Логистические затраты

Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

  • o выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;
  • o формировать информацию о наиболее значимых затратах;
  • o формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

Для эффективной калькуляции издержек нужно:

  • а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;
  • б) установить временные рамки затрат;
  • в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;
  • г) установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 30).

Рис. 30. Традиционная система учета издержек по функциям

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 31). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Особенности учета логистических издержек

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Рис. 31. Учет логистический издержек на всем пути движения материального потока

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна в первую очередь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

  • а) отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;
  • б) отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;
  • в) структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в табл. 8.

Таблица 8

Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью

Сравниваемые характеристики

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты

Цели

Оптимизация материальных потоков

Контроль администрации, предоставление надежной базы для налогообложения

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность для принятия решений в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Основное внимание (временной аспект)

Настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению

Нормированные законом и профессиональными организациями

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять — вопросы, на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации.

Из-за субъективного характера процесса распределения издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логистических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам (рис. 32).

Рис 32. Классификация издержек в логистике

В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п., косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.

economic sceinces

УДК 338.58

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

© 2017

Белозерцева Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e- mail: Fox1108@gmail.ru) Петрова Нина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент Морской государственный университет имени адм. Г.И. Невельского (690059, Россия, Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, e- mail: Petrova.nina.i@gmail.com) Аннотация. Статья посвящена обзору современных методов оценки логистических затрат и предложений по их оптимизации. Множество подходов к решению этой задачи не всегда обеспечивает нахождение требуемых эффективных решений в этой области. Очень важно учитывать практическую составляющую, которая может, например, базироваться на стратегическом анализе затрат в цепочке образования потребительской стоимости, что обеспечивает выявление непроизводительных расходов, негативно влияющих на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу по «расшиванию» узких мест логистической системы. Более классическим подходом является выявление структуры логистических затрат на основе факторного анализа. В основе этой методики лежит оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены. Факторами для анализа являются ограничения по имеющимся на предприятии ресурсам. Особого внимания заслуживает метод оценки уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат. Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания заданного количества поставок в логистической системе предприятия. В заключении перечислены общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат, которых стоит придерживаться независимо от выбранного метода решения оптимизационных задач

Ключевые слова: логистические затраты, оптимизация логистических затрат, стратегический анализ затрат в цепочке поставок.

METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS COSTS

© 2017

Keywords: logistics costs, optimization of logistics costs, strategic cost analysis in the supply chain.

Актуальность задачи формирования эффективного механизма оптимизации логистических затрат в условиях конкретного предприятия очевидна в современных условиях. Индивидуальная концепция должна быть направлена на решение ряда задач таких, как оптимизация длины логистической цепи, анализ влияния структуры и величины затрат на рентабельность отдельных звеньев и всей логистической системы в целом, увеличение ее прибыльности и эффективности функционирования.

Определение логистических затрат должно учитывать практическую составляющую, которая часто не соответствует теоретическим моделям . Противоречия в подходах различных авторов к определению такого понятия, как «логистические затраты», сохраняются в настоящее время и становятся реальной преградой при принятии эффективных управленческих решений. При решении задач оптимизации логистических затрат критерий их оценки должен стать и критерием оптимизации, поэтому остановимся на определении, данным Панковой Е.А. и Широченко Н. В : «Логистические

затраты — это стоимостная оценка ресурсов, которые используются при выполнении различных логистических операций на стадиях движения материального, информационного, финансового потоков как внутри предприятия, так и во взаимодействии с его поставщиками и покупателями — участниками цепи поставок, включая размещение заказов, закупка, складирование, транспортировку, отгрузку и др.».

Для последующего анализа, оценки и планирования логистических затрат такое представление следует дополнить обоснованием состава, способов исчисления и типологией логистических затрат. Особым условием является получение точной и своевременной информации о затратах с необходимой для оптимизации степенью детализации как в разрезе отдельных статей и структурных подразделений, так и по бизнес-процессам и логистическим функциям. В статье Тупиковой О.А., Федько М.А. и Татарникова Д.С. предложен логистический подход к управлению затратами, в основу которого положен стратегический анализ затрат (Strategic Cost Analysis — SCA) как часть концепции SCM, базиру-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ …

ющейся на термине value chain — цепочка образования потребительской стоимости. Поэтапное внедрение метода SCA (рис.1) основано на выделении технологически обособленных логистических процессов, по которым и выполняется определение и группировка затрат.

балансе этого звена:

(1)

Ай =

п

I Z

i=1

где Zt — затраты ьго звена,

п

У Z — затраты всей логической системы,

i=1

(2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dpll =

i=i

мы.

тивности хозяйственной деятельности K, для каждого

звена по формуле: D

K =■

(3)

а затем звенья ранжируются по найденным значениям коэффициентов.

Определение экономической эффективности функционирования ьго звена основано на определении рентабельности Rj :

я = Р,

(4)

где Д — затраты звена.

После определения рентабельности всей логистической системы:

Рисунок 1 — Этапы внедрения метода SCA

Попутно происходит выявление непроизводительных расходов и направлений совершенствования анализируемых логистических процессов, что позволяет оценить степень влияния отдельных логистических затрат на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу с учетом выбранной стратегии и отдельных критериев оптимизации материального потока.

Эффективным является также использование концепции цепочки ценностей при структурировании действий по всему циклу движения продукции — начиная от исходного сырья и заканчивая конечными потребителями по всем стратегически важным видам экономической деятельности. В некотором приближении и на данный момент времени эффективность отдельных звеньев может быть определена по алгоритму выявления и анализа узких мест логистической системы, предложенному Воронковым А.Н. .

Сначала для каждого отдельного звена вычисляются доля затрат 0,,и как балансовая стоимость активов на

R=f-

I A

(5)

и доля каждого звена в совокупной чистой прибыли логистической системы:

Р ,

определяется средневзвешенный показатель рентабельности:

1 (я » я Л (6)

М = —Г ‘

В основе их методики оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены:

C = Sp +P , (8)

где Sp — себестоимость производства продукции или

услуг,

P — прибыль,

C — цена продукции или услуг.

Себестоимость производства продукции или услуг складывается из издержек:

(9)

X Р

j=1

где Р — затраты ьго звена,

п

у р — чистая прибыль всей логической систе-

После этого рассчитываются коэффициенты эффек-

Sp = z p + z»

где Z p — производственные издержки, Zt — логистические издержки.

Механизм управления логистическими затратами может быть представлен факторной моделью, представляемой выражением :

^ к. ( А к. Л, (10)

С = Sp-У— • 2,. + |р + У — • 2,. 1 р 100 ‘ I ^100 ‘

Belozertseva Natalya Petrovna, Loksha Anna Vladimirovna, Petrova Nina Ivanovna METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS …

economic sceinces

где ki — коэффициент снижения 1-х логистических X — просто некоторые оптимальные величины

затрат, %,

Zi — i-й вид логистических затрат,

j — индекс количества факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ структуры статистических данных о логистических затратах в различных отраслях промышленности показывает, что наибольшую долю в них занимают складские и транспортные расходы и затраты на управление запасами .

Другой подход к декомпозиции рассматриваемой задачи оптимизации логистических затрат рассмотрен Пономаренко В.С., Малярец Л.М. и Дороховым А.В. , предлагающими рассматривать задачу минимизации производственно-хозяйственные затрат по видам продукции согласно плану счетов:

z =Хf(x) ^ min , (11)

где /(х{) — обязательно выпуклая функция логистических затрат по 1-му виду продукции.

Система ограничений по имеющимся на предприятии ресурсам, которые являются факторами производ-

ства_имеет вид; —

^а~ X. < Ь., i = 1,т, (12)

0 < Xj < vj (J j = 1, n

(13)

где v . (c .) = M e J°J — функция спроса,

M, —

максимально возможный спрос на продук-

цию

kj — коэффициент, учитывающий темп снижения

спроса при снижении цены.

Для обобщения вышесказанного рассмотрим оптимизационную часть предлагаемой авторами экономико-математической модели, которая позволяет осуществить контроллинг по каждому виду продукции ; ^Ь ^ LZ ; (и, V )ТЬ ^ РЬ ; (и, V)

LZ ^ PL ; (и, V) ТЬ ^ LS ; (и, V)

PL ^ LS ; (и, V) ТЬ ^ РЬ ; (и, V) |Х

ЬЯ ^ КЬ ; (и, V) /Ь ^ ZL ; (и, V) I

КЬ ^ ZL ; (и,V) /Ь ^ LZ ; (и V)\| jGm1n \ (4)

ТЬ ^ 1Ь ; (и, V) 1Ь ^ РЬ ; (и, V) X

ТЬ ^ LZ ; (и, V) 1Ь ^ LS ; (и, V)

/Ь ^ КЬ ; (и, V) ^ ^ ТЬ ; (и, V)

где ZL — закупочная логистика, ^ — информационная логистика, PL — производственная логистика, LZ — логистика запасов, LS — логистика складирования, RL — распределительная логистика, TL — транспортная логистика,

^тах — функции цели, максимизирующие прибыль

или рентабельность,

Гтт — функции цели, минимизирующие стоимость,

Здесь нужно учесть, что к изменению качества работы логистической системы логистические издержки очень чувствительны, до определенного уровня они растут линейно, а потом экспоненциально . В совокупности с положениями модели безубыточности предприятия (зеркально перевернутой) возможна оптимизация уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат», метод которой рассмотрен Бутыриной Ю.В. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суть его эффективно объяснима на графике совмещенных кривых обеих моделей (рис. 2), но при целом ряде допущений. У них общая ось затрат, но разные горизонтальные оси: уровень обслуживания покупателей и количество поставок.

Рисунок 2 — Совмещенные модели логистической кривой и безубыточности

Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь. После проецирования на левую часть графика определяется количество поставок, которое является оптимальным, если входит в зону безубыточности.

Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания количества поставок в логистической системе предприятия.

Отраслевые особенности логистических услуг позволяют предложить и использовать уникальные модели оптимизации логистических затрат. Так Молчанова А.В. предлагает метод сквозного управления переменными издержками в составе логистических затрат при осуществлении почтового обмена в почтовой сети Управления федеральной почтовой связи Ростовской области , которая рассматривается автором как ма-крологистическая система, инфраструктура которой состоит из системы структурированных маршрутов доставки почты.

Модель почтового обмена предполагает максимизацию функции суммарной величины логистических затрат;

ЯР.__ЯР. , 15)

а

zzg а=zza ^=zz-^ ^ mi

С.2

С

где G j — грузопоток из 1-го района в j-й район; Я i — объемы отправлений продукции из 1-го райо-

на;

Gmln — минимизируемая функция логистических за- Р. — объемы потребления данной продукции в j-м

трат,

районе;

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ …

С — затраты на транспортировку продукции из

ьго района в j-й район;

д — некоторый коэффициент.

Успешность реализации логистических услуг математически выражается уравнениями вида:

8 = P1. (16)

Решение поставленной задачи оптимизации состоит в разработке методики рационализации почтовых маршрутов УФПС РО в систему структурированных маршрутов доставки почты.

В заключение рассмотрим общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат, которых стоит придерживаться независимо от необходимости решения оптимизационных задач :

1. Поиск и сокращение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности;

2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок;

3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами;

5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов;

6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи;

7. Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене;

8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников;

9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

10. Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес.

Управление логистическими издержками должно предполагать постоянный контроль за структурой затрат с целью выявления резервов по их снижению и для разработки конкретных мероприятий. Оптимизация логистических затрат отдельных звеньев предприятия должна проводиться при условии, что она будет способствовать повышению эффективности логистического управления предприятием в целом при соблюдении условия достижения максимально высокого уровня от отдачи соответствующих ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, — 2005. — 121 с.

2. Ахметзянов А. Моделирование грузовых и пассажирских потоков в городе и регионе // Логинфо. — 2002. — №1.

6. Молчанова А.В. Совершенствование системы

управления логистическими затратами на предприятиях связи // Тегга Есопошкш. 2011. — Т. 9. № 2-2. — С. 83-88.

7. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. — М.: КНОРУС, — 2010. — 576 с.

8. Сярдова О.М. Формирование программы и оценка повышения результативности логистической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 139-143.

9. Дорошкевич Д.В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транс-портно-логистической системы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 59-61.

12. Стяжкин М.Н. Подходы и методы анализа влияния международных транспортно-логистических систем на социально-экономическое развитие региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 130-138.

14. Бугаенко С.А. Адаптация маркетингово-логисти-ческой стратегии компаний // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 104-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В логистике ключевым объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа.

Калькуляция издержек должна позволить определить, приносит ли конкретный заказ прибыль.

Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов издержек, как правило, не обеспечивает возможности проследить всю цепочку затрат, связанных с процессом продвижения материального потока от источника к потребителю. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов формируется по отдельным функциональным областям (закупка материальных ресурсов, производство, реализация), тогда как материальные потоки проходят «сквозь» предприятие и взаимодействуют со множеством подразделений.

Традиционные методы учета не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока, так называемого бизнес-процесса.

Учет издержек по бизнес-процессам дает картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, покупателя, потребителя и какова доля в них каждого из подразделений.

Применение концепции учета издержек по бизнес-процессам на практике позволяет:

  • выявить все вовлеченные в бизнес-процесс подразделения,

  • определить, на сколько изменятся общие затраты при отказе от какого-нибудь бизнес-процесса.

(Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен или не будет доведен до клиента, заказчика, потребителя).

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Здесь главная задача – выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом. Не существует никаких правил или нормативно-правовой базы, регламентирующих ведение учета логистических издержек и требующих, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Сравниваемые характеристики

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый (бухгалтерский) учет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи: акционеры, налоговые органы и пр.

Цели

Оптимизации материальных потоков

Предоставление руководству информации о налогооблагаемой базе

Критерии качества

Пригодность для принятия решений в области логистики, соответствие бизнес-процессам

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Временной аспект

Настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой компании с учетом ее особенностей

Строго регламентированные законодательством

Оценка логистических издержек субъективна. Нет однозначных правил какие логистические затраты включить в анализ. Поэтому отчеты по логистическим издержкам компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логистических затрат.

Логистика как наука и сфера профессиональной дея­тельности характеризуется научностью и конкретностью.

Научность логистики подразумевает выполнение под­робных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.

Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятель­ности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной при­былью.

Научность и конкретность логистики обеспечивают воз­можность оценки реакции процесса на те или иные управ­ленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным пото­ком появляется лишь тогда, когда создана возможность из­мерения характеристик этого потока.

Рассмотрим показатели, которые применяют для ха­рактеристики состояния логистики.

1. Средний запас на складе. Показатель может опреде­ляться как в натуральном, так и в стоимостном выраже­нии, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся вели­чиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчи­тывают средний запас, используя при этом формулу сред­ней хронологической:

где Зср1 — средний запас за первый период;

3n — запас на начало первого периода;

Зк — запас на конец первого периода.

Cредний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждые из периодов:

Зсрд- средний запасза n периодов.

2. Товарооборачиваемостъ — характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обраще­ния товаров.

2.1. Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколь­ко раз в течение одного периода продается и возобновляет­ся имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:

где О — товарооборот за период;

Зср — средний товарный запас за период.

Для торговой системы следует учитывать чистый обо­рот, т. е. без учета внутрисистемного оборота.

Скорость товарооборота может рассчитываться по от­дельным складам, по отдельным позициям ассортимента.

Если запас является производственным, то расчетный показатель будет называться скоростью оборота, который может рассчитываться отдельно по каждому виду ресурсов.

2.2. Время обращения товаров (Т) показывает продол­жительность периода, в течение которого реализуется за­пас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле

где Зср — средние товарные запасы за период;

t — число дней в периоде.

Товарооборот здесь также должен быть освобожден от повторного счета. Следует отметить, что снижение Т по­зволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения.

Как следует из формул, приведенных выше, по­казатель времени обращения товаров обратно пропорцио­нален показателю скорости товарооборота, т. е.

3. Готовность к поставке (Гn ). Данный показатель мож­но использовать как для оценки собственного уровня сер­виса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщи­ком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к по­ставке, используемые в логистике.

где Чвз — число выполненных заказов;

Чо — общее число поступивших заказов.

где т — фактический объем поставок в количественном выражении;

М — объем заказа в количественном выражении.

где Сф — стоимость фактически реализованного товара;

Сз — суммарная стоимость заказанного товара.

4. Доля запасов в обороте (Д3):

5. Затраты на связанный капитал (Ик). Данный пока­затель характеризует объем омертвленного в запасах капи­тала:

где tхр — период времени, в течение которого хранится запас;

К — процентная ставка на капитал.

6. Характеристика дисциплины поставок — показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность
поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной про­дукции, а также фактических сроков поставок с соответ­ствующими обязательствами по договору.

Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:

6.1.наличие в поставленной партии дефектного товара,

6.2.наличие в поставленной партии товара, который
покупатель не заказывал.

6.3.отсутствие в поставке полного комплекта зака­-
занных покупателем товаров;

6.4.наличие поставок с опозданием;

6.5.наличие преждевременных поставок.

Могут использоваться также и другие показатели, от­ражающие степень исполнения поставщиком значимых ус­ловий договора.

7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более зна­чима деятельность по упорядочению материальных потоков:

где Сл — затраты на логистику за период;

О — товарооборот за период.

К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:

* размещение заказов;

* транспортировка на предприятие;

* склад снабжения;

* внутрипроизводственные перемещения;

* склад готовой продукции;

* операции по отгрузке;

* доставка покупателю.

Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических про­цессах, но не вошедшие в представленный выше список.

8. Характеристика работы склада представлена че­тырьмя группами показателей, характеризующих интенсив­ность работы склада, эффективность использования склад­ских площадей, уровень сохранности грузов и общие фи­нансовые показатели:

8.1. Показатели, характеризующие интенсивность ра­боты склада:

8.1.1. Грузооборот склада (Г) — показатель, характе­ризующий мощность склада:

где Q — количество тонн, поступивших на склад (или реа­лизованных со склада) за период времени Т;

Т — продолжительность периода времени.

8.1.2. Грузопереработка (Гп ) — показатель, характе­ризующий трудоемкость работы склада:

где Гi — грузооборот отдельного i-го участка склада;

п — количество участков склада.

При расчете грузопереработки необходимо учесть так­же объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками;

8.1.3. Удельный грузооборот склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2:

где S — площадь склада.

8.1.4. Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кн):

где Гмакс — грузооборот самого напряженного месяца;

Гс — среднемесячный грузооборот склада.

8.1.5. Суммарная работа склада:

где 3cрт — запас средний в тоннах;

Зсрд — запас средний в днях.

8.2. Показатели, характеризующие эффективность ис-­
пользования складских площадей:

8.2.1.Вместимость склада. Измеряется в кубических
метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые
можно разместить на складе;

8.2.2.Полезная площадь склада;

8.2.3.Коэффициент использования площади склада;

8.2.4.Коэффициент использования объема склада;

8.2.5.Грузонапряженность склада. Характеризует ис-­
пользование грузовой площади склада.

8.3. Показатели, характеризующие уровень сохраннос-­
ти груза, а также:

8.3.1.Число случаев хищения товаров;

8.3.2.Число случаев порчи товаров по вине работников
склада.

8.4. Показатели, характеризующие финансовые резуль­таты работы склада:

8.4.1.Расходы складов. Определяют по сумме затрат на
организацию хранения различных грузов и сумме админи-
стративных расходов;

8.4.2.Себестоимость хранения грузов. Рассчитывается
как средняя величина по всем складам и oпределяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к числу тонно-суток хранения.

Приведем перечень наиболее часто используемых показателей логистики на современных предприя­тиях :

1.Отношение числа заказов к выбранному периоду вре­мени.

2.Потребность в материалах, отнесенная к периоду времени.

3.Затраты на персонал, отнесенные к периоду времени.

4.Количество персонала.

5.Количество пропусков по болезни.

6.Доля запасов по отношению к обороту.

7.Стоимость заказов к периоду времени.

8.Среднее наличие на складе.

9.Различие в показателях инвентаризации к количе­ству инвентаризаций.

10.Количество отсутствующих на работе.

11.Стоимость наличия на складах, отнесенная к свя­занному капиталу.

12.Число складских позиций.

13.Продолжительность оборота склада.

14.Среднее время восстановления запаса.

15.Количество (частота) оборотов.

16.Стоимостное выражение различий инвентаризации
к числу инвентаризаций.

17.Уровень готовности к поставкам.

18.Доля запасов в обороте.

19.Доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости
изготовления (материалоемкость).

20.Число позиций заказов за период времени.

21.Средняя продолжительность хранения на складе.

22.Отношение затрат на складирование к площади склада.

23.Доля сторонних организаций в обороте.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Транспортные услуги по перевозке товаров оказывают торговым организациям специализированные транспортные предприятия. Торговые организации эксплуатируют собственные автомобили. В состав крупных торговых организаций входит автотранспортное хозяйство.

Торговая организация, имеющая собственные автомобили, осуществляет доставку товаров через экспедиторов или водителей-экспедиторов. При этом с каждым экспедитором и водителем-экспедитором заключается договор о материальной ответственности. Издержки на транспортировку включают все составляющие затрат на элементарные логистические операции, из которых она состоит, причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки.

Наличие той или иной конкретной совокупности затрат будет зависеть от базисных условий поставки, установленных договором купли-продажи. Отдельные логистические издержки в транспортировке могут быть сгруппированы или дифференцированы по определенному звену ЛС в цепи поставок.

Транспортные издержки являются базой для определения тарифов на услуги логистических посредников: транспортных и транспортно-экспедиционных (стивидорных) фирм, операторов мультимодальной перевозки, агентов, брокеров и др. Система транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между грузоотправителями, грузополучателями и транспортно-логистическими посредниками, зависит от вида транспорта и способа перевозки. Уровень тарифов определяется из условия возмещения затрат на транспортировку и получения планируемой (нормативной) прибыли.

Переход к рыночным отношениям требует новых подходов к проблемам формирования материальных потоков, их рационализации и определения роли транспорта, в том числе и автомобильного, как основного участника процессов воспроизводства, оказывающего существенное влияния на рациональность размещения, обмена и эффективности общественного производства.

Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью продукции решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления издержками и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

Актуальность исследования заключается в том, что экспедиционные издержки в транспортных затратах предприятий могут быть снижены за счет логистических мероприятий. Одна из задач логистики – выделить отдельный заказ и установить, какое количество различных ресурсов требуется на его выполнение.

Объект исследования – отношения складывающиеся по поводу учета, планирования издержек на предприятии.

Предмет – логистические издержки в процессе осуществления деятельности предприятия.

Цель курсовой работы заключается в анализе учета, планирования логистических издержек.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и классификация издержек в логистике;
  • выявить методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации;
  • провести анализ и планирования и учета логистических издержек на примере ООО «Авангард-Н»;
  • выявить проблемы учета издержек в логистике и пути их решения.

Глава 1. Теоретические основы планирования, учета и анализа логистических издержек

1.1. Понятие и классификация издержек в логистике

Издержки производства – затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. И в частности как определены издержки в логистике.

Логистические затраты (издержки) – это сумма всех затрат, связанных с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Классификация логистических затрат приведена на рис. 1.

Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Фактические затраты – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов .

Нормальные затраты – средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.

Рис. 1. Классификация логистических издержек

Плановые затраты – затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.

Регулируемые издержки – издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения). Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) логистической цепи.

Продуктивные затраты – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить. Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции. Затраты на контроль – затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Убыточные затраты – затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание). Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта. Частичные затраты – это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели, например:

• для закупочной логистики – затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;

• для транспортной логистики – надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;

• для логистики складирования – оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Важно рассмотреть принципы логистики, связанные с затратами.

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья логистической цепи необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистической цепи логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистических операций, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления логистической системой необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

1.2 Порядок планирования и учета логистических издержек

логистика учет издержка планирование

Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы (при максимально широком подходе – от первичного источника сырья до конечного потребителя). Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

  • выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;
  • формировать информацию о наиболее значимых затратах;
  • формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи .

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт, или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль. Для эффективной калькуляции издержек нужно:

  1. Точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа
  2. Установить временные рамки затрат
  3. Отнести затраты на конкретные факторы имеющие отношение к оценке альтернативных действий
  4. Установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис.4). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по процессам предполагает:

  • Во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений
  • Во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного процесса

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если например, данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх