Легализация преступных доходов

О.Н. КОРЧАГИН,

аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС при Президенте РФ

Для отмывания преступных доходов используются различные способы и методы, в том числе основанные на самых современных технологиях, которые обеспечивают высокую скорость перемещения практически любых сумм денежных средств. При выборе схемы отмывания денег в каждом конкретном случае преступники исходят прежде всего из необходимости обеспечить тайну преступного происхождения денежных средств или иного имущества и сохранить контроль над ними на всех этапах этого процесса.

Легализация доходов, полученных незаконным путем, осуществляется в несколько стадий. До настоящего времени ни отечественные, ни зарубежные исследователи в этой области не пришли к согласию относительно количества этих стадий и это лишний раз свидетельствует о модернизациях, предпринимаемых преступниками.

Рассмотрим одну из самых простых моделей, известных на сегодняшний день, коей является двухфазовая модель. Этой модели характерны два этапа отмывания преступных доходов. Первый этап представляет собой отмывание денег, полученных непосредственно в результате совершения преступления путем обмена этих денежных средств на купюры иного достоинства или другой валюты.

Второй этап заключается в совершении операций, в результате которых предварительно «отмытым» деньгам придается статус полученных законными путями и они вводятся в легальный финансовый оборот.

Более подробно считаем необходимым разобрать самую известную трехфазовую модель, которая является менее быстрой в реализации отмывания, но более качественной по «чистоте» легализации. Она предполагает выделение в процессе отмывания преступных денег следующих фаз: размещение, расслоение (запутывание следов), интеграция.

Размещение — первая стадия «отмывания» доходов, полученных из нелегальных источников, предполагает введение «грязных» денег в легальную финансовую систему через какое-либо финансовое учреждение, территориально удаленное от места извлечения преступных доходов, например, путем депонирования денежной наличности на банковский счет или приобретения ликвидных ценных бумаг. Так же может осуществляться физический перевод денежных средств посредством скрытого вывоза наличных денег курьерами (контрабанды). Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида.

«Грязные» деньги нередко смешиваются с легальными доходами, полученными в результате обычной экономической деятельности, и декларируются как «чистые» деньги. Данный метод легализации незаконных средств характерен также и на стадии запутывания следов. Кроме того, в страны, где обязателен контроль валюты, денежные курьеры въезжают с чемоданами, набитыми наличными купюрами. На таможне они декларируют ввоз в страну, например, двух миллионов наличных долларов, но в чемодане имеют только один миллион. Как правило, служащие таможни верят тому, что указывают въезжающие. После этого курьер может совершенно законно выехать из страны с двумя миллионами долларов — таким образом, один миллион получается «отмытыми».

В качестве одного из приемов легализации преступных доходов криминальные организации могут использовать установление контроля над деятельностью персонала финансового учреждения или над финансовым учреждением и это значительно упрощает размещение незаконных денег.

Эксперты в этой области считают, что этап размещения наличности является самым слабым звеном в процессе легализации. Незаконно полученные средства легче всего могут быть выявлены именно на этом этапе.

Запутывание следов (расслоение) — вторая стадия легализации доходов, приобретенных преступным путем, направлена на маскировку проверяемого следа происхождения «грязных» денег в преддверии возможного расследования. В результате маскируется связь между денежными средствами и преступным источником их происхождения.

Наиболее распространенным способом осуществления второй стадии является перевод денег, маскируемый притворными сделками из одной фирмы в другую и дальше, что позволяет достаточно эффективно скрывать истинный источник происхождения преступных средств. Необходимо отметить, что индустрия азартных игр активно использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино предлагает полный спектр таких финансовых операций как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег, тем самым создается реальная угроза в легализации преступных доходов.

На этой стадии преступниками активно используются так называемые оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие необходимые основания и условия для проведения подобных операций. Международные эксперты справедливо сравнивают оффшорные юрисдикции, предлагающие секретность банковских операций, совершенно не прозрачные корпоративные законы и экономическое гражданство с финансовой черной дырой. При этом оффшорные зоны используются не только для отмывания преступных доходов, но и для их хранения. По имеющимся оценкам, постоянно циркулирующие на планете 600-700 миллиардов «грязных» долларов составляют лишь около 10% того богатства, которое сегодня прячется в оффшорах.

Интеграция — третья стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимой законности преступно нажитому состоянию путем приобретения объектов недвижимости, ценных бумаг, произведений искусства, предметов роскоши и этот перечень не ограничен.

Возможными способами легализации преступных доходов на данном этапе могут являться сделки с занижением цены и сделки с завышением цены. Рассмотрим указанные способы подробнее. Например, по заниженной цене приобретается квартира, либо какая то другая недвижимость, в отчетных документах указывается именно эта стоимость, а разница между этой ценой и реальной стоимостью доплачивается «грязными» деньгами, после этого происходит имитация ремонтных работ и эта недвижимость перепродается по высокой цене, в результате преступные доходы легализуются в виде денежных средств от выгодной продажи этой недвижимости.

Сделки с завышением цены заключаются в искусственном завышении реальной стоимости имущества, являющегося предметом сделки. Использование подобного способа распространено, как правило, в операциях с произведениями искусства, антиквариатом, на аукционах. При этом торговля антиквариатом является одним из лучших способов, позволяющих пропустить «грязные» деньги через такой бизнес, где наличная валюта является легальным и традиционным способом расчета.

На этой стадии незаконный капитал после широкомасштабной операции по укрыванию его природы возвращается обратно в экономический цикл, создавая впечатление о его легальном происхождении в результате законной деловой активности. Преступники получают возможность свободно использовать «отмытые» деньги. Таким образом, происходит окончательное прокручивание денег, которые обретают «легальный» источник происхождения и инвестируются в легальную экономику. Фактически по завершении операций на этой стадии заканчивается процесс легализации.

Некоторые эксперты используют четырехфазовую модель для для описания структуры процесса отмывания преступных денег. От трехфазовой четырехфазовая отличается присутствием этапа, на котором происходит освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредники должны иметь собственные счета в банках. Причем, предпочтение отдается тем посредникам, которые имеют выходы на международные банки.

В заключение проведенного анализа, отмечаем, что ни один из перечисленных нами методов объективно в чистом виде преступниками не используется. Очень часто в ходе легализации преступных доходов возможные способы могут сменять друг друга и использоваться параллельно. В результате создается многосложная, запутанная цепочка из физических лиц, организаций и служащих, единой целью которых является сокрытие истинных прав на имущество, запутывание следов преступления, в результате которого возникла необходимость легализации преступных доходов.

Считаем, что более квалифицированной борьбе с этим негативным явлением может способствовать усиление комплекса мер, предпринимаемых Российской Федерацией совместно с международным сообществом в этой области, что и входит в предмет дальнейшего исследования.

Национальный банк Бельгии—центральный банк Бельгии. Банк основан 5 мая 1850 года как корпорация. Национальный банк Бельгии является членомЕвропейской системы центральных банков.

Основные задачи, решаемые Национальным банком Бельгии:

  • денежно-кредитная политика в стране
  • выпуск банкнот евро и размещении их в обращение
  • сбор, анализ и распространение экономической и финансовой информации
  • поддержание стабильности финансового сектора Бельгии
  • банк представляет интересы Бельгии в международных экономических институтах
  • предоставление банковских услуг государству, физическим и юридическим лиц

50 % минус одна акция Национального банка Бельгии свободно торгуются на Euronext Brussels, другие 50 % плюс одна акция принадлежат Правительству Бельгии.

Расположение

Брюссель

Дата упразднения

5 мая 1850 года

Президент
(председатель)

Luc Coene

Валюта

Евро

Резервы

4,312 млрд евро

Базовая учётная
ставка

1,00 %

Базовая депозитная
ставка

0,25 %

Веб-сайт

Dexia — бельгийско-французский финансовый институт. Dexia — одна из крупнейших финансовых групп мира, имеющая представительства в 37 странах. Рыночная капитализация Группы на 31 декабря 2007 составила 20,3 миллиарда евро

Группа Dexia была образована в 1996 году в результате слияния двух европейских банков: Credit Communal de Belgique, основанного в 1860, и Credit Local de France, основанного в 1987 году.

В IV квартале 2011 года Dexia столкнулась с серьёзными убытками вследствие своих операций в Греции и объявила о распродаже своих активов. В июне 2012 года было объявлено о том, что Dexia договорилась соСбербанком России о продаже последнему своего турецкого бизнеса, банкаDenizbank (англ.)русск.. Предполагается, что Dexia уступит 100-процентный контроль в Denizbank за $3,47 млрд (1,38 собственного капитала банка

Dexia

Листинг на бирже

Euronext: DEXB, LuxSE: DXB

Год основания

Расположение

Брюссель, Бельгия

Ключевые фигуры

Пьер Мариани (главный исполнительный управляющий)

Активы

€651 млрд (2008)

Число сотрудников

36 500 (2008)

Сайт

предоставляет банковские и страховые услуги преимущественно в странах Европейского региона. Клиентами компаний Группы являются в основном частные лица и компании малого и среднего бизнеса. Группа также хорошо представлена в секторе корпоративного обслуживания и на рынках капитала.

KBC занимает сильные позиции на рынках Бельгии, Центральной и Восточной Европы, а также имеет широкую сеть обслуживания в рамках Европейской концепции «Private Banker». Группа выборочно представлена в ряде других стран и регионов по всему миру

Листинг на бирже

LuxSE: KBC , Euronext: KBC

Деятельность

финансы, страховые услуги

Год основания

1998 год

Расположение

Бельгия: Брюссель

Ключевые фигуры

Жан Уигебер (председатель совета директоров)
Жан Ваневель (CEO)
Люк Филип (CFO)

Активы

€ 355,3 млрд (2008 год)

Чистая прибыль

▼€ 2,484 млрд (2008 год)

Число сотрудников

59280 человек (2008 год)

Сайт

Antwerp Diamond Bank (ADB) ( Banque диамантер Anversoise и Antwerpse Диамантбанк ) представляет собой небольшой, 75-летняя банк, который специализируется исключительно на обслуживании алмазов и сектор ювелирных изделий с бриллиантами. Он является вторым по величине алмаз банк в мире, после того, как ABN AMRO «с Международной алмазной и ювелирной группы. В дополнение к штаб-квартирой в Антверпене , он имеет отделений, охватывающих все основные традиционные, так и новые алмаз центров, таких как Антверпен , Дубай , Женева , Гонконг , Мумбаи и Нью-Йорке . Сегодня группа АБР работает около 180 человек во всем мире, из которых 125 работ в головном офисе в Антверпене.

Antwerp, Belgium

Банковская и кредитно-финансовая система Бельгии

Бельгия считается одним из основных банковских и финансовых центров Евросоюза1. Начиная с 1999 г. Бельгия и еще 10 государств – членов ЕС начали переход на третий этап строительства Экономического и валютного союза (ЭВС) в рамках ЕС, предполагающего не только тесную координацию и, до определенной степени, гармонизацию бюджетных и экономических политик государств-членов, но и введение единой денежной единицы – евро, а также определение и осуществление единой денежной политики таких государств-членов. На этом этапе государства передают органам Евросоюза свою компетенцию в одних из самых чувствительных вопросах – в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и в вопросах осуществления денежной политики. Такая передача национальной компетенции и, вызванное этим ограничение национального суверенитета государств-членов в таких областях, приводит к принципиальному изменению роли и полномочий ЕС. Кроме того, процесс такой передачи национальной компетенции государств-членов приводит к тому, что они de facto лишаются своей компетенции по осуществлению денежной и эмиссионной политик, которая закреплена в конституциях практически всех государств-членов ЕС.

Для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте Европейской системы центральных банков, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках этой системы. Это дало возможность говорить о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков. Новый закон о своем центральном банке Бельгия приняла в марте 1999 года.

Денежной единицей Бельгии с 1 января 2002 г. является евро.

Бельгийская банковская система отличается высоким уровнем концентрации капитала. Слияние банков, начавшееся в 60-х гг., лишь усилило этот процесс. Государство владеет 50% акций Национального банка Бельгии, который выполняет функции центрального банка страны. Бельгия располагает 128 банками, из которых 107 – иностранных.

Старейшим и крупнейшим коммерческим банком, а также крупнейшей холдинговой компанией в стране является «Сосьете женераль де Бельжик» (Société Générale de Belgique). Существуют также специализированные финансовые учреждения – сберегательные банки и фонды сельскохозяйственного кредита.

В общих чертах ситуация с банками в Бельгии довольно здоровая. Общий объем вкладов банковских клиентов Бельгии достиг к 30 сентября 2002 г. 282 млрд. евро. Таким образом, зафиксировано небольшое увеличение объемов вкладов на 3% к уровню на 30 сентября 2001 года. Но общая тенденция свидетельствует о сокращении долгосрочных вкладов в пользу обычных вкладов, которыми удобнее пользоваться.

Специфика банков и административно-финансовых учреждений Брюсселя связана с его многовековым статусом столичного города. Будучи административным центром бельгийской провинции Брабант в составе Нидерландского королевства, Брюссель на протяжении многих веков являлся финансовой столицей не только Бельгии, но и значительной части Европы.

28 марта 2003 года образована Бельгийская финансовая федерация Febelfin (FEBELFIN – Fédération Financière Belge, www.febelfin.be) –, состоящая из шести профессиональных ассоциаций финансового сектора Бельгии:

— Ассоциация бельгийских банков ABB (Association belge des Banques),

— Профессиональный кредитный союз UPC (Union Professionnelle du Crédit);

— Бельгийская ассоциация организаций коллективных вкладов ABOPC (Association Belge des Organismes de Placement Collectif);

— Бельгийская ассоциация членов бирж ABMB (Association Belge des Membres de la Bourse);

— Бельгийская ассоциация управляющих капиталами и советников по размещению финансовых средств ABGC (Association Belge des Gestionnaires de Fortune et Conseillers en Placement);

— Бельгийская ассоциация лизинга ABL (Association Belge de Leasing).

Банковская система Бельгии

Центральный европейский банк
(ECB -Banque centrale européenne, www.ecb.int)

Национальный банк Бельгии (BNB — Banque Nationale de Belgique, http://www.bnb.be)

Комиссия по банковским и финансовым вопросам2

(CBF — Commission bancaire & financière: www.cbf.be)

Закон от 22 марта 1993 г. – статус и контроль над банками

  • Министерство финансов Бельгии (www.minfin.fgov.be)
  • Фонды государственных займов (Fonds des Rentes www.fondsdesrentes.be)
  • Федеральная государственная служба экономики, малых и средних предприятий, средних классов и энергетики (www.mineco.fgov.be)
  • Фонды защиты вкладов и финансовых инструментов (FIF – Fonds de protection des dépôts et des instruments financiers)
  • Комитет по обработке финансовой информации – отмывание капиталов (CTIF — Cellule de Traitement des Informations financières — Blanchiment)
  • Офис контроля за страхованием (OCA -Office de Contrôle des Assurances, http://www.cdv-oca.be)

Кредитные учреждения 3

(Etablissements de crédit),

в т. ч. 109 банков (по состоянию на июнь 2002 г.), входящих и представляемых Бельгийской ассоциацией банков (ABB – Association belge des Banques), являющейся членом FEBELFIN 4

Banques).

Все кредитные учреждения, намеревающиеся осуществлять банковскую деятельность в Бельгии, обязаны зарегистрироваться в Комиссии по банковским и финансовым вопросам Бельгии. Комиссия ежегодно публикует список зарегистрированных банков, с которым можно ознакомиться в Интернете: http://www.cbf.be/ph/phb/fr_hb00.htm.

Список признанных кредитных учреждений подразделяется на кредитные учреждения бельгийского права и филиалы кредитных учреждений в Бельгии, зарегистрированные по праву государств – не членов Европейского союза.

Список кредитных учреждений бельгийского права включает (ст. 13 Закона от 22.03.1993):

— банки;

— сберегательные банки или сберегательные кассы;

— общественные кредитные учреждения;

— банки ценных бумаг;

— коммунальные сберегательные кассы.

Банковский сектор Бельгии в цифрах:

— 524 миллиарда евро кредитов

— 392 миллиарда евро – депозитные вклады клиентов

— 900 миллионов евро — налоги обществ

— 1,5 миллиард евро — взносы ONSS

Пять крупнейших банковских групп Бельгии

По состоянию на 2003 г. в Бельгии функционирует 111 банков, из которых лишь 65 являются бельгийскими. Из представленных на рынке Бельгии 46 иностранных банков 36 зарегистрированы в странах ЕС, а 10 – в третьих странах. Кроме того, в Бельгии расположены филиалы 25 иностранных банков.

Система правовых норм, используемых в Бельгии для регулирования финансового рынка

В Бельгии действует развитая система законодательства, регулирующего финансовый рынок в целом, отдельные его институты и инструменты, а также определяющего правовое положение операндов на этом рынке.

Основными органами, участвующими в нормотворческой деятельности по регулированию этого сектора экономики, являются Парламент Бельгии (принимает законы), Правительство (готовит и обеспечивает принятие королевских постановлений), Комиссия по банковским и финансовым вопросам (Commission bancaire et financière) — принимает постановления по конкретным вопросам в данной области деятельности, отнесенным к ее компетенции.

Целый ряд созданных и действующих в Бельгии ассоциаций и союзов, которые объединяют банки, биржевых маклеров и других оперантов, действующих на финансовом рынке, непосредственно в нормотворческой деятельности не участвуют, однако принимают правила поведения для своих членов.

Златкин Алексей
Автор статьи
Юрист сайта Правовед.RU

Как известно «отмывание» денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинство об этом знают больше понаслышке и из криминальных детективов. А толком, что это из себя представляет и какую ответственность влечет, мало кто понимает.

Понятие, история правоприменения

В упрощенном виде, отмывание денег, полученных преступным путем, — это процедура придания вида законности источнику нелегальных денежных средств, полученных от преступной деятельности. То есть от теневого преступного бизнеса, такого как наркотрафик или торговля оружием. Коррупционные схемы получения взяток тоже требуют последующей легализации таких преступных доходов.

Из этого перечня не исключены и иные виды преступных доходов. В истории России практика отмывания преступных доходов является совершенно новым видом правоотношений, правоприменение в сфере которых только формируется, что связано прежде всего со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором легальный оборот крупных денежных средств в частном секторе был вообще невозможен. Хотя криминальный бизнес все же существовал.

И когда брали подпольных советских миллионеров, громкие дела которых стали яркими моментами в истории советской криминалистики, то у них обнаруживались крупные денежные средства запрятанные самым тривиальным способом в домашнюю мебель и утварь или еще где. Вспомните знаменитый советский фильм «Прохиндиада или бег на месте» про такого же субъекта, который среди ночи заказывал такси на кладбище, чтобы отрыть запрятанные капиталы, поддавшись на развод других жуликов.

Сейчас же уже нет никакой необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Пришедшие времена рыночной экономики позволили владеть крупными капиталами на законной основе, при условии законности их получения. И вот тут то и встает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и по ним банк дает отчет по требованию фискальных органов.

Именно легализация преступных доходов в России и является самой сутью этой криминальной операции, которая стала сейчас просто видом криминальной индустрии. Гораздо больший опыт с которой имеют иные страны с длительной историей развития бизнеса, такие как США, в которой в 80-х годах и возник этот термин.

Формулировку понятию «отмывание денег» дала президентская комиссия США по борьбе с организованной преступностью, определив ее как «отмывание преступных доходов» — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов. Затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение.

Как видно из источника происхождения данного понятия, оно возникло как следствие преступности организованной, то есть целого криминального бизнеса, который требовал себе соответствующую особую финансовую систему обращения денежных средств для возможности свободного распоряжения ими. Организованная преступность в этой сфере достигла такого масштаба, что вышла на международный уровень, потребовав международного правового регулирования мер борьбы с ней. Это привело к тому, что в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была предусмотрена отдельная статья о легализации доходов от преступной деятельности.

В статье 3 документа под легализацией понималось:

  • конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  • участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью легализации преступных доходов или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

В дальнейшем была принята Конвенция Совета Европы №141 от 8 ноября 1990г., которая расширила отмывание «грязных» денег, рассматривая ее не только как доходы от наркотрафика, но и иных видов преступной деятельности. Статьей 6 этой конвенции были даны наиболее широкие примеры действий при легализации преступных доходов:

  • преступления — любые, предусмотренные уголовным законодательством;
  • преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
  • правонарушения;
  • преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

В дальнейшем Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег в Страсбурге дала расширенное определение отмыванию денег, которое звучит так: «отмывание денежных средств и иного имущества — это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, различных правонарушений, либо помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином воспроизведенном виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.

Юридическая квалификация и борьба с отмыванием в России

За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность статьями 174, 174.1 УК РФ, где дано четкое определение понятия состава преступления: «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

И то же самое, если это делается самим лицом, получившим преступные доходы. За отмывание денег, в зависимости от их размера и способа легализации, предусмотрены различные виды наказаний. Но видно, что самую большую общественную опасность имеют действия лиц, совершенные организованной группой или в особо крупном размере. То есть, когда такое отмывание превращается в самостоятельный преступный бизнес.

Превращение такого рода махинаций с «грязными» деньгами для их легализации привело к принятию отдельного закона для борьбы с ними. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ ввел определенные формы контроля за оборотом финансовых средств, позволяющие выявлять легализацию преступных доходов и иных активов сомнительного происхождения.

В качестве мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов, Законом предусмотрено:

  • организация и осуществление внутреннего контроля;
  • обязательный контроль;
  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
  • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Для отмывания денежных средств изобретены различные «хитроумные» схемы и способы. Эксперты ООН к моделям таких операция относят трехфазовые и четырехфазовые. Трехфазовая состоит из первоначального размещения «грязных» денег в финансовом секторе экономике (рlасеment).

И этот этап самый рискованный, потому как предполагает большую возможность для выявление легализации преступных доходов. Размещение происходит в кредитных учреждениях или сфере торговли. Потом расслоение (layering), то есть непосредственный отрыв денежных средств от их источника формирования путем совершения многочисленных финансовых операций, которые делают затруднительным установление источника их первоначального образования.

Интеграция (integration) — эта стадия конечного перехода денежных средств в легальное владение выгодоприобретателя таких операций. В процессе интеграции денежные средства возвращаются в экономику уже под видом обычных легальных средств, когда в банковском секторе уже не возникает вопросов об их возникновении.

Четырехфазовая модель более сложная и предусматривает сеть третьих лиц, через которые проходят финансовые средства, для придания законности их происхождения, а также возможный вывод за границу.

Существует также и двухступенчатая модель отмывания средств. Она самая простая, так как предусматривает только введение нелегальных средств в финансовый сектор и их легализацию.

Судебная практика

В целях оптимизации судебной практики Верховным судом России было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32. В пункте 1 данного постановления Верховный суд обратил внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признак легализации преступных доходов, например, хищения, получения взятки, но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление, например, за убийство по найму, либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

При этом вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:

  1. Обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
  2. Постановлении органа предварительного расследования или суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления, в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в связи с недостижением лицом возраста уголовной ответственности, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, а также по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 или статьей 28.1 УПК РФ, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, и органом предварительного расследования или судом дана им соответствующая оценка.
  3. Постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.

Какие-то предположения в данном случае недопустимы. Сами по себе сомнения легальности денежных средств без установления их реального криминального источника получения, что должно быть подтверждено вышеуказанными актами юстиции, не может являться основанием для вывода об их отмывании и не должно повлечь за собой уголовную ответственность.

Это очень ценное указание Верховного суда РФ, которое ограничивает возможность правоохранительных органов использовать уголовное преследование по данной статье, как форму давления на бизнес, что могло иметь распространение без четких указаний высшей судебной инстанции.

Однако это также не должно являться препятствием для борьбы с нелегальной сферой криминального отмывания денег, в которой учитывая новые электронные финансовые инструменты, появляется все больше возможностей и способов для совершения таких действий. Это и побудило 7 марта 2019 г. Пленум Верховного суда внести в вышеуказанное постановление изменения, приравняв к безналичным денежным активам также и электронные деньги и виртуальные активы (криптовалюты).

И если раньше преступники могли облегченно вести операции по отмыванию денежных средств путем сделок с криптовалютой, биткоинов, то теперь это никак не спасает их от уголовной ответственности.

Мир меняется. Со все большим усложнением электронного обращения денежных средств, все больше изобретается способов легализации денежных средств, полученных от преступных доходов. Это автоматически обуславливает и соответствующее изменение правоприменительной и судебной практики по таким делам.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх