за этим решением. Возможно, вы неправильно поняли задумку руководства. «Почему нам урезали премию? Начальник прибрал к рукам наши деньги». На самое деле, средства просто вложены в развитие бизнеса. И, скорее всего, начальник вложил своих денег больше, чем вы. Выяснив причину, вы яснее увидите всю ситуацию.

Попросите вам помочь

Другая тактика для «неконфликтных конфликтов» — открытое выражение своего непонимания. Если кто-то предлагает что-то невероятное, просто спросите: «Я немного не понял. Как это вяжется с…?». Если идея вашего коллеги не так уж и хороша, то простая серия вопросов поможет проверить её на прочность. Возможно, ещё раз обдумав свою мысль, он сменит позицию. Еще, как вариант, вы можете попробовать 5 почему.

Конфликт — столкновение различных точек зрения. Когда это столкновение приводит к агрессии и эскалации, то ничего хорошего из этого не выходит. Если конфликт — не ваша стихия, то попробуйте одну из вышеописанных тактик. Если спор — ваша стезя, то вам эта статья и не нужна. Данные советы подойдут как для рабочего, так и для домашнего использования. Будьте логичны, разумны и последовательны, тогда любой спор будет за вами.

А часто ли вы становитесь участниками конфликтов?

Принято считать, что конфликты – это что-то не нормальное, плохое, неприятное. В то время как избежать ситуации конфликта в повседневной жизни и в отношениях с другими людьми невозможно. Каждому из нас необходимо организовывать пространство внутри и вокруг себя комфортное для нас. Это неизбежно требует от нас способности отстаивать свои интересы, договариваться с другими о более комфортных условиях для себя, отказывать, а главное способности понимать свои чувства и потребности, а также чувства и потребности других.

Поэтому важно уметь распознавать конфликты и быть чувствительными к своему эмоциональному дискомфорту, а также владеть инструментами разрешать эти конфликты.

Представьте, что в автобусе вам наступили на ногу. Вы испытываете дискомфорт. Это больно, неприятно. Это конфликт. Он случился. Дальше каждый из нас, в разной степени осознанности отвечает себе на вопрос: «Как мне обойтись с этим дискомфортом, как поступить с этим конфликтом?». Это – реакция на конфликт. Вы можете позволить человеку ехать и дальше на вашей ноге, опасаясь, его реакции, пугаясь, что он расстроится, обидится или разозлится на ваше сообщение о вашем дискомфорте и просьбе сойти с вашей ноги.

В этом случае вы выбираете сдержать свои чувства, и пожертвовать свои интересы в пользу чьих-то других. И если это станет вашей основной стратегией, вы рискуете постоянно ходить с отдавленными ногами. Это реакции излишней сдержанности, учтивости.

Или наоборот, можно наброситься, накричать на человеку, возможно, совершенно нечаянно наступившему вам на ногу. Тогда с вашими ногами будет все в порядке, однако люди вокруг вас могут начать пугаться такой вашей открытости.

Приведенные выше примеры отражают скорее крайности в выборе реакции, такие как сверх открытое выражение агрессии или сверх сдержанное.

Можно выбрать середину и сообщить человеку о том, что он наступил вам на ногу, вам это неприятно и вам хотелось бы чтобы он с нее сошел. Таким образом, пытаясь соблюсти баланс прямоты и сдержанности, а также баланс между учетом своих интересов, чувств и потребностей с чувствами и потребностями другого.

По аналогии с этим примером, в процессе взаимодействия с окружающими людьми, мы то и дело «наступаем друг другу на ноги» и намеренно или случайно причиняем друг другу эмоциональный дискомфорт. И этого невозможно избежать, это часть жизни и часть отношений с другими людьми.

Чаще всего разрешение конфликта ассоциируется у нас с необходимостью поссориться, желанием выяснить правоту, найти виноватого и.т.п. Отчасти именно от этого, мы стараемся их избегать и игнорировать. А что если посмотреть на конфликты как на попытки договориться, или как на возможность сделать свои отношения лучше, условия работы комфортнее?

Ведь что такое конфликт-это противоречие между ожидаемым и действительным. «Я хочу вот так, а он по-другому» «Я хочу прямо сейчас — а прямо сейчас это невозможно».

С чего начать? Начать я думаю нужно с того, чтобы уметь или научиться распознавать свой эмоциональный дискомфорт в той или иной ситуации. Чувствительность к физиологическому дискомфорту очень важна для нас, ведь если мы не обладаем болевой чувствительностью, мы не сможем заметить как раз за разом нам отдавливают ноги. Только придя домой, мы будем удивляться откуда у нас синяки. Мы должны быть чувствительны к некоторым сигналам нашего тела о дискомфорте. Например, ощущение когда «сосет под ложечкой» сигнализирует нам о том, что нужно пойти поесть. Боль в какой-то части тела может сигнализировать о сбое в работе каких-то органов и систем.

Чувствительность к эмоциональному дискомфорту также важна. ЭД может говорить нам о том, что наши эмоциональные потребности не удовлетворены, что что-то вокруг нас не так как нам хотелось бы.

Проще говоря, нам важно уметь замечать когда кто –то «наступил нам на ногу» или «толкнул локтем». Потому что если вы этого не чувствуете, вы не сможете это изменить.

Итак, если вы понимаете, что слова другого человека вызывают у вас обиду, раздражение, злость, или бесконечные просьбы вашего начальника остаться дольше обычного или взять на себя обязательства другого сотрудника истощают и изматывают вас, это конфликт для вас и вам придется выбрать, что с этим делать.

В методе позитивной психотерапии, есть понятие «ключевого конфликта». Это собственно и есть то решение, которое вы принимаете в ситуации конфликта, выбор между двумя способами управиться с эмоциональным напряжением внутри вас, сдержать его или открыто сказать о своих чувствах. Если вы используете открытость, и открыто заявите о своих чувствах (мне не приятно) и желаниях (сойдите пожалуйста с моей ноги), тогда вы получаете возможность разрешить такой конфликт. Например «Я понимаю ваше просьбу, но я не выйду на работу в субботу, потому что это мой выходной день и я собираюсь провести его с семьей», «мне обидно когда…… или я злюсь если…. Или я хочу попросить тебя так не поступать со мной….

Конечно это не означает что сдержанность ненужная способность. Бывают ситуации, когда нам необходимо сдерживать свои чувства. Однако если в ответ на частые микротравматические события сдерживать свою агрессию слишком часто, «контейнер» переполнится и тогда обычно это выглядит как срыв, взрыв. Излишнее подавление своих эмоций и желаний может привести к ощущению неудовлетворенности своей жизнью, работой или отношениями. Рано или поздно свободное место в емкости, куда вы складываете свою неудовлетворенность, раздражение, обиды, злость и.т.п закончится и скорее всего вы вывалите все накопившееся на человека разом и вместо конструктивного диалога и возможности договориться получите скандал, в которых чаще всего сложно услышать друг друга. Кроме того, часть вашего неудовлетворения и напряжения может достаться человеку совсем не по адресу. Просто потому что в какой-то конкретный момент его слова стали последней каплей вашего терпения.

Открыто сообщая человеку о том, что вам не нравится вы даете ему возможность услышать вас и изменить свое поведение. Ведь иногда люди наступают на ноги нечаянно, и могут не замечать что они своими действиями доставляют кому-то дискомфорт.

Конфликтоустойчивость — это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам /11/.

Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:

  • — психофизиологических — проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;
  • — когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;
  • — мотивационных — проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения;
  • — социально-психологических — отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты /12./

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень характер возбудимости психики и ее влияние на /спешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента /13./

Он включает:

  • -умение определить начало предконфликтной ситуации;
  • -анализ причин возникновения конфликта;
  • -умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения;
  • -умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
  • -способность быстро принимать правильные решения;
  • -способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы;
  • -способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта/14/.

Всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотре­ние его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1 этап — предконфликтная ситуация (латентный период);

2 этап — открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта.

3 этап — послеконфликтный период.

1 этап: ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ (латентный период)

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и глав­ные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конф­ликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно пре­тендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

Противоречия и факты, приводящие к проти­воборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скры­ты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это пери­од накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его на­зывают латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем на­зывать предконфликтной ситуацией.

В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действи­тельности различий и даже противоречий интересов.

ПРИМЕР: Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет, и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают заработную плату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются и работники надеются, что не сегодня завтра заработная плата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабочие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного общественного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут заработную плату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешать и проблемную ситуацию с введением новой техники. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет решена проблема, кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другую работу и т.д.

При этом следует иметь в виду, что само осоз­нание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные при­чины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

Дей­ствительно, если, например, девиантное (отличающееся от установленных) поведение нового работни­ка в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива. И они могут определенное время на­деяться, что поведение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но если на самом деле это девиантное пове­дение вызвано эгоистическими интересами человека, не совмести­мыми с интересами других членов организации, то рано или поздно предконфликтная ситуация перерастает в конфликт.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь дво­якого рода последствия.

1) Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происхо­дит, когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается.

2) Оно может способствовать форсированию на­ступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается. Так, «слепая любовь» не замечает недостатков в предмете своей любви, а «слепая ревность», напротив, драматизирует самые незначительные недостатки.

Важно также отметить, что различные оппоненты потенциаль­ного конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации противника потенциального кон­фликта в оценке опасности предконфликтной ситуации могут быть также двойственными. Они могут быть направлены либо на сдер­живание будущего противоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В пер­вом случае опасность противоречий предконфликтной ситуации со­знательно преуменьшается, во втором — преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка предконфликтной ситуа­ции используется одной из сторон в своих интересах.

Так, накануне Второй мировой войны гитлеровская Германия использовала все средства для того, чтобы дезинформировать Со­ветский Союз о своих планах и создать в нашем обществе обстанов­ку благодушия и беспечности. Напротив, накануне войны 1999 г. в Югославии в странах НАТО, развязавших ее вопреки Уставу ООН и международному праву, стали появляться сообщения, во много раз преувеличивающие количество жертв «геноцида этнических чи­сток» со стороны сербов по отношению к албанскому населению Косово- Общественное мнение Запада интенсивно обрабатывалось в плане преувеличения опасности столкновения сербов и албанцев для того, чтобы появилась возможность начать «легитимные» полномас­штабные военные действия против Югославии. И это способствовало развязыванию рук генералам НАТО для начала массированных бомбардировок этой страны.

Таким образом,адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оп­тимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Правильное осмысление противоречий на этой стадии позво­ляет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта.

Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие дей­ствия со стороны его участников:

1) переговоры и договоренности относи­тельно степени опасности предконфликтной ситуации и возможно­сти возникновения конфликта в будущем;

2) сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;

3) выяснение степени вероятности и возможности бесконфликт­ного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4) разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имею­щихся проблем, не доводя дела до конфликта.

Открытый конфликт.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт.

Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Конфликтное поведение представляет собой выра­женные вовне действия сторон, которые направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собствен­ных целей.

Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному вза­имодействию, стороны которого превращаются с этих пор в откры­тых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начи­нает открыто защищать свои собственные интересы. Становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утвержде­ние собственных интересов. При этом на объективные противоре­чия в группах часто накладываются межличностные трения и разли­чия, усугубляющие ситуацию.

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие.

В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом». На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью на­пряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

1) инцидент

2) эскалация

3) завершение конфликта

ИНЦИДЕНТ (начало конфликта)

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся).

Инцидент — первое открытое столкновение сторон, в результате нарушения договоренностей (правил, норм и т.д.) и обнажения своей позиции одной из сторон. Инцидент выявляет мотив действия, его намерение, которое нарушает права/ожидания другой стороны и провоцирует на ответное действие.

Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противо­борство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, убийство 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его супруги было использовано Австро-Венгерской империей как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий

о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не из­вестны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

И здесь, в зависимости от тактики второй стороны (противодействие/уклонение/ сотрудничество/ компромисс/приспособление) – будет зависеть исход конфликта.

В случае, когда оппонент заинтересован в объекте конфликта – он выбирает тактику противодействия (ответного действия, противоборства), и тогда конфликт будет накаляться, и перейдет на стадию эскалации.

| следующая лекция ==>
ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ, УХОД) | Потеря первоначального предмета разногласий.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 8179;

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх