Льготы по налогам для КФХ

Добавлено в закладки: 0

Выплата налогов – один из основоположных аспектов любого бизнеса. Это же правило касается и фермеров. Но благодаря особенному статусу крестьянско-фермерских хозяйств, гарантированных законодательством, налоговая система для них значительно более лояльна. В числе преимуществ, которые получают КФХ, – предоставление налоговых каникул, то есть периода, на протяжении которого предприятие может не отчислять часть своего дохода в ФНС. Правда, нормы, по которым предоставляются налоговые каникулы для КФХ, во многом определяются региональным законодательством.

Налоговые каникулы для фермерских хозяйств

Суть крестьянско-фермерских хозяйств определяется специализированными нормативными актами. Основной документ, регулирующий создание и деятельность КФХ как вида отдельной организационной формы, – федеральный закон № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот нормативный акт (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/) устанавливает основные правила организации предприятия, условия приема членов, распределение их полномочий и имущества. Не менее важным вопросом при организации КФХ будут правила подачи отчетности в ФНС и осуществления налоговых выплат.

На видео: Налоговые каникулы для ИП на УСН и патенте

В целом каникулы как вид налоговых льгот распространяется только на отдельные отрасли деятельности: социальную, научную и производственную области. Как известно, сельское хозяйство можно причислить к третьей из перечисленных категорий. Но даже это приоритетное для экономической системы направление требует предварительного согласования с действующими нормативными актами.

Фактически налоговые каникулы представляют собой определенный период времени, на протяжении которого предприятие может быть освобождено от необходимости уплаты налога на прибыль. В это время налоговая ставка для налогоплательщика будет равна нулю, но актуальными остаются обязательные взносы в основные фонды, в том числе Пенсионный и Фонд социального страхования.

Закономерность и порядок введения налоговых каникул для КФХ определяет действующий Налоговый кодекс. В том числе положения статьи 217 этого документа (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/) сообщают о том, на каком основании для того или иного предприятия могут быть введены налоговые каникулы. К примеру, положения этого документа утверждают, что освобождаются от налога лица, получающие доход от ведения личного подсобного хозяйства при соблюдении ряда условий. Убедиться, что конкретное фермерское предприятие подпадает под эти нормы, можно, предварительно изучив основные положения этого нормативного акта.

На видео: Выбор оптимальной системы налогового обложения

Один из основных аспектов, касающихся налоговых каникул для представителей бизнеса в области сельского хозяйства, – региональный характер этого вида льгот. Законодательство страны предоставляет решение этого вопроса местным органам власти, поэтому тот вид льгот, который допустим в одном регионе, может отсутствовать в другом. Таким образом, планируя использовать налоговые каникулы, предприниматель должен изучить содержание местных нормативных актов.

Кроме того, согласно положениям закона, налоговые каникулы доступны только тем организациям, которые были основаны после 2015 года, поскольку этот нормативный акт в более раннее время не имел силы. Как известно, соответствующая норма начала действовать после вступления в силу закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283502/). Даже если фермерское хозяйство на определенный период прекратило свое функционирование и было снято с учета, а затем открыто вновь, разрешение налоговой службы на применение налоговых каникул получено не будет.

На видео: Как законно уйти от налога на землю в году

Налоговые каникулы для КФХ: особенности и условия

Крестьянско-фермерское хозяйство по своей сути представляет собой особую, отличную от остальных организационную форму. Такое предприятие должно отвечать более строгим требованиям в отношении рода деятельности, для которой закон предусматривает ряд существенных ограничений. Определенные нормы существуют и в отношении площади земельного участка, входящего в собственность КФХ – общая площадь надела не должна превышать 2,5 гектара. По своему статусу фермерское хозяйство, оформленное соответствующим образом, не является юридическим лицом. Но если возникает необходимость, КФХ может быть создано на базе ООО или другой формы юридического лица.

Как правило, налоговые каникулы для фермерских хозяйств и других предприятий такого типа действуют 2 года, после чего организация переводится на обычный налоговый режим в пределах выбранной системы налогообложения. Исключение составляет крестьянско-фермерское хозяйство, уплачивающее единый сельскохозяйственный налог. В этом случае глава организации получает более широкие возможности – продолжительность налоговых каникул может составить до 5 лет. Такую информацию можно найти, обратившись к статье 217 Налогового кодекса РФ.

Период налоговых каникул начинает свой отсчет с момента регистрации хозяйства в местном налоговом органе. Что касается особенностей освобождения от уплаты налогов, следует помнить, что каникулы дают возможность избежать налогообложения исключительно в отношении доходов, полученных от продажи либо переработки сельскохозяйственной продукции. Все остальные виды прибыли, которую предприятие может получать от дополнительных или смежных видов деятельности, должны облагаться налогом по общим правилам. Конкретный перечень видов деятельности, представители которых могут рассчитывать на налоговые каникулы, перечисляются в региональных нормативных актах – в каждой области такой список может существенно отличаться.

Важной особенностью введения налоговых каникул для фермерских хозяйств является тот факт, что налоговые каникулы по закону предусматриваются только для компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения или на основании патента. В отношении единого сельскохозяйственного налога никаких конкретных рекомендаций действующие нормативные акты не дают. Поэтому если глава КФХ на этапе основания компании планирует обратиться к возможности уплаты основного налога по нулевой ставке, ему следует обратиться за подробным разъяснением к законам местного порядка. Если же подобная возможность не предусматривается нормативными актами, приемлемым вариантом будет переход на упрощенную систему налогообложения, поскольку патентная система применительно к фермерским хозяйствам не предусматривается.

Еще одно условие, которому должно соответствовать предприятие для применения нулевой ставки в рамках налоговых каникул, – соблюдение определенных лимитов по выручке предприятия, а также среднесписочной численности сотрудников. В разных регионах допустимые показатели различны, в отдельных областях страны нормативные акты вовсе не содержат соответствующих указаний и ограничений.

По нормам, действующим на , предельные значения выручки за отчетный период для предприятий малого масштаба должны составить не больше 800 миллионов рублей, а для средних субъектов предпринимательства – лимит до 2 миллионов.

Наиболее важным замечанием в законе о применении нулевой ставки является условие, согласно которому доход от льготных видов деятельности должен составлять не меньше 70 процентов общей прибыли. Это же правило, определяемое специализированным федеральным законом относительно фермерских хозяйств (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/), касается и регистрации КФХ как организационной формы.

Что касается видов деятельности, подпадающих под действие закона про налоговые каникулы, конкретные категории занятости в региональных нормативных актах определяются с указанием конкретных кодов по классификатору ОКВЭД. В действующем классификаторе (https://www.regfile.ru/okved2.html) каждому представленному виду деятельности отвечает его индивидуальный код, который учредители любого предприятия указывают при регистрации. Фермерским хозяйствам в этом документе отвечают несколько категорий, в том числе основной частью документа, регулирующей различные направления сельского хозяйства, будет раздел «А». В эту категорию входят такие направления деятельности, как растениеводство, животноводство и другие сопутствующие или смежные виды занятости.

Налоговые каникулы для КФХ: оформление, последовательность действий

Процесс оформления налоговых каникул для крестьянско-фермерского хозяйства стандартный и не предусматривает существенных отличий в сравнении с этим же процессом для ООО или ИП. Главным условием будет предварительный переход на упрощенный режим налогообложения или патентную систему. После этого следует изучить законодательные нормы своего региона и найти в перечне допустимых видов деятельности свое направление.

Налоговая служба не предусматривает обязательного документального оформления налоговых каникул – предприниматель, чья деятельность подпадает под этот закон, не должен подавать какое-либо специальное заявление или ожидать подтверждения от налогового органа. Глава КФХ может прекратить осуществлять положенные выплаты по своей системе налогообложения. Все, что нужно, чтобы использовать возможность налоговых каникул – подавая регулярную декларацию, указывать в специальной графе налог в размере 0%, но уплачивая при этом налог на те виды деятельности, которые в любом случае должны облагаться налогом. Не освобождаются от необходимости уплаты все предусмотренные для КФХ страховые взносы, о чем важно помнить.

Чтобы рассеять сомнения относительно соответствия своего рода деятельности допустимым для налоговых каникул, можно предварительно проконсультироваться у специалистов местного отделения налоговой инспекции. Исчерпывающую информацию по данному вопросу можно получить и на официальном сайте Министерства финансов РФ: https://www.minfin.ru/ru/, либо по телефону горячей линии этого органа.

Таким образом, налоговые каникулы для крестьянско-фермерских хозяйств призваны улучшить экономическое положение страны и стимулировать процесс импортозамещения благодаря вовлечению предпринимателей в развитие сельскохозяйственной отрасли. Возможность освобождения от налоговых каникул предоставляется практически всем КФХ, но для ее использования фермерские хозяйства должны соответствовать определенным требованиям и выполнять ряд условий, предусмотренных законодательством. Применение такой меры, как налоговые каникулы, не требует выполнения длительных регистрационных процессов и подачи обширного пакета документов, вместе с тем эта мера позволяет достичь начинающему фермеру быстрого и стабильного развития.

2020 год — финальный для программы «Как стать фермером с нуля», которая началась в 2013 году. Мы выяснили на какие субсидии и гранты государства в 2020 году Вы можете рассчитывать, если твердо решили встать на фермерский путь, а также какой портфель документов необходим.

В 2012 году на территории России стартовала долгосрочная Программа «Как стать фермером с нуля», направленная на развитие сектора сельского хозяйства (Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 Закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Главная цель новой политики – за период времени с 2013 по 2020 год включительно – увеличить численность фермерских хозяйств и улучшить производительность национального сельхоз сектора. В рамках воплощения поставленных целей разработан действенный алгоритм, как стать фермером с нуля. Помогут в этом субсидии и гранты государства в 2020 году.

Существует несколько классификаций направлений деятельности в фермерском хозяйстве. И прежде чем инициировать процедуру получения субсидии начинающему фермеру, предстоит ознакомиться с каждой категорией работ. В зависимости от выбранной направленности и будет зависеть получение дотаций и грантов.

Различают такие виды сельхоз производств:

  • работа по хранению готовой продукции;
  • реализация результатов;
  • транспортировка;
  • переработка и производство продуктов.

Также допускается такое распределение в зависимости от территориального положения будущего предприятия:

  • размещение на границах населенных пунктов;
  • организация в рамках уже существующего фермерства;
  • обособленная постройка под ключ;
  • формирование обширного производства вдали от населенных пунктов с большим видом работ.

В зависимости от типов работ можно определить такие разновидности фермерских хозяйств:

  • разведение лошадей;
  • выращивание птицы;
  • разведений коров, коз, свиней;
  • возделывание земель для взращивания овощей;
  • взращивание зерновых культур;
  • развод картофеля;
  • пчеловодство;
  • рыболовство;
  • выращивание фруктов и ягод.

Субсидии фермерам в 2020 году будут предоставляться по следующим направлениям:

  • оплата затрат на удобрения;
  • компенсация закупки сельскохозяйственных животных;
  • финансовые вложения в счет улучшения производства;
  • частичная оплата строительных работ;
  • компенсация аренды;
  • покрытие затрат на обустройство готовых территорий.

Программа «Начинающий фермер»

Согласно статистическим сведениям больше трети результатов фермерского производства – это заслуга маленьких сельхоз хозяйств. Поэтому в 2020 году Минсельхоз решило увеличить суммы субсидий. Также возрос список целей, на которые может быть потрачен грант «Начинающий фермер».

Размер перечисления и условия для получения гранта «Начинающий фермер»

В текущем году предусмотрено два целевых направления, которые покрываются средствами из государственного бюджета. Гранты начинающим фермерам и единовременная выплата в 2020 году пойдут на:

  • улучшение бытовых условий;
  • модернизацию хозяйства.

Таблица № 1 «Направления реализации Программы»

Модернизация Улучшение быта
Сумма дотаций От 1 500 000 до 3 000 000 рублей Максимум 250 000 рублей
Цели использования
  • приобретение земель, животных, транспорта, оборудования;
  • проектирование дальнейших построек;
  • ремонт производственных помещений;
  • покупка семян и удобрений;
  • улучшение коммуникаций.
  • приобретение грузового транспорта или жилья;
  • ремонт жилого помещения;
  • погашение кредитного займа на покупку недвижимости;
  • подключение к коммуникациям ЖКХ.

Льготы начинающим фермерам в 2020 году смогут быть предоставлены только после соблюдения следующих условий:

  • субсидии малому бизнесу от государства в 2020 году;
  • опыт работы в сфере сельхоз производств свыше десяти лет;
  • высшее образование в этой области;
  • рекомендательные письма с мест предыдущего трудоустройства;
  • насыщенный и толковый бизнес-план;
  • возможность самостоятельного вложения средств (оплата хотя бы десятой части затрат);
  • опыт предпринимательства до двух лет;
  • подтверждение источников реализации продукции.

Важно! Выбранный тип фермерства должен быть актуальным для региона. А также предстоит доказать востребованность будущего предприятия.

Программа «Семейная животноводческая ферма»

Есть еще одна возможность, как стать фермером с нуля, получив субсидии от государства. Это организация производства, в котором трудятся лица, связанные узами родства. При наличии животных более сотни голов, разрешено привлекать посторонних рабочих. Но только сезонных или временных трудящихся, и в количестве не больше пяти человек.

Размер перечисления и условия предоставления

Согласно требованиям, максимальная помощь малому бизнесу от государства в 2020 году не может превышать 30 000 000 рублей. И предоставляемая льгота должна покрывать до 60% всех расходов. Остальные 40% – это вложения самого фермера. И минимум четвертая часть от этой суммы должна быть в наличии, оставшиеся 30% – деньги кредита.

Но граничные размеры субсидии для начинающих фермеров зависят от возможностей региона, например в Алтайском Крае – это максимум 3 миллиона рублей. К главным требованиям, которые обязательны для получения гранта, относятся:

  • участники должны быть родственниками;
  • обязательно гражданство России всех лиц и прописка в регионе;
  • самостоятельное участие в ведении бизнеса;
  • у семьи уже есть предприятие, которое функционирует больше 12 месяцев;
  • до этого субсидии не получались.

Как составить бизнес-план

Субсидирование фермерских хозяйств, как уже было сказано выше, происходит конкретными денежными суммами (Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства»). Это объем средств, необходимый для развития сельхоз предприятия с целью получения дальнейшей выгоды, как для самого фермера, так и для инвестора, то есть государства.

Порядок предоставления дотаций исключает возможности нецелевого использования денежных средств. И, кроме того, что получатели финансов обязаны сохранять квитанции по использованным суммам, еще и требуется предварительный план расходов. На практике такой документ именуется бизнес-планом.

Основная задача планирования – это расчет возможных затрат, размеров будущей выгоды и способов ее достижения. Знакомясь с предоставленными бумагами, государственные органы оценивают целесообразность предприятия и необходимость вложения средств в его развитие. Для самого фермера, желающего получить пособие, толковый бизнес-план является гарантией удовлетворения прошения.

При составлении документа нужно использовать такие разделы:

  • титульный лист – это страница, которая содержит наименование фермерского хозяйства, направление его деятельности, расположение и период реализации Программы;
  • резюме – это основная часть документа, которая должна содержать подробное описание проекта, его преимущества перед конкурентами, пути воплощения и размеры потенциальной выгоды для всех участников;
  • установка целей – детально описываются пути реализации Программы и возможные затраты на каждый пункт;
  • финансовые затраты – данный раздел предстоит составлять особо тщательно, поскольку инвесторам важно понимать целесообразность вложений и сроки возврата денег.

Самое главное – это привлечь внимание, поскольку субсидии Минсельхоза начинающим фермерам даются выборочно. Очень важно доступно показать свои преимущества и возможности перед конкурентами.

Необходимые документы

Дабы иметь возможность получить выплаты, нужно собрать пакет таких документов:

  • собственноручное Зaявлeние P21002 o гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции кpecтьянcкoгo (фepмepcкoгo) хoзяйcтвa на участие в Программе;
  • диплом о специальном образовании;
  • подтверждение трудового стажа;
  • бизнес-план;
  • гражданский паспорт;
  • подтверждение опыта предпринимательства;
  • перечень потенциальных затрат;
  • справка из банка, о наличии достаточной суммы вложений из собственных средств;
  • справку из ФНС об отсутствии кредитных обязательств.

Рассмотрением обращений претендентов занимаются специально созданные комиссии на базе региональных центров Минсельхоза. Поэтому с заявлением и полным пакетом сопутствующих документов предстоит обращаться именно туда. Но прежде лучше самостоятельно ознакомиться к требованиям к кандидатам, а также условиям проведения конкурса.

Как правило, сроки конкурса не ограничиваются, но могут быть индивидуальные ограничения. После подачи документов комиссия знакомится со всеми бумагами и принимает решение. При согласии выделить деньги, финансовые средства поступают на банковский счет фермера в течение пяти суток.

Если же был получен отказ, то есть возможность повторного обращения к Комиссии после устранения указанных недостатков. Количество обращений не ограничивается и можно подать заявку в любой момент.

Ника Черемухина

ЛПХ или КФХ?

Это вопрос на который следует давать ответ, взвесив всесторонне, так как в каждом из них есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП — Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Грант 3 млн.руб. по программе «Начинающий фермер»
Грант 30 млн.руб. по программе «Семейная животноводческая ферма»

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги, которые предусмотрены для предпринимателей, а также не ведет отчетность. При этом фермер, имеющий приусадебный участок, размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров), освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение — личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка, но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером — предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус — на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства — более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям — Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) это выбор для фермера, который собирается развиваться, соответственно регистрируясь в качестве ИП.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО «КФХ…») — аналогичны преимуществам ИП перед ООО, так как Глава КФХ — это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

    Мы можем оказать Вам услугу по разработке бизнес-плана фермерского хозяйства для банка или для получения субсидии, гранта, составить любую другую юридическую документацию.
    Обращайтесь к нам!

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом — должен удерживать у продавца — ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) — по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому — нелегально — оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам:

Например, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять «упрощенку» — ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация — ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС)

Сравнительная таблица

(определения, членство, землепользование)

Крестьянское (фермерское) хозяйство Личное подсобное хозяйство
Глава КФХ (ИП) – осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП — Главы КФХ включается в ЕГРИП) Не требует государственной регистрации
Считается созданным с момента государственной регистрации. Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.
Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов. Членами КФХ могут быть: 1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. 2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек. Не предусматривает членства.
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать — кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности). Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.
Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют: — минимальный размер – 1 га; — максимальный размер – 5 га. Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют: — минимальный – нет ограничений; — максимальный общий размер – не ограничен; — максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося на праве собственности – не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района; — максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося у КФХ на ином праве — аренда, пользование паями и т.п.) – не ограничен. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

Глава КФХ

  • организует деятельность КФХ,
  • без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки,
  • выдает доверенности,
  • осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение,
  • организует ведение учета и отчетности КФХ,
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в размере не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем девяносто пять процентов их фактических затрат».

Кроме того, государство оказывает имущественную поддержку КФХ в соответствие с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в форме передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Гражданам, изъявившим желание вести КФХ, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Налоговые льготы КФХ

Мы можем оказать Вам услугу по расчету сумм необходимых налогов, уплачиваемых фермерским хозяйством — ООО или ИП-Главой КФХ при разных системах налогообложения, составить требуемую документацию.
Обращайтесь к нам!

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.
Обращайтесь к нам!

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
    .
    Обращайтесь к нам!

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь. Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на проведение консультации, на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим.

Доходы не облагаются пять лет

Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого­обложения, то он является плательщиком НДФЛ. Основание – статья 207 Налогового кодекса РФ.

Пункт 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ дает главе и членам КФХ право на освобождение от налога на доходы в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом от налога освобождаются только доходы от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки. На доходы от других видов деятельности эта льгота не распространяется. В частности, постановлением ФАС Поволжского округа от 29 июня 2009 г. № А65-23398/2008 признано неправомерным освобождение от уплаты НДФЛ доходов главы КФХ, полученных от реализации металлолома.

📌 Реклама

Фермерское хозяйство, которое перешло на уплату сельхозналога, перестает быть плательщиком НДФЛ и не может пользоваться этой льготой. Но если до истечения пятилетнего срока с года регистрации хозяйство опять вернется на общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-04-05/8-1388. После истечения пяти лет со дня регистрации КФХ доходы главы и его членов подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Государственная поддержка КФХ в 2020

Добавлено в закладки: 0

Сельскохозяйственная отрасль в России переживает новый этап развития. Во многом это связано с материальной и законодательной поддержкой, которую отечественным фермерам предлагает государство. Прежде всего государственная поддержка КФХ заключается в предоставлении льгот, субсидирования и прочих бонусов, получить которые можно, обратившись в специализированные органы и подав определенный перечень документов.

Государственная поддержка фермеров: нормы и правила

Крестьянско-фермерские хозяйства – современные субъекты хозяйствования сельскохозяйственного сектора, занимающиеся выращиванием, переработкой и реализацией продукции, а также предоставляющие разнопрофильные услуги предприятиям данного класса. Их деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 74 (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_42662/), на основании которого определяются критерии, позволяющие предприятию относиться к категории КФХ с предоставлением соответствующих прав и обязанностей.

На видео: Как отбирают начинающих фермеров для получения гранта

Фактически фермерские хозяйства представляют собой такие же субъекты предпринимательства, что и другие частные предприятия, но в некоторых случаях государство предлагает особенные условия. Такой лояльный подход призван стимулировать фермеров к развитию сельскохозяйственной отрасли и увеличению отечественного производства.

Как правило, фермерские хозяйства функционируют на основании статуса ИП. Возможно и открытие ООО, но индивидуальное предпринимательство позволяет осуществлять максимально простую отчетность и вести упрощенную бухгалтерию.

Материальная поддержка начинающих и опытных фермеров государством предусматривает широкий спектр возможностей. Помощь, предоставляемая КФХ, может носить общегосударственный и региональный характер. А поскольку местная власть каждого региона предусматривает различные возможности, в первую очередь нужно изучить предложения, на которые могут рассчитывать мелкие и средние фермерские хозяйства на всей территории России.

Согласно специализированной правительственной программе, утвержденной постановлением от 2012 года (http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm), отечественные крестьянско-фермерские хозяйства могут рассчитывать на получение как информационной, так и материальной помощи со стороны государства. К таким мерам относятся консультирование в отношении открытия или развития фермерского предприятия, существующие нормы и условия выделения необходимых субсидий и грантов, проведение тематических конкурсов и прочее.

На видео: Субсидии от государства бизнесу: польза или вред

Начинающее фермерское хозяйство может получить такие виды помощи:

  • предоставление субсидии на выплату процентов по кредитованию или взносов по лизингу;
  • выделение гранта на открытие фермерского хозяйства;
  • предоставление гранта на бытовые потребности молодых фермеров;
  • развитие фермерских хозяйств животноводческого направления.

Каждый из видов помощи имеет собственные особенности, отличающиеся индивидуальными свойствами. В числе наиболее распространенных видов финансовой поддержки – гранты, имеющие своим предназначением те или иные расходы на основание КФХ или его развитие. К примеру, фермер может стать обладателем финансовой помощи, направленной на приобретение земельного участка, разработку или постройку новых объектов, создание инфраструктуры и подведение к готовым объектам. Гранты выдают на основе проводимых в каждом регионе конкурсов. После того как все желающие подадут свои заявки, члены специальных комиссий принимают решение относительно победителей конкурсов, их количестве и размере выдаваемого гранта. Эти показатели могут меняться ежегодно, влияют на размер выплат и количество участников финансирования.

Особенность грантов в том, что каждый фермер может получить такую помощь на развитие своего бизнеса только один раз. Кроме того, обязателен также подробный отчет об использовании полученных средств. Этот документ должен составляться по определенной форме, которую можно найти на сайте профильного министерства.

Вторая распространенная форма содействия бизнесу сельскохозяйственного направления – субсидирование процентов по кредитам. Такая помощь касается исключительно инвестиционного кредитования, рассчитанного на развитие бизнеса в области сельского хозяйства. Субсидированию из таких соображений может подлежать выплата процентов по кредиту на приобретение скота, сельскохозяйственной техники или специализированного оборудования. В отношении субсидирования процентов по кредитованию законодательство предусматривает определенный лимит. Так, молодой фермер имеет возможность получить 5 миллионов рублей на срок до 15 лет с льготным периодом, составляющим 5 лет. Для того чтобы получить такую материальную господдержку, начинающему фермеру следует составить и подать заявку в специализированные органы и дождаться итога конкурсного отбора. Те заявители, чьи имена будут в перечне победителей конкурса, могут подать свои сведения в местные органы АПК, занимающиеся субсидированием кредитных выплат. Если возникнет такая необходимость, фермер имеет возможность обратиться в профильный гарантийный фонд, занимающийся подобными вопросами, а также один из региональных залоговых центров, которые предоставят необходимое поручительство.

Единоразовую финансовую помощь новичкам в выбранном направлении обеспечивают и гранты, предназначенные для организации быта молодых фермеров. Участникам программы выдают определенную денежную сумму, которую он может использовать для приобретения жилья и его оснащения мебелью и всем необходимым. Важное уточнение в этом аспекте – гранты не предусматривают покупку жилья вторичного сектора, будучи рассчитанными прежде всего на квартиру в новострое или постройку собственного дома.

Все особенности проведения конкурса, лимиты таких грантов и остальные возможные нюансы регулируются местным законодательством. Эту и другую информацию, включая время проведения таких конкурсов, можно найти на официальных сайтах специализированных в области сельского хозяйства различного масштаба общегосударственных и региональных учреждений.

Одним из государственных нововведений, способствующих созданию и развитию новых фермерских хозяйств и общему развитию отрасли, является частичное субсидирование стартового взноса по лизингу. Благодаря таким мерам лизинг для начинающих сельскохозяйственных предприятий становится более доступным и выгодным. В том числе таким образом можно приобретать животных, техническое оснащение для ведения хозяйства и сельскохозяйственную технику.

Согласно этой кампании, первоначальный взнос по оплате приобретаемого в лизинг товара может быть компенсирован из средств Федерального бюджета. Правда, размер такой компенсации должен составлять не больше пятой части общей стоимости приобретаемого товара. Получить возможность субсидирование лизингового взноса может не каждый желающий: для этого все кандидаты подают заявки в региональные комиссии, которые рассматриваются специалистами, сообщающими свой ответ спустя определенный законом срок.

Выделение средств на развитие животноводства – одна из наиболее важных сфер государственной поддержки фермерских хозяйств. Соответствующие нормативные документы допускают возможность покрытия затрат фермеров на необходимые затраты на 60%. Такая помощь предусматривает частичное финансирование отдельных категорий расходов, в том числе строительство, восстановление или капитальный ремонт ферм либо заводов. Каждый участник такой программы обязан предоставить специализированным органам подробную отчетность относительно характера понесенных затрат из полученных им средств.

Если КФХ относится к уже действующим, ее владелец может получить такую же помощь с целью поддержки и расширения бизнеса.

Поддержка подобного рода может иметь следующие разновидности:

  • предоставление поручительства, обеспечение гарантии для фермеров, которые обращаются за получением целевого кредита на развитие собственного бизнеса;
  • компенсация затрат, понесенных при приобретении специализированной техники либо оборудования – такие расходы могут быть оплачены частично в пределах установленных предварительно лимитов;
  • возмещение средств, затраченных на покупку земли или скота для расширения или модернизации бизнеса.

В любом случае для возможности получения любого из перечисленных видов помощи фермерское хозяйство должно соответствовать существующим критериям и обязательно подать свою заявку в один из профильных органов территориального порядка.

Налоговые льготы для фермерских хозяйств

К важным аспектам государственной поддержки КФХ относятся налоговые льготы, не только предусматривающие более лояльные налоговые условия, но и позволяющие упростить процесс подачи отчетности. Так, в соответствии с действующим Налоговым кодексом, была введена специальная система налогообложения – Единый сельскохозяйственный налог, или ЕСХН. Переход на него позволяет фермеру отказаться от уплаты некоторых налогов, обязательных для всех остальных субъектов предпринимательства, в том числе налога на имущество и в некоторых случаях – НДС.

ЕСХН предназначен для стимулирования развития отечественного фермерства. Но важно знать, что не все субъекты предпринимательства, работающие в области сельского хозяйства, имеют право применять эту систему в своей практике. Главная особенность – в том, что перейти на единый сельхозналог могут предприятия, занимающиеся непосредственно производством продукции, а не только компании, перерабатывающие продукцию или продающие ее. Главное условие, на основании которого может быть применена эта налоговая система – не менее 70 % прибыли компании должно приходиться на доход от продажи сельхозпродукции. К этой же категории относятся и предприятия, оказывающие специализированные услуги в области растениеводства или животноводства. В том числе к подобным услугам, согласно специализированному федеральному закону № 216, принятому 23 июня 2016 года (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199995/) , относятся подготовка полей, сбор урожая, выпас скота и прочее. Если фермерское хозяйство хотя бы частично не отвечает этим требованиям, его учредителю придется выбрать любой другой режим налогообложения.

ЕСХН отличают 6-процентная налоговая ставка (в отдельных регионах по инициативе местных органов власти этот показатель может быть снижен до 4%) и более простая налоговая база, заключающаяся в денежном выражении доходов, уменьшенных на величину расходов. С учетом этих особенностей любой фермер может быть уверен в том, что единый сельскохозяйственный налог оказывается более выгодным как для начинающего предпринимателя, так и для опытного бизнесмена, имеющего в своем распоряжении значительно большие ресурсы и производственные мощности.

Отчетность предприятия, работающего по ЕСХН, достаточно проста. Прежде всего необходимо вести книгу учета, которая в настоящее время не подлежит обязательному заверению нотариусом. Что касается уплаты налогов, учредитель КФХ должен подавать декларацию в налоговые органы только 1 раз в год. Конечный срок подачи этого документа в специализированный орган – 31 марта следующего после отчетного года. Помимо этого, придется ежегодно подавать отчетность в Пенсионный фонд – эта процедура проводится до 1 марта следующего года с использованием формы РСВ.

Таким образом, государственная поддержка фермерских хозяйств проводится в нескольких основных направлениях. Начинающие и опытные фермеры могут рассчитывать на получение грантов и других видов материальной помощи, а также выбрать единую систему налогообложения, разработанную специально для сельскохозяйственной отрасли.

Государственная поддержка фермеров в 2020 году

Государственная поддержка фермерства в 2020 году будет осуществляться по новому федеральному проекту.

Федеральный проект разработан в соответствии с Указом № 204, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Государственная поддержка фермеров

К малым формам хозяйствования на селе относятся:

  1. без ограничений по годовому доходу:
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  • сельскохозяйственные кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации»;
  • граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.
  1. Субъекты, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, годовой доход которых за отчетный финансовый год составляет не более 120 млн. рублей:
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • индивидуальные предприниматели.

У Вас остались вопросы по поддержке крестьянских фермерских хозяйств?

Нужна консультация по грантам для фермеров?

Хотите знать на какую государственную поддержку Вы можете рассчитывать?

Целью национального проекта является обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 126 тыс. человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Реализация проекта планируется посредством предоставления государственной поддержки на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах Российской Федерации, включая оказание грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам (грант Агростартап), предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.

На реализацию федерального проекта в 2019—2024 годы Минсельхозу России необходимы ассигнования федерального бюджета в объеме 37368,0 млн рублей.

Для развития малых форм хозяйствования на селе предусмотрены различные формы государственные поддержки. Вот некоторые из них:

Вам нужно разработать бизнес-план для привлечения гранта?

Вы хотите реализовать инвестпроект используя грант, но не хватает денег?

  1. профессиональную консультацию по всем вопросам реализации Вашего проекта;
  2. технологический и производственный планы, разработанные с учётом Ваших исходных данных и пожеланий;
  3. анализ развития отрасли и маркетинговое исследование рынка;
  4. финансовую модель и бизнес-план с учетом всех видов и форм господдержки!

Сельские территории — сельские поселения и (или) межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополь, города с численностью населения не более 100 тыс. человек и поселки городского типа с численностью населения не более 5 тыс. человек, расположенные в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также в субъектах Дальневосточного федерального округа, на территории которых преобладает осуществление деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

К понятию «сельские территории» не относятся внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Перечень сельских территорий на территории субъекта Российской Федерации определяется уполномоченным органом.

Региональная конкурсная комиссия — комиссия, создаваемая исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) для отбора проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов для предоставления им грантовой поддержки.

К субъектам с низким уровнем социально-экономического развития относятся:

  • Республика Карелия;
  • Республика Алтай;
  • Республика Тыва;
  • Республика Адыгея;
  • Республика Калмыкия;
  • Республика Марий Эл;
  • Чувашская Республика;
  • Алтайский край;
  • Курганская и Псковская области.

Благодарю Вас за интерес к статье.

Если Вы нашли ее полезной:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы).
  3. Подпишитесь на обновления, будет много интересного и полезного!

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх