Мероприятия внутреннего контроля

М.В. Ризванова генеральный директор АКГ «Уральский союз»
Журнал «Аудитор», №7 за 2014 год

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации1.

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля2.

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/п Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1 Внешние Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2 Внутренние Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3 Внутренние Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4 Внутренние Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5 Внутренние Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6 Внутренние Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7 Внутренние Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8 Внешние и внутренние Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9 Внешние и внутренние Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

п/п Методы и процедуры, применяемые в контрольных действиях
1

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями;
  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды;
  • соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия;
  • сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации;
  • проверка результатов деятельности по областям, подразделениям, направлениям и т. п.
2

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

  • общие средства контроля;
  • прикладные средства контроля.

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

  • средства контроля над изменением программного обеспечения;
  • средства контроля, которые ограничивают доступ к программному обеспечению или базам данных;
  • средства контроля над реализацией новых версий прикладных пакетов программного обеспечения;
  • средства контроля над программным обеспечением систем, которые ограничивают доступ к сервисным программам системы или обеспечивают фиксацию того, кто, когда и какие изменения в данную систему внес.

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

  • проверка арифметической точности бухгалтерских записей;
  • ведение учета и обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей;

такие автоматизированные процедуры контроля, как тестирование компьютером вводимых данных или контроль сквозной нумерации с последующей выдачей персоналу, выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленных несоответствиях, что предполагает исправление таких ошибок в момент ввода либо впоследствии.

3

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

  • меры предосторожности, ограничивающие доступ к активам или бухгалтерским записям;
  • санкционирование допуска к компьютерным программам и файлам с данными;
  • проведение периодических инвентаризаций;
  • разделение обязанностей;
  • контроль над санкционированием (одобрением руководством) может быть делегирован в соответствии с такими установленными представителями собственника правилами, как определение границ разрешенных инвестиций, а операции, связанные с крупными приобретениями или выбытиями, могут потребовать одобрения на ином уровне, включая в некоторых случаях одобрение акционерами.

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Версия для печати

Согласно Закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если её бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательному аудиту, то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда её руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя).
Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объёме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчётности организации.
Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • cт. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.
Минфин РФ разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности1.
В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:
а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчётности;
в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учёта.
Элементы внутреннего контроля
Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:
а) контрольная среда;
б) оценка рисков;
в) процедуры внутреннего контроля;
г) информация и коммуникация;
д) оценка внутреннего контроля.
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создаёт надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.
Коммуникация как элемент внутреннего контроля – это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлён о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведённой ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.
Постановка контроля за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны – ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно её члены будут независимыми ревизорами.
Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своём финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своём финансовом положении2.
#ATTENTION#
Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:
а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учёта на основе первичных учётных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчётность существенных оценочных значений исключительно на основе расчётов);
б) проверка оформления первичных учётных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учёту.
в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Как правило, оно выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию.
г) сверка данных;
д) разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала;
е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
ж) надзор за правильностью осуществления сделок и операций, выполнения учётных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчётности;
з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами (правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и др.).
В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.
Документирование внутреннего контроля
Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учёта).
Применительно к ведению бухгалтерского учёта, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учётная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведётся бухгалтерский учёт, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учёта.
Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчётности, должностные инструкции.
Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость её обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.
Организация внутреннего контроля
Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов её деятельности, особенностей её системы управления.
При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:
а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех её подразделениях;
б) в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.
Внутренний контроль, как правило, осуществляют:
а) органы управления организации;
б) ревизионная комиссия (ревизор);
в) главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта;
г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
д) специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
е) другой персонал и подразделения организации.
При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.
Приведём пример документального оформления порядка распределения полномочий и функций при организации внутреннего контроля в организации.
Утверждаю
Генеральный директор (директор) ООО «ВЕКТОР»
ПОЛОЖЕНИЕ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
ООО «ВЕКТОР»
Совет директоров* ООО «Вектор»:

  • устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;
  • утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне организации в целом;
  • принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля;
  • наблюдает за процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) организации.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО «Вектор»:

  • наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью службы внутреннего контроля;
  • анализирует отчёты организации о состоянии внутреннего контроля.

Генеральный директор (директор) ООО «Вектор»:

  • отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;
  • отвечает за ведение бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности в целом;
  • проводит регулярные встречи с руководителями подразделений организации для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;
  • анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений организации мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;
  • рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

Главный бухгалтер отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности.
#FOOTNOTE#
Руководители подразделений и иной персонал ООО «Вектор» в соответствии со своими полномочиями и функциями, определёнными должностными инструкциями и Положением о документообороте (графиком документооборота):

  • проводят оценку рисков;
  • составляют и обновляют документацию, являющуюся составной частью Положения о внутреннем контроле организации;
  • осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;
  • осуществляют оценку внутреннего контроля.

___________________________
Совет директоров может быть учреждён в обществе независимо от того, состоит ли в обществе один-единственный участник или в обществе состоит большее количество участников.

Необходимость контроля вытекает из сущности финансов. В производственно-хозяйственной деятельности организации заинтересованы различные стороны: собственники; государство; работники; кредиторы; хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

Финансы организаций — это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функциях. Они выражают денежные распределительные отношения, без которых не может совершаться кругооборот общественных производственных фондов.

Финансы организаций выполняют ряд функций, основными из которых являются обеспечивающая, распределительная, стимулирующая и контрольная.

  • 1. Обеспечивающая (воспроизводственная) функция заключается в том, что организация должна быть полностью обеспечена в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами». (Многие ученные не выделяют обеспечивающую функцию как самостоятельную, а относят ее к распределительной.)
  • 2. Распределительная функция связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы организации должны быть оптимально распределены.

Этот процесс происходит путем получения организацией денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование дохода (рис. 3.1.1).

Рис. 3.1.1. Схема распределения доходов

Финансовые ресурсы организации также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль организации.

  • 3. Стимулирующая функция основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С ее помощью определяются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
  • 4. Контрольная функция финансов организации способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения. Под контрольной функцией следует понимать внутренне присущую финансам организаций способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики организации, вид экономической деятельности с помощью таких финансовых категорий, как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • — контроль за правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
  • — контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;
  • — контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Контрольная функция связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны. К санкциям относят штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хозяйственным партнерам, банкам.

По вопросу о функциях финансов организации нет единого мнения, отдельные экономисты и финансисты в своих работах предлагают иные трактовки. Однако, по мнению составителей учебника, предложенные выше функции являются наиболее верными.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью (далее соответственно — Положение, Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Общества.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее — внутренний контроль).

1.3. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что Общество обеспечивает:

— эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

— достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

— соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

1.4. Внутренний контроль способствует достижению Обществом целей своей деятельности, обеспечивает предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

2. Элементы внутреннего контроля

2.1. Основными элементами внутреннего контроля Общества являются:

— контрольная среда;

— оценка рисков;

— процедуры внутреннего контроля;

— информация и коммуникация;

— оценка внутреннего контроля.

2.2. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности Общества, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне Общества в целом. Контрольная среда отражает культуру управления Обществом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

2.3. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего Положения под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения Обществом целей деятельности. При выявлении рисков Общество принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки Общество рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

— возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности Общества;

— полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

— права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства Общества, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

— оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

— представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.4. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей Общества.

2.4.1. Процедуры внутреннего контроля, применяемые Обществом:

— документальное оформление;

— подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям;

— санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;

— сверка данных;

— разграничение полномочий и ротация обязанностей;

— процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

— надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей;

— процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений).

2.4.2. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

2.4.3. В зависимости от момента осуществления процедуры внутреннего контроля подразделяются на предварительные и последующие.

Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

2.4.4. В зависимости от степени автоматизации процедуры внутреннего контроля подразделяются на автоматические, полуавтоматические, ручные.

Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала.

Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную.

Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом Общества вне информационных систем.

2.5. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы Общества. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения Общества, эффективность внутреннего контроля. Информационная система Общества должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета.

Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

2.6. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) Общества.

Объем и характер способов и методов оценки внутреннего контроля определяются руководителем соответствующего подразделения или руководителем Общества.

Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля, то есть оценка внутреннего контроля, осуществляемая Обществом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством Общества в форме регулярного анализа результатов деятельности Общества, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

3. Документирование внутреннего контроля

3.1. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов Общества: приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета Общества.

3.2. Положения, касающиеся контрольной среды Общества, являются частью документов, определяющих:

— стратегию, цели и ценности Общества, его поведение на рынке и методы управления им;

— правила поведения руководства и иного персонала Общества при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики);

— организационную структуру Общества, в том числе место и роль его подразделений, уровни принятия решений, штатное расписание;

— функции подразделений Общества, полномочия и ответственность их руководителей (положения об отдельных подразделениях Общества);

— правила принятия управленческих решений и осуществления сделок и операций, в том числе учетную политику Общества;

— кадровую политику, устанавливающую подходы к найму, обучению и развитию персонала Общества, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика Общества, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала Общества и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

3.3. Документированию рисков предшествует описание бизнес-процессов и процедур работы Общества. Достоверное описание бизнес-процессов Общества способствует выявлению и оценке всех существенных рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний контроль.

Описание бизнес-процессов Общества проводится в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры. Описания бизнес-процессов Общества составляются в текстовой и графической форме, что обеспечивает полноту и наглядность представления деятельности Общества.

Описание риска включает:

— указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее риск;

— причину и вероятность его возникновения;

— возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

По результатам оценки рисков Общество определяет наиболее существенные риски и принимает решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

С целью систематизации принятых Обществом процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам и зафиксированных в соответствующих внутренних организационно-распорядительных документах, а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков, составляется матрица рисков и процедур внутреннего контроля.

Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:

— описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

— наименование области или процесса, который подвержен риску;

— наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

— классификацию процедуры внутреннего контроля, если это необходимо для структурирования информации;

— исполнителя процедуры внутреннего контроля;

— частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

— входящие документы, на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля;

— исходящие документы.

3.4. Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, регулярно обновляется. Общество не реже одного раза в год проводит оценку необходимости обновления документации. Основанием для обновления документации могут являться результаты периодической оценки и непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы Общества. Обновление документации производится в течение разумного срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности Общества.

3.5. Общество обеспечивает хранение документации, оформляющей организацию и осуществление внутреннего контроля, в течение разумных сроков.

4. Организация внутреннего контроля

4.1. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала Общества, определен в зависимости от характера и масштабов деятельности Общества, особенностей его системы управления.

4.2. При организации внутреннего контроля Общество исходит из того, что:

— внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления Обществом, во всех его подразделениях;

— в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал Общества в соответствии с его полномочиями и функциями;

— полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

4.3. Внутренний контроль осуществляют:

— органы управления Общества;

— ревизионная комиссия (ревизор) Общества;

— главный бухгалтер Общества;

— внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества;

— другой персонал и подразделения Общества;

— специальные должностные лица, специальное подразделение Общества, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля.

4.4. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества:

— устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;

— утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне Общества в целом;

— принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля.

4.5. Комитет по аудиту совета директоров (наблюдательного совета) Общества:

— наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью специального подразделения внутреннего контроля, процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) Общества;

— анализирует отчеты внешнего и внутреннего аудитора о состоянии внутреннего контроля;

— проводит регулярные встречи с руководителями подразделений Общества для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;

— анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений Общества мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;

— рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

4.6. Генеральный директор (директор) Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

4.7. Главный бухгалтер Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4.8. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества:

— осуществляет оценку внутреннего контроля;

— подготавливает рекомендации (предложения) по устранению выявленных нарушений и недостатков.

4.9. Руководители подразделений и иной персонал Общества в соответствии со своими полномочиями и функциями:

— проводят оценку рисков;

— составляют и обновляют документацию, оформляющую организацию внутреннего контроля;

— осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;

— осуществляют оценку внутреннего контроля.

4.10. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) Общества:

— осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

— координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения Советом директоров Общества.

5.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение либо утверждение Положения в новой редакции осуществляется по решению Совета директоров общества.

5.3. В случае, если нормы настоящего Положения входят в противоречие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, применяются нормы законодательства Российской Федерации.

Должностная инструкция ведущего специалиста по внутреннему контролю <1>

(главного специалиста по внутреннему контролю)

(профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»)

1. Общие положения

1.1. На должность ведущего специалиста по внутреннему контролю принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена;
2) имеющее дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по направлениям: экономика, юриспруденция; бухгалтерский (финансовый) учет и отчетность; управленческий учет и отчетность; теория и практика внутреннего контроля;
3) имеющее стаж работы, связанный с внутренним контролем, государственным финансовым контролем, внешним аудитом или надзорной деятельностью, определенный экономическим субъектом, не менее двух лет.
1.2. К работе, указанной в п. 1.1 настоящей инструкции, допускается лицо, имеющее допуск к государственной тайне (при необходимости).
1.3. Ведущий специалист по внутреннему контролю должен знать:
1) основные требования внутренних регламентов, регулирующих работу объекта внутреннего контроля и специалистов по внутреннему контролю;
2) приемы оценки полноты и достоверности информационных баз, сформированных специалистами по внутреннему контролю;
3) теорию и практику риск-ориентированного планирования внутреннего контроля, а также современных методов компьютерной обработки информации;
4) основы теории и практики организации управления рисками в экономическом субъекте;
5) основы информационных технологий и информационной безопасности;
6) программные средства автоматизации офисной деятельности, основы деловой документации, делопроизводства в экономическом субъекте и требований профессиональной этики;
7) основные требования законодательной и нормативной баз, стандартов внутреннего контроля и требований профессиональной этики и внутренних регламентов экономического субъекта, регулирующих работу объекта внутреннего контроля и специалистов по внутреннему контролю;
8) практики применения форм, методов, приемов, способов и процедур внутреннего контроля, в том числе с использованием программных продуктов для получения и обработки информации о выявленных отклонениях;
9) требования стандартов по внутреннему контролю и профессиональной этике;
10) программные продукты;
11) основы деловой документации и делопроизводства в экономическом субъекте и требования профессиональной этики;
12) требования стандартов внутреннего контроля экономического субъекта по планированию контроля устранения выявленных внутренним контролем отклонений;
13) программные продукты;
14) основы деловой документации и делопроизводства в экономическом субъекте;
15) Правила внутреннего трудового распорядка;
16) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
17) ____________________________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.4. Ведущий специалист по внутреннему контролю должен уметь:
1) формировать в соответствии с внутренними регламентами экономического субъекта задания для специалистов по внутреннему контролю на формирование ими информационной базы для разработки плановой документации;
2) оценивать качество работы подчиненных специалистов;
3) производить экспресс-анализ и комплексный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности объекта внутреннего контроля;
4) формировать проекты риск-ориентированной плановой документации для проведения внутреннего контроля;
5) оценивать профессиональный уровень и независимость от объекта внутреннего контроля специалистов, предлагаемых для включения в проверяющую группу;
6) формировать в соответствии с документооборотом проекты приказов и распоряжений по проведению внутреннего контроля;
7) закреплять задания, предусмотренные планами и программами по внутреннему контролю, за подчиненными специалистами в соответствии с их профессионализмом;
8) применять для оценки достаточности и надежности доказательств, представленных подчиненными специалистами, адекватные приемы внутреннего контроля;
9) оценивать правильность проведения и учета финансово-хозяйственных операций;
10) оценивать условия, способствующие трансформации рисков объекта внутреннего контроля в рисковые события, вырабатывать рекомендации по эффективному управлению рисками;
11) оценивать с помощью современных методик достаточность, надежность и объективность доказательств, представленных членами группы специалистов по внутреннему контролю;
12) вырабатывать по результатам внутреннего контроля эффективные рекомендации по устранению выявленных отклонений;
13) применять методы, приемы, способы и процедуры контроля устранения выявленных внутренним контролем отклонений;
14) обсуждать с ответственными руководителями и специалистами экономического субъекта имеющиеся отклонения от запланированных сроков и объемов работ, предусмотренных плановыми документами;
15) ________________________________.
(другие навыки и умения)
1.5. Ведущий специалист по внутреннему контролю в своей деятельности руководствуется:
1) __________________________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _____________________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) __________________________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.6. Ведущий специалист по внутреннему контролю подчиняется
непосредственно _____________________.
(наименование должности руководителя)
1.7. __________________________________.
(другие общие положения)

2. Трудовые функции

3. Должностные обязанности

3.1. Ведущий специалист по внутреннему контролю исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет подготовку заданий для подчиненных специалистов по внутреннему контролю по формированию информационной базы, отражающей работу объекта внутреннего контроля, и по ее анализу;
2) проводит анализ собранной информации для выявления значимых отклонений от требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
3) осуществляет разработку проектов риск-ориентированной плановой документации;
4) осуществляет подготовку предложений по наиболее целесообразному составу проверяющей группы специалистов по внутреннему контролю;
5) осуществляет подготовку проекта внутреннего регламента о проведении внутреннего контроля.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) распределяет определенные плановой документацией задания между членами группы специалистов по внутреннему контролю;
2) осуществляет оценку качества, достаточности и надежности представленных членами группы специалистов по внутреннему контролю доказательств наличия значимых отклонений от требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
3) самостоятельно проводит процедуру внутреннего контроля по его наиболее рисковым направлениям.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет оценку достаточности, надежности и значимости для объекта внутреннего контроля представленных подчиненными специалистами доказательств наличия отклонений;
2) определяет отклонения, которые будут включены в проект завершающего документа, по результатам внутреннего контроля;
3) осуществляет формирование проекта закрывающего документа, отвечающего требованиям заказчика внутреннего контроля, его обсуждение с руководителями объекта внутреннего контроля.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ и обсуждение эффективности предлагаемых руководством экономического субъекта мероприятий по устранению выявленных внутренним контролем отклонений от требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
2) получает от объекта внутреннего контроля информацию о ходе выполнения им рекомендаций по устранению выявленных отклонений от требований законодательства Российской Федерации, нормативной базы и внутренних регламентов;
3) проводит контрольную проверку полученной информации (при необходимости);
4) осуществляет подготовку и разработку проектов риск-ориентированных плановых документов по контролю или устранению выявленных отклонений и обусловивших их причин;
5) осуществляет контроль выполнения заданий по исправлению выявленных недостатков и устранению обусловивших их причин;
6) осуществляет подготовку информации для руководителя и заказчика внутреннего контроля о ходе выполнения заданий плановых документов по контролю или устранению выявленных отклонений и обусловивших их причин.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. ______________________________.
(другие обязанности)
3.2. ________________________________.
(другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Ведущий специалист по внутреннему контролю имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.1.7. ____________________________.
(другие права)

5. Ответственность

5.1. Ведущий специалист по внутреннему контролю привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _______________________________.
(другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх